Охрана права собственности на природные ресурсы органами внутренних дел
На протяжении всей своей истории развития наше государство придает особое значение охране права собственности на природные ресурсы.
Под охраной права собственности на природные ресурсы понимается деятельность, направленная на охрану правомочий государства и иных лиц как собственников природных ресурсов и установленного в государстве порядка приобретения и прекращения права собственности на природные ресурсы. В эту деятельность включаются мероприятия по осуществлению контроля и надзора за природопользованием, порядком приобретения и прекращения права собственности на природные ресурсы; по усилению предупредительно-профилактической работы; по улучшению исполнения, соблюдения и применения экологического законодательства; по применению мер юридической ответственности за нарушения прав собственников природных ресурсов.
Основные виды возможных нарушений права собственности на природные богатства перечислены в Уголовном кодексе РК, КоАП, Гражданском кодексе РК. К ним относятся такие противоправные сделки, как незаконная купля-продажа земли или самовольное занятие земельных участков; самовольное пользование недрами; самовольный захват водных объектов; самовольное водопользование; самовольная переуступка права водопользования, лесопользования, права пользования объектами животного мира и т.д.
Охрана права собственности на природные ресурсы осуществляется не только мерами ответственности, но и мерами предупреждения, профилактики, воспитания граждан в духе бережного отношения к природе, ее богатствам.
В охранительной деятельности важная роль принадлежит органам внутренних дел. Задачи охраны права собственности на природные ресурсы вытекают из смысла Закона РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 г. При решении этих задач ОВД используют целую систему мер, как предупредительно-профилактического характера, так и принуждения.
Предупредительно-профилактические меры заключаются в проведении смотров, месячников соблюдения законодательства, проверок использования природных ресурсов, пропаганде правовых знаний. Что касается мер принуждения, то в их число входят: вынесение административного преду-
преждения, пресечение правонарушении, восстановление нарушенных прав, связанных с охраной природы, применение мер юридической ответственно-сти115.
Административное предупреждение применяется в тех случаях, когда налицо нарушение права собственности на природные ресурсы. В этих случаях ОВД пользуется указаниями, требованиями или предписаниями в отношении соответствующих предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан. В тех случаях, когда такого рода нарушения влекут уголовную ответственность, они пресекаются ОВД путем проведения дознания или предварительного следствия.
В соответствии с законодательством РК работники ОВД также оказывают необходимое содействие по приведению в исполнение решений акима-тов о сносе самовольно возведенных строений, если самовольные застройщики, вопреки письменным требованиям, не прекращают строительство и не сносят своими силами и за свой счет возведенные ими строения. Особенно часто перед ОВД возникает необходимость предотвращения и пресечения самовольного строительства индивидуальных гаражей.
В системе Министерства внутренних дел РК созданы специальные подразделения по охране объектов, в том числе и природных. В частности, охраной природных объектов могут заниматься специализированные охранные подразделения Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан «Некоторые вопросы обеспечения безопасности объектов, подлежащих государственной охране» от 4 сентября 2003 года охране подлежат: 1) стратегические объекты (объекты, имеющие важное государственное значение, нанесение ущерба которым создает угрозу национальной безопасности, здоровью и жизни людей и может привести к тяжелым последствиям) -атомные энергетические комплексы, нефтеперерабатывающие заводы, крупные нефтегазохранилища и компрессорные станции; 2) особо важные государственные объекты (объекты, нарушение целостности которых может привести к значительному материальному и финансовому ущербу, создать угрозу жизни и здоровью граждан, осложнить межгосударственные отношения) - объекты и обособленные помещения организаций по разработке, производству, испытанию и хранению особо опасных веществ, бактериологических, биологических, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных, ядовитых веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, радиоактивных веществ, гидротехнические соору-
жения, коллекторы водохранилищ, государственные музеи, памятники истории и культуры международного и республиканского значения; 3) объекты жизнеобеспечения (объекты, нарушение целостности которых может привести к прерыванию удовлетворения жизненно необходимых потребностей регионов и населения в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также в медицинском, санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном, коммунально-бытовом обеспечении) - тепловые электрические станции, теплоэлектроцентрали, водозаборы и водонасосные станции, аэропорты, мосты и тоннели, расположенные на железных и автомобильных дорогах международного и республиканского значения, объекты связи - автоматические телефонные станции, станции мобильной и спутниковой связи, телевизионного и радиовещания, радиотелевизионные передающие центры (РТПЦ).
