Понятие и виды права землепользования

В соответствии с п.30 ст. 12 ЗК Республики Казахстан право землеполь­зования - это право лица владеть и пользоваться земельным участком, на­ходящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное зем­лепользование) или в течение определенного срока (временное землеполь­зование) на возмездной и (или) безвозмездной основе.

Это понятие права землепользования в субъективном смысле.

Право землепользования в объективном смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия предоставления и ис­пользования земельных участков, права и обязанности землепользователей, а также основания прекращения права землепользования.

Объектом права землепользования являются земельные участки, на­ходящиеся в государственной собственности и предоставляемые в пользо­вание физическим и юридическим лицам, КФХ.

Субъектами правя землепользования (землепользователями) являют­ся лица, которые обладают земельными участками, находящимися в госу-


дарственной собственности, либо правами на них и извлекают полезные свойства земель либо выгоды от их использования. Землепользователи подразделяются на:

1) государственных и негосударственных;

2) национальных и иностранных;

3) физических и юридических лиц;

4) постоянных и временных;

5) первичных и вторичных.

По ЗК РК государственные землепользователи- государственные республиканские и коммунальные юридические лица; негосударственные -граждане и (или) негосударственные юридические лица.

Национальные землепользователи- граждане РК, казахстанские юридические лица, в том числе предприятия с иностранным участием.

Иностранные землепользователи- иностранцы, лица без гражданст­ва, иностранные юридические лица, иностранные государства, междуна­родные объединения и организации. Законодатель приравнивает к ино­странным землепользователям лиц без гражданства, международные объе­динения и организации, хотя это и неверно.

Постоянные землепользователи- лица, право землепользования ко­торых не ограничено сроками, носит бессрочный характер.

Временные землепользователи- лица, право землепользования кото­рых ограничено определенным сроком.

Первичные землепользователи- лица, право землепользования ко­торых получено непосредственно от государства, либо от других первичных землепользователей в порядке отчуждения этого права.

Вторичные землепользователи- лица, получившие право времен­ного землепользования на основе договора о вторичном землепользова­нии от первичного землепользователя, сохраняющего за собой этот статус. Содержание права землепользованиясоставляют два правомочия: владение и пользование.

Понятие права землепользования является усложненным. Во-первых, здесь наблюдаются некоторые элементы распоряжения. Так, в п.З ст.37 ЗК РК негосударственные землепользователи (за исключением пользователей, получивших право временного возмездного землепользова­ния для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства), выкупившие у государства право временного возмездного долгосрочного землепользования, вправе сдавать принадлежащие им земельные участки (или их части) в аренду (субаренду) или во временное безвозмездное пользование, а также отчуждать принад­лежащее им право временного землепользования в пределах срока договора


аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии уведомления уполномоченного органа области (города респуб­ликанского значения, столицы), района (города областного значения) по месту нахождения земельного участка, если иное не установлено Кодексом.

Во-вторых, приобретенное возмездно право землепользования по со­временному земельному законодательству является объектом торга, следо­вательно, землепользователь вправе распоряжаться своим правом земле­пользования.

По сравнению с собственником земельного участка объем прав у земле­пользователя меньше: не все виды сделок допустимы, не меняются форма собственности на земельный участок, его целевое назначение. Кроме того, права землепользователя могут быть ограничены актом предоставления зе­мельного участка или договором аренды (договором о временном безвоз­мездном землепользовании).

Какие же права предоставлены землепользователям?

Согласно ст.64 ЗК РК землепользователи имеют право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле, используя ее в целях, выте­кающих из назначения земельного участка;

2) собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на посевы и посадки сельскохозяйственных и иных культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную и иную продукцию, полученную в результате использования земельного участка, и доходы от ее реализации;

3) на использование в установленном порядке без намерения последую­щего совершения сделок для нужд своего хозяйства имеющихся на земель­ном участке песка, глины, гравия и других общераспространенных полез­ных ископаемых, торфа, насаждений, поверхностных и подземных вод, а также на эксплуатацию иных полезных свойств земли;

4) на возмещение убытков в полном объеме при принудительном отчуж­дении, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных нужд;

5) возводить на праве собственности, хозяйственного ведения, опера­тивного управления жилые, производственные, бытовые и иные здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка с учетом зонирования земель;

6) проводить оросительные, осушительные и иные мелиоративные рабо­ты, строить пруды и иные водоемы в соответствии с установленными строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными спе­циальными требованиями.


Некоторые полномочия для временных землепользователей могут быть ограничены актом предоставления земельного участка или договором арен­ды (договором о временном безвозмездном землепользовании).

Ст.65 ЗК РК установлены обязанности землепользователей по использо­ванию земельных участков:

1) использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, апри временном землепользовании - в соответствии с актом предоставления зе­мельного участка или договором аренды (договором временного безвоз­мездного землепользования);

2) применять технологии производства, соответствующие санитарным и экологическим требованиям, не допускать причинения вреда здоровью на­селения и окружающей среде, ухудшения санитарно-эпидемиологической, радиационной и экологической обстановки в результате осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности;

3) осуществлять мероприятия по охране земель;

4) своевременно вносить земельный налог, плату за пользование земель­ными участками и другие предусмотренные законодательством Республики Казахстан и договором платежи;

5) соблюдать порядок пользования животным миром, лесными, водными и другими природными ресурсами, обеспечивать охрану объектов истори­ко-культурного наследия и других расположенных на земельном участке объектов, охраняемых государством, согласно законодательству РК;

6) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на земельном участке соблюдать строительные, экологические, санитарно-гигиенические и иные специальные требования (нормы, правила, нормативы);

7) своевременно представлять в государственные органы установленные земельным законодательством РК сведения о состоянии и использовании земель;

8) не нарушать прав других собственников и землепользователей;

9) не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения пло­дородия почв, а также снятия плодородного слоя почвы с целью продажи или передачи его другим лицам, за исключением случаев, когда такое сня­тие необходимо для предотвращения безвозвратной утери плодородного слоя;

 

10) обеспечивать предоставление сервитутов;

11) сообщать местным исполнительным органам о выявленных отходах производства и потребления, не являющихся их собственностью.

