Понятие и содержание права собственности на природные ресурсы Республики Казахстан
В соответствии со ст. 6 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться в частной собственности на основании, условиях и в пределах, установленных законом». Природные ресурсы составляют материальную основу суверенитета Республики Казахстан, поэтому государство придает большое значение правовому регулированию отношений собственности.
Понятие собственности на природные ресурсы рассматривается в экономическом и юридическом аспектах.
Как экономическая категория собственность на природные ресурсы возникла задолго до появления государства и права. Главным признаком собственности в экономическом смысле является присвоение, т. е. принадлежность природных ресурсов отдельным лицам, их группам.
В качестве юридической категории собственность на природные ресурсы возникает вместе с появлением государства и права и представляет собой результат закрепления правовыми нормами экономических отношений по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.
Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника, т. е. как объективное право и как субъективное право.
Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле
- это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.
Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий конкретного собственника по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.
Объектами права собственности выступают земли, недра, воды, растительный и животный мир.
Проблемным в юридической науке остается вопрос об атмосферном воздухе как объекте собственности. По Конституции РК атмосферный воздух не является объектом права собственности. Этой же точки зрения придерживается большинство юристов-экологов. Действительно, как можно фактически владеть субстанцией, постоянно находящейся в состоянии движения, перемещающейся от границ одного государства к границам другого?!
Имеется и другая точка зрения, которая воплощена в Конституции Украины, где атмосферный воздух относится к объектам права собственности украинского народа. Мы думаем, что здесь произошла подмена понятия «атмосферный воздух» понятием «воздушное пространство» (воздушное пространство - это пространство над всей территорией страны), которое относится к категориям государственного права.
Как видим, если провести соотношение объектов права собственности на природные ресурсы и объектов правовой охраны, то выяснится, что к объектам правовой охраны мы отнесем все природные объекты, а к объектам права собственности только те, которые по своим качествам могут быть предметом обращения в собственность. К ним мы отнесем земли, недра, воды, растительный и животный мир.
Основными признаками, характеризующими природные ресурсы как объекты права собственности, являются:
1. Овеществленность. По этому признаку не являются объектами права собственности атмосферный воздух, климатические ресурсы, солнечная энергия, так как по своим объективным качествам они не могут быть предметом присвоения и обращения в собственность.
2. Неотделимость от окружающей природной среды. В случае если произошло отделение природного ресурса (например, срубили дерево в лесу), состояние собственности на природные ресурсы (в данном случае на растительный мир) прекращается, а возникает право собственности на товарно-материальные ценности (на древесину).
Неотделимость природных ресурсов приводит к тому, что право собственности на один природный ресурс порождает право собственности на другой. Вследствие этого и получилось, что в ст.42 «Пределы права на зе-
мельный участок» Земельного кодекса РК появилось неверное положение: «Право на земельный участок, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан, распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный почвенный слой, замкнутые водоемы, насаждения», из чего следует, что замкнутые водоемы и лесные насаждения в пределах земельных участков стали объектами права частной собственности, хотя по республиканскому законодательству в частной собственности могут находиться только земельные участки.
3. Отсутствие стоимости. Отсутствие стоимости как совокупности затрат общественно необходимого человеческого труда - результат естественного, эволюционного происхождения природных объектов. Правда, этот фактор не снимает денежной оценки земли, платности всего природопользования.
Субъектами права собственности на природные ресурсыявляются государство, физические и юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
В ст.20 Земельного кодекса РК субъектами права собственности являются:
- субъект права государственной собственности на землю на территории республики - Республика Казахстан;
- субъект права частной собственности на земельные участки на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом, - граждане и негосударственные юридические лица. При этом под гражданами понимаются граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено Земельным кодексом РК.
Граждане и негосударственные юридические лица могут быть собственниками земельных участков, а также (в соответствии сп. 1 ст. 42 Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 г.) находящихся в границах этих участков замкнутых водоемов, насаждений. Однако, по нашему мнению, здесь наблюдается противоречие ст. 42 Земельного кодекса РК содержанию ст. 6 Конституции РК, где сказано, что «земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться в частной собственности на основании, условиях и в пределах, установленных законом».
