Понятие и виды права недропользования

Использование недр осуществляется субъектами на основе права недро­пользования. Под правом недропользования в соответствии с Законом РК «О недрах и недропользовании» понимается право владения и пользования недрами в пределах контрактной территории, предоставленное недрополь­зователю в соответствии с порядком, установленным названным Законом (п. 13 Закона).

Контрактная территория - территория, определяемая геологическим либо горным отводом, на которой недропользователь вправе проводить операции по недропользованию, соответствующие контракту.

Под геологическим отводом понимается приложение к контракту на разведку, совмещенную разведку и добычу, являющееся неотъемлемой ча­стью контракта, определяющее схематически и описательно участок недр, на котором недропользователь вправе проводить разведку (п.З ст.1 Закона).

Под горным отводом понимается документ, графически и описательно определяющий участок недр, на котором недропользователь вправе прово­дить добычу, строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, являющийся неотъемлемой ча­стью контрактов на добычу, совмещенную разведку и добычу, строительст­во и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, добычу общераспространенных полезных ископаемых ли­бо самостоятельным документом в случае оформления сервитута (п.50 ст.1 Закона).

Понятие права недропользования, представленное в Законе РК «О не­драх и недропользовании», не вполне удачно.


Во-первых, оно не учитывает случаи общего недропользования, ведь для добычи общераспространенных полезных ископаемых не отводится кон­трактная территория и не заключается контракт на недропользование.

Во-вторых, его разъяснение требует дополнительного толкования новых понятий - «контрактная территория», а, объясняя, что такое «контрактная территория», требуется истолковать, что такое «геологический отвод» и «горный отвод».

Право недропользования в объективном смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия предоставления и ис­пользования недр, права и обязанности недропользователей, а также осно­вания прекращения права недропользования.

Право недропользования в субъективном смысле - это совокупность правомочий конкретного недропользователя по владению и пользованию участком недр.

Объектом права недропользования выступает участок недр. В соот­ветствии сп. 16 ст.1 Закона «О недрах и недропользовании» под ним пони­мается геометризированная часть недр, выделяемая в замкнутых границах для проведения операций по недропользованию.

Субъектом права недропользования (недропользователем) согласно п. 15 ст.1 Закона является физическое или юридическое лицо, обладающее в соответствии с настоящим Законом правом на проведение операций по не­дропользованию. Также в Законе предусмотрено и такое понятие, как под­рядчик - физическое или юридическое лицо, заключившее с компетентным органом контракт на проведение операций по недропользованию (п.36 ст.1 Закона). Первое понятие является более широким и включает в себя второе, т. к. все подрядчики являются недропользователями, однако не каждый не­дропользователь является подрядчиком. Например, субъекты, проводящие государственное геологическое изучение недр, получают административ­ный акт Комитета геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК, и здесь не требуется заключения контракта.

Пользователи недр имеют права и обязанности, которые в своей сово­купности составляют содержание права недропользования.

По сравнению с Кодексом о недрах и переработке минерального сырья круг прав недропользователей по новому Закону существенно расширился.

В соответствии со ст. 62 Закона РК «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г. недропользователи имеют право:

1) самостоятельно совершать любые законные действия по недрополь­зованию в пределах предоставленной ему контрактной территории в соот­ветствии с условиями, зафиксированными в контракте;


 




2) использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, в том числе минеральное сырье, если иное не предусмотрено контрактом;

3) сооружать на контрактной территории, а в случае необходимости на иных земельных участках, выделенных недропользователю в установлен­ном порядке, объекты производственной и социальной сферы, необходимые для осуществления работ, а также по договоренности пользоваться объек­тами и коммуникациями общего пользования как на контрактной террито­рии, так и вне ее пределов;

 

4) в первоочередном порядке осуществлять переговоры о продлении срока действия контракта сверх сроков, установленных в Законе;

5) привлекать субподрядчиков для выполнения отдельных видов работ, связанных с проведением операций по недропользованию;

6) передавать все или часть своих прав другим лицам с соблюдением ус­ловий, установленных настоящим Законом;

7) прекращать свою деятельность на условиях, определенных настоящим Законом и контрактом.

В соответствии со ст. 63 рассматриваемого Закона недропользователи обязаны:

1) выбирать наиболее эффективные методы и технологии проведения операций по недропользованию, основанные на положительной практике использования недр;

2) обеспечить безопасность жизни, здоровья человека и окружающей среды при проведении операций по недропользованию;

3) использовать контрактную территорию только в целях, предусмот­ренных контрактом;

4) приступить к проведению разведки или добычи с даты регистрации контракта, если иной срок не предусмотрен в контракте;

5) проводить операции по недропользованию в соответствии с законода­тельством Республики Казахстан;

6) соблюдать условия Меморандума о взаимопонимании в отношении реализации Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей в Республике Казахстан, за исключением контрактов по подземным водам и общераспространенным полезным ископаемым;

7) соблюдать согласованные в порядке, установленном законодательст­вом Республики Казахстан, технологические схемы и проекты на проведе­ние операций по недропользованию, обеспечивающие безопасность здоро­вья и жизни персонала и населения, рациональное и комплексное использо­вание недр и охрану окружающей среды;

8) не препятствовать другим лицам свободно передвигаться в пределах контрактной территории, пользоваться объектами и коммуникациями обще-