Обязанностей у землепользователя может быть больше, чем у собствен­ника, если они предусмотрены законодательством и договорами о времен­ном землепользовании.


Право землепользования возникает путем:

1) предоставления права землепользования;

2) передачи права землепользования;

3) перехода права землепользования в порядке универсального право­преемства (наследование, реорганизация юридического лица).

Предоставление права землепользованияозначает наделение лица правом землепользования непосредственно государством.

Передача права землепользованияозначает наделение лица правом землепользования другим землепользователем.

Передача права землепользования производится на основе гражданско-правовых сделок, а также по иным основаниям, предусмотренным законо­дательством Республики Казахстан.

Переход права землепользования в порядке универсального право­преемстваозначает возникновение права землепользования у правопреем­ника при наследовании по закону или при реорганизации юридического ли­ца.

В случае смерти гражданина, которому земельный участок принадлежит на праве долгосрочного временного землепользования, право землепользо­вания наследуется в порядке, предусмотренном гражданским законодатель­ством Республики Казахстан. Если договором временного землепользова­ния не предусмотрено иное, в таком же порядке наследуется и право вре­менного краткосрочного землепользования.

В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право землепользования переходит к правопреемнику в соответствии с нормами гражданского законодательства Республики Казахстан и ЗК РК.

Предоставление, передача и переход права землепользования должны осуществляться с учетом целевого назначения земельного участка.

Право землепользования возникает на основе:

1) актов государственных органов;

2) гражданско-правовых сделок;

3) иных оснований, предусмотренных законодательством Республики
Казахстан.

Основания прекращения права землепользования закреплены в ст.81 ЗК РК. Право землепользования прекращается при:

1) отчуждении права землепользования землепользователем другим ли­цам;

2) отказе землепользователя от права землепользования;

3) утрате права землепользования в иных случаях, предусмотренных за­конодательными актами Республики Казахстан.

К последним можно отнести случаи:


1) обращения взыскания на право землепользования по обязательствам землепользователя;

2) принудительного отчуждения земельного участка для государствен­ных нужд;

3) принудительного изъятия землепользователя земельного участка, не используемого по назначению или используемого с нарушением законода­тельства Республики Казахстан;

4) принудительного отчуждения у землепользователя земельного участ­ка, подвергшегося радиоактивному загрязнению, с предоставлением равно­ценного земельного участка;

5) конфискации.

Кроме этого, право землепользования может прекращаться по следую­щим основаниям:

1) истечение срока, на который был предоставлен участок;

2) досрочное прекращение договора аренды земельного участка или до­говора временного безвозмездного землепользования, за исключением слу­чаев, когда земельный участок находится в залоге;

3) прекращение трудовых отношений, в связи с которыми землепользо­вателю был предоставлен служебный земельный надел.

Рассмотрим классификацию права землепользования.

Право землепользования по срокамможет подразделяться на постоян­ное или временное.

Право постоянного землепользования- это право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собст­венности, бессрочно (без заранее установленного срока) на возмездной и (или) безвозмездной основе.

На праве постоянного землепользования предоставляются земельные участки следующим государственным землепользователям:

1) юридическим лицам, владеющим зданиями (строениями, сооруже­ниями), помещениями в объектах кондоминиума, на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления; 2) юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное и лесохозяиственное производство, а также для научно-исследовательских, опытных и учебных целей; 3) юри­дическим лицам, осуществляющим землепользование на землях особо ох­раняемых природных территорий; 4) в иных случаях, предусмотренных за­конодательными актами.

Право постоянного землепользования не может быть предоставлено иностранным землепользователям.

Право временного землепользования- это право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собст-


венности в течение определенного срока на возмездной и (или) безвозмезд­ной основе.

Право временного землепользования может быть краткосрочным (до 5 лет) и долгосрочным (от 5 до 49 лет). Сроки землепользования изменились: раньше был установлены соответственно - до 5 лет и от 5 до 99 лет.

По возможности передачи другим лицамправо землепользования мо­жет быть отчуждаемым и неотчуждаемым.

Отчуждение права землепользования производится на основании граж­данско-правовых сделок (купли-продажи, дарения, мены и т.д.).

Не допускается совершение сделок в отношении права землепользова­ния, включая его отчуждение, на землях:

1) общего пользования;

2) предоставленных для нужд обороны;

3) лесного фонда;

4) особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреа­ционного и историко-культурного назначения;

5) служебного земельного надела;

6) земельных участков, предоставленных на праве временного безвоз­мездного и временного краткосрочного возмездного землепользования;

7) земельных участков, предоставленных на праве временного земле­пользования для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и то­варного сельскохозяйственного производства, за исключением передачи в залог, а также в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного това­рищества, в оплату акций акционерного общества или в качестве взноса в производственный кооператив;

8) водного фонда.

Указанные ограничения не распространяются на сделки, в том числе на залог, совершаемые землепользователями в отношении права землепользо­вания на земельный участок, который занят отчуждаемыми зданиями (строениями, сооружениями), а также предназначен для их эксплуатации, находящийся в составе земель лесного и водного фондов, особо охраняе­мых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и истори­ко-культурного назначения.

Вышеуказанные права пользования вышеперечисленными земельными участками являются неотчуждаемыми.

Платностьявляется еще одним критерием для деления права земле­пользования. Оно подразделяется на приобретаемое возмездно (аренда) и безвозмездно.

Аренда- это основанное на договоре возмездное срочное владение и пользование земельным участком.


Право временного безвозмездного землепользования- это основан­ное на договоре безвозмездное срочное владение и пользование земельным

участком.

В соответствии со ст.36 ЗК РК земельные участки на праве временного безвозмездного землепользования могут предоставляться гражданам Рес­публики Казахстан и юридическим лицам Республики Казахстан:

для отгонного животноводства (сезонные пастбища);

для выпаса скота населения и сенокошения;

государственным землепользователям;

для ведения огородничества;

в виде служебных земельных наделов;

на период строительства дорог общего пользования, объектов государ­ственной собственности и социально-культурного назначения;

при восстановлении деградированных и нарушенных земель;

на срок действия договора концессии;

при предоставлении в установленном законодательством Республики Казахстан порядке зданий (помещений) и сооружений во временное без­возмездное пользование;

для объектов культовых сооружений;

в иных случаях, предусмотренных ЗК РК и законами РК.