Не все из этих объектов являются природными, большая часть из них -это природно-антропогенные объекты, и тем не менее, охраняя их, органы внутренних дел по сути охраняют и земли, на которых расположенные эти объекты, т.е. земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения, земли водного фонда, земли историко-культурного назначения и т.д.
Таким образом, пресекая незаконные и самоуправные действия, нарушающие право собственности на природные ресурсы, ОВД вносят свой ценный вклад в деятельность по охране окружающей природной среды.
Дмитриев А. Е. Роль органов внутренних дел в охране окружающей среды, — Хабаровск, 1984. С. 18.
ЛЕКЦИЯ 4. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
План:
1. Понятие, содержание и принципы права природопользования в Республике Казахстан.
2. Виды права природопользования в Республике Казахстан.
1. Понятие, содержание и принципы права природопользования в Республике Казахстан
Природопользование - одна из сторон взаимодействия между обществом и природой. Согласно п.1 ст. 10 Экологического кодекса РК природопользованиемявляются использование природных ресурсов и (или) воздействие на окружающую среду в повседневной жизни человека, в хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц. Оно выражается в извлечении полезных для человека и общества свойств окружающей природной среды для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных, нравственно-эстетических потребностей.
Право природопользования в объективном смыслепредставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления и изъятия (выкупа), условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.
В субъективном смысле право природопользования- это совокупность установленных экологическим законодательством правомочий конкретного природопользователя по владению ииспользованию природного ресурса.
В качестве объектовприродопользования выступают природные ресурсы - участки земель, недр, вод, объекты животного и растительного мира.
По мнению некоторых авторов, природные ресурсы можно представить:
A) как средство производства (например, земельные участки);
Б) как кладовая, из которой берут нужные ценности (например, участки недр);
B) как операционный базис, т.е. сцена, на которой разворачивается дея
тельность людей (например, участки земель промышленности, транспорта,
связи, обороны);
Г) как пространство - в тех случаях, когда само пространство служит той ценностью, ради которой предоставляется пользование (например, для подземного хранения);
Д) как среда, участвующая в деятельности (например, река при купании, воздух при полете самолета и т.п.)"6.
Субъектами права природопользованияявляются природопользова-тели - физические или юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющее пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду.
В соответствии с п.46 ст. 1 Экологического кодекса РК природопользо-вателями могут быть физические и юридические лица, постоянно или временно находящиеся на территории Республики Казахстан.
Природопользователи могут быть:
1) постоянными(право природопользования носит бессрочный характер) и временными(право природопользования ограничено определенным сроком);
2) первичными(право природопользования получено от государства либо от других первичных природопользователей в порядке отчуждения этого права или универсального правопреемства) и вторичными(право временного природопользования получено на основании договора от первичного природопользователя, сохраняющего за собой этот статус).
Можно выделить еще несколько классификаций природопользователей.
К национальным природопользователямотносятся граждане РК и казахстанские юридические лица, в том числе с иностранным участием, а к иностранным природопользователям-иностранные граждане, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные объединения и организации.
Содержание права природопользования - это совокупность предоставленных природопользователям в установленном законом порядке и взаимосвязанных между собой правомочий владения и пользования природными ресурсами.
Содержание права природопользования составляют права и обязанности природопользователя.
