Экономический механизм охраны окружающей природной среды и природопользования
Вопрос об экономическом механизме охраны окружающей природной среды и природопользования до сих пор остается актуальным, так как до сих пор нет четкого представления об этом правовом явлении.
В Экологическом кодексе РК такое понятие отсутствует, однако Глава 10 «Механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования» предполагает, что такие механизмы есть и даже несколько, хотя и не понятно, что под ними понимается.
В ст.95 ЭК РК указано, что видами механизмов экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования являются:
1) планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;
2) плата за эмиссии в окружающую среду;
3) плата за пользование отдельными видами природных ресурсов;
4) экономическое стимулирование охраны окружающей среды;
5) рыночные механизмы и торговля квотами на эмиссии в окружающую среду;
6)экологическое страхование;
7) экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде.
Перечисленное относится, скорее всего, не к видам механизмов экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования, а к направлениям деятельности. Конечно же, теоретически реализация каждого направления деятельности осуществляется посредством определенного механизма, тогда следует указать «механизм финансирования мероприятий по охране окружающей среды»; «механизм экологического страхования» и т.д. По нашему мнению, нет необходимости в такой детализации механизмов экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования, достаточно оперировать одним понятием «экономический механизм охраны окружающей природной среды и природопользования».
Также неправильным, на наш взгляд, является указание в качестве механизмов экономического регулирования охраны окружающей среды и при-
родопользования планирования мероприятий по охране окружающей среды, экономической оценки ущерба, нанесенного окружающей среде и экологического страхования. В первом случае это функция управления, во втором - мера, способствующая установлению гражданско-правовой ответственности, в третьем - способ возмещения экологического вреда. В ст. 107 «Экологическое страхование» ЭК РК указано, что целью экологического страхования является возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде в результате ее аварийного загрязнения.
Понятие «экономический механизм охраны окружающей природной среды и природопользования» следует строить исходя из общего родового понятия «Механизм охраны окружающей природной среды и природопользования» и по аналогии с понятием «государственно-правовой механизм охраны окружающей природной среды и природопользования».
Экономический механизм охраны окружающей природной среды и природопользованияможно определить как совокупность факторов, обеспечивающих регулирование охраны, воспроизводства и рационального природопользования посредством экономических методов.
Составными элементамиэтого механизма являются:
а) субъекты, использующие экономические методы в деятельности по
охране окружающей природной среды и природопользованию;
б) система правовых норм, регулирующих использование экономиче
ских методов в деятельности по охране окружающей природной среды и
природопользованию;
в) реализация экономических методов в деятельности по охране ок
ружающей природной среды и природопользованию.
К субъектам,использующим экономические методы в деятельности по охране окружающей природной среды и природопользованию, относятся не только государственные органы, но и сами природопользователи, например, крупные промышленные предприятия, которые могут установить экономически стимулы для своих работников. Также использовать меры экономического стимулирования могут и общественные объединения, выделяя бонусы для природопользователей, активно участвующих в охране природы.
Система правовых нормявляется элементом механизма, обеспечивающим его функционирование. Она состоит из норм, определяющих содержание и порядок применения экономических методов в деятельности по охране окружающей природной среды и природопользованию. Эти нормы подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные нормы определяют содержание деятельности государственных органов в области охраны окружающей природной среды и приро-
допользования. К ним можно отнести нормы Экологического кодекса РК от 9 января 2007 года, в частности, вышеупомянутая Глава 10 «Механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования» и аналогичные разделы других экологических законов. Например: Раздел 8 «Экономический механизм охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения» Лесного кодекса РК от 8 июля 2003 года; Раздел 9 «Экономический механизм регулирования использования и охраны водного фонда» Водного кодекса РК от 9 июля 2003 г.
Процессуальные нормы закрепляют порядок деятельности субъектов, реализующих экономические методы воздействия на практике. Например: Правила взимания платы за использование особо охраняемых природных территорий иоказываемые ими услуги, утвержденные постановлением Правительства РК от 10.05.2000 г.; Правила торговли квотами и обязательствами на сокращение эмиссий в окружающую среду от 06.02.2008 г.
Систему правовых норм механизма составляют не только нормы экологического права, но и нормы административного, налогового, финансового права.
Третий элемент механизма - реализация экономических методовв деятельности по охране окружающей природной среды и природопользованию.
Реализация экономических методов в деятельности по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется по следующим направлениям, указанным в ст.95 ЭК РК:
1) финансирование мероприятий по охране окружающей среды;
2) плата за эмиссии в окружающую среду;
3) плата за пользование отдельными видами природных ресурсов;
4) экономическое стимулирование охраны окружающей среды;
5) торговля квотами на эмиссии в окружающую среду.
Финансирование мероприятий по охране окружающей средыпредставляет собой выделение денежных средств на проведение экологических мероприятий.
Согласно ст.96 «Мероприятия по охране окружающей среды» ЭК РК мероприятием по охране окружающей среды является комплекс технологических, технических, организационных, социальных и экономических мер, направленных на охрану окружающей среды и улучшение ее качества.
К мероприятиям по охране окружающей средыотносятся мероприятия:
1) направленные на обеспечение экологической безопасности;
2) улучшающие состояние компонентов окружающей среды посредством повышения качественных характеристик окружающей среды;
3) способствующие стабилизации и улучшению состояния экологических систем, сохранению биологического разнообразия, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
4) предупреждающие и предотвращающие нанесение ущерба окружающей среде и здоровью населения;
5) совершенствующие методы и технологии, направленные на охрану окружающей среды, рациональное природопользование и внедрение международных стандартов управления охраной окружающей среды;
6) развивающие производственный экологический контроль;
7) формирующие информационные системы в области охраны окружающей среды и способствующие предоставлению экологической информации;
8) способствующие пропаганде экологических знаний, экологическому образованию и просвещению для устойчивого развития.
