ЛЕКЦИЯ 5. МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
План:
1. Понятие и содержание государственного экологического управления.
2. Система органов государственного экологического управления.
3. Понятие и виды экологического контроля в Республике Казахстан.
4. Экономический механизм охраны окружающей природной среды и природопользования.
1. Понятие и содержание государственного экологического управления
Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «государственное экологическое управление» необходимо уяснить, что представляет собой понятие «государственно-правовой механизм охраны окружающей природной среды и природопользования».
Категория «механизм» давно известна теории государства и права. Она выработана для отображения момента движения, динамики в противовес статичному, застывшему. Под механизмом понимается «способ функционирования, система средств воздействия»122.
В теории экологического права данное понятие также часто употребляется: «механизм государственного управления качеством окружающей среды», «механизм охраны окружающей среды и природопользования», «правовой механизм государственного управления в области экологии», «механизм действия права в охране окружающей среды», «эколого-правовой механизм охраны окружающей среды», «механизм применения экологического законодательства» и т. д.123. Разумеется, не все перечисленные понятия являются равнозначными. Последние три понятия тождественны понятию «механизм правового регулирования экологического права», под которым понимается «система юридических средств, при помощи которых осущест-
122 Комаров С. А. Общая теория государства и права. — М., 1998. С. 383.
123 См.: Охрана окружающей среды в городах (организационно-правовые во
просы). - Киев, 1981; Колбасов О. С. Экология: политика- право. — М, 1976; Ду
бовик О. Л. Механизм действия права в охране окружающей среды. — М., 1984.
вляется правовое регулирование»124 в области охраны и использования окружающей природной среды.
Самым широким по смыслу понятием является «механизм охраны окружающей среды и природопользования». Сюда помимо правового и организационно-контрольного входят экономический, идеологический механизмы охраны.
На наш взгляд, максимально приближенным к понятию «государственно-правовой механизм охраны окружающей природной среды» является «механизм государственного управления качеством окружающей среды».
В свое время рядом авторов - Ю. С. Шемшученко, В. А. Чуйковым и другими - была разработана концепция, согласно которой охрана окружающей среды - это управление ее качеством. Под механизмом государственного управления качеством окружающей среды понимался «способ организации и функционирования соответствующих государственных органов по достижению целей природоохранительной политики советского государства. Его составными элементами являются: 1) система государственных органов, осуществляющих функции по охране окружающей среды; 2) система правовых норм, обеспечивающих содержание управления и порядок взаимодействия управляющей и управляемой систем; 3) управленческий процесс как цикл последовательно сменяющих друг друга действий управляющей системы по достижению целей рационального природопользования и обеспечения благоприятного качества окружающей человека среды125.
Термин «государственно-правовой механизм охраны окружающей природной среды» не нов для казахстанской эколого-правовой школы. В свое время эта проблема разрабатывалась такими видными учеными, как С. Б. Байсалов, А. Е. Еренов. Под государственно-правовым механизмом охраны природы они понимали «целую систему органов, учреждений и юридических средств, с помощью которых обеспечивается выполнение экологических функций нашего государства и права»126.
По нашему мнению, государственно-правовой механизм охраны окружающей природной среды и природопользованияможно определить как совокупность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечивающих деятельность соответствующих государственных органов по предот-
124 Комаров С. А. Указ. раб. С. 269.
125 Охрана окружающей среды в городах (организационно-правовые вопросы).
- Киев, 1981. С. 25.
126 Еренов А. Е., Байсалов С. Б. Действенность государственно-правового ме
ханизма охраны природы //Известия АН КазССР. Серия общественных наук. 1988.
№2. С. 71.
вращению вредных последствии хозяйственного развития на природу и человека, сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, поддержание благоприятного состояния окружающей человека среды.
Составными элементами этого механизма являются:
а) система государственных органов, осуществляющих функции по
охране окружающей природной среды и природопользованию;
б) система правовых норм, обеспечивающих содержание управления
и порядок взаимодействия управляющей и управляемой систем;
в) управленческий процесс в области охраны окружающей природной
среды и природопользования.