Срок временного безвозмездного землепользования не может превы­шать пятьлет, за исключением случаев предоставления земельных участ­ков в виде служебных земельных наделов и для восстановления деградиро­ванных и нарушенных земель, а также в случаях предоставления земельных участков для реализации концессионных проектов. Срок временного без­возмездного землепользования земельного участка, предоставленного под здания (помещения) и сооружения, определяется сроком временного без­возмездного пользования зданиями (помещениями) и сооружениями, в том числе культовыми.

Еще один критерий - по субъектам, предоставляющим право земле­пользования.

Право первичного землепользования- право землепользования, полу­ченное непосредственно от государства либо от других первичных земле­пользователей в порядке отчуждения этого права.

Право вторичного землепользования (субаренда)- это право вре­менного землепользования, полученное на основе договора о вторичном землепользовании от первичного землепользователя, сохраняющего за со­бой этот статус.

Вторичное землепользование возникает на основе договора о вторичном землепользовании в случаях, когда первичный землепользователь не произ-


водит отчуждение своего права землепользования, а передает другому лицу принадлежащий ему участок (или часть его) во временное землепользова­ние с уведомлением уполномоченного органа области (города республикан­ского значения, столицы), района (города областного значения) по месту нахождения земельного участка.

Вторичный землепользователь всегда является временным землепользо­вателем без права передачи своих прав другим землепользователям.

Договор о вторичном землепользовании заключается в форме договора аренды или договора о временном безвозмездном пользовании.

Сдача принадлежащих на праве временного землепользования физиче­ским и юридическим лицам земельных участков сельскохозяйственного на­значения для ведения сельскохозяйственного производства во вторичное землепользование не допускается, кроме случаев предоставления земель

В Земельном кодексе РК предусмотрено еще одно право, по содержа­нию сходное с правом землепользования. Это - право временного пользова­ния земельным участком, находящимся в частной собственности.

В соответствии с п.6 ст. 12 ЗК РК право временного пользования зе­мельным участком, находящимся в частной собственности,- право субъекта владеть и пользоваться земельным участком, возникающее на ос­нове договора о временном пользовании земельным участком между собст­венником земельного участка и временным пользователем (арендатором или безвозмездным пользователем).

Права и обязанности у обладателей этим правом такие же, как и у земле­пользователей. Основное различие - в форме собственности на земельные участки. Условия для землепользователей устанавливаются государством, а для субъектов права временного пользования земельным участком, нахо­дящимся в частной собственности - определяются соглашением сторон. Так, размеры платы за передачу земельных участков, находящихся в госу­дарственной собственности устанавливаются Правительством Республики Казахстан. В случаях, когда земельный участок предоставляется частным собственником, размер платы определяется соглашением сторон. Сроки временного землепользования четко определены и закреплены в ЗК РК, а сроки права временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности, частный собственник земли может установить свои собственные по соглашению с другой стороной, например на 50 лет.


марганцевой руды, ферросплавов, тантала, асбеста, галлия, мышьяка (третье место), урана (четвертое)

2) Постоянство местонахождения. Вотличие от некоторых средств производства и природных объектов (животный мир) недра постоянно на­ходятся в одном и том же месте.

3) Пространственная ограниченность.Пространство недр в естест­веннонаучном понимании невозможно увеличить больше, того, что дано природой. Однако в правовом смысле пространство недр может быть уве­личено, ведь под ними мы понимаем только то пространство, которое дос­тупно для проведения операций по недропользованию.

Экологическая функция недрзаключается в том, что они являются фундаментом земной поверхности.

Экономическая функция недрсостоит в том, что они:

а) являются основным средством производства в горнодобывающей
промышленности;

б) являются источником полезных ископаемых и других веществ, кото­
рые служат сырьем для промышленности и строительства, энергетики и
т.д.;

в) служат пространственным операционным базисом для строительства
подземных зданий и сооружений - бункеров, складов, хранилищ, трубопро­
водов;

г) используются в качестве естественного резервуара для захоронения
отходов, сброса сточных вод.

Санитарно-оздоровительная функция недрзаключается в том, что недра используются для лечебных целей, т. к. в них содержатся минераль­ные воды, ценные грязевые источники. Например, в выработанных место­рождениях калийных солей эффективно лечение астмы.

Недра выполняют и эстетическую функцию.Некоторые участки недр являются памятниками природы, истории, культуры и могут быть использо­ваны в культурных, воспитательных, научных целях.

Понятие «недра» не следует отождествлять с понятием «полезные иско­паемые». Они сопоставимы как целое и часть. Помимо полезных ископае­мых недра состоят и из горных пород, которые представляют неиспользо­ванные части недр.

Впервые определение понятия «полезные ископаемые» было дано в Горном положении Союза ССР 1927 г., согласно ст. 2 этого акта полезными ископаемыми считались «составные части недр — твердые, жидкие, газооб-


разные вещества, которые могут добываться с промышленной целью, путем извлечения или отделения их независимо от того, находятся ли они в глуби­не или выходят на поверхность». Из этого определения вытекает, что для признания тех или иных минеральных веществ полезными ископаемыми необходимы, по крайней мере, два признака: 1) минеральное вещество должно быть составной частью недр; 2) минеральное вещество должно быть годным для добычи с промышленной целью. Причем второй признак является главным и определяющим275.

В связи спринятием Закона РК «О недрах и недропользовании» также претерпело изменения и понятие полезных ископаемых. Если Кодексе РК о недрах и переработке минерального сырья от 30 мая 1992 г. о них говори­лось как о «составной части природной среды, включающей твердые, жид­кие и газообразные вещества, которые могут добываться и перерабатывать­ся в целях использования в сфере материального производства, и не было ясно, о чем идет речь: о находящихся в недрах или об уже извлеченных объектах. Теперь же полезное ископаемоеопределяется как содержащееся в недрах природное минеральное вещество в твердом, жидком или газооб­разном состоянии (в том числе подземные воды), пригодное для удовлетво­рения материальных и иных потребностей человека и общества.

