Виды особо охраняемых природных территорий
Государственные природный заповедник - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного и научного учреждения, целью деятельности которого являются сохранение и изучение на его территории естественного хода природных процессов и явлений, объектов растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем и их восстановление.
Выделяют 4 признака заповедника :
— экологический, т. е. заповедник представляет собой участок первозданной природы, своеобразный эталон, не подвергшийся разрушительному влиянию хозяйственной деятельности человека;
— географический - заповедник представляет собой либо редкий, либо типичный ландшафт;
— биологический - включает совокупность растительных и животных сообществ, генофонд растений и животных;
— охранный - входит в состав особо охраняемых природных территорий.
Государственные природные заповедники имеют высшую категорию особо охраняемых природных территорий республиканского значения.
В настоящее время в Республике Казахстан образованы следующие заповедники:
1. Алакольский государственный природный заповедник.
2. Алматинский государственный природный заповедник.
3. Аксу-Джабаглинский государственный природный заповедник.
4. Барсакельмесский государственный природный заповедник.
5. Западно-Алтайский государственный природный заповедник.
6. Кургальджинский государственный природный заповедник.
7. Маркакольский государственный природный заповедник.
8. Наурзумский государственный природный заповедник.
9. Устюртский государственный природный заповедник
10. Каратауский государственный природный заповедник
Кроме того, действует Государственный историко-культурный и природный заповедник-музей «Тамгалы» в Алматинской области.
______________________________
310 Петров В. В. Указ. раб. С. 469-470. 438
Предполагается создание Тургайского, Бетпакдалинского, Прибалхаш-ского заповедников.
К основной деятельности государственных природных заповедников относятся:
1) обеспечение режима охраны и восстановления биологического разнообразия государственного природного заповедника и его охранной зоны;
2) организация и проведение научных исследований по изучению и мониторингу экологических систем, объектов государственного природно-заповедного фонда, включая ведение Летописи природы;
3) проведение эколого-просветительной деятельности;
4) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов, которые могут оказать вредное воздействие на экологические системы государственного природного заповедника;
5) регулирование использования территории государственного природного заповедника и его охранной зоны в эколого-просветительных, научных и ограниченных туристских целях.
В государственных природных заповедниках, кроме обязательных мер особой охраны, запрещаются:
1) действия, изменяющие гидрологический режим территории;
2) строительство зданий (строений и сооружений), дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций и объектов, не связанных с функционированием государственного природного заповедника;
3) геологоразведочные работы и добыча полезных ископаемых;
4) нарушение почвенного покрова, разрушение выходов минералов и обнажений горных пород;
5) все виды лесопользования, включая санитарные рубки и рубки ухода за лесом, заготовка пищевых, лекарственных и технических растений, цветов, семян, сенокошение, пастьба скота и другие виды пользования растительным миром, приводящие к нарушению растительного покрова;
6) охота и рыболовство, за исключением любительского рыболовства, разрешаемого для нужд местного населения, проживающего в охранной зоне государственного природного заповедника, на специально выделенных участках в порядке, установленном уполномоченным органом;
7) отлов и уничтожение животных, нарушение среды и условий их обитания;
8) интродукция новых видов животных и растений, проведение мероприятий по увеличению численности отдельных видов животных выше допустимой по естественной емкости угодий;
9) сбор коллекционных материалов, за исключением формирования кол
лекций государственного природного заповедника;
10) применение химических и биологических методов борьбы с вредителями, болезнями растений и животных, а также для регулирования численности животных;
11) прогон домашних животных;
12) шумовые и иные акустические воздействия искусственного происхождения, превышающие нормы, установленные уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды;
13) деятельность, если она может повлечь изменения естественного облика охраняемых ландшафтов или нарушение устойчивости экологических систем либо угрожает сохранению и воспроизводству особо ценных природных ресурсов.
Государственные природные заповедники открыты для проведения научных исследований путем организации стационарных круглогодичных наблюдений силами создаваемых в них центров, лабораторий и отделов. Научным центрам, лабораториям и отделам государственных природных заповедников может присваиваться в установленном порядке статус научных организаций с распространением на их сотрудников прав научных работников.