К мероприятиям по охране окружающей среды могут быть отнесены инвестиционные экологические проекты.
Согласно ст.97 «Финансирование мероприятий по охране окружающей среды» ЭК РК данные мероприятия осуществляются за счет:
1) бюджетных средств;
2) собственных средств природопользователей;
3) иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан.
К иным источникам можно отнести добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц; иностранные инвестиции, созданные в инициативном порядке экологические фонды. К сожалению, в ЭК РК в отличие от старого Закона РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 года экологические фонды не выделены отдельным положением, следовательно, их создание не является обязательным.
В соответствии со ст. 101 ЭК РК предусмотрена плата за эмиссии в окружающую среду.
Согласно п.26 ст.1 ЭК РК эмиссии в окружающую среду - это выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, вредные физические воздействия.
Плата за эмиссии в окружающую среду устанавливается налоговым законодательством Республики Казахстан. В Налоговом кодексе от 12 июня 2001 года предусмотрена Глава 83 «Плата за эмиссии в окружающую среду» (стст.459-465).
Здесь указано, что плата за эмиссии в окружающую среду взимается за эмиссии в окружающую среду в порядке специального природопользования. Специальное природопользование осуществляется на основании эколо-
гического разрешения, выдаваемого уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Эмиссии в окружающую среду без оформленного в установленном порядке экологического разрешения рассматриваются как эмиссии в окружающую среду сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.
Плата за эмиссии в окружающую среду, осуществляемая природополь-зователями в пределах нормативов, определенных в экологическом разрешении, взимается согласно перечню загрязняющих веществ и видов отходов, утверждаемому Правительством Республики Казахстан.
Методика расчета платы за эмиссии в окружающую среду утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Плательщиками платы являются физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан в порядке специального природопользования.
Объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду в пределах и (или) сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду.
Ставки платы ежегодно устанавливаются маслихатами областей (города республиканского значения, столицы), но не ниже базовых и не выше предельных ставок, утвержденных Правительством РК.
За эмиссии в окружающую среду сверх установленных лимитов ставки платы, утвержденные маслихатами областей (города республиканского значения, столицы) по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, увеличиваются в десять раз.
Суммы платы исчисляются налогоплательщиками самостоятельно, исходя из фактических объемов эмиссий в окружающую среду и установленных ставок.
Для организаций с малыми объемами платежей (до 100 месячных расчетных показателей в суммарном годовом объеме) допускается доведение платы территориальными уполномоченными органами в области охраны окружающей среды в форме выкупа лимита на эмиссии в окружающую среду. Выкуп лимита производится с полной предварительной оплатой за отчетный год при оформлении разрешительного документа в срок не позднее 20 марта отчетного налогового периода.
Внесение платы в бюджет производится по месту нахождения источника (объекта) эмиссий в окружающую среду, указанному в разрешительном документе, за исключением передвижных источников загрязнения, по которым плата вносится в бюджет по месту их государственной регистрации уполномоченным органом.
Исполнение налоговых обязательств по плате за эмиссии в окружающую среду не освобождает природопользователя от возмещения ущерба, нанесенного им окружающей среде.
В ст. 102 ЭК РК говорится об обязательных платежах в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсов.Статья является отсылочной: «Обязательные платежи в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсов устанавливаются налоговым законодательством Республики Казахстан».
В Земельном, Водном, Лесном кодексах и в иных отраслевых нормативных актах имеются статьи о платежах за соответствующие природные ресурсы, которые отсылают к Налоговому кодексу Республики Казахстан.
Так, в Земельном кодексе РК от 20 июня 2003 года содержится ст.9 «Платежи за землю», в Налоговом кодексе РК от 12 июня 2001 года имеются статьи о плате за земельные ресурсы.
Плата за земельные ресурсысостоит из платежей за земельные участки, передаваемые в частную собственность, за пользование земельными ресурсами и взимается с собственников земельных участков и землепользователей в виде общегосударственных налогов, специальных платежей и налогов, предусмотренных за отдельные виды землепользования.
В настоящее время земельный налог взимается не со всех землепользователей. Субъектами налогообложения согласно ст.324 Кодекса РК о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) от 12 июня 2001 года являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения:
1) на праве собственности;
2) на праве постоянного землепользования;
3) на праве первичного безвозмездного временного землепользования.
По решению юридического лица его структурные подразделения рас
сматриваются в качестве плательщиков земельного налога.
Не являются плательщиками земельного налога:
1) плательщики единого земельного налога по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств;
2) государственные учреждения;
3) недропользователи, налогообложение которых осуществляется по
второй модели налогового режима (вторая модель - предусматривает уплату
(передачу) недропользователем доли Республики Казахстан по разделу про
дукции, а также уплату всех видов налогов и других обязательных платежей
в бюджет, за исключением: рентного налога на экспортируемую сырую
нефть, газовый конденсат; роялти; акциза на сырую нефть, газовый конденсат; налога на сверхприбыль; земельного налога; налога на имущество);
4) государственные предприятия исправительных учреждений уполномоченного органа в сфере исполнения уголовных наказаний;
5) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства по:
земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем;
придомовым земельным участкам;
земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки;
земельным участкам, занятым под гаражи;
6) многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награж
денные подвеской «Алтын алка», - по земельным участкам, занятым жи
лищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем, и при
домовым земельным участкам;
7) религиозные объединения.
Основанием обложения земли является только площадь земли. Согласно ст.328 Налогового кодекса от 12 июня 2001 г. налоговой базой для определения земельного налога является площадь земельного участка. А в соответствии с ч.4 ст.323 Налогового кодекса размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельцев и землепользователей.
Согласно ч.З ст.323 Налогового кодекса налогообложению не подлежат следующие категории земель:
1) земли особо охраняемых природных территорий;
2) земли лесного фонда;
3) земли водного фонда;
4) земли запаса.