го пользования или проводить любые виды работ, в том числе разведку и добычу других природных ресурсов, если это не связано с особыми усло­виями безопасности и такая деятельность не мешает проведению операций по недропользованию;

9) обязательно использовать оборудование, материалы и готовую про­
дукцию, произведенные в Республике Казахстан, при условии их соответст­
вия требованиям законодательства РК о техническом регулировании;

10) обязательно привлекать казахстанские организации для выполнения работ и услуг при проведении операций по недропользованию, включая ис­пользование воздушного, железнодорожного, водного и других видов транспорта, если эти услуги соответствуют стандартам, ценовым и качест­венным характеристикам однородных работ и услуг, оказываемых нерези­дентами Республики Казахстан;

11) при проведении операций по недропользованию отдавать предпоч­тение казахстанским кадрам;

12) осуществлять в соответствии с контрактом финансирование подго­товки и переподготовки граждан РК, занятых на работах по контракту;

13) предоставлять компетентному органу информацию о реализации ра­бочей программы;

14) беспрепятственно предоставлять необходимые документы, инфор­мацию и доступ к местам работ контрольным органам РК при выполнении ими служебных функций и своевременно устранять выявленные ими нару­шения;

15) предоставлять геологическую отчетность по результатам деятельно­сти на контрактной территории в уполномоченный орган по изучению и ис­пользованию недр;

16) своевременно уплачивать налоги, штрафы за нерациональное ис­пользование недр и иные обязательные платежи;

17) ежегодно, не позднее тридцати календарных дней со дня согласова­ния годовой рабочей программы, представлять в уполномоченный орган в области государственного регулирования торговой и индустриальной поли­тики годовую программу закупа товаров, работ и услуг на предстоящий год по форме, утвержденной уполномоченным органом в области государст­венного регулирования торговой и индустриальной политики;

18) ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчет­ным периодом, представлять в уполномоченный орган в области государст­венного регулирования торговой и индустриальной политики отчет по при­обретенным товарам, работам и услугам по форме, утвержденной уполно­моченным органом в области государственного регулирования торговой и индустриальной политики;


19) представлять отчетность, подтвержденную аудиторским отчетом, в соответствии с требованиями Инициативы прозрачности деятельности до­бывающих отраслей в порядке, утвержденном Правительством РК;

20) передавать информацию о содержании операций третьим лицам, ес­ли возникает такая необходимость, только с общего согласия сторон, если иное не установлено контрактом;

21) сохранять объекты культурно-исторического значения;

22) восстанавливать участки земли и другие природные объекты, нару­шенные вследствие проведения операций по недропользованию, до состоя­ния, пригодного для дальнейшего использования;

 

23) прогнозировать экологические последствия своей деятельности на стадии проектирования;

24) страховать гражданско-правовую ответственность за причинение вреда окружающей среде;

25) принять на баланс все ранее пробуренные скважины, находящиеся на контрактной территории, проводить по ним мониторинг.

Контрактом могут предусматриваться и другие, не противоречащие за­конодательству обязанности недропользователя.

В Экологическом кодексе РК предусмотрены и другие обязанности не­дропользователей.

Согласно ст.218 ЭК РК недропользователь обязан представить на госу­дарственные экологическую и санитарно-эпидемиологическую экспертизы всю предпроектную и проектную документацию, которая должна включать оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и со­держать раздел «Охрана окружающей среды».

В соответствии со ст.220 ЭК РК он обязан:

1) соблюдать нормативы предельно допустимых вредных воздействий на подземные водные объекты, установленные уполномоченным государст­венным органом в области использования и охраны водного фонда по со­гласованию с уполномоченными государственными органами в области ох­раны окружающей среды, по изучению и использованию недр, промышлен­ной безопасности, государственным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

2) обеспечивать определение химического состава сбрасываемых вод в собственных или иных лабораториях, аккредитованных в порядке, установ­ленном Законом Республики Казахстан «О техническом регулировании»;

3) передавать уполномоченным государственным органам в области ох­раны окружающей среды, использования и охраны водного фонда и орга­нам санитарно-эпидемиологической службы экстренную информацию об аварийных сбросах загрязняющих веществ, а также о нарушениях установ-


ленного режима забора подземных вод и объекта сброса (закачки) в них вод.

Согласно ст.221 ЭК РК природопользователи при разведке и (или) до­быче подземных вод обязаны проводить за свой счет научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы по изысканию но­вых и совершенствованию существующих способов и технологических схем разработки месторождений подземных вод, совершенствовать техно­логическое оборудование, средства непрерывного и периодического кон­троля, обеспечивать рациональное использование и охрану подземных вод от истощения и загрязнения, охрану недр и окружающей среды; соблюдать нормативы предельно допустимых вредных воздействий на подземные вод­ные объекты, установленные уполномоченным органом в области исполь­зования и охраны водного фонда по согласованию с уполномоченными ор­ганами в области охраны окружающей среды, по изучению и использова­нию недр, государственным органом санитарно-эпидемиологической служ­бы и уполномоченным государственным органом в области промышленной безопасности.

В ст. 223 ЭК РК установлены экологические требования при проведении операций по недропользованию в пределах предохранительной зоны, кото­рые заключаются в обязанностях:

1. проводить операции по недропользованию в пределах предохрани­тельной зоны таким образом, чтобы исключить или максимально снизить загрязнение моря в случае подъема уровня вод;

2. нести ответственность за ущерб и убытки, нанесенные окружающей среде, физическим или юридическим лицам в случае загрязнения моря с его контрактной территории вне зависимости от вины недропользователя.