В государственных природных заповедниках создаются ученые советы с включением в их состав ведущих ученых и специалистов, представителей научных организаций и общественных объединений.
В государственных природных заповедниках формируются банки научных данных, научные коллекции, фонды, библиотеки и архивы. Государственные природные заповедники могут издавать научную, научно-популярную и другую литературу по вопросам заповедного дела.
Культурно-просветительные, учебные и туристические мероприятия в государственных природных заповедниках проводятся на специально выделенных участках с соблюдением заповедного режима. В государственных природных заповедниках допускается научно-познавательный туризм с использованием оборудованных туристических троп и выносом за пределы заповедников объектов для культурно-бытового и иного обслуживания туристов.
Государственный национальный природный парк- особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного и научного учреждения, предназначенная для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, использования в природоохранных, эколого-просветительных, научных, туристских и рекреационных целях уникальных природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного
фонда, имеющих особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность.
Государственные национальные природные парки имеют категорию республиканского значения. В Республике Казахстан созданы следующие государственные национальные природные парки:
№ № | Название | Регион | Площадь | Дата создания |
1. | Баянаульский | Павлодарская область | 50688 га | 12.08.85 г. |
2. | Иле-Алатауский | Алматинская область | 198600 га | 22.02.96 г. |
3. | Кокшетау | Акмолинская и Севе-ро-Казахстанская области | 101148 га | 10.04.96 г. |
4. | Алтын-Эмель | Алматинская область | 209553 га | 10.04.96 г. |
5. | Каркаралинский | Карагандинская область | 90323 га | 01.12.98 г. |
6. | Бурабай | Акмолинская область | 83775 га | 12.08.00 г. |
7. | Катон-Карагайский | Восточно-Казахстанская область | 640477 га | 17.07.01 г. |
8. | Чарынский | Алматинская область | 93150 га | 23.02.04 г. |
9. | Сайрам-Угамский | Южно-Казахстанская область | 149053 га | 26.01.06 г. |
10. | Кольсай кольдеры | Райымбекский и Тал-гарский район Алма-тинской области | 161045 га | 07.02.07 г. |
Термин «национальный парк» появился в США, где особо охраняемые природные территории такого типа возникли уже во второй половине 19 века (Йеллоустонский парк - в 1872 г.). Основным принципом их организации было сохранение ценных природных объектов «для пользы и блага нации», т. е. при условии свободного посещения людьми, но с исключением из традиционного утилитарного использования .
Государственные национальные природные парки создаются для выполнения двух целей: экологической и рекреационной.
Реймерс Н. Ф., Штильмарк Ф. Р. Особо охраняемые природные территории. — М.: Мысль, 1978.
Согласно ст.45 Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях». На территории государственных национальных природных парков выделяются следующие зоны:
1) заповедного режима;
2) экологической стабилизации;
3) туристской и рекреационной деятельности;
4) ограниченной хозяйственной деятельности.
В зоне заповедного режимазапрещаются любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории государственного национального природного парка и устанавливается заповедный режим охраны, соответствующий виду режима государственного природного заповедника.
В зоне экологической стабилизацииустанавливается заповедный режим охраны с запрещением хозяйственной и рекреационной деятельности, за исключением регулируемого экологического туризма и проведения мероприятий по восстановлению нарушенных природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда.
Зона туристской и рекреационной деятельностиподразделяется на участки регулируемого кратковременного отдыха и продолжительного отдыха посетителей государственного национального природного парка.
В зоне туристской и рекреационной деятельности устанавливается заказной режим охраны, обеспечивающий сохранение природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда, на территории которого допускается регулируемое туристское и рекреационное использование (кроме охоты), в том числе организация туристских маршрутов, троп, устройство бивачных стоянок и смотровых площадок с учетом норм рекреационных нагрузок.
В зоне ограниченной хозяйственной деятельностиразмещаются объекты административно-хозяйственного назначения, ведется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения охраны и функционирования государственного национального природного парка, обслуживания его посетителей, включая организацию любительской (спортивной) охоты и рыболовства, осуществляются строительство и эксплуатация рекреационных центров, гостиниц, кемпингов, музеев и других объектов обслуживания туристов.
