Охрана права собственности на природные ресурсы органами внутренних дел

На протяжении всей своей истории развития наше государство придает особое значение охране права собственности на природные ресурсы.

Под охраной права собственности на природные ресурсы понимается деятельность, направленная на охрану правомочий государства и иных лиц как собственников природных ресурсов и установленного в государстве по­рядка приобретения и прекращения права собственности на природные ре­сурсы. В эту деятельность включаются мероприятия по осуществлению контроля и надзора за природопользованием, порядком приобретения и прекращения права собственности на природные ресурсы; по усилению предупредительно-профилактической работы; по улучшению исполнения, соблюдения и применения экологического законодательства; по примене­нию мер юридической ответственности за нарушения прав собственников природных ресурсов.

Основные виды возможных нарушений права собственности на природ­ные богатства перечислены в Уголовном кодексе РК, КоАП, Гражданском кодексе РК. К ним относятся такие противоправные сделки, как незаконная купля-продажа земли или самовольное занятие земельных участков; само­вольное пользование недрами; самовольный захват водных объектов; само­вольное водопользование; самовольная переуступка права водопользования, лесопользования, права пользования объектами животного мира и т.д.

Охрана права собственности на природные ресурсы осуществляется не только мерами ответственности, но и мерами предупреждения, профилак­тики, воспитания граждан в духе бережного отношения к природе, ее богат­ствам.

В охранительной деятельности важная роль принадлежит органам внут­ренних дел. Задачи охраны права собственности на природные ресурсы вы­текают из смысла Закона РК «Об органах внутренних дел Республики Ка­захстан» от 21 декабря 1995 г. При решении этих задач ОВД используют целую систему мер, как предупредительно-профилактического характера, так и принуждения.

Предупредительно-профилактические меры заключаются в проведении смотров, месячников соблюдения законодательства, проверок использова­ния природных ресурсов, пропаганде правовых знаний. Что касается мер принуждения, то в их число входят: вынесение административного преду-


преждения, пресечение правонарушении, восстановление нарушенных прав, связанных с охраной природы, применение мер юридической ответственно-сти115.

Административное предупреждение применяется в тех случаях, когда налицо нарушение права собственности на природные ресурсы. В этих слу­чаях ОВД пользуется указаниями, требованиями или предписаниями в от­ношении соответствующих предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан. В тех случаях, когда такого рода нарушения влекут уголовную от­ветственность, они пресекаются ОВД путем проведения дознания или пред­варительного следствия.

В соответствии с законодательством РК работники ОВД также оказыва­ют необходимое содействие по приведению в исполнение решений акима-тов о сносе самовольно возведенных строений, если самовольные застрой­щики, вопреки письменным требованиям, не прекращают строительство и не сносят своими силами и за свой счет возведенные ими строения. Осо­бенно часто перед ОВД возникает необходимость предотвращения и пресе­чения самовольного строительства индивидуальных гаражей.

В системе Министерства внутренних дел РК созданы специальные под­разделения по охране объектов, в том числе и природных. В частности, ох­раной природных объектов могут заниматься специализированные охран­ные подразделения Министерства внутренних дел Республики Казахстан.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан «Некоторые вопросы обеспечения безопасности объектов, подлежащих го­сударственной охране» от 4 сентября 2003 года охране подлежат: 1) страте­гические объекты (объекты, имеющие важное государственное значение, нанесение ущерба которым создает угрозу национальной безопасности, здоровью и жизни людей и может привести к тяжелым последствиям) -атомные энергетические комплексы, нефтеперерабатывающие заводы, крупные нефтегазохранилища и компрессорные станции; 2) особо важные государственные объекты (объекты, нарушение целостности которых может привести к значительному материальному и финансовому ущербу, создать угрозу жизни и здоровью граждан, осложнить межгосударственные отно­шения) - объекты и обособленные помещения организаций по разработке, производству, испытанию и хранению особо опасных веществ, бактериоло­гических, биологических, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных, ядовитых веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, радиоактивных веществ, гидротехнические соору-


жения, коллекторы водохранилищ, государственные музеи, памятники ис­тории и культуры международного и республиканского значения; 3) объек­ты жизнеобеспечения (объекты, нарушение целостности которых может привести к прерыванию удовлетворения жизненно необходимых потребно­стей регионов и населения в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также в медицинском, санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном, коммунально-бытовом обеспечении) - тепловые электрические станции, теплоэлектро­централи, водозаборы и водонасосные станции, аэропорты, мосты и тонне­ли, расположенные на железных и автомобильных дорогах международного и республиканского значения, объекты связи - автоматические телефонные станции, станции мобильной и спутниковой связи, телевизионного и радио­вещания, радиотелевизионные передающие центры (РТПЦ).

