Атмосферный воздух как объект правовой охраны
Атмосферный воздух является одним из основных важных элементов окружающей природной среды.
Атмосферный воздух - компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы.
Правовое понятие атмосферного воздуха отличается от понятия естественнонаучного «атмосфера». В качестве объекта правового регулирования рассматривается не воздух вообще, а атмосферный воздух как элемент естественной среды обитания, причем воздух не всей атмосферы, а наиболее близких к земле ее слоев (тропосферы). Воздух же в жилых помещениях не охраняется нормами экологического законодательства. Также к атмосферному воздуху не относится воздух, находящийся в баллонах, компрессорах.
Атмосферный воздух в сравнении с другими охраняемыми природными объектами обладает характерными особенностями.
Во-первых, экономическое использование атмосферного воздуха, хотя и получает в настоящее время все большее развитие, правом практически не регулируется. Во-вторых, по своим природным свойствам атмосферный воздух не может состоять в собственности, владении, управлении государства, каких-либо организаций, граждан. Воздушные массы под действием ветра или температурных колебаний постоянно находятся в движении и перемещаются с территории одного государства на территорию другого. В-третьих, охрана атмосферного воздуха осуществляется не ради самого воздуха, который в количественном отношении остается неизменным, а в целях охраны здоровья человека и окружающей природной среды, растительного и животного мира.
Атмосферный воздух выполняет важные функции экологические функции:
1. Жизнеобеспечивающая. Если без пищи человек может продержаться недели, без воды - дни, то без атмосферного воздуха - только минуты. Существование животного и растительного мира также невозможно без
атмосферного воздуха. Атмосферный воздух обеспечивает давление у поверхности Земли, которое является нормой для существования наземных организмов. Кстати без атмосферного давления человек не проживет и нескольких секунд.
2. Климаторегулирующая.Формирование климата и погоды, влажности зависит от перемещения теплых и холодных масс воздуха.
3. Средозащитная. Атмосферный воздух создает буферную прослойку, защищающую земную жизнь от губительного воздействия солнечных лучей, космического излучения, от метеоритов, которые сгорают в атмосфере.
4. Терморегулирующая.Атмосферный воздух обеспечивает нормальную для человека, растительного и животного мира температуру. Благодаря своим уникальным свойствам он не дает температуре дойти до критического предела (днем: + 100 градусов, ночью: - 100 градусов, что могло бы быть при отсутствии на земле атмосферы) и задерживает солнечные лучи, отражающиеся от земной поверхности, что обеспечивает тепло.
5. Средообразующая. Ватмосферном воздухе обитает большинство животных и растительных организмов.
Атмосферный воздух имеет значительную социальную ценность, оказывая решающее воздействие на здоровье человека, качество окружающей его среды, ее санитарно-гигиенические характеристики, тем самым, выполняя санитарно-оздоровительную функцию.
Возрастает экономическое использованиеатмосферного воздуха в качестве необходимого условия, элемента производственных технологических процессов, источника сырья для получения ряда веществ и материалов (кислорода, азота и т. д.), а также в качестве естественного резервуара для производственных, коммунальных, бытовых и других выбросов. В атмосферном воздухе движутся объекты воздушного транспорта.
Основной проблемой правового обеспечения охраны атмосферного воздуха является отсутствие специального нормативного правового акта в данной области. Раньше эту функцию выполнял Закон Республики Казахстан «Об охране атмосферного воздуха» от 11 марта 2002 года. Теперь этот закон отменен в связи с принятием Экологического кодекса РК, однако при внимательном прочтении его содержания выясняется, что атмосферному воздуху посвящено немного статей. Законодатель, правда, уделяет много вниманию охране климата и озонового слоя земли. Однако озоновый слой Земли составляет небольшую часть атмосферного воздуха. Основная масса
озона в атмосфере расположена в виде слоя - озоносферы - на высоте от 10 до 50 км с максимумом концентрации на высоте 20-25 км .
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Правительством Республики Казахстан, Министерством охраны окружающей среды, местными представительными и исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), а также функциональными органами - Министерством внутренних дел РК, Министерством здравоохранения РК и т.д.
К компетенции Правительства Республики Казахстанв области охраны атмосферного воздуха относятся: 1) организация разработки программ в области охраны атмосферного воздуха; 2) утверждение подзаконных нормативных актов (Правил, Положений и т.д.), регулирующих отношения в области охраны атмосферного воздуха; 3) утверждение технических регламентов.
