Морально-этический ресурс

 

Ни одно из государств, претендующих на звание правового, не может похвастаться исчерпывающим перечнем законов, которые регулировали бы все существующие в нём общественные отношения - политические, экономические, социальные, культурные. Не найдется и граждан, которые знали бы все принятые в стране законодательные документы. Это совершенно естественная ситуация, поскольку правовые отношения в любом обществе опираются не на нормы закона, а на нормы морали.

Наличием нормативно-правовой документации отнюдь не исчерпывается тот круг важнейших факторов и условий, которые определяют уровень профессиональной ответственности сотрудников, занятых в социально-культурной сфере, степень успешного выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Как свидетельствует опыт, важное место здесь принадлежит соблюдению

специалистами необходимых этических, нравственных норм и правил - в поведении, в общении, в повседневных поступках и действиях.

Профессиональная этика лиц, прямо или косвенно участвующих в социально-культурных процессах, с полным правом может быть охарактеризована как морально-этический ресурс. Этот ресурс касается практически всех сторон профессиональной социально-культурной деятельности, поскольку нравственное начало органически входит в любое из её проявлений. Морально-этический ресурс необходим для получения наилучших результатов социально-культурной деятельности, оправдания ее общественного предназначения. С его помощью происходит нравственная регуляция профессионального поведения специалиста, занятого в социально-культурной сфере.

Понятие морально-этического ресурса напрямую тесно связано с наличием четко выраженной социальной позиции у каждого из профессионалов, задействованных в области досуга, образования, искусства, спорта и др. Социальная позиция специалиста, в свою очередь, предполагает органическое единство и оптимальное сочетание у него жизненной, политической и профессиональной позиций.

Жизненную позицию характеризует комплекс внутренних установок профессионала, которыми определяется уровень его активности в тех или иных видах социально-культурной деятельности. Если в его самосознании и практических делах проявляется уровень его идентичности с теми или иными политическими силами, мы вправе говорить о наличии у специалиста определенной политической позиции. Наконец, профессиональная позиция специалиста социально-культурной сферы, начиная с управленцев и кончая рядовыми служащими, характеризуется уровнем его идентичности со своей профессиональной группой, степенью освоения целого ряда морально-психологических установок, присущих подлинным представителям корпуса профессионалов, занятых в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта.

Как известно, в квалификационной характеристике специалиста социально-культурной сферы отражается совокупность профессиональных требований, знаний, умений и навыков, реализуемых в процессе выполнения им конкретных профессиональных обязанностей.

Наряду с профессиограммой деятельность специалиста социально-культурной сферы определяется и его должностной инструкцией - своего рода квалификационным стандартом, установленным для данной профессии или должности. Основное предназначение обоих документов - служить в качестве руководства в каждодневном поведении и общении работника с коллегами, заказчиками, конкретными общностями людей (социумами), представителями других профессий, обществом в целом.

Сравнительный анализ содержания ежегодно обновляемых и корректируемых инвариантных профессиограмм и должностных инструкций специалистов-организаторов социально-культурной деятельности показывает, что действие этих документов распространяется на все отрасли социально-культурной сферы, включая как государственные, так и негосударственные (коммерческие, общественные, кооперативные) учреждения и организации.

К морально-психологическим установкам, отличающим подлинного профессионала, работающего с детьми, подростками и взрослыми, относятся категории профессионального долга, ответственности, совести, достоинства, чести.

Профессиональным долгом специалистов социально-культурной сферы является выработанное в их среде представление о своих обязательствах перед обществом, которые добровольно взяты ими исходя из места и роли их профессии в жизни социума. Профессиональный долг носит двойственный характер. С одной стороны, это объективно существующие обязанности специалистов по удовлетворению многообразных духовных интересов и потребностей населения. С другой, субъективной стороны - это личная готовность специалиста к исполнению этих обязательств.

Не менее важной установкой служит профессиональная ответственность персонала, занятого в государственном и особенно в негосударственном, коммерческом секторе социально-культурной сферы.

В своем содержании профессиональная ответственность отражает реально существующую зависимость между результатом практической деятельности штатных сотрудников и специалистов и теми экономическими, социально-психологическими и другими последствиями, которые он может иметь для общества, отдельного социума, конкретных людей. Кроме того, сама категория ответственности выступает и как сложное понятие, включающее ответственность юридическую, социальную и этическую (нравственную).

Юридическая ответственность предполагает неукоснительное следование конкретным законам и нормам государственного регулирования (права), определяющим, что могут, а что не должны делать социально-культурные учреждения и организации. В отличие от юридической, социальная ответственность подразумевает добровольное участие многочисленных социально-культурных институтов в решении тех или иных социальных проблем. Термин «социально ответственный бизнес» распространяется и на крупные, средние и малые предприятия и фирмы, которые участвуют в благотворительных концертах и спектаклях, праздниках и телемарафонах, субсидировании и материальной поддержке социально незащищенных и нуждающихся групп населения.

Наконец, морально-этическая ответственность персонала в процессе социально-культурной деятельности предусматривает соблюдение так называемой этики бизнеса, норм и правил этичного поведения с клиентами и пользователями социально-культурных услуг во время контактов с аудиторией читателей, зрителей и слушателей, этики отношений с коллегами и т.д.

Среди установок, характеризующих морально-этический ресурс социально-культурной деятельности и гарантирующих исполнение профессионального долга, следует особо выделить категории профессиональной совести, чести и достоинства. Эти установки можно сопоставить со своеобразными индикаторами, «термометрами», четко фиксирующими корректность этического поведения и поступков специалистов, позволяющими вовремя найти оптимальное решение проблемной ситуации, каких в практике менеджеров и педагогов возникает немало. Благодаря их соблюдению о специалисте складывается одобрительное общественное мнение в форме репутации - спонтанно определившейся и широко распространенной оценке его профессиональных и нравственных качеств. Они же свидетельствуют и об уровне самооценки специалистом степени соответствия своих профессиональных поступков, своего профессионального поведения крите-риям самой профессии - педагога и менеджера, артиста и социолога, социального работника и спортсмена.

Помимо нравственных норм, морально-этический ресурс предполагает соблюдение профессионально-этических принципов специалистами, занятыми в тех или иных социально-культурных нишах. Профессионально-этические принципы являются необходимым нравственным ориентиром для всех участников социально-или индивидуально-культурной деятельности.

Суть и смысл базовой (основной) части кодекса этики специалиста социально-культурной сферы включает в себя целый ряд принципиальных положений. В их числе - соблюдение приоритета общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми; соблюдение прав человека и проявление уважения к демократическим институтам общества; следование общепринятым нормам морали и культуры взаимоотношений, проявление глубокой порядочности, воспитанности, уважения к чести и достоинству личности; наконец, обдуманное, добросовестное, тщательное выполнение своих профессиональных функций и действий.

Высокая степень нравственной ответственности тех, кто следует этим принципам в своих повседневных служебных обязанностях и поступках, зафиксирована в зарубежном и отечественном опыте кодификации - международных и внутренних (федеральных, региональных, местных) кодексах этики. В них зафиксированы базовая (сами принципы) и вариативная (нормы и правила) составляющие поведения для профессионалов и непрофессионалов, занятых в различных сферах и видах социально-культурной деятельности - учителей и журналистов, социальных педагогов, клубных, библиотечных, музейных, социальных работников, деятелей литературы и искусства и других. Принципы служат методологической базой их профессионально-нравственного поведения, помогают им воплотить их профессиональную позицию в конкретные профессиональные действия.

Конкретным результатом последовательного использования морально-этического ресурса является установление благоприятного психологического климата любого первичного коллектива, функционирующего в социально-культурной сфере - учебного заведения или театра, редакции ТВ, радио или газеты, музея или спортивного клуба. По оценкам социальных психологов, психологический климат отражает качественную сторону межличностных отношений, он способствует развертыванию творческого потенциала личности и всего коллектива, эффективному задействованию человеческоону межличностных отношений, он способствует развертыванию творческого потенциала личности и всего коллектива, эффективному задействованию человеческого фактора в производстве социально-культурных продуктов и услуг.

Вопросы для контроля и самопроверки к разделу IV

1. Что входит в понятие «ресурсная база учреждений социально-культурной сферы» и кто относится к субъектам её создания и развития?

2. В чем заключаются сходство и различие нормативных и правовых документов, определяющих статус и деятельность социально-культурного учреждения?

3. Существует ли и чем отличается государственная поддержка объектов культуры, относящихся к национальному достоянию страны, от аналогичной поддержки массовых учреждений социально-культурной сферы?

4. Попытайтесь раскрыть и обосновать резервы и возможности самофинансирования объектов социально-культурной сферы. Каковы требования к условиям и организации такого самофинансирования?