Система государственных органов, осуществляющих функции по охране окружающей природной среды и природопользованию, является элементом механизма, посредством которого претворяются в жизнь нормы экологического законодательства и организуется управленческий процесс в области охраны окружающей природной среды.
Объектом воздействия вышеуказанных органов является экологически значимое поведение людей, т. е. деятельность людей, способная в той или иной мере подействовать на состояние естественной и окружающей человека среды. Хозяйственная деятельность предприятий также относится к объектам воздействия, потому что в конечном итоге складывается из экологически значимых действий людей.
Система правовых норм является элементом механизма, обеспечивающим его функционирование. Она состоит из материальных и процессуальных норм.
Материальные нормы определяют содержание деятельности государственных органов в области охраны окружающей природной среды. Процессуальные нормы закрепляют порядок деятельности субъектов управления, регулируют управленческий процесс.
Систему правовых норм механизма составляют не только нормы экологического права, но и нормы административного, уголовного права, уголовного процесса.
Третий элемент данного механизма - управленческий процесс в области охраны окружающей природной среды. Необходимость его выделения вызвана тем, что он «материализует потенцию существующей системы органов и системы норм права, обнаруживая их активные свойства, приводит в движение механизм государственного управления качеством окружающей
среды»127. Управленческий процесс цикличен и включает ряд последовательно сменяющих друг друга стадий: сбор, анализ и оценку информации о состоянии окружающей природной среды, воздействующих на среду факторах и функционировании субъектов и объектов управления в данной области, выявление проблемы, нуждающейся в разрешении, и ее анализ, выработку на этой основе проекта решения, рассмотрение проекта, его экспертную оценку, согласование с заинтересованными организациями и органами, утверждение проекта решения (придание ему обязательной юридической силы), организацию исполнения принятого решения и контроль за его выполнением.
Понятие «управленческий процесс» охватывается понятием «государственное экологическое управление». Что же представляет собой государственное экологическое управление?
Эта проблема достаточно исследована в юридической литературе. Однако имеется необходимость анализа современных точек зрения на это явление, так как последнее десятилетие произошли существенные изменения в социально-экономическом развитии как Республики Казахстан, так и других стран СНГ, которые не могли не повлечь за собой перемены в сфере государственного управления.
В условиях перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию необходимость переоценки государственного управления в области обеспечения экологического безопасности сообразно происходящим изменениям вполне оправдана.
Во-первых, расширилось понятие государственного управления. Если раньше под ним понималась деятельность органов государственного управления, т.е. министерств, ведомств, государственных комитетов и только (понимание в узком смысле), то в настоящее время в странах СНГ наблюдается более широкий подход - под государственным управлением подразумевается деятельность всех органов исполнительной власти, что связано с закреплением в Конституциях стран СНГ принципа разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную.
Во-вторых, в период перехода к устойчивому развитию, ставится вопрос не только об организации рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, но и об организации обеспечения экологической безопасности. В узком смысле под последним понимается обеспечение защищенности экологических прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства.
В-третьих, в период рыночной экономики некоторые функции управления переданы в ведение других субъектов. Так, в связи с закреплением в Конституциях стран СНГ принципа разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную из перечня функций государственного управления выпала такая функция как разрешение споров, в нашем случае экологических споров. Функции проведения мониторинга окружающей среды, экологической экспертизы, ведения кадастра природных ресурсов в Республике Казахстан выполняются государственными и даже частными предприятиями.
В таких условиях требуют углубленного анализа и пересмотра многие устоявшиеся положения теории государственного управления в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
Само понятие государственного управления в области охраны окружающей природной среды и природопользования требует пересмотра.
Некоторыми авторами предлагалось сменить понятие «государственное управление» на «государственное регулирование».
Б.В. Ерофеев полагает, что с развитием рыночных отношений управление в данной области сменилось государственным регулированием, так как «государственное централизованное управление экологопользованием и охраной окружающей среды было характерно для тоталитарного государства с его командно-административной системой ... Государственное регулирование экологопользованием и охраной окружающей среды осуществляется через регулирование экономической и экологической систем РФ»'28. В свою очередь, «регулирование экологической системы представляет собой совокупность необходимых мер для поддержания экологических систем и создания нормальных условий для их эффективного функционирования»129.