Министерство охраны окружающей среды РКосуществляет следующие функции: 1) утверждает в пределах своей компетенции или согласовывает экологические нормативы и экологические требования в области охраны окружающей среды; 2) осуществляет государственное управление в данной области; 3) осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности физических и юридических лиц в области охраны климата и озонового слоя Земли; 4) разрабатывает и организует выполнение программных документов в сфере охраны атмосферного воздуха; 5) разрабатывает технические регламенты в области охраны атмосферного воздуха; 6) разрабатывает порядок ограничения, приостановления или снижения выбросов парниковых газов в атмосферу и порядок торговли квотами и обязательствами на сокращение эмиссии в окружающую среду; 7) разрабатывает программы целевых показателей качества атмосферного воздуха; 8) разрабатывает базовые и предельные ставки платы за эмиссии в окружающую среду; 9) организует ведение Государственного кадастра парниковых газов и Государственного кадастра потребления озоноразрушающих веществ; 10) утверждает методику расчета платы за эмиссии в окружающую среду; 11) устанавливает порядок учета природопользователей и источников загрязнения окружающей среды; 12) утверждает инструктивно-методические документы по проведению оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы, включая порядок проведения государственной экологической экспертизы; 13) утверждает: методику определения нормативов эмиссий в окружающую среду; порядок включения усло-
Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1979. С.930.
вий природопользования в разрешения на эмиссии в окружающую среду, формы документов для выдачи разрешений на эмиссии в окружающую среду и порядок их заполнения; типовой перечень мероприятий по охране окружающей среды; 14) устанавливает порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов парниковых газов и потребления озоноразрушающих веществ; 15) устанавливает предельно допустимые выбросы парниковых газов для отдельных видов источников выбросов парниковых газов; 16) определяет по согласованию с органами статистики перечень организаций, осуществляющих в установленном порядке статистические наблюдения в области охраны климата и озонового слоя Земли на соответствующих территориях; 17) организует проведение ежегодной государственной инвентаризации эмиссии и поглощения парниковых газов; 18) устанавливает порядок инвентаризации выбросов парниковых газов и озоноразрушающих веществ в атмосферу.
Комитет экологического регулирования и контролявыполняет функции по: 1) координации деятельности по осуществлению экологической экспертизы и выдаче разрешений на эмиссии в окружающую среду в Республике Казахстан и осуществлению ее методического руководства; 2) осуществлению контроля за деятельностью должностных лиц местных исполнительных органов по выдаче разрешений на эмиссии в окружающую среду; 3) выдаче экологических разрешений (разрешения на эмиссии в окружающую среду и комплексные экологические разрешения) в пределах своей компетенции; 4) установлению в экологических разрешениях лимитов на эмиссии в окружающую среду; 5) выдаче разрешений на импорт, экспорт озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, производство работ с использованием озоноразрушающих веществ, ремонт, монтаж, обслуживание оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества; 6) ведению Государственного реестра природопользователей и источников загрязнения окружающей среды; 7) осуществлению государственного экологического контроля за соблюдением экологического законодательства Республики Казахстан, нормативов качества окружающей среды и экологических требований, в том числе за: соблюдением технических регламентов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, атакже по вопросам охраны климата и озонового слоя Земли, в том числе при выпуске в эксплуатацию и эксплуатации транспортных и других передвижных средств; соблюдением требований по охране атмосферного воздуха при вводе в эксплуатацию предприятий, складировании и сжигании отходов; соблюдением экологических требований к санитарно-защитным зонам объектов, имеющих стационарные источники выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещающих отходы производства и потребления;
соблюдением технологических регламентов работы очистных сооружений; соблюдением норм и правил производственного экологического контроля; 8) совершенствованию деятельности служб лабораторно-аналитического контроля в системе органов государственного экологического контроля. Маслихаты областей(города республиканского значения, столицы): 1) утверждают региональные программы по охране атмосферного воздуха; 2) устанавливают ставки платы за загрязнение атмосферного воздуха (в разрезе районов и городов), но не ниже базовых, утвержденных центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды; 3) утверждают расходы по охране и оздоровлению атмосферного воздуха в составе местных бюджетов; 3) заслушивают информации руководителей местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) и организаций о состоянии охраны атмосферного воздуха.
