НЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

План:

1. Понятие и правовой режим особо охраняемых природных террито­рий.

2. Виды особо охраняемых природных территорий.

1. Понятие и правовой резким особо охраняемых при­родных территорий

Заповедование - один из способов охраны природных культурно-исто­рических ценностей, выражающийся в полном либо частичном (без ущерба для окружающей природной среды) запрещении их использования в целях сбережения этих ценностей для науки и культуры как национального дос­тояния настоящих и будущих поколений303. «Заповедный» означает непри­косновенный, запретный.

Основной принцип заповедования — запрещение любого вмешательства в естественное состояние природы, если оно противоречит той цели, для достижения которой создается соответствующий заповедный объект или комплекс304.

История заповедования насчитывает несколько веков, начиная с XIV ве­ка. Например, на территории России уже с XVI века был установлен запо­ведный характер оборонительных лесных засек (преград из срубленных де­ревьев), которые служили средством защиты от набегов татар. В XVII веке по указу царя Алексея Михайловича заповедными были объявлены семь островов у Мурманского побережья, где водились добываемые для царской охоты кречеты. Объявлялись заповедными и места царской охоты. Указом Петра I охранялись «корабельные рощи»305.

На территории Казахстана заповедование стало развиваться только по­сле Октябрьской революции. Первые заповедники - Аксу-Джабаглы и На-урзумский заповедник - были созданы в конце 20-х годов.

303 Петров В. В. Экологическое право России. — М.: Бек, 1995. С. 535.

304 Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Ев­
ропы. — М.: Высшая школа, 1990. С. 294.

305 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). — М.:
Юристъ, 1998. С. 559.


Сегодня в Республике Казахстан есть необходимость установления ре­жима заповедования. Буквально до последнего времени 10% территории Казахстана было занято ядерными, ракетными, химическими и бактериоло­гическими полигонами. Особо охраняемые природные территории респуб­ликанского значения занимают в Казахстане 8,1 % площади (для сравнения: в США 14% всех земель составляют заповедники или национальные пар­ки306). Это меньше, чем в развитых странах. Общепризнанные мировые стандарты данного показателя составляют 10-12%.

В настоящее время в Казахстане функционируют 10 государственных природных заповедников, 10 государственных национальных природных парков, 3 государственных природных резервата, 50 государственных при­родных заказников, 127 геологических, 58 геоморфологических и 19 гидро­геологических объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения, 5 государственных заповедных зон, 26 памят­ников природы, 5 государственных ботанических садов республиканского

■-> 307 -,

значения и 2 государственных природных парка местного значения , 3 зоологических парка.

Общая площадь ООПТ республиканского значения составляет 22038,7 тыс. га - 8,1% от территории государства, в том числе со статусом юридиче­ского лица 4689,1 тыс. га - 1,7% от территории государства.

В Карагандинской области охраняются Каркаралинский национальный парк, восемь заказников, десять памятников природы областного значения, среди которых старейшие искусственные посадки сосны в районе мясоком­бината, Тихоновская березовая роща на площади два гектара, роща тан­цующих берез в урочище Ботакара в Ульяновском районе, пещера перво­бытного человека в урочище Опанас в Каркаралинске, а также озера Бас­сейн, Шайтанколь, пещера Палатка в окрестностях Каркаралинска, клен ясенелистный на проспекте Бухар-Жырау в Караганде - самое старое ино-районное дерево в озеленении нашей области, ель сибирская в урочище Ко-миссаровка, лиственница сибирская, которая растет там же308.

Порядок и условия организации деятельности заповедников, заказников, национальных природных парков, ботанических садов и т. д. определяются

На этой земле нам не должно быть тесно //Индустриальная Караганда. 1993. 8 мая.

Программа по сохранению и рациональному использованию водных ре­сурсов, животного мира и развитию сети особо охраняемых природных территорий до 2010 года, утвержденная постановлением Правительства РК от 8 октября 2007 года№ 914 /Справочная правовая система ЮРИСТ.