Не все из этих объектов являются природными, большая часть из них -это природно-антропогенные объекты, и тем не менее, охраняя их, органы внутренних дел по сути охраняют и земли, на которых расположенные эти объекты, т.е. земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения, земли водного фонда, земли истори­ко-культурного назначения и т.д.

Таким образом, пресекая незаконные и самоуправные действия, нару­шающие право собственности на природные ресурсы, ОВД вносят свой ценный вклад в деятельность по охране окружающей природной среды.


 


Дмитриев А. Е. Роль органов внутренних дел в охране окружающей сре­ды, — Хабаровск, 1984. С. 18.



ЛЕКЦИЯ 4. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

План:

1. Понятие, содержание и принципы права природопользования в Рес­публике Казахстан.

2. Виды права природопользования в Республике Казахстан.

1. Понятие, содержание и принципы права природо­пользования в Республике Казахстан

Природопользование - одна из сторон взаимодействия между общест­вом и природой. Согласно п.1 ст. 10 Экологического кодекса РК природо­пользованиемявляются использование природных ресурсов и (или) воз­действие на окружающую среду в повседневной жизни человека, в хозяйст­венной и иной деятельности физических и юридических лиц. Оно выража­ется в извлечении полезных для человека и общества свойств окружающей природной среды для удовлетворения экологических, экономических, куль­турно-оздоровительных, нравственно-эстетических потребностей.

Право природопользования в объективном смыслепредставляет со­бой совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления и изъятия (выкупа), условия использования природных ресурсов, права и обя­занности природопользователей.

В субъективном смысле право природопользования- это совокуп­ность установленных экологическим законодательством правомочий кон­кретного природопользователя по владению ииспользованию природного ресурса.

В качестве объектовприродопользования выступают природные ресур­сы - участки земель, недр, вод, объекты животного и растительного мира.

По мнению некоторых авторов, природные ресурсы можно представить:

A) как средство производства (например, земельные участки);

Б) как кладовая, из которой берут нужные ценности (например, участки недр);

B) как операционный базис, т.е. сцена, на которой разворачивается дея­
тельность людей (например, участки земель промышленности, транспорта,
связи, обороны);


Г) как пространство - в тех случаях, когда само пространство служит той ценностью, ради которой предоставляется пользование (например, для подземного хранения);

Д) как среда, участвующая в деятельности (например, река при купании, воздух при полете самолета и т.п.)"6.

Субъектами права природопользованияявляются природопользова-тели - физические или юридические лица, крестьянские (фермерские) хо­зяйства, осуществляющее пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду.

В соответствии с п.46 ст. 1 Экологического кодекса РК природопользо-вателями могут быть физические и юридические лица, постоянно или вре­менно находящиеся на территории Республики Казахстан.

Природопользователи могут быть:

1) постоянными(право природопользования носит бессрочный харак­тер) и временными(право природопользования ограничено определенным сроком);

2) первичными(право природопользования получено от государства либо от других первичных природопользователей в порядке отчуждения этого права или универсального правопреемства) и вторичными(право временного природопользования получено на основании договора от пер­вичного природопользователя, сохраняющего за собой этот статус).

Можно выделить еще несколько классификаций природопользователей.

К национальным природопользователямотносятся граждане РК и ка­захстанские юридические лица, в том числе с иностранным участием, а к иностранным природопользователям-иностранные граждане, иностран­ные юридические лица, иностранные государства, международные объеди­нения и организации.

Содержание права природопользования - это совокупность предостав­ленных природопользователям в установленном законом порядке и взаимо­связанных между собой правомочий владения и пользования природными ресурсами.

Содержание права природопользования составляют права и обязанности природопользователя.