Следовательно, налогообложению подлежат:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов. Для целей налогообложения они разделены на две группы: а) земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем; б) земли, занятые жилищным фондов, в том числе строениями и сооружениями при нем;
3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения.
Из земель вышеуказанных категорий подлежат налогообложению не все земельные участки. Согласно п.1 ст.9. Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 года облагаются земельным налогом в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном землепользовании или первичном безвозмездном временном землепользовании.
За землю, предоставленную государством во временное возмездное землепользование (аренду), взимается арендная плата с зачислением ее в местный бюджет.
При предоставлении на территории Республики Казахстан земельного участка другим государствам размер арендной платы определяется международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Предоставление земельных участков из государственной собственности в частную производится на возмездной основе путем продажи единовременно либо в рассрочку по решению местного исполнительного органа, за исключением случаев, когда земельный участок предоставляется в собственность на безвозмездной основе:
1) гражданам Республики Казахстан - собственникам жилых помещений как идеальная доля в объектах кондоминиумов;
2) гражданам Республики Казахстан для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства в пределах установленных норм;
3) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами
Республики Казахстан.
При изменении целевого назначения земельного участка, безвозмездно предоставленного для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, собственник земельного участка обязан выплатить в доход местного бюджета сумму, равную кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, предусмотренной законодательством Республики Казахстан для измененного целевого назначения.
Плата за возмездное предоставление (продажу) права частной собственности на земельный участок или права временного возмездного землепользования исчисляется на основе кадастровой (оценочной) стоимости, рассчитываемой по базовым ставкам платы за земельные участки с применением поправочных коэффициентов.
Базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, сдаче государством или государственными землепользователями в аренду, а также размер платы за продажу права аренды устанавливаются Правительством Республики Казахстан. При этом ставки
платы за пользование земельными участками устанавливаются не ниже размеров ставок земельного налога.
Плата за продажу права аренды устанавливается дифференцированно от кадастровой (оценочной) стоимости конкретного земельного участка.
Кадастровая (оценочная) стоимость конкретного земельного участка определяется территориальным органом по управлению земельными ресурсами в соответствии с базовыми ставками платы за земельные участки, предоставляемые на возмездной основе в частную собственность государством, с применением к ним поправочных (повышающих или понижающих) коэффициентов и оформляется территориальным органом по управлению земельными ресурсами актом определения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.
Базовые ставки платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность в населенных пунктах (поселки и сельские населенные пункты), расположенных в пригородной зоне городов Астаны, республиканского значения, областных центров и курортной зоне, увеличиваются в два раза.
Кадастровая (оценочная) стоимость дополнительных земельных участков, предоставляемых гражданам Республики Казахстан в частную собственность для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства сверх установленных норм бесплатной передачи, определяется исходя из базовых ставок платы за земельные участки сельских населенных пунктов, наиболее близко расположенных к оцениваемым участкам.
По земельным участкам, расположенным за пределами черты населенных пунктов, предоставленным (предоставляемым) гражданам и негосударственным юридическим лицам под застройку или застроенным зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений и сооружений) в соответствии с их назначением, кадастровая (оценочная) стоимость определяется исходя из размера десяти процентов от базовых ставок платы за земельные участки, предоставленные (предоставляемые) для указанных целей в городах областного значения.
В горном законодательстве в отношении платы за пользование недрами такой четкой регламентации, как в земельном, нет. В Законе РК «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г. отсутствуют нормы о платежах за недропользование. В Законе «О нефти» от 28 июня 1995 г. имеется статья 52 «Налоги и платежи», где отмечено, что при проведении нефтяных операций Подрядчик является плательщиком налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Основным нормативным актом, устанавливающим платежи и налоги за пользование недрами,Налоговый кодекс РК от 12 июня 2001 года.
В Налоговом кодексе раздел 10 посвящен налогообложению недропользователей.
Оно состоит из двух видов:
1. Налога на сверхприбыль;
2. Специальных платежей недропользователей:
а) бонусов (подписного, коммерческого обнаружения);
б) роялти;
в) доли Республики Казахстан по разделу продукции;
г) дополнительного платежа недропользователя, осуществляющего дея
тельность по контракту о разделе продукции.
Согласно ст.281 Кодекса недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых до заключения контракта на недропользование, производят отчисления за пользование недрами в доход республиканского бюджета в виде роялти в размерах, устанавливаемых Правительством РК.
При этом определение объектов обложения и сроков уплаты данных отчислений производится в порядке, установленном Кодексом для уплаты роялти.
Налоговый режим, устанавливаемый для недропользователя, определяется только в контракте на недропользование.
Согласно ст.283 Кодекса налогообложение недропользователей, исходя из основных видов контрактов, разделяется на две модели:
Налогообложение недропользователей разделяется на две модели:
1) первая - предусматривает уплату недропользователем налогов и других обязательных платежей, установленных настоящим Кодексом, за исключением доли Республики Казахстан по разделу продукции;
2) вторая - предусматривает уплату (передачу) недропользователем доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, установленных настоящим Кодексом, за исключением:
рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат;
роялти;
акциза на сырую нефть, газовый конденсат;
налога на сверхприбыль;
земельного налога;
налога на имущество.
Доля Республики Казахстан по разделу продукции, получаемая по контрактам о разделе продукции, является источником республиканского и местных бюджетов и поступает в доходы соответствующих бюджетов в раз-
мерах, определяемых законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
Все контракты на недропользование до их подписания должны проходить обязательную налоговую экспертизу, которая представляет собой обязательную экспертизу, включающую в себя анализ и оценку проекта контракта, заключаемого компетентным органом, дополнений и изменений к нему, проводимая с целью определения налогового режима, в том числе установления специальных платежей и налогов недропользователей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Налог на сверхприбыль регулируется нормами главы 48 Налогового кодекса РК.
Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи, за исключением осуществляющих деятельность по контрактам о разделе продукции и контрактам на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых.
Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за налоговый период, в котором отношение накопленных доходов к накопленным расходам выше 1,2.
Ставки налога на сверхприбыль устанавливаются в процентах к чистому доходу за налоговый период.
Рассмотрим виды специальных платежей за пользование недрами.
Бонусы,согласно ст.287 Налогового кодекса РК, являются фиксированными платежами недропользователя. Недропользователь, исходя из индивидуальных условий проведения недропользования, выплачивает следующие виды бонусов:
1) подписной;
2) коммерческого обнаружения.
В соответствии с технико-экономическими расчетами заключаемого контракта могут быть установлены один или оба вида бонусов.
Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории и устанавливается при заключении контракта.
Подписной бонус подлежит уплате в бюджет в срок, установленный контрактом, но не позднее тридцати календарных дней с даты вступления контракта в силу.
Бонус коммерческого обнаружения - это платеж за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории, в том числе за обнаружение полезных ископаемых в ходе проведения дополнительной разведки место-
рождений, приводящей к увеличению первоначально установленных извлекаемых запасов.
Под коммерческим обнаружением понимаются запасы определенного вида полезных ископаемых, открытые в пределах контрактной территории, которые являются экономически эффективными для добычи.
Размер бонуса коммерческого обнаружения определяется исходя из объекта налогообложения, базы исчисления и ставки.
Для исчисления размера бонуса коммерческого обнаружения:
1) объектом налогообложения является объем утвержденных уполномоченным для этих целей государственным органом извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении;
2) базой исчисления платежа является стоимость объема утвержденных извлекаемых запасов полезных ископаемых. Стоимость извлекаемых запасов рассчитывается по биржевой цене, установленной на Международной (Лондонской) бирже, по данным источников информации, утверждаемых Правительством Республики Казахстан, данного полезного ископаемого на дату осуществления платежа. В случае, когда на полезные ископаемые не установлена биржевая цена, стоимость извлекаемых запасов определяется из суммы плановых затрат на добычу, скорректированных на размер плановой рентабельности, указанных в рабочей программе, утвержденной компетентным органом;
3) бонус коммерческого обнаружения уплачивается по ставке 0,1 процента от базы исчисления.
Бонус коммерческого обнаружения уплачивается не позднее 90 дней со дня утверждения уполномоченным для этих целей государственным органом объема извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении.
Еще одним видом платежа является роялти.
В соответствии с п.27 ст. 10 Налогового кодекса РК роялти - платеж за право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований. Ему посвящена глава 47 Налогового кодекса РК.
Роялти уплачивается недропользователем в отдельности по каждому виду добываемых на территории Республики Казахстан полезных ископаемых, независимо от того, были ли они реализованы (отгружены) покупателям или использованы на собственные нужды.
Установленное в контракте на недропользование роялти уплачивается в денежной форме, хотя и в законодательстве предусмотрены исключительные случаи. Так, в ходе осуществления деятельности по контракту денежная форма выплаты роялти по решению Правительства Республики Казах-
стан может быть заменена натуральной формой в порядке, установленном дополнительным соглашением с компетентным органом.
Плательщиками роялти являются недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований, независимо от того, имела ли место их реализация в отчетном периоде.
Размер роялти определяется исходя из объекта налогообложения, базы исчисления и ставки.
Для исчисления роялти:
1) объектом налогообложения является объем добытых полезных ископаемых или объем первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых.
2) базой исчисления роялти является стоимость полезных ископаемых, определяемая в соответствии со ст.299 Налогового кодекса РК;
3) ставка роялти устанавливается в контракте исходя из экономики проекта по всем видам полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод.
Для последних в соответствии со ст.ЗОО Налогового кодекса РК установлены фиксированные ставки.
Роялти по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам уплачивается недропользователем независимо от того, реализованы ли они потребителям или использованы для собственных нужд.
Роялти не уплачивается:
1) физическими лицами по подземным водам, добываемым на земельных участках, принадлежащих им на праве частной собственности, при условии, что данные воды не реализуются на сторону и не используются на производство и технологические нужды при осуществлении предпринимательской деятельности;
2) государственными учреждениями, осуществляющими добычу подземных вод для собственных хозяйственных нужд;
3) недропользователями при обратной закачке попутно добытых подземных вод для поддержания пластового давления.
Роялти по всем видам полезных ископаемых уплачивается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.
Налоговым периодом по уплате роялти является календарный месяц, за исключением случаев, когда среднемесячные платежи за предыдущий квартал по роялти составляют менее тысячи МРП. В этом случае налоговым периодом является квартал.
Специальным платежом является доля Республики Казахстан по разделу продукции.
Контракт о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Республика Казахстан предоставляет недропользователю на платной основе право на добычу полезных ископаемых на контрактной территории и ведение связанных с этим работ за его счет, и должен содержать следующие условия:
1) общий объем продукции, подлежащей разделу;
2) определение доли Республики Казахстан и прибыльной продукции недропользователя;
3) форма раздела (натуральная, денежная) прибыльной продукции (продукции, подлежащей разделу после вычета компенсационной продукции);
4) определение части добытой продукции, которая передается в собственность недропользователю для возмещения затрат на выполнение работ по контракту (компенсационная продукция);
5) установление цены и определение стоимости продукции при получении доли продукции в денежном эквиваленте.
Налоговым периодом по платежам доли Республики Казахстан по разделу продукции является календарный месяц.
Расчет доли Республики Казахстан по разделу продукции представляется недропользователем в налоговый орган по месту регистрации не позднее 10 числа месяца, следующего за налоговым периодом.
Доля Республики Казахстан по разделу продукции уплачивается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.