Общими для всех природользователей правамиявляются:
— право на использование природного ресурса по целевому назначению;
— право самостоятельно выбирать способы своей хозяйственной и иной деятельности;
См.: Право природопользования в СССР. - М: Наука, 1990. С.41.
— право на возмещение ущерба, причиненного в связи с изъятием или выкупом природного ресурса для государственных надобностей;
— право на защиту от неправомерного вмешательства в процесс использования природного ресурса и др.
Природопользователи обязаны:
— использовать природные ресурсы в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления;
— соблюдать установленные экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, действующие стандарты, технические условия и нормативы качества окружающей среды;
— экономично использовать предоставленные природные ресурсы, не наносить ущерба окружающей среде и не допускать нарушения прав других природопользователей;
— проводить в установленном порядке мероприятия по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;
— своевременно выплачивать установленную плату за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды, охрану и воспроизводство природных ресурсов;
— предоставлять необходимую информацию по требованию органов, осуществляющих контроль в области охраны окружающей среды;
— выполнять иные требования, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Право природопользования представляется субъектам на основании:
— лицензий и (или) разрешений на использование и изъятие природных ресурсов и осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;
— решений Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов о предоставлении природных ресурсов в природопользование в порядке, установленном законами Республики Казахстан;
— договоров (контрактов) на природопользование, заключаемых в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан;
Право природопользования может быть прекращено по различным основаниям. К общим основаниям прекращения права природопользованияможно отнести:
— добровольный отказ природопользователя от природопользования;
— изъятие природного ресурса для государственных надобностей;
— истечение срока, установленного в разрешении на природопользование;
— возникновение угрозы жизни или здоровью людей, проживающих в зоне использования данного природного ресурса;
— систематическое нарушение природопользователем правил пользования природным ресурсом;
— неиспользование природопользователем природного ресурса в течение срока, указанного в законодательстве или в разрешении на природопользование;
— ликвидация юридического лица - природопользователя;
— смерть физического лица - природопользователя;
— систематическое невнесение установленных платежей за использование природного ресурса;
— возникновение иных условий, специально оговоренных в разрешении на природопользование, при наступлении которых предусмотрено прекращение права природопользования.
Право природопользования основывается на следующих принципах:
1) Принцип приоритета обеспечения экологической безопасности.
Данный принцип означает, что при осуществлении права природопользова
ния природопользователи должны, в первую очередь, учитывать экологиче
ские интересы личности, права физических лиц на благоприятную для жиз
ни и здоровья окружающую природную среду, и только потом свои местни
ческие интересы;
2) Принцип обеспечения сохранения биологического разнообразия и объектов окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение.Данный принцип предполагает, что если при использовании природных ресурсов в сферу хозяйственной и иной деятельности включены указанные объекты, особое внимание должно уделяться именно им: редким и исчезающим видам животных и растений, памятникам природы и иным особо охраняемым объектам;
3) Принцип целевого характера природопользования.Государство предоставляет отдельным природопользователям природные ресурсы для определенных целей, которые в обязательном порядке фиксируются в разрешениях на право природопользования. Например, при передаче земельного участка гражданину в пользование цель - ведение крестьянского хозяйства - указывается в выдаваемом акиматом акте на право землепользования. Использование предоставленных природных ресурсов не по назначению рассматривается как нарушение законодательства и влечет за собой их изъятие и прекращение права природопользования на них.
4) Принцип рационального использования и воспроизводства
природных ресурсов и их единства.Этот принцип предполагает разум
ное, продуманное, экономное природопользование, обязательность восста
новления утраченных природных ресурсов, где это возможно, либо равно
ценной компенсации. Природопользование и воспроизводство природных
ресурсов должны быть неразрывно связаны между собой: только так возможно сохранение природных ресурсов;
5) Принцип научной обоснованности природопользованияозначает, что использование природных ресурсов опирается на законы развития природы, сочетает экономические и экологические интересы.
