Виды права собственности на природные ресурсы Республики Казахстан

В зависимости от субъектов право собственности на природные ресурсы делится на два вида: право частной собственности на природные ресурсы и


право государственной собственности на природные ресурсы. Конституци­онно закреплено право частной собственности только на земли.

Что же собой представляет право частной собственности на земли?

Согласно п. 32 ст. 12 Земельного кодекса РК, правом частной собст­венности на землю является право граждан и негосударственных юриди­ческих лиц владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им зе­мельным участком на основаниях, условиях и в пределах, установленных настоящим Законом. Как видим, предусмотрено два вида частной собствен­ности на землю: собственность граждан и собственность негосударствен­ных юридических лиц. На наш взгляд, следует предусмотреть и еще один вид - частная собственность крестьянских (фермерских) хозяйств. Дело в том, что крестьянское (фермерское) хозяйство - это уникальное образова­ние, не относящееся ни к физическим лицам, ни к юридическим. Также сле­дует указать не «собственность граждан», а «собственность физических лиц». Хотя согласно ст.20 Земельного кодекса РК при этом под гражданами понимаются граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без граж­данства, если иное не установлено настоящим кодексом, следует разграни­чивать граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а объединяющее их понятие - «физические лица».

Объектом права частной собственности на землю являются земель­ные участки, предоставляемые для определенных целей.

Согласно п.2 ст.23 Земельного кодекса РК в частной собственности гра­ждан Республики Казахстан могут находиться земельные участки:

- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

- для ведения личного подсобного хозяйства;

- лесоразведения;

- садоводства;

- индивидуального жилищного строительства;

- дачного строительства;

- предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, здания­ми (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предна­значенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответст­вии с их назначением.

При выходе гражданина, являющегося собственником земельного участ­ка, предоставленного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства и дачного строительства, из гражданства Республики Казахстан право собственности подлежит отчуждению или переоформлению.


 




В соответствии с п.З ст.23 Земельного кодекса РК в частной собственно­сти негосударственных юридических лиц Республики Казахстан могут на­ходиться земельные участки, предоставленные (предоставляемые) для: ведения товарного сельскохозяйственного производства;

- лесоразведения;

- под застройку или застроенные производственными и непроизводст­венными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.

В частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (негосударственных) могут находиться зе­мельные участки для под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, соору­жениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслу­живания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением. В отношении данных земельных участков существует правило: право соб­ственности на здания и сооружения влечет право собственности на земель­ный участок, который занят указанными зданиями и сооружениями, и на­оборот. Данные права неотделимы друг от друга. Поэтому при возникнове­нии желания купить дом откладывайте деньги и на покупку земельного уча­стка, на котором он расположен.

Согласно п.2 ст.26 Земельного кодекса РК не могут находиться в част­ной собственности земельные участки, занятые:

- для нужд обороны и государственной безопасности, оборонной про­мышленности, находящейся в государственной собственности; инженерно-техническими сооружениями, коммуникациями, возведенными для защиты и охраны Государственной границы Республики Казахстан; таможенных нужд;

- особо охраняемыми природными территориями;

- лесным фондом, за исключением земельных участков частного лесного фонда, т.е. земли, покрытые искусственными лесами, созданными за счет средств физических и негосударственных юридических лиц, и предостав­ленные им в частную собственность;

- водным фондом, за исключением земельных участков из состава зе­мель водного фонда, занятых водохозяйственными сооружениями (ороси­тельные и дренажные системы) межрайонного (областного) и межхозяйст­венного (районного) значения, а также ирригационными сооружениями, об­служивающими земельный участок одного хозяйствующего субъекта, в случае приватизации указанных сооружений;


 

- магистральными железнодорожными сетями и автомобильными доро­гами общего пользования;

- территориями общего пользования в населенных пунктах, за исключе­нием земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, находящи­мися на праве частной собственности, и необходимых для их обслуживания.

