Понятие и виды права лесопользования

Лесной кодекс РК разделяет право лесопользования и право владения участками лесного фонда.

Согласно п.35 ст.4 ЛК РК лесовладение - право владения и пользования участками государственного лесного фонда, предоставляемое Правительст­вом Республики Казахстан государственным лесовладельцам для ведения лесного хозяйства и лесопользования, функционирования особо охраняе­мых природных территорий, а также право владения, пользования и распо­ряжения частным лесным фондом, предоставляемое частным лесовладель­цам в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Под лесопользованием понимается юридически и экономически регла­ментированная деятельность по использованию лесных ресурсов и полез­ных свойств леса (п.36 ст.4 ЛК РК).

В объективном смысле под правом лесопользования понимают сово­купность правовых норм, регулирующих порядок и условия предоставления

289 Кузенной А. Нынче Боровое - очень дорогое // Советы Казахстана. 1992. 11 июня. 360


и использования лесов, основания прекращения права лесопользования права и обязанности лесопользователей.

Право лесопользования в субъективном смысле - это совокупность правомочий конкретного лесопользователя по владению и пользованию участком леса.

Объектами права лесопользования являются участки леса.

Субъектами права лесопользования, т. е. лесопользователями могут быть юридические и физические лица, в том числе и иностранные.

Содержание права лесопользования составляют права и обязанности лесопользователей.

Лесопользователи имеют право:

1) осуществлять лесопользование на участках государственного лесного фонда в объемах, указанных в разрешительных документах;

2) получать информацию о лесных ресурсах, предоставляемых им в ле­сопользование;

3) возводить на срок лесопользования строения и сооружения, склады хранения древесины, прокладывать лесовозные дороги, устанавливать обо­рудование для переработки древесины и другой продукции леса, связанные с пользованием участками государственного лесного фонда в порядке, ус­тановленном законодательством Республики Казахстан;

4) на возмещение убытков, понесенных в результате изменения катего­рий государственного лесного фонда, а также изъятия земель государствен­ного лесного фонда для государственных надобностей (ст. 37 Лесного ко­декса РК).

Лесопользователи обязаны:

1) соблюдать условия договора долгосрочного лесопользования, а также условия, определенные лесорубочным билетом, лесным билетом;

2) не допускать нанесения вреда здоровью населения;

3) вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов и обеспечивающими сохранение животного мира и среды его обитания;

4) при заготовке древесины соблюдать требования по сохранению опти­мальных условий для естественного воспроизводства леса, используя тех­нику и технологии, прошедшие государственную экологическую эксперти­зу;

5) соблюдать на отведенных им для лесопользования участках государ­ственного лесного фонда правила пожарной безопасности, проводить про-


тивопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение;

6) при долгосрочном лесопользовании разрабатывать и утверждать по согласованию с государственными лесовладелыдами планы противопожар­ных мероприятий, а также осуществлять их в установленные сроки;

7) иметь в местах проведения ими на территории государственного лес­ного фонда культурно-оздоровительных, рекреационных, туристских, спор­тивных и других мероприятий и работ средства пожаротушения согласно нормам, разработанными уполномоченным органом и утвержденными цен­тральным исполнительным органом РК по пожарной безопасности;

8) не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении установленных сроков ее заготовки и вывозки;

9) проводить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины;

 

10) не допускать на отведенных для лесопользования участках государ­ственного лесного фонда незаконных порубок леса и иных нарушений лес­ного законодательства РК, законодательства РКн об охране, воспроизводст­ве и использовании животного мира и особо охраняемых природных терри­ториях;

11) сдавать участки государственного лесного фонда государственным лесовладельцам после завершения на них работ;

12) осуществлять при рубках главного пользования на участках государ­ственного лесного фонда воспроизводство на площади, превышающей дву­кратный размер вырубленной площади, в соответствии с лесоустроитель­ным проектом, включая возобновление леса;

13) осуществлять воспроизводство лесов за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате их деятельности уничтожен подрост, по­гибла древесная и кустарниковая растительность;

14) возмещать убытки и потери лесного хозяйства в порядке, установ­ленном законодательством Республики Казахстан;

15) своевременно вносить плату за лесные пользования;

16) соблюдать правила по обеспечению и улучшению санитарного со­стояния лесов;

 

17) осуществлять мероприятия по защите участков государственного лесного фонда от вредителей и болезней леса при долгосрочном лесополь­зовании;

18) информировать государственных лесовладельцев о появлении на от­веденных им для лесопользования участках государственного лесного фон­да вредителей и болезней леса;

19) не нарушать прав иных лесопользователей;


 

20) предоставлять информацию, необходимую для ведения государст­венного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, государ­ственного лесного мониторинга, определения размеров платы за лесные пользования, уполномоченному органу и его территориальным органам, об­ластным исполнительным органам и органам государственной статистики;

21) получить экологическое разрешение при осуществлении эмиссий в окружающую среду;

22) выполнять иные обязанности, предусмотренные законами Республи­ки Казахстан (ст. 38 Лесного кодекса РК).

