Понятие и виды права землепользования
В соответствии с п.30 ст. 12 ЗК Республики Казахстан право землепользования - это право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное землепользование) на возмездной и (или) безвозмездной основе.
Это понятие права землепользования в субъективном смысле.
Право землепользования в объективном смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия предоставления и использования земельных участков, права и обязанности землепользователей, а также основания прекращения права землепользования.
Объектом права землепользования являются земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в пользование физическим и юридическим лицам, КФХ.
Субъектами правя землепользования (землепользователями) являются лица, которые обладают земельными участками, находящимися в госу-
дарственной собственности, либо правами на них и извлекают полезные свойства земель либо выгоды от их использования. Землепользователи подразделяются на:
1) государственных и негосударственных;
2) национальных и иностранных;
3) физических и юридических лиц;
4) постоянных и временных;
5) первичных и вторичных.
По ЗК РК государственные землепользователи- государственные республиканские и коммунальные юридические лица; негосударственные -граждане и (или) негосударственные юридические лица.
Национальные землепользователи- граждане РК, казахстанские юридические лица, в том числе предприятия с иностранным участием.
Иностранные землепользователи- иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные объединения и организации. Законодатель приравнивает к иностранным землепользователям лиц без гражданства, международные объединения и организации, хотя это и неверно.
Постоянные землепользователи- лица, право землепользования которых не ограничено сроками, носит бессрочный характер.
Временные землепользователи- лица, право землепользования которых ограничено определенным сроком.
Первичные землепользователи- лица, право землепользования которых получено непосредственно от государства, либо от других первичных землепользователей в порядке отчуждения этого права.
Вторичные землепользователи- лица, получившие право временного землепользования на основе договора о вторичном землепользовании от первичного землепользователя, сохраняющего за собой этот статус. Содержание права землепользованиясоставляют два правомочия: владение и пользование.
Понятие права землепользования является усложненным. Во-первых, здесь наблюдаются некоторые элементы распоряжения. Так, в п.З ст.37 ЗК РК негосударственные землепользователи (за исключением пользователей, получивших право временного возмездного землепользования для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства), выкупившие у государства право временного возмездного долгосрочного землепользования, вправе сдавать принадлежащие им земельные участки (или их части) в аренду (субаренду) или во временное безвозмездное пользование, а также отчуждать принадлежащее им право временного землепользования в пределах срока договора
аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии уведомления уполномоченного органа области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) по месту нахождения земельного участка, если иное не установлено Кодексом.
Во-вторых, приобретенное возмездно право землепользования по современному земельному законодательству является объектом торга, следовательно, землепользователь вправе распоряжаться своим правом землепользования.
По сравнению с собственником земельного участка объем прав у землепользователя меньше: не все виды сделок допустимы, не меняются форма собственности на земельный участок, его целевое назначение. Кроме того, права землепользователя могут быть ограничены актом предоставления земельного участка или договором аренды (договором о временном безвозмездном землепользовании).
Какие же права предоставлены землепользователям?
Согласно ст.64 ЗК РК землепользователи имеют право:
1) самостоятельно хозяйствовать на земле, используя ее в целях, вытекающих из назначения земельного участка;
2) собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на посевы и посадки сельскохозяйственных и иных культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную и иную продукцию, полученную в результате использования земельного участка, и доходы от ее реализации;
3) на использование в установленном порядке без намерения последующего совершения сделок для нужд своего хозяйства имеющихся на земельном участке песка, глины, гравия и других общераспространенных полезных ископаемых, торфа, насаждений, поверхностных и подземных вод, а также на эксплуатацию иных полезных свойств земли;
4) на возмещение убытков в полном объеме при принудительном отчуждении, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных нужд;
5) возводить на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления жилые, производственные, бытовые и иные здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка с учетом зонирования земель;
6) проводить оросительные, осушительные и иные мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с установленными строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Некоторые полномочия для временных землепользователей могут быть ограничены актом предоставления земельного участка или договором аренды (договором о временном безвозмездном землепользовании).
Ст.65 ЗК РК установлены обязанности землепользователей по использованию земельных участков:
1) использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, апри временном землепользовании - в соответствии с актом предоставления земельного участка или договором аренды (договором временного безвозмездного землепользования);
2) применять технологии производства, соответствующие санитарным и экологическим требованиям, не допускать причинения вреда здоровью населения и окружающей среде, ухудшения санитарно-эпидемиологической, радиационной и экологической обстановки в результате осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности;
3) осуществлять мероприятия по охране земель;
4) своевременно вносить земельный налог, плату за пользование земельными участками и другие предусмотренные законодательством Республики Казахстан и договором платежи;
5) соблюдать порядок пользования животным миром, лесными, водными и другими природными ресурсами, обеспечивать охрану объектов историко-культурного наследия и других расположенных на земельном участке объектов, охраняемых государством, согласно законодательству РК;
6) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на земельном участке соблюдать строительные, экологические, санитарно-гигиенические и иные специальные требования (нормы, правила, нормативы);
7) своевременно представлять в государственные органы установленные земельным законодательством РК сведения о состоянии и использовании земель;
8) не нарушать прав других собственников и землепользователей;
9) не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв, а также снятия плодородного слоя почвы с целью продажи или передачи его другим лицам, за исключением случаев, когда такое снятие необходимо для предотвращения безвозвратной утери плодородного слоя;
10) обеспечивать предоставление сервитутов;
11) сообщать местным исполнительным органам о выявленных отходах производства и потребления, не являющихся их собственностью.