Не могут быть предоставлены в раздельную собственность граждан и негосударственных юридических лиц земельные участки, занятые:

пастбищными и сенокосными угодьями, используемыми и предназна­ченными для нужд населения;

дорогами общего пользования, в том числе дорогами межхозяйственно­го и межселенного значения, а также предназначенными для доступа на зе­мельные участки общего пользования;

обводнительными сооружениями совместного пользования (обводни­тельные каналы, сбросы, колодцы, пункты водопоя) двух или более собст­венников земельных участков или землепользователей.

Субъектами права частной собственности на землю, как уже было указа­но выше, являются физические лица, негосударственные юридические лица, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.

Объем правомочий частных собственников земельных участков отлича­ется от объема правомочий государства.

Право владения и право пользования мало чем отличается от аналогич­ных правомочий государства, однако существенное различие имеется в пра­ве распоряжения земельными участками.

В соответствии с п.31 ст. 12 ЗК РК, право распоряжения- юридически обеспеченная возможность государства определять юридическую судьбу земли на территории Республики Казахстан, а также право частного собст­венника - совершать в отношении своего земельного участка сделки, не за­прещенные законодательными актами РК.

Частный собственник может заключать только сделки: купля-продажа, мена, дарение, сдача в залог, в аренду.

Государство - не только совершать сделки, но и определять юридиче­скую судьбу земельного участка - изменить его целевое назначение, пере­вести из одной категории в другую, изменить режим пользования земель­ным участком.

Следует отметить, что право частной собственности на землю, в том ви­де, в каком оно представлено в Земельном кодексе РК, является усеченным.

Во-первых, согласно п. 1 ст. 42 Закона, вещные права на земельный уча­сток распространяются на находящиеся в границах этого участка поверхно­стный почвенный слой, замкнутые водоемы, насаждения. Разрешается ис­пользовать по своему усмотрению и без необходимости получения каких-


либо разрешений все, что находится над и под поверхностью этого участка, если такое использование не нарушает права других лиц или государства, в том числе права на недра, воды, растительный, животный мир и воздушное пространство. Отсюда следует, что собственнику земельного участка не принадлежит право на то, что расположено под и над поверхностью, так как он может использовать для нужд своего хозяйства только общераспростра­ненные ископаемые, водные источники, лесные угодья, а владеть и распо­ряжаться ими не имеет права, тогда как в ряде стран собственнику земли принадлежит и это. Поэтому обнаружение землевладельцем месторождения нефти на своем участке не сделает его нефтяным магнатом, потому что не­дра находятся в исключительной государственной собственности и право на распоряжение недрами имеет только государство. А это порождает возмож­ность выкупа данного земельного участка для государственных надобно­стей, т. е. земельный собственник не застрахован в таком случае от потери земельного участка.

Во-вторых, право частной собственности на землю ограничено правом государства, в лице его компетентных органов, на принудительный выкуп земельного участка у собственника для государственных надобностей. Про­изойти это может в следующем случае:

Согласно ст.88 Земельного кодекса РК, если собственник не согласен с решением о выкупе у него земельного участка для государственных надоб­ностей либо с ним не достигнуто соглашение о цене за выкупаемый земель­ный участок или других условиях выкупа, исполнительный орган, приняв­ший решение о выкупе, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка. Такой иск может быть предъявлен по истечении года, но не позд­нее двух лет с момента направления собственнику или землепользователю участка уведомления, если иное не предусмотрено законодательными акта­ми Республики Казахстан. Получается, что даже при отсутствии согласия собственника на продажу своего земельного участка, всегда есть вероят­ность того, что земельный участок отойдет государству по решению суда.

В-третьих, частный собственник земельного участка не имеет права по собственному усмотрению менять целевое назначение земельного участка. Если земельный участок берется для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то его собственник обязан использовать участок только в этих целях. Не допускается использовать этот земельный участок для строитель­ства жилого дома, садоводства, дачного строительства и т.д.

Рассмотрим право государственной собственности на природные ресур­сы.