Данное определение также не идеально, так как опять не учитывает вы­ходящие на поверхность месторождения полезных ископаемых.

Более точным определением является следующее:

полезное ископаемое- это содержащееся в недрах или находящееся на земной поверхности природное минеральное вещество в твердом, жидком или газообразном состоянии (в том числе подземные воды), пригодное для использования в материальном производстве.

Полезные ископаемые можно условно подразделить по экономической значимостина общераспространенные и необщераспространенные.

Общераспространенные полезные ископаемые- полезные ископае­мые (песок, глина, гравий и другие), используемые в их естественном со­стоянии или с незначительной обработкой и очисткой для удовлетворения в основном местных хозяйственных нужд (п. 26 ст.1 Закона «О недрах и не­дропользовании»). Их перечень установлен Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых» от 27 мая 1996 г. N 645. К ним относятся вулкани­ческие пористые породы (туфы, шлаки, пемзы), вулканические водосодер-жащие стекла и стекловидные породы (перлит, обсидиан), галька и гравий, гравийно-песчаная смесь, глиноземсодержащие породы (полевой шпат,


 


274 Алшанов Р. Стратегическое сырье в разрезе рынка //Казахстанская правда. 2004. 30 апреля.


Мухитдинов Н.Б., Мороз СП. Указ. раб. С.121



пегматит), гипс, гипсовой камень, ангидрит, гажа, глина и глинистые поро­ды, карбонатные породы (известняки, доломиты, известняково-доломитовые породы, мел, мергель, мергельно-меловые породы), кремни­стые породы (трепел, опоки, диатомит), камень бутовый, осадочные, извер­женные и метаморфические породы (гранит, базальт, диабаз, мрамор), пе­сок, песчаник, природные пигменты, ракушечник, соль поваренная.

Как правило, запасы общераспространенных полезных ископаемых имеются в больших количествах в легкодоступных местах. Для их извлече­ния и использования для нужд своего хозяйства собственникам земельных участков и землепользователям не требуется получения специальных раз­решений.

Необщераспространенные полезные ископаемые- металлы, нефть, газ и т. д. Их использование требует получения специальных разрешений.

Также полезные ископаемые можно классифицировать по физическому состояниюна жидкие, твердые и газообразные.

Запасы полезных ископаемых можно подразделить на балансовые и за­балансовые.

Балансовые запасы полезных ископаемых- это совокупность полез­ных ископаемых, целесообразность и возможность использования которых установлена специально уполномоченными органами с учетом всех геоло­го-экономических, технологических и санитарно-гигиенических факторов.

Забалансовые запасы полезных ископаемых- это совокупность по­лезных ископаемых, использование которых на период оценки не может быть признано целесообразным по технико-экономическим, технологиче­ским и экологическим причинам, (невозможность отчуждения земель, сложные горногеологические условия, экологические ограничения, отсутст­вие рациональной технологии их извлечения, изменение социально-экономической конъюнктуры и т.п.).

Законом РК «О недрах и недропользовании» предусмотрено также поня­тие «минеральное сырье»- это извлеченная на поверхность часть недр (горная порода, рудное сырье и другие), содержащая полезное ископаемое (полезные ископаемые) (п.37 ст.1 Закона). Следует заметить, что минераль­ное сырье представляет собой отделенную часть недр, поэтому оно пред­ставляет собой товарно-материальную ценность и не охраняется нормами горного права.

В соответствии с Конституцией РК недра, в том числе и полезные иско­паемые, находятся в государственной собственности. Если иное не преду­смотрено контрактом, минеральное сырье принадлежит недропользователю на праве собственности (государственному предприятию РК - на праве хо­зяйственного ведения или оперативного управления) (ст. 5 Закона).


Закон РК «О недрах и недропользовании» дает несколько иное понятие фонда недр: «Государственный фонд недрвключает недра Республики Казахстан», тогда как в Кодексе РК о недрах и переработке минерального сырья от 30 мая 1992 г. данное понятие было более конкретизировано: го­сударственный фонд недр включал как используемые, так и неиспользуе­мые части недр.

Правовое регулирование отношений, связанных с недрами и недрополь­зованием, основывается на принципах:

1) обеспечения рационального, комплексного и безопасного использова­ния недр;

2) обеспечения охраны недр и окружающей среды;

3) обеспечения сочетания республиканских и региональных интересов;

4) обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы;

5) гласности проведения операций по недропользованию;

6) платности недропользования;

7) создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в про­ведение операций по недропользованию;

8) обеспечения в сфере недропользования безопасности продукции, про­цессов ее жизненного цикла для жизни и здоровья человека и окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техни­ческом регулировании (ст.З Закона).

Государственное управление, контроль и надзор в области использова­ния и охраны недр осуществляется Правительством РК, местными исполни­тельными органами, специально уполномоченными на то органами, к кото­рым относится Комитет геологии и недропользования Министерства энер­гетики и минеральных ресурсов РК, Комитет по водным ресурсам Мини­стерства сельского хозяйства РК (в части, касающейся подземных вод) и Министерство охраны окружающей среды РК. Также к государственным органам в данной области относятся функциональные органы - Министер­ство по чрезвычайным ситуациям РК, Комитет промышленности и научно-технического развития Министерства индустрии и торговли Республики Ка­захстан. Как ни странно, но законодатель относит к таким органам еще и Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и даже закрепляет его компетенцию в данной области в Законе РК «О не­драх и недропользовании».

В соответствии со ст. 7 Закона РК «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г. Правительство РК: 1)организует управление государствен­ным фондом недр как объектом государственной собственности; 2) уста­навливает правила пользования недрами и их охраны, основываясь на по­ложительной практике разработки месторождений; 3) определяет участки


недр, предназначенные для удовлетворения государственных потребностей в стратегических и дефицитных видах минерального сырья, устанавливает ограничения на пользование недрами в целях обеспечения национальной безопасности, сохранности окружающей среды, безопасности населения, производит консервацию участков недр для сохранения запасов минераль­ного сырья в интересах будущих поколений; 4) утверждает перечень участ­ков недр (месторождений), имеющих стратегическое значение; 5) определя­ет перечень общераспространенных полезных ископаемых; 6) определяет особенности порядка уплаты специальных платежей и налогов для недро­пользователей, осуществляющих деятельность в различных отраслях добы­вающей промышленности; 7) определяет порядок предоставления права не­дропользования; 8) утверждает перечень участков недр, за исключением участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, подлежащих выставлению на конкурс, в том числе с долевым участием на­циональной компании; 9) разрабатывает и утверждает модельные контрак­ты; 10) определяет компетентный орган по заключению и исполнению кон­трактов на недропользование, за исключением общераспространенных по­лезных ископаемых; 11) утверждает перечни геологических, геоморфологи­ческих и гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского и международного значения и опре­деляет порядок их ограниченного хозяйственного использования на особо охраняемых природных территориях, а также утверждает перечни участков недр, представляющих особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, отнесенных к категории особо охраняемых природных тер­риторий республиканского значения; 12) утверждает порядок формирова­ния и ведения реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведе­нии операций по недропользованию, и их производителей, включая крите­рии их оценки для внесения в данный реестр; 13) определяет порядок осу­ществления мониторинга и контроля за соблюдением выполнения условий контрактов; 14) определяет порядок выдачи разрешения на застройку пло­щадей залегания полезных ископаемых; 15) определяет порядок захороне­ния вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в не­дра; 16) утверждает технические регламенты в сфере недропользования.

В ст. 9 Закона «О недрах и недропользовании» закреплена компетенция местных, а именно - областных, исполнительных органов.

Областные (города республиканского значения, столицы) акиматы: 1)предоставляют недропользователю земельный участок на право земле­пользования в размере и на срок, которые определены контрактом, в соот­ветствии с земельным законодательством; в случае необходимости произ­водят изъятие на указанные цели земельного участка у частного собствен-


ника или землепользователя в порядке, установленном земельным законо­дательством; 2) осуществляют в пределах предоставленной им законода­тельными актами компетенции контроль за охраной земельных и водных участков, предоставленных для проведения операций по недропользованию за соблюдением недропользователем правил экологической безопасности, сохранением археологических памятников и других объектов историко-культурного наследия; 3) принимают участие в переговорах с недропользо­вателем для решения вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения региона при заключе­нии контракта; 4) принимают участие в осуществлении мониторинга испол­нения контрактных обязательств недропользователями в части казахстан­ского содержания и социального развития территорий; 5) выдают разреше­ния недропользователям на привлечение иностранной рабочей силы; 6) осуществляют формирование перечня товаров, работ и услуг, производи­мых на территории области (города республиканского значения, столицы), и их производителей, который ежеквартально представляется в уполномо­ченный орган в области государственного регулирования торговой и инду­стриальной политики в целях формирования реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их произ­водителей; 7) заключают, регистрируют и исполняют контракты на развед­ку, добычу и на совмещенную разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых; 8) содействуют образованию и сохранению объек­тов, связанных с недропользованием, имеющих научное, историко-культурное и эстетическое значение; 9) утверждают по согласованию с компетентными центральными исполнительными органами перечни геоло­гических, геоморфологических и гидрогеологических объектов государст­венного природно-заповедного фонда местного значения и участков недр, представляющих особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, отнесенных к категории особо охраняемых природных террито­рий местного значения.

Комитет геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов РКявляется ведомством, осуществляющим специ­альные исполнительные и контрольно-надзорные функции в области геоло­гического изучения и охраны, использования недр, а также межотраслевую координацию в сфере охраны недр. Его компетенция раскрыта в ст.8-1 За­кона РК «О недрах и недропользовании».

Основными задачамиКомитета являются:

— государственное регулирование отношений по государственному гео­логическому изучению, охране и использованию недр РК;


обеспечение стабильного улучшения охраны недр и сбалансирован­ного их использования;

— разработка предложений по основным направлениям государствен­ных программ геологического изучения, рационального и комплексного ис­пользования минеральных ресурсов и охраны недр;

— обеспечение контроля за соблюдением исполнительными органами и недропользователями законодательства о недрах и установленного порядка пользования недрами.

Комитет осуществляет следующие функции:1) реализует государствен­ную политику в области геологического изучения и комплексного исполь­зования недр; 2) утверждает планы (проекты) развития горных работ;

3) утверждает проекты разработки месторождений по добыче полезных ископаемых, за исключением углеводородного сырья; 4) предоставляет право недропользования на разведку и добычу подземных производственно-технических вод в объемах от двух тысяч и более кубических метров в су­тки, на государственное геологическое изучение недр, а также на строи­тельство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с раз­ведкой и (или) добычей; 5) организует и проводит государственную экспер­тизу запасов полезных ископаемых, геологической и экономической ин­формации о предоставляемых в пользование участков недр, проектно-сметной документации на проведение работ по государственному геологи­ческому изучению недр и мониторингу, утверждает запасы полезных иско­паемых; 6) организует составление и ведет государственный баланс запасов полезных ископаемых, государственные кадастры месторождений и прояв­лений полезных ископаемых, опасных геологических процессов; 7) опреде­ляет размер исторических затрат, стоимость и условия получения геологи­ческой информации о недрах; 8) организует и обеспечивает функциониро­вание республиканского и территориальных фондов геологической инфор­мации недр; 9) осуществляет контроль за соблюдением исполнительными органами и недропользователями законодательства РК о недрах и недро­пользовании и установленного порядка пользования недрами в части, ка­сающейся общераспространенных полезных ископаемых; 10) осуществляет мониторинг изучения и использования недр; 11) осуществляет контроль за рациональным и комплексным использованием недр; 12) согласовывает го­довые рабочие программы; 13) осуществляет разработку нормативно-технических документов в области изучения и использования недр.

Компетенция Министерства охраны окружающей среды РКзакреп­лена в ст.8-2 Закона РК «О недрах и недропользовании». Министерство: 1) осуществляет государственный контроль за охраной недр; 2) ведет Государ­ственный кадастр захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра; 3) определяет совместно с уполномоченным


органом по изучению и использованию недр размер ущерба, причиненного вследствие нарушения требований в области охраны недр; 4) согласовывает выдачу разрешений на строительство и (или) эксплуатацию подземных со­оружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, на контрактной тер­ритории или за ее пределами и предназначенных для захоронения радиоак­тивных отходов, вредных веществ и сточных вод.

В ст.8-3 Закона закреплена компетенция функциональных органов в данной области.

Комитет промышленности и научно-технического развития Мини­стерства индустрии и торговли Республики Казахстан:1) формирует и ведет реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении опера­ций по недропользованию, и их производителей, а также разрабатывает критерии их оценки для внесения в данный реестр; 2) осуществляет методи­ческое руководство деятельностью местных исполнительных органов об­ластей (города республиканского значения, столицы) по формированию пе­речня товаров, работ и услуг, производимых на территории области (города республиканского значения, столицы), и их производителей; 3) разрабаты­вает и утверждает по согласованию с компетентным органом методику рас­чета казахстанского содержания в отношении товаров, работ и услуг, ис­пользуемых при проведении операций по недропользованию или сопутст­вующей деятельности, связанной с контрактом; 4) принимает участие в осуществлении мониторинга исполнения контрактных обязательств недро­пользователями в части приобретения ими товаров, работ и услуг казах­станского происхождения; 5) утверждает по согласованию с компетентным органом перечень приоритетных высокотехнологичных производств, разви­ваемых в Республике Казахстан; 6) утверждает формы отчета недропользо­вателей о приобретенных товарах, работах и услугах и годовой программы закупа товаров, работ и услуг на предстоящий год; 7) запрашивает у недро­пользователей и (или) лиц, уполномоченных недропользователями осуще­ствлять закуп товаров, работ и услуг для проведения операций по недро­пользованию, информацию о производимых и произведенных закупках то­варов, работ и услуг.

Министерство труда и социальной защиты населения РК:1) разра­батывает и утверждает по согласованию с компетентным органом методику расчета казахстанского содержания в отношении казахстанских кадров; 2) принимает участие в осуществлении мониторинга исполнения недропользо­вателями контрактных обязательств по казахстанскому содержанию в части привлечения казахстанских кадров, а также по обеспечению условий и оп­латы их труда на недискриминационной основе.


В системе органов государственного управления в области использова­ния и охраны недр законодатель выделяет отдельно компетентный орган.

Компетентный орган- это государственный орган, определяемый Правительством РК и действующий от имени Республики Казахстан в осу­ществлении прав, связанных с заключением и исполнением контрактов. В качестве такового выступают различные государственные органы. Так, при осуществлении мониторинга и контроля за соблюдением выполнения усло­вий контрактов компетентными органами являются: по контрактам на раз­ведку, добычу и совмещенную разведку, и добычу, за исключением обще­распространенных полезных ископаемых и подземных производственно-технических вод для их закачки в пласт, - Министерство энергетики и ми­неральных ресурсов РК; по контрактам на строительство и (или) эксплуата­цию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, -Комитет геологии и недропользования Министерства энергетики и мине­ральных ресурсов РК; по контрактам на разведку, добычу и совмещенную разведку, и добычу общераспространенных полезных ископаемых област­ные (города республиканского значения, столицы) исполнительные органы.

В соответствии со ст. 8 Закона «О недрах и недропользовании» в функ­ции компетентного органавходит: 1) подготовка и организация конкурса для предоставления права недропользования на проведение разведки, добы­чи и совмещенной разведки и добычи; 2) ведение переговоров с недрополь­зователем об условиях контракта, подготовка совместно с недропользовате­лем проекта контракта; 3) организация проведения экспертизы проектов контрактных документов, за исключением экспертизы проектно-сметной документации на проведение работ по государственному изучению недр;

4) заключение и регистрация контракта, за исключением контракта на разведку, добычу или совмещенную разведку и добычу общераспростра­ненных полезных ископаемых; 5) мониторинг и контроль за выполнением недропользователями условий контрактов; 6) выдача разрешения на пере­дачу права недропользования, а также регистрация сделки по передаче пра­ва недропользования в залог; 7) обеспечение исполнения и расторжения контракта в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательст­вом, а также обеспечение одностороннего отказа от исполнения контракта; 8) предоставление ежегодного отчета Правительству РК о ходе выполнения контракта; 9) совместно с заинтересованными государственными органами готовит для включения в условия конкурса на право недропользования предложения участникам конкурса по казахстанскому содержанию, разви­тию и использованию при проведении операций по недропользованию и в сопутствующей деятельности высоких технологий, новых и перерабаты­вающих производств, магистральных и иных трубопроводов, сооружению и


совместному использованию инфраструктурных и иных объектов; 10) опре­деление порядка разработки и утверждения проектов разработки месторож­дений по добыче углеводородного сырья; 11) разработка и утверждение нормативных правовых актов, за исключением технических регламентов, нормативно-технических документов в сфере недропользования; 12) разра­ботка технических регламентов в сфере недропользования; 13) проведение анализа и оценка рисков причинения вреда жизни, здоровью человека и ок­ружающей среде при проведении операций по недропользованию. Компетентный орган обязан:

1) в ходе своей деятельности по заключению и исполнению контрактов обеспечивать соблюдение интересов Республики Казахстан;

2) проводить конкурс и заключать контракты на проведение операций по добыче только после государственной экспертизы запасов месторождений и подтверждения наличия запасов промышленных категорий.

Государственное управление в области использования и охраны недр направлено на обеспечение рационального недропользования и охрану недр, защиту интересов недропользователей, укрепление законности в об­ласти отношений по недропользованию.

Охрана недр- система мероприятий, предусмотренных законодатель­ством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, направленных на предотвращение загрязнения недр при проведении операций по недро­пользованию и снижение вредного влияния операций по недропользованию на окружающую среду (п.8 ст.1 Закона).

Охрана недр включает систему правовых, организационных, экономиче­ских, технологических и других мероприятий, направленных на:

1) охрану жизни и здоровья населения;

2) рациональное и комплексное использование ресурсов недр;

3) сохранение естественных ландшафтов и рекультивацию нарушенных земель, иных геоморфологических структур;

4) сохранение свойств энергетического состояния верхних частей недр с целью предотвращения землетрясений, оползней, подтоплений, просадок грунта;

5) обеспечение сохранения естественного состояния водных объектов
(ст.47 Закона).