Обязанностей у землепользователя может быть больше, чем у собственника, если они предусмотрены законодательством и договорами о временном землепользовании.
Право землепользования возникает путем:
1) предоставления права землепользования;
2) передачи права землепользования;
3) перехода права землепользования в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).
Предоставление права землепользованияозначает наделение лица правом землепользования непосредственно государством.
Передача права землепользованияозначает наделение лица правом землепользования другим землепользователем.
Передача права землепользования производится на основе гражданско-правовых сделок, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.
Переход права землепользования в порядке универсального правопреемстваозначает возникновение права землепользования у правопреемника при наследовании по закону или при реорганизации юридического лица.
В случае смерти гражданина, которому земельный участок принадлежит на праве долгосрочного временного землепользования, право землепользования наследуется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Республики Казахстан. Если договором временного землепользования не предусмотрено иное, в таком же порядке наследуется и право временного краткосрочного землепользования.
В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право землепользования переходит к правопреемнику в соответствии с нормами гражданского законодательства Республики Казахстан и ЗК РК.
Предоставление, передача и переход права землепользования должны осуществляться с учетом целевого назначения земельного участка.
Право землепользования возникает на основе:
1) актов государственных органов;
2) гражданско-правовых сделок;
3) иных оснований, предусмотренных законодательством Республики
Казахстан.
Основания прекращения права землепользования закреплены в ст.81 ЗК РК. Право землепользования прекращается при:
1) отчуждении права землепользования землепользователем другим лицам;
2) отказе землепользователя от права землепользования;
3) утрате права землепользования в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
К последним можно отнести случаи:
1) обращения взыскания на право землепользования по обязательствам землепользователя;
2) принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд;
3) принудительного изъятия землепользователя земельного участка, не используемого по назначению или используемого с нарушением законодательства Республики Казахстан;
4) принудительного отчуждения у землепользователя земельного участка, подвергшегося радиоактивному загрязнению, с предоставлением равноценного земельного участка;
5) конфискации.
Кроме этого, право землепользования может прекращаться по следующим основаниям:
1) истечение срока, на который был предоставлен участок;
2) досрочное прекращение договора аренды земельного участка или договора временного безвозмездного землепользования, за исключением случаев, когда земельный участок находится в залоге;
3) прекращение трудовых отношений, в связи с которыми землепользователю был предоставлен служебный земельный надел.
Рассмотрим классификацию права землепользования.
Право землепользования по срокамможет подразделяться на постоянное или временное.
Право постоянного землепользования- это право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (без заранее установленного срока) на возмездной и (или) безвозмездной основе.
На праве постоянного землепользования предоставляются земельные участки следующим государственным землепользователям:
1) юридическим лицам, владеющим зданиями (строениями, сооружениями), помещениями в объектах кондоминиума, на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления; 2) юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное и лесохозяиственное производство, а также для научно-исследовательских, опытных и учебных целей; 3) юридическим лицам, осуществляющим землепользование на землях особо охраняемых природных территорий; 4) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Право постоянного землепользования не может быть предоставлено иностранным землепользователям.
Право временного землепользования- это право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собст-
венности в течение определенного срока на возмездной и (или) безвозмездной основе.
Право временного землепользования может быть краткосрочным (до 5 лет) и долгосрочным (от 5 до 49 лет). Сроки землепользования изменились: раньше был установлены соответственно - до 5 лет и от 5 до 99 лет.
По возможности передачи другим лицамправо землепользования может быть отчуждаемым и неотчуждаемым.
Отчуждение права землепользования производится на основании гражданско-правовых сделок (купли-продажи, дарения, мены и т.д.).
Не допускается совершение сделок в отношении права землепользования, включая его отчуждение, на землях:
1) общего пользования;
2) предоставленных для нужд обороны;
3) лесного фонда;
4) особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
5) служебного земельного надела;
6) земельных участков, предоставленных на праве временного безвозмездного и временного краткосрочного возмездного землепользования;
7) земельных участков, предоставленных на праве временного землепользования для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства, за исключением передачи в залог, а также в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, в оплату акций акционерного общества или в качестве взноса в производственный кооператив;
8) водного фонда.
Указанные ограничения не распространяются на сделки, в том числе на залог, совершаемые землепользователями в отношении права землепользования на земельный участок, который занят отчуждаемыми зданиями (строениями, сооружениями), а также предназначен для их эксплуатации, находящийся в составе земель лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Вышеуказанные права пользования вышеперечисленными земельными участками являются неотчуждаемыми.
Платностьявляется еще одним критерием для деления права землепользования. Оно подразделяется на приобретаемое возмездно (аренда) и безвозмездно.
Аренда- это основанное на договоре возмездное срочное владение и пользование земельным участком.
Право временного безвозмездного землепользования- это основанное на договоре безвозмездное срочное владение и пользование земельным
участком.
В соответствии со ст.36 ЗК РК земельные участки на праве временного безвозмездного землепользования могут предоставляться гражданам Республики Казахстан и юридическим лицам Республики Казахстан:
для отгонного животноводства (сезонные пастбища);
для выпаса скота населения и сенокошения;
государственным землепользователям;
для ведения огородничества;
в виде служебных земельных наделов;
на период строительства дорог общего пользования, объектов государственной собственности и социально-культурного назначения;
при восстановлении деградированных и нарушенных земель;
на срок действия договора концессии;
при предоставлении в установленном законодательством Республики Казахстан порядке зданий (помещений) и сооружений во временное безвозмездное пользование;
для объектов культовых сооружений;
в иных случаях, предусмотренных ЗК РК и законами РК.
