НЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
План:
1. Понятие и правовой режим особо охраняемых природных территорий.
2. Виды особо охраняемых природных территорий.
1. Понятие и правовой резким особо охраняемых природных территорий
Заповедование - один из способов охраны природных культурно-исторических ценностей, выражающийся в полном либо частичном (без ущерба для окружающей природной среды) запрещении их использования в целях сбережения этих ценностей для науки и культуры как национального достояния настоящих и будущих поколений303. «Заповедный» означает неприкосновенный, запретный.
Основной принцип заповедования — запрещение любого вмешательства в естественное состояние природы, если оно противоречит той цели, для достижения которой создается соответствующий заповедный объект или комплекс304.
История заповедования насчитывает несколько веков, начиная с XIV века. Например, на территории России уже с XVI века был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек (преград из срубленных деревьев), которые служили средством защиты от набегов татар. В XVII веке по указу царя Алексея Михайловича заповедными были объявлены семь островов у Мурманского побережья, где водились добываемые для царской охоты кречеты. Объявлялись заповедными и места царской охоты. Указом Петра I охранялись «корабельные рощи»305.
На территории Казахстана заповедование стало развиваться только после Октябрьской революции. Первые заповедники - Аксу-Джабаглы и На-урзумский заповедник - были созданы в конце 20-х годов.
303 Петров В. В. Экологическое право России. — М.: Бек, 1995. С. 535.
304 Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Ев
ропы. — М.: Высшая школа, 1990. С. 294.
305 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). — М.:
Юристъ, 1998. С. 559.
Сегодня в Республике Казахстан есть необходимость установления режима заповедования. Буквально до последнего времени 10% территории Казахстана было занято ядерными, ракетными, химическими и бактериологическими полигонами. Особо охраняемые природные территории республиканского значения занимают в Казахстане 8,1 % площади (для сравнения: в США 14% всех земель составляют заповедники или национальные парки306). Это меньше, чем в развитых странах. Общепризнанные мировые стандарты данного показателя составляют 10-12%.
В настоящее время в Казахстане функционируют 10 государственных природных заповедников, 10 государственных национальных природных парков, 3 государственных природных резервата, 50 государственных природных заказников, 127 геологических, 58 геоморфологических и 19 гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения, 5 государственных заповедных зон, 26 памятников природы, 5 государственных ботанических садов республиканского
■-> 307 -,
значения и 2 государственных природных парка местного значения , 3 зоологических парка.
Общая площадь ООПТ республиканского значения составляет 22038,7 тыс. га - 8,1% от территории государства, в том числе со статусом юридического лица 4689,1 тыс. га - 1,7% от территории государства.
В Карагандинской области охраняются Каркаралинский национальный парк, восемь заказников, десять памятников природы областного значения, среди которых старейшие искусственные посадки сосны в районе мясокомбината, Тихоновская березовая роща на площади два гектара, роща танцующих берез в урочище Ботакара в Ульяновском районе, пещера первобытного человека в урочище Опанас в Каркаралинске, а также озера Бассейн, Шайтанколь, пещера Палатка в окрестностях Каркаралинска, клен ясенелистный на проспекте Бухар-Жырау в Караганде - самое старое ино-районное дерево в озеленении нашей области, ель сибирская в урочище Ко-миссаровка, лиственница сибирская, которая растет там же308.
Порядок и условия организации деятельности заповедников, заказников, национальных природных парков, ботанических садов и т. д. определяются
На этой земле нам не должно быть тесно //Индустриальная Караганда. 1993. 8 мая.
Программа по сохранению и рациональному использованию водных ресурсов, животного мира и развитию сети особо охраняемых природных территорий до 2010 года, утвержденная постановлением Правительства РК от 8 октября 2007 года№ 914 /Справочная правовая система ЮРИСТ.
308 А пастбищ все меньше //Караганда. 1994. 17 марта.
в соответствии с Экологическим кодексом РК и Законом Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 г.
Что же понимается под особо охраняемыми природными территориями? Всоответствии с п. 2 ст. 1 Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» к ним относятся участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними с природными комплексами и объектами государственного природно-заповедного фонда, для которых установлен режим особой охраны.
Сформулируем основные черты статуса особо охраняемых природных территорий и объектов, взяв за основу совокупность признаков, разработанных О.Л. Дубовик309.
Основными чертами правового статусаособо охраняемых природных территорий и объектов являются следующие: а) их принадлежность к объектам общенационального достояния; б) полное или частичное изъятие из хозяйственного использования; в) установление особого режима охраны; г) включение большинства из них в объекты государственной собственности; д) наличие особого порядка получения статуса (решение уполномоченного органа); е) наделение определенным значением - республиканским либо местным; ж) включение в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий или в реестр (список) объектов культурного наследия; з) установление статусных характеристик и режима охраны в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территорий; установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов.