По мнению автора, некоторые положения, выдвинутые Б. В. Ерофеевым, являются спорными. Безусловно, на современном этапе проявляется тенденция становления системы государственного регулирования, не требующего постоянного и прямого вмешательства аппарата управления в деятельность управляемых субъектов, которые все больше обособляются, становятся независимыми. Так, например, в Экологическом кодексе РК от 9 января 2007 г. законодатель использует термин «государственное регулирование в области охраны окружающей среды». Однако охрана окружающей природной среды — не та область, в которой можно доверять самостоятельности природопользователей, здесь должны действовать экологические императивы. Следовательно, речь идет именно об управлении, а не регулиро-
127 Охрана окружающей среды в городах (организационно-правовые вопросы). — Киев, 1981. С. 39.
Ерофеев Б. В. Указ. раб. С. 207-208. Там же. С. 208.
вании, тем более что «между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению ... Фактически речь может идти о различном (большем или меньшем) удельном весе участия государства в экономических и иных процессах»130. Также непонятно, почему государственное регулирование в данной области осуществляется через регулирование экономической системы?
С этой точки зрения неправильным является использование в Экологическом кодексе РК наряду с термином «государственное управление в области использования природных ресурсов» термина «государственное регулирование в области охраны окружающей среды».
В ст.6 «Основные положения государственного регулирования в области охраны окружающей среды и государственного управления в области использования природных ресурсов» указывается следующее:
1. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды
включает в себя:
1) лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды;
2) экологическое нормирование;
3) техническое регулирование в области охраны окружающей среды;
4) государственную экологическую экспертизу;
5) выдачу экологических разрешений;
6) государственный экологический контроль;
7) систему экономического регулирования охраны окружающей среды, стимулирование внедрения наилучших экологически чистых технологий, систему финансирования природоохранных мероприятий;
8) государственный экологический мониторинг;
9) государственный учет природопользователей, источников и участков загрязнения окружающей среды;
10) экологическое образование и просвещение.
2. Государственное управление в области использования природных ре
сурсов включает в себя:
1) государственное планирование в области использования природных ресурсов;
2) государственный контроль за охраной, использованием и воспроизводством природных ресурсов;
3) выдачу лицензий, разрешений и заключение договоров (контрактов) на право пользования природными ресурсами;
4) организацию восстановления и воспроизводства природных ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий;
5) ведение мониторинга и кадастров природных ресурсов;
6) установление лимитов и распределение квот на использование природных ресурсов;
7) управление государственными юридическими лицами, осуществляющими использование, восстановление и воспроизводство природных ресурсов;
8) организацию охраны природных ресурсов.
Если проанализировать содержание государственного управление и государственного регулирования в данной области, то непонятно, в чем же различия между ними. Более того, на наш взгляд, законодатель допускает ошибку, используя термин «Государственное регулирование в области охраны окружающей среды». Именно в области охраны окружающей среды должно осуществляться управление, а не регулирование по вышеуказанным причинам.
Итак, по-прежнему актуальным остается термин «государственное управление», однако есть необходимость в изменении наименования области этого вида управления.
Данный вид управления обозначается по-разному. И «государственное управление качеством окружающей среды», и «государственное управление в области экологии», и «экологическое управление».
По нашему мнению, можно говорить о государственном экологическом управлении, как это предлагается О.Л. Дубовик131. Данное наименование является наиболее экономичным и удобным в обращении.
Есть необходимость в уточнении определения этого вида управления.
В ряде случаев государственное управление в данной области определяют традиционно: государственное управление в области экологии - это исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов, направленная на обеспечение экологического порядка при взаимодействии общества с окружающей средой, реализации экологических прав и соблюдении экологических обязанностей субъектов государства132; это исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов, направленная на организацию сохранения, воспроизводства и использования природных ресурсов, предотвращение вредных последствий хозяйственного
130 Алехин А. П. и др. Административное право Российской Федерации. — М., 1997. С. 21.
Дубовик О.Л. Экологическое право. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С.235.