Срок временного безвозмездного землепользования не может превышать пятьлет, за исключением случаев предоставления земельных участков в виде служебных земельных наделов и для восстановления деградированных и нарушенных земель, а также в случаях предоставления земельных участков для реализации концессионных проектов. Срок временного безвозмездного землепользования земельного участка, предоставленного под здания (помещения) и сооружения, определяется сроком временного безвозмездного пользования зданиями (помещениями) и сооружениями, в том числе культовыми.
Еще один критерий - по субъектам, предоставляющим право землепользования.
Право первичного землепользования- право землепользования, полученное непосредственно от государства либо от других первичных землепользователей в порядке отчуждения этого права.
Право вторичного землепользования (субаренда)- это право временного землепользования, полученное на основе договора о вторичном землепользовании от первичного землепользователя, сохраняющего за собой этот статус.
Вторичное землепользование возникает на основе договора о вторичном землепользовании в случаях, когда первичный землепользователь не произ-
водит отчуждение своего права землепользования, а передает другому лицу принадлежащий ему участок (или часть его) во временное землепользование с уведомлением уполномоченного органа области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) по месту нахождения земельного участка.
Вторичный землепользователь всегда является временным землепользователем без права передачи своих прав другим землепользователям.
Договор о вторичном землепользовании заключается в форме договора аренды или договора о временном безвозмездном пользовании.
Сдача принадлежащих на праве временного землепользования физическим и юридическим лицам земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства во вторичное землепользование не допускается, кроме случаев предоставления земель
В Земельном кодексе РК предусмотрено еще одно право, по содержанию сходное с правом землепользования. Это - право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности.
В соответствии с п.6 ст. 12 ЗК РК право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности,- право субъекта владеть и пользоваться земельным участком, возникающее на основе договора о временном пользовании земельным участком между собственником земельного участка и временным пользователем (арендатором или безвозмездным пользователем).
Права и обязанности у обладателей этим правом такие же, как и у землепользователей. Основное различие - в форме собственности на земельные участки. Условия для землепользователей устанавливаются государством, а для субъектов права временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности - определяются соглашением сторон. Так, размеры платы за передачу земельных участков, находящихся в государственной собственности устанавливаются Правительством Республики Казахстан. В случаях, когда земельный участок предоставляется частным собственником, размер платы определяется соглашением сторон. Сроки временного землепользования четко определены и закреплены в ЗК РК, а сроки права временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности, частный собственник земли может установить свои собственные по соглашению с другой стороной, например на 50 лет.
марганцевой руды, ферросплавов, тантала, асбеста, галлия, мышьяка (третье место), урана (четвертое)
2) Постоянство местонахождения. Вотличие от некоторых средств производства и природных объектов (животный мир) недра постоянно находятся в одном и том же месте.
3) Пространственная ограниченность.Пространство недр в естественнонаучном понимании невозможно увеличить больше, того, что дано природой. Однако в правовом смысле пространство недр может быть увеличено, ведь под ними мы понимаем только то пространство, которое доступно для проведения операций по недропользованию.
Экологическая функция недрзаключается в том, что они являются фундаментом земной поверхности.
Экономическая функция недрсостоит в том, что они:
а) являются основным средством производства в горнодобывающей
промышленности;
б) являются источником полезных ископаемых и других веществ, кото
рые служат сырьем для промышленности и строительства, энергетики и
т.д.;
в) служат пространственным операционным базисом для строительства
подземных зданий и сооружений - бункеров, складов, хранилищ, трубопро
водов;
г) используются в качестве естественного резервуара для захоронения
отходов, сброса сточных вод.
Санитарно-оздоровительная функция недрзаключается в том, что недра используются для лечебных целей, т. к. в них содержатся минеральные воды, ценные грязевые источники. Например, в выработанных месторождениях калийных солей эффективно лечение астмы.
Недра выполняют и эстетическую функцию.Некоторые участки недр являются памятниками природы, истории, культуры и могут быть использованы в культурных, воспитательных, научных целях.
Понятие «недра» не следует отождествлять с понятием «полезные ископаемые». Они сопоставимы как целое и часть. Помимо полезных ископаемых недра состоят и из горных пород, которые представляют неиспользованные части недр.
Впервые определение понятия «полезные ископаемые» было дано в Горном положении Союза ССР 1927 г., согласно ст. 2 этого акта полезными ископаемыми считались «составные части недр — твердые, жидкие, газооб-
разные вещества, которые могут добываться с промышленной целью, путем извлечения или отделения их независимо от того, находятся ли они в глубине или выходят на поверхность». Из этого определения вытекает, что для признания тех или иных минеральных веществ полезными ископаемыми необходимы, по крайней мере, два признака: 1) минеральное вещество должно быть составной частью недр; 2) минеральное вещество должно быть годным для добычи с промышленной целью. Причем второй признак является главным и определяющим275.
В связи спринятием Закона РК «О недрах и недропользовании» также претерпело изменения и понятие полезных ископаемых. Если Кодексе РК о недрах и переработке минерального сырья от 30 мая 1992 г. о них говорилось как о «составной части природной среды, включающей твердые, жидкие и газообразные вещества, которые могут добываться и перерабатываться в целях использования в сфере материального производства, и не было ясно, о чем идет речь: о находящихся в недрах или об уже извлеченных объектах. Теперь же полезное ископаемоеопределяется как содержащееся в недрах природное минеральное вещество в твердом, жидком или газообразном состоянии (в том числе подземные воды), пригодное для удовлетворения материальных и иных потребностей человека и общества.
