Формы и направления экологической деятельности органов внутренних дел
Экологическая деятельность ОВД осуществляется в определенных организационно-правовых формах.
Организационно-правовые формы деятельности представляют собой специфическое осуществление юридических полномочий (компетенции) органов государства, заключающееся в совершении различных правовых действий (актов)166. Так их называют потому, что в ходе реализации этих форм при помощи правоприменения организуется поведение людей с целью его упорядочения.
Каковы же организационно-правовые формы природоохранительной деятельности ОВД? А. А. Примаченок относит к таковым содействие определенным органам в охране и защите от загрязнения природных богатств, в борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства и надзор за соблюдением санитарных правил содержания городских территорий, загородных мест отдыха трудящихся и пляжей167.
По мнению В. В. Меркулова, природоохранительная деятельность милиции носит форму профилактики экологических правонарушений, пресечения деяний, наносящих ущерб природе, координации природоохрани-
165 Там же.
166 Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулиро
вания в социалистическом обществе. — М, 1972. С. 122.
16 Примаченок А. А. Деятельность органов внутренних дел Белоруссии по предупреждению и пресечению преступлений против социалистического порядка природопользования (уголовно-правовые вопросы). — Минск, 1983. С. 13.
тельных мероприятий168. На наш взгляд, профилактика и координация являются чисто организационными формами, а пресечение экологических правонарушений охватывается такими организационно-правовыми формами, как контроль и надзор.
Г. И. Азаров, В. И. Волков выделяют в природоохранительной деятельности ОВД контроль, надзор и содействие природоохранительным орга-
нам .
В. В. Петров утверждает, что экологические функции органы внутренних дел осуществляют в четырех формах: охранительно-содействующей, охранительно-контрольной, охранительно-договорной и регулятивной .
Пытаясь определить организационно-правовые формы природоохранительной деятельности ОВД, следует оттолкнуться от того, какие самостоятельные разновидности имеет правоохранительная деятельность. В качестве таковых можно выделить: а) надзорно-контрольную деятельность; б) деятельность по обеспечению исполнения норм права (правообеспечение); в) деятельность по разбирательству правовых споров и дел о правонарушениях; г) деятельность по исполнению (реализации государственного принуждения)171. Думается, что применительно к нашей классификации следует надзорно-контрольную деятельность представить в виде раздельных организационно-правовых форм — надзор и контроль, а деятельность по обеспечению исполнения норм права — как содействие соответствующим органам, потому что сущность их едина.
Проанализировав вышеуказанные точки зрения, мы пришли к выводу, что основными организационно-правовыми формами природоохранительной деятельности ОВД являются:
1) экологический контроль;
2) экологический надзор;
3) рассмотрение дел об экологических правонарушениях (сюда включается и оперативно-розыскная деятельность);
4) содействие природоохранительным органам;
5) охранительно-договорная форма.
168 Меркулов В. В. Законодательные основы природоохранительной деятель
ности органов'мВД СССР.—Рязань, 1983. С. 17.
169 Азаров Г. И., Волков В. И. Природоохранительная деятельность органов
внутренних дел. — М, 1990. С. 15.
170 Петров В. В. Экологическое право России. — М.: Бек, 1995. С. 377.
171 Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулиро
вания в социалистическом обществе. — М., 1972. С. 182.
Основной организационно-правовой формой участия ОВД в охране окружающей природной среды является экологический контроль.
Каким образом соотносятся экологический контроль и контроль как организационно-правовая форма участия ОВД в обеспечении экологической безопасности? На наш взгляд, последнее является составной частью первого, т. е. рассматривается как один из элементов экологического контроля -государственный экологический контроль.
Функция экологического контроля, закрепленная в ведомственных нормативных актах (в положениях об отделах природоохранной и ветеринарной полиции, о санитарной полиции и т. д.), не была отражена в Законе РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». В настоящее время это противоречие устранено. В соответствии с п. 33-3 ст. 11 Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК и признании утратившими силу Указов Президента, имеющих силу закона, «О специальных органах, осуществляющих дознание» и «О Государственном следственном комитете РК» от 09.12.98 г. органам внутренних дел предоставлено право совместно с иными государственными органами контролировать соблюдение организациями, независимо от форм собственности, гражданами требований природоохранного и ветеринарного законодательства, санитарных норм и правил, проведение организациями природоохранных, санитарно-эпидемиологических и противоэпизоотических мероприятий.
Экологический контроль, осуществляемый ОВД, отличается от контроля, реализуемого органами Министерства охраны окружающей среды РК. Для последних экологический контроль — основная функция деятельности, у первых же приоритетными являются другие функции. Также сужен круг природных объектов, в отношении охраны которых осуществляется экологический контроль со стороны ОВД.
Экологический контроль МВД РК условно можно разделить на два вида: внутриведомственный (внутренний) контроль и надведомственный (внешний) контроль172.
В качестве внутриведомственного контроля можно рассматривать и контроль, осуществляемый за соблюдением природоохранных мероприятий автохозяйствами МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, гаражами военных баз, учебными заведениями, пансионатами, санаториями и домами отдыха, горрайлинор-
Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. — М: Юрид. лит., 1987. С. 16; Емелин А. Н. Место и роль ГАИ в системе субъектов охраны атмосферного воздуха // Организационно-правовые основы деятельности Госавтоинспекции на современном этапе. — М, 1989. С. 11.
ганами внутренних дел, подразделениями полиции. Он проводится в соответствии с Наставлениями по автомобильной службе в органах внутренних дел, утвержденных Приказом МВД № 108 от 15.03.93 г.
Проверка состояния автослужб органов внутренних дел РК организуется по решению руководства МВД, ГУВД, УВД, УВДТ. В частности, при проверке изучается соблюдение законодательства об охране природы при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств, а также при их эксплуатации, использовании и хранении (п. 7.3.8 Наставлений).
Надведомственный контроль органов внутренних дел производится вне системы МВД РК в отношении других юридических и физических лиц.
Такой вид контроля характерен для органов дорожной полиции МВД РК, подразделений разрешительной системы, отделов природоохранной и ветеринарной полиции.
Экологический контроль, осуществляемый органами внутренних дел проводится по нескольким основным направлениям: 1) в области охраны диких животных (за исключением водных животных); 2) вобласти охраны водных животных; 3) в области охраны растительного мира; 4) в области охраны вод; 5) в области охраны атмосферного воздуха.