Акиматы областей(города республиканского значения, столицы): 1) организуют разработку и реализацию региональных программ в области охраны атмосферного воздуха на соответствующих территориях; 2) предоставляют доступ к экологической информации и информируют население о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий; 3) осуществляют государственное управление в области охраны атмосферного воздуха; 4) осуществляют меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств; 5) выделяют места размещения отходов производства и потребления, загрязняющих атмосферный воздух.
Министерство здравоохранения РКосуществляет санитарный надзор в области охраны атмосферного воздуха.
Важные функции выполняют органы внутреннихдел РК,чья деятельность будет рассмотрена во втором вопросе.
Основное загрязнение атмосферы связано с выбросами от предприятий цветной металлургии, теплоэнергетики, черной металлургии, нефтегазового комплекса и транспорта. Поступление различных вредных веществ в атмосферу от стационарных промышленных источников в настоящее время составляет более 4 миллионов тонн в год. Если сопоставить количество выбросов от различных стационарных источников, то примерно 50 % выбрасывается теплоэнергоисточниками, а 33 процента - предприятиями горной и цветной металлургии. Наибольшее количество выбросов происходит в Восточном Казахстане - 2231, 4 тыс. т/год, что составляет 43 % от общего количества выбросов по всему Казахстану. На втором месте по количеству выбросов состоит Центральный Казахстан - 1868 тыс. т/ год или 36 %.
Меньше всего загрязняется атмосфера в Северном Казахстане 363, 2 тыс. т/год (7 %) и Южном Казахстане 415, 1 тыс. т/год, что составляет 8 %.
Проблема загрязнения атмосферного воздуха присуща в основном крупным городам и промышленным агломерациям, где проживает около половины населения республики. К наиболее загрязненным отнесены 10 городов, 8 из которых - с высоким уровнем загрязнения воздуха. Причинами высокого уровня загрязнения воздуха в городах являются устаревшие технологии производства, неэффективные очистные сооружения, низкое качество применяемого топлива, слабое использование возобновляемых и нетрадиционных источников энергии. При этом значительная часть населения промышленных центров проживает в зоне повышенного влияния вредных выбросов, так как более 20% предприятий не имеют нормативной санитарно-защитной зоны298.
Резкое увеличение числа автомобилей вызывает рост концентрации оксида углерода и диоксида азота в крупных городах (Алматы, Усть-Каменогорск, Шымкент), где среднегодовые концентрации этих веществ превышают предельно допустимые. Выбросы автотранспорта особенно в городах, составляют от 25 до 50 %. По загрязненности атмосферы выхлопными газами автомобилей на первом месте стоит Алматы - 75 %, затем Актюбинск - 47,1 %, Семипалатинск - 46,6 %, Жамбыл - 43,1 %, Усть-Каменогорск - 41,4 %. Меньше всего выхлопных газов содержится в атмосфере Жезказгана - 14,8 %, Петропавловска - 26,3 % и Лениногорска - 27,6 %. Однако самая высокая загазованность атмосферного воздуха, как ни странно установлена в таких городах, как Костанай - 84,7 % и Уральск -81,7 %, где промышленных предприятий и автотранспорта сравнительно меньше, чем в вышеназванных городах.
«Черный список» наиболее загрязненных городов постоянно меняется и обновляется. Если раньше «лидировали» Темиртау (который был третьим по бывшему Советскому Союзу), Экибастуз, Павлодар, Балхаш, то теперь анализ данных показывает, что наибольший уровень загрязнения воздуха наблюдался в Алматы, Костанае, Уральске, Актюбинске, Шымкенте и т.д. Так, в Алматы на долю автотранспорта приходится до 80% валового выброса вредных веществ, что связано с увеличением числа автомашин до 210
тысяч. Кстати, по числу заболеваний Алматы занимает I место в республи-ке299.
Загрязнение воздушного бассейна также связано с разработкой старых и освоением новых месторождений углеводородного сырья, что приводит к увеличению загрязнения атмосферы сероводородом, меркаптанами. Сжигание на факелах попутного газа сопровождается выбросом в атмосферу большого количества парниковых газов, оксидов серы и азота, вокруг месторождений формируется повышенный тепловой фон300.
Неудивительно, что государство уделяет большое внимание охране атмосферного воздуха, используя различные средства, в т.ч. и правовые.