Данное определение также не идеально, так как опять не учитывает выходящие на поверхность месторождения полезных ископаемых.
Более точным определением является следующее:
полезное ископаемое- это содержащееся в недрах или находящееся на земной поверхности природное минеральное вещество в твердом, жидком или газообразном состоянии (в том числе подземные воды), пригодное для использования в материальном производстве.
Полезные ископаемые можно условно подразделить по экономической значимостина общераспространенные и необщераспространенные.
Общераспространенные полезные ископаемые- полезные ископаемые (песок, глина, гравий и другие), используемые в их естественном состоянии или с незначительной обработкой и очисткой для удовлетворения в основном местных хозяйственных нужд (п. 26 ст.1 Закона «О недрах и недропользовании»). Их перечень установлен Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых» от 27 мая 1996 г. N 645. К ним относятся вулканические пористые породы (туфы, шлаки, пемзы), вулканические водосодер-жащие стекла и стекловидные породы (перлит, обсидиан), галька и гравий, гравийно-песчаная смесь, глиноземсодержащие породы (полевой шпат,
274 Алшанов Р. Стратегическое сырье в разрезе рынка //Казахстанская правда. 2004. 30 апреля.
Мухитдинов Н.Б., Мороз СП. Указ. раб. С.121
пегматит), гипс, гипсовой камень, ангидрит, гажа, глина и глинистые породы, карбонатные породы (известняки, доломиты, известняково-доломитовые породы, мел, мергель, мергельно-меловые породы), кремнистые породы (трепел, опоки, диатомит), камень бутовый, осадочные, изверженные и метаморфические породы (гранит, базальт, диабаз, мрамор), песок, песчаник, природные пигменты, ракушечник, соль поваренная.
Как правило, запасы общераспространенных полезных ископаемых имеются в больших количествах в легкодоступных местах. Для их извлечения и использования для нужд своего хозяйства собственникам земельных участков и землепользователям не требуется получения специальных разрешений.
Необщераспространенные полезные ископаемые- металлы, нефть, газ и т. д. Их использование требует получения специальных разрешений.
Также полезные ископаемые можно классифицировать по физическому состояниюна жидкие, твердые и газообразные.
Запасы полезных ископаемых можно подразделить на балансовые и забалансовые.
Балансовые запасы полезных ископаемых- это совокупность полезных ископаемых, целесообразность и возможность использования которых установлена специально уполномоченными органами с учетом всех геолого-экономических, технологических и санитарно-гигиенических факторов.
Забалансовые запасы полезных ископаемых- это совокупность полезных ископаемых, использование которых на период оценки не может быть признано целесообразным по технико-экономическим, технологическим и экологическим причинам, (невозможность отчуждения земель, сложные горногеологические условия, экологические ограничения, отсутствие рациональной технологии их извлечения, изменение социально-экономической конъюнктуры и т.п.).
Законом РК «О недрах и недропользовании» предусмотрено также понятие «минеральное сырье»- это извлеченная на поверхность часть недр (горная порода, рудное сырье и другие), содержащая полезное ископаемое (полезные ископаемые) (п.37 ст.1 Закона). Следует заметить, что минеральное сырье представляет собой отделенную часть недр, поэтому оно представляет собой товарно-материальную ценность и не охраняется нормами горного права.
В соответствии с Конституцией РК недра, в том числе и полезные ископаемые, находятся в государственной собственности. Если иное не предусмотрено контрактом, минеральное сырье принадлежит недропользователю на праве собственности (государственному предприятию РК - на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) (ст. 5 Закона).
Закон РК «О недрах и недропользовании» дает несколько иное понятие фонда недр: «Государственный фонд недрвключает недра Республики Казахстан», тогда как в Кодексе РК о недрах и переработке минерального сырья от 30 мая 1992 г. данное понятие было более конкретизировано: государственный фонд недр включал как используемые, так и неиспользуемые части недр.
Правовое регулирование отношений, связанных с недрами и недропользованием, основывается на принципах:
1) обеспечения рационального, комплексного и безопасного использования недр;
2) обеспечения охраны недр и окружающей среды;
3) обеспечения сочетания республиканских и региональных интересов;
4) обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы;
5) гласности проведения операций по недропользованию;
6) платности недропользования;
7) создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в проведение операций по недропользованию;
8) обеспечения в сфере недропользования безопасности продукции, процессов ее жизненного цикла для жизни и здоровья человека и окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании (ст.З Закона).
Государственное управление, контроль и надзор в области использования и охраны недр осуществляется Правительством РК, местными исполнительными органами, специально уполномоченными на то органами, к которым относится Комитет геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК, Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК (в части, касающейся подземных вод) и Министерство охраны окружающей среды РК. Также к государственным органам в данной области относятся функциональные органы - Министерство по чрезвычайным ситуациям РК, Комитет промышленности и научно-технического развития Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан. Как ни странно, но законодатель относит к таким органам еще и Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и даже закрепляет его компетенцию в данной области в Законе РК «О недрах и недропользовании».
В соответствии со ст. 7 Закона РК «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г. Правительство РК: 1)организует управление государственным фондом недр как объектом государственной собственности; 2) устанавливает правила пользования недрами и их охраны, основываясь на положительной практике разработки месторождений; 3) определяет участки
недр, предназначенные для удовлетворения государственных потребностей в стратегических и дефицитных видах минерального сырья, устанавливает ограничения на пользование недрами в целях обеспечения национальной безопасности, сохранности окружающей среды, безопасности населения, производит консервацию участков недр для сохранения запасов минерального сырья в интересах будущих поколений; 4) утверждает перечень участков недр (месторождений), имеющих стратегическое значение; 5) определяет перечень общераспространенных полезных ископаемых; 6) определяет особенности порядка уплаты специальных платежей и налогов для недропользователей, осуществляющих деятельность в различных отраслях добывающей промышленности; 7) определяет порядок предоставления права недропользования; 8) утверждает перечень участков недр, за исключением участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, подлежащих выставлению на конкурс, в том числе с долевым участием национальной компании; 9) разрабатывает и утверждает модельные контракты; 10) определяет компетентный орган по заключению и исполнению контрактов на недропользование, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; 11) утверждает перечни геологических, геоморфологических и гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского и международного значения и определяет порядок их ограниченного хозяйственного использования на особо охраняемых природных территориях, а также утверждает перечни участков недр, представляющих особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, отнесенных к категории особо охраняемых природных территорий республиканского значения; 12) утверждает порядок формирования и ведения реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей, включая критерии их оценки для внесения в данный реестр; 13) определяет порядок осуществления мониторинга и контроля за соблюдением выполнения условий контрактов; 14) определяет порядок выдачи разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых; 15) определяет порядок захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра; 16) утверждает технические регламенты в сфере недропользования.
В ст. 9 Закона «О недрах и недропользовании» закреплена компетенция местных, а именно - областных, исполнительных органов.
Областные (города республиканского значения, столицы) акиматы: 1)предоставляют недропользователю земельный участок на право землепользования в размере и на срок, которые определены контрактом, в соответствии с земельным законодательством; в случае необходимости производят изъятие на указанные цели земельного участка у частного собствен-
ника или землепользователя в порядке, установленном земельным законодательством; 2) осуществляют в пределах предоставленной им законодательными актами компетенции контроль за охраной земельных и водных участков, предоставленных для проведения операций по недропользованию за соблюдением недропользователем правил экологической безопасности, сохранением археологических памятников и других объектов историко-культурного наследия; 3) принимают участие в переговорах с недропользователем для решения вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения региона при заключении контракта; 4) принимают участие в осуществлении мониторинга исполнения контрактных обязательств недропользователями в части казахстанского содержания и социального развития территорий; 5) выдают разрешения недропользователям на привлечение иностранной рабочей силы; 6) осуществляют формирование перечня товаров, работ и услуг, производимых на территории области (города республиканского значения, столицы), и их производителей, который ежеквартально представляется в уполномоченный орган в области государственного регулирования торговой и индустриальной политики в целях формирования реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей; 7) заключают, регистрируют и исполняют контракты на разведку, добычу и на совмещенную разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых; 8) содействуют образованию и сохранению объектов, связанных с недропользованием, имеющих научное, историко-культурное и эстетическое значение; 9) утверждают по согласованию с компетентными центральными исполнительными органами перечни геологических, геоморфологических и гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда местного значения и участков недр, представляющих особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, отнесенных к категории особо охраняемых природных территорий местного значения.
Комитет геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов РКявляется ведомством, осуществляющим специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции в области геологического изучения и охраны, использования недр, а также межотраслевую координацию в сфере охраны недр. Его компетенция раскрыта в ст.8-1 Закона РК «О недрах и недропользовании».
Основными задачамиКомитета являются:
— государственное регулирование отношений по государственному геологическому изучению, охране и использованию недр РК;
— обеспечение стабильного улучшения охраны недр и сбалансированного их использования;
— разработка предложений по основным направлениям государственных программ геологического изучения, рационального и комплексного использования минеральных ресурсов и охраны недр;
— обеспечение контроля за соблюдением исполнительными органами и недропользователями законодательства о недрах и установленного порядка пользования недрами.
Комитет осуществляет следующие функции:1) реализует государственную политику в области геологического изучения и комплексного использования недр; 2) утверждает планы (проекты) развития горных работ;
3) утверждает проекты разработки месторождений по добыче полезных ископаемых, за исключением углеводородного сырья; 4) предоставляет право недропользования на разведку и добычу подземных производственно-технических вод в объемах от двух тысяч и более кубических метров в сутки, на государственное геологическое изучение недр, а также на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей; 5) организует и проводит государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участков недр, проектно-сметной документации на проведение работ по государственному геологическому изучению недр и мониторингу, утверждает запасы полезных ископаемых; 6) организует составление и ведет государственный баланс запасов полезных ископаемых, государственные кадастры месторождений и проявлений полезных ископаемых, опасных геологических процессов; 7) определяет размер исторических затрат, стоимость и условия получения геологической информации о недрах; 8) организует и обеспечивает функционирование республиканского и территориальных фондов геологической информации недр; 9) осуществляет контроль за соблюдением исполнительными органами и недропользователями законодательства РК о недрах и недропользовании и установленного порядка пользования недрами в части, касающейся общераспространенных полезных ископаемых; 10) осуществляет мониторинг изучения и использования недр; 11) осуществляет контроль за рациональным и комплексным использованием недр; 12) согласовывает годовые рабочие программы; 13) осуществляет разработку нормативно-технических документов в области изучения и использования недр.
Компетенция Министерства охраны окружающей среды РКзакреплена в ст.8-2 Закона РК «О недрах и недропользовании». Министерство: 1) осуществляет государственный контроль за охраной недр; 2) ведет Государственный кадастр захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра; 3) определяет совместно с уполномоченным
органом по изучению и использованию недр размер ущерба, причиненного вследствие нарушения требований в области охраны недр; 4) согласовывает выдачу разрешений на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, на контрактной территории или за ее пределами и предназначенных для захоронения радиоактивных отходов, вредных веществ и сточных вод.
