Сбор экологической информации, ее анализ и оценка.

Любое управление начинается со сбора информации. Согласно ст. 159 Экологического кодекса РК экологическая информация включает в себя сведения и данные о: 112


 

1) состоянии окружающей среды и ее объектов;

2) факторах воздействия на окружающую среду, в том числе о ее загряз­нении;

3) программных, административных и иных мерах, оказывающих или способных оказать воздействие на окружающую среду;

4) экологических нормативах и экологических требованиях к хозяйст­венной и иной деятельности;

5) планируемых и реализуемых мероприятиях по охране окружающей среды и их финансировании;

6) деятельности, оказывающей или способной оказать воздействие на окружающую среду, процессе принятия решения и результатах инспектор­ских экологических проверок по ней, в том числе рассмотренные при этом расчеты, анализы и иные сведения, касающиеся окружающей среды;

7) воздействии состояния окружающей среды на здоровье, безопасность и условия проживания населения, объекты культуры, здания и сооружения.

Экологическая информация может быть выражена в письменной, элек­тронной, аудиовизуальной или иной форме.

От функции сбора экологической информации, ее анализа и оценки про­изводными являются две функции, которые на сегодняшний день стали са­мостоятельными: учет природных ресурсов и ведение государственных ка­дастров природных ресурсов; государственный экологический мониторинг.

2. Организация государственного учета природных ресурсов и веде­ние единой системы государственных кадастров природных ресурсов. Посути, учетные данные также составляют экологическую информацию. Учет и регистрация природных ресурсов являются предпосылкой для орга­низации управления в данной области. В качестве особенностей учета при­родных ресурсов можно назвать: а) учет осуществляется в государственных кадастрах природных ресурсов, которые представляют собой систематизи­рованный свод информации о количественных и качественных показателях природных ресурсов; б) учет, как правило, осуществляется в натуральной форме, ане в денежной оценке; в) учет ведется непрерывно, что обусловле­но естественной изменчивостью состояния природных ресурсов, поэтому требуется постоянное обновление информации.

3. Организация государственного экологического мониторинга.Ор­ганы государственного управления организуют проведение мониторинга окружающей среды государственными предприятиями и иными субъекта­ми. В соответствии со ст. 137 ЭК РК государственный экологический мони­торинг (мониторинг окружающей среды и природных ресурсов) - ком­плексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, природ­ных ресурсов в целях оценки, прогноза и контроля изменений их состояния


под воздействием природных и антропогенных факторов. Объектами госу­дарственного экологического мониторинга являются атмосферный воздух, земля, поверхностные и подземные воды, недра, животный и растительный мир, а также климат и озоновый слой Земли, экологические системы, фак­торы воздействия окружающей среды на здоровье населения.

4. Планирование и прогнозирование экологических мероприятий.
Мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию учиты­
ваются в прогнозных и программно-целевых документах и материалах, вклю­
чаются в проекты планирования социально-экономического развития Респуб­
лики Казахстан, национальные (государственные) программы и концепции по
различным направлениям природопользования. Так, в планах социально-
экономического развития областей предусмотрен раздел «Природопользова­
ние и охрана окружающей природной среды».

Особенностью планирования и прогнозирования в данной сфере является разработка специальных программ по оздоровлению природных комплексов и отдельных природных ресурсов, например, Программа «Охрана окружаю­щей среды Республики Казахстан на 2008-2010 годы» от 19 февраля 2008 года. К таким программам и концепциям обязательно разрабатываются пла­ны реализации, например, План мероприятий на 2007-2009 годы по реализа­ции Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Ка­захстан от 19 апреля 2007 года.

5. Координация экологического управления.Эта функция представ­ляет собой согласование деятельности несоподчиненных государственных органов, их подразделений для комплексного решения территориальных, межотраслевых, межведомственных экологических проблем.

6. Подзаконное нормотворчество.Органы государственного управле­ния в данной области в пределах своей компетенции принимают подзакон­ные нормативные акты, содержащие экологические правила, требования и нормы - постановления, приказы, инструкции и т.д.

7. Организация и проведение государственной экологической экс­пертизы.Экологическая экспертиза - это установление соответствия наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окру­жающей среды и экологическим требованиям, а также определение допус­тимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреж­дения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ок­ружающую среду и связанных с ними социальных последствий.

8. Распределение и перераспределение природных ресурсов.Компе­тентными государственными органами осуществляется деятельность по предоставлению природных ресурсов в собственность, пользование, а также


по их изъятию по основаниям, установленным в законе. В содержание дан­ной функции входит также лицензирование природопользования и охраны окружающей природной среды.

9. Территориально-пространственное устройство природных ресур­
сов,
т. е. отвод природного ресурса на местности, установление границ вы­
деляемого природного ресурса. Это касается земельных участков, участков
недр, вод, лесных участков.

10. Экологический контроль,т.е. деятельность по проверке соблюде­ния физическими и юридическими лицами, КФХ требований экологическо­го законодательства, принятию мер по недопущению или устранению эко­логических правонарушений и привлечению к ответственности правонару­шителей.

11. Экологический надзорявляется производным от экологического контроля. В настоящее время надзор выделяют в качестве самостоятельной функции, так как он отличается от контроля, и одним из признаков первого является невмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность под­надзорных субъектов и неприменение мер административного воздействия.

12. Организация экологического образования.В соответствии с п.54 ст.1 ЭК РК экологическое образование — непрерывный процесс воспита­ния, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентации, нравст­венно-эстетических отношений, обеспечивающих ответственность личности за состояние окружающей среды. Органы государственного экологического управления занимаются организацией экологического всеобуча.

Целью экологического образования является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, осно­ванных на принципах устойчивого развития.

13. Такую же цель преследует экологическое просвещение— распро­
странение экологических знаний, информации о состоянии окружающей
среды, природных ресурсов, экологической безопасности в целях формиро­
вания в обществе основ экологической культуры (п.52 ст.1 ЭК РК).

Формы государственного управления в области охраны окружающей природной среды и природопользованияподразделяют на правовые и не­правовые. Неправовые формы,т. е. не влекущие правовых последствий, представляют собой организационные действия, либо материально-техниче­ские операции. Правовые формы,т. е. влекущие правовые последствия и осуществляемые на основе довольно полного юридического оформления, де­лятся на правотворческую, правоприменительную и правоохранительную:


 


«1) правотворческая - разработка и принятие государственными органа­ми нормативных актов, направленных на регулирование управленческих отношений;

2) правоприменительная - это деятельность государства, направленная на реализацию управленческих нормативных актов, путем принятия и осу­ществления конкретных действий;

3) правоохранительная - это деятельность государства по принятию ка­рательных мер к лицам, нарушившим или не выполняющим требования,

предусмотренные государственными нормативными актами» .

Методы государственного управления в области охраны окружающей природной среды и природопользования классифицируются на общие и специфические.

Общие методы в свою очередь подразделяются на административные, экономические и идеологические.

К административным методам (собственно управленческим методам) относятся метод обязательных предписаний, метод рекомендаций, метод санкционирования, метод разрешения.

Суть экономических методов заключается в создании материальной за­интересованности в выполнении физическими и юридическими лицами управленческих решений.

Идеологические методы представлены различными формами пропаган­ды, агитации, воспитания, преподавания эколого-правовых знаний.

К специфическим методам относятся:

1. Метод запрещения (запрещение пользования земельным участком до установления его границ, запрещение ввода в эксплуатацию предприятий без очистительных сооружений).

2. Метод приостановления (приостановление сброса сточных вод, хозяйственной деятельности предприятий-загрязнителей).

3. Метод изъятия (изъятие земельного участка при нарушении пра­вил пользования им).

4. Метод прекращения права пользования природным ресурсом (прекращение права пользования животным миром).

5. Метод согласования (согласование вопросов о предоставлении зе­мельного участка под застройку с различными государственными органами - комитетом по управлению земельными ресурсами, комитетом охраны ок­ружающей среды и т. д.).

6. Метод разрешения, который заключается в предоставлении лицен­зий, разрешений на природопользование.

146 Байдельдинов Д. Л. Указ. раб. С. 11. 116