ЛЕКЦИЯ 11. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД
План:
1. Воды как объект правовой охраны.
2. Понятие и виды права водопользования.
1. Воды как объект правовой охраны
Вода - это химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях276. Данное понятие не является правовым.
Для обозначения воды в правовом смысле используется термин «воды» и под ними по законодательству Республики Казахстан понимается совокупность всех вод, сосредоточенных в водных объектах (п.9 ст.1 Водного кодекса РК от 9 июля 2003 года).
Согласно ст.5 Водного кодекса РК к водным объектам Республики Казахстан относятся сосредоточения вод в рельефах поверхности суши и недрах земли, имеющие границы, объем и водный режим. Ими являются: моря, реки, приравненные к ним каналы, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты, части недр, содержащие подземные воды.
Как видим, существует принципиальное отличие между понятиями «вода» и «воды». Первое является естественнонаучным, последнее - юридическим. Первое обозначает вещество без учета пространственных характеристик, а второе - то же вещество, находящееся в рельефах поверхности суши и недрах земли и поэтому имеющее определенные пространственные параметры.
Сравним эти два понятия.
Запас воды, находящейся на территории РК, можно условно подразделить на 3 части:
1. Вода, которая по своему физическому состоянию и положению в пространстве не может являться самостоятельным природным объектом, подлежащим охране, так как не поддается правовому регулированию. Например, водяные пары атмосферы, вода, растворенная в почве, вода, содержащаяся в животных и растительных организмах. Они охраняются лишь как
Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. — М.: Юридический Дом Юстицинформ, 1997. С. 19.
составная часть атмосферного воздуха, земель, животного и растительного мира.
2. Вода, составляющая поверхностные водоемы, подземные источники, ледники и т. д. Она может выступать в качестве самостоятельного объекта общественных отношений и может юридически обособляться.
3. Вода, отделенная от природной среды трудом людей, т. е. вода, циркулирующая в сети водопроводов, находящаяся в различных резервуарах, емкостях, сосудах и т. д.
Из вышеперечисленных категорий только вторая соответствует требованиям, предъявляемым к объекту природы, подлежащему охране нормами экологического права. Первая категория, как отмечалось выше, вообще не поддается правовому регулированию, а у третьей отсутствует характерный признак природного объекта - взаимосвязь со всей окружающей природной средой.
Отсюда следует, что понятие «вода» более широкое понятие, нежели «воды».
Юридическим признаком «вод» является их учет в водном фонде РК.
В Республике Казахстан запасы пресных вод составляют порядка 524 км3 (озера - 190, ледники - 80, реки - 101, водохранилища - 95, подземные воды - 5,8). Самыми крупными водоемами в Казахстане являются Каспийское и Аральское моря, озеро Балхаш. Насчитывается около 39 тыс. рек и временных водотоков, более 48 тыс. озер. К наиболее крупным водотокам относятся реки Иртыш, Или, Сырдарья, Ишим, Тобол, Урал, Тургай и Шу.
Водные ресурсы территориально распределены неравномерно. На восточный регион приходится 34,5%, северный - 4,2%, центральный - 2,6%, юго-восточный - 24,1%, южный - 21,2%, западный - 13,4% .
Воды входят в состав водного фонда РК при любой гидрологической характеристике независимо от количества и качества воды, имеющейся в том или ином водном объекте в данный период времени.
Так, в состав водного фонда РК входят реки, пересыхающие в некоторые периоды времени. Отсутствие воды не отменяет права и обязанности водопользователей, их осуществление как бы приостанавливается. Высохшие водоемы продолжают оставаться в водном фонде, выступая как своего рода юридическая условность, как номинал. Данный пример еще раз подтвер-
ждает, что водный фонд не масса воды, измеряемая в метрах, кубометрах и т. п., а совокупность качественно различных водных объектов278.
Рассмотрим особенности вод как природного объекта. Воды характеризуются огромным видовымразнообразием, в отличие, например, от земли, которая в качестве объекта права является однородной категорией. Так, воды представлены реками, озерами, морями, прудами и т. д. Для того чтобы постоянно не перечислять все виды вод при формировании норм водного законодательства, законодатель установил единое понятие - «водоем».
