Вопрос 1. Сущность, назначение и участники бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс — совокупность действий исполнительной и предста­вительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюд­жетном послании Президента Р. Ф. Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти.

В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время с шения процесса ис­полнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря; следовательно, он совпа­дает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, не­обходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Участники бюджетного процесса. Бюджетный процесс осуществляется орга­нами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномо­чиями, т.е. правами участников бюджетного процесса.

• органы представительной и исполнительной власти;

• финансовые и налоговые органы;

• органы денежно-кредитного регулирования и органы госу­дарственного финансового контроля;

• главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;

• государственные целевые внебюджетные фонды.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое плани­рование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рас­смотрение представительных органов власти, испол­нение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабаты­вает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направле­ния денежно-кредитной политики госу­дарства, обслуживает денежные счета Ка­значейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджет­ных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств — это орган испол­нительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распре­делять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополуча­телям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, ут­верждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необхо­димости распре­деление средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет кон­троль за рациональным, целевым ис­пользованием бюджетополучателем бюджет­ных средств.

Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уве­домления о бюджетных ассигнованиях, утвер­ждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организа­ция, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, соци­ально-культурные мероприятия и др.) и фи­нансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная палата Российской Феде­рации, кон­трольно-счетные палаты субъектов Российской Федера­ции и муниципальных об­разований) осуществляют контроль за ис­полнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюдже­тов и вне­бюджетных фондов.

Все перечисленные органы власти и учреждения являются участниками бюд­жетного процесса.

Бюджетный процесс включает:

• сводное финансовое планирование и прогнозирование;

• составление перспективного финансового плана;

• составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

• исполнение бюджета в течение бюджетного года;

• анализ и контроль исполнения бюджета.

Вопрос 2.Рассмотрение и утверждение проекта бюджета

 

После рассмотрения проекта бюдже­та в комитетах он с замечаниями и пред­ложениями депутатов вы­носится на обсуждение Государственной Думы, которая обсуждает его в трех чтениях.

Первое чтение. В первом чтении Государственная Дума рассматривает кон­цепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюджетной и итоговой политики, основные принципы взаимоотношений феде­рального бюджета с бюджетами субъектов Российской Фе­дерации, программу государственных внешних заимствований Российской Феде­рации и предоставления государственных кредитов Российской.

Сценарные условия содержат ожидаемые в текущем году и про­гнозируемые на плановый период значения следующих показателей:

• цена на нефть сырую марки «Юрал»;

• объем, темпы роста и структура используемого и произве­денного валового внутреннего продукта;

• темпы роста базовых отраслей экономики;

• прогноз инфляции, в том числе прогноз базовой инфляции. прогноз роста цен на товары, прогноз роста цен и тарифов на платные услуги, прогноз цен и тарифов на товары и услу­ги естественных монополий;

• объемы производства продукции (товаров, работ, услуг) по перечню, согласо­ванному с Министерством финансов Рос­сийской Федерации;

• величина амортизации;

• оборот розничной торговли;

• платные услуги, оказываемые населению;

• численность занятых в экономике;

• инвестиции в основной капитал с указанием всех источни­ков финансирования, в том числе инвестиции за счет средств федерального бюджета, прямые иностран­ные инве­стиции;

• фонд заработной платы;

• величина прожиточного минимума в расчете на душу насе­ления и по основ­ным социально-демографическим группам населения;

• прибыль организаций для целей бухгалтерского учета;

• амортизация для целей налогообложения;

• объем экспорта и импорта, в том числе экспорт и импорт нефти, нефтепродук­тов и газа;

• курс рубля к доллару США и евро;

• другие показатели по согласованному с Министерством фи­нансов РФ пе­речню.