6) Принцип учета особенностей природного ресурса.Природопользование должно осуществляться с учетом своеобразия природных объектов и ресурсов - возможности к воспроизводству (растительный и животный мир), невозобновляемости (полезные ископаемые) и т.д. Должны устанавливаться экологически допустимые пределы использования природных ресурсов, ограничения, нормативы и правила ведения хозяйственной и иной деятельности. В таких случаях используется лимитирование и квотирование.Оно вызвано той естественной причиной, что, к сожалению, большинство природных ресурсов является исчерпаемыми и даже невозобновимы-ми.
Лимиты и квотына природопользование представляют собой установленные природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещения отходов производства и потребления.
Выделяются два вида лимитов:
1. Лимиты на загрязнение окружающей среды - пределы поступления общего объема загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, а также влияния на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий в уровнях, при которых сохраняется благоприятная окружающая среда;
2. Лимиты изъятия природных ресурсов - пределы возможного количественного использования природных ресурсов, при которых не нарушается естественное воспроизводство биологических ресурсов и гарантируется рациональное использование полезных ископаемых.
Квоты также подразделяются на два вида:
1. Квота на загрязнение - часть лимита на загрязнение, выделяемая конкретному природопользователю на определенный срок;
2. Квота изъятия природных ресурсов - часть лимита изъятия, выделяемая конкретному природопользователю на определенный срок.
Лимиты и квоты устанавливаются Правительством Республики Казахстан на определенный период. В частности, были приняты постановления Правительства РК «Об утверждении лимитов и квот вылова рыбы и добычи морского зверя (тюленя) в рыбохозяйственных водоемах на 2003 год» от 19
февраля 2003 года, «Об утверждении лимитов на изъятие объектов животного мира на 2008 год» от 29 декабря 2007 года.
В случаях, когда количество природного ресурса приближается к критическому, Правительством РК принимается решение об уменьшении лимитов и квот на природопользование, вплоть до полного запрета хозяйственного использования данного природного ресурса. Так, постановлением Правительства РК «О дополнительных мерах по охране и воспроизводству сайгака» от 19 июля 2001 года был установлен запрет на добычу сайгаков на территории Республики Казахстан до 2005 года, за исключением использования их в научных целях, в связи с сильным сокращением численности сайгаков на территории Республики Казахстан. А Постановлением Правительства РК «О запрещении лова осетровых рыб в Урало-Каспийском бассейне» от 10 октября 2001 года было запрещено ловить осетровых рыб в Урало-Каспийском бассейне до 1 января 2002 года, за исключением использования их в научных целях.
7) Принцип учета взаимосвязи всех компонентов окружающей природной среды и их предназначения.Природные ресурсы находятся во взаимодействии друг с другом, поэтому оставление без внимания этой взаимосвязи может привести к негативным последствиям. Например, вырубка лесных ресурсов вблизи водных объектов может привести впоследствии к обмелению последних. Поэтому при природопользовании должен учитываться и такой момент.
8) Принцип комплексного характера природопользованиявытекает из вышестоящего принципа. Он означает, что при использовании природного ресурса должна решаться задача удовлетворения целого комплекса различных потребностей природопользователя. «Известно, что все природные богатства в своем естественном состоянии зависят друг от друга и использование их в связи с этим должно вестись комплексно, т.е. с учетом этой зависимости и их взаимодействия друг с другом, а также того, что неправильное использование одних природных богатств может причинить непоправимый вред другим. Комплексное использование природных богатств предполагает также использование каждого вида природных богатств в отдельности, но не односторонне, не в узковедомственных целях, а с учетом всех его полезных свойств и их значимости для развития всего народного хозяйства и отдельных его отраслей»117.
117 Аксеиенок Г.А. Правовое регулирование комплексного и наиболее эффективного использования природных богатств и их охрана //ХХП съезд КПСС и проблемы колхозного и земельного права. - М, 1962. С.235-236.
9) Принцип лицензирования специального природопользования.