В ст.8-3 Закона закреплена компетенция функциональных органов в данной области.
Комитет промышленности и научно-технического развития Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан:1) формирует и ведет реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей, а также разрабатывает критерии их оценки для внесения в данный реестр; 2) осуществляет методическое руководство деятельностью местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) по формированию перечня товаров, работ и услуг, производимых на территории области (города республиканского значения, столицы), и их производителей; 3) разрабатывает и утверждает по согласованию с компетентным органом методику расчета казахстанского содержания в отношении товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию или сопутствующей деятельности, связанной с контрактом; 4) принимает участие в осуществлении мониторинга исполнения контрактных обязательств недропользователями в части приобретения ими товаров, работ и услуг казахстанского происхождения; 5) утверждает по согласованию с компетентным органом перечень приоритетных высокотехнологичных производств, развиваемых в Республике Казахстан; 6) утверждает формы отчета недропользователей о приобретенных товарах, работах и услугах и годовой программы закупа товаров, работ и услуг на предстоящий год; 7) запрашивает у недропользователей и (или) лиц, уполномоченных недропользователями осуществлять закуп товаров, работ и услуг для проведения операций по недропользованию, информацию о производимых и произведенных закупках товаров, работ и услуг.
Министерство труда и социальной защиты населения РК:1) разрабатывает и утверждает по согласованию с компетентным органом методику расчета казахстанского содержания в отношении казахстанских кадров; 2) принимает участие в осуществлении мониторинга исполнения недропользователями контрактных обязательств по казахстанскому содержанию в части привлечения казахстанских кадров, а также по обеспечению условий и оплаты их труда на недискриминационной основе.
В системе органов государственного управления в области использования и охраны недр законодатель выделяет отдельно компетентный орган.
Компетентный орган- это государственный орган, определяемый Правительством РК и действующий от имени Республики Казахстан в осуществлении прав, связанных с заключением и исполнением контрактов. В качестве такового выступают различные государственные органы. Так, при осуществлении мониторинга и контроля за соблюдением выполнения условий контрактов компетентными органами являются: по контрактам на разведку, добычу и совмещенную разведку, и добычу, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и подземных производственно-технических вод для их закачки в пласт, - Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК; по контрактам на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, -Комитет геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК; по контрактам на разведку, добычу и совмещенную разведку, и добычу общераспространенных полезных ископаемых областные (города республиканского значения, столицы) исполнительные органы.
В соответствии со ст. 8 Закона «О недрах и недропользовании» в функции компетентного органавходит: 1) подготовка и организация конкурса для предоставления права недропользования на проведение разведки, добычи и совмещенной разведки и добычи; 2) ведение переговоров с недропользователем об условиях контракта, подготовка совместно с недропользователем проекта контракта; 3) организация проведения экспертизы проектов контрактных документов, за исключением экспертизы проектно-сметной документации на проведение работ по государственному изучению недр;
4) заключение и регистрация контракта, за исключением контракта на разведку, добычу или совмещенную разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых; 5) мониторинг и контроль за выполнением недропользователями условий контрактов; 6) выдача разрешения на передачу права недропользования, а также регистрация сделки по передаче права недропользования в залог; 7) обеспечение исполнения и расторжения контракта в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством, а также обеспечение одностороннего отказа от исполнения контракта; 8) предоставление ежегодного отчета Правительству РК о ходе выполнения контракта; 9) совместно с заинтересованными государственными органами готовит для включения в условия конкурса на право недропользования предложения участникам конкурса по казахстанскому содержанию, развитию и использованию при проведении операций по недропользованию и в сопутствующей деятельности высоких технологий, новых и перерабатывающих производств, магистральных и иных трубопроводов, сооружению и
совместному использованию инфраструктурных и иных объектов; 10) определение порядка разработки и утверждения проектов разработки месторождений по добыче углеводородного сырья; 11) разработка и утверждение нормативных правовых актов, за исключением технических регламентов, нормативно-технических документов в сфере недропользования; 12) разработка технических регламентов в сфере недропользования; 13) проведение анализа и оценка рисков причинения вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде при проведении операций по недропользованию. Компетентный орган обязан:
1) в ходе своей деятельности по заключению и исполнению контрактов обеспечивать соблюдение интересов Республики Казахстан;
2) проводить конкурс и заключать контракты на проведение операций по добыче только после государственной экспертизы запасов месторождений и подтверждения наличия запасов промышленных категорий.
Государственное управление в области использования и охраны недр направлено на обеспечение рационального недропользования и охрану недр, защиту интересов недропользователей, укрепление законности в области отношений по недропользованию.
Охрана недр- система мероприятий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, направленных на предотвращение загрязнения недр при проведении операций по недропользованию и снижение вредного влияния операций по недропользованию на окружающую среду (п.8 ст.1 Закона).
Охрана недр включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на:
1) охрану жизни и здоровья населения;
2) рациональное и комплексное использование ресурсов недр;
3) сохранение естественных ландшафтов и рекультивацию нарушенных земель, иных геоморфологических структур;
4) сохранение свойств энергетического состояния верхних частей недр с целью предотвращения землетрясений, оползней, подтоплений, просадок грунта;
5) обеспечение сохранения естественного состояния водных объектов
(ст.47 Закона).
В объективном смысле правовая охрана недр- совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по сохранению недр и предотвращению вредных последствий антропогенного развития на них.
