НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
План:
1. Понятие экологически неблагополучных территорий.
2. Правовой режим экологически неблагополучных территорий.
1. Понятие экологически неблагополучных территорий
В Республике Казахстан сохраняется неблагополучная экологическая обстановка. Аральский и Семипалатинский регионы официально объявлены зонами экологического бедствия, где произошли разрушение естественных экологических систем, деградация флоры и фауны и вследствие неблагополучной экологической обстановки нанесен существенный вред здоровью населения.
В зоне экологического бедствия Приаралья (178 населенных пунктов с населением 186,3 тыс. человек) наблюдается высокий уровень желудочно-кишечных заболеваний и анемии, особенно среди женщин и детей, детской смертности и врожденной патологии.
В настоящее время в районах, прилегающих к бывшему Семипалатинскому полигону (85 населенных пунктов с численностью населения 71,9 тыс. человек), отмечается высокий уровень онкологической заболеваемости и смертности населения, болезней системы кровообращения, пороков развития среди новорожденных и эффектов преждевременного старения314.
Семипалатинский испытательный ядерный полигон расположен на пересечении трех областей Казахстана: Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Карагандинской и занимает площадь 18 тыс. кв. км. За время функционирования СИП (1949-1989 годы) на его территории было проведено 466 ядерных испытаний, в том числе 30 наземных, 88 воздушных и 348 подземных ядерных взрывов, при этом 13 взрывов повлекли за собой выброс радиоактивных газов в атмосферу. По различным оценкам экспертов около
1,2 миллиона жителей было подвержено влиянию радиационного излучения.
Указом Президента Республики Казахстан от 29 августа 1991 года № 409 Семипалатинский испытательный ядерный полигон был закрыт315.
Неудивительно, что в настоящее время возникли такие новые категории, как «зона экологического бедствия», «чрезвычайная экологическая ситуация».
Понятия зоны экологического бедствия и чрезвычайной экологической обстановки были закреплены в ст.68 и ст.69 прежнего Закон:! РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г.
Экологический кодекс РК, принятый 9 января 2007 года, по сравнению с Законом РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 года более полно регулирует правовой режим экологически неблагополучных территорий. В ЭК РК предусмотрены целых две главы: Глава 23 «Понятие и порядок объявления отдельных территорий зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия» и Глава 24 «Особенности правового регулирования в зонах чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия», содержащие 8 статей, тогда как в старом Законе имелась одна статья, включающая всего 3 статьи.
В Главе 23 модифицированы понятия чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия.
Так, согласно ст. 173 «Чрезвычайная экологическая ситуация и экологическое бедствие» чрезвычайная экологическая ситуация - это экологическая обстановка, возникшая на участке территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности или естественных природных процессов происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
Экологическое бедствие - это экологическая обстановка, возникшая на участке территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности или естественных природных процессов произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экологических систем, ухудшение состояния животного и растительного мира.
314 Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы: одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 годаЫ 1241 /Справочная правовая система ЮРИСТ.
" Постановление Правительства РК «Об утверждении Программы по комплексному решению проблем бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона на 2005-2007 годы» от 20 сентября 2005 года № 927 /Справочная правовая система ЮРИСТ.
Новым является включение в ст. 173 ЭК РК понятия «существенное ухудшение здоровья населения», «угроза здоровью населения».
Под угрозой здоровью населенияпонимается увеличение частоты обратимых нарушений здоровья, связанных с загрязнением окружающей среды.
Под существенным ухудшением здоровьянаселения понимается увеличение необратимых не совместимых с жизнью нарушений здоровья, изменений структуры причин смерти и появлений специфических заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды, а также существенное увеличение частоты обратимых нарушений здоровья, связанных с загрязнением окружающей среды.
Отнесение территорий к зонам чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия осуществляется в целях определения источников и факторов ухудшения экологической обстановки и разработки обоснованных неотложных мер по стабилизации и снижению степени экологического неблагополучия, снижению уровня воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, проведению оперативных мер по восстановлению природных ресурсов и минимизации последствий на состояние здоровья населения.
Для образования зон чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия согласно ст. 174 ЭК РК создается специальная комиссия. В состав комиссии входят депутаты местных представительных и исполнительных органов, представители природоохранительных органов, органов образования, науки, здравоохранения и т.д. Комиссия осуществляет сбор и анализ материалов, которые передаются в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для проведения государственной экологической экспертизы.
В заключении государственной экологической экспертизы должен содержаться вывод о признании или непризнании территории зоной чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия.