Недостатком Земельного кодекса РК является отсутствие в перечне субъектов права собственности на земли крестьянских (фермерских) хозяйств.
Содержание права собственности на природные ресурсысоставляет три правомочия: право владения, право пользования, право распоряжения.
Право владения- юридическая обеспеченная возможность осуществлять фактическое обладание природным ресурсом.
Данное правомочие является достаточно сложным и нельзя утверждать, что право владения всегда принадлежит собственнику. Может ли фактически обладать, непосредственно взаимодействовать с природными ресурсами государство, ведь оно является абстрактным понятием? Скорее всего, право владения будет принадлежать природопользователю, который действительно фактически обладает природным ресурсом.
Право владения подразделяют на титульное владение и фактическое. Титульное владение выражает закрепленность природных ресурсов за конкретным субъектом, которая отражается в нормативных правовых актах или актах правоприменения. Так, закрепленность природных ресурсов за государством отражена в ст.6 Конституции РК, закрепленность земельных участков за частным собственником - в Государственном акте на право частной собственности на земельные участки.
Право пользования- юридически обеспеченная возможность извлечения из природного ресурса полезных естественных свойств в процессе их потребления, либо получения выгоды от использования природного ресурса в виде дохода, приращения, плодов, приплода и в иных формах. Так, арендодатель земельного участка получает арендную плату от арендатора.
Право распоряжения- юридически обеспеченная возможность определять юридическую судьбу природного ресурса. Юридическая судьба определяется путем совершения в отношении природного ресурса юридических актов, например, сделок купли-продажи, мены, дарения. Государство может также изменить целевое назначение природного ресурса, установить особый правовой режим использования и охраны.
Особенность права распоряжения природными ресурсами заключается в ограниченности возможности распоряжения ими. Не допускается физическое уничтожение природных ресурсов, причинение им вреда. Ограничение пределов самостоятельности правомочий собственников связано со значением природных ресурсов как основы жизнедеятельности людей. Например, даже государство не имеет права причинять вред природным ресурсам, хотя и является собственником.
Право собственности на природные ресурсы возникает путем:
1) предоставления права собственности;
2) передачи права собственности;
3) перехода права собственности в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).
Предоставление, передача и переход права собственности должны осуществляться с учетом целевого назначения природного ресурса.
Право собственности на природные ресурсы возникает на основе:
1) актов государственных органов;
2) гражданско-правовых сделок;
3) иных оснований, предусмотренных законодательством Республики
Казахстан. Например, в ст.7 Гражданского кодекса РК указано такое осно
вание как судебное решение, установившее гражданские права и обязанно
сти. Так, в спорах о праве собственности на природный ресурс, решением
суда устанавливается собственник природного ресурса.
Приобретательная давность также может выступать как основание возникновения права собственности на такой природный ресурс как земельный участок согласно ст.240 Гражданского кодекса РК. Добросовестное, открытое и непрерывное владение в течение пятнадцати лет земельным участком лицом, не являющимся собственником этого участка, является основанием возникновения земельных правоотношений собственности.
Право собственности на природные ресурсы прекращается при:
1) отчуждении природного ресурса собственником другим лицам;
2) отказе собственника от права собственности;
3) утрате права собственности на природные ресурсы в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Это касается нерационального использования природного ресурса, использования его с нарушением экологического законодательства.
Изъятие, включая выкуп, природного ресурса (это касается земельных участков) у собственника не допускается, кроме случаев:
1) обращения взыскания на природный ресурс по обязательствам собственника;
2) изъятия, включая выкуп, у частного собственника природного ресурса для государственных надобностей;
3) принудительного изъятия у собственника природного ресурса, не используемого по назначению или используемого с нарушением законодательства Республики Казахстан;
4) изъятия у собственника природного ресурса, подвергшегося радиоактивному загрязнению;
5) конфискации.