При невыполнении нкдропользователями обязательств по контракту действие контракта может быть приостановлено.

В соответствии со ст.1 ЫЗакона пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено по решению Правительства Республики Казахстан в целях обеспечения безопасности страны и охраны окружающей среды.

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено по решению Правительства Республики Казах­стан в случаях, если такое пользование может создать угрозу жизни и здо­ровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.


Пользование недрами в пределах особо охраняемых территорий осуще­ствляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об особо охраняемых территориях.

Право недропользования возникает путем:

предоставления права недропользования,т. е. наделения лица правом недропользования непосредственно государством;

передачи права недропользования,т. е. наделения лица правом недропользования другим недропользователем;

перехода права недропользования в порядке универсального правопреемства,т. е. возникновения права недропользования у правопре­емника при реорганизации юридического лица.

Рассмотрим подробнее предоставление права недропользования.

В соответствии со ст. 13 Закона предоставление права недропользования на разведку, добычу, совмещенную разведку и добычу производится путем заключения контракта, за исключением случаев предоставления подрядчику права на разведку и добычу производственно-технических подземных вод в объемах две тысячи и более кубических метров в сутки для их закачки в пласт в соответствии с технологической схемой добычи полезного ископае­мого. В этом случае предоставление производится путем выдачи Комите­том геологии и охраны недр разрешения.

Контракт на проведение операций по разведке, добыче или совмещен­ной разведке и добыче заключается на основе результатов проведения кон­курса.

Без проведения конкурса на основе прямых переговоров заключаются контракты:

1) на проведение операций по добыче с лицом, имеющим исключитель­ное право на получение права недропользования на добычу в связи с ком­мерческим обнаружением на основании контракта на разведку;

2) на проведение операций по строительству и (или) эксплуатации под­земных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей;

3) на проведение операций по разведке и (или) добыче общераспростра­ненных полезных ископаемых при строительстве (реконструкции, ремонте) железных и автомобильных дорог и мостов общего пользования;

4) на проведение операций по разведке и (или) добыче с национальной компанией.

Предоставление права недропользования на строительство и (или) экс­плуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добы­чей на контрактной территории или за ее пределами и предназначенных для захоронения радиоактивных отходов, вредных веществ и сточных вод, осу­ществляется на основании письменного разрешения Комитета геологии и


охраны недр по согласованию с Министерством охраны окружающей среды РК.

Предоставление права недропользования не требуется на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, связанных с разведкой и (или) добычей и входящих составной частью в рабочие программы кон­трактов на разведку и (или) добычу.

Предоставление права на добычу подземных вод хозяйственно-питьевого и производственно-технического назначения с лимитами изъятия от пятидесяти до двух тысяч кубических метров в сутки осуществляется на основе разрешения, выданного Комитетом по водным ресурсам.

Предоставление права недропользования на разведку, добычу и совме­щенную разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых производится путем заключения контракта с областным (города республи­канского значения, столицы) исполнительным органом.

Предоставление права недропользования на государственное геологиче­ское изучение недр производится путем заключения договора на проведе­ние операций по государственному геологическому изучению недр с упол­номоченным органом по изучению и использованию недр.

Предоставление права недропользования на добычу общераспростра­ненных полезных ископаемых для собственных нужд и подземных вод в объемах, не превышающих пятидесяти кубических метров в сутки, произ­водится одновременно с предоставлением земельного участка, под которым находятся общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, в частную собственность или землепользование. При предоставлении зе­мельного участка во временное землепользование условия пользования об­щераспространенными полезными ископаемыми для собственных нужд и подземными водами в объемах, не превышающих пятидесяти кубических метров в сутки, могут быть оговорены договором о временном землеполь­зовании.

Право недропользования может быть предоставлено нескольким лицам. В случае такого предоставления данные лица являются совместными обла­дателями права недропользования. Взаимные права и обязанности таких лиц, а также права и обязанности по отношению к компетентному органу определяются в контракте. Совместные обладатели права недропользования несут солидарную ответственность по обязательствам, возникающим на ос­нове контракта.

Право недропользования предоставляется двумя способами:

1) путем проведения конкурса на предоставление права недропользо­вания и заключения контракта;

2) путем проведения прямых переговоров и заключения контракта.


Условия проведения конкурса на предоставление права недропользова­ния закреплены в Главе 4-1 «Конкурс на предоставление права недрополь­зования» Закона «О недрах и недропользовании».

Компетентный орган проводит конкурс по перечню участков недр на получение права недропользования на разведку, добычу или совмещенную разведку и добычу, а также перечню участков недр, условием конкурса ко­торых является долевое участие национальной компании.

Предоставление права на проведение разведки, добычи и совмещенной разведки и добычи осуществляется при принятии потенциальными участни­ками обязательств по: привлечению казахстанских кадров, в том числе с учетом их категории и стадии проведения операций по недропользованию; привлечению на конкурсной основе в порядке, установленном Правитель­ством Республики Казахстан, к подрядным работам при проведении опера­ций по недропользованию казахстанских производителей товаров, работ и услуг; развитию и использованию высоких технологий, новых и перераба­тывающих производств, магистральных и иных трубопроводов, сооруже­нию и совместному использованию инфраструктурных и иных объектов.

Специальным законодательством по вопросам раздела продукции может быть установлен особый порядок предоставления права.

