Понятие и состав экологического правонарушения
В настоящее время немаловажное значение имеют вопросы укрепления экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности граждан.
Не секрет, что нарушения в этой сфере существуют «сплошь и рядом». Современный период характеризуется резким ростом уровня экологической преступности, причем изменились ее качественные характеристики. В республике складываются новые формы противоправной деятельности, преступность приобретает организованный характер. Получают распространение международные связи преступных групп, происходит их сращивание с коррумпированными должностными лицами.
В настоящее время ставится вопрос о транснациональной экологической преступности. И это не удивительно, так как криминальный промысел приносит большие доходы.
Нелегальная мировая торговля редкими животными приносит организованным преступным сообществам в год в среднем 6-10 млрд. долларов.
Браконьерство приносит 4-5 млрд. долларов ежегодно, в том числе добыча икры - свыше 3 млрд. долларов.
Нелегальная вырубка леса - 1 млрд. долларов ежегодно.
Нелегальное производство озоноразрушающих веществ - 1-2 млрд. долларов ежегодно
Нелегальное захоронение токсичных отходов. Огромные расходы на легальное захоронение отходов и опасных химических веществ создали благоприятную среду для развития рынка криминальных услуг. Так, годовой оборот только экологически опасных отходов оценивается в 10-12 млрд. долларов.
Всего, по оценкам правительства США, международные преступные группы ежегодно зарабатывают 22-31 млрд. долларов на размещении опас-
ных отходов, контрабанде запрещенных ядовитых материалов, использовании и продаже находящихся под защитой закона природных ресурсов"5.
Существует реальная опасность того, что некоторые экологические преступления станут или уже стали базовыми элементами организованной преступной деятельности и в Республике Казахстан.
Например, на территории Казахстана получила широкое распространение незаконная охота принцев и других высокопоставленных лиц из арабских стран. Она производилась с разрешения не только Министерства экологии и биоресурсов, но и Министерства иностранных дел РК и превратилась в браконьерство и контрабандный вывоз из республики занесенных в Красную книгу птиц гражданами Саудовской Аравии, Пакистана, Афганистана, Турции Египта и других стран. Так, в октябре 1997 г. три грузовых самолета во главе с шейхом из Катара (Объединенные Арабские Эмираты) и его многочисленной свитой, десятками «джипов», 22 единицами оружия и 54 соколами-балобанами прошли таможню и отправились на охоту без необходимого на то разрешения236. Порочная практика продолжается и сейчас, несмотря на мероприятия по охране хищных ловчих птиц и других диких животных, занесенных в Красную книгу РК, проводимые в последние годы Министерством охраны окружающей среды РК, МВД РК, КНБ РК, таможенными органами.
Незаконная добыча водных животных (ст. 287 УК РК) также уже выступает в качестве базового элемента организованной преступности. От разрозненных случаев незаконного добывания ценных пород рыб преступники переходят к образованию устойчивых, управляемых сообществ, занимающихся незаконным водным промыслом как бизнесом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью коррупции. Ученые предполагают, что «прибрежная полоса Каспийского моря давно поделена между организованными группами браконьеров, имеющих хорошую «крышу», а потому заготовляющих икру сотнями килограммов. Следует отметить, что преступные сообщества уже наладили международные связи и «освоили» выход на мировой рынок. По данным Интерпола, контрабандный товар — икра — поступает на мировой рынок по 200 тонн в год. Это на 50 тонн больше легального. Свою долю в этом «вкладе» имеют и наши рыбные браконьеры»237.
235 Ахмадеева Л.М. Понятие и особенности транснациональной организован
ной преступности в сфере экологии //Аграрное и земельное право. 2008. № 5. С.102.
236 Лебедев В. Царская охота отменяется // Казахстанская правда. 1997. 25 дек.
237 Сутягин В. В икорном бизнесе - новые правила игры // Казахстанская
правда. 1998. 6 фев.
Возрастает угроза незаконного ввоза в Республику Казахстан из-за рубежа токсичных отходов, в том числе и радиоактивных. Сегодня Казахстан называют международным могильником, потому что здесь содержатся многочисленные захоронения радиоактивных отходов почти всех атомных держав мира238. К сожалению, повторяется процесс, который характерен для всех развивающихся стран. По данным организации «Гринпис», в период с 1990 по 1993 гг. из Австралии, Британии, Канады, Германии и США в страны Юго-Восточной Азии поступило более 5,4 млн. тонн вредоносных веществ, в период с 1987 по 1994 гг. западные фирмы пытались ввести в Россию 34 млн. тонн подобных веществ239.
Не только промышленные развитые страны Запада злоупотребляют ввозом радиоактивных веществ в Казахстан. Имели место попытки нелегального перезахоронения таких отходов со стороны Китая. Кроме того, сегодня все страны, куда бывший Советский Союз поставлял ядерное топливо, стремятся всячески избавиться от опасных радиоактивных отходов. Те же Болгария, Чехословакия демонтируют атомные станции. «Вопрос звучит весьма откровенно: вы поставили — вы и забирайте». Полигон для складирования такого рода отходов уже подготовлен на территории Курчатова, хотя это и не афишируется240.
Имеется вероятность того, что часть радиоактивных отходов будет перебрасываться на территорию Казахстана из России. Это может делаться под предлогом эксплуатации Байконура на договорной основе. Например, в процессе подготовки и отправки российской экспедиции на Марс на территорию Кзылординской области были завезены не только токсические компоненты радиоактивного топлива, но и радиоактивные материалы для энергетических установок24'.
Факты вопиющие. А отражены ли они в судебной практике, рассматривалось ли хоть одно дело органами дознания, следствия? К сожалению, процент рассматриваемых уголовных дел, связанных с нарушением экологического законодательства, очень невелик. Так, за 2008 год по Карагандинской области возбуждено всего 8 уголовных дел (4 из них - остатки прошлых лет). В Осакаровском районе по ст. 285 «Порча земли» УК РК возбуждено уголов-
Экология - экватор экономики // Преступление и наказание. 1997. 6 июня.