Охрана атмосферноговоздуха в Республике Казахстан представляет собой совокупность мероприятий, направленных на сохранение в чистоте и улучшение состояния воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, экономики республики, растительного и животного мира, а также укрепление законности в области охраны атмосферного воздуха.
В объективном смысле правовая охрана атмосферноговоздуха - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по предотвращению вредных последствий антропогенного развития на атмосферный воздух, сохранению и улучшению качества атмосферного воздуха.
В субъективном смысле правовая охрана атмосферноговоздуха -это деятельность государства, физических и юридических лиц, КФХ по реализации правовых норм, закрепляющих меры по предотвращению вредных последствий антропогенного развития на атмосферный воздух, сохранению и улучшению качества атмосферного воздуха.
Регулирование общественных отношений в рассматриваемой области осуществляется в целях охраны атмосферного воздуха от загрязнения.
Женевская Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии от 13 ноября 1979 г. устанавливает следующее определение загрязнения атмосферного воздуха- это введение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в воздушную среду, влекущее за собой вредные последствия такого характера, как угроза здоровью людей, нанесение вреда живым ресурсам, экосистемам и материальным ценностям, а так-
298 Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы от 3 декабря 2003 roflaN 1241 /Справочная правовая система ЮРИСТ.
299 Жаксыбеков А. Алматы: индекс неблагополучия // Экокурьер. 1998. 12-29
сент.; Оздоровление воздушного бассейна наших городов // Экокурьер. 1998. 20
мая.
300 Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-
2015 годы от 3 декабря 2003 года N 1241 /Справочная правовая система ЮРИСТ.
же нанесение ущерба ценности ландшафта или помехи другим законным видам использования окружающей среды.
Законодательством закрепляется ряд признаков, при наличии которых имеет место загрязнение в его правовом значении.К ним относятся следующие:
1) загрязнение - это изменение качества атмосферного воздуха под воздействием определенных факторов, например, в результате выбросов загрязняющих веществ;
2) загрязнением признается лишь такое воздействие, которое характеризуется превышением нормативов воздействия на воздух или концентрации в нем вредных веществ, других установленных нормативов;
3) с правовой точки зрения как загрязнение будет рассматриваться такое изменение воздуха, если в результате причинен вред (имеется реальная угроза причинения вреда) здоровью людей, природным объектам;
4) загрязнение носит антропогенный характер, т. е. является результатом деятельности человека.
Для предотвращения загрязнения воздуха установлена система правовых мер его охраны. К ним относятся: установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий, нормативное закрепление перечня загрязняющих и потенциально опасных веществ, регулирование выбросов (получение разрешений на эмиссии), учет вредных воздействий, ведения мониторинга атмосферного воздуха, закрепление экологических требований применительно к отдельным стадиям хозяйственной деятельности. Данные функции осуществляются Правительством РК, местными представительными и исполнительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами.
Атмосферный воздух - уникальный объект природы. Если мы можем сравнительно доступным способом определить ущерб, нанесенный плодородию почвы, установить размеры гибели рыб или животных в результате загрязнения или отравления среды их обитания, то совершить подобную процедуру в отношении атмосферного воздуха без применения технических средств просто невозможно. Даже установив, что в воздухе содержится какое-то количество вредных веществ, мы не можем судить о степени загрязнения воздуха. Только использование нормативов поможет установить границу, позволяющую определить степень загрязнения воздуха. Для правовой охраны атмосферного воздуха применение нормативов является единственным средством определения загрязненности воздуха.
В соответствии с п. 61 ст.1 ЭК РК экологическое нормирование— система правил (норм) и содержащихся в них количественных и качествен-
ных показателей (нормативов) состояния окружающей среды и степени воздействия на нее.
Целью экологического нормирования являются регулирование качества окружающей среды и установление допустимого воздействия на нее, обеспечивающих экологическую безопасность, сохранение экологических систем и биологического разнообразия.
В процессе экологического нормирования устанавливаются нормативы качества окружающей среды, нормативы эмиссий и нормативы в области использования и охраны природных ресурсов (ст.22 ЭК РК).
К нормативам качества окружающей средыотносятся:
1) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций, включая радиоактивные вещества, ориентировочно безопасных уровней химических веществ;
2) нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей, радиоактивности, тепла и иных физических воздействий;
3) нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов, которые регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, гигиеническими нормативами.
4) иные нормативы качества окружающей среды, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него (ПДК) вводится для оценки состояния воздуха с точки зрения охраны здоровья и окружающей среды. ПДК представляет собой величину, выражающую максимальную долю концентраций загрязняющих веществ, которая не оказывает прямого или косвенного неблагоприятного воздействия на человека и окружающую среду.
Для охраны атмосферного воздуха устанавливаются нормативы, которые являются разновидностью нормативов эмиссий.
Эмиссии в окружающую среду — выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, вредные физические воздействия (п.26 ст.1 ЭК РК)
Нормативы эмиссий — показатели допустимых эмиссий, при которых обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды (п.68 ст.1 ЭКРК).
Согласно ст.25 ЭК РК к нормативам эмиссий относятся:
1) технические удельные нормативы эмиссий;
2) нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
3) нормативы размещения отходов производства и потребления;
4) нормативы допустимых физических воздействий (количества тепла, уровня шума, вибрации, ионизирующего излучения и иных физических воздействий).
В целях охраны атмосферного воздуха, систематического снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарными, а также передвижными источниками (ПДВ), а также нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий (ПДУ). Нормативы устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов или иного вредного воздействия на атмосферный воздух, а также для каждой модели транспортных и иных передвижных средств и установок.
Согласно ст.27 ЭК РК нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ являются величинами эмиссий, которые устанавливаются на основе расчетов для каждого источника выбросов и предприятия в целом с таким условием, чтобы обеспечить достижение нормативов качества окружающей среды.
Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ используются при выдаче разрешений на эмиссии в окружающую среду в составе проектов, содержащих расчетные значения нормативов, планы-графики достижения природопользователями уровня нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, установленные значения технических удельных нормативов эмиссий для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов и оборудования. Срок действия установленных предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ определяется сроком действия заключений государственной экологической экспертизы, выданных на содержащие нормативы проекты.
Норматив ПДУ- величина, выражающая предельно допустимые уровни вредных физических воздействий, обеспечивающие экологическую безопасность для здоровья человека и его генетического фонда.
В ст.28 ЭК РК установлен порядок определения нормативов эмиссий.
Проекты нормативов эмиссий обосновываются в составе оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности либо в виде отдельных документов.
Разработка нормативов эмиссий осуществляется физическими и юридическими лицами, имеющими лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.
Нормативы эмиссий по отдельным источникам устанавливаются равными техническим удельным нормативам эмиссий либо определяются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды.
Методика определения нормативов эмиссий расчетным путем утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
При установлении нормативов эмиссий учитываются существующие загрязнения окружающей среды. Данные по фоновым концентрациям параметров качества окружающей среды представляются гидрометеорологической службой Республики Казахстан по договору с заказчиком проекта или проектной организацией.
Нормативы эмиссий от передвижных источников устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании в виде предельных концентраций основных загрязняющих атмосферный воздух веществ в выхлопных газах техническими регламентами для передвижных источников.
Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее осуществляется путем: а) выдачи разрешений на эмиссии; б) ограничения, приостановления или запрещения выбросов.
Природопользователи, осуществляющие эмиссии в окружающую среду, обязаны получить разрешение на эмиссии в окружающую среду. Разрешение на эмиссии в окружающую среду выдается природопользователю согласно его заявке в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Природопользователи обязаны выполнять условия, указанные в разрешении на эмиссии в окружающую среду, и несут ответственность за их несоблюдение в соответствии с законами Республики Казахстан.
Природопользователи, имеющие в своей собственности производственные объекты, расположенные на территории:
1) одной области (города республиканского значения, столицы), могут
подавать заявки на получение разрешения на эмиссии в окружающую среду
как по каждому объекту, так и по всей их совокупности;
2) разных областей (города республиканского значения, столицы),
должны подавать заявки на получение разрешения на эмиссии в окружаю
щую среду по местонахождению каждого объекта.
Не требуется получение разрешения на эмиссии в окружающую среду, если эти эмиссии происходят в процессе общего природопользования.
Разрешениена эмиссии в окружающуюсреду представляет собой комплект документов установленного образца, содержащий:
1) сведения о природопользователе и осуществляемой им хозяйственной и иной деятельности;
2) срок действия разрешения;
3) условия природопользования, в том числе нормативы эмиссий по всем их источникам;
4) программу мероприятий по охране окружающей среды на период действия разрешения;
5) программу производственного экологического контроля (ст.70 ЭК РК).