308 А пастбищ все меньше //Караганда. 1994. 17 марта.


в соответствии с Экологическим кодексом РК и Законом Республики Ка­захстан «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 г.

Что же понимается под особо охраняемыми природными террито­риями? Всоответствии с п. 2 ст. 1 Закона РК «Об особо охраняемых при­родных территориях» к ним относятся участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними с природными комплексами и объекта­ми государственного природно-заповедного фонда, для которых установлен режим особой охраны.

Сформулируем основные черты статуса особо охраняемых природных территорий и объектов, взяв за основу совокупность признаков, разрабо­танных О.Л. Дубовик309.

Основными чертами правового статусаособо охраняемых при­родных территорий и объектов являются следующие: а) их принадлежность к объектам общенационального достояния; б) полное или частичное изъя­тие из хозяйственного использования; в) установление особого режима ох­раны; г) включение большинства из них в объекты государственной собст­венности; д) наличие особого порядка получения статуса (решение уполно­моченного органа); е) наделение определенным значением - республикан­ским либо местным; ж) включение в государственный кадастр особо охра­няемых природных территорий или в реестр (список) объектов культурного наследия; з) установление статусных характеристик и режима охраны в со­ответствии с законодательством об особо охраняемых природных террито­рий; установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

В ст.З Закона установлены основные принципы функционирования особо охраняемых природных территорий:1) развитие системы особо охраняемых природных территорий как базового компонента экологиче­ской сети, обеспечивающей сохранение и восстановление биологического разнообразия, уникальных и типичных ландшафтов; 2) государственное ре­гулирование и контроль в области особо охраняемых природных террито­рий; 3) сохранение государственного природно-заповедного фонда и есте­ственных экологических систем; 4) использование особо охраняемых при­родных территорий в целях развития науки, культуры, просвещения, обра­зования, туризма; 5) платность использования особо охраняемых природ­ных территорий; 6) ответственность за нарушение законодательства Рес­публики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий; 7) участие физических и юридических лиц в решении задач в области особо

309 См.: Дубовик О.Л. Экологическое право. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С.492. '


охраняемых природных территорий; 8) доступность информации в области особо охраняемых природных территорий; 9) международное сотрудниче­ство вобласти особо охраняемых природных территорий.

Характерный для особо охраняемых природных территорий правовой режим особой охраныпредполагает установление на определенной терри­тории запретов и ограничений на ведение всякой хозяйственной и иной дея­тельности, на любое вмешательство в природные процессы, либо допускает частичное осуществление такой деятельности. Данный режим подразделя­ется на:

1) заповедный режим;

2) заказной режим;

3) регулируемый режим хозяйственной деятельности (ст.28 Закона).

Заповедный режим(режим абсолютного заповедования) - режим, пре­дусматривающий запрет любой хозяйственной деятельности, а также иной деятельности, нарушающей естественное состояние природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда на данной особо охраняемой природной Территории

Вмешательство возможно в следующих случаях: 1) для проведения на­учно-исследовательских работ, 2) с целью предотвращения вреда окру­жающей природной среде (при борьбе с пожарами, истреблении хищников, угрожающих местной фауне), 3) для организации пассивных экскурсий по специальным тропам. Заповедный режим характерен для заповедников, за­поведных зон, памятников природы.

Заказной режим(режим относительного заповедования) - это режим, предусматривающий полный запрет или ограничение по сезонам года от­дельных видов хозяйственной и иной деятельности на определенный срок или без такового. Заказной режим принят в государственных природных за­казников.

Регулируемый режим хозяйственной деятельности(режим смешан­ного заповедования) - это режим, предусматривающий ограниченное поль­зование природными комплексами, атакже ведение собственниками зе­мельных участков и землепользователями традиционных видов хозяйствен­ной деятельности приемами и методами, не оказывающими вредного воз­действия на природные комплексы и объекты государственного природно-заповедного фонда. Он характерен для национальных природных парков, природных парков и т. д.