В объективном смысле правовая охрана недр- совокупность право­вых норм, регулирующих общественные отношения по сохранению недр и предотвращению вредных последствий антропогенного развития на них.

В субъективном смысле правовая охрана недр- это деятельность го­сударства, физических и юридических лиц, КФХ по реализации правовых


норм, закрепляющих меры по сохранению недр и предотвращению вредных последствий антропогенного развития на них.

Требования в области охраны недр можно подразделить на общие- ка­сающиеся в целом охраны окружающей природной среды, и специальные- касающиеся охраны участков недр.

Общие экологические требованияперечислены в ст.48 Закона «О не­драх и недропользовании». К ним относятся:

1) сохранение земной поверхности за счет применения специальных ме­тодов разработки месторождений;

2) предотвращение техногенного опустынивания земель;

3) сокращение территорий нарушаемых и отчуждаемых земель путем опережающего до начала операций по недропользованию строительства ав­томобильных дорог по рациональной схеме, согласованной с органами ох­раны природы, а также внедрения кустового способа строительства сква­жин, применения технологий с внутренним отвалообразованием, использо­вания отходов добычи и переработки минерального сырья;

4) предотвращение ветровой эрозии почвы, отвалов вскрышных пород и отходов производства, их окисления и самовозгорания;

5) изоляции поглощающих и пресноводных горизонтов для исключения их загрязнения;

 

6) предотвращение истощения и загрязнения поверхностных и подзем­ных вод;

7) применение нетоксичных реагентов при приготовлении промывочных жидкостей;

8) очистка и повторное использование буровых растворов;

9) ликвидация остатков буровых и горюче-смазочных материалов в ок­ружающей среде экологически безопасным способом;

 

10) очистка и повторное использование нефтепромысловых стоков в системе поддержания внутрипластового давления нефтяных месторожде­ний;

11) предотвращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

12) ликвидация последствий нанесенного ущерба окружающей среде по проекту ликвидации (консервации) месторождения, утвержденному в по­рядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Ст.219 ЭК РК дополняет перечень общих экологических требований следующими:

1) использование недр в соответствии с требованиями экологического законодательства Республики Казахстан;


 

2) применение предупредительных мер от проявлений опасных техно­генных процессов при разведке, добыче, а также строительстве и эксплуа­тации подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей;

3) охрана недр от обводнения, пожаров и других стихийных факторов, осложняющих эксплуатацию и разработку месторождений;

4) предотвращение загрязнения недр, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов;

5) соблюдение установленного порядка приостановления, прекращения операций по недропользованию, консервации и ликвидации объектов раз­работки месторождений;

6) обеспечение экологических и санитарно-эпидемиологических требо­ваний при складировании и размещении отходов;

Специальные требования в области охраны недрперечислены в ст. 49 Закона:

1) обеспечение полноты опережающего геологического изучения недр для достоверной оценки величины и структуры запасов полезных ископае­мых, месторождений и участков недр, предоставляемых для проведения операций по недропользованию, в том числе для целей, не связанных с до­бычей;

2) обеспечение рационального и комплексного использования ресурсов недр на всех этапах проведения операций по недропользованию;

3) обеспечение полноты извлечения из недр полезных ископаемых, не допуская выборочную отработку богатых участков;

4) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов ос­новных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, в том числе продуктов переработки минерального сырья и от­ходов производства при разработке месторождений;

5) исключение корректировки запасов полезных ископаемых, числящих­ся на государственном балансе, по данным первичной переработки;

6) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения;

7) охрана недр от обводнения, пожаров и других стихийных факторов, снижающих их качество или осложняющих эксплуатацию и разработку ме­сторождений;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении операций по не­дропользованию, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов, сбросе сточных вод;


 




9) соблюдение установленного порядка приостановления, прекращения
операций по недропользованию, консервации и ликвидации объектов раз­
работки месторождений;

10) обеспечение экологических требований при складировании и разме­
щении промышленных и бытовых отходов в целях предотвращения их на­
копления на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.

Основу охраны недр составляют полнота и достоверность геологическо­го, гидрогеологического, экологического, инженерно-геологического и тех­нологического изучения объектов недропользования.

В ЭК РК конкретизируются экологические требования к охране недр при недропользовании. Здесь предусмотрены экологические требования при проведении операций по недропользованию (ст. 220); экологические требования при разведке и (или) добыче подземных вод (ст. 221); экологи­ческие требования при проектировании, прокладке и эксплуатации подвод­ных кабелей и трубопроводов (ст. 222); экологические требования при про­ведении операций по недропользованию в пределах предохранительной зо­ны (ст. 223).

В ЭК РК довольно четко указаны запреты в данной области. Согласно ч.З ст.220 ЭК РК запрещаются:

1) нарушение растительного и почвенного покровов за пределами участ­ков, отведенных под строительство;

2) сброс отходов недропользования в поверхностные водные объекты и недра;

3) орошение земель сточными водами, если это влияет или может по­влиять на состояние подземных водных объектов;

4) допуск растворов и материалов в пласты, содержащие хозяйственно-питьевые воды;

5) бурение поглощающих скважин для сброса промышленных, лечебных минеральных и теплоэнергетических сточных вод в случаях, когда эти скважины могут являться источником загрязнения водоносного горизонта, пригодного или используемого для хозяйственно-питьевого водоснабжения или в лечебных целях;

6) устройство поглощающих скважин и колодцев в зонах санитарной ох­раны источников водоснабжения;

7) сброс в поглощающие скважины и колодцы отработанных вод, со­
держащих радиоактивные вещества.

Согласно ст.221 ЭК РК запрещается разработка месторождений подзем­ных вод для целей, не предусмотренных условиями контракта и разреше­ниями на специальное водопользование или с нарушениями этих условий; запрещается ввод в эксплуатацию водозаборов подземных вод без оборудо-


вания их водорегулирующими устройствами, водоизмерительными прибо­рами, а также без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния подземных водных объектов.