Государство и государственная собственность известна не только нашей, но и многим другим общественным формациям. Государственная собствен-


ность представляет собой наивысшую степень обобществления - собствен­ником является весь народ в лице государства.

Исторически основным источником образования государственной соб­ственности считается национализация частной собственности. Не исключе­ние и наше государство. Обратимся к истории. Как известно, ленинский Декрет о земле от 26 октября 1917 г. был составлен на основе «Крестьян­ского наказа о земле», и в нем говорилось: «Самое справедливое разреше­ние земельного вопроса должно быть таково: 1) Право частной собственно­сти наземлю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим спо­собом отчуждаема. Вся земля ... отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней».

В принятом 6 февраля 1918 г. Декрете «О социализации земли» (ст. 1) устанавливалось, что «всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы ... отменяются навсегда».

Устранение права частной собственности на землю и другие природные объекты приравнивалось к ликвидации всех других форм собственности, су­ществовавших ранее (государственной, удельной, кабинетской, монастыр­ской, церковной, посессионной, майоратной, частновладельческой, об­щественной, крестьянской и т. д.), и переходу земли во «всенародное дос­тояние».

Далее право государственной собственности на природные объекты под­тверждалось Конституциями СССР 1924, 1936, 1977 гг. собственником яв­лялся Союз Советских Социалистических Республик. В настоящее время в соответствии со ст. 6 Конституцией Республики Казахстан от 30 августа 1995 года природные ресурсы являются собственностью государства- Рес­публики Казахстан.

Право государственной собственности на природные ресурсы можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах.

Право государственной собственности на природные ресурсы как объективное право- это совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность природных ресурсов государству, а также регулирующих владение, пользование и распоряжение ими и предусматривающих сово­купность мер охраны и защиты права собственника.

Субъективное право государственной собственности на природные ресурсы- это возможность государства по своему усмотрению и незави­симо от кого-либо владеть, пользоваться и распоряжаться природными ре­сурсами.

Объектами права государственной собственности на природные ре­сурсывыступают земли, недра, воды, растительный и животный мир и


иные природные ресурсы. Природные ресурсы, находящиеся в собственно­сти государства, образуют единые государственные фонды природных ре­сурсов.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса РК, земельный фонд РКсоставляют земли сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промыш­ленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного на­значения; особо охраняемых природных территорий, земли оздоровитель­ного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В государственной собственности находятся земельные участки, предос­тавленные органам государственной власти, государственным организаци­ям и учреждениям, используемые для нужд обороны, занятые особо охра­няемыми природными территориями оздоровительного и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, общего пользования на землях населенных пунктов, запаса, в том числе специального земельного фонда, пастбищные и сенокосные угодья при поселках и сельских населен­ных пунктах, а также отгонные пастбища и другие земли, не переданные в частную собственность (ст26 Земельного кодекса РК).

В соответствии со ст. 55 Закона РК «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года государственный фонд недрвключает недра РК.

В соответствии со ст. 4 Водного кодекса РК от 9 июля 2003 года водный фондРК включает в себя совокупность всех водных объектов в пределах территории Республики Казахстан, включенных или подлежащих включе­нию в государственный водный кадастр.

Водный фонд РК составляют:

— реки, озера, болота, пруды, водохранилища, другие поверхностные водные ресурсы, а также воды каналов и магистральных водопроводов;

— подземные воды;

— ледники;

— воды Каспийского и Аральского морей в пределах государственной границы РК.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса Республики Казахстан все леса, находя­щиеся на территории Республики Казахстан, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для нужд лесно­го хозяйства, образуют лесной фонд Республики Казахстан.

Лесной фонд состоит из государственного и частного лесных фондов.

К государственному лесному фонду относятся:

1) леса естественного и искусственного происхождения (включая лесные и нелесные угодья) на землях особо охраняемых природных территорий;


 

2) леса естественного и искусственного происхождения, а также не по­крытые лесной растительностью земельные участки, предоставленные для нужд лесного хозяйства, на землях государственного лесного фонда;

3) защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, каналов, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений шириной десять метров и более, площадью более 0,05 гектара.