В субъективном смысле правовая охрана недр- это деятельность государства, физических и юридических лиц, КФХ по реализации правовых
норм, закрепляющих меры по сохранению недр и предотвращению вредных последствий антропогенного развития на них.
Требования в области охраны недр можно подразделить на общие- касающиеся в целом охраны окружающей природной среды, и специальные- касающиеся охраны участков недр.
Общие экологические требованияперечислены в ст.48 Закона «О недрах и недропользовании». К ним относятся:
1) сохранение земной поверхности за счет применения специальных методов разработки месторождений;
2) предотвращение техногенного опустынивания земель;
3) сокращение территорий нарушаемых и отчуждаемых земель путем опережающего до начала операций по недропользованию строительства автомобильных дорог по рациональной схеме, согласованной с органами охраны природы, а также внедрения кустового способа строительства скважин, применения технологий с внутренним отвалообразованием, использования отходов добычи и переработки минерального сырья;
4) предотвращение ветровой эрозии почвы, отвалов вскрышных пород и отходов производства, их окисления и самовозгорания;
5) изоляции поглощающих и пресноводных горизонтов для исключения их загрязнения;
6) предотвращение истощения и загрязнения поверхностных и подземных вод;
7) применение нетоксичных реагентов при приготовлении промывочных жидкостей;
8) очистка и повторное использование буровых растворов;
9) ликвидация остатков буровых и горюче-смазочных материалов в окружающей среде экологически безопасным способом;
10) очистка и повторное использование нефтепромысловых стоков в системе поддержания внутрипластового давления нефтяных месторождений;
11) предотвращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
12) ликвидация последствий нанесенного ущерба окружающей среде по проекту ликвидации (консервации) месторождения, утвержденному в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Ст.219 ЭК РК дополняет перечень общих экологических требований следующими:
1) использование недр в соответствии с требованиями экологического законодательства Республики Казахстан;
2) применение предупредительных мер от проявлений опасных техногенных процессов при разведке, добыче, а также строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей;
3) охрана недр от обводнения, пожаров и других стихийных факторов, осложняющих эксплуатацию и разработку месторождений;
4) предотвращение загрязнения недр, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов;
5) соблюдение установленного порядка приостановления, прекращения операций по недропользованию, консервации и ликвидации объектов разработки месторождений;
6) обеспечение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при складировании и размещении отходов;
Специальные требования в области охраны недрперечислены в ст. 49 Закона:
1) обеспечение полноты опережающего геологического изучения недр для достоверной оценки величины и структуры запасов полезных ископаемых, месторождений и участков недр, предоставляемых для проведения операций по недропользованию, в том числе для целей, не связанных с добычей;
2) обеспечение рационального и комплексного использования ресурсов недр на всех этапах проведения операций по недропользованию;
3) обеспечение полноты извлечения из недр полезных ископаемых, не допуская выборочную отработку богатых участков;
4) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, в том числе продуктов переработки минерального сырья и отходов производства при разработке месторождений;
5) исключение корректировки запасов полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе, по данным первичной переработки;
6) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения;
7) охрана недр от обводнения, пожаров и других стихийных факторов, снижающих их качество или осложняющих эксплуатацию и разработку месторождений;
8) предотвращение загрязнения недр при проведении операций по недропользованию, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов, сбросе сточных вод;
9) соблюдение установленного порядка приостановления, прекращения
операций по недропользованию, консервации и ликвидации объектов раз
работки месторождений;
10) обеспечение экологических требований при складировании и разме
щении промышленных и бытовых отходов в целях предотвращения их на
копления на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.
Основу охраны недр составляют полнота и достоверность геологического, гидрогеологического, экологического, инженерно-геологического и технологического изучения объектов недропользования.
В ЭК РК конкретизируются экологические требования к охране недр при недропользовании. Здесь предусмотрены экологические требования при проведении операций по недропользованию (ст. 220); экологические требования при разведке и (или) добыче подземных вод (ст. 221); экологические требования при проектировании, прокладке и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов (ст. 222); экологические требования при проведении операций по недропользованию в пределах предохранительной зоны (ст. 223).
В ЭК РК довольно четко указаны запреты в данной области. Согласно ч.З ст.220 ЭК РК запрещаются:
1) нарушение растительного и почвенного покровов за пределами участков, отведенных под строительство;
2) сброс отходов недропользования в поверхностные водные объекты и недра;
3) орошение земель сточными водами, если это влияет или может повлиять на состояние подземных водных объектов;
4) допуск растворов и материалов в пласты, содержащие хозяйственно-питьевые воды;
5) бурение поглощающих скважин для сброса промышленных, лечебных минеральных и теплоэнергетических сточных вод в случаях, когда эти скважины могут являться источником загрязнения водоносного горизонта, пригодного или используемого для хозяйственно-питьевого водоснабжения или в лечебных целях;
6) устройство поглощающих скважин и колодцев в зонах санитарной охраны источников водоснабжения;
7) сброс в поглощающие скважины и колодцы отработанных вод, со
держащих радиоактивные вещества.
Согласно ст.221 ЭК РК запрещается разработка месторождений подземных вод для целей, не предусмотренных условиями контракта и разрешениями на специальное водопользование или с нарушениями этих условий; запрещается ввод в эксплуатацию водозаборов подземных вод без оборудо-
вания их водорегулирующими устройствами, водоизмерительными приборами, а также без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния подземных водных объектов.
Согласно ст.222 ЭК РК запрещаются производство буровзрывных работ и сейсморазведка с пневматическими и другими детонирующими источниками возбуждения упругих волн (сейсмических сигналов) на расстоянии менее пятисот метров от трассы трубопровода или подводных кабелей; запрещаются буксировка сейсмических кос и траление рыболовецкими судами с пересечением трасс трубопроводов и подводных кабелей.