Общими для всех природользователей правамиявляются:

— право на использование природного ресурса по целевому назначе­нию;

— право самостоятельно выбирать способы своей хозяйственной и иной деятельности;


 



См.: Право природопользования в СССР. - М: Наука, 1990. С.41.


право на возмещение ущерба, причиненного в связи с изъятием или выкупом природного ресурса для государственных надобностей;

— право на защиту от неправомерного вмешательства в процесс ис­пользования природного ресурса и др.

Природопользователи обязаны:

— использовать природные ресурсы в соответствии с целевым назна­чением и условиями их предоставления;

— соблюдать установленные экологические требования к хозяйствен­ной и иной деятельности, действующие стандарты, технические условия и нормативы качества окружающей среды;

— экономично использовать предоставленные природные ресурсы, не наносить ущерба окружающей среде и не допускать нарушения прав других природопользователей;

— проводить в установленном порядке мероприятия по охране окру­жающей среды и воспроизводству природных ресурсов;

— своевременно выплачивать установленную плату за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды, охрану и воспро­изводство природных ресурсов;

— предоставлять необходимую информацию по требованию органов, осуществляющих контроль в области охраны окружающей среды;

— выполнять иные требования, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Право природопользования представляется субъектам на основании:

— лицензий и (или) разрешений на использование и изъятие природ­ных ресурсов и осуществление отдельных видов деятельности в области ох­раны окружающей среды;

— решений Правительства Республики Казахстан или местных испол­нительных органов о предоставлении природных ресурсов в природополь­зование в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

— договоров (контрактов) на природопользование, заключаемых в по­рядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан;

Право природопользования может быть прекращено по различным ос­нованиям. К общим основаниям прекращения права природопользова­нияможно отнести:

— добровольный отказ природопользователя от природопользования;

— изъятие природного ресурса для государственных надобностей;

— истечение срока, установленного в разрешении на природопользо­вание;

— возникновение угрозы жизни или здоровью людей, проживающих в зоне использования данного природного ресурса;


 

— систематическое нарушение природопользователем правил пользо­вания природным ресурсом;

— неиспользование природопользователем природного ресурса в те­чение срока, указанного в законодательстве или в разрешении на природо­пользование;

— ликвидация юридического лица - природопользователя;

— смерть физического лица - природопользователя;

— систематическое невнесение установленных платежей за использо­вание природного ресурса;

— возникновение иных условий, специально оговоренных в разреше­нии на природопользование, при наступлении которых предусмотрено пре­кращение права природопользования.

Право природопользования основывается на следующих принципах:

1) Принцип приоритета обеспечения экологической безопасности.
Данный принцип означает, что при осуществлении права природопользова­
ния природопользователи должны, в первую очередь, учитывать экологиче­
ские интересы личности, права физических лиц на благоприятную для жиз­
ни и здоровья окружающую природную среду, и только потом свои местни­
ческие интересы;

2) Принцип обеспечения сохранения биологического разнообразия и объектов окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение.Данный принцип предполагает, что ес­ли при использовании природных ресурсов в сферу хозяйственной и иной деятельности включены указанные объекты, особое внимание должно уде­ляться именно им: редким и исчезающим видам животных и растений, па­мятникам природы и иным особо охраняемым объектам;

3) Принцип целевого характера природопользования.Государство предоставляет отдельным природопользователям природные ресурсы для определенных целей, которые в обязательном порядке фиксируются в раз­решениях на право природопользования. Например, при передаче земель­ного участка гражданину в пользование цель - ведение крестьянского хо­зяйства - указывается в выдаваемом акиматом акте на право землепользо­вания. Использование предоставленных природных ресурсов не по назна­чению рассматривается как нарушение законодательства и влечет за собой их изъятие и прекращение права природопользования на них.

4) Принцип рационального использования и воспроизводства
природных ресурсов и их единства.
Этот принцип предполагает разум­
ное, продуманное, экономное природопользование, обязательность восста­
новления утраченных природных ресурсов, где это возможно, либо равно­
ценной компенсации. Природопользование и воспроизводство природных


ресурсов должны быть неразрывно связаны между собой: только так воз­можно сохранение природных ресурсов;

5) Принцип научной обоснованности природопользованияозначает, что использование природных ресурсов опирается на законы развития при­роды, сочетает экономические и экологические интересы.