Байдельдинов Д.Л. Правовой механизм государственного управления в области экологии. - Алматы, 1998. СЮ.
развития на природу и человека, поддержание благоприятного состояния окружающей человека среды и обеспечение законности при осуществлении экологических прав и обязанностей физическими и юридическими лица-
ми .
Сегодня такое понимание устарело. Под понятием «государственное управление» до 80-х гг. подразумевалась деятельность исполнительно-распорядительного характера. По мнению профессора Ю.М. Козлова, такая характеристика, во-первых, определяла основное направление этой деятельности - исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов, и, во-вторых, указывала на средство достижения данной цели - распорядительство, т.е. использование необходимых юридически-властных полномочий. В таком понимании государственное управление рассматривалось как прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых в качестве исполнительных и распорядительных органов госу-
дарственной власти или же органов государственного управления .
В настоящее время органы государственного управления не ограничиваются исполнительством и распорядительством, они занимаются и нормотворчеством, и координацией и оказанием публичных услуг.
Более современное определение государственного управления в данной области дается О.Л. Дубовик. Она отмечает, что это реализация всеми уполномоченными на то органами исполнительной власти, должностными лицами в рамках своей компетенции экологической политики, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством, концепциями, стратегиями и программами, принятыми в установленном порядке1 ". На наш взгляд, здесь не хватает указания на руководящую, организующую роль органов исполнительной власти.
Согласно определению, данному М. М. Бринчуком, «управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде»136. Следовательно, государственное управление в данной области - это
133 Байдельдинов Д.Л., Бекишева С.Д. Указ. раб. С.47.
134 Осадчая Н.В., Гончар Н.В. Правовая природа терминов «государственное
управление» и «исполнительная власть» и их судьба в российском законодательстве
//Законодательство и экономика. 2004. № 5.
135 Дубовик О.Л., Кремер Л. Любе-Вольфф. Экологическое право. - М.: Экс-
мо, 2005. С.402.
136 Бринчук М. М. Экологическое право России (право окружающей среды).
— М„ 1998. С. 220.
указанные действия государственных органов. Данная формулировка также импонирует автору, но требует расшифровки того, что собой представляет обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде.
Еще одно определение, предлагаемое Д.Л. Байдельдиновым: «Государственное управление в сфере экологии - это организующая деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению целей и задач, связанных с охраной окружающей среды»137, также кажется нам не полным. Термин «в сфере экологии» также, на наш взгляд, не очень удачен. «Экология» - это область знания, наука. Таким образом, в буквальном понимании «Государственное управление в сфере экологии» - это государственное управление в сфере науки.
Более близким нам по духу определением кажется определение Н. В. Кузнецовой: «управление природопользованием и охраной окружающей природной среды представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную на организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды в целях обеспечения экономических и экологических интересов общества»138.
Итак, государственное экологическое управление - это деятельность государственных органов, направленная на организацию сохранения, воспроизводства и использования окружающей природной среды, охраны экологических прав и законных интересов физических, юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и государства, предотвращение вредных последствий хозяйственного развития на природу и человека.
Объектом управленияв данной области является экологически значимое поведение человека, т. е. деятельность людей в области охраны и использования природных ресурсов, всей естественной среды в комплексе и окружающей человека среды.
Субъектами управления выступают органы исполнительной власти, уполномоченные выполнять экологические функции. Не все государственные органы являются субъектами управления в полном смысле этого слова. Исходя из существующего принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, к субъектам управления относятся лишь органы исполнительной власти.
Государственное экологическое управление строится на определенных принципах.
Байдельдинов Д. Л. Указ. раб. С. 180. 138 Кузнецова Н. В. Экологическое право: схемы и комментарии. — М, 1998. С. 27.
Рассмотрим современные точки зрения на принципы государственного управления в области охраны окружающей природной среды.
В. Д. Ермаков и А. Я. Сухарев выделяют три группы принципов управления в данной области: принципы, общие для государственного управления в сфере экологии, специфически проявляющиеся в управлении в сфере экологии (законность и др.); принципы экологической деятельности, которые входят в содержание управления, являются его основными направлениями (целевое и комплексное природопользование и охрана окружающей природной среды, учет достижений научно-технического прогресса и др.); принципы хозяйственной деятельности в указанной области (материальная заинтересованность, себестоимость, прибыль и др. Их называют также эко-
Ч 139
номическими, опосредуемыми правом) .
