Формы и направления экологической деятельности органов внутренних дел

Экологическая деятельность ОВД осуществляется в определенных орга­низационно-правовых формах.

Организационно-правовые формы деятельности представляют собой специфическое осуществление юридических полномочий (компетенции) органов государства, заключающееся в совершении различных правовых действий (актов)166. Так их называют потому, что в ходе реализации этих форм при помощи правоприменения организуется поведение людей с целью его упорядочения.

Каковы же организационно-правовые формы природоохранительной деятельности ОВД? А. А. Примаченок относит к таковым содействие опре­деленным органам в охране и защите от загрязнения природных богатств, в борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства и надзор за соблюдением санитарных правил содержания городских террито­рий, загородных мест отдыха трудящихся и пляжей167.

По мнению В. В. Меркулова, природоохранительная деятельность ми­лиции носит форму профилактики экологических правонарушений, пресе­чения деяний, наносящих ущерб природе, координации природоохрани-

165 Там же.

166 Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулиро­
вания в социалистическом обществе. — М, 1972. С. 122.

16 Примаченок А. А. Деятельность органов внутренних дел Белоруссии по предупреждению и пресечению преступлений против социалистического порядка природопользования (уголовно-правовые вопросы). — Минск, 1983. С. 13.


тельных мероприятий168. На наш взгляд, профилактика и координация яв­ляются чисто организационными формами, а пресечение экологических правонарушений охватывается такими организационно-правовыми форма­ми, как контроль и надзор.

Г. И. Азаров, В. И. Волков выделяют в природоохранительной деятель­ности ОВД контроль, надзор и содействие природоохранительным орга-

нам .

В. В. Петров утверждает, что экологические функции органы внутрен­них дел осуществляют в четырех формах: охранительно-содействующей, охранительно-контрольной, охранительно-договорной и регулятивной .

Пытаясь определить организационно-правовые формы природоохрани­тельной деятельности ОВД, следует оттолкнуться от того, какие самостоя­тельные разновидности имеет правоохранительная деятельность. В качестве таковых можно выделить: а) надзорно-контрольную деятельность; б) дея­тельность по обеспечению исполнения норм права (правообеспечение); в) деятельность по разбирательству правовых споров и дел о правонарушени­ях; г) деятельность по исполнению (реализации государственного принуж­дения)171. Думается, что применительно к нашей классификации следует надзорно-контрольную деятельность представить в виде раздельных орга­низационно-правовых форм — надзор и контроль, а деятельность по обес­печению исполнения норм права — как содействие соответствующим орга­нам, потому что сущность их едина.

Проанализировав вышеуказанные точки зрения, мы пришли к выводу, что основными организационно-правовыми формами природоохранитель­ной деятельности ОВД являются:

1) экологический контроль;

2) экологический надзор;

3) рассмотрение дел об экологических правонарушениях (сюда включа­ется и оперативно-розыскная деятельность);

4) содействие природоохранительным органам;

5) охранительно-договорная форма.

168 Меркулов В. В. Законодательные основы природоохранительной деятель­
ности органов'мВД СССР.—Рязань, 1983. С. 17.

169 Азаров Г. И., Волков В. И. Природоохранительная деятельность органов
внутренних дел. — М, 1990. С. 15.

170 Петров В. В. Экологическое право России. — М.: Бек, 1995. С. 377.

171 Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулиро­
вания в социалистическом обществе. — М., 1972. С. 182.


Основной организационно-правовой формой участия ОВД в охране ок­ружающей природной среды является экологический контроль.

Каким образом соотносятся экологический контроль и контроль как ор­ганизационно-правовая форма участия ОВД в обеспечении экологической безопасности? На наш взгляд, последнее является составной частью перво­го, т. е. рассматривается как один из элементов экологического контроля -государственный экологический контроль.

Функция экологического контроля, закрепленная в ведомственных нор­мативных актах (в положениях об отделах природоохранной и ветеринар­ной полиции, о санитарной полиции и т. д.), не была отражена в Законе РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». В настоящее время это противоречие устранено. В соответствии с п. 33-3 ст. 11 Закона РК «О вне­сении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК и признании утратившими силу Указов Президента, имеющих силу закона, «О специальных органах, осуществляющих дознание» и «О Государствен­ном следственном комитете РК» от 09.12.98 г. органам внутренних дел пре­доставлено право совместно с иными государственными органами контро­лировать соблюдение организациями, независимо от форм собственности, гражданами требований природоохранного и ветеринарного законодатель­ства, санитарных норм и правил, проведение организациями при­родоохранных, санитарно-эпидемиологических и противоэпизоотических мероприятий.

Экологический контроль, осуществляемый ОВД, отличается от контро­ля, реализуемого органами Министерства охраны окружающей среды РК. Для последних экологический контроль — основная функция деятельности, у первых же приоритетными являются другие функции. Также сужен круг природных объектов, в отношении охраны которых осуществляется эколо­гический контроль со стороны ОВД.

Экологический контроль МВД РК условно можно разделить на два вида: внутриведомственный (внутренний) контроль и надведомственный (внеш­ний) контроль172.

В качестве внутриведомственного контроля можно рассматривать и кон­троль, осуществляемый за соблюдением природоохранных мероприятий ав­тохозяйствами МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, гаражами военных баз, учебными заведениями, пансионатами, санаториями и домами отдыха, горрайлинор-

Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. — М: Юрид. лит., 1987. С. 16; Емелин А. Н. Место и роль ГАИ в системе субъек­тов охраны атмосферного воздуха // Организационно-правовые основы деятельно­сти Госавтоинспекции на современном этапе. — М, 1989. С. 11.


ганами внутренних дел, подразделениями полиции. Он проводится в соот­ветствии с Наставлениями по автомобильной службе в органах внутренних дел, утвержденных Приказом МВД № 108 от 15.03.93 г.

Проверка состояния автослужб органов внутренних дел РК организуется по решению руководства МВД, ГУВД, УВД, УВДТ. В частности, при про­верке изучается соблюдение законодательства об охране природы при тех­ническом обслуживании и ремонте транспортных средств, а также при их эксплуатации, использовании и хранении (п. 7.3.8 Наставлений).

Надведомственный контроль органов внутренних дел производится вне системы МВД РК в отношении других юридических и физических лиц.

Такой вид контроля характерен для органов дорожной полиции МВД РК, подразделений разрешительной системы, отделов природоохранной и ветеринарной полиции.

Экологический контроль, осуществляемый органами внутренних дел проводится по нескольким основным направлениям: 1) в области охраны диких животных (за исключением водных животных); 2) вобласти охраны водных животных; 3) в области охраны растительного мира; 4) в области охраны вод; 5) в области охраны атмосферного воздуха.