6) Принцип учета особенностей природного ресурса.Природополь­зование должно осуществляться с учетом своеобразия природных объектов и ресурсов - возможности к воспроизводству (растительный и животный мир), невозобновляемости (полезные ископаемые) и т.д. Должны устанав­ливаться экологически допустимые пределы использования природных ре­сурсов, ограничения, нормативы и правила ведения хозяйственной и иной деятельности. В таких случаях используется лимитирование и квотирова­ние.Оно вызвано той естественной причиной, что, к сожалению, большин­ство природных ресурсов является исчерпаемыми и даже невозобновимы-ми.

Лимиты и квотына природопользование представляют собой установ­ленные природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загряз­няющих веществ в окружающую природную среду, размещения отходов производства и потребления.

Выделяются два вида лимитов:

1. Лимиты на загрязнение окружающей среды - пределы поступления общего объема загрязняющих веществ, отходов производства и потребле­ния, а также влияния на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий в уровнях, при которых сохраняется благоприятная окружающая среда;

2. Лимиты изъятия природных ресурсов - пределы возможного количе­ственного использования природных ресурсов, при которых не наруша­ется естественное воспроизводство биологических ресурсов и гарантиру­ется рациональное использование полезных ископаемых.

Квоты также подразделяются на два вида:

1. Квота на загрязнение - часть лимита на загрязнение, выделяемая конкретному природопользователю на определенный срок;

2. Квота изъятия природных ресурсов - часть лимита изъятия, выделяе­мая конкретному природопользователю на определенный срок.

Лимиты и квоты устанавливаются Правительством Республики Казах­стан на определенный период. В частности, были приняты постановления Правительства РК «Об утверждении лимитов и квот вылова рыбы и добычи морского зверя (тюленя) в рыбохозяйственных водоемах на 2003 год» от 19


февраля 2003 года, «Об утверждении лимитов на изъятие объектов живот­ного мира на 2008 год» от 29 декабря 2007 года.

В случаях, когда количество природного ресурса приближается к крити­ческому, Правительством РК принимается решение об уменьшении лими­тов и квот на природопользование, вплоть до полного запрета хозяйствен­ного использования данного природного ресурса. Так, постановлением Правительства РК «О дополнительных мерах по охране и воспроизводству сайгака» от 19 июля 2001 года был установлен запрет на добычу сайгаков на территории Республики Казахстан до 2005 года, за исключением исполь­зования их в научных целях, в связи с сильным сокращением численности сайгаков на территории Республики Казахстан. А Постановлением Прави­тельства РК «О запрещении лова осетровых рыб в Урало-Каспийском бас­сейне» от 10 октября 2001 года было запрещено ловить осетровых рыб в Урало-Каспийском бассейне до 1 января 2002 года, за исключением исполь­зования их в научных целях.

7) Принцип учета взаимосвязи всех компонентов окружающей при­родной среды и их предназначения.Природные ресурсы находятся во взаимодействии друг с другом, поэтому оставление без внимания этой взаимосвязи может привести к негативным последствиям. Например, вы­рубка лесных ресурсов вблизи водных объектов может привести впоследст­вии к обмелению последних. Поэтому при природопользовании должен учитываться и такой момент.

8) Принцип комплексного характера природопользованиявытекает из вышестоящего принципа. Он означает, что при использовании природно­го ресурса должна решаться задача удовлетворения целого комплекса раз­личных потребностей природопользователя. «Известно, что все природные богатства в своем естественном состоянии зависят друг от друга и исполь­зование их в связи с этим должно вестись комплексно, т.е. с учетом этой за­висимости и их взаимодействия друг с другом, а также того, что неправиль­ное использование одних природных богатств может причинить непопра­вимый вред другим. Комплексное использование природных богатств пред­полагает также использование каждого вида природных богатств в отдель­ности, но не односторонне, не в узковедомственных целях, а с учетом всех его полезных свойств и их значимости для развития всего народного хозяй­ства и отдельных его отраслей»117.

117 Аксеиенок Г.А. Правовое регулирование комплексного и наиболее эффек­тивного использования природных богатств и их охрана //ХХП съезд КПСС и про­блемы колхозного и земельного права. - М, 1962. С.235-236.