Согласно ст.222 ЭК РК запрещаются производство буровзрывных работ и сейсморазведка с пневматическими и другими детонирующими источни­ками возбуждения упругих волн (сейсмических сигналов) на расстоянии менее пятисот метров от трассы трубопровода или подводных кабелей; за­прещаются буксировка сейсмических кос и траление рыболовецкими суда­ми с пересечением трасс трубопроводов и подводных кабелей.

В охранных зонах трубопроводов запрещается производить действия, которые могут нарушить нормальную их эксплуатацию либо привести к по­вреждению:

1) перемещать, засыпать и ломать опознавательные навигационные зна­ки, контрольно-измерительные пункты;

2) открывать люки, калитки и двери необслуживаемых пунктов кабель­ной связи, ограждений узлов линейной арматуры, установки катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или вклю­чать средства связи, энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;

3) устраивать свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей;

 

4) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные уст­ройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие тру­бопроводы от разрушения, а прилегающую территорию и окружающую ме­стность — от аварийного разлива транспортируемой продукции;

5) бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, во­локушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпальные работы;

6) разводить огонь или размещать открытые или закрытые источники огня.

В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения собст­венника магистрального трубопровода запрещается производство любых работ, в том числе геологосъемочных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и других изыскательских работ, связанных с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта, а также взрывных работ. Пись­менное разрешение на производство взрывных работ в

Усиленный режим охраныустановлен для участков недр, представ­ляющих особую экологическую, научную, культурную и иную ценность. К ним относятся:

— геологические объекты - естественные и искусственные обнажения, в которых представлены опорные или характерные разрезы, характерные тек-


тонические структуры, редкие горные породы и минералы, метеориты, со­хранившиеся остатки фауны и флоры;

— геоморфологические объекты - террасы, поймы, пещеры, ущелья, каньоны, водопады и другие формы рельефа, наглядно отражающие про­цессы рельефообразования и имеющие особую ценность для туризма и рек­реации;

— гидрогеологические объекты - подземные воды и их выходы на по­верхность, отличающиеся уникальными и редкими свойствами;

— участки недр с наскальными рисунками, древними горными выра­ботками и другими объектами по использованию недр, имеющими истори­ческое, археологическое и этнографическое значение.

Участки недр, представляющие особую экологическую, научную, куль­турную и иную ценность, имеют статус особо охраняемых природных тер­риторий местного и республиканского значения. Их изъятие для иных нужд не допускается.

За невыполнение требований по охране недр наступает уголовная, адми­нистративная, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответ­ственность.

Уголовная ответственность наступает за преступления, предусмотрен­ные ст. 284 «Нарушение законодательства о континентальном шельфе Рес­публики Казахстан и об исключительной экономической зоне Республики Казахстан», ст. 286 «Нарушение правил охраны и использования недр» Уго­ловного кодекса РК.

В Кодексе РК об административных правонарушениях предусмотрен ряд правонарушений в области использования и охраны недр, за которые насту­пает административная ответственность. К ним относятся:

— проведение работ по геологическому изучению недр без заключе­ния контракта (ст.259);

— необоснованный отказ в приеме документов для участия в конкурсе на предоставление права геологического изучения недр (ст. 260 «На­рушение права геологического изучения недр»);

— нарушение требований к обращению с отходами производства и потребления, а также к сбросу сточных вод (ст. 261);

— нарушение установленных правил при разработке проектов органи­заций по добыче и переработке минерального сырья (ст. 262 );

— необеспечение правил охраны недр при строительстве и вводе в эксплуатацию организаций по добыче и переработке минерального сырья (ст. 263);

— несоблюдение проектных решений по добыче и переработке мине­рального сырья в части полноты извлечения и комплексности использова-


ния полезных ископаемых и компонентов, раздельного складирования и со­хранения отходов производства (ст. 264);

— нарушение экологических норм и правил при использовании недр и переработке минерального сырья, если это деяние не повлекло причинение значительного ущерба (ст. 265);

— нарушение правил по учету состояния недр и наличия запасов по­лезных ископаемых (ст. 267);

— искажение первичной и государственной отчетности по учету до­бычи и переработки минерального сырья (ст. 268);

— нарушение правил достоверного определения количества и качест­ва полезных ископаемых при их добыче и переработке (ст. 269);

— нарушение правил учета, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления (ст. 270);

— утрата маркшейдерской документации, нарушение правил по при­ведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также правил по сохранению горных выработок и буровых скважин на время кон­сервации (ст. 271 «Нарушение правил по приведению горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее их сохранность и безопас­ность населения»);

— нарушение правил по ликвидации и консервации объектов пользо­вания недрами (ст. 272);

— отказ или уклонение от представления органам государственного контроля за охраной недр своевременной, полной и достоверной информа­ции о состоянии пользования недрами, добытого и переработанного мине­рального сырья (ст. 273 «Отказ или уклонение от представления органам государственного контроля за охраной недр информации об использовании минерального сырья»);

— дача должностными лицами указаний или разрешений, влекущих нарушение законодательства о недрах и переработке минерального сырья (ст. 274);

— нарушение правил проведения операций по недропользованию, а также условий контрактов на недропользование (ч.1), а также невыполнение экологических требований и условий контракта на недропользование по во­просам охраны окружающей среды (ч.2) (ст. 275 «Нарушение правил про­ведения операций по недропользованию»).

Гражданско-правовая ответственность в области использования и охра­ны недр наступает за причинение вреда недрам, правам и законным интере­сам недропользователей. Лица, причинившие вред вследствие нарушения требований в области охраны недр, обязаны возместить причиненный вред


в размере реального ущерба, если только не докажут, что вред возник вследствие действия непреодолимой силы.

Размер ущерба, причиненного вследствие нарушения требований в об­ласти рационального использования недр, определяется Комитетом геоло­гии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК совместно с недропользователями.

Размер ущерба, причиненного вследствие нарушения требований в об­ласти охраны недр, определяется Министерством охраны окружающей сре­ды РК в соответствии с экологическим законодательством РК.

Материальная и дисциплинарная ответственность наступает за наруше­ния законодательства о недрах, совершенные лицами при осуществлении своих трудовых и служебных обязанностей