Экологическая миссия «Гринпис» в Юго-Восточной Азии // Советы Казахстана. 1994. 8 фев.
Вержбицкая Н. Атомная энергетика в Казахстане: за и против // Казахстанская правда. 1995. 6 мая.
Шапшанов К. Пора решать проблемы Сырдарьи и Байконура // Экокурьер. 1997. 5-8 марта.
ное дело, 16 августа 2008 года по ч.1 ст. 288 «Незаконная охота», УК РК суд приговорил нарушителя к шести месяцам исправительных работ по месту работы с удержанием из заработной платы 10% в доход государства. В Каркаралинском районе на рассмотрении в суде находится дело по ст. 288 «Незаконная охота» УК РК. В октябре в Джезказгане задержана группа людей по ч.З ст. 288 «Незаконная охота» УК РК (охота на сайгу)242.
В целом ситуация по республике с раскрытием уголовных экологических дел складывается не лучшим образом.
ДИНАМИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ЗАРЕГИСТИРОВАННЫХ
ОВД РКЗА 2002-2007 ГОДЫ
№№ | Экологические преступления | Итого: | ||||||
1. | Ст.277 | |||||||
2. | Ст.278 | |||||||
3. | Ст.279 | |||||||
4. | Ст.280 | |||||||
5. | Ст.281 | |||||||
6. | Ст.282 | |||||||
7. | Ст.283 | |||||||
8. | Ст.284 | |||||||
9. | Ст.285 | |||||||
10. | Ст.286 | |||||||
П. | Ст.287 | |||||||
12. | Ст.288 | |||||||
13. | Ст.289 | |||||||
14. | Ст.290 | И | ||||||
15. | Ст.291 | |||||||
16. | Ст.292 | |||||||
17. | Ст.293 | |||||||
18. | Ст.294 | |||||||
Всего: |
Лучше обстоит ситуация с административной практикой по экологическим правонарушениям. И тем не менее, раскрываемость экологических правонарушений недостаточна. Связано это с тем, что, как правило, эколо-
42 Архив ДВД Карагандинской области. 226
гические правонарушения обладают наибольшей степенью латентности, совершаются в условиях неочевидности при отсутствии свидетелей.
Но не только этот объективный фактор влияет на показатели раскрываемости.
Отсутствие юридических, в частности экологических знаний, приводит к тому, что нередко сотрудники органов внутренних дел не могут правильно квалифицировать совершенные правонарушителями деяния, что приводит к искажению отчетных данных. Например, в УВД Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Мангистауской областей на долю актов о нарушении санитарных и ветеринарных правил приходится 77% от общего количества составляемых отделами природоохранной и ветеринарной полиции административных протоколов .
Или, например, УВД Актюбинской области были переданы в МВД РК сведения о выявлении за 4 месяца 1999 года 1572 экологических правонарушений. Однако постатейный анализ показал, что фактически из этого числа только 11 относятся к экологическим, а остальные касаются нарушений в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, труда
Т.ЛЛ
и здоровья населения .
Незнание экологического законодательства - это «болезнь» в целом всех сотрудников органов внутренних дел. Проведенное нами анкетирование показало, что из всех сотрудников правоохранительных органов самыми экологически «безграмотными» являются сотрудники органов внутренних дел. Из 127 опрошенных сотрудников ОВД не смогли назвать ни одного экологического закона 89,5 % респондента245.
Как видим, практические работники испытывают затруднения в применении соответствующих норм. Поэтому будущему сотруднику ОВД необходимо знать, что собой представляет экологическое правонарушение, чем оно отличается от других видов правонарушений и какие меры ответственности за них предусмотрены.
Что же понимается под экологическим правонарушением?
По российскому экологическому законодательству под экологическим правонарушением понимается виновное, противоправное деяние, нару-
243 Архив МВД РК за 1999 год.
244 Решение оперативного совещания при заместителе Министра внутренних
дел РК Байжасарове Б.З. «О состоянии административной и уголовной практики по
нарушениям природоохранного законодательства» от 24 мая 1999 года.
245 Бекишева С.Д. Проблемы охраны окружающей среды в деятельности ор
ганов прокуратуры и Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Дис. ...
канд. юрид. наук. — Алматы, 2000. С.8.
шающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека (ст. 81 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»).
Однако это определение подвергнуто критике известными российскими экологами-юристами. Так, по мнению Э. Н. Жевлакова, данное определение имеет ряд недостатков: «в нем указаны не все признаки правонарушения; имеет место тавтология (противоправноедеяние, нарушающее законодательство);перечислены не все социальные ценности, составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения. Последствия же не входят в элементный состав экологического правонарушения, охраняемого законом, и не позволяют разграничить экологические и иные правонарушения (хозяйственные, против собственности, против здоровья, должностные и т. д.)»246.
Э. Н. Жевлаков определяет экологическое правонарушение как общественно опасное, виновное, запрещенное законодательством под угрозой наказания деяние (действие или бездействие), направленное на причинение вреда отношениям в сфере экологии247.
По мнению М. М. Бринчука, при характеристике экологического правонарушения необходимо обратить внимание на следующие два обстоятельства. Первое касается того, что экологически значимое противоправное деяние не обязательно совершается виновно. Например, вред, причиненный источником повышенной опасности, должен быть компенсирован независимо от вины причинителя. Второе обстоятельство связано с тем, что совершение экологического правонарушения не всегда сопровождается причинением вреда. В определенных условиях вред мог не наступить, но существовала реальная угроза его наступления. Например, после выполнения агрохимических работ оставшиеся агрохимикаты были оставлены в поле на хранение, вместо перевозки их в хранилище, как этого требуют соответствующие правила. При определенных обстоятельствах (если бы пошел дождь или оставленные химикаты были съедены животными) мог быть причинен существенный экологический вред248.
С учетом изложенного М. М. Бринчуком предлагается следующее определение: «Экологическое правонарушение можно определить как противо-
правное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права249.
В. В. Петров считает, что «экологическое (эколого-правовое) правонарушение - это виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный в РСФСР и других республиках экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения»250.
При определении экологического правонарушения следует учесть тот факт, что, несмотря на расширение круга общественных экологических отношений, законодательство РК об ответственности разграничивает экологические правонарушения и правонарушения против собственности, против порядка управления. По данной причине мы не согласны с авторами, которые считают, что «объектом экологического правонарушения является совокупность регулируемых и охраняемых нормами права общественных отношений по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, включающая в себя отношения собственности и иных вещных прав на природные ресурсы, управленческие отношения в сфере природопользования, отношения по охране окружающей среды от вредных воздействий, а также отношения по защите субъективных экологических прав и законных интересов человека и гражданина»251. Также считаем лишним указание в КоАП РК в Главе 19 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов» составов правонарушений предусмотренных ст.256 «Нарушение установленных сроков рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков», ст.258 «Искажение сведений государственной регистрации, учета и оценки земель», ст.305 «Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Республики Казахстан».
Поэтому в определении экологического правонарушения необходимо конкретизировать, какие группы экологических отношений являются объектом правонарушения.
Анализ вышеуказанных определений позволяет сформулировать следующее понятие экологического правонарушения.
246 См.: Экологическое право России /Под ред. В.Д.Ермакова и
А. Я. Сухарева. — М: ИМПЭ, 1997. С. 410.
247 Там же.
248 Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). — М.:
Юристъ, 1998. С. 476-477.
249 Там же. С. 477.
Петров В. В. Экологическое право России. — М.: Бек, 1995. С. 271. Абдраимов Б., Жарылкасын Е. Возмещение экологического вреда по законодательству Республики Казахстан. - Алматы: Юрист, 2001. С.6-7.
Экологическое правонарушение- это, как правило, виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), причиняющее или несущее реальную угрозу причинения вреда экологическим правам и законным интересам физических и юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, государства и окружающей природной среде, установленному порядку рационального природопользования.
Признаками экологического правонарушения являются: 1. Наличие вины нарушителя.Этот признак не является обязательным, иногда он может отсутствовать, например, когда вред причиняется источником повышенной опасности (в случае случайного столкновения автомашины с бегущим через дорогу сайгаком).
Вина причинителя вреда природе выступает в форме умысла и неосторожности. Отдельные виды правонарушений в области охраны природы могут быть совершены только умышленно (незаконная охота, незаконное добывание водных животных, незаконная порубка леса).
Некоторые нарушения экологического законодательства могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, (в случаях загрязнения воды, земли, воздуха и т. д.). Например, в течение недели в Усть-Каменогорское водохранилище сбрасывалась неочищенная оборотная вода, в которой содержалось более 300 ПДК вредных веществ. Причиной явились неполадки на местной обогатительной фабрике, поэтому в данном случае умысла у причинителя вреда не наблюдается.
2. Противоправность поведения нарушителя,что предполагает нарушение субъектом норм экологического законодательства.
3. Общественная опасность,которая проявляется в наличии вреда, причиненного окружающей природной среде, экологическим правам и законным интересам физических и юридических лиц, КФХ, государства или реальной угрозы его причинения. Наличие такого вреда или угрозы его причинения является главным фактором, позволяющим отграничить экологическое правонарушение от иных нарушений.
В отношении вреда, причиненного окружающей природной среде, экологическим правам и законным интересам физических и юридических лиц, государства, и его классификации существует несколько точек зрения.
Например, В. В. Петров рассматривает вред природной среде как количественные и качественные потери в окружающей нас естественной среде обитания, которые выражаются в загрязнении окружающей среды, повреждении, уничтожении природных объектов и экосистем (первичный вред), а также в нанесении вреда здоровью людей, материальным ценностям (вторичный вред).
Указанный вред имеет две формы проявления - экономический вред (посягающий на экономические интересы природопользователя) и экологический вред (посягающий на интересы человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде)252.
По данной классификации экологический вред является разновидностью общего понятия - «вред, причиненный природной среде».
Другое мнение высказывает М. М Бринчук. Он понимает экологический вред как общее понятие, включающее в себя и вред экономический: «под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушений правовых экологических требований, и связанное сним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц. Составными частями экологического вреда являются ущерб, упущенная выгода и моральный вред»253.
Д.Л. Байдельдинов рассматривает экологический и экономический вред в качестве самостоятельных разновидностей вреда, нанесенного природе. Он указывает, что «существует классификация деления вреда на экологический и экономический вред природе. Экономический вред затрагивает имущественные интересы природопользователей и поддается материальному выражению. Восстановление такого вреда производится согласно общим основаниям гражданско-правовой ответственности. Экологический вред затрагивает само состояние природы... Восстановление экологического вреда возможно не путем денежных выплат, а проведением работ по восстановлению природного объекта в натуре»254.
Б.Ж. Абдраимов и Е.Ж. Жарылкасын под экологическим вредом понимают ухудшение качественного состояния окружающей среды, вызванное нарушением законодательства об охране окружающей среды, либо такое уменьшение ее количественных характеристик, которое способно вызвать негативные экологические последствия, а также связанное с этим любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровья человека255. Соглашаясь с таким определением, хотелось бы отметить, что экологический вред может быть причинен не только нарушением законодательства об охране окружающей среды, но и
Петров В. В. Указ. раб. С. 332-336. 253 БринчукМ. М. Указ. раб. С. 494-495.
Байдельдинов Д.Л. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. - Алматы, 1993. С.16.
Абдраимов Б.Ж., Жарылкасын Е.Ж. Указ. раб. С. 12.
правомерными действиями, например предприятиями-
природопользователями, получившими разрешение на эмиссии.
Ухудшение качества окружающей природной среды - одна из важных характеристик экологического вреда.
В соответствии с п. 36 ст.1 ЭК РК качество окружающей среды - характеристика состава и свойств окружающей среды.
По мнению Б.Ж. Абдраимова и Е.Ж. Жарылкасына, показателями качества окружающей среды являются:
1) чистота (незагрязненность) окружающей среды;
2) ресурсоемкость (неистощимость) и производительная способность
природных ресурсов;
3) видовое разнообразие и эстетическое богатство;
4) экологическая устойчивость и сохранение естественных экологических связей256.
На наш взгляд, более предпочтительной является точка зрения М. М Бринчука. Пожалуй, следует «вред, причиненный окружающей природной среде, экологическим правам и законным интересам физических и юридических лиц, государства» называть более лаконично - «экологический вред».
Экологический вред- это ухудшение качественных и количественных характеристик окружающей природной среды, а также связанное с этимумаление экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, КФХ и государства.
Вместе с тем, мы не считаем необходимым включать экономический вред в состав экологического вреда. Он может причиняться вкупе с экологическим вредом, но их следует разграничивать.
Экологический вред можно классифицировать по объектам на вред, причиненный окружающей природной среде,и вред, причиненный экологическим правам и законным интересам физических и юридических лиц, КФХ и государства.
Вред, причиненный окружающей природной среде, проявляется в:
— загрязнении природных объектов;
— засорении природных объектов;
— истощении природных объектов;
— уничтожении природных объектов;
— повреждении природных объектов;
— нарушении экологического баланса.
Загрязнениеприродных объектов - это негативное изменение качества природного объекта под воздействием поступления в них компонентов физического, химического и биологического происхождения.
Засорениеприродных объектов - поступление в них компонентов химического и биологического происхождения, не изменяющих их качественные характеристики, но затрудняющих их использование.
Истощениеприродных объектов - это уменьшение количественных характеристик природного объекта либо умаление его полезных свойств.
Уничтожениеприродных объектов - это полная потеря ими качественных и количественных характеристик, восстановление которых естественным путем невозможно.
Повреждениеприродных объектов - частичная потеря ими качественных и количественных характеристик, которые могут быть восстановлены естественным путем либо в результате проведения экологических мероприятий.
Нарушение экологического баланса- это нарушение естественного качественного и количественного соотношения компонентов экологической системы, обеспечивающего ее целостное и устойчивое существование.
Вред, причиненный экологическим правам и законным интересам физических и юридических лиц, можно подразделить на антропогенный вреди социально-экологический.
Антропогенный вред- это вред, причиняемый человеку в результате ухудшения качества окружающей его среды. В его составе можно выделить физиологический вред,т. е. вред, причиняемый здоровью человека, генетический вред,т. е. вред, причиняемый будущим поколениям людей, и моральный вред,т. е. нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ человека, причиняемые ему нравственные или физические страдания, например, «нравственные страдания, связанные с вынужденным переездом из экологически неблагополучного региона, сменой профессии, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденными аномалиями. Кроме того, поскольку природа удовлетворяет не только экономические, но и эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда»257. Следует отметить, что по гражданскому законодательству моральный вред может причиняться не только физическим, но и юридическим лицам.
Социально-экологический вред- вред, причиняемый экологическим правам и интересам человека, реализуемым в социуме, и в целом состоянию
256 Там же. С.10-11. 232
Абдраимов Б., Жарылкасын Е. Указ. раб. С.26
ресов физических и юридических лиц, КФХ и государства, по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Признаками объективной стороны являются деяние (действие либо бездействие), общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и последствием, время, место, обстановка и способ совершения правонарушения.
Деяние, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и последствием являются обязательными признаками (характерными для каждого без исключения правонарушения). Время, место, обстановка и способ совершения правонарушения - это факультативные признаки (имеющие значение для квалификации отдельных правонарушений, если они указаны в диспозиции нормы об ответственности).
Рассмотрим признаки объективной стороны на конкретном примере: сотрудники Бурлитобинского РОВД задержали группу браконьеров, занимавшихся незаконным отстрелом сайгаков. Браконьеры выехали на охоту на двух автомашинах высокой проходимости, с нарезным автоматическим оружием и успели уничтожить 55 животных. Сайгаки в условиях суровой зимы остались без корма, были истощены.
1. Налицо действие, т. е. активное поведение нарушителей.
2. Имеется общественно опасное последствие - потеря 55 животных, причинение материального ущерба государству.
3. Между действиями браконьеров и преступным результатом есть причинная связь.
4. Здесь имеют значение обстановка и способ совершения правонарушения, в данном случае - преступления. Преступление совершено недозволенными орудиями и способами (нарезное автоматическое оружие, гон зверя по ледяному насту или глубокому снегу, применение автомототранспорт-ных средств).
Большинство экологических правонарушений совершается в форме действия (незаконная охота, незаконная порубка леса и т.д.).
Примером бездействия может служить непринятие мер предприятиями, оказывающими или могущими оказать неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду, по обеспечению экологически безвредного производства.
Факультативные признаки объективной стороны экологического правонарушения зачастую играют важную роль при квалификации экологического правонарушении и влияют на выбор меры наказания.
В некоторых составах экологических правонарушений существенное значение имеют место и время совершения правонарушения. Например,
охота в запрещенных местах - на особо охраняемых природных территориях (заповедниках, заказниках, национальных природных парках), либо в зоне чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия; в запрещенные сроки (в период нереста ценных пород рыб или вне сезона охоты) и т. д. Способы совершения экологического правонарушения могут быть запрещенными - использование механического транспортного средства или воздушного судна, самоходного транспортного плавающего средства; взрывчатых и химических веществ, газов, электротока и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, растений.
Обстановка совершения экологического правонарушения в некоторых случаях также имеет значение. Например, уничтожение животных, находящихся в бедственном положении в период половодья, засухи, безкормицы.