Использование природных ресурсов, любое потенциально опасное воздействие на окружающую природную среду должно осуществляться в разрешительном порядке, то есть необходимо получить разрешение или лицензию на природопользование.
Лицензированиеправа природопользования - это способ, с помощью которого государство осуществляет регулирование и контроль в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды"8, который заключается в выдаче разрешений на природопользование.
Разрешение на природопользованиепредставляет собой документ, выдаваемый природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды и удостоверяющий право природопользователя на использование (изъятие) природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления с указанием конкретных сроков и объемов, норм, условий природопользования и применяемой технологии.
Разрешение на природопользование обычно содержит:
— сведения о владельце разрешения на природопользование;
— цель использования природного ресурса;
— характеристику природного ресурса;
— срок действия разрешения на природопользование и срок начала операций по природопользованию;
— условия платы за природопользование;
— виды, размеры, объемы и порядок природопользования;
— обязанности лица, получившего разрешение на природопользование;
— другие необходимые данные.
Разрешения на природопользование (лицензии) можно подразделить на три вида:
1. Разрешения на право пользования отдельными видами природных ресурсов;
2. Разрешения на право размещения в окружающей природной среде отходов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, складирования, перевозки, захоронения отходов (экологические разрешения). Экологическое разрешение— документ, удостоверяющий право физических и юридических лиц на осуществление эмиссий в окружающую среду (ст.62 ЭК РК). В соответствии со ст.68 Экологического кодекса РК экологические разрешения
делятся на два вида 1) разрешения на эмиссии в окружающую среду; 2) комплексные экологические разрешения. Первый вид отличается от второго тем, что здесь выдаются отдельные разрешения на: а) выбросы, б) сбросы загрязняющих веществ, в) размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, г) вредные физические воздействия. Комплексное экологическое разрешениеявляется единым документом, удостоверяющим право природопользователя осуществлять эмиссии в окружающую среду с условием внедрения наилучших доступных технологий и соблюдения технических удельных нормативов эмиссий, установленных экологическим законодательством Республики Казахстан;
3. Разрешения на комплексное природопользование. Последнее предоставляет собой право пользования несколькими видами природных ресурсов одновременно.
10) Принцип презумпции экологической опасности природопользования.Предположительно любая деятельность по использованию природных ресурсов причиняет вред окружающей природной среде, экологическим и правам и законным интересам физических, юридических лиц и государства в той или иной степени. Планирование и осуществление хозяйственной деятельности должно исходить из этого принципа.
11) Принцип оценки возможного воздействия на окружающую среду.Прежде чем приступить к использованию природного ресурса следует предусмотреть вероятность возможного причинения вреда окружающей природной среде.
12) Принцип обязательности экологической экспертизы природопользования.Так как в большинстве случаев природопользование является потенциально экологически опасным, следует обязательно проводить экологическую экспертизу всех проектов деятельности по природопользованию.
13) Принцип экологического нормирования.Целью экологического нормирования являются регулирование качества окружающей среды и установление допустимого воздействия на нее, обеспечивающих экологическую безопасность, сохранение экологических систем и биологического разнообразия (ст.22 ЭК РК). В процессе экологического нормирования устанавливаются нормативы качества окружающей среды, нормативы эмиссий и нормативы в области использования и охраны природных ресурсов. Природопользование должно осуществляться в пределах установленных нормативов.
Согласно ст. 23 Экологического кодекса РК к нормативам качества окружающей среды относятся:
118 Кузнецова Н. В. Экологическое право. — М: Юриспруденция, 2000. С. 26.