Плата за пользование водными ресурсамиустановлена Водным кодексом РК от 9 июля 2003 года.
Специальное водопользование в Республике Казахстан осуществляется на платной основе в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
В Главе 82 «Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников» Налогового кодекса РК даются основные положения о платежах за водопользование.
Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников взимается за все виды специального водопользования из поверхностных источников с изъятием воды из них или без ее изъятия.
Специальное водопользование осуществляется на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом по управлению водными ресурсами.
Плательщиками платы за воду являются физические и юридические лица, осуществляющие пользование водными ресурсами поверхностных источников с применением сооружений, технических средств или устройств.
Объектом обложения платой является:
1) объем воды, забранной из поверхностного водного источника, за исключением:
потерь воды на фильтрацию и испарение в каналах, осуществляющих межбассейновую переброску стока, и во внерусловых водохранилищах, осуществляющих регулирование стока, подтвержденных уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда на основании проектных данных водохозяйственных систем;
объема природоохранного и (или) санитарно-эпидемиологического попуска, утвержденного уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда в установленном законодательством порядке;
объема вынужденного водозабора в оросительные системы, осуществляемого в целях предотвращения наводнений, затоплений и подтоплений, подтвержденного уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда;
2) объем выработанной электроэнергии;
3) объем перевозок водным транспортом;
4) объем отлова рыбы и другие объемы использованной воды.
Плата не распространяется на сплав древесины без судовой тяги, рекреацию, применение землеройной техники, осушение болот, общее водопользование, осуществляемое без закрепления водных ресурсов за отдельными гражданами и без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод.
Ставки платы устанавливаются местными представительными органами области (города республиканского значения, столицы).
При превышении фактических объемов забора воды над лимитами, установленными уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда, ставки платы в части такого превышения увеличиваются в три раза.
При пользовании водными объектами без соответствующего разрешительного документа ставки платы увеличиваются в пять раз.
Сумма платы определяется плательщиком самостоятельно, исходя из фактических объемов водопользования и установленных ставок.
Плательщики (кроме налогоплательщиков, осуществляющих расчеты с бюджетом в специальных налоговых режимах для крестьянских (фермерских) хозяйств, и юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции) обязаны ежемесячно уплачивать в бюджет текущие суммы платы за фактические объемы водопользования не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Плата уплачивается в бюджет по месту специального водопользования, указанному в разрешительном документе.
Промышленные предприятия вносят плату за воду, забираемую из водохозяйственных систем для производственных нужд, независимо от того, поступает эта вода непосредственно из водохозяйственных систем, от других промышленных предприятий или организаций, оказывающих жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги.
Организации, оказывающие жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги, вносят в бюджет плату за воду, забираемую из поверхностных источников, за вычетом объемов воды, подаваемых промышленным предприятиям.
Физические и юридические лица вносят плату за грузовые перевозки на водных источниках, имеющих водонапорные и водорегулирующие сооружения.
Предприятия теплоэнергетики размер платы за воду, расходуемую для производства теплоэнергии для жилищно-эксплуатационных и коммунальных нужд, определяют по ставкам, предусмотренным для организаций, оказывающих жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги.
Предприятия теплоэнергетики, забирающие воду на технологические нужды для охлаждения агрегатов (возвратное водопотребление) в пределах лимита забора воды, размер платы определяют по ставкам, предусмотренным для организаций, оказывающих жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги. За безвозвратное водопотребление размер платы определяется по ставкам, установленным для промышленных предприятий.
Рассмотрим платежи за пользование лесами.
Согласно ст. 105 «Плата за пользование государственным лесным фондом» Лесного кодекса РК пользование государственным лесным фондом осуществляется за плату.
Плата за лесные пользования на участках государственного лесного фонда взимается за отдельные виды
я, предусмотренные Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Плата за лесные пользования на участках государственного лесного фонда устанавливается с учетом полезных свойств лесов, качества и доступности лесных ресурсов, рыночных цен на лесную продукцию.
Ставки, порядок исчисления и уплаты сумм платы за пользование государственным лесным фондом определяются в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
Согласно ст.470 Налогового кодекса РК плата за лесные пользования (далее - плата) взимается за следующие виды лесных пользований:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы и древесных соков;
3) заготовка второстепенных древесных ресурсов (коры, ветвей, пней, корней, листьев, почек деревьев и кустарников);
4) побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, мараловодство, звероводство, размещение ульев и пасек, огородничество, бахчеводство и выращивание иных сельскохозяйственных культур, заготовка и сбор лекарственных растений и технического сырья, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других пищевых продуктов, мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша);
5) пользование участками государственного лесного фонда для культурно-оздоровительных, рекреационных, туристских и спортивных целей;
6) пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
7) пользование участками государственного лесного фонда для научно-исследовательских целей.
Право лесных пользований на участках государственного лесного фонда предоставляется на основании лесорубочного билета и лесного билета на лесопользование, выдаваемых в порядке, установленном лесным законодательством Республики Казахстан.
Уплата сумм платы производится в бюджет по месту лесопользования путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, либо наличными деньгами в соответствующем органе на основании бланков строгой отчетности.
Плательщиками платы являются физические и юридические лица, получившие в порядке, установленном законодательным актом Республики Казахстан, право на осуществление лесных пользований.
Не являются плательщиками платы:
1) государственные лесовладельцы — за древесину, отпускаемую на
корню при осуществлении рубок промежуточного пользования и прочих
рубок;
2) физические и негосударственные юридические лица, в чьей собственности находятся участки частного лесного фонда;
3) лесопользователи - при изъятии древесных ресурсов, живицы, второстепенных лесных материалов, осуществляемом для проведения научно-исследовательских работ. При этом полученная продукция является собственностью владельцев участков лесного фонда, за исключением той части, которая необходима для выполнения научных исследований. Перечень и объем ее устанавливаются исходя из программы и методик исследований и указываются в соглашении или договоре с территориальными органами управления лесным хозяйством.
Объектом обложения платой являются объем лесных пользований и (или) площади участков лесного фонда, предоставляемые в пользование.
Ставки платы, за исключением Базовых ставок по плате за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются местными представительными органами области (города республиканского значения, столицы) на основании расчетов, составленных уполномоченным органом по управлению лесным хозяйством.
Базовые ставки по плате за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Республики Казахстан. При этом местные представительные органы области (города республиканского значения, столицы) имеют право повышать размеры ставок до двух раз.
Платежи по животному мирупредусмотрены Законом Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира от 9 июля 2004 года.
Согласно ст.28 «Плата за пользование животным миром» общее пользование животным миром осуществляется бесплатно.
Специальное пользование животным миром осуществляется на платной основе в соответствии с налоговым законодательством РК.
Налоговый кодекс РК конкретизирует вышеуказанные положения.
В соответствии с Главой 84 Налогового кодекса РК плата за пользование животным миром взимается за изъятие из природной среды животных, обитающих в состоянии естественной свободы.
Плата не взимается при отлавливании животных для целей мечения и кольцевания с последующим их выпуском в природную среду.
Плата устанавливается для следующих категорий животного мира:
виды животных, являющиеся объектами охоты;
виды животных, являющиеся объектами рыболовства;
редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных;
виды животных, используемые в иных хозяйственных целях (кроме охоты и рыболовства).
Для категорий видов животных, являющихся объектами охоты и рыболовства, плата устанавливается только для ценных видов этих животных.
Пользование животным миром осуществляется на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом по управлению животным миром.
Плата за пользование редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных устанавливается в каждом отдельном случае Правительством РК при выдаче разрешения на добычу этих животных из природной среды.
Территориальные подразделения уполномоченного органа по управлению животным миром ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым комитетам по областям, городам Астане и Алматы сведения по форме, установленной уполномоченным государственным органом.
Плательщиками платы являются физические и юридические лица - пользователи животным миром.
Ставки платы устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Сумма платы определяется исходя из ставок и количества животных (веса для отдельных видов водных животных).
Уплата сумм платы производится в бюджет путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, либо наличными деньгами в территориальных подразделениях уполномоченного органа по управлению животным миром. Данные подразделения осуществляют прием сумм платы наличными деньгами на основании бланков строгой отчетности.
Плательщики самостоятельно исчисляют по установленным ставкам и уплачивают сумму платы до получения разрешения в территориальных подразделениях уполномоченного органа по управлению животным миром.
Внесение платы в бюджет производится по месту пользования животным миром.
Налоговым кодексом РК также предусмотрен порядок взимания платы за использование особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с Главой 86 Налогового кодекса РК плата за использование особо охраняемых природных территорий взимается за использование особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан в научных, культурно-просветительных, учебных, туристических, рекреационных и ограниченных хозяйственных целях.
Плательщиками являются физические и юридические лица, использующие особо охраняемые природные территории Республики Казахстан.
Ставки платы за использование особо охраняемых природных территорий республиканского значения устанавливаются Правительством РК.
Ставки платы за использование особо охраняемых природных территорий местного значения устанавливаются маслихатами по представлению акиматов.
Уплата сумм платы производится в бюджет по месту нахождения особо охраняемой природной территории путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, либо наличными деньгами на контрольно-пропускных пунктах либо иных специально оборудованных местах, устанавливаемых администрацией особо ох-
раняемой природной территории, на основании бланков строгой отчетности.
Использование плательщиками платы особо охраняемых природных территорий допускается только при наличии у них подтверждающих документов об оплате.
Экономическое стимулирование охраны окружающей средырегулируется ст. 103-104 ЭК РК.
В целях экономического стимулирования эффективного осуществления природопользователями мероприятий по охране окружающей среды Правительство Республики Казахстан может утвердить предельные ставки платы за эмиссии в окружающую среду.
Также Правительство РК может предоставлять государственную гарантию по негосударственным займам на реализацию мероприятий по охране окружающей среды.
К сожалению, вопросы стимулирования подробно не расписаны в Экологическом кодексе РК.
К мерам экономического стимулирования можно отнести:
- установление налоговых и иных льгот при внедрении экологически безопасных технологий в производство;
- применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
- введение специального налогообложения экологически вредной
продукции;
- применение льготного кредитования предприятий, соблюдающих эко
логические требования при осуществлении хозяйственной деятельности
В ст. 105-106 ЭК РК закреплено новшество - торговля квотами.
В целях сокращения эмиссий в окружающую среду Правительством Республики Казахстан могут быть введены рыночные механизмы путем установления лимитов и квот на эмиссии в окружающую среду и утверждения порядка торговли квотами и обязательствами на сокращение эмиссии в окружающую среду.
Природопользователь получает право на годовую квоту на эмиссии в окружающую среду в случае установления таких квот.
В случае, если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, предусмотрена возможность участия Казахстана в торговле квотами по сокращению эмиссий в окружающую среду, природополь-зователи могут вступать в соответствующие договорные отношения с иностранными физическими и юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Договор о торговле квотами, заключенный резидентом РК с иностранными физическими и юридическими лицами, подлежит регистрации в уполномоченном органе, определяемом Правительством РК.
Эти положения конкретизируются в Правилах торговли квотами и обязательствами на сокращение эмиссий в окружающую среду от 06.02.08 г.
Лимиты на эмиссии в окружающую среду- нормативный объем эмиссий в окружающую среду, устанавливаемый на определенный срок.
Квота на эмиссии в окружающую среду- часть лимита на эмиссии в окружающую среду, выделяемая конкретному природопользователю на определенный срок.
Обязательства на сокращение эмиссий в окружающую среду - условия природопользования, определяемые в экологическом разрешении и заключающиеся в поэтапном снижении эмиссий в окружающую среду в течение определенного времени;
Торговля квотами на эмиссии и обязательствами на сокращение эмиссий осуществляется посредством передачи части неиспользованного лимита на эмиссии, выделенного природопользователю в рамках экологического разрешения, другому природопользователю (природопользователям).
С целью не превышения имеющегося лимита на эмиссии и обязательств на сокращение эмиссий в течение определенного периода времени, установленных в экологическом разрешении, природопользователь может приобрести недостающую часть квоты на эмиссии и часть обязательств на сокращение эмиссий у другого природопользователя, имеющего резерв лимитируемого объема эмиссий в окружающую среду.
В случае если природопользователь имеет резерв фактических эмиссий в окружающую среду по сравнению с лимитом на эмиссии и обязательствами на сокращение эмиссий, установленных экологическим разрешением, он может предложить часть квоты на эмиссии и часть обязательств на сокращение эмиссий к продаже другим природопользователям.
Передача квоты на эмиссии и обязательств на сокращение эмиссий от одного природопользователя к другому осуществляется отдельно по выбросам, сбросам загрязняющих веществ, по размещению отходов производства и потребления.
Торговля квотами на эмиссии в окружающую среду и обязательствами на сокращение эмиссий допускается между природопользователями в случае, если расстояние между источниками выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объектами размещения отходов производства и потребления не превышает десятикратной суммы радиусов санитарно-защитных зон, установленных для данных природопользователей.
ЛЕКЦИЯ 6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГА
НОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КА
ЗАХСТАН____________________________________
План:
1. Правовое регулирование экологической деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан.
2. Формы и направления экологической деятельности органов внутрен-
них дел.
1. Правовое регулирование экологической деятельно
сти органов внутренних дел Республики Казахстан
Под экологической деятельностью органов внутренних дел понимается их «деятельность по применению природоохранительного законодательства, выявлению причин экологических правонарушений и разработке мер по их предупреждению и устранению»161.
Нормативную базу экологической деятельности органов внутренних дел составляют две группы законов и подзаконных нормативных актов. Первую группу составляют Конституция Республики Казахстан и природоохранительные нормативные правовые акты общего значения. Во вторую входят правовые источники, содержащие прямые предписания, которые обеспечивают непосредственное участие органов внутренних дел в охране окружающей природной среды.
Рассмотрим первую группу нормативных актов.
Основы деятельности ОВД заложены прежде всего в ст. 84 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 г., которая гласит:
«1. Дознание и предварительное расследование по уголовным делам осуществляются специальными органами и отделены от суда и прокуратуры.
2. Полномочия, организация и порядок деятельности органов дознания,
следствия, вопросы оперативно-розыскной деятельности в Республике Ка
захстан регулируются законом».
Как видим, Конституция Республики Казахстан закладывает основы деятельности ОВД в целом и отсылает к другим нормативным актам, в которых конкретизируются функции ОВД, в том числе и экологические.
161 Петров В. В. Экологическое право России. — М.: Бек, 1995. С. 369. 158
В некоторых природоохранительных подзаконных нормативных актах содержатся положения об экологической деятельности ОВД. Так, в частности, в Постановлении Кабинета Министров РК «О мерах по охране осетровых видов рыб и других ценных биологических ресурсов Урало-Каспийского бассейна» от 8 апреля 1993 г. содержится указание Министерству внутренних дел РК осуществлять мероприятия по охране ценных видов рыб и других биологических ресурсов Урало-Каспийского бассейна. А в соответствии с Положением о государственном контроле за использованием и охраной окружающей природной среды в Республике Казахстан от 18 декабря 1991 г. Министерство внутренних дел РК относится к специально уполномоченным органам государственного контроля в области охраны окружающей природной среды в части контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу от автотранспортных средств, организации работы экологической милиции.
Во второй группе нормативных актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел по охране окружающей природной среды, в качестве основного источника выступает Закон РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 г. Некоторые задачи органов внутренних дел, перечисленные в ст. 2 Закона, можно рассмотреть сквозь призму экологической деятельности, а именно:
1) охрана общественного порядка (в том числе и экологического) и обеспечение общественной безопасности (в том числе и экологической), в том числе в условиях чрезвычайного положения;
2) предупреждение, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие и расследование преступлений (в том числе и экологических), а также розыск преступников;
3) осуществление предварительного следствия, дознания и административного производства по экологическим делам;
4) в необходимых случаях оказание содействия органам государственной противопожарной службы в обеспечении пожарной безопасности (например, в борьбе с лесными пожарами);
5) охрана государственных и иных объектов (например, памятников природы, рекреационных зон);
6) участие в проведении совместно с иными государственными органами карантинных, санитарных и природоохранных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях, содействие природоохранным органам в борьбе с браконьерством;
7) осуществление лицензионной и разрешительной деятельности (контроль в области оборота оружия - мера по предупреждению браконьерства);
8) осуществление режимных и охранных мероприятий на особо важных и особорежимных объектах, территориях Республики Казахстан (например, на особо охраняемых природных территориях);
9) осуществление международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению органов внутренних дел (например, по вопросам транснациональной экологической преступности).
Кроме того, в Законе РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» закрепляются права и обязанности органов внутренних дел в охране природы.
Среди обязанностей органов внутренних делв этой области можно выделить следующие:
- защищать права и свободы человека и гражданина от противоправных посягательств;
- охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность (в том числе экологический порядок и экологическую безопасность);
- предупреждать, выявлять, пресекать и раскрывать преступления (в том числе экологические);
- предупреждать, выявлять и пресекать административные правонарушения (в том числе экологические);
- осуществлять предварительное следствие, производить дознание (по экологическим преступлениям);
- осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (по экологическим);
- принимать участие в правовом воспитании (в том числе экологическом) населения, изучать общественное мнение о состоянии правопорядка и мерах по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел;
- обеспечивать общественный порядок и безопасность при ликвидации последствий аварий, пожаров (в том числе лесных), стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях (например, природного характера);
- осуществлять контроль за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения (например, ГОСТов по охране окружающей среды);
- содействовать органам государственной противопожарной службы в осуществлении контроля за состоянием противопожарной безопасности на объектах всех форм собственности (включая леса);
- осуществлять государственный контроль за приобретением, хранением, перевозкой, ношением, ввозом, вывозом и использованием оружия и боеприпасов (за исключением воинских), контролировать соблюдение установленных правил обращения и функционирования оружия и боеприпасов,
взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивных материалов и веществ;
- обеспечивать охрану объектов государственной важности (в том числе и природных объектов);
- участвовать в проведении совместно с иными государственными органами карантинных, санитарных и природоохранных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях (ст. 10 Закона).
В соответствии со ст. 11 Закона РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» органам внутренних дел предоставляется следующие права:
- осуществлять административное производство в соответствии с законодательством, регламентирующим эту деятельность; составлять протоколы, накладывать административные взыскания, доставлять нарушителей, производить административное задержание, личный досмотр, а также досмотр и изъятие предметов и документов - все это касается и экологических правонарушений;
- производить по проверочным материалам, административным и уголовным делам (в том числе и экологическим) необходимые исследования в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
- при проведении карантинных мероприятий, а также в местах массового произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений, нереста ценных пород рыб, на территории национальных парков, государственных заповедников и заказников устанавливать по решению соответствующих исполнительных органов и должностных лиц контрольно-пропускные пункты;
- в необходимых случаях оказывать содействие государственной противопожарной службе в проверке соблюдения правил пожарной безопасности хозяйствующими субъектами и гражданами;
- привлекать в чрезвычайных ситуациях силы и средства противопожарных и аварийно-спасательных служб, транспортные и другие материально-технические средства, средства связи и химической защиты организаций, независимо от форм собственности, при необходимости отдавать распоряжения на эвакуацию людей, материальных ценностей из опасной зоны, приостанавливать работу цехов и объектов на период проведения спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций; беспрепятственно проникать во все жилые, производственные и другие помещения, а также принимать иные меры, направленные на спасение граждан;
- выдавать юридическим лицам разрешения на приобретение, хранение, перевозку, ввоз, вывоз взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществ; на хранение, перевозку, ввоз, вывоз гражданского и служебного оружия и
патронов к нему, гражданских пиротехнических веществ и изделии с их применением;
- устанавливать правила хранения, учета, использования, перевозки, уничтожения, ввоза, вывоза гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением, а также приобретения, хранения, перевозки, ввоза, вывоза сильнодействующих ядовитых веществ;
- совместно с иными государственными органами контролировать соблюдение организациями, независимо от форм собственности, гражданами требований природоохранного и ветеринарного законодательства, проведение организациями природоохранных, санитарно-эпидемиологических и противоэпизоотических мероприятий;
- проводить в присутствии представителей администрации организаций проверку выполнения этих требований;
- приостанавливать частично или полностью работу организаций, отдельных производств и участков при нарушениях, создающих угрозу окружающей среде, возникновении эпидемий и эпизоотии.
Также можно выделить группу нормативных актов, регулирующих деятельность отдельных подразделений и служб органов внутренних дел: патрульной полиции, участковых инспекторов, дорожной полиции и так далее.
В соответствии с Инструкцией патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности, утвержденной приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 5 июля 2002 года№ 475организуется работа этих служб по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности.
Здесь урегулированы вопросы участия ОВД в организации охраны общественного порядка во время стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотии, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, крупных аварий и т.д.).
Так, в § 2 «Особенности несения службы при чрезвычайных ситуациях» указано, что чрезвычайные ситуации наступают при возникновении массовых беспорядков, стихийных бедствий, пожаров, крупных производственных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотии, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих введения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
В этих условиях органы внутренних дел и внутренние войска МВД Республики Казахстан во взаимодействии с органами безопасности организуют и осуществляют следующие специальные мероприятия:
1) восстановление и поддержание установленного общественного по
рядка и безопасности дорожного движения, предупреждение и своевремен
ное пресечение преступлений и иных противоправных действий;
2) защиту населения, учет потерь, спасение людей и оказание необходимой помощи пострадавшим;
3) охрану собственности, оставшейся без присмотра;
4) оказание содействия в проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ (п. 169).
В § 3 «Неотложные действия патрульно-постовых нарядов при чрезвычайных ситуациях» расписаны действия сотрудников ОВД:
A) при обнаружении взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также
радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опас
ность для населения:
1) доложить о происшествии дежурному и принять меры к оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей и транспорта;
2) организовать вызов к месту происшествия аварийных или специальных служб, содействовать в эвакуации и спасении людей (п. 175).
Б) при возникновении крушений, катастроф и аварий:
1) доложить о случившемся дежурному, должностным лицам;
2) принять меры к спасению людей, имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в лечебные учреждения;
3) организовать тушение пожара;
4) не допускать посторонних к месту происшествия, кроме лиц, привлеченных к ликвидации его последствий;
5) обеспечить охрану места происшествия до прибытия лиц, назначенных для расследования;
6) в необходимых случаях организовать привлечение населения, транспорта и других средств для ликвидации последствий чрезвычайного происшествия (п. 176).
B) при эпидемиях и эпизоотиях:
1) оповестить должностных лиц медицинских учреждений и дежурного о фактах заболевания;
2) соблюдая меры личной безопасности, обеспечить ограничение передвижения людей, транспорта и прогона скота в зараженную зону;
3) организовать охрану источников водоснабжения, очагов возможного заражения; обеспечить общественный порядок в местах скопления людей (п.178).