Вопрос 2. Государственные социальные внебюджетные фонды
Пенсионный фонд обязан:
• подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;
• назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
• осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;
• составлять проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивать исполнение указанного бюджета;
• регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;
• обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием;
• осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
• осуществлять регистрацию страхователей;
• вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
• вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц;
• обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;
• обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;
• обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;
• бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;
• организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации для застрахованных лиц по вопросам обязательного пенсионного страхования;
• развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Доходы Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:
1) отчислений от единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет;
2) отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения, поступающего в федеральный бюджет;
3) страховых взносов;
4) средств федерального бюджета;
5) сумм пеней и иных финансовых санкций;
6) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
7) добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц
8) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Страховые взносы – наиболее весомая часть бюджета Пенсионного фонда. Для страховых взносов объектом обложения является налоговая база единого социального налога. Тарифы страховых взносов зависят от возраста застрахованного лица и от размера налогооблагаемой базы. В соответствии с этими критериями, устанавливаемыми Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании», размеры тарифов при величине базы начисления страховых взносов на каждое физическое лицо до 280 тыс. руб. колеблются от 4 до 14%. С увеличением размера базы начисления тарифы увеличиваются в соответствии с утвержденной Законом шкалой.
В 2004 г. доходная часть бюджета Пенсионного фонда имела следующую структуру: средства единого социального налога, поступающие из федерального бюджета, составили 44%; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии – 38%; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовое пенсии – 8%; средства федерального бюджета – 6%; доходы, полученные от размещения временно свободных средств, – 3%. Доля остальных источников не превышала одного процента.
Поступающие в бюджет Пенсионного фонда средства направляются на:
• выплату в соответствии с законодательством Р Ф и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
• доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов).
В 2004 г. ведущими направлениями использования средств Пенсионного фонда РФ были:
расходы по обязательному пенсионному страхованию (90% всех расходов), расходы по обязательному пенсионному обеспечению (6%);
расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Пенсионного фонда (3%). Доля остальных расходов не превышала одного процента.
Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). Фонд был создан в 1990 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. с целью управления средствами государственного социального страхования России.
Основными задачами фонда являются:
1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;
2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
3) разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
4) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
Средства Фонда образуются за счет:
• отчислений от единого социального налога;
• отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
• отчислений от единого налога на вмененный доход;
• страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств ФСС в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
• добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
• ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
• прочих доходов.
В доходах Фонда отчисления от единого социального налога составляют примерно 75%, отчисления от единого налога по упрошенной системе налогообложения – 0,5%, отчисления от единого налога на вмененный доход – 0,5%, страховые взносы субъектов хозяйствования – 21%, средства федерального бюджета – 1,5%, доходы от инвестирования части временно свободных средств – 0,5%.
Как видим, наибольшая часть доходов Фонда формируется за счет отчислений от единого социального налога. Отчисления от этого налога в Фонд зависят от размера налоговой базы и категории налогоплательщиков. Для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, организаций, индивидуальных предпринимателей при налоговой базе на каждое физическое лицо до 280 тыс. руб. взносы в Фонд составляют 2,9%.
Для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера ставка взносов в Фонд – 2,2%.
При повышении размера налоговой базы на каждое физическое лицо ставки взносов увеличиваются в соответствии с утвержденной шкалой ставок.
Средства Фонда направляются на:
1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и др.);
3) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
4) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда);
5) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
6) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения.
Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Правительством Российской Федерации, а бюджеты центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Наибольшая часть мобилизованных в Фонд средств используется для выплаты пособий по временной нетрудоспособности — 56%. На ежемесячные страховые выплаты направляется 14%, на пособия по беременности и родам — 8, на пособия по уходу за ребенком до 1,5 года — 4, на пособия при рождении ребенка — 4, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию — 3%.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ. Фонды ОМС созданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г. В Законе определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь. Этим Законом в стране было введено медицинское страхование. Цель его – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской, лекарственной помощи гражданам.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение добровольных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
Фонды медицинского страхования предназначены для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях.
Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом.
Страховые медицинские организации имеют право выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования, устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию, принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги, контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора, защищать интересы застрахованных.
Финансовые ресурсы, предназначенные для обязательного медицинского страхования, направляются в федеральный и территориальные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования, которые были созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и региональных бюджетов.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет:
• отчислений от единого социального налога;
• отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
• отчислений от сельхозналога;
• отчислений от единого налога на вмененный доход;
• добровольных взносов юридических и физических лиц;
• доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.
Территориальные фонды ОМС формируются за счет:
• отчислений от единого социального налога;
• отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения;
• поступлений из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;
• поступлений из Пенсионного фонда РФ на обязательней медицинское страхование неработающих пенсионеров;
• поступлений средств Федерального фонда ОМС на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС;
• доходов от размещения временно свободных денежных средств.
Главным источником формирования федерального и территориальных фондов ОМС является единый социальный налог. В соответствии с Налоговым кодексом размер ставок в эти фонды завис» от категории налогоплательщика этого налога и налоговой базы на каждое физическое лицо.
При налоговой базе на каждое физическое лицо до 200 тыс. руб. ставка взносов составляет:
• для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, организаций и индивидуальных предпринимателей в Федеральный фонд ОМС – 1,1%, в территориальные фонды – 2,0%;
• для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера в Федеральный фонд ОМС – 1,1 в территориальные фонды – 1,2%;
• для индивидуальных предпринимателей ставка в Федеральный фонд – 0,5%; в территориальные фонды – 1,9%;
• для адвокатов ставка в Федеральный фонд – 0,8%; в территориальные фонды – 1,9%.
При повышении размера налоговой базы на каждое физическое лицо ставки взносов увеличиваются в соответствии с утвержденное шкалой ставок. Основная часть (почти 90%) средств Федерального фонда ОМС направляется на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС. На финансирование целевых программ выделяется примерно 10%.
Главными направлениями расходования средств территориальных фондов ОМС является финансирование территориальных программ обязательного медицинского страхования (более 90%) на финансирование мероприятий в области здравоохранения.