Субъективную сторону характеризует психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному деянию, а также к его последствиям. Признаками субъективной стороны выступают вина, мотив и цель.
Понятие вины в экологическом правонарушении было рассмотрено выше.
Основными мотивами в данном виде правонарушении выступают корыстная заинтересованность в незаконном присвоении природных ресурсов, стремление к личному обогащению за счет природы, хулиганские побуждения.
Цель представляет собой мысленную модель желаемого. Например, целью браконьера, уничтожившего сотни осетров ради икры, явилась нажива, незаконное обогащение.
Субъектами экологического правонарушения могут выступать физические и юридические лица, действием (бездействием) которых причиняется вред отдельным объектам природы.
Ответственность за экологические нарушения могут нести вменяемые физические лица. В зависимости от вида экологического правонарушения, устанавливается возраст, по достижении которого субъекта можно привлечь к ответственности. Так, за экологические преступления привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста. В некоторых случаях, за совершение экологического преступления (например, по ч. 3 ст. 187 за умышленное уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства) ответственность наступает с 14 лет.
К административной ответственности привлекают лиц, достигших 16 лет, а к гражданско-правовой - 18 лет.
Физические лица за экологическое правонарушение несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
В отличие от них юридические лица могут быть привлечены только к административной и гражданско-правовой ответственности, поскольку, как мы знаем, в казахстанском законодательстве иные виды ответственности для юридических лиц не предусмотрены.
Экологические правонарушения можно классифицировать на виды по различным критериям.
По характеру применяемых санкций экологические правонарушения делятся на административные, уголовные, дисциплинарные, материальные, гражданско-правовые.
По предмету посягательства экологические правонарушения делятся на земельные, водные, лесные, нарушения законодательства о недрах (горные), нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, нарушения законодательства об охране и использовании животного мира, нарушения законодательства об охране особо охраняемых природных территорий и нарушения законодательства об охране окружающей человека среды.
По степени общественной опасности экологические правонарушения делятся на экологические преступления и экологические проступки, которые в свою очередь подразделяют на административные, гражданские, дисциплинарные, материальные правонарушения.
По характеру причиненного вреда экологические правонарушения делятся на:
— загрязнение окружающей природной среды и отдельных природных
объектов (лесов, вод, недр, земель и др.);
™ засорение окружающей природной среды и отдельных природных объектов;
— повреждение природных объектов (порча земель, повреждение лесов сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми отходами;
— уничтожение природных ресурсов (уничтожение животных, занесенных в Красную книгу);
— истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочная отработка богатый участков месторождений полезных ископаемых, приводящая к их необоснованным потерям и др.);
— нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сельскохозяйственных земель и др.).
В.В.Петров подразделяет экологические правонарушения на три группы:
— нарушающие право собственности, владения, пользования природ
ными ресурсами;
— противоречащие экологическим требованиям охраны природной среды;
— препятствующие хозяйственной эксплуатации природных ресурсов (уничтожение межевых знаков, повреждение гидротехнических сооружений и т. д.)259.
Данная классификация, на наш взгляд, является спорной. Во-первых, правонарушения, нарушающие право собственности на природные ресурсы, могут быть не связаны с причинением экологического вреда. Например, гражданин, самовольно захватил земельный участок, находящийся в государственной собственности, для выращивания сельскохозяйственной продукции, при этом произвел работы по орошению земель, внесению минеральных удобрений и т. д. Налицо - отсутствие экологического вреда, заключающегося, в данном случае, в ухудшении состояния земельного участка, наоборот, качество земельного участка улучшилось.
Во-вторых, препятствование хозяйственной эксплуатации природных ресурсов тоже вряд ли назовешь экологическим правонарушением ввиду отсутствия экологического вреда.
Итак, подводя итоги, можно отметить, что экологическое правонарушение - это, как правило, виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), причиняющее или несущее реальную угрозу причинения вреда экологическим правам и законным интересам физических и юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, государства и окружающей природной среде, установленному порядку рационального природопользования.
Оно имеет свои характерные признаки, своеобразный состав, что позволяет отграничить его от других видов правонарушений. Экологические правонарушения можно классифицировать по различным критериям.
Экологические правонарушения являются основанием для наступления эколого-правовой ответственности.
2. Понятие и виды ответственности за экологические правонарушения
Прежде чем рассмотреть ответственность за экологические правонарушения (эколого-правовую ответственность), необходимо ознакомиться с общим понятием экологической ответственности.
Экологическая ответственность в объективном смысле представляет собой правовой институт, нормы которого регулируют отношения по воз-
Петров В. В. Указ. раб. С. 277
мещению и предупреждению экологического вреда, а также по наказанию нарушителей экологического законодательства.
В субъективном смысле экологическая ответственность- предусмотренная законодательством обязанность претерпевать неблагоприятные последствия, которые наступают для субъекта при причинении им экологического вреда либо реальной угрозы его причинения.
Можно выделить две формы экологической ответственности - эколого-экономическую ответственность и эколого-правовую.
Эколого-экономическая ответственность- это предусмотренная законодательством обязанность компенсировать экологический вред, причиненный правомерными действиями. Например, любое промышленное предприятие не может функционировать без выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или сброса сточных вод. Поэтому такие выбросы или сбросы допускаются, но в установленных объемах. Ответственность за причинение правомерного экологического вреда выражается в платежах за загрязнение окружающей природной среды.
Эколого-правовая ответственность- предусмотренная законодательством обязанность претерпевать неблагоприятные последствия, которые наступают при нарушении требований экологического законодательства.
Основное отличие эколого-экономической ответственности от эколого-правовой ответственности заключается в том, что первая возникает по факту причинения правомерного вреда, а вторая - по факту правонарушения.
Эколого-правовая ответственность выполняет четыре функции - охранительную, предупредительную, карательную и воспитательную.