а) нормативы, установленные в соответствии с химическими показате
лями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно до
пустимых концентраций, включая радиоактивные вещества, ориентировоч
но безопасных уровней химических веществ;
б) нормативы, установленные в соответствии с физическими показате
лями состояния окружающей среды, в том числе предельно допустимых
уровней шума, вибрации, магнитных полей, радиоактивности, тепла и иных
физических воздействий;
в) нормативы, установленные в соответствии с биологическими показа
телями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений,
животных и других организмов, используемых как индикаторы качества ок
ружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций
микроорганизмов, которые регламентируются санитарно-эпиде
миологическими правилами и нормами, гигиеническими нормативами;
г) иные нормативы качества окружающей среды, предусмотренные за
конодательством Республики Казахстан.
14) Принцип страхования экологических рисков. Экологический риск — вероятность неблагоприятных изменений состояния окружающей среды и (или) природных объектов вследствие влияния определенных факторов (п.67 ст.1 ЭК РК). Цель такого страхования состоит в уменьшении риска возможных потерь качества окружающей природной среды, в создании финансовой основы возможного возмещения экологического вреда;
15) Принцип обязательного страхования гражданской ответственности владельцев источников повышенной экологической опасности. Наибольшая вероятность причинения экологического вреда исходит от источников повышенной экологической опасности, поэтому следует обязать их владельцев страховать свою гражданскую ответственность в принудительном порядке;
16) Принцип обязательности полного возмещения экологического вреда. Природопользователи ухудшают качество окружающей природной среды, поэтому должны нести обязанность по восстановлению ее нарушенного состояния.
17) Принцип платности специального природопользования. Специ
альное природопользование осуществляется на платной основе и является
источником пополнения средств на охрану и воспроизводство окружающей
природной среды. Только жизненно важные потребности человека могут
удовлетворяться бесплатно. Общее природопользование является бесплат
ным.
18) Принцип приоритета использования возобновляемых природ
ных ресурсов. Это новый принцип, который следует активно внедрять в
практику и учитывать при дальнейшем развитии экологического права. Целью его реализации является сохранение невозобновляемых природных ресурсов. Например, в настоящее время формируется нормативная база использования возобновляемых источников энергии. В частности, было принято Постановление Правительства РК «О развитии ветроэнергетики» от 25 августа 2003 года.
19) Принцип стимулирования природопользователей к предотвращению, снижению и ликвидации загрязнения окружающей среды, сокращению отходов.
2. Виды права природопользования в Республике Казахстан
Рассмотрим классификацию права природопользования или деление права природопользования на виды.
По мнению ряда авторов, виды права природопользования - это: 1) группы внутри исследуемого явления (в данном случае внутри права пользования), причем 2) размежеванные между собой по какому-то общему критерию и 3) отличающиеся друг от друга своими правовыми характеристиками (особенностями правового регулирования этих групп)11 .
Следовательно, виды права природопользования - это части права природопользования, обладающие собственными правовыми характеристиками, на которые можно разделить право природопользования по какому-то одному классификационному признаку (критерию)120.
В Экологическом кодексе РК представлены две классификации природопользования.
По основаниям возникновения природопользование подразделяется на общее и специальное (ст. 10 ЭК РК).
Право общего природопользования в объективном смысле - совокупность норм, обеспечивающих реализацию физическими лицами своих естественных прав человека на использование окружающей природной среды.
Право общего природопользования в субъективном смысле - предоставленная и гарантированная законом возможность для всех физических лиц пользоваться природными ресурсами для удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
Право природопользования в СССР. - М.: Наука, 1990. С.28. Там же.
Основанием возникновения общего природопользованияявляются естественные права человека - те права, которые принадлежат человеку по праву его существования121, удовлетворяющие жизненно необходимые потребности, например, право на передвижение. Человек имеет право проезда, прохода через чужие земельные участки, там где нет запретных объявлений, ограждений, имеет право пить воду из ручья, любоваться красотой природы и т.п.
Общее природопользование является постоянным и осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов в пользование. Оно не нуждается в официальном разрешении компетентных органов. Субъектами данного природопользования являются только физические лица.
В некоторых случаях само государство предоставляет возможность использовать природные ресурсы, находящиеся в чужой собственности или землепользовании, в порядке общего природопользования. Так, в экологическом законодательстве имеются нормы, устанавливающие земельные, водные, горные сервитуты, т.е. право ограниченного пользования чужим природным ресурсом.
В соответствии со ст. 10 Экологического кодекса РК специальное природопользование — деятельность физического и (или) юридического лица, осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.
Право специального природопользования в объективном смысле-совокупность норм, регулирующих порядок предоставления природных ресурсов в обособленное пользование, целевое их использование гражданами и юридическими лицами для удовлетворения экономических, культурно-оздоровительных, рекреационных и иных потребностей общества и граждан и порядок их изъятия.
Право специального природопользования в субъективном смысле-право владения и пользования природным ресурсом, предоставленное при-родопользователю на платной основе в соответствии со специальным разрешением для удовлетворения экономических, культурно-оздоровительных, рекреационных и иных потребностей.
Также в Экологическом кодексе РК представлена классификация по критерию объекта использования.
Пейн Т. Права человека /Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. Т.1.: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. - М.: Мысль, 1997. С.491.
В соответствии с п.5 ст. 10 ЭК РК к видам природопользования относятся:
1) землепользование;
2) водопользование;
3) лесопользование;
4) недропользование;
5) пользование животным миром;
6) пользование растительным миром;
7) эмиссии в окружающую среду;
8) иные виды природопользования, устанавливаемые законами Республики Казахстан.
Следовательно, право природопользования подразделяется на: право землепользования, право водопользования, право лесопользования, право недропользования, право пользования животным миром, право пользование растительным миром, право пользования атмосферным воздухом.
В свою очередь виды права природопользования подразделяются на конкретные виды по цели использования.
Право землепользованияделится на право сельскохозяйственного землепользования, пользования землями населенных пунктов, пользования землями промышленности, транспорта, связи, обороны, пользования землями лесного, водного фондов и т. д.
Право недропользованияподразделяется на: пользование для государственного геологического изучения недр, разведки, добычи полезных ископаемых, совмещенной разведки и добычи, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей полезных ископаемых.
Право водопользованияпредстает перед нами как: водопользование для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей в воде сельского хозяйства, промышленности, гидроэнергетики, водного транспорта, для оздоровительных и рекреационных целей, для нужд рыбного, охотничьего хозяйства, с целью заповедования, для сброса сточных вод, для противопожарных нужд.
Право лесопользованияделится на следующие виды: заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных материалов коры, древесной зелени, побочные лесные пользования (сенокошение и пастьба скота, заготовка и сбор лекарственных растений, плодов, орехов, грибов и т. д.), пользование в культурно-оздоровительных, научно-исследовательских целях, для нужд охотничьего хозяйства.
Право пользования животным миром- это: охота, рыболовство, использование в хозяйственных целях животных, не относящихся к объектам
охоты и рыболовства, использование животных в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях, использование полезных свойств и продуктов жизнедеятельности животных.
Право пользования атмосферным воздухом можно подразделить на: право пользования атмосферным воздухом для производственных нужд и право пользования атмосферным воздухом для выброса загрязняющих веществ (в рамках допустимого специальными разрешениями).
По способу природопользования различают право природопользования, осуществляемое с изъятием природного ресурса из окружающей природной среды и право природопользования, осуществляемое без изъятия природного ресурса из окружающей природной среды.
По срокам право природопользования делится на постоянное (без указания срока) и временное (с указанием определенного срока).
По платности право природопользования делится на приобретаемое возмездно и приобретаемое безвозмездно.
По возможности передачи данного права другим лицам - на отчуждаемое (право природопользования может быть передано другому лицу, и неотчуждаемое (право природопользования не может быть передано другому лицу).
Право специального природопользования подразделяется и по порядку предоставления - на первичное (предоставляемое государством либо другим первичным природопользователем в порядке отчуждения этого права) и вторичное (предоставляемое первичным природопользователем, сохраняющим за собой этот статус).