Конкурс на получение права недропользования на разведку, добычу ли­бо совмещенную разведку и добычу может быть открытым и закрытым.

Условия проведения открытого конкурса должны быть опубликованы, а закрытого - доведены до сведения всех потенциальных участников.

Все лица, желающие принять участие в конкурсе, имеют право на полу­чение информации, связанной с порядком проведения конкурса.

Извещение о проведении конкурсадолжно содержать: 1) время и ме­сто его проведения, а также срок подачи заявок; 2) основные условия кон­курса; 3) указание на местонахождение участков недр, которые'намечается предоставить для проведения операций по недропользованию.

В извещении также указываются минимальные размеры подписного бо­нуса, стоимость пакета геологической информации, взноса на право участия в конкурсе, устанавливаемые компетентным органом. Компетентный орган по согласованию с соответствующими государственными органами опреде­ляет в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, минимальный процентный размер потребности республики по применяе­мому в контрактных обязательствах казахстанскому содержанию.

Извещение о проведении конкурса на предоставление права недрополь­зования публикуется в периодических печатных изданиях на государствен­ном и русском языках, распространяемых на всей территории РК.


Срок, предоставляемый участникам конкурса для подачи заявок, не мо­жет быть менее одного месяца, а по общераспространенным полезным ис­копаемым - менее десяти дней.

Срок между датой опубликования условий конкурса и датой проведения (началом подведения итогов) конкурса не может составлять менее трех ме­сяцев, а по общераспространенным полезным ископаемым - менее месяца.

Лица, желающие принять участие в конкурсе на получение права недро­пользования, вправе ознакомиться с описанием участков недр, выставлен­ных на конкурс, в компетентном органе.

Заявка на участие в конкурседолжна содержать: 1) наименование зая­вителя, его местонахождение, государственную принадлежность (для юри­дических лиц), гражданство (для физических лиц); 2) сведения о руководи­телях и участниках или акционерах заявителя - юридического лица с указа­нием размера их доли в уставном капитале (от общего количества голо­сующих акций); 3) наименование участка недр на получение права недро­пользования; 4) копия документа об уплате заявителем взноса за участие в конкурсе.

Заявка принимается к рассмотрению при условии соблюдения заявите­лем требований настоящего Закона. О принятии заявки к участию в конкур­се заявитель официально уведомляется компетентным органом в месячный срок со дня ее поступления, а по общераспространенным полезным иско­паемым - в десятидневный срок. Экспертиза заявок проводится в процессе конкурса.

После принятия заявки на участие в конкурсе заявителю предоставляет­ся компетентным органом за плату пакет геологической информации по участку недр на территории, передаваемой в недропользование. Пакет дол­жен содержать объем имеющейся геологической, горнотехнической, техно­логической и иной информации, необходимой заявителю для разработки рабочей программы и технико-экономических показателей по осуществле­нию разведки и (или) добычи. Заявитель не имеет права разглашать или пе­редавать полученную геологическую информацию третьим лицам.

Заявитель в сроки, установленные условиями конкурса, составляет кон­курсное предложение на получение права недропользования на разведку, добычу или совмещенную разведку и добычу.

Участник конкурса, представивший конкурсное предложение, не имеет права отозвать его с даты завершения подачи конкурсных предложений до подведения итогов конкурса.

Конкурсное предложение на получение права недропользованияна разведку должно содержать: 1) информацию о предыдущей деятельности заявителя, включая список государств, в которых он осуществлял свою дея-


тельность за последние пять лет; 2) данные о финансовых, технических, управленческих и организационных возможностях заявителя; 3) обязатель­ства и намерения по проведению разведки, включая программу работ и за­траты на их осуществление, а также сроки начала и интенсивность проведе­ния разведки; 4) обязательства и намерения по соблюдению экологических требований и требований к безопасному ведению работ, включая условия о рекультивации и восстановлении земель контрактной территории; 5) обяза­тельства по присоединению к Меморандуму о взаимопонимании в отноше­нии реализации Инициативы прозрачности деятельности добывающих от­раслей в Республике Казахстан до подписания контракта, за исключением конкурсных предложений на получение права недропользования по под­земным водам и общераспространенным полезным ископаемым; 6) обяза­тельства и намерения финансирования проведения разведки за счет собст­венных и (или) заемных средств, а также размеры начальных платежей в бюджет; 7) обязательства и намерения по участию в социально-экономическом развитии региона и развитии его инфраструктуры; 8) обяза­тельства по привлечению казахстанских кадров и предложения по органи­зации финансирования подготовки и переподготовки казахстанского персо­нала; 9) намерения по обязательному привлечению казахстанских кадров в процентном выражении от общей численности занятого персонала, а также закупаемых на конкурсной основе товаров, работ и услуг казахстанского происхождения в процентном выражении от общей стоимости товаров, ра­бот и услуг, необходимых для выполнения работ по контракту; 10) предло­жения по развитию и использованию высоких технологий, новых и перера­батывающих производств, магистральных и иных трубопроводов, сооруже­нию и совместному использованию инфраструктурных и иных объектов; 11) иные предложенные заявителем обязательства и намерения.