В соответствии со ст.47 Закона в зоне ограниченной хозяйственной деятельности государственными национальными природными парками разрешаются следующие виды деятельности:
1) побочное лесное пользование (ограниченная пастьба скота, мараловодство, сенокошение, любительский сбор грибов, плодов и ягод);
2) выращивание на ограниченных площадях традиционного пользования посадочного материала древесных пород и кустарников, лекарственных трав и других растений;
3) проведение санитарных рубок, рубок ухода, за исключением проходных рубок, и переработка полученной при этом древесины;
4) производство сувениров, продукции кустарных и народных промыслов;
5) выращивание рыбопосадочного материала и товарной рыбы аборигенных видов;
6) кочевое пчеловодство с использованием передвижных пчелопавильо-нов;
7) любительская (спортивная) охота и рыболовство.
Во всех зонах государственного национального природного парка проводятся охрана, защита и восстановительные мероприятия, предусмотренные планом управления им.
Государственный природный резерват- особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного и научного учреждения, включающая наземные и водные экологические системы, предназначенная для охраны, защиты, восстановления и поддержания биологического разнообразия природных комплексов и связанных с ними природных и историко-культурных объектов (ст. 50).
К основной деятельности государственных природных резерватов относятся:
1) сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, природных экологических систем;
2) обеспечение режима охраны государственного природного резервата;
3) поддержка устойчивого социально-экономического развития территории на основе эколого-экономического принципа использования природных ресурсов;
4) проведение исследований и мониторинга в целях охраны и устойчивого развития территории, а также экологического просвещения и воспитания;
5) регулирование использования территории государственного природного резервата и его охранной зоны в эколого-просветительных, научных, рекреационных, туристских и ограниченных хозяйственных целях.
Территория государственного природного резервата подразделяется на зоны с различными видами режима охраны и использования:
1) зона заповедного режима— зона ядра, предназначенная для долгосрочного сохранения генетических ресурсов, биологического разнообразия, экологических систем и ландшафтов, имеющая достаточные размеры для достижения таких целей;
2) буферная зона— участок территории, который используется для ведения экологически ориентированной хозяйственной деятельности и устойчивого воспроизводства биологических ресурсов.
В зоне заповедного режимагосударственного природного резервата проводятся научные исследования и мониторинг состояния природной среды, включая ведение Летописи природы, осуществляются мероприятия в эколого-просветительных целях. В зоне заповедного режима государственного природного резервата запрещаются любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории и устанавливается заповедный режим охраны, соответствующий виду режима государственного природного заповедника.
В буферной зонегосударственного природного резервата могут осуществляться различные формы ограниченной, регулируемой и не оказывающей негативного воздействия на состояние экологических систем зоны ядра деятельности: 1) научные исследования и организация центров обучения и подготовки специалистов; 2) мониторинг окружающей среды и контроль за изменениями экологических систем; 3) лесохозяйственная деятельность, противопожарные мероприятия и защита лесных массивов; 4) традиционное землепользование в рамках обеспечения долговременной сохранности и неуязвимости биологического разнообразия зоны ядра и в целом устойчивости экологических систем государственного природного резервата; 5) расширенное проведение мероприятий по восстановлению биологического иландшафтного разнообразия, природных экологических систем; 6) туризм, рекреационное пользование, контролируемые и регулируемые в соответствии с рекреационной нагрузкой, установленной правилами посещения особо охраняемых природных территорий физическими лицами; 7) использование минеральных вод и лечебных ресурсов; 8) экологическое просвещение, проведение обучающих программ, организация демонстрационных участков и менеджмента экологически щадящего природопользования.
В буферной зоне государственного природного резервата запрещается деятельность, способная оказать негативное влияние на состояние экологической системы зоны ядра, в частности:
1) создание новых населенных пунктов;
2) размещение и эксплуатация промышленных объектов;
3) строительство и эксплуатация производственных объектов;
4) проведение геологоразведочных работ и разработка полезных ископаемых;
5) рубки главного пользования;
6) интродукция новых видов растений и животных;
7) действия, изменяющие гидрологический режим территории зоны ядра и буферной зоны;
8) иная деятельность, способная оказать воздействие на экологическую систему зоны ядра.
В государственных природных резерватах осуществляется эколого-просветительная, научная, туристская и рекреационная деятельность.