В случае нарушения условий и требований, предусмотренных разрешениями, а также возникновения угрозы здоровья населения, выброс загрязняющих веществ в атмосферу должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органа, осуществляющего государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.
В отношении передвижных источников разрешительная система регулирования выбросов не применяется, здесь предусмотрено только применение нормативов ПДВ.
К передвижным источникамотносятся как все самодвижущиеся транспортные средства, так и машины, механизмы, которые передвигаются (буксируются, перевозятся) транспортными средствами.
В Республике Казахстан осуществляется государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух. Ему подлежат объекты, оказывающие вредное воздействие на воздух, виды и количество вредных физических воздействий на него. Данные государственного учета используются при планировании воздухоохранных мероприятий, нормировании загрязнения воздуха, контроле и прогнозе изменения атмосферы. Учет осуществляется Министерством охраны окружающей среды РК и Министерством здравоохранения РК, Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации.
Законодательство РК закрепляет ряд мер по охране атмосферного воздуха применительно к стадиям хозяйственной деятельности: размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на атмосферный воздух. Законодательством также закрепляется ряд требований по охране атмосферного воздуха, которые должны выполняться при размещении и развитии городов и других населенных пунктов; при внедрении открытий, изобретений, новых технологических систем, а также при закупке импортного
оборудования; при добыче полезных ископаемых, размещении и эксплуатации терриконов и отвалов; при применении средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов.
В обеспечении указанных требований существенную роль играет государственный контроль. Государственный контроль в области охраны атмосферного воздухаот загрязнения - это осуществление специально уполномоченными на то государственными органами наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и источниками его загрязнения, проверки соблюдения законности и фактического выполнения норм, правил и мероприятий по охране воздушной среды, а также принятие ими мер реагирования.
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами и ведомствами, юридическими и физическими лицами мероприятий по охране атмосферного воздуха, соблюдение условий выбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на атмосферу, а также иных правил, установленных законодательством об охране атмосферного воздуха.
Составными элементамиданного вида контроля являются:
а) наблюдение за состоянием загрязнения атмосферы и воздействием
на нее вредных факторов;
б) установление источников загрязнения;
в) проверка фактического выполнения норм, правил и мероприятий
по охране атмосферного воздуха;
г) проверка законности путей и средств выполнения соответствующих
требований;
д) принятие мер реагирования в процессе контроля.
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется исполнительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами: Министерством охраны окружающей среды РК, Министерством здравоохранения РК, МВД РК.
Органам государственного контроля за охраной атмосферного воздуха предоставлено право получать необходимую информацию, посещать контролируемые объекты, выдавать разрешения на пуск в эксплуатацию предприятий и сооружений, оказывающих воздействие на атмосферный воздух, приостанавливать или прекращать работу предприятий, транспортных средств, загрязняющих атмосферный воздух.
Министерство охраны окружающей среды РК осуществляет наблюдение за уровнем и источниками загрязнения атмосферного воздуха и контролирует деятельность физических и юридических лиц в области использования и охраны атмосферного воздуха.
Министерство здравоохранения РК осуществляет государственный санитарный надзор за проведением санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения атмосферного воздуха от химических, биологических, физических факторов, вызывающих неблагоприятные для здоровья людей изменения атмосферного воздуха.
Существенный вклад в дело охраны атмосферного воздуха вносят правоохранительные органы, особенно органы внутренних дел, чья экологическая деятельность будет освещена ниже.
Хотя право пользования атмосферным воздухом рассматривается крайне редко, но в настоящее время такое пользование частично регулируется нормами права. Эмиссии в атмосферный воздух можно рассматривать как пользование атмосферным воздухом в качестве естественного резервуара для сброса загрязняющих веществ. Так как на них выдаются специальные разрешения за определенную плату, а процесс выдачи разрешений и условия пользования установлены законом (Глава 8 «Экологические разрешения» Экологического кодекса РК), то пользование атмосферным воздухом приобретает форму права пользования атмосферным воздухом.
На тот факт, что отношения по выбросу загрязняющих веществ в атмосферный воздух урегулированы как специальное природопользование на основе разрешения, было обращено внимание СТ. Культелеева .
Поэтому можно отметить, что формируется новая общность правовых норм - право пользования атмосферным воздухом.