Конкурсное предложение на получение права недропользованияна добычу, кроме информации, а также обязательств и намерений, должно со­держать: 1) план разработки месторождений, включающий объем полезных ископаемых, которые он предполагает добывать; 2) ожидаемый срок начала добычи и достижения ее экономически и технически возможного уровня; 3) расчет прогнозов по расходам, связанным с добычей, и по доходам от реа­лизации полезных ископаемых; 4) намерения о предполагаемых размерах начальных, а также последующих платежей в бюджет Республики Казах­стан и капитальные вложения в развитие производственной и социальной инфраструктуры контрактной территории.

Отказ в праве на участие в конкурсе может иметь место в следующих случаях:

1) подачи заявки на участие в конкурсе с нарушением требований;


 

2) представления заявителем неверных сведений;

3) отсутствия в конкурсном предложении документальных свидетельств, что заявитель обладает или будет обладать техническими, организационны­ми, управленческими и финансовыми возможностями, необходимыми для разведки и (или) добычи, указанными в конкурсном предложении;

4) если предоставление заявителю права недропользования повлечет за собой несоблюдение требований по обеспечению национальной безопасно­сти страны, в том числе в случае концентрации прав в рамках контракта и (или) концентрации прав на проведение операций в области недропользова­ния.

Отказ в праве на участие в конкурсе может быть обжалован в судебном порядке.

Победитель конкурса определяется на основе совокупности следующих основных критериев: 1) срока начала и интенсивности проведения разведки; 2) срока начала добычи и достижения ее экономически и технически воз­можного уровня, а также максимального коэффициента извлечения полез­ных ископаемых; 3) размера подписного бонуса; 4) размера инвестиций, сроков и условий финансирования проекта; 5) участие в социальном разви­тии региона; 6) соблюдения требований по охране недр и окружающей сре­ды, безопасному ведению работ; 7) принимаемых обязательств по привле­чению казахстанских кадров в процентном выражении от общей численно­сти занятого персонала и предложения по организации финансирования подготовки и переподготовки казахстанского персонала; 8) принимаемых обязательств по закупаемым товарам, работам и услугам казахстанского происхождения в процентном выражении от общей стоимости товаров, ра­бот и услуг, необходимых для выполнения работ по контракту; 9) предло­жений по развитию и использованию высоких технологий, новых и перера­батывающих производств, магистральных и иных трубопроводов, сооруже­нию и совместному использованию инфраструктурных и иных объектов.

Победитель конкурса из числа заявителей, представивших конкурсные предложения, определяется конкурсной комиссией, состав которой утвер­ждается Правительством Республики Казахстан, а при проведении конкур­сов на получение права недропользования на разведку, добычу или совме­щенную разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых состав комиссии определяется областными (города республиканского зна­чения, столицы) исполнительными органами.

Итоги конкурса могут быть обжалованы в судебном порядке.

Победитель конкурса определяется на основе рассмотрения конкурсных предложений.


Срок подведения итогов устанавливается условиями конкурса, но не может превышать два месяца, а по общераспространенным полезным иско­паемым - пятнадцать дней. Срок подведения итогов конкурса может быть продлен по решению конкурсной комиссии.

В случае поступления только одной конкурсной заявки либо одного кон­курсного предложения конкурс по данному объекту признается несостояв­шимся. При признании конкурса несостоявшимся компетентным органом может быть назначен повторный конкурс. При участии в повторном кон­курсе только одного участника, подавшего конкурсное предложение, такой участник признается победителем конкурса.

В случае, если конкурс был признан несостоявшимся в связи с поступ­лением одного конкурсного предложения, при повторном конкурсе взнос за участие в конкурсе и стоимость пакета геологической информации с участ­ника, ранее выкупившего пакет геологической информации, не взимаются.

При относительном равенстве содержания конкурсных предложений по какому-либо объекту конкурсная комиссия составляет «короткий» список, в который включаются участники конкурса, чьи конкурсные предложения признаны наилучшими. В целях определения победителя конкурсная ко­миссия устанавливает срок, в течение которого участники конкурса, вклю­ченные в «короткий» список, вправе улучшить свои конкурсные предложе­ния. По истечении установленного срока для улучшения конкурсных пред­ложений конкурсная комиссия определяет победителя из числа участников конкурса, включенных в «короткий» список.

Решение конкурсной комиссии по определению победителя конкурса или признанию конкурса несостоявшимся оформляется протоколом. Ре­зультаты конкурса должны быть опубликованы в официальном печатном издании.

Победителем конкурса для осуществления работ на участке недр заклю­чается контракт на проведение операций по недропользованию с компе­тентным органом. Право недропользования считается предоставленным и возникшим только с момента регистрации контракта.

В случае непредставления победителем конкурса проекта контракта на проведение операций по недропользованию в течение семи месяцев со дня вынесения решения о признании победителем конкурса конкурсная комис­сия отменяет ранее принятое решение о признании заявителя на получение права недропользования победителем конкурса.

В случае незаключения контракта на проведение операций по недро­пользованию в течение восемнадцати месяцев со дня определения победи­теля конкурса по данному объекту конкурсная комиссия отменяет ранее


принятое решение об определении заявителя на получение права недро­пользования победителем конкурса.

Виды и условия контрактов на проведение операций по недропользова­нию установлены Главой 5 Закона.

Для проведения операций по недропользованию применяются следую­щие виды контрактов:

1)о концессии;

2) о подряде и возмездном оказании услуг (сервисный контракт).

В зависимости от условий конкретных операций по недропользованию и других обстоятельств допускаются комбинированные и иные виды контрак­тов.