9) Принцип лицензирования специального природопользования.

Использование природных ресурсов, любое потенциально опасное воздей­ствие на окружающую природную среду должно осуществляться в разре­шительном порядке, то есть необходимо получить разрешение или лицен­зию на природопользование.

Лицензированиеправа природопользования - это способ, с помощью которого государство осуществляет регулирование и контроль в сфере при­родопользования и охраны окружающей природной среды"8, который за­ключается в выдаче разрешений на природопользование.

Разрешение на природопользованиепредставляет собой документ, выдаваемый природопользователю специально уполномоченным государ­ственным органом в области охраны окружающей среды и удостоверяющий право природопользователя на использование (изъятие) природных ресур­сов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, раз­мещение отходов производства и потребления с указанием конкретных сро­ков и объемов, норм, условий природопользования и применяемой техноло­гии.

Разрешение на природопользование обычно содержит:

— сведения о владельце разрешения на природопользование;

— цель использования природного ресурса;

— характеристику природного ресурса;

— срок действия разрешения на природопользование и срок начала операций по природопользованию;

— условия платы за природопользование;

— виды, размеры, объемы и порядок природопользования;

— обязанности лица, получившего разрешение на природопользова­ние;

— другие необходимые данные.

Разрешения на природопользование (лицензии) можно подразделить на три вида:

1. Разрешения на право пользования отдельными видами природных ре­сурсов;

2. Разрешения на право размещения в окружающей природной среде от­ходов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, складирования, перевоз­ки, захоронения отходов (экологические разрешения). Экологическое раз­решение— документ, удостоверяющий право физических и юридических лиц на осуществление эмиссий в окружающую среду (ст.62 ЭК РК). В соот­ветствии со ст.68 Экологического кодекса РК экологические разрешения


делятся на два вида 1) разрешения на эмиссии в окружающую среду; 2) комплексные экологические разрешения. Первый вид отличается от второго тем, что здесь выдаются отдельные разрешения на: а) выбросы, б) сбросы загрязняющих веществ, в) размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, г) вредные физические воздействия. Комплексное экологическое разрешениеявляется единым документом, удостоверяю­щим право природопользователя осуществлять эмиссии в окружающую среду с условием внедрения наилучших доступных технологий и соблюде­ния технических удельных нормативов эмиссий, установленных экологиче­ским законодательством Республики Казахстан;

3. Разрешения на комплексное природопользование. Последнее предос­тавляет собой право пользования несколькими видами природных ресурсов одновременно.

10) Принцип презумпции экологической опасности природопользо­вания.Предположительно любая деятельность по использованию природ­ных ресурсов причиняет вред окружающей природной среде, экологиче­ским и правам и законным интересам физических, юридических лиц и госу­дарства в той или иной степени. Планирование и осуществление хозяйст­венной деятельности должно исходить из этого принципа.

11) Принцип оценки возможного воздействия на окружающую сре­ду.Прежде чем приступить к использованию природного ресурса следует предусмотреть вероятность возможного причинения вреда окружающей природной среде.

12) Принцип обязательности экологической экспертизы природо­пользования.Так как в большинстве случаев природопользование является потенциально экологически опасным, следует обязательно проводить эко­логическую экспертизу всех проектов деятельности по природопользова­нию.

13) Принцип экологического нормирования.Целью экологического нормирования являются регулирование качества окружающей среды и ус­тановление допустимого воздействия на нее, обеспечивающих экологиче­скую безопасность, сохранение экологических систем и биологического разнообразия (ст.22 ЭК РК). В процессе экологического нормирования ус­танавливаются нормативы качества окружающей среды, нормативы эмис­сий и нормативы в области использования и охраны природных ресурсов. Природопользование должно осуществляться в пределах установленных нормативов.

Согласно ст. 23 Экологического кодекса РК к нормативам качества ок­ружающей среды относятся:


 


118 Кузнецова Н. В. Экологическое право. — М: Юриспруденция, 2000. С. 26.



а) нормативы, установленные в соответствии с химическими показате­
лями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно до­
пустимых концентраций, включая радиоактивные вещества, ориентировоч­
но безопасных уровней химических веществ;

б) нормативы, установленные в соответствии с физическими показате­
лями состояния окружающей среды, в том числе предельно допустимых
уровней шума, вибрации, магнитных полей, радиоактивности, тепла и иных
физических воздействий;

в) нормативы, установленные в соответствии с биологическими показа­
телями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений,
животных и других организмов, используемых как индикаторы качества ок­
ружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций
микроорганизмов, которые регламентируются санитарно-эпиде­
миологическими правилами и нормами, гигиеническими нормативами;

г) иные нормативы качества окружающей среды, предусмотренные за­
конодательством Республики Казахстан.

14) Принцип страхования экологических рисков. Экологический риск — вероятность неблагоприятных изменений состояния окружающей среды и (или) природных объектов вследствие влияния определенных фак­торов (п.67 ст.1 ЭК РК). Цель такого страхования состоит в уменьшении риска возможных потерь качества окружающей природной среды, в созда­нии финансовой основы возможного возмещения экологического вреда;

15) Принцип обязательного страхования гражданской ответствен­ности владельцев источников повышенной экологической опасности. Наибольшая вероятность причинения экологического вреда исходит от ис­точников повышенной экологической опасности, поэтому следует обязать их владельцев страховать свою гражданскую ответственность в принуди­тельном порядке;

16) Принцип обязательности полного возмещения экологического вреда. Природопользователи ухудшают качество окружающей природной среды, поэтому должны нести обязанность по восстановлению ее нарушен­ного состояния.

17) Принцип платности специального природопользования. Специ­
альное природопользование осуществляется на платной основе и является
источником пополнения средств на охрану и воспроизводство окружающей
природной среды. Только жизненно важные потребности человека могут
удовлетворяться бесплатно. Общее природопользование является бесплат­
ным.

18) Принцип приоритета использования возобновляемых природ­
ных ресурсов. Это новый принцип, который следует активно внедрять в


практику и учитывать при дальнейшем развитии экологического права. Це­лью его реализации является сохранение невозобновляемых природных ре­сурсов. Например, в настоящее время формируется нормативная база ис­пользования возобновляемых источников энергии. В частности, было при­нято Постановление Правительства РК «О развитии ветроэнергетики» от 25 августа 2003 года.

19) Принцип стимулирования природопользователей к предотвра­щению, снижению и ликвидации загрязнения окружающей среды, сокраще­нию отходов.

2. Виды права природопользования в Республике Ка­захстан

Рассмотрим классификацию права природопользования или деление права природопользования на виды.

По мнению ряда авторов, виды права природопользования - это: 1) группы внутри исследуемого явления (в данном случае внутри права поль­зования), причем 2) размежеванные между собой по какому-то общему кри­терию и 3) отличающиеся друг от друга своими правовыми характеристи­ками (особенностями правового регулирования этих групп)11 .

Следовательно, виды права природопользования - это части права при­родопользования, обладающие собственными правовыми характеристика­ми, на которые можно разделить право природопользования по какому-то одному классификационному признаку (критерию)120.

В Экологическом кодексе РК представлены две классификации приро­допользования.

По основаниям возникновения природопользование подразделяется на общее и специальное (ст. 10 ЭК РК).

Право общего природопользования в объективном смысле - сово­купность норм, обеспечивающих реализацию физическими лицами своих естественных прав человека на использование окружающей природной сре­ды.

Право общего природопользования в субъективном смысле - пре­доставленная и гарантированная законом возможность для всех физических лиц пользоваться природными ресурсами для удовлетворения жизненно не­обходимых потребностей.

Право природопользования в СССР. - М.: Наука, 1990. С.28. Там же.


Основанием возникновения общего природопользованияявляются естественные права человека - те права, которые принадлежат человеку по праву его существования121, удовлетворяющие жизненно необходимые по­требности, например, право на передвижение. Человек имеет право проезда, прохода через чужие земельные участки, там где нет запретных объявлений, ограждений, имеет право пить воду из ручья, любоваться красотой природы и т.п.

Общее природопользование является постоянным и осуществляется бес­платно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов в пользование. Оно не нуждается в официальном разрешении компетентных органов. Субъектами данного природопользования являются только физические лица.

В некоторых случаях само государство предоставляет возможность ис­пользовать природные ресурсы, находящиеся в чужой собственности или землепользовании, в порядке общего природопользования. Так, в экологи­ческом законодательстве имеются нормы, устанавливающие земельные, водные, горные сервитуты, т.е. право ограниченного пользования чужим природным ресурсом.

В соответствии со ст. 10 Экологического кодекса РК специальное приро­допользование — деятельность физического и (или) юридического лица, осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

Право специального природопользования в объективном смысле-совокупность норм, регулирующих порядок предоставления природных ре­сурсов в обособленное пользование, целевое их использование гражданами и юридическими лицами для удовлетворения экономических, культурно-оздоровительных, рекреационных и иных потребностей общества и граждан и порядок их изъятия.

Право специального природопользования в субъективном смысле-право владения и пользования природным ресурсом, предоставленное при-родопользователю на платной основе в соответствии со специальным раз­решением для удовлетворения экономических, культурно-оздоровительных, рекреационных и иных потребностей.

Также в Экологическом кодексе РК представлена классификация по критерию объекта использования.

Пейн Т. Права человека /Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. Т.1.: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. - М.: Мысль, 1997. С.491.


В соответствии с п.5 ст. 10 ЭК РК к видам природопользования относят­ся:

1) землепользование;

2) водопользование;

3) лесопользование;

4) недропользование;

5) пользование животным миром;

6) пользование растительным миром;

7) эмиссии в окружающую среду;

8) иные виды природопользования, устанавливаемые законами Респуб­лики Казахстан.

Следовательно, право природопользования подразделяется на: право землепользования, право водопользования, право лесопользования, право недропользования, право пользования животным миром, право пользова­ние растительным миром, право пользования атмосферным воздухом.

В свою очередь виды права природопользования подразделяются на конкретные виды по цели использования.

Право землепользованияделится на право сельскохозяйственного землепользования, пользования землями населенных пунктов, пользования землями промышленности, транспорта, связи, обороны, пользования зем­лями лесного, водного фондов и т. д.

Право недропользованияподразделяется на: пользование для государ­ственного геологического изучения недр, разведки, добычи полезных иско­паемых, совмещенной разведки и добычи, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей полезных ис­копаемых.

Право водопользованияпредстает перед нами как: водопользование для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей в воде сельского хозяйства, промышленности, гидроэнергетики, водного транспорта, для оздоровительных и рекреационных целей, для нужд рыбно­го, охотничьего хозяйства, с целью заповедования, для сброса сточных вод, для противопожарных нужд.

Право лесопользованияделится на следующие виды: заготовка древе­сины, живицы, второстепенных лесных материалов коры, древесной зелени, побочные лесные пользования (сенокошение и пастьба скота, заготовка и сбор лекарственных растений, плодов, орехов, грибов и т. д.), пользование в культурно-оздоровительных, научно-исследовательских целях, для нужд охотничьего хозяйства.

Право пользования животным миром- это: охота, рыболовство, ис­пользование в хозяйственных целях животных, не относящихся к объектам


охоты и рыболовства, использование животных в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях, использование по­лезных свойств и продуктов жизнедеятельности животных.

Право пользования атмосферным воздухом можно подразделить на: право пользования атмосферным воздухом для производственных нужд и право пользования атмосферным воздухом для выброса загрязняющих ве­ществ (в рамках допустимого специальными разрешениями).

По способу природопользования различают право природопользова­ния, осуществляемое с изъятием природного ресурса из окружающей природной среды и право природопользования, осуществляемое без изъя­тия природного ресурса из окружающей природной среды.

По срокам право природопользования делится на постоянное (без ука­зания срока) и временное (с указанием определенного срока).

По платности право природопользования делится на приобретаемое возмездно и приобретаемое безвозмездно.

По возможности передачи данного права другим лицам - на отчуж­даемое (право природопользования может быть передано другому лицу, и неотчуждаемое (право природопользования не может быть передано дру­гому лицу).

Право специального природопользования подразделяется и по порядку предоставления - на первичное (предоставляемое государством либо дру­гим первичным природопользователем в порядке отчуждения этого права) и вторичное (предоставляемое первичным природопользователем, сохра­няющим за собой этот статус).