Понятие охраны окружающей природной среды

Тема «Правовые основы охраны окружающей природной среды» может показаться спорной, так как раньше она в качестве самостоятельной не вы­делялась, так как представлена всеми темами Особенной части. Однако мы считаем необходимым ее выделить, так как здесь будут рассмотрены общие положения, касающиеся общих экологических требований к хозяйственной деятельности, понятия и видов отходов, основных видов загрязнения, засо­рения и истощения окружающей природной среды. Аналогичный раздел существует в земельном праве.

Понятие охраны окружающей среды следует начать объяснять с катего­рии «окружающая природная среда».

Термин «окружающая среда» неоднократно обсуждался в юридической литературе. Данная категория (umwelt) была введена в науку «экология» во второй половине XIX века немецким биологом Якобом Икскюлем «для обо­значения внешнего мира, окружающего живые существа в той мере, в какой он воспринимается органами чувств и органами передвижения животных и побуждает их к определенному поведению»203. В качестве объекта природо­охранительного законодательства понятие "окружающая среда" в зарубеж­ных экономически развитых государствах стало употребляться в 60-70-е го­ды XX века204.

В законодательстве Республики Казахстан этот термин стал использо­ваться позже, несмотря на то, что в научных исследованиях он уже упот­реблялся. Так, в Законе РК «Об охране здоровья народа в РК» от 10 января 1992 года (утратившем силу) под окружающей средой понимается «среда


обитания человека, включающая ее природные аспекты (атмосферный воз­дух, водоемы, почва), условия труда, быта (жилище, места отдыха, транс­портные средства), обучения, воспитания, а также питьевая вода, продо­вольственные и промышленные предметы потребления, которые оказывают или при определенных условиях могут оказывать влияние (позитивное или негативное) на здоровье населения»205.

Несколько иной смысл вкладывается в понятие «окружающая среда» по Экологическому кодексу РК от 9 января 2007 года: «окружающая среда -совокупность природных и искусственных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой Земли, поверхностные и подземные воды, земли, не­дра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии».

По нашему мнению, данная формулировка не является достаточно точ­ной по следующим соображениям:

Во-первых, понятие «окружающая среда» довольно многозначно и мно­гогранно. В течение долгих лет оно являлось камнем преткновения, предме­том ожесточенных споров между юристами-экологами. Спорность данного понятия проявилась уже в двух приведенных выше определениях «окру­жающей среды» по законодательству Республики Казахстан.

В зарубежной литературе наблюдаются три подхода к данному феноме­ну: «а) физический подход (окружающая среда - это материальное окруже­ние, в котором совершается преобразование материи и энергии); б) геогра­фический подход (окружающая среда - это реальное окружение, состоящее из природных и антропогенных элементов, в котором живут и работают люди); в) экологический подход (окружающая среда - это сумма взаимосвя­занных факторов физической, биологической и общественных сред, оказы­вающих решающее влияние на развитие общества)»206. Все три подхода ши­роко задействованы как зарубежными, так и отечественными юристами.

Физический подход к определению понятия «окружающая среда» был продемонстрирован в свое время Колбасовым О.С: «Природа (окружающая среда) - это весь материальный мир, находящийся вне человеческого обще­ства, окружающий общество. К природе относится вся Вселенная»207.


 


0 Цит. по: Нескромный В. От «философии вражды» к «философии взаимо­зависимости».

204 Еринчук ММ. Экологическое право России (право окружающей среды). -М., 1998. С.49. '


2 Закон РК «Об охране здоровья народа в Республике Казахстан» от 10 ян­варя 1992 г. //Ведомости Верховного Совета РК. - 1992. - № 3.

206 Цит. по: Охрана окружающей среды в городах (организационно-правовые
вопросы). - Киев, 1981. С.8.

207 Колбасов О.С. Экология: политика - право. - М., 1976. С.19.


Географического подхода придерживается большинство экологов стран СНГ208. Определения окружающей среды в данном аспекте рассмотрим ни­же.

Экологический подход наиболее характерен для зарубежных экспертов. Так, согласно Модельному закону об охране окружающей среды (Совет Ев­ропы, Страсбург, 1994) «окружающая среда» означает:

1) природные ресурсы, живые и неживые, как например, воздух, косми­ческое пространство, вода, почва, климат, фауна и флора, и взаимодействия между этими факторами;

2) имущество, составляющее часть окружающей среды, созданной чело­веком;

3) характерные черты ландшафта;

4) качество и условия жизни, в той мере, в какой они имеют или могут иметь воздействие на благосостояние и здоровье людей»209.

Этого же подхода придерживаются Шемшученко Ю.С., Чуйков В.А., Ро­зовский Б.Г. и другие: «Окружающую среду можно представить в виде сложной системы, состоящей из взаимодействующих между собой различ­ных сред. К ним относятся: а) природная среда, т.е. совокупность природ­ных ресурсов и условий, имеющих естественное происхождение, а также претерпевших определенные антропогенные изменения; б) искусственная среда, т.е. среда, созданная трудом человека (города, городские агломера­ции. Транспорт, производственные здания и сооружения и пр.); в) социаль­ная среда, т.е. среда производственных и непроизводственных отношений, определяющих характер взаимодействия между природой и обществом»210. Как видим, у термина «окружающая среда» очень много значений. Во-вторых, использование термина «окружающая среда» является не­верным с точки зрения языковедов, с чем согласны и некоторые экологи. «В последнее время широко распространилось бессмысленное с точки зрения семантики русского языка словосочетание «среда окружающая» (кого - со­вершенно не ясно, очевидно, подразумевается - человека), возникшее от английского «энвайромент» - «среда, окружающая что-то», а с определен-

208 Брипчук М.М. Указ. раб.; Байдельдинов Д.Л. Экологическое законода­
тельство Республики Казахстан. - Алматы, 1995; Байсалов СБ., Ипьяшенко Л.В.
200 вопросов и ответов по охране природы. - Алма-Ата, 1987; Петров В.В. Эколо­
гическое право России. - М., 1995.

209 Модельный закон об охране окружающей среды. - Страсбург, 1994.

210 Охрана окружающей среды в городах (организационно-правовые вопро­
сы). - Киев, 1981. СЮ.


ным артиклем - непосредственное окружение чего-то (кого-то)... Правиль­нее говорить «окружающая человека среда», «окружающая нас среда»2".

Руководствуясь вышеуказанными соображениями, автор считает необ­ходимым помимо уточнения содержания понятия «окружающая среда» из­менить его обозначение.

Полемика по поводу наименования интегрированного объекта экологи­ческого права началась давно и до сих пор продолжается. Предлагается це­лый ряд терминов: «природа», «природная среда», «окружающая среда», «окружающая природная среда», «экология».

Наиболее яркими сопоставляемыми понятиями были в свое время «при­рода» и «окружающая среда». Эти два термина то отождествляли212, то раз­водили213. В конечном итоге, термин «природа» все чаще заменяется терми­ном «окружающая среда», так как второе понятие «не только более емко по содержанию, чем понятие «природа», и «природная среда», какого бы ши­рокого значения мы им не придавали, но оно в современных условиях более точно отражает сущность проблемы, ее объем и особенности»214.

На следующем этапе возникали споры по поводу соотношения понятий «окружающая среда» и «окружающая природная среда».

Ряд авторов считает первое понятие составной частью второго. Так, по мнению Петрова В.В., Джуровича Л.М., Роде Г. и др., под окружающей природной средой следует понимать всю естественную среду обитания - не измененную человеком либо мало измененную им - и преобразованную, очеловеченную природу215. В содержание данного понятия включены, как видим, природа и окружающая человека среда.

Существовала и диаметрально противоположная точка зрения. На взгляд Лунева А.Е., «в широком понимании окружающая среда - это среда обита­ния и производственной деятельности человека и всего человечества. Она

Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь справочник. - М., 1992. С.251-252.

1 Колбасов О.С. Экология: политика - право. - М., 1976; Дубовик О.Л. Ме­ханизм действия права в охране окружающей среды. - М., 1984.

213 Полянская Г.Н. Понятие охраны природы и природоохранительное зако­
нодательство //Сов. государство и право. - 1975. - № 9. - С.75; Охрана окружающей
среды в городах (организационно-правовые вопросы). - Киев, 1981. С.10-11; Шес-
терюк А.С.
Вопросы кодификации законодательства об охране окружающей среды.
-Л., 1984. С.16.

214 Охрана окружающей среды в городах (организационно-правовые вопро­
сы). - Киев, 1981. С. 14.

215 Шестерюк А.С. Указ. раб. С.98; Правовая охрана окружающей природной
среды в странах Восточной Европы. - М, 1990. С.30.


включает в себя окружающую природную среду, созданные людьми строе­ния, инженерные сооружения»216.

Гофман К.Г. и Гусев А.А. также считают, что «окружающая природная среда - более узкое понятие, чем окружающая среда вообще (последняя представляет собой интегральную совокупность природных и социальных факторов, воздействующих на человека)», однако, под окружающей при­родной средой понимают «совокупность чисто природных и природно-антропогенных факторов, не являющихся средствами труда, предметами потребления или источниками энергии и сырья, но оказывающих непосред­ственное воздействие на уровень жизни населения и экономические показа­тели функционирования отраслей хозяйства»217.

Любопытна точка зрения Бринчука М.М., который объясняет термин «окружающая среда» через термин «окружающая природная среда», яв­ляющийся, однако, по смыслу синонимом понятию «природа». «Окружаю­щая среда может быть определена как окружающая природная среда, т.е. совокупность естественных систем, природных объектов и природных ре­сурсов, включая атмосферный воздух, воды, землю (почву), недра, живот­ный и растительный мир, а также климат и ближний космос, в их взаимо­связи и взаимодействии»218.

В настоящее время довольно часто приравнивают друг к другу понятия «окружающая среда» и «экология»219. На наш взгляд, это неверное пред­ставление. Общеизвестно, что термин «экология» был введен в обращение немецким зоологом Эрнстом Геккелем в 1866 году для обозначения учения о взаимосвязях организмов со средой их обитания. «На современном этапе экология как наука трансформируется в область знаний о природных и при-родно-антропогенных системах, содержащих живые компоненты, о прин­ципах управления такими системами в процессе природопользования, оздо­ровления среды обитания человека... Соответственно, употребляя в праве окружающей среды понятие «экология», мы имеем и можем иметь в виду лишь область знания»220.

2,6 Лунев А.Е. Природа, право, управление. - М., 1981. С.7.

217 Охрана окружающей среды: модели управления чистотой природной сре­
ды. - М., 1977. С.10-11.

218 Бринчук М.М. Указ. раб. С.53.

219 Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Практикум. Библиография. Законо­
дательство. - Барнаул, 1996; Байдельдинов Д.Л. Правовой механизм государствен­
ного управления в области экологии. - Алматы, 1998; Экологическое право России
/Под ред. В.Д. Ермакова и А.Я. Сухарева - М, 1997.

220 Бринчук М.М. Указ. раб. С.55.


Итак, по мнению автора, наиболее приемлемым по содержанию и назва­нию является понятие «окружающая природная среда», которое включает в себя «природу как систему естественных экологических систем и окру­жающую человека среду как ту часть естественной среды, которая преобра­зована в результате деятельности человека»221.

С этой точки зрения определение окружающей среды, приведенное в Экологическом кодексе РК, является неполным, т.к. включает лишь сово­купность природных объектов. Непонятным является и указание искусст­венных объектов, так как под ними следует понимать объекты, созданные руками человека. Но мы не можем при помощи экологических норм охра­нять строения и сооружения. Следовательно, данное понятие надо расши­рить, включив в него преобразованную в результате деятельности человека часть естественной среды, исключив при этом понятие «искусственные объ­екты». Это не будет противоречить закону, т.к., судя по его содержанию, охране подлежит и претерпевшая определенные антропогенные изменения природная среда, однако не настолько коренные, чтобы она называлась ис­кусственной.

По нашему мнению, окружающая природная среда - совокупность при­родных (включая атмосферный воздух, озоновый слой Земли, поверхност­ные и подземные воды, земли, недра, животный и растительный мир, а так­же климат в их взаимодействии) и природно-антропогенных объектов. Под природно-антропогенным объектом следует понимать часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека.

Определившись с понятием «окружающая природная среда», рассмот­рим следующую категорию - «охрана окружающей среды».

В соответствии с Экологическим кодексом РК под охраной окружающей среды понимается система государственных и общественных мер, направ­ленных на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвраще­ние негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окру­жающую среду и ликвидацию ее последствий.

Автор полагал бы уточнить указанное понятие и обозначить его как «ох­рана окружающей природной среды», что является более актуальным на со­временном этапе. Данный термин представляет собой трансформированную со временем категорию «охрана природы».

Возникшие в XIX веке идеи охраны природы материализовались в фор­ме консервативной, заповедной охраны редких объектов природы от раз­рушения, повреждения человеком. Для этого периода характерно использо­вание понятия «охрана природы», которое впервые получило широкое рас-

Петров В.В. Экологическое право России. - М, 1995. С.541.