Особо охраняемые природные территории создаются для сохранения и восстановления государственного природно-заповедного фонда. Под госу­дарственным природно-заповедным фондомпонимается совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые


имеют особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреаци­онную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, ге­нетического резерва, предмета научных исследований, просвещения, обра­зования, туризма и рекреации (п.9 ст.1 Закона).

В государственный природно-заповедный фонд включаются следующие объекты:

а) зоологические - редкие и находящиеся под угрозой исчезновения
виды животных, ценные виды животных, типичные, уникальные и редкие
сообщества животных;

б) ботанические - редкие и находящиеся под угрозой исчезновения
виды растений, ценные виды растений, типичные, уникальные и редкие со­
общества растений;

в) лесные - леса особо охраняемых природных территорий; ориги­
нальные образцы лесокультурного производства и полезащитного лесораз­
ведения;

г) дендрологические - отдельные деревья или их группы, имеющие
научное и культурно-историческое значение, оригинальные образцы садо­
во-парковой культуры;

д) гидрологические - водоемы, имеющие особое государственное
значение или особую научную ценность;

е) геологические, геоморфологические и гидрогеологические - участ­
ки недр, представляющие особую экологическую, научную, культурную и
иную ценность;

ж) почвенные - типичные, уникальные и редкие почвы в различных
почвенных зонах;

з) ландшафтные - типичные, уникальные и редкие ландшафты, эта­
лонные участники нетронутой природы, ландшафты, имеющие особое рек­
реационное значение.

В зависимости от целей, режимов охраны и особенностей использования выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий:

Взависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий республикан­ского значения:

1) государственные природные заповедники;

2) государственные национальные природные парки;

3) государственные природные резерваты;

4) государственные зоологические парки;

5) государственные ботанические сады;

6) государственные дендрологические парки;

7) государственные памятники природы;


 

8) государственные природные заказники;

9) государственные заповедные зоны.

В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий местного зна­чения:

1)государственные региональные природные парки;

2) государственные зоологические парки;

3) государственные ботанические сады;

4) государственные дендрологические парки;

5) государственные памятники природы;

6) государственные природные заказники.

Законодательными актами Республики Казахстан могут быть преду­смотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий.

В зависимости от ценности объектов государственного природно-запо-ведного фонда особо охраняемые природные территории подразделяются по категориямна особо охраняемые природные территории местногои республиканскогозначения.

Также особо охраняемые природные территории можно подразделить на природоохранные учрежденияи особо охраняемые природные терри­тории без образования природоохранного учреждения.

Статус природоохранного учреждения придается следующим видам особо охраняемых природных территорий, независимо от их категорий:

— государственным природным заповедникам;

— государственным национальным природным паркам;

— государственным региональным природным паркам;

— государственным зоологическим паркам;

— государственным ботаническим садам;

— государственным дендрологическим паркам.

Особо охраняемые природные территории со статусом природоохранно­го учреждения являются юридическими лицами.

Официально с предложением о создании особо охраняемых природных территорий выступают Министерство охраны окружающей среды и иные заинтересованные государственные органы при наличии положительных заключений на естественнонаучные и технико-экономические обоснования государственных экспертиз.

Естественнонаучное обоснованиевключает установление 1) уни­кальности, значимости и репрезентативности природных комплексов иссле­дуемой территории и расположенных на ней объектов государственного природно-заповедного фонда; 2) оценки состояния социально-экономических условий на исследуемой территории; 3) состояния экологи-


ческих систем и объектов государственного природно-заповедного фонда на исследуемой территории, риски, угрозы сохранению и меры по их охра­не, защите, восстановлению и использованию; 4) рекомендуемой категории и вида ООПТ; 5) рекомендуемых границ, площади, а также функциональ­ных зон и вида режима их охраны и использования.