Помимо видового многообразия, воды являются персонифицированными,т. е. в большинстве своем водоемы имеют имя (реки Ишим, Иртыш, Тобол, озеро Балхаш, Каспийское море и т. д.).
Особенностью вод является и то, что категории и виды водных объектов различают не по основному целевому назначению, как, например, категории земель, а по физико-географическим признакам.
Воды можно классифицировать по различным критериям.
Л. И. Дембо делит воды в зависимости от хозяйственного назначенияна: а)судоходные и несудоходные; б) сплавные и несплавные; в) промысловые и непромысловые; г) оросительные сети и водосборно-коллекторные
\ - 279
сети; д) охранные и не подлежащие специальной охране .
Н. Б. Мухитдинов и А. Ж. Тукеев выделяют виды вод исходя из следующих признаков.
По физико-географическим свойствамводы подразделяются на реки, озера, болота, пруды, водохранилища, воды каналов и магистральных водоводов, подземные воды, ледники; воды Каспийского и Аральского морей в пределах государственной границы Республики Казахстан.
Важное значение имеет классификация вод на поверхностные и подземные. Это деление позволяет полнее учитывать характер управления и пользования водными объектами, связь вод с другими природными ресурсами, в частности, с землей и недрами. Например, подземные воды являются объектом двойного регулирования: как нормами водного законодательства, так и нормами горного законодательства.
Воды можно классифицировать на питьевые и непитьевые (промышленные) воды. Для питьевых вод устанавливается особый правовой режим. Для питьевого водоснабжения предоставляются водные объекты, качество воды которых соответствует установленным санитарным требованиям.
Постановление Правительства РК «Об утверждении Программы по сохранению и рациональному использованию водных ресурсов, животного мира и развитию сети особо охраняемых природных территорий до 2010 года» от 8 октября 2007 года№ 914 //Справочная правовая система ЮРИСТ.
Новое в водном законодательстве. — М., 1972. С. 32. 279 Дембо Л. И. Основные проблемы советского водного законодательства. — Л., 1948. С. 66.
Также воды делятся на: а) специально охраняемые и свободно доступные; б) пригодные для нужд гидроэнергетики и непригодные для этих нужд; в) судоходные и несудоходные; д) пригодные для нужд рыбного хозяйства и непригодные для этих нужд и т. д.
Кроме того, названными авторами предлагается деление вод на республиканские и местные. К республиканским относятся водные ресурсы, расположенные на территории нескольких областей или имеющие особое народнохозяйственное значение. Местными следует считать малые реки и водные объекты, используемые в пределах одной и той же области, района и т. д.280.
Интересна классификация вод, предусмотренная Водным кодексом Российской Федерации. В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков воды РФ подразделяются на поверхностные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море, подземные водные объекты.
Поверхностные водные объекты - постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Они делятся на поверхностные водотоки и водохранилища на них; поверхностные водоемы; ледники и снежники.
К поверхностным водотокам относятся поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения (реки и водохранилища на них, ручьи, каналы и т. д.).
Поверхностные водоемы - поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена (озера, водохранилища, болота и пруды).
Ледники - движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности.
Снежники - неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.
Под внутренними морскими водами понимаются морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ. К территориальному морю РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательства РФ.
Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты вод-
2 ° Мухитдинов Н. Б., Тукеев А. Ж. Право собственности на воды Республики Казахстан в период перехода к рынку. - Алматы: Жет1 жаргы. С. 49-56.
ного режима. Под это понятие подпадают: водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи; бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах; месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод; естественный выход подземных вод -выход подземных вод на суше или под водой.
Примерно такую же классификацию предлагает Водный кодекс РК. Так, в соответствии с п.2 ст.11 Водного кодекса РК водные объекты подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты;
3) морские воды Республики Казахстан;
4) трансграничные воды.
Согласно ст. 12 ВК РК поверхностные водные объекты подразделяются на:
1) водоемы - реки и приравненные к ним каналы, озера, водохранилища, пруды и другие внутренние водоемы, территориальные воды;
2) ледники, болота.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов.
Согласно ст. 13 ВК РК к подземным водным объектам относятся:
1) водоносные зоны, горизонты и комплексы горных пород;
2) бассейн подземных вод;
3) месторождения и участки подземных вод;
4) естественный выход подземных вод на суше или под водой;
5) обводненные участки недр.
Согласно ст. 14 ВК РК к морским водам РК, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными РК, относятся воды Каспийского и Аральского морей в пределах Государственной границы РК.
В соответствии со ст. 15 ВК РК трансграничными водами являются поверхностные и подземные водные объекты, которые обозначают и (или) пересекают Государственную границу Республики Казахстан.
Также, Водным кодексом РК предусмотрена и другая классификация:
В соответствии с п.З ст.П ВК РК в зависимости от видов пользования водные объекты подразделяются на:
1) водные объекты общего пользования;
2) водные объекты совместного пользования;
3) водные объекты обособленного пользования;
4) водные объекты особо охраняемых природных территорий;
5) водные объекты особого государственного значения.
На наш взгляд, данная классификация не вполне удачна, так как объединяет виды водных объектов по различным основаниям - по способу пользования (водные объекты общего пользования), по субъектному составу (водные объекты совместного пользования, водные объекты обособленного пользования), по целевому назначению (водные объекты особо охраняемых природных территорий).
Воды выполняют ряд экологических функций:
- жизнеобеспечивающая.Воды обеспечивают естественные условия на Земле: они являются необходимым условием жизни человека, условием жизнеспособности растительного и животного мира;
- средообразующая. Воды являются средой обитания растительного и животного мира. Так, в водной среде Земли обитает около 150000 видов животных (примерно 7 % от общего их количества на земном шаре) и 10000 видов растений (8 %)281;
- климаторегулирующая.Воды определяют климат, поглощая или отдавая большое количество тепла, смягчая действие экстремальных температур. Так, мягкий климат восточных берегов Атлантики объясняется теплым течением Гольфстрим, а суровый климат ее западных берегов - холодным Лабрадорским282.
Экономическая функциявод заключается в том, что они служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства. Воды необходимы в сельском хозяйстве для орошения. Иногда воды используются как сырье для промышленности, так как в них могут быть растворены необходимые вещества. Огромное количество воды потребляется для различных технологических процессов в отраслях промышленности, а также для бытовых и иных нужд. Движущие силы воды используются для нужд гидроэнергетики. Ряд водоемов служит путями для водного транспорта.
Культурно-оздоровительная функциявод заключается в том, что воды являются необходимым условием отдыха и лечения населения, водного спорта, туризма, спортивно-любительского рыболовства и т. п.
Воды выполняют и эстетическую функцию.Красивые ландшафты, украшенные водоемами, воспитывают в человеке чувство прекрасного.
В соответствии со ст.8 ВК РК совокупность всех водных объектов в пределах территории Республики Казахстан, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр, составляет водный фонд Республики Казахстан.
281 Радкевич В. А. Экология. — Минск: Вышейшая школа, 1998. С. 42.
282 Гладков Н.А. и др. Охрана природы. - М.: Просвещение, 1975. С.54.
Согласно ст.8 ВК РК водный фонд Республики Казахстан находится в исключительной государственной собственности. Право владения, пользования и распоряжения водным фондом осуществляет Правительство Республики Казахстан. Действия физических и юридических лиц, нарушающие право государственной собственности на водные объекты, являются недействительными и влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
Все воды водного фонда Республики Казахстан можно классифицировать на:
— реки, озера, болота, пруды, водохранилища, другие поверхностные водные ресурсы, а также воды каналов и магистральных водоводов;
— подземные воды;
— ледники и снежники (хотя последние не выделяются по законодательству РК);
— воды Каспийского и Аральского морей в пределах государственной границы Республики Казахстан.
Государственное управление в области использования и охраны вод строится на основе сочетания бассейнового и административно-территориального принципов, что связано с особенностями вод как объектов использования.
Бассейновый принцип управления- это управление водным фондом по гидрографическим признакам, реализуемое при распределении водных ресурсов в пределах бассейнов рек, озер и других водных объектов между административно-территориальными единицами (п.4 ст.1 ВК РК).
В отличие от земли, ее недр и лесов, которые могут использоваться обособленными участками, воды не поддаются локальному использованию. Они используются как определенное физическое и хозяйственное единство, причем неправильное их использование в одном месте может отразиться на состоянии других мест (например, сброс неочищенных вод в верховьях реки существенно отразится на состоянии воды в нижнем течении). Так как многие водные объекты охватывают территории нескольких районов, областей, то не всегда территориальные органы управления - акиматы - могут успешно решать те или иные вопросы водопользования на одном и том же бассейне (например, Урало-Каспийском) исходя только из местных условий и интересов, хотя последнее, конечно же, учитывается при регулировании водных отношений на данной территории. Поэтому кроме территориального управления организуется управление по бассейнам водных объектов. Таковы причины, обуславливающие применение водохозяйственно-бассейно-вого и административно-территориального принципов в государственном управлении в области использования и охраны вод.
г-
CO
со
ты в водном хозяйстве; 20) участвует в выработке приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества в области использования и охраны водного фонда; 21) осуществляет сотрудничество с сопредельными государствами по вопросам регулирования водных отношений, рационального использования и охраны трансграничных вод в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 22) разрабатывает правила установления водоохранных зон и полос; 23) разрабатывает водохозяйственные балансы; 24) организует проведение специализированными государственными учреждениями мониторинга и оценки мелиоративного состояния орошаемых земель; 25) утверждает правила первичного учета вод.
В соответствии со ст.38 ВК РК местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы):1) устанавливают правила общего водопользования с учетом особенностей региональных условий на основе типовых правил, утвержденных уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда; 2) утверждают региональные программы по рациональному использованию и охране водных объектов и осуществляют контроль за их исполнением; 3) устанавливают порядок предоставления в пользование и изъятия водохозяйственных сооружений, находящихся в коммунальной собственности; 4) утверждают ставки платы за пользование водными ресурсами из поверхностных источников.
Согласно ст.39 ВК РК местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы):1) управляют водохозяйственными сооружениями, находящимися в коммунальной собственности, осуществляют меры по их защите; 2) устанавливают водоохранные зоны, полосы и зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения по согласованию с бассейновыми водохозяйственными управлениями, уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 3) предоставляют водные объекты в обособленное и совместное пользование по согласованию с уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда; 4) принимают участие в работе бассейновых советов и в бассейновом соглашении; 5) разрабатывают региональные программы по рациональному использованию и охране водных объектов, обеспечивают их реализацию; 6) осуществляют реализацию бассейновых программ по рациональному использованию и охране водных объектов; 7) согласовывают размещение и ввод в эксплуатацию предприятий и других сооружений, влияющих на состояние вод, а также условия производства строительных, дноуглубительных и других работ на водных объектах, водоохранных зонах и полосах; 8) осуществляют информирование населения о состоянии водных объектов, находящихся на соответст-
вующей территории; 9) разрабатывают ставки платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников; 10) реализуют мероприятия по субсидированию стоимости услуг по доставке воды сельскохозяйственным товаропроизводителям и подаче питьевой воды из особо важных групповых систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения; 11) распределяют лимиты водопользования среди водопользователей.
В Главе 7 ВК РК содержатся основные положения, регулирующие бассейновое управление в области использования и охраны водного фонда.
Бассейновые водохозяйственные управления- региональные органы (деятельность которых осуществляется и их полномочия распространяются на территорию двух и более областей) уполномоченного органа в области использования и охраны водного фонда, имеющие отделы в областях, основной задачей которых является осуществление государственного управления в области использования и охраны водного фонда на территории соответствующего бассейна (п.1 ст.40 ВК РК).
Бассейновые управления осуществляют следующие функции: 1) комплексное управление водными ресурсами гидрографического бассейна на основе бассейнового принципа; 2) координацию деятельности субъектов водных отношений по использованию водных ресурсов с целью достижения положительного экономического эффекта, разумного, справедливого и экологически устойчивого водопользования; 3) подготовку и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов на основе перспективных планов и программ развития в пределах соответствующего бассейна; 4) осуществление государственного контроля за использованием и охраной водного фонда, соблюдением физическими и юридическими лицами водного законодательства РК; 5) ведение государственного учета, государственного водного кадастра и государственного мониторинга водных объектов по бассейнам совместно с уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, уполномоченным органом по изучению и использованию недр; 6) выдачу, приостановление действия разрешения на специальное водопользование; 7) согласование заключений заинтересованных государственных органов: планов акиматов областей (города республиканского значения, столицы) по рациональному использованию водных объектов соответствующего бассейна; предложений по определению мест строительства предприятий и других сооружений, влияющих на состояние вод; проектов строительства и реконструкции предприятий и других сооружений, влияющих на состояние вод; документов о проведении строительных, дноуглубительных, взрывных работ по добыче полезных ископаемых, водных растений, прокладке кабелей, трубопроводов и других
коммуникаций, рубке леса, а также буровых, сельскохозяйственных и других работ на водных объектах, водоохранных полосах и зонах; планов мероприятий водопользователей по сохранению, улучшению состояния водных объектов; 8) участие в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного, сельскохозяйственного и жи-лищно-гражданского назначения, влияющих на состояние вод, а также в работах по ликвидации последствий, возникших в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 9) определение лимитов водопользования в разрезе водопользователей и по соответствующему бассейну; 10) участие в утверждении запасов подземных вод; 11) осуществление контроля за режимом работы водохранилищ совместного пользования, крупных водохранилищ межотраслевого, межобластного и межгосударственного значения; 12) разработку планов забора воды и водо-деления по межобластным, межрегиональным, межгосударственным водным объектам и контроль за их соблюдением; 13) согласование схемы комплексного использования и охраны вод соответствующего бассейна, правил эксплуатации водных объектов и водохозяйственных сооружений; 14) участие в разработке водохозяйственных балансов по соответствующему бассейну; 15) согласование предложений о предоставлении водных объектов в обособленное и совместное пользование и условий водопользования в них; 16) предъявление требований о прекращении финансирования, проектирования и строительства водохозяйственных и иных объектов, влияющих на состояние вод, осуществляемых с нарушением установленных норм и правил в области использования и охраны водного фонда; 17) передачу материалов о нарушении водного законодательства РК в правоохранительные органы и суд для привлечения виновных к ответственности; 18) в случае нарушения водного законодательства РК предъявление в суд исков о возмещении ущерба, нанесенного государству; 19) информирование населения о проводимой работе по рациональному использованию и охране водного фонда, о принимаемых мерах по улучшению состояния и качества вод; 20) взаимодействие с акиматами областей (города республиканского значения, столицы) и другими заинтересованными государственными органами по вопросам использования и охраны водного фонда; 21) проведение работ по просвещению и воспитанию населения в деле рационального использования и охраны водного фонда; 22) пломбирует и регистрирует приборы учета вод, устанавливаемые на сооружениях или устройствах по забору или сбросу вод физическими и юридическими лицами, осуществляющими право специального водопользования (п.1 ст.40 ВК РК).
Между бассейновыми управлениями, местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) и другими
субъектами, расположенными в пределах бассейна водного объекта заключаются бассейновые соглашенияо восстановлении и охране водных объектов в целях объединения и координации их деятельности, а также реализации мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.
Бассейновые соглашения содержат обязательства сторон по кооперации сил и средств, необходимых для реализации конкретных водоохранных мероприятий, с указанием сроков их исполнения.
В соответствии со ст.43 ВК РК могут быть созданы бассейновые советы.
Бассейновый советявляется консультативно-совещательным органом, создаваемым в рамках бассейнового соглашения.
Бассейновый совет, возглавляемый руководителем соответствующего бассейнового управления, состоит из руководителей местных представительных и исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы), руководителей территориальных органов государственных органов и представителей водопользователей. В состав бассейнового совета могут также входить представители общественных объединений. Организация работы бассейнового совета возлагается на бассейновое управление.
Бассейновый совет рассматривает актуальные вопросы в области использования и охраны водного фонда, вносит предложения и рекомендации для участников бассейнового соглашения.
Управление водами направлено на обеспечение рационального водопользования и охрану водных ресурсов.
В соответствии со ст. 112 Водного кодекса РК все воды в РК подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут нарушить экологическую устойчивость природных систем, причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные явления вследствие изменения физических, химических, биологических свойств вод, снижения их способности к естественному воспроизводству и очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима вод.
В соответствии с п.41ст. 1 ВК РК охрана водных объектов- деятельность, направленная на сохранение, восстановление и воспроизводство водных объектов, а также на недопущение вредного воздействия вод.
Водные объекты подлежат охране с цельюпредотвращения: 1) нарушения экологической устойчивости природных систем; 2) причинения вреда жизни и здоровью населения; 3) уменьшения рыбных запасов и других водных животных; 4) ухудшения условий водоснабжения; 5) снижения способности водных объектов к естественному воспроизводству и очищению; 6) ухудшения гидрологического и гидрогеологического режима водных объек-
тов; 7) других неблагоприятных явлений, отрицательно влияющих на физические, химические и биологические свойства водных объектов.
Охрана водных объектов осуществляется путем: 1) предъявления общих требований по охране водных объектов ко всем водопользователям, осуществляющим любые виды пользования ими; 2) предъявления специальных требований к отдельным видам хозяйственной деятельности; 3) совершенствования и применения водоохранных мероприятий с внедрением новой техники и экологически, эпидемиологически безопасных технологий; 4) установления водоохранных зон, защитных полос водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; 5) проведения государственного и других форм контроля за использованием и охраной водных объектов; 6) применения мер ответственности за невыполнение требований по охране водных объектов.
В объективном смысле правовая охрана вод- совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по предотвращению вредных последствий антропогенного развития на воды, сохранению и воспроизводству водных ресурсов.
В субъективном смысле правовая охрана вод- это деятельность государства, физических и юридических лиц, КФХ по реализации правовых норм, закрепляющих меры по предотвращению вредных последствий антропогенного развития на воды, сохранению и воспроизводству водных ресурсов.
Как уже было отмечено водные объекты подлежат охране от:
1) природного и техногенного загрязнения вредными опасными химическими и токсическими веществами и их соединениями, теплового, бактериального, радиационного и другого загрязнения;
2) засорения твердыми, нерастворимыми предметами, отходами производственного, бытового и иного происхождения;
3) истощения.
В соответствии со ст. 113 ВК РК загрязнением водных объектовпризнается сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или загрязняющих веществ, ухудшающих качественное состояние и затрудняющих использование водных объектов.
Охрана водных объектов осуществляется от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух).
Это не только растворение в воде химических вещества в количествах сверх допустимых норм (химическое загрязнение), но и тепловое загрязнение - повышение температуры воды, появление в воде микроорганизмов в недопустимых концентрациях (бактериальное загрязнение), а также радио-
активными элементами (в том числе естественными) и веществами. Особой разновидностью загрязнения можно назвать зарастание водоемов водорослями, гниение которых приводит к тому, что качество воды ухудшается, так как она приобретает гнилостный запах и неприятный вкус.
В результате загрязнения вод причиняется вред не только самим водам, экономике, но и здоровью человека. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ежегодно в мире от недоброкачественной воды страдает свыше 500 миллионов человек, что составляет примерно 25 % занятости больничных коек283.
Для предотвращения и пресечения загрязнения вод определяются источники загрязнения,под которыми понимаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов284.
К основным источникам загрязнения относят: а) промышленные предприятия, осуществляющие сброс сточных вод; б) предприятия коммунально-бытового хозяйства, сбрасывающие отходы канализации; в) сельскохозяйственные предприятия, применяющие ядохимикаты; г) водный транспорт; д) предприятия по добыче полезных ископаемых (шахты, рудники, нефтепромыслы).
Охрана вод от загрязнения осуществляется путем регулирования деятельности указанных источников загрязнения. К производственной деятельности допускаются предприятия, соответствующие экологическим требованиям, оснащенные очистительными установками и средствами наблюдения за сточными водами. Для сброса сточных вод и загрязняющих веществ каждому источнику загрязнения необходимо получение специального разрешения. В своей деятельности предприятия должны соблюдать нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ, не допускать превышения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде, осуществлять технические мероприятия, направленные на предотвращения загрязнения вод: очистка сточных вод и повторное их использование, устройство оборотных схем водоснабжения, использование эффективных технологических процессов производства. Каждый источник загрязнения должен вести учет сбрасываемых вод, производить их анализы,
Вода, которую мы пьем //Экономика и жизнь. — 1991. —№2. — С. 50. 284 Кузнецова Н. В. Экологическое право. — М: Юриспруденция, 2000. С. 124.
сообщать контролирующим органам об аварийных и чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние вод.
В целях охраны водных объектов от загрязнения запрещаются:
1) применение ядохимикатов, удобрений на водосборной площади водных объектов. Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия на водосборной площади и зоне санитарной охраны водных объектов проводятся по согласованию с уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2) сброс и захоронение радиоактивных и токсичных веществ в водные объекты;
3) сброс в водные объекты сточных вод промышленных, пищевых объектов, не имеющих сооружений очистки и не обеспечивающих в соответствии с нормативами эффективной очистки;
4) проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерные и иные виды технологий, сопровождающиеся выделением радиоактивных и токсичных веществ;
5) применение техники и технологий на водных объектах и водохозяйственных сооружениях, представляющих угрозу здоровью населения и окружающей среде.
Согласно ст.114ВК засорением водных объектовпризнается попадание в них твердых, производственных, бытовых и других отходов, а также взвешенных частиц, в результате чего ухудшается гидрологическое состояние водного объекта и затрудняется водопользование.
Различие между загрязнением и засорением заключается в том, что в результате последнего в водоем поступают нерастворимые предметы, а качество воды не изменяется. Водоемы засоряются в результате сброса в них производственных отходов, бытового мусора, при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных работ.
Сброс в водные объекты и захоронение в них твердых, производственных, бытовых и других отходов запрещаются.
Не допускается засорение водосборных площадей водных объектов, ледяного покрова водных объектов, ледников твердыми, производственными, бытовыми и другими отходами, смыв которых повлечет ухудшение качества поверхностных и подземных водных объектов.
Ст. 115 ВК РК дает понятие истощения вод. Истощенностью водныхобъектов признается уменьшение минимально допустимого уровня стока, запасов поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод.
Следует отметить, что данное понятие включает в себя сокращение количества воды, вызванное антропогенной деятельностью и носящее устойчивый характер. Сюда не относятся колебания стока воды в реках или из-
менения запаса воды в иных водных объектах, вызванные естественными причинами.
Наиболее ярким примером истощения вод в Республике Казахстан является истощение Аральского моря. За 35 лет, с 1960 по 1995 гг., Аральское море недополучило около 1000 кубических километра речных вод, в результате чего уровень моря снизился на 75 %, а площадь зеркала воды более чем на половину. Море разделилось на две части - Большой и Малый Арал - и отошло от берегов местами более чем на 100-150 км, обнажив более 33 тысяч квадратных километра засоленного бывшего дна285.
В целях предотвращения истощенности водных объектов физические и юридические лица, пользующиеся водными объектами, обязаны:
1) не допускать сверхлимитного безвозвратного изъятия воды из водных объектов;
2) не допускать на территории водоохранных зон и полос распашки земель, купки и санитарной обработки скота, возведения построек и ведения других видов хозяйственной деятельности, приводящих к истощению водных объектов;
3) проводить водоохранные мероприятия.
Общие экологические требования при использовании вод установлены Главой 33 Экологического кодекса РК.
Согласно ст. 224 ЭК РК на водных объектах общее водопользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством Республики Казахстан.
Физические и юридические лица обязаны соблюдать правила общего водопользования, установленные местными представительными органами областей (города республиканского значения, столицы).
Размещение предприятий и других сооружений, влияющих на состояние водных объектов, производится с соблюдением условий и правил охраны окружающей среды, охраны недр, санитарно-эпидемиологической, промышленной безопасности, воспроизводства и рационального использования водных ресурсов, а также с учетом экологических последствий деятельности указанных объектов.
Строительство, реконструкция, эксплуатация, консервация, ликвидация предприятий и других сооружений, влияющих на состояние водных объектов, осуществляются при наличии положительных заключений уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, ис-
Информационный экологический бюллетень. Итоговый выпуск. 1997 год. — Алматы, 1998. С. 26-28.
пользования и охраны водного фонда, промышленной безопасности и государственного органа санитарно-эпидемиологической службы.
В ст.225 ЭК РК указывается, что использование природных водных объектов для сброса сточных вод запрещается.
Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты и недра допускается при наличии соответствующих экологических разрешений на эмиссии в окружающую среду.
При этом сброс сточных вод в поверхностные водные объекты допускается по разрешению уполномоченного государственного органа в области использования и охраны водного фонда, сброс сточных вод в недра — при наличии положительного заключения экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством РК о недрах и недропользовании.
Природопользователи, имеющие накопители сточных вод, обязаны принимать необходимые меры по предотвращению их воздействия на окружающую среду, а также осуществлять рекультивацию земель, занятых этими накопителями после прекращения их эксплуатации.
Природопользователь не может превышать установленные нормативы концентрации загрязняющих веществ в сточных водах или вводить в состав сточных вод новые вещества, не предусмотренные в экологическом разрешении. При нарушении указанных требований сброс сточных вод должен быть прекращен. Сбрасываемая в открытые водоемы вода должна быть прозрачной, без окраски, запаха, не содержать болезнетворные бактерии и вредные для здоровья человека и животных вещества в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы. Температура сбрасываемой воды не должна превышать 30 градусов по Цельсию.
В сбрасываемой воде не должны находиться вещества, агрессивно действующие на бетон и металл.
Не допускается сброс сточных вод независимо от степени их очистки в поверхностные водоемы в зонах санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения, курортов, в местах, отведенных для купания.
За невыполнение экологических требований виновные несут дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность.
Перечень водных правонарушений дается вст. 139 Водного кодекса РК. Их можно условно подразделить на водные правонарушения, посягающие на воды(они носят экологический характер), и водные правонарушения, посягающие на установленный в РК порядок водопользования, права и законные интересы собственника вод и водопользователей.
Впервую группу входят:
- бесхозяйственное использование подземных и поверхностных вод, добытых или отведенных из водных объектов;
- загрязнение, засорение и истощение поверхностных и подземных вод, источников питьевого водоснабжения;
- нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления;
- ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;
- непроведение гидротехнических, технологических, лесомелиоративных, санитарных и других мероприятий, обеспечивающих охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, а также улучшение состояния режима вод;
- самовольное строительство зданий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние рек и других водоемов.
Ко второй группе относятся:
- самовольный захват водных объектов;
- самовольное водопользование;
- переуступка права водопользования;
- забор воды с нарушением лимитов;
- самовольное производство гидротехнических работ;
- уничтожение водоохранных и водохозяйственных знаков;
- нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств;
- повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, а также противопожарных систем водоснабжения;
- самовольное бурение скважин на воду и строительство водозаборов подземных вод;
- нарушение правил ведения первичного учета вод и их использования;
- искажение данных учета и отчетности государственного водного када
стра, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;
- воспрепятствование регулированию водными ресурсами в интересах их
комплексного использования, экологии и вододеления.
Административная ответственностьнаступает по нормам Кодекса РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. (ст. 124 «Нарушение права государственной собственности на воды»; ст. 261 «Нарушение правил размещения отходов производства и потребления, сброса сточных вод»; ст. 276 «Нарушение правил охраны водных ресурсов»; ст. 277 «Повреждение водохозяйственных сооружений, устройств и противопожарных систем водоснабжения, нарушение правил их эксплуатации»; ст. 278 «Само-
вольное строительство, влияющее на состояние водоемов»; ст. 279 «Нарушение правил ведения первичного учета вод и их использования»; ст. 280 «Искажение данных учета и отчетности водных ресурсов»; ст. 281 «Воспрепятствование регулированию водными ресурсами»).
Уголовная ответственность наступает за преступления, предусмотренные ст. 281 «Загрязнение, засорение и истощение вод», ст. 283 «Загрязнение морской среды».
Гражданско-правовая ответственность в области использования и охраны вод наступает за причинение вреда водам, правам и законным интересам водопользователей.
К материальной и дисциплинарной ответственности привлекаются лица, совершившие нарушения водного законодательства при осуществлении своих трудовых и служебных обязанностей.
В охране вод от загрязнения, засорения и истощения принимают участие и органы внутренних дел РК. Они оказывают содействие органам Комитета по водным ресурсам в осуществлении мер по охране вод. Подразделения ОВД (патрульная полиция, дорожная полиция и т. д.) при обнаружении нарушения водного законодательства обязаны своевременно информировать об этом водные органы, как при осуществлении специальных совместных рейдов, так и при обычном несении службы. Также в охране вод участвуют специальные охранные подразделения МВД РК, которые на договорной основе охраняют водные объекты.
В необходимых случаях работники ОВД возбуждают уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 281, 283 УК РК, рассматривают административные правонарушения по ст. 277 «Повреждение водохозяйственных сооружений, устройств и противопожарных систем водоснабжения, нарушение правил их эксплуатации» Кодекса РК об административных правонарушениях.