Понятие и виды права лесопользования
Лесной кодекс РК разделяет право лесопользования и право владения участками лесного фонда.
Согласно п.35 ст.4 ЛК РК лесовладение - право владения и пользования участками государственного лесного фонда, предоставляемое Правительством Республики Казахстан государственным лесовладельцам для ведения лесного хозяйства и лесопользования, функционирования особо охраняемых природных территорий, а также право владения, пользования и распоряжения частным лесным фондом, предоставляемое частным лесовладельцам в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Под лесопользованием понимается юридически и экономически регламентированная деятельность по использованию лесных ресурсов и полезных свойств леса (п.36 ст.4 ЛК РК).
В объективном смысле под правом лесопользования понимают совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия предоставления
289 Кузенной А. Нынче Боровое - очень дорогое // Советы Казахстана. 1992. 11 июня. 360
и использования лесов, основания прекращения права лесопользования права и обязанности лесопользователей.
Право лесопользования в субъективном смысле - это совокупность правомочий конкретного лесопользователя по владению и пользованию участком леса.
Объектами права лесопользования являются участки леса.
Субъектами права лесопользования, т. е. лесопользователями могут быть юридические и физические лица, в том числе и иностранные.
Содержание права лесопользования составляют права и обязанности лесопользователей.
Лесопользователи имеют право:
1) осуществлять лесопользование на участках государственного лесного фонда в объемах, указанных в разрешительных документах;
2) получать информацию о лесных ресурсах, предоставляемых им в лесопользование;
3) возводить на срок лесопользования строения и сооружения, склады хранения древесины, прокладывать лесовозные дороги, устанавливать оборудование для переработки древесины и другой продукции леса, связанные с пользованием участками государственного лесного фонда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) на возмещение убытков, понесенных в результате изменения категорий государственного лесного фонда, а также изъятия земель государственного лесного фонда для государственных надобностей (ст. 37 Лесного кодекса РК).
Лесопользователи обязаны:
1) соблюдать условия договора долгосрочного лесопользования, а также условия, определенные лесорубочным билетом, лесным билетом;
2) не допускать нанесения вреда здоровью населения;
3) вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов и обеспечивающими сохранение животного мира и среды его обитания;
4) при заготовке древесины соблюдать требования по сохранению оптимальных условий для естественного воспроизводства леса, используя технику и технологии, прошедшие государственную экологическую экспертизу;
5) соблюдать на отведенных им для лесопользования участках государственного лесного фонда правила пожарной безопасности, проводить про-
тивопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение;
6) при долгосрочном лесопользовании разрабатывать и утверждать по согласованию с государственными лесовладелыдами планы противопожарных мероприятий, а также осуществлять их в установленные сроки;
7) иметь в местах проведения ими на территории государственного лесного фонда культурно-оздоровительных, рекреационных, туристских, спортивных и других мероприятий и работ средства пожаротушения согласно нормам, разработанными уполномоченным органом и утвержденными центральным исполнительным органом РК по пожарной безопасности;
8) не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении установленных сроков ее заготовки и вывозки;
9) проводить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины;
10) не допускать на отведенных для лесопользования участках государственного лесного фонда незаконных порубок леса и иных нарушений лесного законодательства РК, законодательства РКн об охране, воспроизводстве и использовании животного мира и особо охраняемых природных территориях;
11) сдавать участки государственного лесного фонда государственным лесовладельцам после завершения на них работ;
12) осуществлять при рубках главного пользования на участках государственного лесного фонда воспроизводство на площади, превышающей двукратный размер вырубленной площади, в соответствии с лесоустроительным проектом, включая возобновление леса;
13) осуществлять воспроизводство лесов за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате их деятельности уничтожен подрост, погибла древесная и кустарниковая растительность;
14) возмещать убытки и потери лесного хозяйства в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
15) своевременно вносить плату за лесные пользования;
16) соблюдать правила по обеспечению и улучшению санитарного состояния лесов;
17) осуществлять мероприятия по защите участков государственного лесного фонда от вредителей и болезней леса при долгосрочном лесопользовании;
18) информировать государственных лесовладельцев о появлении на отведенных им для лесопользования участках государственного лесного фонда вредителей и болезней леса;
19) не нарушать прав иных лесопользователей;
20) предоставлять информацию, необходимую для ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, государственного лесного мониторинга, определения размеров платы за лесные пользования, уполномоченному органу и его территориальным органам, областным исполнительным органам и органам государственной статистики;
21) получить экологическое разрешение при осуществлении эмиссий в окружающую среду;
22) выполнять иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан (ст. 38 Лесного кодекса РК).
Ст.29 ЛК РК закрепляет основания возникновения права лесопользования на участках государственного лесного фонда.