В объективном смысле под правом пользования атмосферным воздухом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия предоставления и использования атмосферного воздуха, основания прекращения права пользования атмосферным воздухом, права и обязанности пользователей атмосферным воздухом.
Право пользования атмосферным воздухом в субъективном смысле - это совокупность правомочий конкретного пользователя по пользованию атмосферным воздухом.
Право пользования атмосферным воздухом можно даже классифицировать по основаниям возникновения на общее и специальное.
Право общего пользования атмосферным воздухом предоставлено физическим лицам в силу их естественных, неотъемлемых прав для обеспечения жизнедеятельности. Оно бесплатно, не требует никаких разрешений, субъектами могут быть только физические лица.
301 Культелеев СТ. Экологическое право Республики Казахстан. Особенная часть: Учебник. - Алматы: HAS, 2007. С.74-75.
Право специального пользования атмосферным воздухом преимущественно используется юридическими лицами, которые за определенную плату получают от государства разрешения на эмиссии.
2. Участие органов внутренних дел е охране атмосферного воздуха
Важную роль в охране атмосферного воздуха играют органы внутренних дел Республики Казахстан.
Участие органов внутренних дел Республики Казахстан в охране атмосферного воздуха было предусмотрено Положением о государственном контроле за использованием и охраной окружающей природной среды в Республике Казахстан от 18 декабря 1991 г. В нем к специально уполномоченным органам государственного контроля в области охраны окружающей природной среды относится Министерство внутренних дел РК - в части контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу от автотранспортных средств, организации работы экологической милиции.
Указанная задача непосредственно выполняется органами дорожной полиции МВД РК.
Деятельность дорожной полиции осуществляется в соответствии с Закон РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 г. Как это ни странно, но ни в законе, ни в других подзаконных нормативных актах, регулирующих деятельность дорожной полиции, не отражены контрольные функции дорожной полиции по охране атмосферного воздуха, хотя они выполняются.
При освещении экологических функций дорожной полиции некоторые авторы отмечают, что данное подразделение осуществляет не контроль, а надзор в области охраны атмосферного воздуха. По-видимому, это утверждение связано с тем, что до последнего времени дорожная полиция была лишена правовых полномочий по применению административных взысканий за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха. Наложение взысканий на должностных лиц и граждан за выпуск в эксплуатацию и эксплуатацию автотранспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышает установленные нормативы, являлось в соответствии с утратившим силу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1982 г. «Об административной ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха» компетенцией административных комиссий исполкома советов народных депутатов. Однако в настоящее время работники дорожной полиции имеют право налагать штрафы
за выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, а также за эксплуатацию автотранспортных и других передвижных средств и установок с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 543 КоАП РК).
Деятельность дорожной полиции по охране атмосферного воздуха содержит все признаки контроля. Работники дорожной полиции имеют право:
— беспрепятственно посещать транспортные предприятия независимо от форм собственности и требовать от должностных лиц и граждан соблюдения установленных правил, нормативов и стандартов в области охраны атмосферного воздуха;
— давать должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушения правил, нормативов и стандартов в данной области, а в случае неприятия по таким предписаниям необходимых мер - привлекать виновных лиц к предусмотренной законодательством ответственности;
— истребовать и получать от транспортных предприятий документы, сведения и материалы по вопросам, относящимся к охране атмосферного
воздуха;
— запрещать эксплуатацию транспортных средств, конструкция или
техническое состояние которых не соответствуют требованиям действую
щих правил, нормативов и стандартов в области атмосферного воздуха;
— в предусмотренных законодательством случаях изымать удостоверения на право управления транспортными средствами, задерживать транспортные средства и доставлять их для временного хранения на специальные площадки или стоянки;
— составлять протоколы и налагать в установленном порядке предусмотренные действующим законодательством меры административных взысканий на правонарушителей в области охраны атмосферного воздуха;
— давать руководителям транспортных предприятий рекомендации по содержанию транспортных средств в исправном состоянии.