Следует отметить, что выделение эколого-правовой ответственности - в значительной мере условность. Она представляет собой не что иное, как комплекс широко применяемых в области охраны окружающей природной среды видов юридической ответственности - административной, уголовной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной.
Рассмотрим более подробно каждый из видов ответственности.
По широте воздействия на нарушителей экологических отношений административной ответственностипринадлежит особое место. Сущность ее состоит в применении уполномоченными государственными органами к правонарушителям мер административного принуждения вобласти использования и охраны окружающей природной среды, охраны экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, КФХ и государства.
К особым признакам, отличающим административную ответственность, относятся следующие:
— основанием административной ответственности является административное правонарушение;
— за его совершение применяются административные взыскания (санкции);
— их применение осуществляется уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами).
В отличие от уголовной административная ответственность применяется за правонарушения с меньшей степенью опасности; в отличие от гражданско-правовой - наступает независимо от наличия вреда; в отличие от дисциплинарной - ее применение не связано с отношениями по службе или работе.
В соответствии со ст. 31 Кодекса РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. административной ответственности подлежат как физические, так и юридические лица. Физическое лицо должно быть вменяемым, достигшим ко времени совершения административного правонарушения 16 лет.
Перечень экологических правонарушений дается в главе 19 КоАП РК «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов». Всего здесь содержится 70 составов правонарушений, которые можно сгруппировать в несколько групп:
1. Загрязнение, засорение, истощение природных ресурсов, окружающей природной среды (ст. 243, ч. 2 ст. 250, ч. 1 ст. 276, ч. 2 ст. 289).
2. Повреждение, уничтожение природных ресурсов (ч. 1 ст. 250, ст. 283, ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 289, ст.297, ст. 298, ст. 300).
3. Нарушение экологических требований при планировании, размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов, (ст. ст. 240, 240-1, 245, 246, 247, 248, 263, ч. 2 ст. 276, ч. 1 ст. 278, ст. ст. 291, 296, ч. ч. 2 и 3 ст. 302).
4. Несоблюдение экологических требований при применении, складировании, переработке, транспортировке, уничтожении, захоронении радиоактивных, химических и иных вредных веществ, а также промышленных и бытовых отходов (ст. ст. 249, 261, 270, 294, 296, 304).
5. Нарушение правил охраны особо охраняемых природных территорий, естественной среды обитания животных и растительных организмов (ч.З ст.283, ч.З ст.284, ч.2 ст.285, ч.2 ст.286, ч.4 ст.287, ч.4 ст.289, ч.2 ст.290, ч.2 ст.291, ч.2 ст.294, 295, 296-1, ч.З ст.298, 299).
6. Невыполнение природоохранных мероприятий (ст. ст. 241, 254, 263, 271, 272, ч. 3 ст. 276, ст. ст. 286, 306-1).
7. Нарушение правил природопользования (ст. ст. 244, 251,252, 253, 255,
259, 264, 265, 266, 269, 274, 275, 279, 282, 284, 285, 286, ч. ч. 2 и 3 ст. 287,
ст. ст. 288, 290, 292, 293, 295, 298-1, 301, ч. 1 ст. 302, 306).
8. Сокрытие, искажение экологической информации (ст. ст. 242, 257,
258,268,273,280).
К сожалению, в главу 19 включено несколько составов правонарушений, которые по своему содержанию не относятся к экологическим. Например, ст. 256 «Нарушение установленных сроков рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков», ст. 260 «Нарушение права геологического изучения недр», ст. 262 «Нарушение правил при разработке проектов организаций по добыче и переработке минерального сырья», ст. 277 «Повреждение водохозяйственных сооружений, устройств и противопожарных систем водоснабжения, нарушение правил их эксплуатации», ст. 281 «Воспрепятствование регулированию водными ресурсами», ст. 303 «Нарушение правил проведения морских научных исследований на континентальном шельфе Республики Казахстан», ст. 305 «Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Республики Казахстан» и др.
Дела об административных правонарушениях в области охраны природы рассматривают судьи районных и приравненных к ним судов, органы внутренних дел, органы Министерства охраны окружающей среды РК, органы Министерства сельского хозяйства РК (по карантину растений, по водным ресурсам, комитет лесного и охотничьего хозяйства, комитет рыбного хозяйства), органы Агентства по управлению земельными ресурсами) и т. д.
Органы внутренних дел составляют протоколы, рассматривают дела об административным правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 247 «Эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах», 277 «Повреждение водохозяйственных сооружений, устройств и противопожарных систем водоснабжения, нарушение правил их эксплуатации», 298 (частью первой) «Незаконная охота, пользование животным миром», 298-1 (частью первой) «Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов», 300 «Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений», 305 (частью первой) «Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Республики Казахстан», 306 (частью первой) «Незаконная передача минеральных и живых ресурсов континентального шельфа, территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан».
Впервые органам внутренних дел предоставлено право налагать штрафы за нарушения правил охоты и рыболовства.
К правонарушителям применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, конфискация предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий, приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя, принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения. Однако наиболее широко применяемыми санкциями являются штраф, а также предупреждение и конфискация.
Самой суровой является уголовная ответственность,которая наступает за совершение экологического преступления, представляющего наивысшую общественную опасность среди экологических правонарушений. К сожалению, в настоящее время понятие «экологическое преступление» отсутствует в республиканском законодательстве, как в уголовном, так и в экологическом. В качестве рабочего варианта можно предложить следующее определение.
Экологическое преступление- это предусмотренное уголовным законом виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на экологические права и законные интересы физических и юридических лиц, КФХ и государства и причиняющее или несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей природной среде.
В настоящее время разграничить экологический проступок и экологическое преступление легче, нежели это было раньше. Это связано с тем, что в новом Уголовном кодексе РК более четко определены факторы, влияющие на степень общественной опасности правонарушений, и они указаны законодателем непосредственно в диспозициях правовых норм. Если раньше довольно просто было допустить ошибку при разграничении грубого нарушения правил охоты (ч. 2 ст. 91 КоАП КазССР) и незаконной охоты (ч. 1 ст. 163 УК КазССР), потому что признаки этих правонарушений описывались почти одинаково (охота без надлежащего на то разрешения, или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами), то теперь в ст. 288 УК РК содержатся следующие критерии разграничения: причинение крупного ущерба; применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей; уничтожение птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; охота на особо охраняемых природных территориях и на территориях с чрезвычайной экологической ситуацией.
Уголовная ответственность наступает за экологические правонарушения, в которых содержатся и другие разграничивающие признаки: причинение существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, массовая гибель животного или растительного мира, наличие предварительного сговора, организованной группы, совершение преступления должностным лицом, использующим свое служебное положение.
Экологические преступления следует отличать от преступлений против частной или государственной собственности.
По своим экономическим свойствам элементы окружающей природной среды (минералы, животные, древесная растительность и т. д.) могут представлять собой либо товарно-материальные ценности, либо природные богатства в естественном состоянии, лишенные стоимости. Следовательно, необходимо определить момент, с которого тот или иной компонент перестает быть природным ресурсом и приобретает свойства товара, имущества. Если предмет преступления извлечен полностью или в иной форме обособлен от окружающей природной среды и несет в себе определенное количество труда человека, то налицо завладение частным или государственным имуществом. Например, хищением имущества, находящегося в частной собственности юридического лица, будут признаны действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, выращиваемой рыбхозами в специально устроенных или приспособленных водоемах.
В Уголовном кодексе РК содержится 18 составов экологических преступлений: ст. 277 «нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности», ст. 278 «Нарушение экологических требований при производстве и использовании экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ», ст. 279 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами», ст. 280 «Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений», ст. 281 «Загрязнение, засорение и истощение вод», ст. 282 «Загрязнение атмосферы», ст. 283 «Загрязнение морской среды», ст. 284 «Нарушение законодательства о континентальном шельфе Республики Казахстан и об исключительной экономической зоне Республики Казахстан», ст. 285 «Порча земли», ст. 286 «Нарушение правил охраны и использования недр», ст. 287 «незаконная добыча водных животных и растений», ст. 288 «Незаконная охота», ст. 289 «Нарушение правил охраны животного мира», ст. 290 «Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных и растений», ст. 291 «Незаконная порубка деревьев и кустарников», ст. 292 «Уничтожение или повреждение лесов», ст. 293 «Нарушение режима особо охраняе-
мых природных территорий», ст. 294 «Непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения».
В Уголовном кодексе РК впервые предусмотрена ответственность за экоцид — преступление, являющееся по своей сущности посягательством на межнациональные экологические интересы. Актуальность включения такой статьи в УК, по мнению A.M. Плешакова, бесспорна: «мировое сообщество давно рассматривает такие деяния как международное преступление»260.
Часть 3 ст. 187 «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества» также можно признать составом экологического преступления, так как она предусматривает ответственность за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшее уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства.
Кроме того, в главе 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного правопорядка» имеется ст. 244 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики», которое, по сути, является экологическим преступлением. Оно состоит в нарушении правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве, ремонте или эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь или повлекло смерть человека или радиоактивное загрязнение окружающей среды. При некоторых условиях экологическими можно назвать еще две статьи -ст. 247 «Незаконное обращение с радиоактивными материалами» и ст. 249 «Нарушение правил обращения с радиоактивными материалами» - но только в том случае, если последствием их нарушения стала смерть человека или иные тяжкие последствия, под которыми подразумевается радиоактивное заражение окружающей среды.
Рассмотрением экологических преступлений занимаются органы внутренних дел, а при некоторых обстоятельствах - органы национальной безопасности. Так, следователями Комитета национальной безопасности в соответствии с ч. 1 ст. 192 УПК РК производится предварительное следствие по ст. 161 «Экоцид» УК РК.
Экоцид - это массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы, земельных или водных ресурсов, а также совершение иных действий, вызвавших или способных вызвать экологическую катастрофу. Появление в уголовных кодексах различных стран такой статьи связано с обеспокоенностью мировой общественности ростом числа эколо-
2ьи Плешаков А. М. Ответственность за экологические преступления // Проблемы реформы уголовного законодательства Российской Федерации. — М, 1992. С. 120.
гических катастроф, спровоцированных деятельностью человека. В решениях IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, 1995 г.) отмечается, что экологические преступления, приобретающие транснациональный характер, по своей опасности выдвигаются на одно из первых мест среди других преступлений и поэтому уголовное право призвано сыграть важную роль в выполнении международным сообществом своих функций по охране окружающей среды. На предотвращение транснационального загрязнения окружающей среды направлены двусторонние договоры между государствами и многосторонние конвенции (например, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и др.). Этим целям служит и включение в УК нормы об ответственности за экоцид. Последний выделен из общих экологических преступлений и помещен в главу о преступлениях против мира и безопасности человечества именно по причине того, что он носит транснациональный характер261.
Кроме того, следователи КНБ РК обязаны производить предварительное следствие по ст. 244 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики», ст. 247 «Незаконное обращение с радиоактивными материалами», ст. 249 «Нарушение правил обращения с радиоактивными материалами».
Помимо вышеуказанных статей, следователи КНБ РК осуществляют предварительное расследование согласно ст. 192 УПК РК по делам о всех преступлениях, совершенных организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) с участием лиц, занимающих ответственную государственную должность, либо военнослужащих, сотрудников органов дознания или предварительного следствия, прокуроров, судей. Таким образом, сотрудникам органов национальной безопасности подведомственны дела об экологических преступлениях, которые совершаются в организованной группе с привлечением коррумпированных должностных лиц. В качестве примера можно привести два случая, по которым предварительное следствие осуществлялось следователями УКНБ Атырауской области.
23 сентября 1996 г. возле села Дамба на реке Урал была задержана маломерная лодка «Прогресс-4», в которой находились гражданин И. и зам. начальника уголовного розыска УГСК области майор юстиции К. При осмотре лодки обнаружена рыба осетровых пород в количестве 3 штук весом
160 кг. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 162 УК КазССР262.
23 марта 1996 г. в складском помещении ОРСА «Атыраунефтегазгеоло-гия» была обнаружена рыба осетровых пород в количестве 4 тонн. Было установлено, что рыба принадлежит оперативному дежурному УГСК подполковнику юстиции А. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 162, ст. 143 УК КазССР263.
Предварительное следствие также осуществляется органами внутренних дел. Это касается экологических преступлений, предусмотренных ст. ст. 277-286, 287 (ч. 2), 288 (ч. 2), 289, 292 (ч. 2), 294 УК РК.
Органами внутренних дел помимо предварительного следствия осуществляется и дознание по экологическим преступлениям, предусмотренных ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. ст. 290, 291, ч. 1 ст. 292, ст. 293 УК РК. По таким делам предварительное следствие не требуется.
Гражданско-правовая ответственностьвоздействует на виновного путем лишения его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей. Гражданско-правовая ответственность наступает независимо от привлечения виновного к уголовной, административной или иной ответственности.
Основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства является обычно факт причинения экологического вреда.
Согласно п. 1 ст. 86 Закона РК «Об охране окружающей среды», к гражданско-правовой ответственности привлекаются физические и юридические лица, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью граждан, имуществу организаций, граждан и государства вследствие нарушения экологического законодательства.
Возмещение экологического вреда производится добровольно либо по решению суда по утвержденным таксам и методикам исчисления размера вреда, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков.
Гражданский кодекс РК предусматривает два способа возмещения вреда - в натуре (реальный) и в денежном выражении.
261 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. — М., 1997. С. 804. 246
Уголовное дело № 21 из архива Балыкшинского районного суда Атырауской области за 1996 год.
263 тт г-
Докладная записка о проделанной работе межрайонной природоохранной прокуратурой Атырауской области за 1996 год.
Возмещение экологического вреда в натуре осуществляется крайне редко и иногда требует длительного времени (например, восстановление леса путем посадки древесных культур).
Выделяют следующие натуральные формы возмещения экологического вреда:
— восстановление эквивалента утраченного количества и качества природного ресурса;
— предоставление равноценного природного ресурса взамен утраченного или выведенного из хозяйственного оборота;
— восстановление природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда;
— выделение заменяющих объектов, материалов, технологических процессов, оборудования и т. п.;
— строительство за счет виновной стороны и передача потерпевшей стороне сооружений и объектов по воспроизводству и восстановлению ут-
раченного .
Возмещение вреда в денежном выражении имеет свои особенности, которые вытекают из специфики природных объектов, которым причинен вред. Так как природные объекты произошли естественным путем и не имеют стоимости, то экологический вред, причиненный им, является невосполнимым на основе денежного эквивалента. Например, невозможно при помощи денег восстановить полностью уничтоженные виды животных и растений. Денежные суммы идут лишь на проведение мероприятий по восстановлению качества окружающей природной среды, очистке вод от загрязнения, засорения, лесовосстановительные работы и т. д.
Как же подсчитать сумму ущерба, причиненного окружающей природной среде? Ведь ее объекты не имеют стоимости, как товар? Например, срубили дерево. Каким образом определить возможные негативные явления в экологическом балансе, ведь особенность причинения экологического вреда проявляется в том, что вредные последствия могут проявиться через несколько лет, а иногда и веков?
Когда нет возможности подсчитать фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды, используются таксы и специальные методики исчисления размера вреда. В литературе по экологическому праву даются различные определения такс.
По мнению В. В. Петрова, таксы - это условные единицы исчисления ущерба265. М. М. Бринчук считает, что таксы представляют собой условные
264 Трунцевский Ю. В. Экологическое право России. — М.: Приор, 1999.
С. 58.
единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного266. Н. Г. Нарышева определяет таксу как условную единицу исчисления причиненного вреда, которая представляет собой заранее исчисленный и зафиксированный в твердой денежной сумме размер ущерба267.
Исходя из норм экологического законодательства Республики Казахстан, можно дать следующее определение таксы: такса- это заранее исчисленный и зафиксированный в денежном выражении размер экологического вреда.
Структура таксы состоит из двух частей. Первая представляет собой денежную сумму, которая должна возместить затраты, вложенные в охрану природных ресурсов, затраты на восстановление уничтоженных или поврежденных природных ресурсов, неполученные доходы. Вторая включает в себя сумму, служащую наказанием для нарушителя за нанесение экологического вреда.
Не следует путать таксу с административным или уголовным штрафом. Имеются следующие отличия штрафа от таксы:
1. Штраф может налагаться не только за реально причиненный экологический вред. Иногда достаточно самого факта совершения экологического правонарушения, например реальной угрозы причинения вреда.
2. При определении размера штрафа учитывается только конкретная статья КоАП РК или УК РК и вид природного объекта. При определении размера таксы в учет берется деление животного и растительного мира на категории, конкретные особи, породы.
3. Взыскание административного штрафа производится в административном порядке, уголовного - в уголовном, а такса взыскивается - в гражданско-правовом.
Следует запомнить одно важное правило - уплата штрафа не освобождает правонарушителя от уплаты таксы.
Таксы определяются различными способами. Так, таксы по животному миру исчисляются в кратном отношении к месячному расчетному показателю.
Постановлением Правительства РК были утверждены Размеры возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства об охране, вос-
265 Петров В. В. Указ. раб. С. 344.
266 Бринчук М. М. Указ. раб. С. 498.
Нарышева Н. Г. Понятие и сущность таксовой ответственности за нарушение законодательства о природных ресурсах // Государство и право. — 1997. — №10. —С. 42.