В охранных зонах трубопроводов запрещается производить действия, которые могут нарушить нормальную их эксплуатацию либо привести к повреждению:
1) перемещать, засыпать и ломать опознавательные навигационные знаки, контрольно-измерительные пункты;
2) открывать люки, калитки и двери необслуживаемых пунктов кабельной связи, ограждений узлов линейной арматуры, установки катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства связи, энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;
3) устраивать свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей;
4) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие трубопроводы от разрушения, а прилегающую территорию и окружающую местность — от аварийного разлива транспортируемой продукции;
5) бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпальные работы;
6) разводить огонь или размещать открытые или закрытые источники огня.
В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения собственника магистрального трубопровода запрещается производство любых работ, в том числе геологосъемочных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и других изыскательских работ, связанных с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта, а также взрывных работ. Письменное разрешение на производство взрывных работ в
Усиленный режим охраныустановлен для участков недр, представляющих особую экологическую, научную, культурную и иную ценность. К ним относятся:
— геологические объекты - естественные и искусственные обнажения, в которых представлены опорные или характерные разрезы, характерные тек-
тонические структуры, редкие горные породы и минералы, метеориты, сохранившиеся остатки фауны и флоры;
— геоморфологические объекты - террасы, поймы, пещеры, ущелья, каньоны, водопады и другие формы рельефа, наглядно отражающие процессы рельефообразования и имеющие особую ценность для туризма и рекреации;
— гидрогеологические объекты - подземные воды и их выходы на поверхность, отличающиеся уникальными и редкими свойствами;
— участки недр с наскальными рисунками, древними горными выработками и другими объектами по использованию недр, имеющими историческое, археологическое и этнографическое значение.
Участки недр, представляющие особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, имеют статус особо охраняемых природных территорий местного и республиканского значения. Их изъятие для иных нужд не допускается.
За невыполнение требований по охране недр наступает уголовная, административная, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность.
Уголовная ответственность наступает за преступления, предусмотренные ст. 284 «Нарушение законодательства о континентальном шельфе Республики Казахстан и об исключительной экономической зоне Республики Казахстан», ст. 286 «Нарушение правил охраны и использования недр» Уголовного кодекса РК.
В Кодексе РК об административных правонарушениях предусмотрен ряд правонарушений в области использования и охраны недр, за которые наступает административная ответственность. К ним относятся:
— проведение работ по геологическому изучению недр без заключения контракта (ст.259);
— необоснованный отказ в приеме документов для участия в конкурсе на предоставление права геологического изучения недр (ст. 260 «Нарушение права геологического изучения недр»);
— нарушение требований к обращению с отходами производства и потребления, а также к сбросу сточных вод (ст. 261);
— нарушение установленных правил при разработке проектов организаций по добыче и переработке минерального сырья (ст. 262 );
— необеспечение правил охраны недр при строительстве и вводе в эксплуатацию организаций по добыче и переработке минерального сырья (ст. 263);
— несоблюдение проектных решений по добыче и переработке минерального сырья в части полноты извлечения и комплексности использова-
ния полезных ископаемых и компонентов, раздельного складирования и сохранения отходов производства (ст. 264);
— нарушение экологических норм и правил при использовании недр и переработке минерального сырья, если это деяние не повлекло причинение значительного ущерба (ст. 265);
— нарушение правил по учету состояния недр и наличия запасов полезных ископаемых (ст. 267);
— искажение первичной и государственной отчетности по учету добычи и переработки минерального сырья (ст. 268);
— нарушение правил достоверного определения количества и качества полезных ископаемых при их добыче и переработке (ст. 269);
— нарушение правил учета, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления (ст. 270);
— утрата маркшейдерской документации, нарушение правил по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также правил по сохранению горных выработок и буровых скважин на время консервации (ст. 271 «Нарушение правил по приведению горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее их сохранность и безопасность населения»);
— нарушение правил по ликвидации и консервации объектов пользования недрами (ст. 272);
— отказ или уклонение от представления органам государственного контроля за охраной недр своевременной, полной и достоверной информации о состоянии пользования недрами, добытого и переработанного минерального сырья (ст. 273 «Отказ или уклонение от представления органам государственного контроля за охраной недр информации об использовании минерального сырья»);
— дача должностными лицами указаний или разрешений, влекущих нарушение законодательства о недрах и переработке минерального сырья (ст. 274);
— нарушение правил проведения операций по недропользованию, а также условий контрактов на недропользование (ч.1), а также невыполнение экологических требований и условий контракта на недропользование по вопросам охраны окружающей среды (ч.2) (ст. 275 «Нарушение правил проведения операций по недропользованию»).
Гражданско-правовая ответственность в области использования и охраны недр наступает за причинение вреда недрам, правам и законным интересам недропользователей. Лица, причинившие вред вследствие нарушения требований в области охраны недр, обязаны возместить причиненный вред
в размере реального ущерба, если только не докажут, что вред возник вследствие действия непреодолимой силы.
Размер ущерба, причиненного вследствие нарушения требований в области рационального использования недр, определяется Комитетом геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК совместно с недропользователями.
Размер ущерба, причиненного вследствие нарушения требований в области охраны недр, определяется Министерством охраны окружающей среды РК в соответствии с экологическим законодательством РК.
Материальная и дисциплинарная ответственность наступает за нарушения законодательства о недрах, совершенные лицами при осуществлении своих трудовых и служебных обязанностей