Как мы видим, здесь присутствуют все элементы контроля. Во-первых, работники дорожной полиции оценивают результаты деятельности транспортных предприятий не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений. Таким образом, например, осуществляется контроль за деятельностью станций техобслуживания по соблюдению стандартов на предельно допустимую концентрацию вредных веществ в отработавших газах. Во-вторых, как уже отмечалось выше, работники дорожной полиции вправе применять целый комплекс административных взысканий: предупреждения, штрафы, запрещение эксплуатации транспорта с по-
вышенным задымлением или с повышенными шумами. В-третьих, работники дорожной полиции не просто наблюдают за соответствием деятельности контрольных субъектов требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха, а активно вмешиваются в их хозяйственную деятельность, например, в тех случаях, когда по результатам проверок технического состояния двигателей автомобилей и мотоциклов на транспортных предприятиях сотрудниками дорожной полиции не допускается эксплуатация автотранспортных средств с технически неисправными двигателями, загрязняющими атмосферный воздух больше установленного минимума.
Можно выделить два направления деятельности дорожной полиции в области охраны атмосферного воздуха.
1. Контроль дорожной полиции над соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В нашей республике автомобильный транспорт относится к числу источников неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Состав выхлопных газов автомобиля зависит от ряда факторов: типа двигателя (карбюраторный, дизельный), режима его работы и нагрузки, технического состояния, качества топлива, квалификации и опыта работы водителя302. Недостатки в каждом из этих факторов могут вовлечь повышение содержания окиси углерода в выбросах автомототранспорта. Поэтому контрольная деятельность охватывает проверку надлежащего состояния всех этих факторов, а объектом контроля является деятельность транспортных предприятий и граждан по поддержанию этого состояния. Свою работу сотрудники дорожной полиции осуществляют на улицах и дорогах, при выезде автотранспортных средств из автогаражей и автостоянок, на стационарных постах и контрольно-технических пунктах дорожной полиции. Мероприятия по контролю над техническим состоянием транспортных средств включаются в планы работы дорожной полиции с указанием даты, времени, основного места ее выполнения и конкретных исполнителей. Правовой основой указанной деятельности являются Правила государственной регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Республике Казахстан, утвержденные приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 12 октября 1998 г. № 343, Правила государственной регистрации тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, а также специальных
Азаров Г. И., Волков В. И. Природоохранительная деятельность органов внутренних дел. — М., 1990. С. 58.
машин повышенной проходимости, утвержденные Приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 сентября 2003 года № 467.
Количество загрязняющих веществ, выбрасываемых транспортными средствами, не должно превышать нормативов предельно допустимых выбросов. В своей деятельности сотрудники дорожной полиции руководствуются Техническим регламентом о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства РК от 29 декабря 2007 года № 1372,и иными стандартами по охране окружающей среды. К последним относятся 1) ГОСТ 25478-91«Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», утвержденным постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 2 декабря 1991 года № 1851; ГОСТ 17.2.2.03-87«Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности», утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 марта 1987 года № 732; ГОСТ 21393-75«Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности», утвержденным постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 18 декабря 1975 года № 3944.
В наиболее загрязненных районах городов выставляются посты с передвижными лабораториями, оборудованными приборами «Инфралит-1200» (газоанализатор), ДК-01 (дымометр) и ГХА-СО, который позволяет производить замеры автомобилей, работающих как на бензине, так и на сжатом газе.
При выявлении автомашин с повышенным содержанием окиси углерода или дымностью водители привлекаются к административной ответственности. При обнаружении таких транспортных средств в процессе проверки автохозяйства их выезд из гаража запрещается со снятием переднего государственного номера до устранения неисправности, а на механика или главного инженера накладывается штраф. Штрафу подвергается также руководитель автохозяйства, на которого, кроме того, составляется административный протокол.
2. Контроль над соблюдением уровней шума, установленных для автотранспортных средств.
Шумовое загрязнение также является одним из вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Существуют стандарты: ГОСТ 19358-74 «Автомобили, автопоезда, автобусы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мо-
товелосипеды. Внешний и внутренний шум. Предельно допустимые уровни. Методы измерения», ОСТ 37.003.007-71 «Приборы звуковых сигналов автотрактора. Типы. Основные параметры», ГОСТ 12.1.003-76 «СОБТ. Шкм. Общие требования безопасности», за соблюдением которых и следят работники дорожной полиции, используя в своей деятельности шумометры ШМ-1, РМ-101 и др. Контроль шума производится на измерительных площадках, где автомобиль испытывается при холостом ходе двигателя по специальной методике. Лица, виновные в эксплуатации автотранспортных средств, у которых уровень шума, производимого при работе, превышает установленные нормативы, подвергаются мерам административного взыскания: предупреждению или штрафу.
ЛЕКЦИЯ 15. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРА-