Экономический механизм охраны окружающей природной среды и природопользования

Вопрос об экономическом механизме охраны окружающей природной среды и природопользования до сих пор остается актуальным, так как до сих пор нет четкого представления об этом правовом явлении.

В Экологическом кодексе РК такое понятие отсутствует, однако Глава 10 «Механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования» предполагает, что такие механизмы есть и даже не­сколько, хотя и не понятно, что под ними понимается.

В ст.95 ЭК РК указано, что видами механизмов экономического регули­рования охраны окружающей среды и природопользования являются:

1) планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;

2) плата за эмиссии в окружающую среду;

3) плата за пользование отдельными видами природных ресурсов;

4) экономическое стимулирование охраны окружающей среды;

5) рыночные механизмы и торговля квотами на эмиссии в окружающую среду;

6)экологическое страхование;

7) экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде.

Перечисленное относится, скорее всего, не к видам механизмов эконо­мического регулирования охраны окружающей среды и природопользова­ния, а к направлениям деятельности. Конечно же, теоретически реализация каждого направления деятельности осуществляется посредством опреде­ленного механизма, тогда следует указать «механизм финансирования ме­роприятий по охране окружающей среды»; «механизм экологического стра­хования» и т.д. По нашему мнению, нет необходимости в такой детализации механизмов экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования, достаточно оперировать одним понятием «экономи­ческий механизм охраны окружающей природной среды и природопользо­вания».

Также неправильным, на наш взгляд, является указание в качестве меха­низмов экономического регулирования охраны окружающей среды и при-


родопользования планирования мероприятий по охране окружающей сре­ды, экономической оценки ущерба, нанесенного окружающей среде и эко­логического страхования. В первом случае это функция управления, во вто­ром - мера, способствующая установлению гражданско-правовой ответст­венности, в третьем - способ возмещения экологического вреда. В ст. 107 «Экологическое страхование» ЭК РК указано, что целью экологического страхования является возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде в результате ее аварий­ного загрязнения.

Понятие «экономический механизм охраны окружающей природной среды и природопользования» следует строить исходя из общего родового понятия «Механизм охраны окружающей природной среды и природополь­зования» и по аналогии с понятием «государственно-правовой механизм охраны окружающей природной среды и природопользования».

Экономический механизм охраны окружающей природной среды и природопользованияможно определить как совокупность факторов, обес­печивающих регулирование охраны, воспроизводства и рационального природопользования посредством экономических методов.

Составными элементамиэтого механизма являются:

а) субъекты, использующие экономические методы в деятельности по
охране окружающей природной среды и природопользованию;

б) система правовых норм, регулирующих использование экономиче­
ских методов в деятельности по охране окружающей природной среды и
природопользованию;

в) реализация экономических методов в деятельности по охране ок­
ружающей природной среды и природопользованию.

К субъектам,использующим экономические методы в деятельности по охране окружающей природной среды и природопользованию, относятся не только государственные органы, но и сами природопользователи, например, крупные промышленные предприятия, которые могут установить экономи­чески стимулы для своих работников. Также использовать меры экономи­ческого стимулирования могут и общественные объединения, выделяя бо­нусы для природопользователей, активно участвующих в охране природы.

Система правовых нормявляется элементом механизма, обеспечи­вающим его функционирование. Она состоит из норм, определяющих со­держание и порядок применения экономических методов в деятельности по охране окружающей природной среды и природопользованию. Эти нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы определяют содержание деятельности государст­венных органов в области охраны окружающей природной среды и приро-


допользования. К ним можно отнести нормы Экологического кодекса РК от 9 января 2007 года, в частности, вышеупомянутая Глава 10 «Механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды и природополь­зования» и аналогичные разделы других экологических законов. Например: Раздел 8 «Экономический механизм охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения» Лесного кодекса РК от 8 июля 2003 года; Раздел 9 «Экономический механизм регулирования исполь­зования и охраны водного фонда» Водного кодекса РК от 9 июля 2003 г.

Процессуальные нормы закрепляют порядок деятельности субъектов, реализующих экономические методы воздействия на практике. Например: Правила взимания платы за использование особо охраняемых природных территорий иоказываемые ими услуги, утвержденные постановлением Правительства РК от 10.05.2000 г.; Правила торговли квотами и обязатель­ствами на сокращение эмиссий в окружающую среду от 06.02.2008 г.

Систему правовых норм механизма составляют не только нормы эколо­гического права, но и нормы административного, налогового, финансового права.

Третий элемент механизма - реализация экономических методовв деятельности по охране окружающей природной среды и природопользова­нию.

Реализация экономических методов в деятельности по охране окружаю­щей природной среды и природопользованию осуществляется по следую­щим направлениям, указанным в ст.95 ЭК РК:

1) финансирование мероприятий по охране окружающей среды;

2) плата за эмиссии в окружающую среду;

3) плата за пользование отдельными видами природных ресурсов;

4) экономическое стимулирование охраны окружающей среды;

5) торговля квотами на эмиссии в окружающую среду.

Финансирование мероприятий по охране окружающей средыпред­ставляет собой выделение денежных средств на проведение экологических мероприятий.

Согласно ст.96 «Мероприятия по охране окружающей среды» ЭК РК мероприятием по охране окружающей среды является комплекс технологи­ческих, технических, организационных, социальных и экономических мер, направленных на охрану окружающей среды и улучшение ее качества.

К мероприятиям по охране окружающей средыотносятся мероприя­тия:

1) направленные на обеспечение экологической безопасности;

2) улучшающие состояние компонентов окружающей среды посредст­вом повышения качественных характеристик окружающей среды;


 




3) способствующие стабилизации и улучшению состояния экологиче­ских систем, сохранению биологического разнообразия, рациональному ис­пользованию и воспроизводству природных ресурсов;

4) предупреждающие и предотвращающие нанесение ущерба окружаю­щей среде и здоровью населения;

5) совершенствующие методы и технологии, направленные на охрану окружающей среды, рациональное природопользование и внедрение меж­дународных стандартов управления охраной окружающей среды;

6) развивающие производственный экологический контроль;

 

7) формирующие информационные системы в области охраны окру­жающей среды и способствующие предоставлению экологической инфор­мации;

8) способствующие пропаганде экологических знаний, экологическому образованию и просвещению для устойчивого развития.

К мероприятиям по охране окружающей среды могут быть отнесены ин­вестиционные экологические проекты.

Согласно ст.97 «Финансирование мероприятий по охране окружающей среды» ЭК РК данные мероприятия осуществляются за счет:

1) бюджетных средств;

2) собственных средств природопользователей;

3) иных источников, не запрещенных законодательными актами Респуб­лики Казахстан.

К иным источникам можно отнести добровольные взносы и пожертво­вания юридических и физических лиц; иностранные инвестиции, созданные в инициативном порядке экологические фонды. К сожалению, в ЭК РК в отличие от старого Закона РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 года экологические фонды не выделены отдельным положением, сле­довательно, их создание не является обязательным.

В соответствии со ст. 101 ЭК РК предусмотрена плата за эмиссии в окружающую среду.

Согласно п.26 ст.1 ЭК РК эмиссии в окружающую среду - это выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и по­требления в окружающей среде, вредные физические воздействия.

Плата за эмиссии в окружающую среду устанавливается налоговым за­конодательством Республики Казахстан. В Налоговом кодексе от 12 июня 2001 года предусмотрена Глава 83 «Плата за эмиссии в окружающую сре­ду» (стст.459-465).

Здесь указано, что плата за эмиссии в окружающую среду взимается за эмиссии в окружающую среду в порядке специального природопользова­ния. Специальное природопользование осуществляется на основании эколо-


гического разрешения, выдаваемого уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Эмиссии в окружающую среду без оформлен­ного в установленном порядке экологического разрешения рассматривают­ся как эмиссии в окружающую среду сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.

Плата за эмиссии в окружающую среду, осуществляемая природополь-зователями в пределах нормативов, определенных в экологическом разре­шении, взимается согласно перечню загрязняющих веществ и видов отхо­дов, утверждаемому Правительством Республики Казахстан.

Методика расчета платы за эмиссии в окружающую среду утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Плательщиками платы являются физические и юридические лица, осу­ществляющие деятельность на территории Республики Казахстан в порядке специального природопользования.

Объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружаю­щую среду в пределах и (или) сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду.

Ставки платы ежегодно устанавливаются маслихатами областей (города республиканского значения, столицы), но не ниже базовых и не выше пре­дельных ставок, утвержденных Правительством РК.

За эмиссии в окружающую среду сверх установленных лимитов ставки платы, утвержденные маслихатами областей (города республиканского зна­чения, столицы) по согласованию с уполномоченным органом в области ох­раны окружающей среды, увеличиваются в десять раз.

Суммы платы исчисляются налогоплательщиками самостоятельно, ис­ходя из фактических объемов эмиссий в окружающую среду и установлен­ных ставок.

Для организаций с малыми объемами платежей (до 100 месячных рас­четных показателей в суммарном годовом объеме) допускается доведение платы территориальными уполномоченными органами в области охраны окружающей среды в форме выкупа лимита на эмиссии в окружающую сре­ду. Выкуп лимита производится с полной предварительной оплатой за от­четный год при оформлении разрешительного документа в срок не позднее 20 марта отчетного налогового периода.

Внесение платы в бюджет производится по месту нахождения источника (объекта) эмиссий в окружающую среду, указанному в разрешительном до­кументе, за исключением передвижных источников загрязнения, по кото­рым плата вносится в бюджет по месту их государственной регистрации уполномоченным органом.


 


Исполнение налоговых обязательств по плате за эмиссии в окружающую среду не освобождает природопользователя от возмещения ущерба, нане­сенного им окружающей среде.

В ст. 102 ЭК РК говорится об обязательных платежах в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсов.Статья является отсылочной: «Обязательные платежи в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсов устанавливаются налоговым законодательст­вом Республики Казахстан».

В Земельном, Водном, Лесном кодексах и в иных отраслевых норматив­ных актах имеются статьи о платежах за соответствующие природные ре­сурсы, которые отсылают к Налоговому кодексу Республики Казахстан.

Так, в Земельном кодексе РК от 20 июня 2003 года содержится ст.9 «Платежи за землю», в Налоговом кодексе РК от 12 июня 2001 года имеют­ся статьи о плате за земельные ресурсы.

Плата за земельные ресурсысостоит из платежей за земельные участ­ки, передаваемые в частную собственность, за пользование земельными ре­сурсами и взимается с собственников земельных участков и землепользова­телей в виде общегосударственных налогов, специальных платежей и нало­гов, предусмотренных за отдельные виды землепользования.

В настоящее время земельный налог взимается не со всех землепользо­вателей. Субъектами налогообложения согласно ст.324 Кодекса РК о нало­гах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) от 12 июня 2001 года являются физические и юридические лица, имеющие объек­ты обложения:

1) на праве собственности;

2) на праве постоянного землепользования;

3) на праве первичного безвозмездного временного землепользования.
По решению юридического лица его структурные подразделения рас­
сматриваются в качестве плательщиков земельного налога.

Не являются плательщиками земельного налога:

1) плательщики единого земельного налога по земельным участкам, ис­пользуемым в деятельности, на которую распространяется специальный на­логовый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств;

2) государственные учреждения;

3) недропользователи, налогообложение которых осуществляется по
второй модели налогового режима (вторая модель - предусматривает уплату
(передачу) недропользователем доли Республики Казахстан по разделу про­
дукции, а также уплату всех видов налогов и других обязательных платежей
в бюджет, за исключением: рентного налога на экспортируемую сырую


нефть, газовый конденсат; роялти; акциза на сырую нефть, газовый конден­сат; налога на сверхприбыль; земельного налога; налога на имущество);

4) государственные предприятия исправительных учреждений уполно­моченного органа в сфере исполнения уголовных наказаний;

5) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним ли­ца, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства по:

земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строе­ниями и сооружениями при нем;

придомовым земельным участкам;

земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая зем­ли, занятые под постройки;

земельным участкам, занятым под гаражи;

6) многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награж­
денные подвеской «Алтын алка», - по земельным участкам, занятым жи­
лищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем, и при­
домовым земельным участкам;

7) религиозные объединения.

Основанием обложения земли является только площадь земли. Согласно ст.328 Налогового кодекса от 12 июня 2001 г. налоговой базой для опреде­ления земельного налога является площадь земельного участка. А в соот­ветствии с ч.4 ст.323 Налогового кодекса размер земельного налога не зави­сит от результатов хозяйственной деятельности землевладельцев и земле­пользователей.

Согласно ч.З ст.323 Налогового кодекса налогообложению не подлежат следующие категории земель:

1) земли особо охраняемых природных территорий;

2) земли лесного фонда;

3) земли водного фонда;

4) земли запаса.

Следовательно, налогообложению подлежат:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов. Для целей налогообложения они разделе­ны на две группы: а) земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем; б) земли, занятые жилищным фондов, в том числе строениями и со­оружениями при нем;

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несель­скохозяйственного назначения.


 




Из земель вышеуказанных категорий подлежат налогообложению не все земельные участки. Согласно п.1 ст.9. Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 года облагаются земельным налогом в соответствии с налоговым за­конодательством Республики Казахстан земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном землепользовании или первичном безвоз­мездном временном землепользовании.

За землю, предоставленную государством во временное возмездное землепользование (аренду), взимается арендная плата с зачислением ее в местный бюджет.

При предоставлении на территории Республики Казахстан земельного участка другим государствам размер арендной платы определяется меж­дународными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Предоставление земельных участков из государственной собственности в частную производится на возмездной основе путем продажи единовре­менно либо в рассрочку по решению местного исполнительного органа, за исключением случаев, когда земельный участок предоставляется в собст­венность на безвозмездной основе:

1) гражданам Республики Казахстан - собственникам жилых помеще­ний как идеальная доля в объектах кондоминиумов;

2) гражданам Республики Казахстан для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дач­ного строительства в пределах установленных норм;

3) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами
Республики Казахстан.

При изменении целевого назначения земельного участка, безвозмездно предоставленного для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, собст­венник земельного участка обязан выплатить в доход местного бюджета сумму, равную кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, предусмотренной законодательством Республики Казахстан для измененно­го целевого назначения.

Плата за возмездное предоставление (продажу) права частной собствен­ности на земельный участок или права временного возмездного землеполь­зования исчисляется на основе кадастровой (оценочной) стоимости, рассчи­тываемой по базовым ставкам платы за земельные участки с применением поправочных коэффициентов.

Базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в ча­стную собственность, сдаче государством или государственными земле­пользователями в аренду, а также размер платы за продажу права аренды устанавливаются Правительством Республики Казахстан. При этом ставки


платы за пользование земельными участками устанавливаются не ниже размеров ставок земельного налога.

Плата за продажу права аренды устанавливается дифференцированно от кадастровой (оценочной) стоимости конкретного земельного участка.

Кадастровая (оценочная) стоимость конкретного земельного участка оп­ределяется территориальным органом по управлению земельными ресурса­ми в соответствии с базовыми ставками платы за земельные участки, пре­доставляемые на возмездной основе в частную собственность государством, с применением к ним поправочных (повышающих или понижающих) коэф­фициентов и оформляется территориальным органом по управлению зе­мельными ресурсами актом определения кадастровой (оценочной) стоимо­сти земельного участка.

Базовые ставки платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность в населенных пунктах (поселки и сельские населенные пунк­ты), расположенных в пригородной зоне городов Астаны, республиканского значения, областных центров и курортной зоне, увеличиваются в два раза.

Кадастровая (оценочная) стоимость дополнительных земельных участ­ков, предоставляемых гражданам Республики Казахстан в частную собст­венность для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садовод­ства и дачного строительства сверх установленных норм бесплатной пере­дачи, определяется исходя из базовых ставок платы за земельные участки сельских населенных пунктов, наиболее близко расположенных к оцени­ваемым участкам.

По земельным участкам, расположенным за пределами черты населен­ных пунктов, предоставленным (предоставляемым) гражданам и негосудар­ственным юридическим лицам под застройку или застроенным зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназна­ченные для обслуживания зданий (строений и сооружений) в соответствии с их назначением, кадастровая (оценочная) стоимость определяется исходя из размера десяти процентов от базовых ставок платы за земельные участки, предоставленные (предоставляемые) для указанных целей в городах обла­стного значения.

В горном законодательстве в отношении платы за пользование недрами такой четкой регламентации, как в земельном, нет. В Законе РК «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г. отсутствуют нормы о платежах за недропользование. В Законе «О нефти» от 28 июня 1995 г. имеется статья 52 «Налоги и платежи», где отмечено, что при проведении нефтяных операций Подрядчик является плательщиком налогов и иных обязатель­ных платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.


Основным нормативным актом, устанавливающим платежи и налоги за пользование недрами,Налоговый кодекс РК от 12 июня 2001 года.

В Налоговом кодексе раздел 10 посвящен налогообложению недрополь­зователей.

Оно состоит из двух видов:

1. Налога на сверхприбыль;

2. Специальных платежей недропользователей:

а) бонусов (подписного, коммерческого обнаружения);

б) роялти;

в) доли Республики Казахстан по разделу продукции;

г) дополнительного платежа недропользователя, осуществляющего дея­
тельность по контракту о разделе продукции.

Согласно ст.281 Кодекса недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых до заключения контракта на недропользование, про­изводят отчисления за пользование недрами в доход республиканского бюджета в виде роялти в размерах, устанавливаемых Правительством РК.

При этом определение объектов обложения и сроков уплаты данных от­числений производится в порядке, установленном Кодексом для уплаты ро­ялти.

Налоговый режим, устанавливаемый для недропользователя, определя­ется только в контракте на недропользование.

Согласно ст.283 Кодекса налогообложение недропользователей, исходя из основных видов контрактов, разделяется на две модели:

Налогообложение недропользователей разделяется на две модели:

1) первая - предусматривает уплату недропользователем налогов и дру­гих обязательных платежей, установленных настоящим Кодексом, за ис­ключением доли Республики Казахстан по разделу продукции;

2) вторая - предусматривает уплату (передачу) недропользователем доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату всех видов на­логов и других обязательных платежей в бюджет, установленных настоя­щим Кодексом, за исключением:

рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат;

роялти;

акциза на сырую нефть, газовый конденсат;

налога на сверхприбыль;

земельного налога;

налога на имущество.

Доля Республики Казахстан по разделу продукции, получаемая по кон­трактам о разделе продукции, является источником республиканского и ме­стных бюджетов и поступает в доходы соответствующих бюджетов в раз-


мерах, определяемых законом о республиканском бюджете на соответст­вующий год.

Все контракты на недропользование до их подписания должны прохо­дить обязательную налоговую экспертизу, которая представляет собой обя­зательную экспертизу, включающую в себя анализ и оценку проекта кон­тракта, заключаемого компетентным органом, дополнений и изменений к нему, проводимая с целью определения налогового режима, в том числе ус­тановления специальных платежей и налогов недропользователей в соот­ветствии с законодательством Республики Казахстан.

Налог на сверхприбыль регулируется нормами главы 48 Налогового ко­декса РК.

Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи, за исключением осуществляющих деятельность по контрактам о разделе продукции и контрактам на добычу общераспространенных полезных иско­паемых и подземных вод при условии, что данные контракты не предусмат­ривают добычу других видов полезных ископаемых.

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за налоговый период, в котором отношение накопленных доходов к накопленным расхо­дам выше 1,2.

Ставки налога на сверхприбыль устанавливаются в процентах к чистому доходу за налоговый период.

Рассмотрим виды специальных платежей за пользование недрами.

Бонусы,согласно ст.287 Налогового кодекса РК, являются фиксирован­ными платежами недропользователя. Недропользователь, исходя из инди­видуальных условий проведения недропользования, выплачивает следую­щие виды бонусов:

1) подписной;

2) коммерческого обнаружения.

В соответствии с технико-экономическими расчетами заключаемого контракта могут быть установлены один или оба вида бонусов.

Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недро­пользователя за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории и устанавливается при заключении контракта.

Подписной бонус подлежит уплате в бюджет в срок, установленный контрактом, но не позднее тридцати календарных дней с даты вступления контракта в силу.

Бонус коммерческого обнаружения - это платеж за каждое коммерче­ское обнаружение на контрактной территории, в том числе за обнаружение полезных ископаемых в ходе проведения дополнительной разведки место-


рождений, приводящей к увеличению первоначально установленных извле­каемых запасов.

Под коммерческим обнаружением понимаются запасы определенного вида полезных ископаемых, открытые в пределах контрактной территории, которые являются экономически эффективными для добычи.

Размер бонуса коммерческого обнаружения определяется исходя из объ­екта налогообложения, базы исчисления и ставки.

Для исчисления размера бонуса коммерческого обнаружения:

1) объектом налогообложения является объем утвержденных уполномо­ченным для этих целей государственным органом извлекаемых запасов по­лезных ископаемых на месторождении;

2) базой исчисления платежа является стоимость объема утвержденных извлекаемых запасов полезных ископаемых. Стоимость извлекаемых запа­сов рассчитывается по биржевой цене, установленной на Международной (Лондонской) бирже, по данным источников информации, утверждаемых Правительством Республики Казахстан, данного полезного ископаемого на дату осуществления платежа. В случае, когда на полезные ископаемые не установлена биржевая цена, стоимость извлекаемых запасов определяется из суммы плановых затрат на добычу, скорректированных на размер плано­вой рентабельности, указанных в рабочей программе, утвержденной компе­тентным органом;

3) бонус коммерческого обнаружения уплачивается по ставке 0,1 про­цента от базы исчисления.

Бонус коммерческого обнаружения уплачивается не позднее 90 дней со дня утверждения уполномоченным для этих целей государственным орга­ном объема извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении.

Еще одним видом платежа является роялти.

В соответствии с п.27 ст. 10 Налогового кодекса РК роялти - платеж за право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и пе­реработки техногенных образований. Ему посвящена глава 47 Налогового кодекса РК.

Роялти уплачивается недропользователем в отдельности по каждому ви­ду добываемых на территории Республики Казахстан полезных ископае­мых, независимо от того, были ли они реализованы (отгружены) покупате­лям или использованы на собственные нужды.

Установленное в контракте на недропользование роялти уплачивается в денежной форме, хотя и в законодательстве предусмотрены исключитель­ные случаи. Так, в ходе осуществления деятельности по контракту денеж­ная форма выплаты роялти по решению Правительства Республики Казах-


стан может быть заменена натуральной формой в порядке, установленном дополнительным соглашением с компетентным органом.

Плательщиками роялти являются недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований, независимо от того, имела ли место их реализация в отчетном периоде.

Размер роялти определяется исходя из объекта налогообложения, базы исчисления и ставки.

Для исчисления роялти:

1) объектом налогообложения является объем добытых полезных иско­паемых или объем первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых.

2) базой исчисления роялти является стоимость полезных ископаемых, определяемая в соответствии со ст.299 Налогового кодекса РК;

3) ставка роялти устанавливается в контракте исходя из экономики про­екта по всем видам полезных ископаемых, за исключением общераспрост­раненных полезных ископаемых и подземных вод.

Для последних в соответствии со ст.ЗОО Налогового кодекса РК уста­новлены фиксированные ставки.

Роялти по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам уплачивается недропользователем независимо от того, реализованы ли они потребителям или использованы для собственных нужд.

Роялти не уплачивается:

1) физическими лицами по подземным водам, добываемым на земель­ных участках, принадлежащих им на праве частной собственности, при ус­ловии, что данные воды не реализуются на сторону и не используются на производство и технологические нужды при осуществлении предпринима­тельской деятельности;

2) государственными учреждениями, осуществляющими добычу под­земных вод для собственных хозяйственных нужд;

3) недропользователями при обратной закачке попутно добытых под­земных вод для поддержания пластового давления.

Роялти по всем видам полезных ископаемых уплачивается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Налоговым периодом по уплате роялти является календарный месяц, за исключением случаев, когда среднемесячные платежи за предыдущий квар­тал по роялти составляют менее тысячи МРП. В этом случае налоговым пе­риодом является квартал.

Специальным платежом является доля Республики Казахстан по разделу продукции.


Контракт о разделе продукции является договором, в соответствии с ко­торым Республика Казахстан предоставляет недропользователю на платной основе право на добычу полезных ископаемых на контрактной территории и ведение связанных с этим работ за его счет, и должен содержать следую­щие условия:

1) общий объем продукции, подлежащей разделу;

2) определение доли Республики Казахстан и прибыльной продукции недропользователя;

3) форма раздела (натуральная, денежная) прибыльной продукции (про­дукции, подлежащей разделу после вычета компенсационной продукции);

4) определение части добытой продукции, которая передается в собст­венность недропользователю для возмещения затрат на выполнение работ по контракту (компенсационная продукция);

5) установление цены и определение стоимости продукции при получе­нии доли продукции в денежном эквиваленте.

Налоговым периодом по платежам доли Республики Казахстан по разде­лу продукции является календарный месяц.

Расчет доли Республики Казахстан по разделу продукции представляется недропользователем в налоговый орган по месту регистрации не позднее 10 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Доля Республики Казахстан по разделу продукции уплачивается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Плата за пользование водными ресурсамиустановлена Водным ко­дексом РК от 9 июля 2003 года.

Специальное водопользование в Республике Казахстан осуществляется на платной основе в соответствии с налоговым законодательством Респуб­лики Казахстан.

В Главе 82 «Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников» Налогового кодекса РК даются основные положения о плате­жах за водопользование.

Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников взимается за все виды специального водопользования из поверхностных ис­точников с изъятием воды из них или без ее изъятия.

Специальное водопользование осуществляется на основании разреше­ния, выдаваемого уполномоченным органом по управлению водными ре­сурсами.

Плательщиками платы за воду являются физические и юридические ли­ца, осуществляющие пользование водными ресурсами поверхностных ис­точников с применением сооружений, технических средств или устройств.

Объектом обложения платой является:


1) объем воды, забранной из поверхностного водного источника, за ис­ключением:

потерь воды на фильтрацию и испарение в каналах, осуществляющих межбассейновую переброску стока, и во внерусловых водохранилищах, осуществляющих регулирование стока, подтвержденных уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда на основании проектных данных водохозяйственных систем;

объема природоохранного и (или) санитарно-эпидемиологического по­пуска, утвержденного уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда в установленном законодательством порядке;

объема вынужденного водозабора в оросительные системы, осуществ­ляемого в целях предотвращения наводнений, затоплений и подтоплений, подтвержденного уполномоченным органом в области использования и ох­раны водного фонда;

2) объем выработанной электроэнергии;

3) объем перевозок водным транспортом;

4) объем отлова рыбы и другие объемы использованной воды.

Плата не распространяется на сплав древесины без судовой тяги, рек­реацию, применение землеройной техники, осушение болот, общее водо­пользование, осуществляемое без закрепления водных ресурсов за отдель­ными гражданами и без применения сооружений или технических уст­ройств, влияющих на состояние вод.

Ставки платы устанавливаются местными представительными органами области (города республиканского значения, столицы).

При превышении фактических объемов забора воды над лимитами, ус­тановленными уполномоченным органом в области использования и охра­ны водного фонда, ставки платы в части такого превышения увеличиваются в три раза.

При пользовании водными объектами без соответствующего разреши­тельного документа ставки платы увеличиваются в пять раз.

Сумма платы определяется плательщиком самостоятельно, исходя из фактических объемов водопользования и установленных ставок.

Плательщики (кроме налогоплательщиков, осуществляющих расчеты с бюджетом в специальных налоговых режимах для крестьянских (фермер­ских) хозяйств, и юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции) обязаны ежемесячно уплачивать в бюджет текущие суммы пла­ты за фактические объемы водопользования не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Плата уплачивается в бюджет по месту специального водопользования, указанному в разрешительном документе.


Промышленные предприятия вносят плату за воду, забираемую из водо­хозяйственных систем для производственных нужд, независимо от того, по­ступает эта вода непосредственно из водохозяйственных систем, от других промышленных предприятий или организаций, оказывающих жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги.

Организации, оказывающие жилищно-эксплуатационные и коммуналь­ные услуги, вносят в бюджет плату за воду, забираемую из поверхностных источников, за вычетом объемов воды, подаваемых промышленным пред­приятиям.

Физические и юридические лица вносят плату за грузовые перевозки на водных источниках, имеющих водонапорные и водорегулирующие соору­жения.

Предприятия теплоэнергетики размер платы за воду, расходуемую для производства теплоэнергии для жилищно-эксплуатационных и коммуналь­ных нужд, определяют по ставкам, предусмотренным для организаций, ока­зывающих жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги.

Предприятия теплоэнергетики, забирающие воду на технологические нужды для охлаждения агрегатов (возвратное водопотребление) в пределах лимита забора воды, размер платы определяют по ставкам, предусмотрен­ным для организаций, оказывающих жилищно-эксплуатационные и комму­нальные услуги. За безвозвратное водопотребление размер платы определя­ется по ставкам, установленным для промышленных предприятий.

Рассмотрим платежи за пользование лесами.

Согласно ст. 105 «Плата за пользование государственным лесным фон­дом» Лесного кодекса РК пользование государственным лесным фондом осуществляется за плату.

Плата за лесные пользования на участках государственного лесного фонда взимается за отдельные виды

 

 

я, предусмотренные Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Плата за лесные пользования на участках государственного лесного фонда устанавливается с учетом полезных свойств лесов, качества и дос­тупности лесных ресурсов, рыночных цен на лесную продукцию.

Ставки, порядок исчисления и уплаты сумм платы за пользование госу­дарственным лесным фондом определяются в соответствии с налоговым за­конодательством Республики Казахстан.

Согласно ст.470 Налогового кодекса РК плата за лесные пользования (далее - плата) взимается за следующие виды лесных пользований:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы и древесных соков;


 

3) заготовка второстепенных древесных ресурсов (коры, ветвей, пней, корней, листьев, почек деревьев и кустарников);

4) побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, марало­водство, звероводство, размещение ульев и пасек, огородничество, бахче­водство и выращивание иных сельскохозяйственных культур, заготовка и сбор лекарственных растений и технического сырья, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других пищевых продуктов, мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша);

5) пользование участками государственного лесного фонда для культур­но-оздоровительных, рекреационных, туристских и спортивных целей;

6) пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

7) пользование участками государственного лесного фонда для научно-исследовательских целей.

Право лесных пользований на участках государственного лесного фонда предоставляется на основании лесорубочного билета и лесного билета на лесопользование, выдаваемых в порядке, установленном лесным законода­тельством Республики Казахстан.

Уплата сумм платы производится в бюджет по месту лесопользования путем перечисления через банки или организации, осуществляющие от­дельные виды банковских операций, либо наличными деньгами в соответ­ствующем органе на основании бланков строгой отчетности.

Плательщиками платы являются физические и юридические лица, полу­чившие в порядке, установленном законодательным актом Республики Ка­захстан, право на осуществление лесных пользований.

Не являются плательщиками платы:

1) государственные лесовладельцы — за древесину, отпускаемую на
корню при осуществлении рубок промежуточного пользования и прочих
рубок;

2) физические и негосударственные юридические лица, в чьей собствен­ности находятся участки частного лесного фонда;

3) лесопользователи - при изъятии древесных ресурсов, живицы, второ­степенных лесных материалов, осуществляемом для проведения научно-исследовательских работ. При этом полученная продукция является собст­венностью владельцев участков лесного фонда, за исключением той части, которая необходима для выполнения научных исследований. Перечень и объем ее устанавливаются исходя из программы и методик исследований и указываются в соглашении или договоре с территориальными органами управления лесным хозяйством.


 




Объектом обложения платой являются объем лесных пользований и (или) площади участков лесного фонда, предоставляемые в пользование.

Ставки платы, за исключением Базовых ставок по плате за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются местными представительными ор­ганами области (города республиканского значения, столицы) на основании расчетов, составленных уполномоченным органом по управлению лесным хозяйством.

Базовые ставки по плате за древесину, отпускаемую на корню, устанав­ливаются Правительством Республики Казахстан. При этом местные пред­ставительные органы области (города республиканского значения, столицы) имеют право повышать размеры ставок до двух раз.

Платежи по животному мирупредусмотрены Законом Республики Ка­захстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира от 9 июля 2004 года.

Согласно ст.28 «Плата за пользование животным миром» общее поль­зование животным миром осуществляется бесплатно.

Специальное пользование животным миром осуществляется на платной основе в соответствии с налоговым законодательством РК.

Налоговый кодекс РК конкретизирует вышеуказанные положения.

В соответствии с Главой 84 Налогового кодекса РК плата за пользование животным миром взимается за изъятие из природной среды животных, оби­тающих в состоянии естественной свободы.

Плата не взимается при отлавливании животных для целей мечения и кольцевания с последующим их выпуском в природную среду.

Плата устанавливается для следующих категорий животного мира:

виды животных, являющиеся объектами охоты;

виды животных, являющиеся объектами рыболовства;

редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных;

виды животных, используемые в иных хозяйственных целях (кроме охо­ты и рыболовства).

Для категорий видов животных, являющихся объектами охоты и рыбо­ловства, плата устанавливается только для ценных видов этих животных.

Пользование животным миром осуществляется на основании разреше­ния, выдаваемого уполномоченным органом по управлению животным ми­ром.

Плата за пользование редкими и находящимися под угрозой исчезнове­ния видами животных устанавливается в каждом отдельном случае Прави­тельством РК при выдаче разрешения на добычу этих животных из природ­ной среды.


Территориальные подразделения уполномоченного органа по управле­нию животным миром ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, сле­дующего за отчетным кварталом, представляют налоговым комитетам по областям, городам Астане и Алматы сведения по форме, установленной уполномоченным государственным органом.

Плательщиками платы являются физические и юридические лица - поль­зователи животным миром.

Ставки платы устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

Сумма платы определяется исходя из ставок и количества животных (ве­са для отдельных видов водных животных).

Уплата сумм платы производится в бюджет путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских опе­раций, либо наличными деньгами в территориальных подразделениях упол­номоченного органа по управлению животным миром. Данные подразделе­ния осуществляют прием сумм платы наличными деньгами на основании бланков строгой отчетности.

Плательщики самостоятельно исчисляют по установленным ставкам и уплачивают сумму платы до получения разрешения в территориальных подразделениях уполномоченного органа по управлению животным миром.

Внесение платы в бюджет производится по месту пользования живот­ным миром.

Налоговым кодексом РК также предусмотрен порядок взимания платы за использование особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с Главой 86 Налогового кодекса РК плата за использова­ние особо охраняемых природных территорий взимается за использование особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан в научных, культурно-просветительных, учебных, туристических, рекреационных и ог­раниченных хозяйственных целях.

Плательщиками являются физические и юридические лица, использую­щие особо охраняемые природные территории Республики Казахстан.

Ставки платы за использование особо охраняемых природных террито­рий республиканского значения устанавливаются Правительством РК.

Ставки платы за использование особо охраняемых природных террито­рий местного значения устанавливаются маслихатами по представлению акиматов.

Уплата сумм платы производится в бюджет по месту нахождения особо охраняемой природной территории путем перечисления через банки или ор­ганизации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, либо наличными деньгами на контрольно-пропускных пунктах либо иных специ­ально оборудованных местах, устанавливаемых администрацией особо ох-


раняемой природной территории, на основании бланков строгой отчетно­сти.

Использование плательщиками платы особо охраняемых природных территорий допускается только при наличии у них подтверждающих доку­ментов об оплате.

Экономическое стимулирование охраны окружающей средырегу­лируется ст. 103-104 ЭК РК.

В целях экономического стимулирования эффективного осуществления природопользователями мероприятий по охране окружающей среды Прави­тельство Республики Казахстан может утвердить предельные ставки платы за эмиссии в окружающую среду.

Также Правительство РК может предоставлять государственную гаран­тию по негосударственным займам на реализацию мероприятий по охране окружающей среды.

К сожалению, вопросы стимулирования подробно не расписаны в Эко­логическом кодексе РК.

К мерам экономического стимулирования можно отнести:

- установление налоговых и иных льгот при внедрении экологически безопасных технологий в производство;

- применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

- введение специального налогообложения экологически вредной
продукции;

- применение льготного кредитования предприятий, соблюдающих эко­
логические требования при осуществлении хозяйственной деятельности

В ст. 105-106 ЭК РК закреплено новшество - торговля квотами.

В целях сокращения эмиссий в окружающую среду Правительством Республики Казахстан могут быть введены рыночные механизмы путем ус­тановления лимитов и квот на эмиссии в окружающую среду и утверждения порядка торговли квотами и обязательствами на сокращение эмиссии в ок­ружающую среду.

Природопользователь получает право на годовую квоту на эмиссии в окружающую среду в случае установления таких квот.

В случае, если международными договорами, ратифицированными Рес­публикой Казахстан, предусмотрена возможность участия Казахстана в тор­говле квотами по сокращению эмиссий в окружающую среду, природополь-зователи могут вступать в соответствующие договорные отношения с ино­странными физическими и юридическими лицами в порядке, установлен­ном Правительством Республики Казахстан.


Договор о торговле квотами, заключенный резидентом РК с иностран­ными физическими и юридическими лицами, подлежит регистрации в уполномоченном органе, определяемом Правительством РК.

Эти положения конкретизируются в Правилах торговли квотами и обя­зательствами на сокращение эмиссий в окружающую среду от 06.02.08 г.

Лимиты на эмиссии в окружающую среду- нормативный объем эмиссий в окружающую среду, устанавливаемый на определенный срок.

Квота на эмиссии в окружающую среду- часть лимита на эмиссии в окружающую среду, выделяемая конкретному природопользователю на оп­ределенный срок.

Обязательства на сокращение эмиссий в окружающую среду - условия природопользования, определяемые в экологическом разрешении и заклю­чающиеся в поэтапном снижении эмиссий в окружающую среду в течение определенного времени;

Торговля квотами на эмиссии и обязательствами на сокращение эмиссий осуществляется посредством передачи части неиспользованного лимита на эмиссии, выделенного природопользователю в рамках экологического раз­решения, другому природопользователю (природопользователям).

С целью не превышения имеющегося лимита на эмиссии и обязательств на сокращение эмиссий в течение определенного периода времени, уста­новленных в экологическом разрешении, природопользователь может при­обрести недостающую часть квоты на эмиссии и часть обязательств на со­кращение эмиссий у другого природопользователя, имеющего резерв лими­тируемого объема эмиссий в окружающую среду.

В случае если природопользователь имеет резерв фактических эмиссий в окружающую среду по сравнению с лимитом на эмиссии и обязательствами на сокращение эмиссий, установленных экологическим разрешением, он может предложить часть квоты на эмиссии и часть обязательств на сокра­щение эмиссий к продаже другим природопользователям.

Передача квоты на эмиссии и обязательств на сокращение эмиссий от одного природопользователя к другому осуществляется отдельно по выбро­сам, сбросам загрязняющих веществ, по размещению отходов производства и потребления.

Торговля квотами на эмиссии в окружающую среду и обязательствами на сокращение эмиссий допускается между природопользователями в слу­чае, если расстояние между источниками выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объектами размещения отходов производства и потребления не превышает десятикратной суммы радиусов санитарно-защитных зон, уста­новленных для данных природопользователей.


 




ЛЕКЦИЯ 6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГА­
НОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КА­
ЗАХСТАН
____________________________________

План:

1. Правовое регулирование экологической деятельности органов внут­ренних дел Республики Казахстан.

2. Формы и направления экологической деятельности органов внутрен-

них дел.

1. Правовое регулирование экологической деятельно­
сти органов внутренних дел Республики Казахстан

Под экологической деятельностью органов внутренних дел понима­ется их «деятельность по применению природоохранительного законода­тельства, выявлению причин экологических правонарушений и разработке мер по их предупреждению и устранению»161.

Нормативную базу экологической деятельности органов внутренних дел составляют две группы законов и подзаконных нормативных актов. Пер­вую группу составляют Конституция Республики Казахстан и природо­охранительные нормативные правовые акты общего значения. Во вторую входят правовые источники, содержащие прямые предписания, которые обеспечивают непосредственное участие органов внутренних дел в охране окружающей природной среды.

Рассмотрим первую группу нормативных актов.

Основы деятельности ОВД заложены прежде всего в ст. 84 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 г., которая гласит:

«1. Дознание и предварительное расследование по уголовным делам осу­ществляются специальными органами и отделены от суда и прокуратуры.

2. Полномочия, организация и порядок деятельности органов дознания,
следствия, вопросы оперативно-розыскной деятельности в Республике Ка­
захстан регулируются законом».

Как видим, Конституция Республики Казахстан закладывает основы дея­тельности ОВД в целом и отсылает к другим нормативным актам, в кото­рых конкретизируются функции ОВД, в том числе и экологические.

161 Петров В. В. Экологическое право России. — М.: Бек, 1995. С. 369. 158


В некоторых природоохранительных подзаконных нормативных актах содержатся положения об экологической деятельности ОВД. Так, в частно­сти, в Постановлении Кабинета Министров РК «О мерах по охране осетро­вых видов рыб и других ценных биологических ресурсов Урало-Каспийско­го бассейна» от 8 апреля 1993 г. содержится указание Министерству внут­ренних дел РК осуществлять мероприятия по охране ценных видов рыб и других биологических ресурсов Урало-Каспийского бассейна. А в соответ­ствии с Положением о государственном контроле за использованием и ох­раной окружающей природной среды в Республике Казахстан от 18 декабря 1991 г. Министерство внутренних дел РК относится к специально уполно­моченным органам государственного контроля в области охраны окружаю­щей природной среды в части контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу от автотранспортных средств, организации работы экологиче­ской милиции.

Во второй группе нормативных актов, регулирующих деятельность орга­нов внутренних дел по охране окружающей природной среды, в качестве основного источника выступает Закон РК «Об органах внутренних дел Рес­публики Казахстан» от 21 декабря 1995 г. Некоторые задачи органов внутренних дел, перечисленные в ст. 2 Закона, можно рассмотреть сквозь призму экологической деятельности, а именно:

1) охрана общественного порядка (в том числе и экологического) и обеспечение общественной безопасности (в том числе и экологической), в том числе в условиях чрезвычайного положения;

2) предупреждение, выявление, пресечение преступлений и администра­тивных правонарушений, раскрытие и расследование преступлений (в том числе и экологических), а также розыск преступников;

3) осуществление предварительного следствия, дознания и администра­тивного производства по экологическим делам;

4) в необходимых случаях оказание содействия органам государствен­ной противопожарной службы в обеспечении пожарной безопасности (на­пример, в борьбе с лесными пожарами);

5) охрана государственных и иных объектов (например, памятников природы, рекреационных зон);

6) участие в проведении совместно с иными государственными органами карантинных, санитарных и природоохранных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях, содействие природоохранным органам в борьбе с браконьерством;

7) осуществление лицензионной и разрешительной деятельности (кон­троль в области оборота оружия - мера по предупреждению браконьерст­ва);


8) осуществление режимных и охранных мероприятий на особо важных и особорежимных объектах, территориях Республики Казахстан (например, на особо охраняемых природных территориях);

9) осуществление международного сотрудничества по вопросам, отне­сенным к ведению органов внутренних дел (например, по вопросам транс­национальной экологической преступности).

Кроме того, в Законе РК «Об органах внутренних дел Республики Казах­стан» закрепляются права и обязанности органов внутренних дел в охране природы.

Среди обязанностей органов внутренних делв этой области можно выделить следующие:

- защищать права и свободы человека и гражданина от противоправных посягательств;

- охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безо­пасность (в том числе экологический порядок и экологическую безопас­ность);

- предупреждать, выявлять, пресекать и раскрывать преступления (в том числе экологические);

- предупреждать, выявлять и пресекать административные правонару­шения (в том числе экологические);

- осуществлять предварительное следствие, производить дознание (по экологическим преступлениям);

- осуществлять производство по делам об административных правона­рушениях (по экологическим);

- принимать участие в правовом воспитании (в том числе экологиче­ском) населения, изучать общественное мнение о состоянии правопорядка и мерах по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел;

- обеспечивать общественный порядок и безопасность при ликвидации последствий аварий, пожаров (в том числе лесных), стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях (например, природного характера);

- осуществлять контроль за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения (например, ГОСТов по охране окружающей среды);

- содействовать органам государственной противопожарной службы в осуществлении контроля за состоянием противопожарной безопасности на объектах всех форм собственности (включая леса);

- осуществлять государственный контроль за приобретением, хранени­ем, перевозкой, ношением, ввозом, вывозом и использованием оружия и боеприпасов (за исключением воинских), контролировать соблюдение уста­новленных правил обращения и функционирования оружия и боеприпасов,


взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивных мате­риалов и веществ;

- обеспечивать охрану объектов государственной важности (в том числе и природных объектов);

- участвовать в проведении совместно с иными государственными орга­нами карантинных, санитарных и природоохранных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях (ст. 10 Закона).

В соответствии со ст. 11 Закона РК «Об органах внутренних дел Рес­публики Казахстан» органам внутренних дел предоставляется следующие права:

- осуществлять административное производство в соответствии с зако­нодательством, регламентирующим эту деятельность; составлять протоко­лы, накладывать административные взыскания, доставлять нарушителей, производить административное задержание, личный досмотр, а также дос­мотр и изъятие предметов и документов - все это касается и экологических правонарушений;

- производить по проверочным материалам, административным и уго­ловным делам (в том числе и экологическим) необходимые исследования в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

- при проведении карантинных мероприятий, а также в местах массового произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений, нереста цен­ных пород рыб, на территории национальных парков, государственных за­поведников и заказников устанавливать по решению соответствующих ис­полнительных органов и должностных лиц контрольно-пропускные пункты;

- в необходимых случаях оказывать содействие государственной проти­вопожарной службе в проверке соблюдения правил пожарной безопасности хозяйствующими субъектами и гражданами;

- привлекать в чрезвычайных ситуациях силы и средства противопожар­ных и аварийно-спасательных служб, транспортные и другие материально-технические средства, средства связи и химической защиты организаций, независимо от форм собственности, при необходимости отдавать распоря­жения на эвакуацию людей, материальных ценностей из опасной зоны, при­останавливать работу цехов и объектов на период проведения спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций; беспрепятственно проникать во все жилые, производственные и другие помещения, а также принимать иные меры, направленные на спасение граждан;

- выдавать юридическим лицам разрешения на приобретение, хранение, перевозку, ввоз, вывоз взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществ; на хранение, перевозку, ввоз, вывоз гражданского и служебного оружия и


патронов к нему, гражданских пиротехнических веществ и изделии с их применением;

- устанавливать правила хранения, учета, использования, перевозки, уничтожения, ввоза, вывоза гражданских пиротехнических веществ и изде­лий с их применением, а также приобретения, хранения, перевозки, ввоза, вывоза сильнодействующих ядовитых веществ;

- совместно с иными государственными органами контролировать со­блюдение организациями, независимо от форм собственности, гражданами требований природоохранного и ветеринарного законодательства, проведе­ние организациями природоохранных, санитарно-эпидемиологических и противоэпизоотических мероприятий;

- проводить в присутствии представителей администрации организаций проверку выполнения этих требований;

- приостанавливать частично или полностью работу организаций, от­дельных производств и участков при нарушениях, создающих угрозу окру­жающей среде, возникновении эпидемий и эпизоотии.

Также можно выделить группу нормативных актов, регулирующих дея­тельность отдельных подразделений и служб органов внутренних дел: пат­рульной полиции, участковых инспекторов, дорожной полиции и так далее.

В соответствии с Инструкцией патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению охраны обще­ственного порядка и безопасности, утвержденной приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 5 июля 2002 года475орга­низуется работа этих служб по обеспечению охраны общественного поряд­ка и безопасности.

Здесь урегулированы вопросы участия ОВД в организации охраны об­щественного порядка во время стихийных бедствий, крупных производст­венных аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотии, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, крупных аварий и т.д.).

Так, в § 2 «Особенности несения службы при чрезвычайных ситуациях» указано, что чрезвычайные ситуации наступают при возникновении массо­вых беспорядков, стихийных бедствий, пожаров, крупных производствен­ных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотии, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих введения аварийно-спасательных и вос­становительных работ.

В этих условиях органы внутренних дел и внутренние войска МВД Рес­публики Казахстан во взаимодействии с органами безопасности организуют и осуществляют следующие специальные мероприятия:


1) восстановление и поддержание установленного общественного по­
рядка и безопасности дорожного движения, предупреждение и своевремен­
ное пресечение преступлений и иных противоправных действий;

2) защиту населения, учет потерь, спасение людей и оказание необходи­мой помощи пострадавшим;

3) охрану собственности, оставшейся без присмотра;

4) оказание содействия в проведении аварийно-спасательных и восста­новительных работ (п. 169).

В § 3 «Неотложные действия патрульно-постовых нарядов при чрезвы­чайных ситуациях» расписаны действия сотрудников ОВД:

A) при обнаружении взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также
радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опас­
ность для населения:

1) доложить о происшествии дежурному и принять меры к оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей и транспорта;

2) организовать вызов к месту происшествия аварийных или специаль­ных служб, содействовать в эвакуации и спасении людей (п. 175).

Б) при возникновении крушений, катастроф и аварий:

1) доложить о случившемся дежурному, должностным лицам;

2) принять меры к спасению людей, имущества, оказанию помощи по­страдавшим и направлению их в лечебные учреждения;

3) организовать тушение пожара;

4) не допускать посторонних к месту происшествия, кроме лиц, привле­ченных к ликвидации его последствий;

5) обеспечить охрану места происшествия до прибытия лиц, назначен­ных для расследования;

6) в необходимых случаях организовать привлечение населения, транс­порта и других средств для ликвидации последствий чрезвычайного проис­шествия (п. 176).

B) при эпидемиях и эпизоотиях:

1) оповестить должностных лиц медицинских учреждений и дежурного о фактах заболевания;

2) соблюдая меры личной безопасности, обеспечить ограничение пере­движения людей, транспорта и прогона скота в зараженную зону;

3) организовать охрану источников водоснабжения, очагов возможного заражения; обеспечить общественный порядок в местах скопления людей (п.178).