пространение после 1 Международного съезда по охране природы в 1913 году222, а также «охрана природной среды». Содержание этих понятий со­ставляла «охрана отдельных участков природы, имеющих особую научную, культурную и тому подобную ценность»223.

По мере увеличения объема потребления природных ресурсов развива­ется вторая форма охраны окружающей природной среды, получившая на­звание - рациональное использование природных ресурсов, при которой требования охраны природы включаются в сам процесс хозяйственной дея­тельности по использованию природных ресурсов. Возникает категория «охрана природных ресурсов», а понятие «охрана природы» расширяется за счет включения в его содержание рационального природопользования.

Далее понятие охраны природы становится все более емким: в него включают «воспроизводство природных ресурсов» или «восстановление и умножение ресурсов» .

В частности, Гладков Н.А. и др. определяли охрану природы как систе­му государственных и общественных мероприятий, направленных на ра­циональное использование, охрану и воспроизводство природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах удов­летворения материальных и культурных потребностей как существующего, так и будущих поколений людей225. А по мнению Адиханова Ф.Х., «охрана природы - это и изъятие отдельных участков природы из хозяйственного оборота, и предотвращение и устранение вредных последствий человече­ской деятельности на природу, и рациональное использование, восстанов­ление и умножение природных ресурсов»226.

В середине XXI века (50-60-е годы) появляется еще одна форма охраны - защита, оздоровление окружающей человека среды. Здесь непосредствен­ным объектом охраны является человек, его жизнь, его здоровье, его гене­тическое будущее. В это время обосновывается возникновение термина «охрана окружающей среды».

Первоначально дальнейшему расширению содержания подверглось по­нятие «охрана природы». В него включают и охрану окружающей человека


среды. Например, с точки зрения Колбасова О.С., «советский термин «ох­рана природы» охватывает своим содержанием все стороны природоохра­нительной деятельности, охрану достопримечательностей природы, при­родных ресурсов и природы в целом как среды жизни»227.

По мнению Еренова А.Е., «охрана природы - это совокупность мер, на­правленных на обеспечение рационального и эффективного использования, защиты и умножения природных ресурсов в целях развития народного хо­зяйства и удовлетворения растущих материальных и культурных потребно­стей советских людей, на создание нормальной окружающей человека при­родной среды»228.

Аналогичной точки зрения придерживается и Стамкулов А.С. Он вклю­чает в содержание охраны природы «сохранение и преумножение здоровой и продуктивной окружающей человека среды»229.

Со временем термин «охрана природы» замещается «охраной окружаю­щей среды». «Такие понятия, как «охрана природы», «охрана природной среды», «охрана природных ресурсов», все больше интегрируются поняти­ем «охрана окружающей среды»230. Последнее все чаще используется в юридической литературе. В частности, Бринчук М.М. под охраной окру­жающей среды понимает деятельность по поддержанию благоприятного со­стояния окружающей среды, предупреждению деградации в процессе обще­ственного развития и по восстановлению такого состояния, если оно нару­шено, для поддержания экологического равновесия231.

На наш взгляд, использование термина «охрана окружающей среды» яв­ляется не совсем правильным. Следует применять такое понятие, как «охра­на окружающей природной среды». Убеждение автора основано на приве­денном выше сопоставлении понятий «окружающая природная среда», «окружающая среда», «природа», из которого следует, что наиболее общим понятием является первое, а соподчиненными ему - два последних. Если го­ворить об «охране окружающей среды», то может создаться впечатление о том, что охраняется только преобразованная деятельностью человека часть естественной среды, а как же природа? Кстати, существовала и такая спор-


 


222 Гладков Н.А., Михеев А.В., Галушин В.М. Охрана природы. - М, 1975.
Сб.

223 Казанцев Н.Д, Колотинская Е.Н. Правовая охрана природы в СССР. - М.,
1962. С.16.

224 См.: Казанцев Н.Д. Правовая охрана природы в СССР. - М., 1967. С.13;
Сыроедов Н.А. Ленинские идеи об охране природы и природоохранительное зако­
нодательство .//Сов. государство и право. - 1974. - № 4. С.71-72.

225 Гладков Н.А., Михеев А.В., Галушин В.М. Указ. раб. С.7.

226 Адиханов Ф.Х. Правовая охрана природы в СССР. - Томск, 1974. СП.


Колбасов О.С. Экология: политика - право. - М., 1976. С.17.

Еренов А.Е. Понятие правовой охраны природы и проблема совершенст­вования природоохранительного законодательства /Правовая охрана природы Ка­захской ССР. - Алма-Ата, 1977. С.20.

Стамкулов А.С. Правовая охрана природы в Казахской ССР. - Алма-Ата, 1982. С.5.

Шемшученко Ю.С. Организационно-правовые вопросы охраны окру­жающей среды в СССР. - Киев, 1976. С. 19. 231 Бринчук М.М. Указ. раб. С.54.


ная точка зрения. Шемшученко Ю.С. считает, что «задача охраны природы от человека заменена задачей защиты человека от влияния на него сущест­венно измененной природной среды, так как естественной среды как тако­вой уже не существует»232. По нашему мнению, указанные задачи не заме­няют друг друга, а сосуществуют. Автор не согласен и с тем, что естествен­ной среды не существует. Безусловно, сейчас невозможно найти первоздан­ную природу, «девственные леса», где не ступала нога человека, но это не значит, что природы как таковой нет. Несмотря на существенное вмеша­тельство человека, большинство процессов в природе осуществляется неза­висимо от него.

Термин «охрана окружающей природной среды» уже использован рядом авторов233, которые понимают под ним систему государственных и общест­венных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия общества и природы на основе сохранения и воспроизводства природных богатств, рационального использования природных ресурсов, улучшению качества окружающей человека жизненной среды234. Как видим, в данном определении отражены несколько форм природоохранительной деятельно­сти:

- сохранение природных объектов. Под ним следует понимать консерва­тивную охрану природных объектов, т.е. обеспечение их неприкосновенно­сти, их «непотребление», например, путем установления заповедного режи­ма на природной территории;

- воспроизводство - деятельность по восстановлению утраченного каче­ства окружающей природной среды, например, путем выращивания деревь­ев в лесопитомниках для высадки в лесах, создания благоприятных условий для размножения диких животных, удобрения почв;

- рациональное использование природных ресурсов - разумное и опти­мальное извлечение полезных свойств природных ресурсов либо их потреб­ление;

- улучшение качества окружающей человека среды - обеспечение благо­приятной для жизни и здоровья среды обитания человека.

Вместе с тем, включение рационального природопользования в понятие охраны окружающей природной среды, до сих пор остается спорным. Без­условно, что при использовании природных ресурсов экологические требо-

232 Шемшученко Ю.С. Организационно-правовые вопросы охраны окру­
жающей среды в СССР. - Киев, 1976. С. 19.

233 Петров В.В. Экологическое право России. - М., 1995. С.541; Правовая ох­
рана окружающей природной среды в странах Восточной Европы. - М., 1990. Сб.

234 Петров В.В. Указ. раб. С.541.
214


вания включаются в сам процесс хозяйственной деятельности, тем не менее, природопользование каким бы ни было рациональным, все равно умаляет качество окружающей природной среды.

Также считаем необходимым выделить отдельно и такую форму как предотвращение вредных последствий антропогенного развития на окру­жающую природную среду. Ее отличие от сохранения природных объектов заключается в том, что она проявляется в активных действиях, сохранение же - это пассивная форма.

Разделяя эту точку зрения в понимании «охраны окружающей природ­ной среды», автор предлагает свою формулировку. На наш взгляд, охрана окружающей природной среды- это деятельность государства, физиче­ских и юридических лиц, КФХ, направленная на предотвращение вредных последствий антропогенного развития на окружающую природную среду, сохранение и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение качества окружающей человека среды.

Понятие «правовая охрана окружающей природной среды» - понятие более сложное. На наш взгляд, данный вид охраны следует рассматривать в объективном смысле и субъективном. Дело в том, что традиционное пони­мание правовой охраны окружающей природной среды как совокупности (системы) мероприятий, закрепленных в законодательстве, не охватывает экологические запреты, которые представляют собой «узаконенное» и не­обходимое бездействие.

В объективном смысле правовая охрана окружающей природной среды- совокупность правовых норм, регулирующих общественные отно­шения по предотвращению вредных последствий антропогенного развития на окружающую природную среду, сохранению и воспроизводству природ­ных ресурсов, обеспечению качества окружающей человека среды.

В субъективном смысле правовая охрана окружающей природной среды- это деятельность государства, физических и юридических лиц, КФХ по реализации правовых норм, закрепляющих меры по предотвраще­нию вредных последствий антропогенного развития на окружающую при­родную среду, сохранению и воспроизводству природных ресурсов, обеспе­чению качества окружающей человека среды.

Объектомохраны окружающей природной среды является окружающая природная среда.

Субъектами выступают государство, физические и юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. При этом совершенно не обязатель­но, чтобы данные субъекты являлись природопользователями. Например, обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богат-


ствам возлагается на каждого гражданина РК согласно ст. 38 Конституции Республики Казахстан.

Содержание охраны окружающей природной средыможно рассмот­реть в двух аспектах: как совокупность мероприятий, либо сквозь призму прав и обязанностей субъектов, осуществляющих охрану окружающей при­родной среды.

К мероприятиям по охране окружающей средыотносятся мероприя­тия:

1) направленные на обеспечение экологической безопасности;

2) улучшающие состояние компонентов окружающей среды посредст­вом повышения качественных характеристик окружающей среды;

 

3) способствующие стабилизации и улучшению состояния экологиче­ских систем, сохранению биологического разнообразия, рациональному ис­пользованию и воспроизводству природных ресурсов;

4) предупреждающие и предотвращающие нанесение ущерба окружаю­щей среде и здоровью населения;

5) совершенствующие методы и технологии, направленные на охрану окружающей среды, рациональное природопользование и внедрение меж­дународных стандартов управления охраной окружающей среды;

6) развивающие производственный экологический контроль;

 

7) формирующие информационные системы в области охраны окру­жающей среды и способствующие предоставлению экологической инфор­мации;

8) способствующие пропаганде экологических знаний, экологическому образованию и просвещению для устойчивого развития.

К мероприятиям по охране окружающей среды могут быть отнесены ин­вестиционные экологические проекты.

Права и обязанности субъектов,осуществляющих охрану окружаю­щей природной среды подробно рассмотрены в Лекции 2 «Экологическое правоотношение. Экологические права, обязанности и законные интересы физических и юридических лиц, государства».

В настоящее время актуальным является вопрос о соотношении понятия «охрана окружающей природной среды» и «экологическая безопасность». Если быть более точным, то следует сравнивать понятия «охрана окружаю­щей природной среды» и «обеспечение экологической безопасности».

Следует различать понятия «экологическая безопасность» и «обеспече­ние экологической безопасности». Первое понятие означает состояние за­щищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и го­сударства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. Второе понятие означает деятельность


и оно более широкое, так как обеспечение защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, предполагает не только охрану экологических прав общества и госу­дарства, но и охрану самой окружающей природной среды.

С этой точки зрения понятие «обеспечение экологической безопасности» шире по содержанию, чем «охрана окружающей природной среды», так как сюда включается охрана экологических прав общества и государства.

Рассмотрим основные направления охраны окружающей природной среды. Существует несколько критериев.

Самый традиционный - это выделение по видам охраняемых природ­ных объектов.С этой точки зрения выделяют:

- охрану земель;

- охрану недр;

- охрану вод;

- охрану лесов;

- охрану иной растительности;

- охрану животного мира;

- охрану атмосферного воздуха.

Также можно использовать дифференцированныйи комплексныйподход. С этой точки зрения можно выделить охрану отдельных природных объектов и охрану природных комплексов - заповедников, национальных природных парков и т.д.

В зависимости от характера вредного воздействияможно выделить:

- охрану окружающей природной среды от загрязнения;

- охрану окружающей природной среды от засорения;

- охрану окружающей природной среды от истощения;

- охрану окружающей природной среды от уничтожения;

- охрану окружающей природной среды от повреждения;

- предотвращение экологического дисбаланса.

Если конкретизировать виды загрязнения,то можно указать:

- охрану окружающей природной среды от химического загрязнения;

- охрану окружающей природной среды от физического загрязнения;

- охрану окружающей природной среды от биологического загрязнения. Окружающая природная среда состоит из двух частей, поэтому по ее

структуреможно выделить охрану природы, т.е. естественной среды оби­тания, и охрану окружающей человека среды.

В свою очередь, охрану природы можно разбить на виды по видам охра­няемых природных объектов: охрану земель, недр, вод, лесов, иной расти­тельности, животного мира, атмосферного воздуха.


осуществляется с учетом результатов проверки экологического состояния, которая должна быть предусмотрена планом приватизации предприятия и иного объекта и осуществляться с участием уполномоченного органа в об­ласти охраны окружающей среды.

При возбуждении дела о банкротстве юридического лица-природопользователя, осуществляющего экологически опасные виды хо­зяйственной и иной деятельности, проводится обязательный экологический аудит.

При производстве по делу о банкротстве юридического лица-природопользователя обеспечивается учет результатов обязательного эко­логического аудита.

Реорганизация юридического лица-природопользователя, осуществ­ляющего экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности, проводится с учетом результатов обязательного экологического аудита и их отражением в разделительном балансе (при реорганизации в форме разде­ления и выделения) и передаточном балансе (при реорганизации в форме слияния).

При ликвидации юридического лица-природопользователя, осуществ­ляющего экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности, назначается внеплановая инспекторская экологическая проверка с обяза­тельным отражением ее результатов в ликвидационном балансе.

При проектировании предприятий, зданий и сооружений, объектов про­мышленности и сельского хозяйства, систем водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений, транспорта и связи, технологических про­цессов, изделий и оборудования, других объектов должны быть предусмот­рены:

1) соблюдение нормативов качества окружающей среды;

2) обезвреживание и утилизация опасных отходов;

3) использование малоотходных и безотходных технологий;

4) применение эффективных мер предупреждения загрязнения окру­
жающей среды;

5) воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

Запрещаются финансирование и реализация проектов, по которым от­сутствуют положительные заключения государственных экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов произ­водится при условии выполнения в полном объеме всех экологических тре­бований, предусмотренных проектом, по акту приемочной комиссии, созда­ваемой с участием уполномоченного органа в области охраны окружающей среды. Запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных


объектов без установок и оборудования по очистке, обезвреживанию и ути­лизации опасных отходов, выбросов, сбросов, обеспечивающих соблюдение нормативов качества окружающей среды, а также без завершения работ по рекультивации земель, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных проектом.

Природопользователь, осуществляющий эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, несет ответственность за:

1) проведение работ на отведенной территории с соблюдением требова­ний экологической безопасности;

2) ведение установленной документации по вопросам охраны окружаю­щей среды и представление государственным органам установленной от­четности по всей деятельности;

3) оказание содействия в работе инспекций государственных контроли­рующих органов и выполнение законных предписаний в установленные сроки.

На каждом объекте природопользователь должен:

1) создать специальное подразделение либо назначить работника, ответ­ственного за организацию, проведение производственного экологического контроля и за взаимодействие с контролирующими органами;

2) проводить все операции наиболее безопасным способом и содержать оборудование в безопасном состоянии в целях охраны здоровья и жизни ра­ботников, окружающей среды и имущества;

3) разработать и утвердить согласованные с территориальными органа­ми уполномоченного органа в области охраны окружающей среды норма­тивно-технические документы по охране окружающей среды по всем видам деятельности, которые должны пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Нормативно-технические документы должны также пересматри­ваться при введении новых типовых правил и норм, новых технологических процессов, установок, машин и аппаратуры;

4) на участках (объектах) работ вести журналы проверки состояния тех­нической и экологической безопасности, в которых ответственные должно­стные лица природопользователя должны записывать обнаруженные недос­татки с указанием сроков их устранения.

Порядок организации и ведения работ на экологически опасных объек­тах должен быть установлен специальным положением, разработанным природопользователем. Природопользователь должен иметь план действий по устранению или локализации аварийной ситуации, возникшей в резуль­тате нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, стихийных бедствий и природных катаклизмов.


Работник, обнаруживший нарушение экологических требований, норм, правил и инструкций или опасность, угрожающую жизни и здоровью лю­дей, а также возможность загрязнения окружающей среды, обязан незамед­лительно принять все зависящие от него меры по устранению или локализа­ции возникшей ситуации и сообщить об этом диспетчеру или руководству.

Устранение выявленных недостатков в назначенные сроки должно кон­тролироваться уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, а также природопользователем, осуществляющим эксплуатацию хо­зяйственных и иных объектов.

Аварии, не повлекшие за собой несчастных случаев на производстве и экологических последствий, расследуются в соответствии с инструкциями по техническому расследованию и учету аварий, не повлекших за собой не­счастных случаев и экологических последствий. В особых случаях для рас­следования крупных технических аварий и экологических последствий, а также групповых несчастных случаев назначается комиссия.

Природопользователь обязан информировать уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о происшедших авариях с выбросом за­грязняющих веществ в окружающую среду в течение двух часов с момента их обнаружения.