Как было указано выше Лесной кодекс РК указывает еще и частный лесной фонд, к которому относятся леса искусственного происхождения, агролесомелиоративные насаждения, плантационные насаждения специаль­ного назначения шириной десять метров и более, площадью более 0,05 гек­тара, созданные за счет средств физических и негосударственных юридиче­ских лиц на землях, предоставленных им в частную собственность или дол­госрочное землепользование в соответствии с законодательным актом Рес­публики Казахстан о земле, с целевым назначением для лесоразведения.

На наш взгляд, выделение частного лесного фонда является ошибкой. Такое положение противоречит ст.6 Конституции Республики Казахстан, где отмечено, что растительный мир (включая леса) находится в государст­венной собственности.

В отношении животного мира понятие единого государственного фонда не используется. Зато в соответствии с Законом РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 июля 1997 г. введено понятие государствен­ного природно-заповедного фонда. Под ним понимается совокупность взя­тых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную и культурную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, предмета для научных исследо­ваний, просвещения, образования, туризма, рекреации.

Субъектом права государственной собственности на природные ре­сурсыявляется Республика Казахстан. От имени государства управляет го­сударственной собственностью, вырабатывает и осуществляет меры по ее использованию Правительство РК.

В ведении Правительства Республики Казахстан находятся такие вопро­сы, как распоряжение государственными фондами природных ресурсов, ус­тановление основных положений в области использования и охраны при­родных объектов, планирование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды на перспективу, осуще­ствление государственного контроля и определение единой системы учета природных богатств.

Особенностигосударства как собственника природных ресурсов заклю­чается в том, что он является крупнейшим собственником; имеет на праве


собственности такие объекты, которых нет и не должно быть у других соб­ственников; может приобретать собственность такими способами, которых лишены другие собственники (национализация, конфискация, реквизиция); наконец, государство как политический суверен своими законодательными актами само для себя устанавливает пределы прав собственника.

Государством реализуются те же самые правомочия собственника: право владения, право пользования и право распоряжения. Однако они отличают­ся от правомочий частного собственника природных ресурсов. Так, как бы­ло указано выше, у государства права распоряжения заключается в юриди­чески обеспеченной возможности определять юридическую судьбу земель на территории Республики Казахстан, а также иных природных ресурсов, а у частного собственника распоряжение означает лишь совершать в отноше­нии своего земельного участка (а не других природных ресурсов) сделки, не запрещенные законодательными актами РК.

Некоторые авторы считают, что специфика правомочий государства как собственника природных ресурсов, заключается в наличии только двух пра­вомочий — права владения и права распоряжения. Например, О.И. Крассов отмечает, что «поскольку государство всегда передает свое правомочие пользования другим лицам, то содержание права государственной собст­венности составляют не три, а два правомочия: право владения и право рас­поряжения»"3.

В.А. Тархов предлагает следующую точку зрения: предоставление вещи в пользование занимает промежуточное положение между пользованием и распоряжением, поскольку, с одной стороны, совершается распорядитель­ный акт по предоставлению права другому лицу, а с другой стороны, вещь используется с целью получения дохода"4.

По-нашему мнению, правомочия государства как собственника природ­ных ресурсов вполне укладываются в рамках традиционной триады право­мочий. Предоставление природных ресурсов в пользование другим субъек­там - это право пользования государства, которое заключается не в непо­средственном извлечении полезных естественных свойств природного ре­сурса, а в получении выгоды от передачи в пользование. Иным способом государство не может осуществлять свое правомочие пользования, ведь го­сударство - понятие абстрактное. Распорядительные акты же сопровождают

Крассов О.И. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства. -М., 2002. С.31.

"4 Тархов В.А., Рыбаков В.А. Собственность и право собственности. - Уфа, 2001. С.112.


любое движение природного ресурса от одного субъекта к другому: при пе­редаче в аренду, в залог, в уставный капитал предприятия.