Контроль в области охраны диких животныхосуществляется орга­нами внутренних дел в соответствии с планами совместных мероприятий, принимаемыми МВД РК и заинтересованными органами - Министерством охраны окружающей среды РК, таможенными органами и т.д. В соответст­вии с этими планами органы внутренних дел заранее - до наступления охотничьего сезона - определяют состав и количество принимаемых в рей­довых мероприятиях сил, обеспечивают их автотранспортом, техническими средствами и вооружением, в зависимости от особенностей обслуживаемой территории определяют места проведения заградительных и поисковых ме­роприятий.

Во время охотничьего сезона действуют мобильные группы, состоящие из работников ОВД (работников служб административной полиции, вклю­чая сотрудников отделов природоохранной и ветеринарной полиции, участ­ковых инспекторов и так далее) и представителей государственных инспек­ций по охране животного мира, иногда с привлечением общественных ин­спекторов.

При контроле используются следующие методы обнаружения браконье­ров: открытый маршрутный, скрытый и иные методы. В качестве иных ме­тодов выявления случаев браконьерства можно назвать стационарные по­сты, пикеты на железнодорожных станциях, переправах, причалах, приста­нях, постах дорожной полиции. Указанные методы позволяют проводить досмотр транспортных средств и граждан, получить информацию о количе-


стве прибывающих охотников, местах производства незаконной охоты, вес­ти с ними предупредительную работу173. Объезды (обходы) охотничьих угодий осуществляются периодически. Групповое патрулирование в таких случаях необходимо, так как в последнее время большинство преступлений, связанных с браконьерством (60 %) осуществляется по преступному сгово­ру группой лиц1 4, причем нередко пускающих в ход оружие. Члены мо­бильных групп перед патрулированием должны изучить все предстоящие маршруты, их особенности, наладить связь между всеми участниками. Для поимки правонарушителей организуются засады, а также выставляются по­сты наблюдения. Засады устраивают обычно в самих охотничьих угодьях, посты наблюдения - на подходах к ним. Находясь на таком посту, сотруд­ники ОВД могут обнаружить потенциальных браконьеров, их количество, вооруженность, обеспеченность транспортом. При необходимости постовые имеют право проверять наличие документов на право охоты, наличие раз­решения на оружие и так далее. В особых случаях мобильные группы могут заручиться поддержкой работников дорожной полиции.

При обнаружении факта нарушения в области охраны диких животных (за исключением водных животных) сотрудники ОВД составляют протокол о нарушении правил об охране и использовании животного мира (кроме на­рушений правил охоты). В нем указываются: должность, фамилия, имя, от­чество лица, составившего протокол; фамилия, имя, отчество правонаруши­теля, его адрес, место работы, наличие охотничьего билета, размер заработ­ка (для работающих), документы, удостоверяющие личность нарушителя; вид правонарушения с указанием нарушенной статьи закона или правил; на­личие транспортных средств, оружия (его систему и номер, техническое со­стояние), орудия добычи, продукция незаконного пользования животным ми­ром (ее состояние и качество), свидетельства способа добычи диких живот­ных (следы пробоин пулей, картечью, дробью, следы петли, капкана, наезда транспортом). При наличии свидетелей отмечаются их фамилии, адреса.

Протокол подписывается составителем протокола и правонарушителем.

Если в правонарушении содержатся признаки преступления, то на место совершения браконьерства вызывается оперативная группа (следователь, опер­уполномоченные, эксперты), которая правомочна произвести действия по ос-

Пиндюр И. И. Организация и методика расследования незаконной охоты. — Караганда, 1985. С. 40-42.

Иманбаев С. М. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика незаконной охоты и добычи водных животных и растений. — Караганда. 1998. С. 62.


мотру места происшествия, сбору вещественных доказательств и их процес­суальному закреплению. Осмотр места происшествия оформляется протоколом. Контроль в области охраны животного мира проводится не только в местах обитания диких животных, но и на дорогах, ведущих к ним или про­ходящих рядом. Для этого создаются оперативно-поисковые группы по проверке автомобильного и железнодорожного транспорта с целью выявле­ния и пресечения попыток вывоза диких животных за пределы области и даже республики. В них входят работники дорожной полиции, отделов при­родоохранной и ветеринарной полиции, линейных отделов внутренних дел на транспорте.

Принятие таких мер крайне необходимо, так как множество нарушений правил охоты совершается с использованием транспортных средств. Так, по результатам исследования в 111 из 145 случаев незаконной охоты (75,8%) браконьеры использовали автомототранспортные средства ", а по результа­там недавнего исследования охота с применением транспортных средств составила одну треть всех изученных случаев браконьерства — 33,2 "/о1 6. Анализ судебно-следственной практики Республики Казахстан показывает, что широкое распространение при незаконной охоте получило использова­ние государственных и общественных транспортных средств: оно составило более 50 %177.

Досмотр транспортных средств осуществляется, как правило, на кон­трольно-пропускных пунктах. В соответствии с Законом РК «Об органах внутренних дел РК» органы внутренних дел имеют право устанавливать по решению соответствующих исполнительных органов и должностных лиц контрольно-пропускные пункты на территории национальных парков, госу­дарственных заповедников. Также такие пункты могут быть организованы при въездах в населенные пункты, в отдельных «узловых» местах автотрасс и охотничьих угодий. При обнаружении незаконно добытой продукции, оружия, орудий лова сотрудники ОВД задерживают владельцев транспорт­ных средств.

Как мы видим, в осуществлении контроля в области охраны животного мира задействованы различные службы органов внутренних дел, что требу­ет согласованности их действий. Контрольные действия ОВД приносят не­которые результаты. Так, в 11,8 % случаев уголовные дела по факту неза­конной охоты были возбуждены в результате проведения рейдов, в 19 % —

175 Пиндюр И. И. Указ. раб. С. 53.

176 Иманбаев С. М. Указ. раб. С. 62.

177 Еркенов С. Е. Методика расследования незаконного занятия рыбным про
мыслом. — Караганда, 1984. С. 58.


возбуждались по материалам участковых инспекторов, инспекторов дорож­ной полиции и других сотрудников органов внутренних дел178.

В 2008 году выявлено более 320 фактов незаконной охоты и нарушений правил охоты, по которым возбуждено 32 уголовных дела по ст.288 УК РК «Незаконная охота», составлено 288 административных протоколов. Только сотрудниками природоохранной полиции ДВД Актюбинской и Кызылор-динской области выявлено 7 фактов браконьерства в отношении редких и исчезающих видов животных, при которых у браконьеров изъято 40 голов незаконно отстрелянных сайгаков, 7 голов джейранов, занесенных в Крас­ную Книгу Казахстана. Ущерб насчитывается на сумму более 11 млн. тенге. По всем фактам возбуждены и расследуются уголовные дела.

Сотрудниками отдела природоохранной полиции ДВД Кызылординской области совместно с представителями общественного фонда «Акбокен» в ходе проведения рейдовых мероприятий на территории Кармакчинского района в местности «Зенгир» за незаконную охоту задержаны четверо жи­телей с. Комекбаева Кармакчинского района, у которых обнаружены и изъ­яты: 7 туш незаконно отстрелянных джейранов, занесенных в Красную Книгу Республики Казахстан, два мотоцикла «УРАЛ» без государственных номерных знаков, две единицы огнестрельного охотничьего оружия 16 ка­либра179.

Контроль в области охраны водных животныхтакже осуществляется в соответствии с планами, разрабатываемыми и утверждаемыми Министер­ством внутренних дел РК и Министерством охраны окружающей среды.

Согласно этим планам предусматривается совместное патрулирование органов внутренних дел и органов рыбоохраны в местах нереста ценных по­род рыб и миграционных путях, совместные рейдовые мероприятия, созда­ние специальных групп по выявлению лиц, торгующих рыбой и икрой, до­бытыми незаконным путем, создание оперативно-поисковых групп по про­верке автомобильного и железнодорожного транспорта с целью выявления и пресечения попыток вывоза икры, рыбопродуктов за пределы области.

Осуществляя контроль в области охраны водных животных, органы внутренних дел используют те же методы выявления фактов браконьерства, что и при незаконной охоте: открытый маршрутный метод (объезды, обхо­ды, поиски, погони), скрытый (скрытое патрулирование, засады, секреты) и иные методы (стационарные посты, пикеты). Наиболее целесообразными формами являются: посты, которые выставляются в период массового не­реста ценных пород рыб в местах расположения нерестилищ, а также на ми-

Пиндюр И. И. Указ. раб. С. 21. Архив МВД РК за 2008 год.


грационных путях; патрулирование с практикой протраливания водоемов для обнаружения запрещенных орудий лова, обследование отдельных и труднодоступных районов акватории с помощью вертолетов, досмотр авто­транспортных средств на трассах, ведущих к водоемам.

При обнаружении административного правонарушения в области охра­ны водных животных сотрудники ОВД имеют право налагать штрафы толь­ко по ч. 1 ст. 298 «Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запа­сов», в остальных случаях ограничиваясь составлением необходимых доку­ментов по факту правонарушения, и передают материалы в органы рыбо­охраны. Незаконно добытая продукция изымается и сдается на реализацию в торговые организации, либо на рыбозаводы. Изъятые орудия лова и пла­вучие средства сохраняются до решения вопроса об ответственности право­нарушителя в административном или судебном порядке. При наличии в правонарушении признаков преступления органы внутренних дел возбуж­дают уголовное дело.

Для повышения эффективности контрольных мероприятий в данной об­ласти существенную роль играют два фактора: групповой (бригадный) ме­тод охраны водных животных и обеспечение транспортными средствами. Как уже указывалось выше, 60 % случаев браконьерства было осуществле­но группой лиц; в 35,4 % случаев для лова рыбы браконьерами использова­лись собственные плавучие средства: лодки с подвесными и стационарными моторами — в 19,5 %, гребные лодки — в 12,7 %, шлюпки — в 3,2 %. Более чем в 23 % случаев использовались механические наземные транспортные средства, в частности автомашины (15 %), мотоциклы (8 %)180.

В борьбе с рыбным браконьерством задействованы многие службы ор­ганов внутренних дел: служба административной полиции, в частности, ин­спекторы природоохранной и ветеринарной полиции, участковые инспекто­ры, отделение по борьбе с преступными посягательствами на рыбные запа­сы, дорожная полиция, транспортная полиция и так далее.

Ввиду того, что посягательства на рыбные запасы представляют собой сезонное явление, то в период весенней и осенней путины происходит уве­личение численного состава работников ОВД, осуществляющих надзор в области охраны водных животных за счет откомандированных из других ре­гионов и служб сотрудников.

Так, согласно приказа Министра внутренних дел РК «Об оказании по­мощи УВД Атырауской и Западно-Казахстанской областей по обеспечению сохранности рыбных запасов и борьбе с браконьерством» от 6 апреля

180 Еркенов С. Е. Указ. раб. С. 22-23. 182


1994 г.181 в эти области было направлено 200 работников МВД для участия в совместных рейдах. Аналогичные приказы издавались и в последующие годы, например, приказом Министра внутренних дел РК № 134 «Об оказа­нии помощи УВД Атырауской области по обеспечению сохранности рыб­ных запасов и борьбе с браконьерством» от 8 апреля 1996 г.182 в Атырау-скую область были прикомандированы 120 военнослужащих специальных моточастей милиции, дислоцирующихся в городах Актюбинск, Уральск, Актау, а распоряжением начальника УВД Атырауской области № 143 от 14 апреля 1997 г.183 были задействованы еще 70 сотрудников органов внутрен­них дел области; приказом МВД РК № 89 от 3 апреля 1997 г. — 120 воен­нослужащих, распоряжением начальника УВД — 60 сотрудников местных органов внутренних дел. Таким же образом на операцию «Путина», прово­димую в Западно-Казахстанской и Мангистауской областях в 1996 году, до­полнительно были направлены соответственно 57 и 45 сотрудников мест­ных органов внутренних дел.

Вышеуказанные действия дают свои положительные результаты.

В 2006 году, по результатам рыбоохранной акции «Бек1ре-2006» (с 10 апреля по 31 мая) сотрудниками ДВД Атырауской, Западно-Казахстанской, Мангистауской областей и Западного ДВД на транспорте выявлено 179 фактов незаконной добычи, 55 - незаконного провоза, 38 - приобретения и сбыта рыбы и рыбной продукции. Задержано 318 нарушителей. Изъято 36 тонн рыбы, в том числе 6,3 тонн осетровых пород, 130 кг икры, 208 орудий лова, 72 плавательных средства. Возбуждено 81 уголовных дел, в суды на­правлено 49 уголовных дел. Составлено 79 административных протоколов, наложено административных штрафов, на сумму более 250 тыс. тенге. В мае 2006 г. сотрудниками отдела по борьбе с преступными посягатель­ствами на рыбные запасы ДВД Атырауской области в казахстанских терри­ториальных водах Каспийского моря задержана лодка типа «Байда» с 3-мя подвесными моторами «Меркурий-225», в котором находились трое граж­дан Республики Дагестан РФ. При досмотре лодки обнаружены и изъяты: рыба осетровых пород в количестве 28 шт., огнестрельное оружие АКМ-74. со спаренными 2-мя магазинами с боевыми патронами в количестве 60 шт., навигационный прибор «Гармин» и орудия лова. По факту возбуждены уго­ловные дела по ст.287 УК РК «Незаконная добыча водных животных и рас-

1S1 102 1S3

Архив МВД РК за 1994 год. Архив МВД РК за 1996 год. Архив МВД РК за 1997 год


тении» и ст.251 УК РК «Незаконное приобретение, хранение, перевозка или

ношение оружия»184.

Контроль в области охраны растительного мира,осуществляемый органами внутренних дел, касается только нарушения правил содержания и защиты зеленых насаждений преимущественно в населенных пунктах.

Органами внутренних дел осуществляется частично также контроль в области охраны вод,так как они имеют право налагать штрафы по ст. 277 КоАП РК «Повреждение водохозяйственных сооружений, устройств и про­тивопожарных систем водоснабжения, нарушение правил их эксплуатации».

Еще одно направления экологического контроля, осуществляемого ор­ганами внутренних дел - это контроль в области охраны атмосферного воз­духа. Занимается этим в основном дорожная полиция.

Дорожная полиция осуществляет контроль не только в области охраны атмосферного воздуха. Можно выделить три основных направления ее эко­логической деятельности:

а) контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбро­
сов загрязняющих веществ в атмосферу;

б) контроль за соблюдением уровней шума, установленных для автомо-
тотранспортных средств;

в) это контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей
среды от вредного влияния автомототранспорта.

Помимо мероприятий по охране атмосферного воздуха, дорожная поли­ция участвует в охране других природных объектов. Проблема чистого воз­духа в городах тесно связана с вопросами санитарного содержания город­ских территорий. Поэтому в большинстве городов расширены права работ­ников дорожной полиции в данной области. Решениями местных исполни­тельных органов им предоставлено право штрафовать лиц, виновных в про­езде по городским улицам на гусеничном транспорте, выносе грязи на коле­сах транспорта на городские улицы, загрязнении улиц при перевозке сыпу­чих, пастообразных грузов, бумаги, мусора, выгрузке мусора в неустанов­ленных местах, выбрасывании окурков, бумаги и другого мусора из транс­портных средств, мойке транспортных средств в неустановленном месте и в открытых местах водоемов.

Автомототранспорт может вредно влиять и на почвы, воды и зеленые насаждения, например, в результате утечки машинного масла и горючего. Кроме того, он может выступать не только в качестве источника загрязне­ния окружающей среды, но и как источник повышенной опасности. В этом

184 Архив МВД РК за 2006 год. 184


плане автомототранспортные средства вредно воздействуют на раститель­ный и животный мир.

Органы дорожной полиции осуществляют контроль за выполнением во­дителями автомашин требований дорожных знаков, установленных перед въездом на особо охраняемые природные территории, на дорогах к водо­емам и так далее. Обычно сразу же после создания заповедников, заказни­ков, национальных природных парков дорожная полиция по согласованию с администрациями этих особо охраняемых природных территорий проводит обследование дорог, проходящих по ним, и организует установку на них со­ответствующих ограничительных знаков, например, «Дикие животные», «Рекомендуемая скорость», «Въезд запрещен». Запрещаются стоянки авто­машин, мотоциклов, мотороллеров и мопедов, их мойка и ремонт вблизи водных источников, в лесных угодьях. Работники дорожной полиции не до­пускают неорганизованный въезд в вышеуказанные места, а также оказыва­ют помощь водителям, информируя о направлениях движения к организо­ванным местам отдыха, о расположении стоянок автотранспортных средств. Так, например, выполняя решение исполкома Алма-Атинского горсовета народных депутатов «О мерах по улучшению экологического состояния прилегающих к г. Алма-Ате горных ущелий и малых рек» от 23 октября 1991 г., дорожная полиция УВД г. Алма-Аты установила контрольно-пропу­скные посты по проверке токсичности выхлопных газов автотранспорта и организовала платную пропускную систему для всех видов автомашин при въезде в ущелье «Медео», Большое Алмаатинское ущелье, на трассах в на­правлении населенных пунктов Баганшил, Каменское плато, Юбилейный, горы Кок-Тюбе. Средства, полученные за проезд транспорта и загрязнение природной среды, перечислялись экологическому центру г. Алма-Аты и на­правлялись на мероприятия по дальнейшему улучшению экологического состояния особо охраняемых природных территорий области.

Более четко функции по обеспечению экологической безопасности были очерчены в положениях, регламентирующих деятельность специализиро­ванных подразделений, которые раньше создавались при дорожной поли­ции. Так, решением Алма-Атинского горисполкома № 2/29 «б» от 16 января 1991 г. и приказом начальника УВД г. Алма-Аты № 182 от 12 сентября 1991 г. было образована специализированная экологическая рота дорожно-патрульной службы УГАИ ГУВД г. Алма-Аты, работники которой за 1993 г. выявили и пресекли следующие нарушения в области охраны окру­жающей среды: превышение норм содержания окиси углерода в отрабо­тавших газах автомобилей — 36104 случая; управление грязной автомаши­ной в сухую погоду — 56; выброс окурков и мусора из салона автомобиля — 38; перевозка сыпучих грузов без полога — 84; мойка автомашин в неус-


тановленных местах — 112; парковка автомашин на газонах, тротуарах, детских площадках — 123. Общая сумма наложенных штрафов составила — 8912800 руб.185.

Ранее, 25 мая 1990 г. была создана экологическая группа ОГАИ УВД г. Алма-Аты, выполняющая аналогичные функции.

В январе 1997 г. по договору с Алматинским городским управлением экологии и биоресурсов было образовано подразделение экологической безопасности управления дорожной полиции ГУВД г. Алматы, которое за 1997 г. проверило на соблюдение нормативов содержания окиси углерода и углеводородов 6579 автотранспортных средств, из которых 4944 оказалось с превышением норм токсичности, за что водителям предъявлены админи­стративные санкции на сумму 845779 тенге. Взыскано 3922 штрафа на сум­му 2252380 тенге186. За 6 месяцев 1998 г. это подразделение проверило на соблюдение нормативов содержания окиси углерода и углеводородов 3328 автотранспортных средств. Выявлено 3308 единиц с превышением норм токсичности, за что всем водителям предъявлены административные санк­ции на 1.708.620 тенге, взыскано 1.724 штрафа на сумму 1.092.676 тенге187. Экологические подразделения при дорожной полиции функционировали и в других городах, например, в соответствии с решением исполкома областно­го Совета народных депутатов было создано санитарно-экологическое под­разделение УГАИ УВД Карагандинской области.

В обеспечении качества окружающей природной среды, ее защите от воздействия ядовитых и радиоактивных веществ, а также в охране животно­го мира косвенно участвуют подразделения лицензионно-разрешительной

системы.

В соответствии с Инструкцией о работе органов внутренних дел по осу­ществлению лицензионно-разрешительной системы, утвержденной Прика­зом МВД № 111 от 1 марта 2003 г., эти подразделения производят контроль за соблюдением должностными лицами предприятий, учреждений, органи­заций правил приобретения, хранения, учета и перевозки оружия, боеприпа­сов к нему, взрывчатых материалов, сильнодействующих ядовитых ве-


ществ; за сохранением радиоактивных веществ в местах их постоянного хранения.

Контрольные функции в области обеспечения экологической безопасно­сти выполняют и иные специализированные подразделения органов внут­ренних дел — отделы природоохранной и ветеринарной полиции при ДВД областей. Ими осуществляется санитарный и ветеринарный контроль. Эти типы контроля пересекаются с экологическим контролем в той части, где речь идет о здоровье человека и естественной среде, являющейся средой обитания (например, в тех случаях, когда в результате эпизоотии трупы павших животных загрязняют окружающую природную среду, в частности, воды, и могут повлечь заболевания человека, или, когда нарушение сани­тарных правил приводит к загрязнению природных объектов, допустим, возникновение несанкционированных свалок).

Объем полномочий отделов природоохранной и ветеринарной полиции колеблется от контроля до надзора. И иногда в нормативных актах, регули­рующих их деятельность, одно понятие подменяется другим.

На практике органами внутренних дел реализуется и такая форма, как экологический надзор.Автор счел нужным подробно рассмотреть эту форму, хотя по нашему мнению, надзор является функцией органов проку­ратуры, а со временем вышеуказанная форма преобразуется в экологиче­ский контроль.

Надзор органов внутренних дел в области охраны окружающей природ­ной среды в литературе иногда обозначают как «административный над-

зо р» .

По мнению Г. И. Азарова и В. И. Волкова, административный надзор представляет собой деятельность органов государственного управления по контролю за соблюдением организациями, должностными лицами и граж­данами установленных правил в целях предупреждения, пресечения и уст­ранения нарушений законности в области охраны природы189. «Его содер­жание заключается в надзоре за точным соблюдением соответствующими поднадзорными объектами требований специальных правил и инструкций, в выявлении их нарушений ... рамки содержания административного надзора


 


185 Докладная записка о проделанной работе личным составом специализиро­ванной экологической роты ДПС УГАИ ГУВД г. Алматы за 1993 год.

8 Справка об экологической обстановке г. Алматы, проводимой природо­охранной работе АГУЭПР за 1997 год и задачах на 1998 год. С. 3.

87 Доклад начальника Алматинского городского управления экологии и при­родных ресурсов «Об экологической обстановке г. Алматы и меры по ее оздоровле­нию в 1998 году». 186


188 Азаров Г. И., Волков В. И. Природоохранительная деятельность органов
внутренних дел. — М., 1990. С. 19; Емелип А. Н. Место и роль ГАИ в системе
субъектов охраны атмосферного воздуха // Организационно-правовые основы дея­
тельности Госавтоинспекции на современном этапе. — М., 1989. С. 21; Боголе-
повР.Д.
Предупреждение правонарушений в процессе контрольно-надзорной дея­
тельности милиции по охране природы. — М., 1982. С. 28.

189 Азаров Г. И., Волков В. И. Природоохранительная деятельность органов
внутренних дел. — М., 1990. С. 19.


несколько шире содержания собственно надзора как способа обеспечения законности. Административный надзор обладает отдельными чертами, свойственными контролю» (например, применение к виновным лицам мер административного воздействия, запрещение или приостановление опреде­ленных действий со стороны поднадзорных объектов190.

Мы не согласны с такой трактовкой содержания этого вида надзора, а также с таким наименованием. Надзор существенно отличается от контроля, и одними из признаков первого является невмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов и неприменение мер административного воздействия. «Административный надзор, подобно про­курорскому, не может быть связан с вмешательством в деятельность под­надзорного объекта или органа управления, а в случаях, когда такое вмеша-

тсльство имеет место, надзор уступает место контролю»

Думается, что неверным будет называть этот вид надзора администра­тивным. Дело в том, что существует официальное определение администра­тивного надзора, которое дается в Законе РК «Об административном надзо­ре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 15 июля 1996 г. В статье 1 Закона указывается, что административный надзор явля­ется формой предупреждения рецидивной преступности, реализуется на ос­нове соблюдения законности, гарантий прав и свобод граждан и осуществ­ляется на основании постановления судьи органами внутренних дел как принудительная мера в виде установления наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которым установлены опреде­ленные законодательством ограничения в целях предупреждения правона­рушений с их стороны. Не следует усложнять использование данного тер­мина, имея в виду его то в широком смысле, то в узком, когда можно испо­льзовать другой термин — надзор в области охраны окружающей природ­ной среды.

Как уже говорилось выше, ОВД пока осуществляют контроль в отно­шении такого природного объекта, как атмосферный воздух, частично - в отношении лесов и животного мира. В отношении других природных объ­ектов ими осуществляется надзор.

Надзор ОВД в данной области осуществляется как в правовых, так и в организационных формах. Надзорными действиями, влекущими какие-либо правовые последствия, являются обнаружение экологического правонару-

190 Советское административное право /Под ред. П. Т. Василенкова. — М.: Юридическая литература, 1990. С. 267.

5 Шорина Е. В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. — М., 1981. С. 255. 188


шения и его фиксация, то есть составление протокола, установление по­следствий, выявление личности правонарушителя, изъятие незаконно добы­той продукции, незаконных орудий и средств, применяемых нарушителем. К действиям, не имеющим юридического значения и носящим фактический характер, относят рейды, патрулирование, выставление постов и так далее.

Надзор в области обеспечения экологической безопасности органы внутренних дел, как правило, осуществляют, привлекая природоохрани­тельные органы. Этим достигается наибольшая эффективность проводимых мероприятий, так как ОВД, к сожалению, не во всех случаях предоставлено право налагать штрафы за экологические правонарушения.

Следует отметить, что экологический надзор, реализуемый ОВД, отли­чается от надзора прокуратуры. Во-первых, поднадзорными субъектами по­следнего являются, как правило, предприятия, учреждения и организации, а также должностные лица, а надзор ОВД осуществляется большей частью в отношении физических лиц, например, рядовых граждан, занимающихся браконьерством. Во-вторых, органы прокуратуры крайне редко используют такие организационные формы, как рейды, патрулирование, выставление постов, что характерно для надзора ОВД, хотя, конечно, иногда принимают участие в совместных проверках с контролирующими органами в местах совершения экологических правонарушений. В-третьих, организационно-правовые средства воздействия на правонарушителей, применяемые при экологическом надзоре, у прокуратуры и ОВД различны. Так, работники прокуратуры не вправе осуществлять изъятие орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой продукции, оружия.

Надзор ОВД в области охраны окружающей природной среды прово­дится по нескольким основным направлениям: 1) в области охраны диких животных (за исключением водных животных); 2) в области охраны водных животных; 3) в области охраны растительного мира; 4) в области охраны вод; 5) в области охраны окружающей среды в населенных пунктах.

Надзор в области охраны диких животныхи надзор в области охра­ны водных животныхотличается от контроля в данной области только тем, что ОВД при осуществлении надзора не имеют права налагать штрафы, так как по некоторым статьям КоАП РК такое право принадлежит органами Комитета лесного и охотничьего хозяйства и Комитета рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства РК.

Надзор в области охраны растительного мира,в частности лесов, осуществляется органами внутренних дел, как правило, совместно с органа­ми лесоохраны. В надзоре участвуют участковые инспекторы, отделы при­родоохранной и ветеринарной полиции. Так, в 2006 году сотрудниками природоохранной полиции выявлено более 270 фактов незаконной порубки


деревьев и кустарников, по которым возбуждено 21 уголовное дело по ст.291 УК РК «Незаконная порубка деревьев и кустарников», составлено 272 административных протоколов и направлены для рассмотрения в суды. У браконьеров изъято более 600 кубометров незаконно заготовленной дре­весины.

К примеру, только сотрудниками природоохранной полиции ДВД Пав­лодарской области в 2006 году задержано 26 грузовых автотранспортных средств перевозившие 345 кубометров незаконно заготовленного делового леса. По фактам возбуждено 11 уголовных дел, по остальным фактам нару­шители привлечены к административной ответственности.

В марте 2006 г. сотрудником природоохранной полиции Сандыктауско-го РОВД Акмолинской области, в ходе проведения рейдовых мероприятий выявлен факт незаконной порубки 18 штук сосны «зеленка». В ходе провер­ки установлен житель с. Сандыктау, причастный в совершений данного преступления. Сумма ущерба составила 205 894 тенге. По факту возбужде­но уголовное дело по ст.291 ч.1 УК РК «Незаконная порубка деревьев и кустарников», направлено в суд192.

Методы и формы выявления нарушителей правил охраны растительного мира — это объезды (обходы), открытое и скрытое патрулирование, рейды, засады и так далее. При обнаружении факта незаконной порубки, уничто­жения или повреждения деревьев, нарушения порядка заготовки и вывоза древесины, живицы, осуществления лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями лесорубочных билетов (ордеров), лесных биле­тов, самовольного сенокошения и выпаса скота, самовольного сбора дико­растущих плодов, орехов, грибов и ягод, засорения леса бытовыми отхода­ми, повреждения леса сточными водами, химическими веществами и других лесонарушений работники ОВД обязаны составить протокол о лесонаруше-нии. В нем указываются сведения о составителе протокола (ФИО, долж­ность), о лице, совершившем нарушение (ФИО, место жительства, место ра­боты, занимаемая должность, размер заработка, документ, удостоверяющий личность), вид лесонарушения, размер причиненного ущерба, место совер­шения лесонарушения, статья нормативного акта, предусматривающая от­ветственность заданный вид лесонарушения.

Органами внутренних дел осуществляется также надзор в области ох­раны вод.В данном случае он осуществляется в двух аспектах. Во-первых, происходит наблюдение за соблюдением субъектами санитарно-эпидемио­логических правил с целью недопущения загрязнения и засорения вод та­ким образом, когда это может привести к заболеваниям людей, эпидемиям.

192 Архив МВД РК за 2006 год. 190


Во-вторых, осуществляются проверки в районах акваторий с тем, чтобы не загрязнялись, не засорялись и не истощались сами воды. Такой надзор про­водится патрульно-постовыми нарядами, участковыми инспекторами, отде­лами природоохранной и ветеринарной полиции, подразделениями специа­лизированной охраны, охраняющими водные источники. Следует отметить, что охрану вод целесообразно проводить в комплексе с охраной водных животных, поэтому необходимо, чтобы первая была включена в качестве одной из задач, стоящих перед отделениями по борьбе с преступными пося­гательствами на рыбные запасы.

Наиболее характерная форма охраны вод органами внутренних дел — это патрулирование по берегам рек, озер, водохранилищ, по пляжам и тому подобное.

Надзор в области охраны окружающей среды в населенных пунктах яв­ляется комплексным и производится по следующим направлениям: санитар­ный надзор, надзор за сохранностью зеленых насаждений, надзор в области охраны водных источников в черте населенных пунктов. Он осуществляется службой административной полиции, в частности, патрульно-постовыми на­рядами и отделами природоохранной и ветеринарной полиции. Последние являются субъектами надзора в тех случаях, когда в положениях, регули­рующих деятельность отделов природоохранной и ветеринарной полиции, закреплены надзорные, а не контрольные функции. Но довольно часто ана­лиз этих нормативных актов показывает, что эти подразделения выполняют и контрольные, и надзорные функции.

Характерными формами надзора в области охраны окружающей среды в населенных пунктах являются рейды и патрулирование.

Итак, при осуществлении надзора в области охраны окружающей при­родной среды органы внутренних дел право:

— требовать прекращения противоправных действий и объяснения при­чин совершения правонарушений;

— составлять протоколы (акты) по фактам нарушений;

— при отсутствии документов и свидетелей доставлять нарушителей в отделы внутренних дел для выяснения личности и оформления соответст­вующих материалов;

— изымать у нарушителей орудия и средства совершения экологического правонарушения и хранить их до решения вопроса о привлечении нарушителя к административной или уголовной ответственности;

— изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, в частности, рыбу и рыбопродукты, дичь, древесину.

Как мы видим, рассматриваемая форма содержит скорее признаки эко­логического контроля, нежели надзора, и, если работников ОВД наделить


правом налагать штрафы за любое экологическое правонарушение, то мож­но будет с полной уверенностью утверждать, что это такая организационно-правовая форма, как экологический контроль.

Рассмотрениедел об экологических правонарушенияхтакже являет­ся одной из организационно-правовых форм природоохранительной дея­тельности ОВД.

Деятельность по рассмотрению дел об экологических правонарушениях представляет собой:

1. Собирание фактов, имеющих значение по делу о правонарушении, тщательное исследование собранных фактов с точки зрения их причастно­сти к разбираемому делу и установление достоверной истины.

2. Формулирование соответствующей юридической (правовой) оценки дела.

3. Установление конкретных юридических последствий193.

Рассмотрение дел об экологических правонарушениях делится на два ви­да: а) рассмотрение административных экологических проступков; б) рас­смотрение дел об экологических преступлениях.

Под административным экологическим проступкомпонимается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (дейст­вие либо бездействие), предусмотренное административным законодатель­ством, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения вреда эко­логическим правам и законным интересам физических и юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, государства и окружающей природ­ной среде, установленному порядку рационального природопользования.

Рассмотрение административных экологических проступковосу­ществляется различными органами — органами Министерства охраны ок­ружающей среды, органами охраны водных ресурсов, органами лесного и охотничьего хозяйства, органами по управлению земельными ресурсами и так далее. Из правоохранительных органов рассмотрением административ­ных проступков в области охраны окружающей природной среды занима­ются органы внутренних дел, однако их сфера существенно ограничена.

В соответствии со ст. 543 Кодекса РК об административных правонару­шениях от 30 января 2001 г. органам внутренних дел подведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 247 «Экс­плуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превы­шением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах», 277 «Повреждение водохозяйственных сооружений, устройств и противопо-

193 Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. — М.:Юрид. лит., 1987. С. 185. 192


жарных систем водоснабжения, нарушение правил их эксплуатации», 298 (частью первой) «Незаконная охота, пользование животным миром», 298-1 (частью первой) «Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запа­сов», 300 «Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений», 305 (частью первой) «Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Республики Казахстан», 306 (частью первой) «Незаконная передача минеральных и живых ресурсов континентального шельфа, территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан».

Рассмотрение административного проступка в области охраны окру­жающей природной среды осуществляется по всем правилам администра­тивного производства в соответствии со ст. ст. 642-654 КоАП РК. Факт пра­вонарушения фиксируется протоколом об административном правонаруше­нии и является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. В таком протоколе должны быть указаны: дата и место составления; данные о лице, составившем протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо проступка; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; объ­яснения нарушителя.

Для обеспечения рассмотрения дела и последующего исполнения поста­новления о наложении административного взыскания работниками органов внутренних дел могут использоваться административное задержание, лич­ный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов и так далее. По окончании разбирательства по делу и составления протокола все материалы направляются должностному лицу, обладающему правом рассматривать та­кие дела и принимать постановление о наложении административного взы­скания. Согласно ст. 543 КоАП РК, рассматривать дела об административ­ных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел вправе:

— начальники или заместители начальников органов внутренних дел -по всем статьям об экологических правонарушениях, отнесенных к подве­домственности органов внутренних дел;

— начальники городского, районного отделения органов внутренних дел - за правонарушения, предусмотренные ст. 298 (частью первой) «Неза­конная охота, пользование животным миром», 298-1 (частью первой) «На­рушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов», 300 (частью пер­вой) «Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений», 305 (частью первой) «Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Республики Казахстан», 306 (ча­стью первой) «Незаконная передача минеральных и живых ресурсов конти-


 


нентального шельфа, территориальных вод (моря) и внутренних вод Рес­публики Казахстан»;

— начальники линейных отделений, линейных пунктов органов внут­ренних дел - за правонарушения, предусмотренные ст. 298 (частью первой) «Незаконная охота, пользование животным миром», 305 (частью первой) «Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Республики Казахстан», 306 (частью первой) «Незаконная передача минеральных и живых ресурсов континентального шельфа, территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казах­стан»;

— участковые инспекторы полиции органов внутренних дел - за право­нарушение, предусмотренное ст. 298-1 (частью первой) «Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов», 300 (частью первой) «Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений»,

— сотрудники дорожной полиции, имеющие специальное звание, - за правонарушение, предусмотренное ст. 247 «Эксплуатация автомототранс-портных и других передвижных средств с превышением нормативов содер­жания загрязняющих веществ в выбросах»;

— начальники и заместители начальников подразделений природо­охранной, санитарной и ветеринарной полиции органов внутренних дел - за правонарушения, предусмотренные ч. 1. ст. 298 «Незаконная охота, рыбо­ловство, пользование животным миром», ст. 298-1 (частью первой) «Нару­шение правил рыболовства и охраны рыбных запасов», ст. 300 «Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений».

Указанные должностные лица выносят одно из следующих постановле­ний: 1) о наложении административного взыскания; 2) о прекращении дела производством.

Должностное лицо, рассматривающее дело, при установлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонаруше­ний, вносит руководителям предприятий, учреждений, организаций и дру­гим должностным лицам предложения о принятии мер по устранению эти причин и условий.

Следующий вид рассмотрения дел об экологических правонарушениях — это рассмотрениедел об экологических преступлениях.Этот вид от­личается от первого решением большего количества задач при рассмотре­нии дела, усложненной процессуальной процедурой. Эти отличия обуслов­лены водоразделом, существующим между экологическим преступлением и экологическим проступком.

Рассмотрение дел об экологических преступлениях проводится в двух формах; 1) дознание; 2) предварительное следствие.


Дознание — это процессуальная форма досудебной деятельности орга­нов дознания в пределах установленных настоящим Кодексом полномочий по выявлению, установлению и закреплению совокупности обстоятельств дела и привлечению лиц, совершивших преступление, к уголовной ответст­венности (п. 15 ст. 7 УПК РК).

Предварительное следствие — это процессуальная форма досудебной деятельности уполномоченных органов в пределах установленных настоя­щим Кодексом полномочий по выявлению, установлению и закреплению совокупности обстоятельств дела и привлечению лиц, совершивших прес­тупление, к уголовной ответственности (п. 16 ст. 7 УПК РК).

Дознание и предварительное следствие различаются сроками проведе­ния, субъектами, объемом полномочий субъектов.

Предварительное следствие производится по экологическим преступле­ниям, предусмотренным ст. ст. 277-286, ч. 2 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289, ч. 2 ст. 292, ст. 294 УК РК.

Органами внутренних дел помимо предварительного следствия осущест­вляется и дознание по экологическим преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. ст. 290, 291, ч. 1 ст. 292, ст. 293 УК РК. По этим делам предварительное следствие не требуется.

Предварительное следствие, как и дознание, производятся только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.

В соответствии со ст. 177 УПК РК поводами к возбуждению уголовного дела служат:

— заявления граждан;

— явка с повинной;

— сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации;

— сообщение в средствах массовой информации;

— непосредственное обнаружение сведений о преступлении должност­ными лицами и органами, правомочными возбудить уголовное дело.

Экологические преступления имеют свою специфику. Некоторые из них (незаконная охота, незаконное добыча водных животных и растений, нару­шение правил охраны животного мира, незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных и растений, уничтожение или повреждение леса, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и так далее) совершаются вдали от населенных пунктов и не имеют очевидцев. В таких случаях уголовных дел, возбужден-


ных по заявлениям граждан, гораздо меньше, по сравнению с другими ви­дами преступлений. Практически не встречаются явки с повинной194.

Наиболее типичными поводами для возбуждения экологических дел яв­ляются сообщения должностных лиц государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации, то есть сообщения природоохранительных органов (инспекций по охране животного мира, ор­ганов комитетов по земельным отношениям и землеустройству, по водным ресурсам, лесной охраны и так далее), а также непосредственное обнаруже­ние сведений о преступлении должностными лицами и органами, право­мочными возбудить уголовное дело, к которым относят прокуроров, следо­вателей, орган дознания, дознавателей. По результатам исследований, про­водимых более десяти лет назад, источники первоначальных сведений о та­ких распространенных преступлениях, как незаконная охота и незаконное занятие рыбным промыслом, можно расположить следующим образом: со­общения природоохранительных органов — 73,7 % (незаконная охота) и 61,4% (незаконное занятие рыбным промыслом); непосредственное обна­ружение органами уголовного преследования — соответственно 21 % и 36,9 %; заявление граждан — 4,6 % и 1,1 %; сообщения в печати — 0,7 % и 0,6 %195. Думается, что в настоящее время такое соотношение существенно не изменилось.

При наличии повода и основания органы уголовного преследования вы­носят постановление о возбуждении уголовного дела, в котором указывают­ся: время и место его вынесения; кем оно составлено; повод и основания к возбуждению дела; в отношении кого оно возбуждается; статья уголовного закона, по признакам которой она возбуждается, а также дальнейшее на­правление дела.

В процессе расследования экологических преступлений необходимо ус­тановить следующие обстоятельства:

— событие и предусмотренные уголовным законом признаки состава преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

— кто совершил запрещенное уголовным законом деяние;

— виновность лица в совершении запрещенного уголовным законом деяния, форма его вины, мотивы совершенного деяния, юридическая и фак­тическая ошибки;

— обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого;


 

— обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

— последствия совершенного преступления;

— характер и размер вреда, причиненного преступлением;

— обстоятельства, исключающие преступность деяния;

— обстоятельства, влекущие освобождение от уголовной ответственно­сти и наказания (ст. 117 УПК РК).

По уголовному делу подлежат выявлению также обстоятельства, спо­собствовавшие совершению преступления.

В первую очередь, следователь либо дознаватель должен определить, имеются ли в выявленном правонарушении признаки состава экологическо­го преступления, а именно четыре группы признаков, характеризующих объект экологического преступления, его объективную сторону, субъект преступления и субъективную сторону.

Следователи либо дознаватели обязаны знать то, что независимо от того, понесет ли виновный уголовное наказание, он должен возместить ущерб, нанесенный окружающей природной среде. Для этого дознаватель или сле­дователь разъясняют потерпевшей стороне (обычно это инспекции по охра­не животного мира, органы рыбоохраны, иные органы Министерства при­родных ресурсов и охраны окружающей среды) ее право предъявить граж­данский иск. Лицу, предъявившему иск, его представителю органами след­ствия или дознания объявляется постановление о признании гражданским истцом и разъясняются права, вытекающие из этого статуса.

Выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступле­ний, позволяет определить основные направления деятельности по предот­вращению экологических преступлений, устранению их причин и условий.

Еще одной формой участия ОВД в охране окружающей природной сре­ды является содействие природоохранительным органам,под которым понимаются меры, принимаемые ОВД для создания условий, способствую­щих выполнению соответствующими должностными лицами природоохра­нительных органов своих служебных функций196. Природоохранительные органы, в частности, специализированные инспекции в области охраны ок­ружающей природной среды, призваны обеспечивать соблюдение правил в определенной сфере общественных отношений (например, региональное учреждение по охране биоресурсов — в сфере отношений по использова­нию и охране животного мира) и их возможности ограничены полномочия­ми, которыми наделены их работники. Но нередко ситуация складывается таким образом, что для эффективного проведения природоохранных меро-


 


194 145


Пиндюр И. И. Указ. раб. С. 22. Еркенов С. Е. Указ. раб. С. 22.


196 Азаров Г. И., Волков В. И. Природоохранительная деятельность органов внутренних дел. — М, 1990. С. 23.


приятии требуется выйти за пределы компетенции работников природо­охранительных органов. Например, при поимке браконьера имеется необ­ходимость установить его личность, а работники инспекции не могут это сделать самостоятельно. В таких случаях им необходима помощь органов внутренних дел.

Наиболее характерными формами содействия ОВД природоохранитель­ным органам являются: совместное осуществление природоохранительных операций: совместные проверки деятельности предприятий-загрязнителей, совместные рейды, патрулирование, организация засад, участие в задержа­нии правонарушителей, установлении их личности; проверка орудий и спо­собов браконьерства, осмотр незаконно добытого, изъятие у нарушителей орудий браконьерства, составление протоколов и так далее.

Оказание содействия природоохранительным органам органами внут­ренних дел является давней традицией. Во многих старых ведомственных нормативных актах содействие указывалось в качестве задачи: «из одного нормативного акта МВД СССР в другой почти в неизменной форме перехо­дит одна и та же формулировка, обязывающая органы внутренних дел ока­зывать соответствующим органам содействие в охране природных ресур­сов»197. В частности, в Инструкции по работе участкового инспектора ми­лиции, утвержденной Приказом Министра внутренних дел РК № 87 от 20 апреля 1987 г., подробно определялась роль участковых инспекторов в ох­ране природы — оказывать содействие органам здравоохранения в обеспе­чении надзора за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дво­ров и других территорий обслуживаемого участка, проведении карантинных мероприятий при эпидемиях, органам ветеринарного надзора — в проведе­нии карантинных мероприятий при эпизоотиях, природоохранительным ор­ганам — в осуществлении мероприятий по охране зеленых насаждений, за­щите от загрязнения окружающей среды, борьбе с браконьерством и нару­шениями правил охоты и рыболовства. К сожалению, в действующих Пра­вилах о порядке деятельности участковых инспекторов полиции ОВД и их помощников, утвержденных Приказом МВД РК № 564 от 5 октября 2004 года, данное положение не сохранилось, хотя участковые инспекторы такое содействие осуществляют.

Содействие природоохранительным органам со стороны ОВД обуслов­лено, прежде всего, особой важностью охраняемых объектов природы. При определении совместно охраняемых объектов учитываются и другие обсто­ятельства, в частности, специфика их охраны. Для этого выбираются объек­ты, охрана которых требует вмешательства ОВД, обладающих оперативным

197 Там же. С. 22. 198


опытом, организационными, техническими и другими возможностями эф­фективной борьбы с экологическими правонарушениями.

Содействие природоохранительным органам оказывается практически всеми подразделениями органов внутренних дел. Так, дорожная полиция оказывает содействие территориальным управлениям по охране окружаю­щей среды, участвуя ежегодно в месячниках «Чистый воздух» на магистра­лях городов.

Административная полиция, включая специализированные экологиче­ские подразделения, содействует органам здравоохранения. В этом случае экологическая деятельность органов внутренних дел связана с охраной не отдельного объекта природы, а качественного состояния всей природной среды в пределах определенных городских территорий, а также загородных мест отдыха. Так, проводятся месячники по санитарной очистке, озелене­нию и благоустройству населенных пунктов города и области.

Отделы природоохранной и ветеринарной полиции постоянно оказыва­ют содействие органам ветеринарного надзора по пресечению стихийной и уличной торговли, проверке качества реализуемого тбвара, продуктов пита­ния и продовольственного сырья на рынках и стихийных базарах, торговых точках, учреждениях и пунктах общественного питания, организациях и фирмах, предприятиях, перерабатывающих и реализующих продукцию жи­вотного происхождения независимо от форм собственности.

В оказании содействия государственным инспекциям по охране живот­ного мира участвуют служба административной полиции, включая специа­лизированные экологические подразделения, дорожная полиция и другие подразделения. При этом осуществляются рейды по охотничьим угодьям, акваториям, выставляются посты, организуются досмотры транспортных средств, устраиваются засады на водоемах и дорогах, ведущих к промысло­вым районам и так далее.

Органы внутренних дел также участвуют в охране лесов от пожаров и незаконных порубок, оказывая помощь государственной лесной охране в контроле за соблюдением правил пожарной безопасности и в борьбе с лес­ными пожарами, организуют совместные рейды и патрулирование, оказы­вает содействие лесхозам в предупреждении и пресечении порубки леса и других нарушений, устанавливают личности лесонарушителей, осуществ­ляют их розыск и привлечение к ответственности.

В соответствии с Положением о разграничении функций и порядке взаи­модействия между министерствами, ведомствами Республики Казахстан и их органами в области радиационной экологии, утвержденным Министерст­вом экологии и биоресурсов, Министерством здравоохранения, Казахским управлением по гидрометеорологии, Государственным комитетом по вод-