Территория объявляется: 1) зоной чрезвычайной экологической ситуации - постановлением Правительства Республики Казахстан; 2) зоной экологического бедствия - законом Республики Казахстан.
Ранее, в соответствии с п. 2 ст. 49 Закона КазССР «Об охране окружающей природной среды в КазССР» зоны экологического бедствия определялись Кабинетом Министров РК, в отдельных случаях - Верховным Советом РК. Так, Постановлением Верховного Совета РК «О неотложных мерах по коренному преобразованию условий проживания населения Приаралья» от 18 января 1992 г. казахстанская часть Приаралья была объявлена зоной экологического бедствия, а Постановлением Кабинета Министров РК от 9 ию-
ня 1992 г. № 513 «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента РК от 29 августа 1994 г. №409 «О закрытии Семипалатинского ядерного полигона» такой же зоной была объявлена Семипалатинская область и прилегающие к полигону районы.
Исходя из вышеуказанных определений чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, можно сформулировать определение зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия:
Зона чрезвычайной экологической ситуации- это участок территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности или естественных природных процессов происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
Зона экологического бедствия- это участок территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности или естественных природных процессов произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экологических систем, ухудшение состояния животного и растительного мира.
При сравнении определений «зона чрезвычайной экологической ситуации» и «зона экологического бедствия» трудно понять, чем же они отличаются друг от друга. И в первом, и во втором случае происходят отрицательные изменения окружающей среды, опасные для жизнедеятельности людей, животных и растений. Однако зона чрезвычайной экологической ситуации является своего рода переходным этапом к зоне экологического бедствия. Степень опасности последней является более высокой, т. к. здесь причиняется не просто вред, а существенный вред здоровью населения, экосистемы разрушены, животный и растительный мир находится на грани полного уничтожения.
Кроме того, отличительной особенностью зоны чрезвычайной экологической ситуации является обратимость. Это значит, что при устранении факторов, вызвавших экологическое бедствие, и проведении специальных мероприятий природоохранного характера экосистема способна к самовосстановлению. В случае же с зоной экологического бедствия эта способность экосистемы разрушена, процессы, вызвавшие бедствие, необратимы.
Различия имеются и в порядке образования этих зон: зоной чрезвычайной экологической ситуации территория объявляется постановлением Правительства Республики Казахстан, а зоной экологического бедствия - законом Республики Казахстан.
Итак, зона чрезвычайной экологической ситуации и зона экологического бедствия различаются:
1) по степени экологического вреда. В зоне экологического бедствия произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, а в зоне чрезвычайной экологической ситуации - устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, на которые сама природа может отреагировать и самовосстановиться.
2) по степени общественной опасности последствий. В зоне экологического бедствия экологический вред является реальным. Это - существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экологических систем, ухудшение состояния животного и растительного мира. В зоне чрезвычайной экологической ситуации существует лишь реальная угроза причинения таких последствий.
3) по порядку образования этих зон. Зона экологического бедствия объявляется законом Республики Казахстан, а зона чрезвычайной экологической ситуации - постановлением Правительства Республики Казахстан.
4) по последовательности образования. Зона чрезвычайной экологической ситуации является своего рода предварительным, переходным этапом к зоне экологического бедствия, а не наоборот.
5) по структуре зоны. В отличие от зоны чрезвычайной экологической ситуации зона экологического бедствия имеет свою структуру. Она классифицируются на подзоны в зависимости от сложности и тяжести чрезвычайной экологической ситуации или факторов, обусловивших ее.
В соответствии со ст. 2 Закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» от 30 июля 1992 г. территория экологического бедствия в Приаралье подразделяется на следующие подзоны:
— экологической катастрофы;
— экологического кризиса;
— экологического предкризисного состояния.
Основными критериями определения границ зоны экологической катастрофы являются:
— устойчивый рост смертности населения;
— вынужденная миграция по экологическим причинам;
— превышение нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в окружающую природную среду в размерах, угрожающих жизни населения;
— полное разрушение экологических систем и потеря ими способности к самовосстановлению;
— катастрофическое обмеление водных объектов, превышающее веко
вые колебания.
В зону экологической катастрофы входят территории Аральского и Ка-залинского районов Кзылординской области, Челкарского района Актюбин-ской области (ст. 3 Закона).
Основными критериями определения границ зоны экологического кризиса являются:
— устойчивый рост специфической заболеваемости населения;
— превышение нормативов ПДК, загрязняющих веществ в окружающую природную среду в размерах, опасных для здоровья населения;
— сокращение видового состава и нарушение структурной целостности экосистем;
— снижение биопродуктивности экосистем на 75 %;
— кризисное обмеление водных объектов, превышающее среднемного-летние колебания.