Кроме этих показателей Минэкономразвития России разраба­тывает основные показатели сводного финансового баланса страны, прилагаемые к сценарным ус­ловиям

В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении он передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней разрабатывает вариант основных показате­лей федерального бюджета, согла­совывая их с рассматриваемыми Го­сударственной Думой законопроектами о вне­сении изменений и до­полнений в законодательные акты о налогах, программой государст­венных внешних заимствований Российской Федерации и предостав­ле­ния государственных кредитов Российской Федерацией иностран­ным государст­вам на планируемый год в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета.

После окончания работы согласительной комиссии Правитель­ство Россий­ской Федерации вносит на рассмотрение Государствен­ной Думы согласованные основные показатели федерального бюд­жета, а также законопроекты о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах, о размерах тарифов взносов в государственные федеральные внебюджетные фонды, о повышении ми­нимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасче­та государствен­ных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда. Позиции, по ко­торым стороны не выработали согла­сованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы.

По итогам рассмотрения проекта федерального закона о феде­ральном бюд­жете в первом чтении принимается постановление Госу­дарственной Думы Феде­рального Собрания Российской Федерации «О принятии проекта федерального за­кона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении».

Если Государственная Дума не принимает решение по основным характери­стикам федерального бюджета по итогам работы согласи­тельной комиссии, про­ект федерального закона о федеральном бюд­жете считается повторно отклонен­ным в первом чтении и Государст­венная Дума принимает одно из решений, ука­занных выше.

В случае отклонения проекта федерального закона о федераль­ном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и воз­вращения его на доработку Пра­вительство Российской Федерации в течение 20 дней дорабатывает указанный за­конопроект с учетом предложений и рекомендаций, содержащихся в заключении Коми­тета по бюджету и налогам, Комитета по экономической политике, в вносит проект федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государст­венной Думы повторно в первом чтении. При повторном внесении указанного за­конопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня его повторного внесения в Государственную Думу.

В случае отставки Правительства Российской Федерации в свя­зи с отклоне­нием проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформирован­ное Правительство Российской Феде­рации представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год не позднее 30 дней по­сле сформирования.

Второе чтение. Проект федерального закона о федераль­ном бюджете на пла­нируемый год Государственная Дума рассмат­ривает во втором чтении в течение 15 дней со дня принятия зако­нопроекта в первом чтении.

Во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Го­сударственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федераль­ного бюджета, утвержденного в первом чтении, размер Федерального фонда фи­нансовой поддержки субъектов Российской Федерации и распределение его средств по субъектам Российской Федерации, общий объем бюджета развития и бюджета текущих расходов.

Третье чтение. Проект федерального закона о федераль­ном бюджете на пла­нируемый год Государственная Дума рассмат­ривает в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указан­ного законопроекта во втором чтении.

Государственная Дума в третьем чтении законопроекта рассмат­ривает рас­ходы федерального бюджета по подразделам функцио­нальной классификации, всем уровням ведомственной классифика­ции, федеральным целевым программам, федеральной адресной инвестиционной программе на планируемый год в преде­лах расхо­дов, утвержденных по разделам федерального бюджета во втором чте­нии; перечень защищенных статей федерального бюджета, про­граммы предостав­ления гарантий Правительства Российской Феде­рации на планируемый год, про­граммы предоставления средств фе­дерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расхо­дов, программу государственных внешних заимствований Россий­ской Федерации и предоставления государственных кредитов Рос­сийской Федерацией иностранным государствам.

На пленарном заседании Государственной Думы при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете третьем чтении рассматриваются три блока поправок:

1) поправки, поддержанные Комитетом по бюджету и налогам соответст­вующим профильным комитетом Государственной Думы;

2) поправки, отклоненные Комитетом по бюджету и налогам соответствую­щим профильным комитетом Государственной Думы;

3) поправки, поддержанные одним комитетом и отклонен другим комитетом Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой проект федерального закона о федераль­ном бюджете передается на рассмотрение Совета Феде­рации. После его рассмот­рения и принятия Советом Федерации он передается на рассмотрение Президента Российской Федерации для подписания и обнародования.