Технико-экономическое обоснованиесодержит предложения по изъя­тию (выкупу) земельного участка; определяет затраты на покрытие убыт­ков, причиненных собственнику или землепользователю в связи с изъятием земельного участка, мероприятия и расходы по организации, содержанию и развитию особо охраняемой природной территории; устанавливает функ­циональное зонирование территории, вид режима охраны и условия регули­руемого туристского, рекреационного и ограниченного хозяйственного ис­пользования природных комплексов с определением норм рекреационных нагрузок; включает в себя проект планировки особо охраняемой природной территории и ее инфраструктуры.

В ряде случаев начало созданию особо охраняемых природных террито­рий дают обращения граждан в соответствующие органы с предложением о создании особо охраняемых природных территорий. Так, например, был образован Каркаралинский национальный парк.

Решение о создании особо охраняемой природной территории прини­мают Правительство РК или местные исполнительные органы. Затем следу­ет процесс предоставления указанных в обоснованиях земельных участков в постоянное землепользование особо охраняемой природной территории (при необходимости эти участки изымаются). Устанавливаются сервитуты по каждому землепользованию.

Для особо охраняемых природных территорий со статусом природо­охранного учреждения разрабатывается устав особо охраняемой природной территории как юридического лица, который утверждается Министерством охраны окружающей среды РК.

Исполнительные органы, в ведение которых передаются особо охраняе­мые природные территории, составляют по каждой такой территории пас­порт установленного образца и регистрируют его в Министерстве охраны окружающей среды РК.

В паспорте особо охраняемой природной территорииуказываются:

— ее наименование;

— местонахождение с картой-схемой, описание границ, площадь осо­бо охраняемой природной территории и охранной, санитарно-защитной и иной защитной зоны этой территории;

— перечень находящихся на данной территории объектов государст­венного природно-заповедного фонда с количественными показателями;


 

— выделенные зоны и режимы охраны, обязательства по соблюдению этих режимов на особо охраняемой природной территории;

— виды использования особо охраняемой природной территории;

— наименование и адрес природоохранного учреждения или исполни­тельного органа, в ведении которого находится эта территория.

Паспорт особо охраняемой природной территории хранится в природо­охранном учреждении, исполнительном органе, в ведении которого нахо­дится эта территория, и в Министерстве охраны окружающей среды РК.

Затем определяется необходимый режим по сохранению особо охраняе­мой природной территории и порядок пользования земельными участками смежных землепользователей на условиях сервитутов там, где это необхо­димо.

Особо охраняемые природные территории со статусом природоохранно­го учреждения могут иметь свою символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другое), которая должна включать в себя полное или официальное сокра­щенное наименование конкретно этой территории.

На особо охраняемых природных территориях запрещаются:

— размещение и строительство населенных пунктов, объектов про­мышленности, сельского хозяйства и мелиорации, энергетики, транспорта и связи, военных и оборонных объектов, иных объектов и сооружений, не связанных с целями и функционированием особо охраняемых природных территорий;

— складирование и захоронение отходов производства и потребления, а также радиоактивных материалов;

— использование водоемов для сброса сточных вод;

— применение потенциально опасных химических и биологических ве­ществ, вредных физических воздействий на окружающую среду;

— разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуа­тация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископае­мых;

— рубки леса главного пользования, заготовка живицы, второстепенных лесных материалов и древесных соков;

— работы, могущие повлечь изменения естественного облика охраняе­мых ландшафтов или нарушения устойчивости экологических систем.

Пребывание граждан на особо охраняемых природных территориях ог­раничивается в соответствии с особенностями режимов их охраны и регла­ментируется индивидуальными положениями о каждой такой территории.

Для обеспечения особой охраны могут устанавливаться охранные, сани-тарно-защитные и иные защитные зоны особо охраняемых природных тер­риторий с запрещением в пределах этих зон любой деятельности, отрица-


тельно влияющей на сохранение и воспроизводство объектов государствен­ного природно-заповедного фонда. Земли охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон обозначаются на местности специальными знаками.

Для осуществления особой охраны, обеспечения регулируемого режима хозяйственной деятельности, режимов использования охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон природоохранные учреждения создают службы охраны из штатных и временных работников. Для отдельных видов особо охраняемых природных территорий допускается в установленном по­рядке осуществление их охраны силами пользователей.