Зону экологического кризиса составляют территории районов Кзылординской области (кроме Аральского и Казалинского), г. Кзылорда и г. Ленинск (ст. 4).
К основным критериям определения границ зоны экологического предкризисного состояния относятся:
— устойчивый рост заболеваемости населения, имеющий причинную связь с экономическим кризисным состоянием;
— устойчивое превышение нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
— сокращение количественного видового состава экосистем и падение их продуктивности не менее чем на 50 %;
— обмеление водных объектов, превышающее среднемноголетнее колебания.
В зону экологического предкризисного состояния входят территории Байганинского, Иргизского, Мугалжарского (в пределах границ населенных пунктов бывшего Мугоджарского района), Темирского районов Актюбин-ской области; Арысского (в том числе город Арысь), Отрарского, Сузакско-го, Чардаринского районов и города Туркестан Южно-Казахстанской области, а также Улытауского района (в пределах границ населенных пунктов бывшего Жездинского района Жезказганской области) Карагандинской области (ст. 5).
Как мы видим, Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» конкретизирует понятие зоны экологического бедствия, выделяя ее подзоны.
К зоне экологического бедствия относится и регион, пострадавший вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне.
Согласно Закону РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» от 18 декабря 1992 года, вся территория Семипалатинской и прилегающие к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей признаны зоной экологического бедствия. В данном законе также существует классификация территорий, подвергшихся воздействию ядерных испытаний, т. е. выделение своих подзон.
В соответствии со ст. 4 Закона в зависимости от величины эффективной дозы загрязненные территории подразделяются на:
— зону чрезвычайного радиационного риска;
— зону максимального радиационного риска;
— зону повышенного радиационного риска;
— зону минимального радиационного риска;
— территорию с льготным социально-экологическим статусом. Согласно ст. 5 Закона, зона чрезвычайного радиационного риска - часть
территории, подвергшейся радиационному загрязнению с дозой воздействия на население свыше 100 бэр за весь период испытания, входящая в полосу максимального систематического воздействия. К этой зоне относятся территории населенных пунктов Сарапан и Иса Жанасемейского района, часть территории Бескарайского района Семипалатинской области.
В соответствии со ст. 6 зоной максимального риска признается часть территории^ подвергшейся радиационному загрязнению с дозой воздействия на население от 35 до 100 бэр за весь период испытаний. В эту зону входят населенные пункты Абаского, Абралинского, Бескарагайского и Жанасемейского районов Семипалатинской области, часть территории майского района 11авлодарской области.
Статья 7 Закона определяет зону повышенного радиационного риска как часть территории, подвергшейся радиационному загрязнению с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний. К этой зоне относятся города Семипалатинск и Курчатов, населенные пункты Чубартау-ского, Аягузского и других районов Семипалатинской области, Егиндыбу-лакский район Карагандинской области, Майский район Павлодарской области, Таврический, Шемонаихинский, Глубоко воде кий, Уланский районы Восточно-Казахстанской области, города Усть-Каменогорск и Лениногорск.
В соответствии со ст. 8 Закона зона минимального радиационного риска - это часть территории, подвергшейся радиационному загрязнению с дозой воздействия на население от 1 до 7 бэр за весь период испытаний.
К этой зоне относятся населенные пункты Маканчинского, Урджарско
го, Таскескенского, Кокпектинского, Аксуатского районов Семипал!....................
ской области, Каркаралинского района Карагандинской области, Лебяжий ского района Павлодарской области, Зыряновского, Самарского, СеребрЯН-ского, Зайсанского и Тарбагатайского районов Восточно-Казахстанской области.
В отношении территории с льготным социально-экономическим статусом хотелось бы сказать, что по всем критериям она не носит признаков зоны экологического бедствия. Она прилегает к зоне минимального радиационного риска, на которой эффективная эквивалентная доза облучения в силу различных причин ниже 0,1 бэр (уровень, при превышении которого территория считается загрязненной) за весь период испытаний, но здесь имеет место существенное отрицательное воздействие психо-эмоциональпыч пи-грузок, связанных с проживанием вблизи радиационно-сейсмоопаспых районов (ст. 9). По нашему мнению, данная территория не должна вход:т. в зону экологического бедствия.
Бэр-это внесистемная единица эквивалентной дозы излучения. I бэр 0,01 Дж/кг. До 1963 единица бэр определялась как биологический ЭК1ИМ лент рентгена (отсюда название)316.
Проанализировав содержание Законов РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в I [риарвлье» И «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных Испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», можно прийти К выводу, что критерии отнесения территорий к зонам экологическом! бедствия в первом и во втором случае не одинаковы. Критериями для 01 несении Приаралья к указанной зоне служит уровень загрязнения окружающей при родной среды и обмеления водных объектов; устойчивый рост смертности И заболеваемости населения, разрушение естественных экосистем; для отнесения Семипалатинского региона к зоне экологического бедствия критери ем является уровень радиационного загрязнения.
В настоящее время установлены единые критерии оценки ЭКОЛ01 ИЧвСКОЙ обстановки территорий, по которым территорию можно признан. ЮНОЙ экологического бедствия либо зоной чрезвычайной экологической ситуа ции. Они закреплены в Постановлении Правительства Республики Казах стан «Об утверждении критериев оценки экологической обстановки территорий» от 31 июля 2007 года №653.
Советский энциклопедический словарь. - М: Советская энциклопедия 1979. С.187.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать определение экологически неблагополучной территории. Это собирательное понятие, включающее в себя и «зоны экологического бедствия» и «зоны чрезвычайной экологической ситуации».
По мнению М. М Бринчука, под экологически неблагополучной территорией понимается участок территории, состояние окружающей среды которого соответствует установленным взаконодательстве критериям, необходимым для выделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды317.
Попробуем дать расширенное толкование экологически неблагополучной территории:это территория, на которой в результате хозяйственной и иной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы, имевшей место аварии произошли устойчивые отрицательные (обратимые и необратимые), вызвавшие рост заболеваемости и смертности населения изменения, связанные с нарушением природного равновесия, разрушением естественных экологических систем, деградацией почв, растительного и животного мира, либо с угрозой таких последствий.
Можно выделить ряд объективных и субъективных признаков, характеризующих экологически неблагополучную территорию.
1) Прежде всего, такая зона представляет собой часть пространства биосферы Земли. Это не просто участок земной поверхности, сюда входят все находящиеся на нем природные объекты (леса, воды, животный и растительный мир), а также материальные предметы антропогенного происхождения. Также экологически неблагоприятной зоной может быть участок акватории. А при определенных условиях в ее состав войдут недра Земли и околоземное воздушное пространство.
2) Следующим признаком является наличие устойчивых отрицательных изменений природной среды. К отрицательным изменениям природной среды можно отнести: деградацию и гибель живых организмов, увеличение заболеваемости и смертности населения, изменения видового состава и разнообразия животного и растительного мира, ухудшение климатических условий и другие явления, деградацию почв.
Данные изменения должны быть устойчивыми, т. е. должны наблюдаться втечение длительного времени. Естественно, что для их устранения потребуется большой срок, поэтому зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия объявляются надолго, в отличие от территорий, на которых устанавливаются чрезвычайное положение в связи со сти-
317 Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). — М.: Юристъ, 1998. С. 600. 464
хийными бедствиями, крупными катастрофами или авариями, эпидемиями и эпизоотиями.
Для выявления негативных изменений втом или ином регионе используются единые критерии оценки экологической обстановки территорий, по которым территорию можно признать зоной экологического бедствия либо зоной чрезвычайной экологической ситуации. Они закреплены в Постановлении Правительства Республики Казахстан «Об утверждении критериев оценки экологической обстановки территорий» от 31 июля 2007 года № 653.
Критерии оценки экологической обстановки территорий- совокупность показателей, характеризующих ухудшение состояния здоровья населения и окружающей среды.
Критерии оценки экологической обстановки территорий используются при определении зоны чрезвычайной экологической ситуации или зоны экологического бедствия.
Определение зоны чрезвычайной экологической ситуации или зоны экологического бедствия осуществляется по одному или нескольким основным и дополнительным показателям, отражающим более высокую степень неблагополучной экологической обстановки.
Критерии оценки экологической обстановки территорий могут быть использованы в иных целях определения состояния здоровья населения и окружающей среды.
Рассматриваемые критерии можно подразделить на две группы показателей - показатели оценки состояния окружающей человека среды и критерии изменения окружающей природной среды.
Для оценки экологической обстановки территорий необходимы следующие показатели:
А) показатели оценки состояния окружающей человека среды:
1. Медико-демографические показателидля оценки состояния здоровья населения, применяемые для оценки экологической обстановки территории. К основным медико-демографическим показателям относятся: заболеваемость, детская смертность, медико-генетические нарушения, специфические и онкологические заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды.
2. Показатели загрязнения воздуха селитебных территорий,т.е. территорий, занятых городами и населенными пунктами городского пункта, или предназначенных для городского строительства.
3. Показатели санитарно-эпидемиологической ситуации, связанной с питьевой водой централизованного водоснабжения.