Право долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда возникает на основании протокола о результатах тендера и заключенного на его основе договора.
Право краткосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда возникает на основании лесного билета.
В случае смерти физического лица - лесопользователя принадлежащее ему право лесопользования переходит к другому лицу в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
При реорганизации юридического лица - лесопользователя принадлежащее ему право лесопользования переходит к юридическому лицу - правопреемнику реорганизованного юридического лица в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Право лесопользования может переходить только при условиях сохранения вида лесопользования, наличия у правопреемника необходимых средств и производственных мощностей для осуществления лесопользования и специалистов соответствующей квалификации, определяемых областными исполнительными органами, а в случае осуществления лицензируемого вида деятельности по лесопользованию - наличия лицензии.
Переход права лесопользования оформляется посредством внесения изменений в договор долгосрочного лесопользования, лесорубочный билет, лесной билет.
Осуществление лесопользования на участках государственного лесного фонда допускается только на основании разрешительных документов:лесорубочного билета и лесного билета.
Основанием для выдачи лесорубочного билета являются протокол о результатах тендера, договор долгосрочного лесопользования.
Лесорубочный билетявляется документом, дающим право лесопользователю на проведение заготовки и вывозки древесины (деловая и дровяная в коре), порубочных остатков (дрова из кроны), живицы, древесных соков и
второстепенных древесных ресурсов. Он содержит сведения о количественной и качественной характеристике лесных ресурсов, размере платы за лесные пользования, сроках производства работ, условиях воспроизводства леса и очистке мест рубок, лесоводственных требованиях к технологии заготовок и условия прекращения действия лесорубочного билета.
Лесорубочный билет выдается лесопользователю ежегодно на осуществление только тех видов лесопользования, которые указаны в документах, служащих основанием для его выдачи, в установленном объеме и на конкретный участок государственного лесного фонда.
Лесорубочный билет на заготовку живицы и древесных соков выдается лесопользователю на весь срок подсочки.
Лесорубочный билет и (или) лесной билет при проведении государственным лесовладельцем рубок промежуточного пользования и прочих рубок, побочных лесных пользований выписываются им на руководителя лесничества, а при отсутствии лесничества - на должностное лицо, ответственное за проведение указанных рубок и лесопользования.
Леснойбилет является документом, предоставляющим право на осуществление побочных лесных пользований, пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, рекреационных, туристских и спортивных целей.
Согласно ст.ЗО ЛК РК право лесопользования на участках частного лесного фонда возникаетв порядке, определяемом частным лесовладельцем, в соответствии с законами Республики Казахстан. Скорее всего здесь будет задействован механизм гражданско-правовых сделок.
Право лесопользования на участках государственного лесного фонда прекращаетсяв случаях:
1) добровольного отказа лесопользователя от права лесопользования;
2) истечения срока лесопользования;
3) ликвидации юридического лица - лесопользователя;
4) систематического (двух и более раз) нарушения лесопользователем установленных правил лесопользования или условий, предусмотренных договором долгосрочного лесопользования, лесорубочным билетом, лесным билетом;
5) наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повлекших изменения в государственном лесном фонде, препятствующих осуществлению лесопользования;
6) систематического (двух и более раз) нарушения установленных сроков внесения платы за лесопользование или невнесения платы за лесопользование в течение трех месяцев после установленного срока;
7) изъятия земель государственного лесного фонда для государственных надобностей, установления на участках государственного лесного фонда более строгого режима ограничения лесопользования.
Прекращение права лесопользования на участках государственного лесного фонда не освобождает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушение лесного законодательства РК (ст.40 ЛК РК).
Право лесопользования на участках государственного лесного фонда прекращается на основании:
1)расторжения договора долгосрочного лесопользования;
2) письменного заявления лесопользователя;
3) прекращения действия лесорубочного билета, лесного билета в порядке, установленном уполномоченным органом;
4) лишения лицензии (в случае осуществления лицензируемого вида деятельности по лесопользованию) (ст.41 ЛК РК).
Ст.39 ЛК РК закрепляет основания приостановления и ограничения права лесопользованияна участках государственного лесного фонда.
Право лесопользования на участках государственного лесного фонда может быть приостановленов случаях:
1) нарушения лесопользователем требований лесного законодательства РК, законодательства РК об охране, воспроизводстве и использовании животного мира и особо охраняемых природных территориях;
2) невыполнения лесопользователем условий договора долгосрочного лесопользования, лесорубочного билета, лесного билета.
Право лесопользования на участках государственного лесного фонда может быть ограниченов случаях:
1) сокращения запасов лесных ресурсов на участках государственного лесного фонда, где осуществляется лесопользование, в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повлекших ухудшение их состояния;
2) проведения авиахимических, авиабиологических и аэрозольных мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, а также в периоды высокой пожарной опасности в лесу.