Защитные мероприятия по предупреждению и ликвидации вредных воз­действий на окружающую среду, восстановление государственного природно-заповедного фонда на особо охраняемых природных территориях проводят природоохранные учреждения или привлекаемые организации.

Несмотря на ряд запретов, особо охраняемые природные территории ис­пользуются для определенных целей.

Особо охраняемые природные территории могут использоваться в:

1) научных;

2) культурно-просветительных;

3) учебных;

4) туристических и рекреационных;

5) ограниченных хозяйственных целях.

На особо охраняемых природных территориях могут проводиться науч­ные исследованияпо инвентаризации и изучению объектов государственно­го природно-заповедного фонда, разработке научно обоснованных мер по их охране и восстановлению; изучению естественного течения природных про­цессов и влияния режимов охраны на экологические системы; по экологиче­скому и другим видам мониторинга, ведению «Летописи природы»; разработ­ке научных основ заповедного дела, охраны окружающей среды и рациональ­ного природопользования; разработке научных основ разведения редких и на­ходящихся под угрозой исчезновения животных, селекции и размножения ди­корастущих и культурных видов растений.

Особо охраняемые природные территории могут использоваться в сле­дующих культурно-просветительных целях:пропаганды естественнона­учных знаний и достижений в области заповедного дела, охраны окружаю­щей среды и рационального природопользования; показа объектов неживой природы, растений и животных, объектов историко-культурного наследия; ознакомления с деятельностью природоохранных учреждений. Для прове­дения культурно-просветительных мероприятий на особо охраняемых при­родных территориях могут создаваться музеи, лектории, экспозиции, де­монстрационные участки и другие необходимые объекты.


Особо охраняемые природные территории используются в следующих учебных целях:проведения учебных экскурсий и занятий, производственных практик учащихся и студентов; подготовки научных кадров, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области заповедного дела, охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Особо охраняемые природные территории могут использоваться для ту­ристических и рекреационных целей,в частности, для ознакомления ту­ристов с природными и историко-культурными достопримечательностями, активного отдыха населения. Для проведения туризма и рекреации на особо охраняемых природных территориях выделяются специальные участки, ко­торые оборудуются туристическими тропами, смотровыми площадками, бивачными полянами, стоянками для транспорта, кемпингами, палаточны­ми лагерями, гостиницами, мотелями, туристическими базами, объектами общественного питания, торговли и другого культурно-бытового назначе­ния.

Иногда особо охраняемые природные территории используются в огра­ниченных хозяйственных целях, однако это допускается исключительно на специально выделенных участках с заказным режимом и регулируемым ре­жимом хозяйственной деятельности.

Ограниченно хозяйственное использование объектов государственного природно-заповедного фонда на особо охраняемых природных территориях осуществляется только по разрешениям Правительства Республики Казах­стан или Министерства охраны окружающей среды РК.

На особо охраняемых природных территориях допускаются в установ­ленных случаях лишь ограниченная и традиционная хозяйственная деятель­ность, связанные с нею виды природопользования, кустарные и народные промыслы, если это не угрожает сохранению и воспроизводству государст­венного природно-заповедного фонда, по разрешениям исполнительных ор­ганов, в ведении которых находятся эти территории.

Использование особо охраняемых природных территорий юридически­ми и физическими лицами в научных, культурно-просветительных, учеб­ных, туристических, рекреационных и ограниченных хозяйственных целях осуществляется на платной основе. Допускается в установленном порядке и на платной основе предоставление юридическим и физическим лицам зда­ний и сооружений на особо охраняемых природных территориях для осу­ществления указанных видов деятельности.

В целях экономического стимулирования особо охраняемых природных территорий допускается освобождение их от платы за пользование природ­ными ресурсами или снижение ставок налогов, сборов и специальных пла-


тежей за природопользование в соответствии с действующим законодатель­ством.