Н. Б. Мухитдинов и А. Ж. Тукеев применительно к государственному управлению водными ресурсами выделили общие и специфические принципы. «К общим принципам могут быть отнесены научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества, платность природопользования, законность и т. д. Эти принципы получают своеобразное преломление в специфических началах деятельности органов управления как субъектов водных отношений. По мнению многих ученых, к специфическим принципам могут быть отнесены комплексный подход к управлению водными ресурсами, соответствие управляющей системы характеру ее функций, разделение хозяйственно-организаторских и контрольно-надзорных функций, организация управления с учетом не только административно-территориального деления, но и природно-географического районирования»140.
Д. Л. Байдельдинов в качестве специфических принципов в данной области определяет следующие:
— приоритет охраны жизни и здоровья человека, сохранение и восстановление окружающей среды, благоприятной для жизни населения;
— государственная собственность на природные ресурсы, контролируемая государством частная собственность на землю;
— сбалансированное решение экологических задач развития общества при решении задач социально-экономического развития государства;
— применение экономических методов управления путем внедрения экономического стимулирования для обеспечения экологического порядка;
— широкое привлечение и активное участие граждан, населения, обще
ственных объединений и органов местного самоуправления в решении эко
логических проблем141.
М. М. Бринчук считает, что государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:
— законности управления;
— комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
— сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
— разделения хозяйственно-эксплутационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных госу-дарственных органов .
На взгляд Б. В. Ерофеева, принципами в данной области выступают: принцип законности в государственном регулировании экологопользования и охраны окружающей среды; принцип приоритета охраны окружающей природной среды; принцип плановости государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды; принцип сочетания государственного регулирования с местным самоуправлением143.
По мнению В. Н. Баландюка и А. Н. Харитонова, управление природопользованием и охраной окружающей природной среды основывается на следующих основных принципах:
— приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
— научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду;
— рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
— соблюдения требований природоохранительного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушения;
139 Экологическое право России / Под ред. В. Д. Ермакова, А. Я. Сухарева. —
М., 1997. С. 184-185.
140 Мухитдинов Н. Б., Тукеев А. Ж. Право собственности на воды Республи
ки Казахстан в период перехода к рынку. — Алматы: Жет1 жаргы, 1995. С. 111-112.
Байдельдинов Д. Л. Указ. раб. С. 10-11.
Бринчук М. М. Указ. раб. С. 224.
Ерофеев Б. В. Экологическое право России. — М, 1996. С. 208-210.
— гласности в работе и тесной связи с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;
— международного сотрудничества в охране окружающей природной
среды .
В соответствии с Модельным законом об охране окружающей среды при планировании и выполнении действий, способных оказать значительное воздействие на окружающую среду, государственные органы должны руководствоваться следующими принципами:
а) предосторожности (т. е. следует заранее принять меры для избежа
ния или уменьшения риска или угрозы для окружающей среды, принять во
внимание интересы других людей, а также необходимость охраны окру
жающей среды);
б) замещения (т. е. если действие, которое может оказать отрицатель
ное воздействие на окружающую среду, можно заменить другим действием,
представляющим значительно меньший риск или угрозу, следует выбрать
последнее, даже если оно связано с большими расходами, соразмерными
ценностям, подлежащим охране);
в) сохранения биологического разнообразия;
г) неухудшения состояния природных ресурсов;
д) принцип «виновный в загрязнении платит»;
е) права общественности на информацию и участие;
ж) сотрудничества (т. е. государственные органы, объединения и част
ные лица должны сотрудничать вделе охраны окружающей среды на всех
возможных уровнях)'45.
Проанализировав различные точки зрения на систему принципов государственного экологического управления, можно отметить, что данный вид управления основан на:
А) общих принципах:законности, плановости, административно-территориальной организации управления, иерархии между звеньями системы, прямой и обратной связи между звеньями системы и т. д.
Б) специфических принципах:
1) приоритете охраны жизни и здоровья человека, сохранения и восстановления окружающей среды, благоприятной для жизни, труда и отдыха населения.Данный принцип означает, что в своей экологической деятельности органы государственного экологического управления должны в первую очередь учитывать экологические интересы личности, права фи-
144 Баландюк В. #., Харитонов А. Н. Управление и контроль в сфере приро
допользования и охраны окружающей среды. — Омск, 1995. С. 5.
145 Модельный закон об охране окружающей среды. — Страсбург, 1994.
зических лиц на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду, и только потом узковедомственные и местнические интересы;
2) обеспечении экологической безопасности.Этот принцип предполагает осуществление системы действий по предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, защиту жизненно важных интересов личности, общества, окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую природную среду;
3) обеспечении сохранения биологического разнообразия и объектов окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение.Данный принцип предполагает, что при обязательности охраны всех объектов окружающей среды особое внимание должно уделяться редким и исчезающим видам животных и растений, памятникам природы и иным особо охраняемым объектам;
4) разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций.Указанный принцип, к сожалению, не всегда применяется при построении системы органов государственного управления в данной области. Ряд ведомств одновременно являются и природопользова-телями, и контролирующими органами;
5) сочетания отраслевого, территориального, а также бассейнового принципов организации управления.Так, бассейновый принцип организации управления используется применительно к территориям бассейнов рек, озер, морей, рыбному промыслу и т. п.;
6) комплексного подхода в принятии решений.При вынесении какого-либо решения органы государственного управления должны учитывать своеобразие и взаимосвязь всех компонентов окружающей природной среды, прогнозировать все последствия принятия такого решения.
7) систематичности и непрерывности экологического контроля и надзора и охвата ими всех подконтрольных и поднадзорных объектов.Экологический контроль и надзор должны осуществляться постоянно и в отношении всех природных ресурсов;
8) неотвратимости ответственности за нарушение экологического законодательства.Реализуя данный принцип, органы государственного экологического управления обязаны приложить все усилия для выявления экологических правонарушителей, привлечения их к ответственности и обеспечить полное возмещение ими ущерба, причиненного окружающей природной среде, интересам природопользователей и государства;
9) предотвращении нанесения ущерба окружающей природной среде, экологическим правам и законным интересам физических, юри-
дических лиц, КФХ и государства.Этот принцип предопределяет профилактику экологических правонарушений, осуществляемую органами государственного экологического управления. Недостаточно привлечь пойманного правонарушителя к гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения, необходимо не допустить совершения аналогичных действий другими потенциальными правонарушителями;
10) широкого привлечения граждан, населения, общественных объединений и органов местного самоуправления для решения экологических проблем.Эффективность работы органов государственного экологического управления зависит от такого фактора, как активное участие общественности в охране окружающей природной среды. В первую очередь это касается получения информации об экологических правонарушениях. Также немаловажное значение имеет задействование сил общественности в проведении природоохранных мероприятий;
11) обеспечения свободного доступа населения к экологической информации.Для обеспечения активности населения в решении экологических вопросов органы исполнительной власти не должны препятствовать получению им необходимой информации;
12) международного сотрудничества в области охраны окружающей среды на основе международного права. Вделе охраны окружающей природной среды органам государственного управления в этой области необходимо опираться на опыт борьбы с экологическими правонарушениями зарубежных стран, осуществлять взаимодействие с иностранными специалистами, так как ряд экологических преступлений перерастает национальные границы, приобретает международный размах;
13) ответственности органов исполнительной власти различных
уровней за обеспечение экологической безопасности в соответствую
щих регионах.Данный принцип необходимо обязательно закрепить в зако
нодательных актах, Отсутствие такого рода ответственности приводит к не
брежному отношению, отсутствию инициативы в работе указанных орга
нов.
Содержание, перечень функций органов государственного экологического управления изменились. Некоторые функции, которые раньше непосредственно выполнялись данными органами, были переданы судам, государственным и частным предприятиям. За органами государственного экологического управления сохранились следующие функции: