Вопрос 1. Сущность, назначение и участники бюджетного процесса
Бюджетный процесс — совокупность действий исполнительной и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой
Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Р. Ф. Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти.
В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время с шения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря; следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.
Участники бюджетного процесса. Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами участников бюджетного процесса.
• органы представительной и исполнительной власти;
• финансовые и налоговые органы;
• органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля;
• главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;
• государственные целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.
Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
Контрольно-счетные органы (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.
Все перечисленные органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса.
Бюджетный процесс включает:
• сводное финансовое планирование и прогнозирование;
• составление перспективного финансового плана;
• составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
• исполнение бюджета в течение бюджетного года;
• анализ и контроль исполнения бюджета.
Вопрос 2.Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
После рассмотрения проекта бюджета в комитетах он с замечаниями и предложениями депутатов выносится на обсуждение Государственной Думы, которая обсуждает его в трех чтениях.
Первое чтение. В первом чтении Государственная Дума рассматривает концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюджетной и итоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской.
Сценарные условия содержат ожидаемые в текущем году и прогнозируемые на плановый период значения следующих показателей:
• цена на нефть сырую марки «Юрал»;
• объем, темпы роста и структура используемого и произведенного валового внутреннего продукта;
• темпы роста базовых отраслей экономики;
• прогноз инфляции, в том числе прогноз базовой инфляции. прогноз роста цен на товары, прогноз роста цен и тарифов на платные услуги, прогноз цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий;
• объемы производства продукции (товаров, работ, услуг) по перечню, согласованному с Министерством финансов Российской Федерации;
• величина амортизации;
• оборот розничной торговли;
• платные услуги, оказываемые населению;
• численность занятых в экономике;
• инвестиции в основной капитал с указанием всех источников финансирования, в том числе инвестиции за счет средств федерального бюджета, прямые иностранные инвестиции;
• фонд заработной платы;
• величина прожиточного минимума в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения;
• прибыль организаций для целей бухгалтерского учета;
• амортизация для целей налогообложения;
• объем экспорта и импорта, в том числе экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и газа;
• курс рубля к доллару США и евро;
• другие показатели по согласованному с Министерством финансов РФ перечню.
Кроме этих показателей Минэкономразвития России разрабатывает основные показатели сводного финансового баланса страны, прилагаемые к сценарным условиям
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении он передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней разрабатывает вариант основных показателей федерального бюджета, согласовывая их с рассматриваемыми Государственной Думой законопроектами о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах, программой государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на планируемый год в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета.
После окончания работы согласительной комиссии Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные основные показатели федерального бюджета, а также законопроекты о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах, о размерах тарифов взносов в государственные федеральные внебюджетные фонды, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда. Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы.
По итогам рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении принимается постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении».
Если Государственная Дума не принимает решение по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете считается повторно отклоненным в первом чтении и Государственная Дума принимает одно из решений, указанных выше.
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и возвращения его на доработку Правительство Российской Федерации в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, содержащихся в заключении Комитета по бюджету и налогам, Комитета по экономической политике, в вносит проект федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня его повторного внесения в Государственную Думу.
В случае отставки Правительства Российской Федерации в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство Российской Федерации представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год не позднее 30 дней после сформирования.
Второе чтение. Проект федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год Государственная Дума рассматривает во втором чтении в течение 15 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении.
Во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и распределение его средств по субъектам Российской Федерации, общий объем бюджета развития и бюджета текущих расходов.
Третье чтение. Проект федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год Государственная Дума рассматривает в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
Государственная Дума в третьем чтении законопроекта рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам, федеральной адресной инвестиционной программе на планируемый год в пределах расходов, утвержденных по разделам федерального бюджета во втором чтении; перечень защищенных статей федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на планируемый год, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам.
На пленарном заседании Государственной Думы при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете третьем чтении рассматриваются три блока поправок:
1) поправки, поддержанные Комитетом по бюджету и налогам соответствующим профильным комитетом Государственной Думы;
2) поправки, отклоненные Комитетом по бюджету и налогам соответствующим профильным комитетом Государственной Думы;
3) поправки, поддержанные одним комитетом и отклонен другим комитетом Государственной Думы.
Принятый Государственной Думой проект федерального закона о федеральном бюджете передается на рассмотрение Совета Федерации. После его рассмотрения и принятия Советом Федерации он передается на рассмотрение Президента Российской Федерации для подписания и обнародования.