Ст.29 ЛК РК закрепляет основания возникновения права лесопользо­вания на участках государственного лесного фонда.

Право долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда возникает на основании протокола о результатах тендера и заключенного на его основе договора.

Право краткосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда возникает на основании лесного билета.

В случае смерти физического лица - лесопользователя принадлежащее ему право лесопользования переходит к другому лицу в порядке, установ­ленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

При реорганизации юридического лица - лесопользователя принадле­жащее ему право лесопользования переходит к юридическому лицу - пра­вопреемнику реорганизованного юридического лица в порядке, установ­ленном законодательством Республики Казахстан.

Право лесопользования может переходить только при условиях сохра­нения вида лесопользования, наличия у правопреемника необходимых средств и производственных мощностей для осуществления лесопользова­ния и специалистов соответствующей квалификации, определяемых област­ными исполнительными органами, а в случае осуществления лицензируемо­го вида деятельности по лесопользованию - наличия лицензии.

Переход права лесопользования оформляется посредством внесения из­менений в договор долгосрочного лесопользования, лесорубочный билет, лесной билет.

Осуществление лесопользования на участках государственного лесного фонда допускается только на основании разрешительных документов:ле­сорубочного билета и лесного билета.

Основанием для выдачи лесорубочного билета являются протокол о ре­зультатах тендера, договор долгосрочного лесопользования.

Лесорубочный билетявляется документом, дающим право лесопользо­вателю на проведение заготовки и вывозки древесины (деловая и дровяная в коре), порубочных остатков (дрова из кроны), живицы, древесных соков и


второстепенных древесных ресурсов. Он содержит сведения о количествен­ной и качественной характеристике лесных ресурсов, размере платы за лес­ные пользования, сроках производства работ, условиях воспроизводства ле­са и очистке мест рубок, лесоводственных требованиях к технологии заго­товок и условия прекращения действия лесорубочного билета.

Лесорубочный билет выдается лесопользователю ежегодно на осущест­вление только тех видов лесопользования, которые указаны в документах, служащих основанием для его выдачи, в установленном объеме и на кон­кретный участок государственного лесного фонда.

Лесорубочный билет на заготовку живицы и древесных соков выдается лесопользователю на весь срок подсочки.

Лесорубочный билет и (или) лесной билет при проведении государст­венным лесовладельцем рубок промежуточного пользования и прочих ру­бок, побочных лесных пользований выписываются им на руководителя лес­ничества, а при отсутствии лесничества - на должностное лицо, ответствен­ное за проведение указанных рубок и лесопользования.

Леснойбилет является документом, предоставляющим право на осуще­ствление побочных лесных пользований, пользование участками государст­венного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, рекреационных, турист­ских и спортивных целей.

Согласно ст.ЗО ЛК РК право лесопользования на участках частного лесного фонда возникаетв порядке, определяемом частным лесовладель­цем, в соответствии с законами Республики Казахстан. Скорее всего здесь будет задействован механизм гражданско-правовых сделок.

Право лесопользования на участках государственного лесного фонда прекращаетсяв случаях:

1) добровольного отказа лесопользователя от права лесопользования;

2) истечения срока лесопользования;

3) ликвидации юридического лица - лесопользователя;

 

4) систематического (двух и более раз) нарушения лесопользователем установленных правил лесопользования или условий, предусмотренных до­говором долгосрочного лесопользования, лесорубочным билетом, лесным билетом;

5) наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера, повлекших изменения в государственном лесном фонде, препятст­вующих осуществлению лесопользования;

6) систематического (двух и более раз) нарушения установленных сро­ков внесения платы за лесопользование или невнесения платы за лесополь­зование в течение трех месяцев после установленного срока;


7) изъятия земель государственного лесного фонда для государственных надобностей, установления на участках государственного лесного фонда более строгого режима ограничения лесопользования.

Прекращение права лесопользования на участках государственного лес­ного фонда не освобождает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушение лесного законодательства РК (ст.40 ЛК РК).

Право лесопользования на участках государственного лесного фонда прекращается на основании:

1)расторжения договора долгосрочного лесопользования;

2) письменного заявления лесопользователя;

 

3) прекращения действия лесорубочного билета, лесного билета в по­рядке, установленном уполномоченным органом;

4) лишения лицензии (в случае осуществления лицензируемого вида деятельности по лесопользованию) (ст.41 ЛК РК).

Ст.39 ЛК РК закрепляет основания приостановления и ограничения права лесопользованияна участках государственного лесного фонда.

Право лесопользования на участках государственного лесного фонда может быть приостановленов случаях:

1) нарушения лесопользователем требований лесного законодательства РК, законодательства РК об охране, воспроизводстве и использовании жи­вотного мира и особо охраняемых природных территориях;

2) невыполнения лесопользователем условий договора долгосрочного лесопользования, лесорубочного билета, лесного билета.

Право лесопользования на участках государственного лесного фонда может быть ограниченов случаях:

1) сокращения запасов лесных ресурсов на участках государственного лесного фонда, где осуществляется лесопользование, в результате наступ­ления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по­влекших ухудшение их состояния;

2) проведения авиахимических, авиабиологических и аэрозольных меро­приятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, а также в периоды вы­сокой пожарной опасности в лесу.