Контроль в области охраны диких животныхосуществляется органами внутренних дел в соответствии с планами совместных мероприятий, принимаемыми МВД РК и заинтересованными органами - Министерством охраны окружающей среды РК, таможенными органами и т.д. В соответствии с этими планами органы внутренних дел заранее - до наступления охотничьего сезона - определяют состав и количество принимаемых в рейдовых мероприятиях сил, обеспечивают их автотранспортом, техническими средствами и вооружением, в зависимости от особенностей обслуживаемой территории определяют места проведения заградительных и поисковых мероприятий.
Во время охотничьего сезона действуют мобильные группы, состоящие из работников ОВД (работников служб административной полиции, включая сотрудников отделов природоохранной и ветеринарной полиции, участковых инспекторов и так далее) и представителей государственных инспекций по охране животного мира, иногда с привлечением общественных инспекторов.
При контроле используются следующие методы обнаружения браконьеров: открытый маршрутный, скрытый и иные методы. В качестве иных методов выявления случаев браконьерства можно назвать стационарные посты, пикеты на железнодорожных станциях, переправах, причалах, пристанях, постах дорожной полиции. Указанные методы позволяют проводить досмотр транспортных средств и граждан, получить информацию о количе-
стве прибывающих охотников, местах производства незаконной охоты, вести с ними предупредительную работу173. Объезды (обходы) охотничьих угодий осуществляются периодически. Групповое патрулирование в таких случаях необходимо, так как в последнее время большинство преступлений, связанных с браконьерством (60 %) осуществляется по преступному сговору группой лиц1 4, причем нередко пускающих в ход оружие. Члены мобильных групп перед патрулированием должны изучить все предстоящие маршруты, их особенности, наладить связь между всеми участниками. Для поимки правонарушителей организуются засады, а также выставляются посты наблюдения. Засады устраивают обычно в самих охотничьих угодьях, посты наблюдения - на подходах к ним. Находясь на таком посту, сотрудники ОВД могут обнаружить потенциальных браконьеров, их количество, вооруженность, обеспеченность транспортом. При необходимости постовые имеют право проверять наличие документов на право охоты, наличие разрешения на оружие и так далее. В особых случаях мобильные группы могут заручиться поддержкой работников дорожной полиции.
При обнаружении факта нарушения в области охраны диких животных (за исключением водных животных) сотрудники ОВД составляют протокол о нарушении правил об охране и использовании животного мира (кроме нарушений правил охоты). В нем указываются: должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; фамилия, имя, отчество правонарушителя, его адрес, место работы, наличие охотничьего билета, размер заработка (для работающих), документы, удостоверяющие личность нарушителя; вид правонарушения с указанием нарушенной статьи закона или правил; наличие транспортных средств, оружия (его систему и номер, техническое состояние), орудия добычи, продукция незаконного пользования животным миром (ее состояние и качество), свидетельства способа добычи диких животных (следы пробоин пулей, картечью, дробью, следы петли, капкана, наезда транспортом). При наличии свидетелей отмечаются их фамилии, адреса.
Протокол подписывается составителем протокола и правонарушителем.
Если в правонарушении содержатся признаки преступления, то на место совершения браконьерства вызывается оперативная группа (следователь, оперуполномоченные, эксперты), которая правомочна произвести действия по ос-
Пиндюр И. И. Организация и методика расследования незаконной охоты. — Караганда, 1985. С. 40-42.
Иманбаев С. М. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика незаконной охоты и добычи водных животных и растений. — Караганда. 1998. С. 62.
мотру места происшествия, сбору вещественных доказательств и их процессуальному закреплению. Осмотр места происшествия оформляется протоколом. Контроль в области охраны животного мира проводится не только в местах обитания диких животных, но и на дорогах, ведущих к ним или проходящих рядом. Для этого создаются оперативно-поисковые группы по проверке автомобильного и железнодорожного транспорта с целью выявления и пресечения попыток вывоза диких животных за пределы области и даже республики. В них входят работники дорожной полиции, отделов природоохранной и ветеринарной полиции, линейных отделов внутренних дел на транспорте.
Принятие таких мер крайне необходимо, так как множество нарушений правил охоты совершается с использованием транспортных средств. Так, по результатам исследования в 111 из 145 случаев незаконной охоты (75,8%) браконьеры использовали автомототранспортные средства ", а по результатам недавнего исследования охота с применением транспортных средств составила одну треть всех изученных случаев браконьерства — 33,2 "/о1 6. Анализ судебно-следственной практики Республики Казахстан показывает, что широкое распространение при незаконной охоте получило использование государственных и общественных транспортных средств: оно составило более 50 %177.
Досмотр транспортных средств осуществляется, как правило, на контрольно-пропускных пунктах. В соответствии с Законом РК «Об органах внутренних дел РК» органы внутренних дел имеют право устанавливать по решению соответствующих исполнительных органов и должностных лиц контрольно-пропускные пункты на территории национальных парков, государственных заповедников. Также такие пункты могут быть организованы при въездах в населенные пункты, в отдельных «узловых» местах автотрасс и охотничьих угодий. При обнаружении незаконно добытой продукции, оружия, орудий лова сотрудники ОВД задерживают владельцев транспортных средств.
Как мы видим, в осуществлении контроля в области охраны животного мира задействованы различные службы органов внутренних дел, что требует согласованности их действий. Контрольные действия ОВД приносят некоторые результаты. Так, в 11,8 % случаев уголовные дела по факту незаконной охоты были возбуждены в результате проведения рейдов, в 19 % —
175 Пиндюр И. И. Указ. раб. С. 53.
176 Иманбаев С. М. Указ. раб. С. 62.
177 Еркенов С. Е. Методика расследования незаконного занятия рыбным про
мыслом. — Караганда, 1984. С. 58.
возбуждались по материалам участковых инспекторов, инспекторов дорожной полиции и других сотрудников органов внутренних дел178.
В 2008 году выявлено более 320 фактов незаконной охоты и нарушений правил охоты, по которым возбуждено 32 уголовных дела по ст.288 УК РК «Незаконная охота», составлено 288 административных протоколов. Только сотрудниками природоохранной полиции ДВД Актюбинской и Кызылор-динской области выявлено 7 фактов браконьерства в отношении редких и исчезающих видов животных, при которых у браконьеров изъято 40 голов незаконно отстрелянных сайгаков, 7 голов джейранов, занесенных в Красную Книгу Казахстана. Ущерб насчитывается на сумму более 11 млн. тенге. По всем фактам возбуждены и расследуются уголовные дела.
Сотрудниками отдела природоохранной полиции ДВД Кызылординской области совместно с представителями общественного фонда «Акбокен» в ходе проведения рейдовых мероприятий на территории Кармакчинского района в местности «Зенгир» за незаконную охоту задержаны четверо жителей с. Комекбаева Кармакчинского района, у которых обнаружены и изъяты: 7 туш незаконно отстрелянных джейранов, занесенных в Красную Книгу Республики Казахстан, два мотоцикла «УРАЛ» без государственных номерных знаков, две единицы огнестрельного охотничьего оружия 16 калибра179.
Контроль в области охраны водных животныхтакже осуществляется в соответствии с планами, разрабатываемыми и утверждаемыми Министерством внутренних дел РК и Министерством охраны окружающей среды.
Согласно этим планам предусматривается совместное патрулирование органов внутренних дел и органов рыбоохраны в местах нереста ценных пород рыб и миграционных путях, совместные рейдовые мероприятия, создание специальных групп по выявлению лиц, торгующих рыбой и икрой, добытыми незаконным путем, создание оперативно-поисковых групп по проверке автомобильного и железнодорожного транспорта с целью выявления и пресечения попыток вывоза икры, рыбопродуктов за пределы области.
Осуществляя контроль в области охраны водных животных, органы внутренних дел используют те же методы выявления фактов браконьерства, что и при незаконной охоте: открытый маршрутный метод (объезды, обходы, поиски, погони), скрытый (скрытое патрулирование, засады, секреты) и иные методы (стационарные посты, пикеты). Наиболее целесообразными формами являются: посты, которые выставляются в период массового нереста ценных пород рыб в местах расположения нерестилищ, а также на ми-
Пиндюр И. И. Указ. раб. С. 21. Архив МВД РК за 2008 год.
грационных путях; патрулирование с практикой протраливания водоемов для обнаружения запрещенных орудий лова, обследование отдельных и труднодоступных районов акватории с помощью вертолетов, досмотр автотранспортных средств на трассах, ведущих к водоемам.
При обнаружении административного правонарушения в области охраны водных животных сотрудники ОВД имеют право налагать штрафы только по ч. 1 ст. 298 «Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов», в остальных случаях ограничиваясь составлением необходимых документов по факту правонарушения, и передают материалы в органы рыбоохраны. Незаконно добытая продукция изымается и сдается на реализацию в торговые организации, либо на рыбозаводы. Изъятые орудия лова и плавучие средства сохраняются до решения вопроса об ответственности правонарушителя в административном или судебном порядке. При наличии в правонарушении признаков преступления органы внутренних дел возбуждают уголовное дело.
Для повышения эффективности контрольных мероприятий в данной области существенную роль играют два фактора: групповой (бригадный) метод охраны водных животных и обеспечение транспортными средствами. Как уже указывалось выше, 60 % случаев браконьерства было осуществлено группой лиц; в 35,4 % случаев для лова рыбы браконьерами использовались собственные плавучие средства: лодки с подвесными и стационарными моторами — в 19,5 %, гребные лодки — в 12,7 %, шлюпки — в 3,2 %. Более чем в 23 % случаев использовались механические наземные транспортные средства, в частности автомашины (15 %), мотоциклы (8 %)180.
В борьбе с рыбным браконьерством задействованы многие службы органов внутренних дел: служба административной полиции, в частности, инспекторы природоохранной и ветеринарной полиции, участковые инспекторы, отделение по борьбе с преступными посягательствами на рыбные запасы, дорожная полиция, транспортная полиция и так далее.
Ввиду того, что посягательства на рыбные запасы представляют собой сезонное явление, то в период весенней и осенней путины происходит увеличение численного состава работников ОВД, осуществляющих надзор в области охраны водных животных за счет откомандированных из других регионов и служб сотрудников.
Так, согласно приказа Министра внутренних дел РК «Об оказании помощи УВД Атырауской и Западно-Казахстанской областей по обеспечению сохранности рыбных запасов и борьбе с браконьерством» от 6 апреля
180 Еркенов С. Е. Указ. раб. С. 22-23. 182
1994 г.181 в эти области было направлено 200 работников МВД для участия в совместных рейдах. Аналогичные приказы издавались и в последующие годы, например, приказом Министра внутренних дел РК № 134 «Об оказании помощи УВД Атырауской области по обеспечению сохранности рыбных запасов и борьбе с браконьерством» от 8 апреля 1996 г.182 в Атырау-скую область были прикомандированы 120 военнослужащих специальных моточастей милиции, дислоцирующихся в городах Актюбинск, Уральск, Актау, а распоряжением начальника УВД Атырауской области № 143 от 14 апреля 1997 г.183 были задействованы еще 70 сотрудников органов внутренних дел области; приказом МВД РК № 89 от 3 апреля 1997 г. — 120 военнослужащих, распоряжением начальника УВД — 60 сотрудников местных органов внутренних дел. Таким же образом на операцию «Путина», проводимую в Западно-Казахстанской и Мангистауской областях в 1996 году, дополнительно были направлены соответственно 57 и 45 сотрудников местных органов внутренних дел.
Вышеуказанные действия дают свои положительные результаты.
В 2006 году, по результатам рыбоохранной акции «Бек1ре-2006» (с 10 апреля по 31 мая) сотрудниками ДВД Атырауской, Западно-Казахстанской, Мангистауской областей и Западного ДВД на транспорте выявлено 179 фактов незаконной добычи, 55 - незаконного провоза, 38 - приобретения и сбыта рыбы и рыбной продукции. Задержано 318 нарушителей. Изъято 36 тонн рыбы, в том числе 6,3 тонн осетровых пород, 130 кг икры, 208 орудий лова, 72 плавательных средства. Возбуждено 81 уголовных дел, в суды направлено 49 уголовных дел. Составлено 79 административных протоколов, наложено административных штрафов, на сумму более 250 тыс. тенге. В мае 2006 г. сотрудниками отдела по борьбе с преступными посягательствами на рыбные запасы ДВД Атырауской области в казахстанских территориальных водах Каспийского моря задержана лодка типа «Байда» с 3-мя подвесными моторами «Меркурий-225», в котором находились трое граждан Республики Дагестан РФ. При досмотре лодки обнаружены и изъяты: рыба осетровых пород в количестве 28 шт., огнестрельное оружие АКМ-74. со спаренными 2-мя магазинами с боевыми патронами в количестве 60 шт., навигационный прибор «Гармин» и орудия лова. По факту возбуждены уголовные дела по ст.287 УК РК «Незаконная добыча водных животных и рас-
1S1 102 1S3 |
Архив МВД РК за 1994 год. Архив МВД РК за 1996 год. Архив МВД РК за 1997 год
тении» и ст.251 УК РК «Незаконное приобретение, хранение, перевозка или
ношение оружия»184.
Контроль в области охраны растительного мира,осуществляемый органами внутренних дел, касается только нарушения правил содержания и защиты зеленых насаждений преимущественно в населенных пунктах.
Органами внутренних дел осуществляется частично также контроль в области охраны вод,так как они имеют право налагать штрафы по ст. 277 КоАП РК «Повреждение водохозяйственных сооружений, устройств и противопожарных систем водоснабжения, нарушение правил их эксплуатации».
Еще одно направления экологического контроля, осуществляемого органами внутренних дел - это контроль в области охраны атмосферного воздуха. Занимается этим в основном дорожная полиция.
Дорожная полиция осуществляет контроль не только в области охраны атмосферного воздуха. Можно выделить три основных направления ее экологической деятельности:
а) контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбро
сов загрязняющих веществ в атмосферу;
б) контроль за соблюдением уровней шума, установленных для автомо-
тотранспортных средств;
в) это контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей
среды от вредного влияния автомототранспорта.
Помимо мероприятий по охране атмосферного воздуха, дорожная полиция участвует в охране других природных объектов. Проблема чистого воздуха в городах тесно связана с вопросами санитарного содержания городских территорий. Поэтому в большинстве городов расширены права работников дорожной полиции в данной области. Решениями местных исполнительных органов им предоставлено право штрафовать лиц, виновных в проезде по городским улицам на гусеничном транспорте, выносе грязи на колесах транспорта на городские улицы, загрязнении улиц при перевозке сыпучих, пастообразных грузов, бумаги, мусора, выгрузке мусора в неустановленных местах, выбрасывании окурков, бумаги и другого мусора из транспортных средств, мойке транспортных средств в неустановленном месте и в открытых местах водоемов.
Автомототранспорт может вредно влиять и на почвы, воды и зеленые насаждения, например, в результате утечки машинного масла и горючего. Кроме того, он может выступать не только в качестве источника загрязнения окружающей среды, но и как источник повышенной опасности. В этом
184 Архив МВД РК за 2006 год. 184
плане автомототранспортные средства вредно воздействуют на растительный и животный мир.
Органы дорожной полиции осуществляют контроль за выполнением водителями автомашин требований дорожных знаков, установленных перед въездом на особо охраняемые природные территории, на дорогах к водоемам и так далее. Обычно сразу же после создания заповедников, заказников, национальных природных парков дорожная полиция по согласованию с администрациями этих особо охраняемых природных территорий проводит обследование дорог, проходящих по ним, и организует установку на них соответствующих ограничительных знаков, например, «Дикие животные», «Рекомендуемая скорость», «Въезд запрещен». Запрещаются стоянки автомашин, мотоциклов, мотороллеров и мопедов, их мойка и ремонт вблизи водных источников, в лесных угодьях. Работники дорожной полиции не допускают неорганизованный въезд в вышеуказанные места, а также оказывают помощь водителям, информируя о направлениях движения к организованным местам отдыха, о расположении стоянок автотранспортных средств. Так, например, выполняя решение исполкома Алма-Атинского горсовета народных депутатов «О мерах по улучшению экологического состояния прилегающих к г. Алма-Ате горных ущелий и малых рек» от 23 октября 1991 г., дорожная полиция УВД г. Алма-Аты установила контрольно-пропускные посты по проверке токсичности выхлопных газов автотранспорта и организовала платную пропускную систему для всех видов автомашин при въезде в ущелье «Медео», Большое Алмаатинское ущелье, на трассах в направлении населенных пунктов Баганшил, Каменское плато, Юбилейный, горы Кок-Тюбе. Средства, полученные за проезд транспорта и загрязнение природной среды, перечислялись экологическому центру г. Алма-Аты и направлялись на мероприятия по дальнейшему улучшению экологического состояния особо охраняемых природных территорий области.
Более четко функции по обеспечению экологической безопасности были очерчены в положениях, регламентирующих деятельность специализированных подразделений, которые раньше создавались при дорожной полиции. Так, решением Алма-Атинского горисполкома № 2/29 «б» от 16 января 1991 г. и приказом начальника УВД г. Алма-Аты № 182 от 12 сентября 1991 г. было образована специализированная экологическая рота дорожно-патрульной службы УГАИ ГУВД г. Алма-Аты, работники которой за 1993 г. выявили и пресекли следующие нарушения в области охраны окружающей среды: превышение норм содержания окиси углерода в отработавших газах автомобилей — 36104 случая; управление грязной автомашиной в сухую погоду — 56; выброс окурков и мусора из салона автомобиля — 38; перевозка сыпучих грузов без полога — 84; мойка автомашин в неус-
тановленных местах — 112; парковка автомашин на газонах, тротуарах, детских площадках — 123. Общая сумма наложенных штрафов составила — 8912800 руб.185.
Ранее, 25 мая 1990 г. была создана экологическая группа ОГАИ УВД г. Алма-Аты, выполняющая аналогичные функции.
В январе 1997 г. по договору с Алматинским городским управлением экологии и биоресурсов было образовано подразделение экологической безопасности управления дорожной полиции ГУВД г. Алматы, которое за 1997 г. проверило на соблюдение нормативов содержания окиси углерода и углеводородов 6579 автотранспортных средств, из которых 4944 оказалось с превышением норм токсичности, за что водителям предъявлены административные санкции на сумму 845779 тенге. Взыскано 3922 штрафа на сумму 2252380 тенге186. За 6 месяцев 1998 г. это подразделение проверило на соблюдение нормативов содержания окиси углерода и углеводородов 3328 автотранспортных средств. Выявлено 3308 единиц с превышением норм токсичности, за что всем водителям предъявлены административные санкции на 1.708.620 тенге, взыскано 1.724 штрафа на сумму 1.092.676 тенге187. Экологические подразделения при дорожной полиции функционировали и в других городах, например, в соответствии с решением исполкома областного Совета народных депутатов было создано санитарно-экологическое подразделение УГАИ УВД Карагандинской области.
В обеспечении качества окружающей природной среды, ее защите от воздействия ядовитых и радиоактивных веществ, а также в охране животного мира косвенно участвуют подразделения лицензионно-разрешительной
системы.
В соответствии с Инструкцией о работе органов внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной системы, утвержденной Приказом МВД № 111 от 1 марта 2003 г., эти подразделения производят контроль за соблюдением должностными лицами предприятий, учреждений, организаций правил приобретения, хранения, учета и перевозки оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, сильнодействующих ядовитых ве-
ществ; за сохранением радиоактивных веществ в местах их постоянного хранения.
Контрольные функции в области обеспечения экологической безопасности выполняют и иные специализированные подразделения органов внутренних дел — отделы природоохранной и ветеринарной полиции при ДВД областей. Ими осуществляется санитарный и ветеринарный контроль. Эти типы контроля пересекаются с экологическим контролем в той части, где речь идет о здоровье человека и естественной среде, являющейся средой обитания (например, в тех случаях, когда в результате эпизоотии трупы павших животных загрязняют окружающую природную среду, в частности, воды, и могут повлечь заболевания человека, или, когда нарушение санитарных правил приводит к загрязнению природных объектов, допустим, возникновение несанкционированных свалок).
Объем полномочий отделов природоохранной и ветеринарной полиции колеблется от контроля до надзора. И иногда в нормативных актах, регулирующих их деятельность, одно понятие подменяется другим.
На практике органами внутренних дел реализуется и такая форма, как экологический надзор.Автор счел нужным подробно рассмотреть эту форму, хотя по нашему мнению, надзор является функцией органов прокуратуры, а со временем вышеуказанная форма преобразуется в экологический контроль.
Надзор органов внутренних дел в области охраны окружающей природной среды в литературе иногда обозначают как «административный над-
зо р» .
По мнению Г. И. Азарова и В. И. Волкова, административный надзор представляет собой деятельность органов государственного управления по контролю за соблюдением организациями, должностными лицами и гражданами установленных правил в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений законности в области охраны природы189. «Его содержание заключается в надзоре за точным соблюдением соответствующими поднадзорными объектами требований специальных правил и инструкций, в выявлении их нарушений ... рамки содержания административного надзора
185 Докладная записка о проделанной работе личным составом специализированной экологической роты ДПС УГАИ ГУВД г. Алматы за 1993 год.
8 Справка об экологической обстановке г. Алматы, проводимой природоохранной работе АГУЭПР за 1997 год и задачах на 1998 год. С. 3.
87 Доклад начальника Алматинского городского управления экологии и природных ресурсов «Об экологической обстановке г. Алматы и меры по ее оздоровлению в 1998 году». 186
188 Азаров Г. И., Волков В. И. Природоохранительная деятельность органов
внутренних дел. — М., 1990. С. 19; Емелип А. Н. Место и роль ГАИ в системе
субъектов охраны атмосферного воздуха // Организационно-правовые основы дея
тельности Госавтоинспекции на современном этапе. — М., 1989. С. 21; Боголе-
повР.Д. Предупреждение правонарушений в процессе контрольно-надзорной дея
тельности милиции по охране природы. — М., 1982. С. 28.
189 Азаров Г. И., Волков В. И. Природоохранительная деятельность органов
внутренних дел. — М., 1990. С. 19.
несколько шире содержания собственно надзора как способа обеспечения законности. Административный надзор обладает отдельными чертами, свойственными контролю» (например, применение к виновным лицам мер административного воздействия, запрещение или приостановление определенных действий со стороны поднадзорных объектов190.
Мы не согласны с такой трактовкой содержания этого вида надзора, а также с таким наименованием. Надзор существенно отличается от контроля, и одними из признаков первого является невмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов и неприменение мер административного воздействия. «Административный надзор, подобно прокурорскому, не может быть связан с вмешательством в деятельность поднадзорного объекта или органа управления, а в случаях, когда такое вмеша-
тсльство имеет место, надзор уступает место контролю»
Думается, что неверным будет называть этот вид надзора административным. Дело в том, что существует официальное определение административного надзора, которое дается в Законе РК «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 15 июля 1996 г. В статье 1 Закона указывается, что административный надзор является формой предупреждения рецидивной преступности, реализуется на основе соблюдения законности, гарантий прав и свобод граждан и осуществляется на основании постановления судьи органами внутренних дел как принудительная мера в виде установления наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которым установлены определенные законодательством ограничения в целях предупреждения правонарушений с их стороны. Не следует усложнять использование данного термина, имея в виду его то в широком смысле, то в узком, когда можно использовать другой термин — надзор в области охраны окружающей природной среды.
Как уже говорилось выше, ОВД пока осуществляют контроль в отношении такого природного объекта, как атмосферный воздух, частично - в отношении лесов и животного мира. В отношении других природных объектов ими осуществляется надзор.
Надзор ОВД в данной области осуществляется как в правовых, так и в организационных формах. Надзорными действиями, влекущими какие-либо правовые последствия, являются обнаружение экологического правонару-
190 Советское административное право /Под ред. П. Т. Василенкова. — М.: Юридическая литература, 1990. С. 267.
5 Шорина Е. В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. — М., 1981. С. 255. 188
шения и его фиксация, то есть составление протокола, установление последствий, выявление личности правонарушителя, изъятие незаконно добытой продукции, незаконных орудий и средств, применяемых нарушителем. К действиям, не имеющим юридического значения и носящим фактический характер, относят рейды, патрулирование, выставление постов и так далее.
Надзор в области обеспечения экологической безопасности органы внутренних дел, как правило, осуществляют, привлекая природоохранительные органы. Этим достигается наибольшая эффективность проводимых мероприятий, так как ОВД, к сожалению, не во всех случаях предоставлено право налагать штрафы за экологические правонарушения.
Следует отметить, что экологический надзор, реализуемый ОВД, отличается от надзора прокуратуры. Во-первых, поднадзорными субъектами последнего являются, как правило, предприятия, учреждения и организации, а также должностные лица, а надзор ОВД осуществляется большей частью в отношении физических лиц, например, рядовых граждан, занимающихся браконьерством. Во-вторых, органы прокуратуры крайне редко используют такие организационные формы, как рейды, патрулирование, выставление постов, что характерно для надзора ОВД, хотя, конечно, иногда принимают участие в совместных проверках с контролирующими органами в местах совершения экологических правонарушений. В-третьих, организационно-правовые средства воздействия на правонарушителей, применяемые при экологическом надзоре, у прокуратуры и ОВД различны. Так, работники прокуратуры не вправе осуществлять изъятие орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой продукции, оружия.
Надзор ОВД в области охраны окружающей природной среды проводится по нескольким основным направлениям: 1) в области охраны диких животных (за исключением водных животных); 2) в области охраны водных животных; 3) в области охраны растительного мира; 4) в области охраны вод; 5) в области охраны окружающей среды в населенных пунктах.
Надзор в области охраны диких животныхи надзор в области охраны водных животныхотличается от контроля в данной области только тем, что ОВД при осуществлении надзора не имеют права налагать штрафы, так как по некоторым статьям КоАП РК такое право принадлежит органами Комитета лесного и охотничьего хозяйства и Комитета рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства РК.
Надзор в области охраны растительного мира,в частности лесов, осуществляется органами внутренних дел, как правило, совместно с органами лесоохраны. В надзоре участвуют участковые инспекторы, отделы природоохранной и ветеринарной полиции. Так, в 2006 году сотрудниками природоохранной полиции выявлено более 270 фактов незаконной порубки
деревьев и кустарников, по которым возбуждено 21 уголовное дело по ст.291 УК РК «Незаконная порубка деревьев и кустарников», составлено 272 административных протоколов и направлены для рассмотрения в суды. У браконьеров изъято более 600 кубометров незаконно заготовленной древесины.
К примеру, только сотрудниками природоохранной полиции ДВД Павлодарской области в 2006 году задержано 26 грузовых автотранспортных средств перевозившие 345 кубометров незаконно заготовленного делового леса. По фактам возбуждено 11 уголовных дел, по остальным фактам нарушители привлечены к административной ответственности.
В марте 2006 г. сотрудником природоохранной полиции Сандыктауско-го РОВД Акмолинской области, в ходе проведения рейдовых мероприятий выявлен факт незаконной порубки 18 штук сосны «зеленка». В ходе проверки установлен житель с. Сандыктау, причастный в совершений данного преступления. Сумма ущерба составила 205 894 тенге. По факту возбуждено уголовное дело по ст.291 ч.1 УК РК «Незаконная порубка деревьев и кустарников», направлено в суд192.
Методы и формы выявления нарушителей правил охраны растительного мира — это объезды (обходы), открытое и скрытое патрулирование, рейды, засады и так далее. При обнаружении факта незаконной порубки, уничтожения или повреждения деревьев, нарушения порядка заготовки и вывоза древесины, живицы, осуществления лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями лесорубочных билетов (ордеров), лесных билетов, самовольного сенокошения и выпаса скота, самовольного сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов и ягод, засорения леса бытовыми отходами, повреждения леса сточными водами, химическими веществами и других лесонарушений работники ОВД обязаны составить протокол о лесонаруше-нии. В нем указываются сведения о составителе протокола (ФИО, должность), о лице, совершившем нарушение (ФИО, место жительства, место работы, занимаемая должность, размер заработка, документ, удостоверяющий личность), вид лесонарушения, размер причиненного ущерба, место совершения лесонарушения, статья нормативного акта, предусматривающая ответственность заданный вид лесонарушения.
Органами внутренних дел осуществляется также надзор в области охраны вод.В данном случае он осуществляется в двух аспектах. Во-первых, происходит наблюдение за соблюдением субъектами санитарно-эпидемиологических правил с целью недопущения загрязнения и засорения вод таким образом, когда это может привести к заболеваниям людей, эпидемиям.
192 Архив МВД РК за 2006 год. 190
Во-вторых, осуществляются проверки в районах акваторий с тем, чтобы не загрязнялись, не засорялись и не истощались сами воды. Такой надзор проводится патрульно-постовыми нарядами, участковыми инспекторами, отделами природоохранной и ветеринарной полиции, подразделениями специализированной охраны, охраняющими водные источники. Следует отметить, что охрану вод целесообразно проводить в комплексе с охраной водных животных, поэтому необходимо, чтобы первая была включена в качестве одной из задач, стоящих перед отделениями по борьбе с преступными посягательствами на рыбные запасы.
Наиболее характерная форма охраны вод органами внутренних дел — это патрулирование по берегам рек, озер, водохранилищ, по пляжам и тому подобное.
Надзор в области охраны окружающей среды в населенных пунктах является комплексным и производится по следующим направлениям: санитарный надзор, надзор за сохранностью зеленых насаждений, надзор в области охраны водных источников в черте населенных пунктов. Он осуществляется службой административной полиции, в частности, патрульно-постовыми нарядами и отделами природоохранной и ветеринарной полиции. Последние являются субъектами надзора в тех случаях, когда в положениях, регулирующих деятельность отделов природоохранной и ветеринарной полиции, закреплены надзорные, а не контрольные функции. Но довольно часто анализ этих нормативных актов показывает, что эти подразделения выполняют и контрольные, и надзорные функции.
Характерными формами надзора в области охраны окружающей среды в населенных пунктах являются рейды и патрулирование.
Итак, при осуществлении надзора в области охраны окружающей природной среды органы внутренних дел право:
— требовать прекращения противоправных действий и объяснения причин совершения правонарушений;
— составлять протоколы (акты) по фактам нарушений;
— при отсутствии документов и свидетелей доставлять нарушителей в отделы внутренних дел для выяснения личности и оформления соответствующих материалов;
— изымать у нарушителей орудия и средства совершения экологического правонарушения и хранить их до решения вопроса о привлечении нарушителя к административной или уголовной ответственности;
— изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, в частности, рыбу и рыбопродукты, дичь, древесину.
Как мы видим, рассматриваемая форма содержит скорее признаки экологического контроля, нежели надзора, и, если работников ОВД наделить
правом налагать штрафы за любое экологическое правонарушение, то можно будет с полной уверенностью утверждать, что это такая организационно-правовая форма, как экологический контроль.
Рассмотрениедел об экологических правонарушенияхтакже является одной из организационно-правовых форм природоохранительной деятельности ОВД.
Деятельность по рассмотрению дел об экологических правонарушениях представляет собой:
1. Собирание фактов, имеющих значение по делу о правонарушении, тщательное исследование собранных фактов с точки зрения их причастности к разбираемому делу и установление достоверной истины.
2. Формулирование соответствующей юридической (правовой) оценки дела.
3. Установление конкретных юридических последствий193.
Рассмотрение дел об экологических правонарушениях делится на два вида: а) рассмотрение административных экологических проступков; б) рассмотрение дел об экологических преступлениях.
Под административным экологическим проступкомпонимается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие либо бездействие), предусмотренное административным законодательством, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения вреда экологическим правам и законным интересам физических и юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, государства и окружающей природной среде, установленному порядку рационального природопользования.
Рассмотрение административных экологических проступковосуществляется различными органами — органами Министерства охраны окружающей среды, органами охраны водных ресурсов, органами лесного и охотничьего хозяйства, органами по управлению земельными ресурсами и так далее. Из правоохранительных органов рассмотрением административных проступков в области охраны окружающей природной среды занимаются органы внутренних дел, однако их сфера существенно ограничена.
В соответствии со ст. 543 Кодекса РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. органам внутренних дел подведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 247 «Эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах», 277 «Повреждение водохозяйственных сооружений, устройств и противопо-
193 Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. — М.:Юрид. лит., 1987. С. 185. 192
жарных систем водоснабжения, нарушение правил их эксплуатации», 298 (частью первой) «Незаконная охота, пользование животным миром», 298-1 (частью первой) «Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов», 300 «Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений», 305 (частью первой) «Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Республики Казахстан», 306 (частью первой) «Незаконная передача минеральных и живых ресурсов континентального шельфа, территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан».