Государственный региональный природный паркявляется аналогом государственного национального природного парка с видом режима, установленным для государственного национального природного парка, ставит те же цели и выполняет те же задачи, но относится к особо охраняемой природной территории местного значения со статусом природоохранного и научного учреждения (ст. 49).
В государственных региональных природных парках выделяются те же зоны, как в государственных национальных природных парках. Государственные природные парки используются в том же порядке и на тех же условиях, как государственные национальные природные парки.
Исполнительные органы, в ведении которых находятся государственные природные парки, вправе определять индивидуальные особенности функционирования этих особо охраняемых природных территорий с учетом конкретных природных и социально-экономических факторов, а также интересов местного населения.
Государственный памятник природы- особо охраняемая природная территория, включающая отдельные уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, отнесенные к объектам государственного природно-заповедного фонда (ст.64 Закона).
Понятие «памятники природы» впервые употребил в 1819 г. знаменитый немецкий естествоиспытатель и путешественник Александр Гумбольд. Таковым он назвал необычное по размерам и возрасту дерево, обнаруженное им в Венесуэле. С того времени данное понятие широко распространилось в мире. Второе «открытие» этого понятия принадлежит немецкому ученому Гуго Конвенцу, который в работе «Угроза памятникам природы и предложения к их охране» относит к памятникам природы творения сил природы, утрата которых столь же невосполнима, как и утрата произведений искусства. По его мнению, памятником природы может являться природный ланд-
шафт с формами рельефа, реками и участками моря, растительными и животными сообществами, равно как и отдельными редкими видами .
Памятники природы в специальной литературе раньше отождествляли с заповедниками, национальными парками. Следует различать естественнонаучное понятие памятника природы и юридическое.
Памятник природы в юридическом смысле характеризуют 4 признака:
1. Объявление территории памятником природы решением Правительства РК или местным исполнительным органом.
2. Наличие охранного обязательства, которое выдается предприятию, на землях которого расположен памятник природы, после чего предприятие обязано взять под охрану данный памятник.
3. Наличие паспорта памятника природы.
4. Установление границ памятника природы в натуре.
Порядок создания государственных памятников природы закреплен в ст.65 Закона.
В зависимости от значимости отдельные виды объектов государственного природно-заповедного фонда и природные комплексы объявляются государственными памятниками природы республиканского или местного значения.
Границы и вид режима охраны территорий государственных памятников природы республиканского значения утверждаются Правительством Республики Казахстан, государственных памятников природы местного значения - областными (города республиканского значения, столицы) акиматами по представлению уполномоченного органа.
Передача государственных памятников природы республиканского значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, осуществляется уполномоченным органом, а государственных памятников природы местного значения — областными (города республиканского значения, столицы) акиматами, принявшими решения об их организации.
Находящиеся на территории государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, государственных региональных природных парков и других видов особо охраняемых природных территорий государственные памятники природы учитываются в их составе.
На территориях государственных памятников природы устанавливается заповедный режим охраны, соответствующий виду режима охраны государ-
312 Цит. по: Жураев Ю. А. Проблемы правового режима и охраны государственных памятников природы. — Ташкент: Фан, 1990. С. 7.
ственных природных заповедников, с запрещением любой деятельности, влекущей к нарушению сохранности государственных памятников природы.
Памятниками природы объявляют небольшие урочища, достопримечательные горы, рощи, озера, участки долин, геологические обнажения, водопады, пещеры, минеральные источники, метеоритные кратеры, отдельные редкие или вековые деревья, валуны.
Государственные памятники природы могут быть зоологическими, ботаническими, лесными, дендрологическими, гидрологическими, геологическими, геоморфологическими, гидрогеологическими, почвенными, ландшафтными и комплексными.
Государственные памятники природы создаются на участках земель без изъятия их у собственников и пользователей земельных участков.
Запрещается всякая деятельность, нарушающая естественное состояние и сохранность государственных памятников природы. Государственные памятники природы могут использоваться в установленном порядке в научных, культурно-просветительных и учебных целях.
Государственная заповедная зона- особо охраняемая природная территория с дифференцированными видами режима охраны, предназначенная для сохранения и восстановления объектов государственного природно-заповедного фонда и биологического разнообразия на земельных участках и акваториях, зарезервированных под государственные природные заповедники, государственные национальные природные парки, государственные природные резерваты (ст.70).
Государственные заповедные зоны могут использоваться во всех целях, предусмотренных для особо охраняемых природных территорий, с учетом особенностей режимов охраны и специальных экологических требований.
Государственные заповедные зоны отличаются от государственных природных заповедников тем, что они не имеют статуса юридического лица, а режим может быть дифференцированным: не строго заповедным, смешанным.
Государственные заповедные зоны объявляются на участках земель всех категорий без изъятия их у собственников земельных участков и землепользователей. Собственник земельного участка или землепользователь обязан обеспечить право ограниченного целевого использования земельного участка, на котором находится государственная заповедная зона.
В государственных заповедных зонах выделяются участки с заповедным и заказным видами режима, а также с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
На территории Республики Казахстан создано пять государственных заповедных зон:
№ № | Название | Регион | Площадь | Дата создания |
1. | Кендерли-Каясан-ская | Каракиянский район Мангыстауской области | 1231000 га | 25.03.01 г. |
2. | Арысская | Арысский, Отрарский и Шардаринский район Южно-Казахстанской области | 404000 га | 25.03.01 г. |
3. | Карактауская | 25.03.01 г. | ||
4. | Жусандалинская | Балхашский, Илий-ский и Жамбылский районы Алматинской области и Кордай-ский, Мойынкумский и Шуйский районы Жамбылской области | 2757500 га | 25.03.01 г. |
5. | Южно-Казахстанская | Южно-Казахстанская, Кызылординская и Жамбылская области | 6258000 га | 15.03.05 г. |
В государственных заповедных зонах запрещается деятельность в случае, если она может повлечь изменения естественного облика охраняемых ландшафтов или нарушение устойчивости экологических систем либо угрожает сохранению и воспроизводству особо ценных природных ресурсов.
Природоохранные учреждения, государственные учреждения лесного хозяйства, за которыми закрепляются государственные заповедные зоны, организуют мероприятия по охране и восстановлению расположенных в них объектов государственного природно-заповедного фонда силами специальных служб охраны.
На территории государственных заповедных зон разрешаются геологическое изучение, разведка полезных ископаемых по согласованию с уполномоченным органом с учетом специальных экологических требований.
Добыча полезных ископаемых допускается в исключительных случаях по решению Правительства РК, представлению уполномоченного государственного органа по изучению и использованию недр, согласованному с уполномоченным органом, с учетом специальных экологических требований, утверждаемых Правительством РК по представлению уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды.
В Законе РК «Об особо охраняемых природных территориях» ст.73 посвящена государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря. Акватория восточной части Северного Каспия с дельтами рек Волги (в пределах Республики Казахстан) и Урала входит в государственную заповедную зону в северной части Каспийского моря, предназначенную для сохранения рыбных запасов, обеспечения оптимальных условий обитания и естественного воспроизводства осетровых и других ценных видов рыб.
В государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря обеспечиваются возможности для развития рыбного хозяйства, водного транспорта, государственного геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья с учетом специальных экологических требований.
Государственный природный заказник - особо охраняемая природная территория с заказным режимом или регулируемым режимом хозяйственной деятельности, предназначенная для сохранения и воспроизводства одного или нескольких объектов государственного природно-заповедного фонда (ст.67 Закона). По терминологии нормативных актов 20-х годов - это «неполные заповедники», основными целями создания которых являются сохранение природных комплексов в их естественном состоянии; сохранение и воспроизводство природных ресурсов; поддержание экологического баланса313.
По своему функциональному назначению государственные природные заказники могут подразделяться на следующие виды:
1) комплексные — для сохранения и восстановления особо ценных природных комплексов;
2) биологические (ботанические, зоологические) — для сохранения и восстановления ценных, редких и исчезающих видов растений и животных;
3) палеонтологические — для сохранения ископаемых останков животных, растений и их комплексов;
4) гидрологические (болотные, озерные, речные) — для сохранения ценных объектов и комплексов водно-болотных угодий;
5) геоморфологические —для сохранения редких и уникальных природных форм рельефа;
6) геологические и минералогические — для сохранения редких геологических и минералогических образований;
7) почвенные — для сохранения типичных и редких видов почв.
Государственные природные заказники создаются на участках земель
всех категорий без изъятия их у собственников земельных участков и землепользователей.
3,3 Петров В. В. Указ.раб. С. 474
Собственник земельного участка или землепользователь обязан обеспечить право ограниченного целевого использования земельного участка, на котором находится государственный природный заказник.
Государственные природные заказники создаются как:
1) бессрочные — без указания сроков функционирования;
2) долгосрочные — на срок более 10 лет;
3) краткосрочные — на срок менее 10 лет.
Природоохранные учреждения, государственные учреждения лесного хозяйства, за которыми закрепляются государственные природные заказники, организуют мероприятия по охране и восстановлению расположенных в них объектов государственного природно-заповедного фонда силами специальных служб охраны.
В государственных природных заказниках запрещается любая деятельность, если она угрожает сохранению объектов государственного природно-заповедного фонда или ухудшает их воспроизводство, в том числе:
1) в комплексных государственных природных заказниках — хозяйственная деятельность, создающая угрозу сохранению природных комплексов, интродукция чужеродных видов растений и животных;
2) в зоологических государственных природных заказниках — охота, рыболовство, добыча любыми способами и средствами диких животных, интродукция чужеродных видов растений и животных, разрушение гнезд, нор, логовищ и других местообитаний, сбор яиц, равно как и другие действия, вызвавшие или которые могут вызвать гибель животных;
3) в ботанических государственных природных заказниках — пастьба скота, сенокошение, все виды рубок леса, сбор цветов, выкапывание корней, клубней и луковиц растений, разведение костров, заезд и передвижение вне существующих дорог транспортных средств, интродукция чужеродных видов растений и животных, равно как и другие действия, вызвавшие или которые могут вызвать повреждение и уничтожение растительности;
4) в гидрогеологических государственных природных заказниках — добыча камня, гравия, песка и других полезных ископаемых, разрушение пещер, производство земляных работ, действия, которые могут вызвать изменение естественного гидрологического режима, изыскания и научные исследования, связанные с нарушением или разрушением природных компонентов государственного природного заказника.
Особенности режима государственных природных заказников определяются паспортом.
Государственные природные заказники могут использоваться в научных, эколого-просветительных, туристских, рекреационных и ограниченных хозяйственных целях.
Собственники земельных участков и землепользователи вправе осуществлять хозяйственную деятельность в государственных природных заказниках с соблюдением установленных ограничений.
Государственный зоологический парк- особо охраняемая природная территория со статусом природоохранной и научной организации, предназначенная для культурно-просветительной, научной, учебной и природоохранной деятельности, сохранения генофонда и разведения в условиях искусственной среды типичных, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (ст.54 Закона).
К основной деятельности государственных зоологических парков относятся разработка научных основ сохранения, воспроизводства и использования животного мира Казахстана, освоение ресурсов фауны Казахстана, имеющих мировое значение. В них выделяются следующие зоны:
1) экспозиционная — для содержания и разведения животных, а также доступа посетителей;
2) научная — для проведения научных исследований;
3) общественная — для обслуживания посетителей;
4) административная и производственно-хозяйственная.
Государственные зоологические парки используются в научных, куль
турно-просветительных и учебных целях.
В государственных зоологических парках запрещаются любые действия, не связанные с выполнением их задач, которые могут привести к гибели содержащихся в них животных. Они формируют и обеспечивают сохранение коллекций животных из отечественной и мировой фауны, в установленном порядке осуществляют импортные и экспортные операции с животными, обмен ими с другими организациями зоологического профиля с соблюдением требований, установленных законодательством Республики Казахстан.
В государственных зоологических парках создаются ветеринарные и зоотехнические службы, питомники для разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.
В государственных зоологических парках проводятся научные исследования в области содержания и разведения животных в неволе или полувольных условиях, в том числе животных, занесенных в Красную книгу РК.
Государственные зоологические парки вправе создавать банки научных данных, фонды, музеи, лектории, библиотеки и архивы, издавать научную, научно-популярную и другую литературу по вопросам деятельности этих организаций. Также они вправе иметь подсобные хозяйства, мастерские, зоологические магазины и другие объекты, необходимые для хозяйственной деятельности, соответствующие профилю этих организаций, но не относящиеся к их основной деятельности.
Государственный ботанический сад- особо охраняемая природная территория со статусом природоохранной и научной организации, предназначенная для проведения исследований и научных разработок по охране, защите, воспроизводству и использованию растительного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений (ст.58 Закона).
К основной деятельности государственных ботанических садов относятся разработка научных основ сохранения, воспроизводства и использования растительного мира Казахстана, освоение ресурсов флоры Казахстана, имеющих мировое значение.
В государственных ботанических садах выделяются следующие зоны:
1) экспозиционная — для культивирования растений и доступа посетителей;
2) научная — для проведения научных исследований и сохранения коллекций генофонда растений;
3) общественная — для обслуживания посетителей;
4) административная и производственно-хозяйственная.
В государственных ботанических садах запрещаются любые действия, не связанные с выполнением поставленных перед ними задач, которые могут привести к гибели культивируемых в них растений.
Государственные ботанические сады формируют и обеспечивают сохранение коллекций растений природной, культурной, отечественной и мировой флоры. Здесь осуществляются импортные и экспортные операции с растениями, обмен ими с другими организациями ботанического профиля. В них создаются коллекционные и экспериментальные участки, гербарии, питомники и семенные фонды. Также они используются в установленном порядке в научных, культурно-просветительных и учебных целях.
В государственных ботанических садах проводятся научные исследования по интродукции и селекции природной, культурной, отечественной и мировой флоры, а также по изучению, сохранению и эффективному использованию растительного мира Казахстана. Научные исследования по формированию, сохранению, использованию коллекционных фондов растений осуществляются на основе государственных заказов.
Государственные ботанические сады вправе издавать научную, научно-популярную литературу по вопросам деятельности этих организаций, создавать банки научных данных, фонды, музеи, лектории, библиотеки и архивы, хозяйственные экспериментальные базы для производственных испытаний рекомендованных интродуцированных растений и их репродукций в целях внедрения в лесное, садово-парковое, сельское хозяйство и другие отрасли.
Государственные ботанические сады вправе иметь подсобные хозяйства, мастерские, специализированные магазины для продажи растений и другие объекты, необходимые для хозяйственной деятельности, соответствующие профилю этих организаций, но не относящиеся к их основной деятельности.
Государственный дендрологический парк- особо охраняемая природная территория со статусом природоохранной и научной организации с установленными по зонам видами режима охраны, предназначенная для охраны, защиты, воспроизводства и использования древесных и кустарниковых пород (ст.62 Закона).
К основной деятельности государственных дендрологических парков относятся разработка научных основ сохранения, воспроизводства и использования древесной растительности Казахстана, освоение ресурсов флоры Казахстана, имеющих мировое значение.
Здесь выделяются те же зоны с учетом назначения и вида режима охраны, что и в государственных ботанических садах. Они используются в научных, культурно-просветительных и учебных целях в том же порядке и на тех же условиях, что и государственные ботанические сады.
Как видим, разница между государственным дендрологическим парком и государственным ботаническим садом заключается только в объектах охраны: в первом случае охраняются древесные и кустарниковые породы, а во втором -любые объекты растительного мира.
Законом РК «Об особо охраняемых природных территориях» охраняются и отдельные объекты государственного природно-заповедного фонда. Им посвящена Глава 16 Закона.
В ст.74 Закона установлен правовой режим особо ценных насаждений государственного лесного фонда.
К особо ценным насаждениям государственного лесного фондаотносятся особо ценные лесные массивы, лесоплодовые насаждения, массивы тугайных и субальпийских лесов, которые могут включаться в состав особо охраняемых природных территорий либо входить в следующие категории особо охраняемых лесных территорий:
1) участки леса, имеющие научное значение, включая лесные генетические резерваты;
2) орехопромысловые зоны;
3) субальпийские леса.
На участках особо ценных насаждений государственного лесного фонда устанавливается заповедный или заказной режим их охраны и использования.
Ст.75 Закона посвящена правовому режиму водно-болотных угодий, имеющих международное значение.