Если обстоятельства или условия, вызвавшие ограничение либо приостановление права лесопользования, устранены, то право лесопользования восстанавливается в полном объеме.
В случае несогласия лесопользователя с решением об ограничении или о приостановлении права лесопользования он имеет право данное решение обжаловать в судебном порядке.
Ограничение или приостановление права лесопользования не освобождает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушения лесного законодательства Республики Казахстан.
Право лесопользования можно разделить на виды.
Прежде всего, право лесопользования делится на право общего лесопользованияи право специального лесопользования.
Граждане РК реализуют свое право общего лесопользования в соответствии со ст. 42 «Пребывание физических лиц на территории государственного лесного фонда» ЛК РК.
Физические лица имеют право на бесплатное без разрешительных документов пребывание на территории государственного лесного фонда в целях проведения отдыха, участия в культурно-оздоровительных, рекреационных, туристских и спортивных мероприятиях, сбора для собственных нужд дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственного сырья и иных лесных ресурсов.
Сбор физическими лицами на территории государственного лесного фонда для собственных нужд дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственного сырья, иных лесных ресурсов разрешается в пределах норм, утвержденных решением областного маслихата по представлению областного акимата.
Пребывание физических лиц на территории государственного лесного фонда и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственного сырья, иных лесных ресурсов могут быть ограничены в интересах охраны здоровья населения, пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесоплодового, лесосеменного и охотничьего хозяйства в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Сбор и заготовка видов дикорастущих растений и грибов, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан, а также наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья запрещаются, кроме случаев, определенных специальным законодательством Республики Казахстан.
Физические лица обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждений лесных культур, засорения лесов, повреждения муравейников, гнездовий птиц, вести сбор дикорастущих пищевых лесных ресурсов, лекарственного сырья в сроки и способами, которые не наносят ущерба их воспроизводству.
Право общего лесопользованияявляется бесплатным, не требует специального разрешения и его субъектами являются только физические лица.
Субъектами права специального лесопользованиямогут быть не только физические, но и юридические лица. Оно требует специального разрешения и осуществляется, как правило, на платной основе.
Право лесопользования классифицируется по различным критериям. По цели использованияоно подразделяется на следующие виды:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы, древесных соков;
3) заготовка второстепенных древесных ресурсов (коры, ветвей, пней, корней, листьев, почек);
4) побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, мараловодство, звероводство, размещение ульев и пасек, огородничество, бахчеводство и выращивание иных сельскохозяйственных культур, заготовка и сбор лекарственных растений и технического сырья, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других пищевых продуктов, мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша);
5) пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
6) пользование участками государственного лесного фонда для научно-исследовательских целей;
7) пользование участками государственного лесного фонда для культурно-оздоровительных, рекреационных, туристских и спортивных целей (п.1ст. 88ЛК РК).
По способу использованияможно выделить лесопользование как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия (п.2 ст. 88 ЛК РК).
По Лесному кодексу РК выделяется классификация по субъектному составу.Участок государственного лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному (обособленное лесопользование)или нескольким лесопользователям (совместное лесопользование) (п.Зст. 88 ЛК РК).
По срокамправо лесопользования делится на постоянное и временное. Постоянное, т. е. без установления конкретного срока, характерно для лесопользования, осуществляемого в порядке общего природопользования. Кроме того, государственные лесохозяйственные предприятия, учреждения, организации, а также государственные природные заповедники, государственные национальные природные парки и государственные природные парки также являются постоянными лесопользователями.
Право временного лесопользования подразделяется на краткосрочное(до 1 года) и долгосрочное(от 10 до 49 лет).
В соответствии со ст.34 ЛК РК лесные ресурсы на участках государственного лесного фонда предоставляются в краткосрочное лесопользование на срок до одного года на основании лесного билета, выдаваемого государственными лесовладельцами. При краткосрочном лесопользовании на уча-
стках государственного лесного фонда могут осуществляться только следующие виды лесопользования:
1) побочные лесные пользования;
2) пользование участками государственного лесного фонда для научно-исследовательских целей;
3) пользование участками государственного лесного фонда для культурно-оздоровительных, рекреационных, туристских и спортивных целей.
Согласно ст.31 ЛК РК лесные ресурсы на участках государственного лесного фонда предоставляются в долгосрочное лесопользование на срок от 10 до 49 лет лесопользователям, имеющим средства и производственные мощности для осуществления лесопользования и специалистов соответствующей квалификации. Как видим, при данной классификации выпадает период от 1 года до 10 лет.
Также право лесопользования в зависимости от осуществляемых пользований можно подразделить на:
— право основного лесопользования (заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных материалов, древесных соков);
— право побочного лесопользования (сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор лекарственных растений, трав, ягод и грибов, размещение ульев и пасек).