Рассмотрение административного проступка в области охраны окружающей природной среды осуществляется по всем правилам административного производства в соответствии со ст. ст. 642-654 КоАП РК. Факт правонарушения фиксируется протоколом об административном правонарушении и является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. В таком протоколе должны быть указаны: дата и место составления; данные о лице, составившем протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо проступка; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; объяснения нарушителя.
Для обеспечения рассмотрения дела и последующего исполнения постановления о наложении административного взыскания работниками органов внутренних дел могут использоваться административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов и так далее. По окончании разбирательства по делу и составления протокола все материалы направляются должностному лицу, обладающему правом рассматривать такие дела и принимать постановление о наложении административного взыскания. Согласно ст. 543 КоАП РК, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел вправе:
— начальники или заместители начальников органов внутренних дел -по всем статьям об экологических правонарушениях, отнесенных к подведомственности органов внутренних дел;
— начальники городского, районного отделения органов внутренних дел - за правонарушения, предусмотренные ст. 298 (частью первой) «Незаконная охота, пользование животным миром», 298-1 (частью первой) «Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов», 300 (частью первой) «Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений», 305 (частью первой) «Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Республики Казахстан», 306 (частью первой) «Незаконная передача минеральных и живых ресурсов конти-
нентального шельфа, территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан»;
— начальники линейных отделений, линейных пунктов органов внутренних дел - за правонарушения, предусмотренные ст. 298 (частью первой) «Незаконная охота, пользование животным миром», 305 (частью первой) «Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Республики Казахстан», 306 (частью первой) «Незаконная передача минеральных и живых ресурсов континентального шельфа, территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан»;
— участковые инспекторы полиции органов внутренних дел - за правонарушение, предусмотренное ст. 298-1 (частью первой) «Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов», 300 (частью первой) «Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений»,
— сотрудники дорожной полиции, имеющие специальное звание, - за правонарушение, предусмотренное ст. 247 «Эксплуатация автомототранс-портных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах»;
— начальники и заместители начальников подразделений природоохранной, санитарной и ветеринарной полиции органов внутренних дел - за правонарушения, предусмотренные ч. 1. ст. 298 «Незаконная охота, рыболовство, пользование животным миром», ст. 298-1 (частью первой) «Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов», ст. 300 «Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений».
Указанные должностные лица выносят одно из следующих постановлений: 1) о наложении административного взыскания; 2) о прекращении дела производством.
Должностное лицо, рассматривающее дело, при установлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, вносит руководителям предприятий, учреждений, организаций и другим должностным лицам предложения о принятии мер по устранению эти причин и условий.
Следующий вид рассмотрения дел об экологических правонарушениях — это рассмотрениедел об экологических преступлениях.Этот вид отличается от первого решением большего количества задач при рассмотрении дела, усложненной процессуальной процедурой. Эти отличия обусловлены водоразделом, существующим между экологическим преступлением и экологическим проступком.
Рассмотрение дел об экологических преступлениях проводится в двух формах; 1) дознание; 2) предварительное следствие.
Дознание — это процессуальная форма досудебной деятельности органов дознания в пределах установленных настоящим Кодексом полномочий по выявлению, установлению и закреплению совокупности обстоятельств дела и привлечению лиц, совершивших преступление, к уголовной ответственности (п. 15 ст. 7 УПК РК).
Предварительное следствие — это процессуальная форма досудебной деятельности уполномоченных органов в пределах установленных настоящим Кодексом полномочий по выявлению, установлению и закреплению совокупности обстоятельств дела и привлечению лиц, совершивших преступление, к уголовной ответственности (п. 16 ст. 7 УПК РК).
Дознание и предварительное следствие различаются сроками проведения, субъектами, объемом полномочий субъектов.
Предварительное следствие производится по экологическим преступлениям, предусмотренным ст. ст. 277-286, ч. 2 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289, ч. 2 ст. 292, ст. 294 УК РК.
Органами внутренних дел помимо предварительного следствия осуществляется и дознание по экологическим преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. ст. 290, 291, ч. 1 ст. 292, ст. 293 УК РК. По этим делам предварительное следствие не требуется.
Предварительное следствие, как и дознание, производятся только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.
В соответствии со ст. 177 УПК РК поводами к возбуждению уголовного дела служат:
— заявления граждан;
— явка с повинной;
— сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации;
— сообщение в средствах массовой информации;
— непосредственное обнаружение сведений о преступлении должностными лицами и органами, правомочными возбудить уголовное дело.
Экологические преступления имеют свою специфику. Некоторые из них (незаконная охота, незаконное добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны животного мира, незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных и растений, уничтожение или повреждение леса, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и так далее) совершаются вдали от населенных пунктов и не имеют очевидцев. В таких случаях уголовных дел, возбужден-
ных по заявлениям граждан, гораздо меньше, по сравнению с другими видами преступлений. Практически не встречаются явки с повинной194.
Наиболее типичными поводами для возбуждения экологических дел являются сообщения должностных лиц государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации, то есть сообщения природоохранительных органов (инспекций по охране животного мира, органов комитетов по земельным отношениям и землеустройству, по водным ресурсам, лесной охраны и так далее), а также непосредственное обнаружение сведений о преступлении должностными лицами и органами, правомочными возбудить уголовное дело, к которым относят прокуроров, следователей, орган дознания, дознавателей. По результатам исследований, проводимых более десяти лет назад, источники первоначальных сведений о таких распространенных преступлениях, как незаконная охота и незаконное занятие рыбным промыслом, можно расположить следующим образом: сообщения природоохранительных органов — 73,7 % (незаконная охота) и 61,4% (незаконное занятие рыбным промыслом); непосредственное обнаружение органами уголовного преследования — соответственно 21 % и 36,9 %; заявление граждан — 4,6 % и 1,1 %; сообщения в печати — 0,7 % и 0,6 %195. Думается, что в настоящее время такое соотношение существенно не изменилось.
При наличии повода и основания органы уголовного преследования выносят постановление о возбуждении уголовного дела, в котором указываются: время и место его вынесения; кем оно составлено; повод и основания к возбуждению дела; в отношении кого оно возбуждается; статья уголовного закона, по признакам которой она возбуждается, а также дальнейшее направление дела.
В процессе расследования экологических преступлений необходимо установить следующие обстоятельства:
— событие и предусмотренные уголовным законом признаки состава преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
— кто совершил запрещенное уголовным законом деяние;
— виновность лица в совершении запрещенного уголовным законом деяния, форма его вины, мотивы совершенного деяния, юридическая и фактическая ошибки;
— обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого;
— обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
— последствия совершенного преступления;
— характер и размер вреда, причиненного преступлением;
— обстоятельства, исключающие преступность деяния;
— обстоятельства, влекущие освобождение от уголовной ответственности и наказания (ст. 117 УПК РК).
По уголовному делу подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
В первую очередь, следователь либо дознаватель должен определить, имеются ли в выявленном правонарушении признаки состава экологического преступления, а именно четыре группы признаков, характеризующих объект экологического преступления, его объективную сторону, субъект преступления и субъективную сторону.
Следователи либо дознаватели обязаны знать то, что независимо от того, понесет ли виновный уголовное наказание, он должен возместить ущерб, нанесенный окружающей природной среде. Для этого дознаватель или следователь разъясняют потерпевшей стороне (обычно это инспекции по охране животного мира, органы рыбоохраны, иные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды) ее право предъявить гражданский иск. Лицу, предъявившему иск, его представителю органами следствия или дознания объявляется постановление о признании гражданским истцом и разъясняются права, вытекающие из этого статуса.
Выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, позволяет определить основные направления деятельности по предотвращению экологических преступлений, устранению их причин и условий.
Еще одной формой участия ОВД в охране окружающей природной среды является содействие природоохранительным органам,под которым понимаются меры, принимаемые ОВД для создания условий, способствующих выполнению соответствующими должностными лицами природоохранительных органов своих служебных функций196. Природоохранительные органы, в частности, специализированные инспекции в области охраны окружающей природной среды, призваны обеспечивать соблюдение правил в определенной сфере общественных отношений (например, региональное учреждение по охране биоресурсов — в сфере отношений по использованию и охране животного мира) и их возможности ограничены полномочиями, которыми наделены их работники. Но нередко ситуация складывается таким образом, что для эффективного проведения природоохранных меро-
194 145
Пиндюр И. И. Указ. раб. С. 22. Еркенов С. Е. Указ. раб. С. 22.
196 Азаров Г. И., Волков В. И. Природоохранительная деятельность органов внутренних дел. — М, 1990. С. 23.
приятии требуется выйти за пределы компетенции работников природоохранительных органов. Например, при поимке браконьера имеется необходимость установить его личность, а работники инспекции не могут это сделать самостоятельно. В таких случаях им необходима помощь органов внутренних дел.
Наиболее характерными формами содействия ОВД природоохранительным органам являются: совместное осуществление природоохранительных операций: совместные проверки деятельности предприятий-загрязнителей, совместные рейды, патрулирование, организация засад, участие в задержании правонарушителей, установлении их личности; проверка орудий и способов браконьерства, осмотр незаконно добытого, изъятие у нарушителей орудий браконьерства, составление протоколов и так далее.
Оказание содействия природоохранительным органам органами внутренних дел является давней традицией. Во многих старых ведомственных нормативных актах содействие указывалось в качестве задачи: «из одного нормативного акта МВД СССР в другой почти в неизменной форме переходит одна и та же формулировка, обязывающая органы внутренних дел оказывать соответствующим органам содействие в охране природных ресурсов»197. В частности, в Инструкции по работе участкового инспектора милиции, утвержденной Приказом Министра внутренних дел РК № 87 от 20 апреля 1987 г., подробно определялась роль участковых инспекторов в охране природы — оказывать содействие органам здравоохранения в обеспечении надзора за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий обслуживаемого участка, проведении карантинных мероприятий при эпидемиях, органам ветеринарного надзора — в проведении карантинных мероприятий при эпизоотиях, природоохранительным органам — в осуществлении мероприятий по охране зеленых насаждений, защите от загрязнения окружающей среды, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства. К сожалению, в действующих Правилах о порядке деятельности участковых инспекторов полиции ОВД и их помощников, утвержденных Приказом МВД РК № 564 от 5 октября 2004 года, данное положение не сохранилось, хотя участковые инспекторы такое содействие осуществляют.
Содействие природоохранительным органам со стороны ОВД обусловлено, прежде всего, особой важностью охраняемых объектов природы. При определении совместно охраняемых объектов учитываются и другие обстоятельства, в частности, специфика их охраны. Для этого выбираются объекты, охрана которых требует вмешательства ОВД, обладающих оперативным
197 Там же. С. 22. 198
опытом, организационными, техническими и другими возможностями эффективной борьбы с экологическими правонарушениями.
Содействие природоохранительным органам оказывается практически всеми подразделениями органов внутренних дел. Так, дорожная полиция оказывает содействие территориальным управлениям по охране окружающей среды, участвуя ежегодно в месячниках «Чистый воздух» на магистралях городов.
Административная полиция, включая специализированные экологические подразделения, содействует органам здравоохранения. В этом случае экологическая деятельность органов внутренних дел связана с охраной не отдельного объекта природы, а качественного состояния всей природной среды в пределах определенных городских территорий, а также загородных мест отдыха. Так, проводятся месячники по санитарной очистке, озеленению и благоустройству населенных пунктов города и области.
Отделы природоохранной и ветеринарной полиции постоянно оказывают содействие органам ветеринарного надзора по пресечению стихийной и уличной торговли, проверке качества реализуемого тбвара, продуктов питания и продовольственного сырья на рынках и стихийных базарах, торговых точках, учреждениях и пунктах общественного питания, организациях и фирмах, предприятиях, перерабатывающих и реализующих продукцию животного происхождения независимо от форм собственности.
В оказании содействия государственным инспекциям по охране животного мира участвуют служба административной полиции, включая специализированные экологические подразделения, дорожная полиция и другие подразделения. При этом осуществляются рейды по охотничьим угодьям, акваториям, выставляются посты, организуются досмотры транспортных средств, устраиваются засады на водоемах и дорогах, ведущих к промысловым районам и так далее.
Органы внутренних дел также участвуют в охране лесов от пожаров и незаконных порубок, оказывая помощь государственной лесной охране в контроле за соблюдением правил пожарной безопасности и в борьбе с лесными пожарами, организуют совместные рейды и патрулирование, оказывает содействие лесхозам в предупреждении и пресечении порубки леса и других нарушений, устанавливают личности лесонарушителей, осуществляют их розыск и привлечение к ответственности.
В соответствии с Положением о разграничении функций и порядке взаимодействия между министерствами, ведомствами Республики Казахстан и их органами в области радиационной экологии, утвержденным Министерством экологии и биоресурсов, Министерством здравоохранения, Казахским управлением по гидрометеорологии, Государственным комитетом по вод-