В ст.З Закона установлены основные принципы функционирования особо охраняемых природных территорий:1) развитие системы особо охраняемых природных территорий как базового компонента экологической сети, обеспечивающей сохранение и восстановление биологического разнообразия, уникальных и типичных ландшафтов; 2) государственное регулирование и контроль в области особо охраняемых природных территорий; 3) сохранение государственного природно-заповедного фонда и естественных экологических систем; 4) использование особо охраняемых природных территорий в целях развития науки, культуры, просвещения, образования, туризма; 5) платность использования особо охраняемых природных территорий; 6) ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий; 7) участие физических и юридических лиц в решении задач в области особо
309 См.: Дубовик О.Л. Экологическое право. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С.492. '
охраняемых природных территорий; 8) доступность информации в области особо охраняемых природных территорий; 9) международное сотрудничество вобласти особо охраняемых природных территорий.
Характерный для особо охраняемых природных территорий правовой режим особой охраныпредполагает установление на определенной территории запретов и ограничений на ведение всякой хозяйственной и иной деятельности, на любое вмешательство в природные процессы, либо допускает частичное осуществление такой деятельности. Данный режим подразделяется на:
1) заповедный режим;
2) заказной режим;
3) регулируемый режим хозяйственной деятельности (ст.28 Закона).
Заповедный режим(режим абсолютного заповедования) - режим, предусматривающий запрет любой хозяйственной деятельности, а также иной деятельности, нарушающей естественное состояние природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда на данной особо охраняемой природной Территории
Вмешательство возможно в следующих случаях: 1) для проведения научно-исследовательских работ, 2) с целью предотвращения вреда окружающей природной среде (при борьбе с пожарами, истреблении хищников, угрожающих местной фауне), 3) для организации пассивных экскурсий по специальным тропам. Заповедный режим характерен для заповедников, заповедных зон, памятников природы.
Заказной режим(режим относительного заповедования) - это режим, предусматривающий полный запрет или ограничение по сезонам года отдельных видов хозяйственной и иной деятельности на определенный срок или без такового. Заказной режим принят в государственных природных заказников.
Регулируемый режим хозяйственной деятельности(режим смешанного заповедования) - это режим, предусматривающий ограниченное пользование природными комплексами, атакже ведение собственниками земельных участков и землепользователями традиционных видов хозяйственной деятельности приемами и методами, не оказывающими вредного воздействия на природные комплексы и объекты государственного природно-заповедного фонда. Он характерен для национальных природных парков, природных парков и т. д.
Особо охраняемые природные территории создаются для сохранения и восстановления государственного природно-заповедного фонда. Под государственным природно-заповедным фондомпонимается совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые
имеют особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, генетического резерва, предмета научных исследований, просвещения, образования, туризма и рекреации (п.9 ст.1 Закона).
В государственный природно-заповедный фонд включаются следующие объекты:
а) зоологические - редкие и находящиеся под угрозой исчезновения
виды животных, ценные виды животных, типичные, уникальные и редкие
сообщества животных;
б) ботанические - редкие и находящиеся под угрозой исчезновения
виды растений, ценные виды растений, типичные, уникальные и редкие со
общества растений;
в) лесные - леса особо охраняемых природных территорий; ориги
нальные образцы лесокультурного производства и полезащитного лесораз
ведения;
г) дендрологические - отдельные деревья или их группы, имеющие
научное и культурно-историческое значение, оригинальные образцы садо
во-парковой культуры;
д) гидрологические - водоемы, имеющие особое государственное
значение или особую научную ценность;
е) геологические, геоморфологические и гидрогеологические - участ
ки недр, представляющие особую экологическую, научную, культурную и
иную ценность;
ж) почвенные - типичные, уникальные и редкие почвы в различных
почвенных зонах;
з) ландшафтные - типичные, уникальные и редкие ландшафты, эта
лонные участники нетронутой природы, ландшафты, имеющие особое рек
реационное значение.
В зависимости от целей, режимов охраны и особенностей использования выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий:
Взависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий республиканского значения:
1) государственные природные заповедники;
2) государственные национальные природные парки;
3) государственные природные резерваты;
4) государственные зоологические парки;
5) государственные ботанические сады;
6) государственные дендрологические парки;
7) государственные памятники природы;
8) государственные природные заказники;
9) государственные заповедные зоны.
В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий местного значения:
1)государственные региональные природные парки;
2) государственные зоологические парки;
3) государственные ботанические сады;
4) государственные дендрологические парки;
5) государственные памятники природы;
6) государственные природные заказники.
Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий.
В зависимости от ценности объектов государственного природно-запо-ведного фонда особо охраняемые природные территории подразделяются по категориямна особо охраняемые природные территории местногои республиканскогозначения.
Также особо охраняемые природные территории можно подразделить на природоохранные учрежденияи особо охраняемые природные территории без образования природоохранного учреждения.
Статус природоохранного учреждения придается следующим видам особо охраняемых природных территорий, независимо от их категорий:
— государственным природным заповедникам;
— государственным национальным природным паркам;
— государственным региональным природным паркам;
— государственным зоологическим паркам;
— государственным ботаническим садам;
— государственным дендрологическим паркам.
Особо охраняемые природные территории со статусом природоохранного учреждения являются юридическими лицами.
Официально с предложением о создании особо охраняемых природных территорий выступают Министерство охраны окружающей среды и иные заинтересованные государственные органы при наличии положительных заключений на естественнонаучные и технико-экономические обоснования государственных экспертиз.
Естественнонаучное обоснованиевключает установление 1) уникальности, значимости и репрезентативности природных комплексов исследуемой территории и расположенных на ней объектов государственного природно-заповедного фонда; 2) оценки состояния социально-экономических условий на исследуемой территории; 3) состояния экологи-
ческих систем и объектов государственного природно-заповедного фонда на исследуемой территории, риски, угрозы сохранению и меры по их охране, защите, восстановлению и использованию; 4) рекомендуемой категории и вида ООПТ; 5) рекомендуемых границ, площади, а также функциональных зон и вида режима их охраны и использования.
Технико-экономическое обоснованиесодержит предложения по изъятию (выкупу) земельного участка; определяет затраты на покрытие убытков, причиненных собственнику или землепользователю в связи с изъятием земельного участка, мероприятия и расходы по организации, содержанию и развитию особо охраняемой природной территории; устанавливает функциональное зонирование территории, вид режима охраны и условия регулируемого туристского, рекреационного и ограниченного хозяйственного использования природных комплексов с определением норм рекреационных нагрузок; включает в себя проект планировки особо охраняемой природной территории и ее инфраструктуры.
В ряде случаев начало созданию особо охраняемых природных территорий дают обращения граждан в соответствующие органы с предложением о создании особо охраняемых природных территорий. Так, например, был образован Каркаралинский национальный парк.
Решение о создании особо охраняемой природной территории принимают Правительство РК или местные исполнительные органы. Затем следует процесс предоставления указанных в обоснованиях земельных участков в постоянное землепользование особо охраняемой природной территории (при необходимости эти участки изымаются). Устанавливаются сервитуты по каждому землепользованию.
Для особо охраняемых природных территорий со статусом природоохранного учреждения разрабатывается устав особо охраняемой природной территории как юридического лица, который утверждается Министерством охраны окружающей среды РК.
Исполнительные органы, в ведение которых передаются особо охраняемые природные территории, составляют по каждой такой территории паспорт установленного образца и регистрируют его в Министерстве охраны окружающей среды РК.
В паспорте особо охраняемой природной территорииуказываются:
— ее наименование;
— местонахождение с картой-схемой, описание границ, площадь особо охраняемой природной территории и охранной, санитарно-защитной и иной защитной зоны этой территории;
— перечень находящихся на данной территории объектов государственного природно-заповедного фонда с количественными показателями;
— выделенные зоны и режимы охраны, обязательства по соблюдению этих режимов на особо охраняемой природной территории;
— виды использования особо охраняемой природной территории;
— наименование и адрес природоохранного учреждения или исполнительного органа, в ведении которого находится эта территория.
Паспорт особо охраняемой природной территории хранится в природоохранном учреждении, исполнительном органе, в ведении которого находится эта территория, и в Министерстве охраны окружающей среды РК.
Затем определяется необходимый режим по сохранению особо охраняемой природной территории и порядок пользования земельными участками смежных землепользователей на условиях сервитутов там, где это необходимо.
Особо охраняемые природные территории со статусом природоохранного учреждения могут иметь свою символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другое), которая должна включать в себя полное или официальное сокращенное наименование конкретно этой территории.
На особо охраняемых природных территориях запрещаются:
— размещение и строительство населенных пунктов, объектов промышленности, сельского хозяйства и мелиорации, энергетики, транспорта и связи, военных и оборонных объектов, иных объектов и сооружений, не связанных с целями и функционированием особо охраняемых природных территорий;
— складирование и захоронение отходов производства и потребления, а также радиоактивных материалов;
— использование водоемов для сброса сточных вод;
— применение потенциально опасных химических и биологических веществ, вредных физических воздействий на окружающую среду;
— разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
— рубки леса главного пользования, заготовка живицы, второстепенных лесных материалов и древесных соков;
— работы, могущие повлечь изменения естественного облика охраняемых ландшафтов или нарушения устойчивости экологических систем.
Пребывание граждан на особо охраняемых природных территориях ограничивается в соответствии с особенностями режимов их охраны и регламентируется индивидуальными положениями о каждой такой территории.
Для обеспечения особой охраны могут устанавливаться охранные, сани-тарно-защитные и иные защитные зоны особо охраняемых природных территорий с запрещением в пределах этих зон любой деятельности, отрица-
тельно влияющей на сохранение и воспроизводство объектов государственного природно-заповедного фонда. Земли охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон обозначаются на местности специальными знаками.
Для осуществления особой охраны, обеспечения регулируемого режима хозяйственной деятельности, режимов использования охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон природоохранные учреждения создают службы охраны из штатных и временных работников. Для отдельных видов особо охраняемых природных территорий допускается в установленном порядке осуществление их охраны силами пользователей.
Защитные мероприятия по предупреждению и ликвидации вредных воздействий на окружающую среду, восстановление государственного природно-заповедного фонда на особо охраняемых природных территориях проводят природоохранные учреждения или привлекаемые организации.
Несмотря на ряд запретов, особо охраняемые природные территории используются для определенных целей.
Особо охраняемые природные территории могут использоваться в:
1) научных;
2) культурно-просветительных;
3) учебных;
4) туристических и рекреационных;
5) ограниченных хозяйственных целях.
На особо охраняемых природных территориях могут проводиться научные исследованияпо инвентаризации и изучению объектов государственного природно-заповедного фонда, разработке научно обоснованных мер по их охране и восстановлению; изучению естественного течения природных процессов и влияния режимов охраны на экологические системы; по экологическому и другим видам мониторинга, ведению «Летописи природы»; разработке научных основ заповедного дела, охраны окружающей среды и рационального природопользования; разработке научных основ разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, селекции и размножения дикорастущих и культурных видов растений.
Особо охраняемые природные территории могут использоваться в следующих культурно-просветительных целях:пропаганды естественнонаучных знаний и достижений в области заповедного дела, охраны окружающей среды и рационального природопользования; показа объектов неживой природы, растений и животных, объектов историко-культурного наследия; ознакомления с деятельностью природоохранных учреждений. Для проведения культурно-просветительных мероприятий на особо охраняемых природных территориях могут создаваться музеи, лектории, экспозиции, демонстрационные участки и другие необходимые объекты.
Особо охраняемые природные территории используются в следующих учебных целях:проведения учебных экскурсий и занятий, производственных практик учащихся и студентов; подготовки научных кадров, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области заповедного дела, охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Особо охраняемые природные территории могут использоваться для туристических и рекреационных целей,в частности, для ознакомления туристов с природными и историко-культурными достопримечательностями, активного отдыха населения. Для проведения туризма и рекреации на особо охраняемых природных территориях выделяются специальные участки, которые оборудуются туристическими тропами, смотровыми площадками, бивачными полянами, стоянками для транспорта, кемпингами, палаточными лагерями, гостиницами, мотелями, туристическими базами, объектами общественного питания, торговли и другого культурно-бытового назначения.
Иногда особо охраняемые природные территории используются в ограниченных хозяйственных целях, однако это допускается исключительно на специально выделенных участках с заказным режимом и регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Ограниченно хозяйственное использование объектов государственного природно-заповедного фонда на особо охраняемых природных территориях осуществляется только по разрешениям Правительства Республики Казахстан или Министерства охраны окружающей среды РК.
На особо охраняемых природных территориях допускаются в установленных случаях лишь ограниченная и традиционная хозяйственная деятельность, связанные с нею виды природопользования, кустарные и народные промыслы, если это не угрожает сохранению и воспроизводству государственного природно-заповедного фонда, по разрешениям исполнительных органов, в ведении которых находятся эти территории.
Использование особо охраняемых природных территорий юридическими и физическими лицами в научных, культурно-просветительных, учебных, туристических, рекреационных и ограниченных хозяйственных целях осуществляется на платной основе. Допускается в установленном порядке и на платной основе предоставление юридическим и физическим лицам зданий и сооружений на особо охраняемых природных территориях для осуществления указанных видов деятельности.
В целях экономического стимулирования особо охраняемых природных территорий допускается освобождение их от платы за пользование природными ресурсами или снижение ставок налогов, сборов и специальных пла-
тежей за природопользование в соответствии с действующим законодательством.