Условия контракта определяются по взаимному согласию сторон и должны соответствовать законодательству Республики Казахстан. Условия контракта не могут быть менее выгодными по отношению к Республике Ка­захстан в сравнении с условиями конкурсного предложения. При этом усло­вия налогообложения устанавливаются в соответствии с налоговым законо­дательством Республики Казахстан. Условия контракта должны содержать размеры неустойки (штрафов, пени) за неисполнение недропользователем принятых им обязательств, в том числе по казахстанскому содержанию.

Рабочая программа является обязательным приложением к контракту и должна быть согласована с уполномоченным органом по изучению и ис­пользованию недр.

Согласование рабочей программы с уполномоченным органом по изуче­нию и использованию недр осуществляется одновременно с проведением экспертизы проекта контракта.

Условия контракта должны предусматривать обязательства подрядчика по обеспечению равных условий и оплаты труда для казахстанского персо­нала по отношению к привлеченному иностранному персоналу, включая персонал, занятый на субподрядных работах.

При заключении контракта на проведение работ (операций) по совме­щенной разведке и добыче стороны могут согласовать условия, связанные с проведением операций по разведке. Условия, связанные с проведением ра­бот (операций) по добыче, могут быть согласованы либо на момент заклю­чения контракта на проведение работ (операций) по совмещенной разведке и добыче, либо после того, как сделано коммерческое обнаружение.

Контракт на разведку заключается на срок до шести лет. Подрядчик имеет право на продление срока действия контракта при условии исполне­ния подрядчиком обязательств, определенных контрактом рабочей про­граммой и годовыми программами работ. Срок действия контракта может быть продлен дважды продолжительностью каждого периода до двух лет.


Срок контракта на разведку может быть продлен, если подрядчик обратился за продлением срока не позднее трех месяцев до окончания срока действия контракта.

Контракт на добычу заключается на срок до двадцати пяти лет, а по ме­сторождениям с крупными и уникальными запасами полезных ископаемых -до сорока пяти лет. Срок контракта на добычу может быть продлен, если недропользователь обратился за продлением срока не позднее двенадцати месяцев до окончания срока действия контракта.

Контракт на совмещенную разведку и добычу заключается на срок, включающий срок разведки и добычи с учетом возможных сроков продле­ния.

При обнаружении полезного ископаемого подрядчик имеет право на продление срока действия контракта на период, необходимый для оценки коммерческого обнаружения.

Заявка о продлении срока действия контракта должна быть рассмотрена не позднее трех месяцев со дня ее поступления в компетентный орган.

В пределах контрактной территории может находиться один участок недр или несколько участков недр как смежных между собой, так и раз­дельных. Выделяемый в пределах контрактной территории участок недр (участки недр) может (могут) ограничиваться определенной глубиной.

Если при проведении разведки и (или) добычи полезных ископаемых обнаружится, что географические границы месторождения (независимо от расположения на суше или на море) выходят за пределы контрактной тер­ритории, указанной в геологическом или горном отводе, то вопрос о ее расширении должен решаться компетентным органом путем изменения ус­ловий контракта без проведения конкурса.

Условия и порядок возврата контрактной территории определяются в контракте.

Возврат частей контрактной территории осуществляется путем пере­оформления геологического отвода с исключением возвращаемых частей контрактной территории из такого геологического отвода.

Проект контракта представляется недропользователем в течение семи месяцев с момента принятия конкурсной комиссией решения о победителе конкурса. Компетентный орган согласовывает условия контракта с недро­пользователем путем переговоров.

Проект контракта, согласованный сторонами до его подписания подле­жит в месячный срок следующим обязательным экспертизам: правовой, экологической, экономической и налоговой, по вопросам здравоохранения и санитарии, изучения и использования недр, горного надзора.


Экспертные заключения предоставляются соответствующими государ­ственными органами в пределах своей компетенции в соответствии с зако­нодательными актами Республики Казахстан. После проведения необходи­мых экспертиз компетентный орган и недропользователь согласовывают окончательные условия контракта.

Контракт подлежит регистрации компетентным органом. Контракт всту­пает в силу с момента его регистрации, если иные более поздние сроки вступления контракта не оговорены в нем.

Заключение контракта является основанием для незамедлительного оформления земельного участка местными исполнительными органами в течение тридцати дней со дня обращения недропользователя. Предоставле­ние земельных участков, находящихся в собственности или землепользова­нии третьих лиц, осуществляется в соответствии с земельным законодатель­ством Республики Казахстан. При этом пространственные границы оформ­ляемого земельного участка ограничиваются территорией, фактически ис­пользуемой недропользователем, с нарушением земной поверхности в пре­делах сроков фактического использования земельного участка.

Неисполнение недропользователем принятых им при заключении кон­тракта обязательств, в том числе по казахстанскому содержанию, влечет применение штрафов и пени, определенных в контракте.

Передача права недропользованиянедропользователем частично или полностью другому лицу на платной либо бесплатной основе, в том числе путем отчуждения доли участия (пакета акций) в юридическом лице, яв­ляющемся недропользователем, включая передачу в качестве взноса в ус­тавный капитал создаваемого юридического лица, передачу права недро­пользования в составе продаваемого имущественного комплекса (отчужде­ния доли участия (пакета акций) юридического лица, являющегося недро­пользователем) в процессе конкурсного производства при банкротстве не­дропользователя либо в процессе приватизации недропользователей - госу­дарственных предприятий, а также передачу права недропользования в за­лог, осуществляется с разрешения компетентного органа. Разрешение ком­петентного органа или аргументированный отказ в выдаче разрешения вы­дается в течение сорока пяти дней со дня подачи заявления.