Если обстоятельства или условия, вызвавшие ограничение либо приос­тановление права лесопользования, устранены, то право лесопользования восстанавливается в полном объеме.

В случае несогласия лесопользователя с решением об ограничении или о приостановлении права лесопользования он имеет право данное решение обжаловать в судебном порядке.


Ограничение или приостановление права лесопользования не освобож­дает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушения лесного законодательства Республики Казахстан.

Право лесопользования можно разделить на виды.

Прежде всего, право лесопользования делится на право общего лесо­пользованияи право специального лесопользования.

Граждане РК реализуют свое право общего лесопользования в соответ­ствии со ст. 42 «Пребывание физических лиц на территории государствен­ного лесного фонда» ЛК РК.

Физические лица имеют право на бесплатное без разрешительных доку­ментов пребывание на территории государственного лесного фонда в целях проведения отдыха, участия в культурно-оздоровительных, рекреационных, туристских и спортивных мероприятиях, сбора для собственных нужд дико­растущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственного сырья и иных лес­ных ресурсов.

Сбор физическими лицами на территории государственного лесного фонда для собственных нужд дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственного сырья, иных лесных ресурсов разрешается в пределах норм, утвержденных решением областного маслихата по представлению област­ного акимата.

Пребывание физических лиц на территории государственного лесного фонда и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственного сырья, иных лесных ресурсов могут быть ограничены в интересах охраны здоровья населения, пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесоплодового, лесосеменного и охотничьего хозяйства в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Сбор и заготовка видов дикорастущих растений и грибов, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан, а также наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья запрещаются, кроме случаев, опре­деленных специальным законодательством Республики Казахстан.

Физические лица обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждений лес­ных культур, засорения лесов, повреждения муравейников, гнездовий птиц, вести сбор дикорастущих пищевых лесных ресурсов, лекарственного сырья в сроки и способами, которые не наносят ущерба их воспроизводству.

Право общего лесопользованияявляется бесплатным, не требует спе­циального разрешения и его субъектами являются только физические лица.

Субъектами права специального лесопользованиямогут быть не только физические, но и юридические лица. Оно требует специального раз­решения и осуществляется, как правило, на платной основе.


Право лесопользования классифицируется по различным критериям. По цели использованияоно подразделяется на следующие виды:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы, древесных соков;

3) заготовка второстепенных древесных ресурсов (коры, ветвей, пней, корней, листьев, почек);

4) побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, марало­водство, звероводство, размещение ульев и пасек, огородничество, бахче­водство и выращивание иных сельскохозяйственных культур, заготовка и сбор лекарственных растений и технического сырья, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других пищевых продуктов, мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша);

 

5) пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

6) пользование участками государственного лесного фонда для научно-исследовательских целей;

7) пользование участками государственного лесного фонда для культур­но-оздоровительных, рекреационных, туристских и спортивных целей (п.1ст. 88ЛК РК).

По способу использованияможно выделить лесопользование как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия (п.2 ст. 88 ЛК РК).

По Лесному кодексу РК выделяется классификация по субъектному со­ставу.Участок государственного лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному (обо­собленное лесопользование)или нескольким лесопользователям (совме­стное лесопользование) (п.Зст. 88 ЛК РК).

По срокамправо лесопользования делится на постоянное и временное. Постоянное, т. е. без установления конкретного срока, характерно для лесо­пользования, осуществляемого в порядке общего природопользования. Кроме того, государственные лесохозяйственные предприятия, учреждения, организации, а также государственные природные заповедники, государст­венные национальные природные парки и государственные природные пар­ки также являются постоянными лесопользователями.

Право временного лесопользования подразделяется на краткосрочное(до 1 года) и долгосрочное(от 10 до 49 лет).

В соответствии со ст.34 ЛК РК лесные ресурсы на участках государст­венного лесного фонда предоставляются в краткосрочное лесопользование на срок до одного года на основании лесного билета, выдаваемого государ­ственными лесовладельцами. При краткосрочном лесопользовании на уча-


стках государственного лесного фонда могут осуществляться только сле­дующие виды лесопользования:

1) побочные лесные пользования;

2) пользование участками государственного лесного фонда для научно-исследовательских целей;

3) пользование участками государственного лесного фонда для культур­но-оздоровительных, рекреационных, туристских и спортивных целей.

Согласно ст.31 ЛК РК лесные ресурсы на участках государственного лесного фонда предоставляются в долгосрочное лесопользование на срок от 10 до 49 лет лесопользователям, имеющим средства и производственные мощности для осуществления лесопользования и специалистов соответст­вующей квалификации. Как видим, при данной классификации выпадает период от 1 года до 10 лет.

Также право лесопользования в зависимости от осуществляемых пользований можно подразделить на:

— право основного лесопользования (заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных материалов, древесных соков);

— право побочного лесопользования (сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор лекарственных растений, трав, ягод и грибов, размещение ульев и пасек).