Полученный под залог права недропользования кредит должен быть ис­пользован только на цели недропользования, предусмотренные контрактом.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства, обес­печенного залогом права недропользования, обращение взыскания на зало­женное имущество производится в порядке, установленном законом.

При реализации права недропользования в принудительном внесудеб­ном порядке государственные органы не вправе приостанавливать процеду-


ры внесудебной реализации заложенного имущества и обращать взыскание на право недропользования, в том числе путем наложения ареста на зало­женное имущество.

Разрешение компетентного органа на передачу права недропользования конкретному лицу дается отдельно в каждом случае такой передачи. Не до­пускается установление в контракте общего разрешения недропользователю на передачу права недропользования любому лицу по усмотрению недро­пользователя.

Передача права недропользования на государственное геологическое изучение недр, предоставленного недропользователю на основе контракта с уполномоченным органом по изучению и использованию недр, может быть произведена с согласия этого органа.

Передача права недропользования на разведку, добычу и совмещенную разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых и подзем­ных вод для удовлетворения собственных нужд производится одновременно с передачей земельного участка, под которым находятся общераспростра­ненные полезные ископаемые или подземные воды, в частную собствен­ность или землепользование. При передаче земельного участка во времен­ное землепользование условия пользования общераспространенными по­лезными ископаемыми и подземными водами для удовлетворения собст­венных нужд могут быть оговорены договором о временном землепользо­вании.

Передача права недропользования на общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды для удовлетворения собственных нужд без передачи земельного участка, под которым они находятся, не допускается.

Передача права недропользования производится на основе гражданско-правовых сделок, а также по иным основаниям, предусмотренным законо­дательством. Сделка по передаче права недропользования, заключенная без наличия разрешения, считается недействительной с момента ее заключения.

Все расходы по передаче права недропользования относятся на недро­пользователя, если иное не установлено условиями передачи.

До тех пор, пока недропользователь сохраняет какое-либо участие в контракте, он и лицо, которому передается право недропользования, несут солидарную ответственность по контракту.

Передача права недропользования является безусловным основанием переоформления земельного участка, горного и (или) геологического отво­да, а также регистрации прав на земельный участок и сделок с ним в соот­ветствии с законом.

Компетентный орган принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на передачу права недропользования на основе заявления не-


дропользователя и прилагаемой информации о физическом или юридиче­ском лице, в пользу которого недропользователь намеревается произвести такую передачу.

Компетентный орган вправе отказать в порядке, установленном Прави­тельством Республики Казахстан, в выдаче разрешения на передачу права недропользования в случаях:

1) если лицо, которому предполагается передать право недропользова­ния, не способно выполнить обязательства или часть обязательств (в случае частичной передачи права недропользования), возлагаемые на недрополь­зователя контрактом;

2) предоставления недропользователем компетентному органу заведомо ложной информации;

3) если передача права недропользования повлечет за собой несоблюде­ние требований по обеспечению национальной безопасности страны, в том числе в случае концентрации прав в рамках контракта и (или) концентрации прав на проведение операций в области недропользования.

Отказ в выдаче разрешения на передачу права недропользования может быть оспорен в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Передача права недропользования считается совершенной с момента ре­гистрации соответствующих изменений или дополнений в контракт. Компе­тентный орган вправе отказать в регистрации контракта при отсутствии факта заключения гражданско-правовой сделки по передаче права недро­пользования либо при наличии факта предоставления недропользователем компетентному органу ложной информации, на основе которой было выда­но разрешение на передачу права недропользования или при отсутствии до­говора о совместной деятельности либо иного договора о таком разграни­чении прав и обязанностей между недропользователями в случае частичной передачи права недропользования другому лицу, при отсутствии согласия всех обладателей права недропользования в случае передачи части права недропользования, обладателями которого являются несколько физических или юридических лиц.

Право недропользования не может быть передано в течение двух лет с момента вступления контракта в силу, за исключением случаев передачи в порядке ликвидации юридического лица, обращения взыскания на право недропользования, переданное в залог, а также перехода права недрополь­зования в порядке наследования либо реорганизации юридического лица.

Данное ограничение не применяется в случаях передачи или приобрете­ния права недропользования национальной компанией или ее дочерней ор­ганизацией.


Переход права недропользования в порядке универсального пра­вопреемствак правопреемнику (правопреемникам) осуществляется в слу­чае реорганизации юридического лица по нормам гражданского законода­тельства РК.

Условия изменения и прекращения права недропользования закреплены ст.45-2 Закона.

В случае, если действия недропользователя при проведении операций по недропользованию в отношении участков недр (месторождений), имеющих стратегическое значение, приводят к существенному изменению экономи­ческих интересов РК, создающему угрозу национальной безопасности, ком­петентный орган вправе потребовать изменения и (или) дополнения условий контрактов с целью восстановления экономических интересов РК.

Компетентный орган вправе расторгнуть контракт в одностороннем по­рядке в следующих случаях: 1) при отказе подрядчика устранить причины, вызвавшие принятие решения о приостановлении проведения разведки, до­бычи, совмещенной разведки и добычи либо строительства и (или) эксплуа­тации подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, либо при неустранении этих причин в срок, достаточный для их устранения; 2) при непринятии недропользователями мер по устранению нарушения, выявленного компетентным органом, о чем было прислано письменное уве­домление; 3) при невозможности устранения причин, вызвавших приоста­новление операций по недропользованию; 4) при существенном нарушении подрядчиком обязательств, установленных контрактом либо программой работ; 5) при признании подрядчика банкротом в соответствии с законода­тельством РК, за исключением случая, когда право недропользования явля­ется предметом залога в соответствии с Законом; 6) при невыполнении ус­ловий в отношении приоритетного права государства на приобретение от­чуждаемого права недропользования (его части) и (или) доли участия (паке­та акций) в юридическом лице для сохранения и укрепления ресурсно-энергетической основы экономики страны; 7) если в срок до двух месяцев со дня получения уведомления от компетентного органа об изменении и (или) дополнении условий контракта недропользователь письменно не представит своего согласия на ведение таких переговоров либо откажется от их ведения; 8) если в срок до четырех месяцев с даты получения согласия недропользователя на ведение переговоров по изменению и (или) дополне­нию условий контракта стороны не достигли соглашения по изменению и (или) дополнению условий контракта; 9) если в срок до шести месяцев сда­ты достижения согласованного решения по восстановлению экономических интересов Республики Казахстан стороны не подпишут изменения и (или) дополнения в условия контракта.


Компетентный орган вправе до принятия соответствующего решения о расторжении контракта потребовать незамедлительного прекращения про­ведения операций по недропользованию путем направления уведомления подрядчику, а подрядчик обязан незамедлительно исполнить такое требова­ние.

Стороны могут прекратить действие или изменить условия контракта только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодатель­ными актами Республики Казахстан и контрактом.

Стороны не освобождаются от исполнения текущих обязательств, кото­рые остались не исполненными к моменту прекращения действия контракта или изменения его условий.

Прекращение действия контракта не освобождает недропользователя от исполнения обязательств по восстановлению контрактной территории до безопасного для здоровья и жизни населения и окружающей среды состоя­ния в соответствии с проектом ликвидации, утвержденным в порядке, уста­новленном законодательством Республики Казахстан.

По инициативе Правительства компетентный орган вправе в односто­роннем порядке отказаться от исполнения контракта в случае, если дейст­вия недропользователя при проведении операций по недропользованию в отношении участков недр (месторождений), имеющих стратегическое зна­чение, приводят к существенному изменению экономических интересов Республики Казахстан, создающему угрозу национальной безопасности.

В случае одностороннего отказа от исполнения контракта компетентный орган должен предупредить об этом недропользователя не позднее чем за два месяца.

Право недропользования можно классифицировать по нескольким кри­териям. В качестве первого критерия выступает цель использования недр.

Право недропользования предоставляется для ведения следующих опе­раций:

1. Государственное геологическое изучение недр- работы (опера­ции), связанные с мониторингом состояния недр, изучением геологического строения участков, а также частей и всей территории республики в целом, определением их перспектив по наличию полезных ископаемых, созданием государственных геологических карт, составляющих информационную ос­нову недропользования.

2. Разведка- работы (операции), связанные с поиском месторождений полезных ископаемых и их оценкой. В старом Кодексе о недрах и перера­ботке минерального сырья данный вид отдельно не выделялся, а составлял часть геологического изучения недр.


3. Добыча - весь комплекс работ (операций), связанных с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность, а также из техногенных ми­неральных образований, находящихся в государственной собственности, включая временное хранение минерального сырья.

4. Совмещенная разведка и добыча.

5. Строительство и эксплуатация подземных сооружений, не свя­занных с добычей, - работы по строительству и (или) эксплуатации под­земных сооружений для хранения нефти и газа, а также подземные инже­нерные сооружения для захоронения радиоактивных отходов, вредных ве­ществ и сточных вод.

Вторым критерием являются сроки недропользования. Право недро­пользования может быть постоянным или временным.

Постоянное недропользование - недропользование без заранее уста­новленного срока.

На базе постоянного недропользования осуществляется добыча обще­распространенных полезных ископаемых (т. е. тех полезных ископаемых, которые используются в их естественном состоянии или с незначительной обработкой и очисткой для удовлетворения в основном местных хозяйст­венных нужд (песок, глина, гравий), для собственных нужд на земельных участках, принадлежащих недропользователю на праве частной собствен­ности или постоянного землепользования). Все остальные виды операций по недропользованию осуществляются на основе временного недрополь­зования.

Сроки временного недропользования устанавливаются в контракте на недропользование. Срок действия контракта на проведение операций по разведке - 6 лет. Контракт может быть продлен дважды с продолжительно­стью каждого периода до 2 лет. Контракты на проведение работ по добыче и на строительство и эксплуатацию подземных сооружений заключаются на период сроком до 25 лет. Контракт на добычу по месторождениям с круп­ными и уникальными запасами полезных ископаемых - до 45 лет. Контракт на совмещенную разведку и добычу выдается на период, включающий пе­риоды разведки и добычи, с учетом возможных сроков продления.

По третьему критерию право недропользования может быть отчуждае­мым или неотчуждаемым.

По четвертому критерию право недропользования делится на возмезд­ное и безвозмездное. Безвозмездной может быть лишь добыча общераспро­страненных полезных ископаемых для собственных нужд на земельных участках, принадлежащих лицу на праве частной собственности или посто­янного землепользования.