Понятие и содержание права собственности на природные ресурсы Республики Казахстан

В соответствии со ст. 6 Конституции Республики Казахстан от 30 авгу­ста 1995 года земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля мо­жет находиться в частной собственности на основании, условиях и в преде­лах, установленных законом». Природные ресурсы составляют материаль­ную основу суверенитета Республики Казахстан, поэтому государство при­дает большое значение правовому регулированию отношений собственно­сти.

Понятие собственности на природные ресурсы рассматривается в эко­номическом и юридическом аспектах.

Как экономическая категория собственность на природные ресурсы воз­никла задолго до появления государства и права. Главным признаком соб­ственности в экономическом смысле является присвоение, т. е. принадлеж­ность природных ресурсов отдельным лицам, их группам.

В качестве юридической категории собственность на природные ресур­сы возникает вместе с появлением государства и права и представляет со­бой результат закрепления правовыми нормами экономических отношений по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как сово­купность правомочий собственника, т. е. как объективное право и как субъ­ективное право.


Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле

- это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий конкретного собственника по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.

Объектами права собственности выступают земли, недра, воды, рас­тительный и животный мир.

Проблемным в юридической науке остается вопрос об атмосферном воз­духе как объекте собственности. По Конституции РК атмосферный воздух не является объектом права собственности. Этой же точки зрения придер­живается большинство юристов-экологов. Действительно, как можно фак­тически владеть субстанцией, постоянно находящейся в состоянии движе­ния, перемещающейся от границ одного государства к границам другого?!

Имеется и другая точка зрения, которая воплощена в Конституции Ук­раины, где атмосферный воздух относится к объектам права собственности украинского народа. Мы думаем, что здесь произошла подмена понятия «атмосферный воздух» понятием «воздушное пространство» (воздушное пространство - это пространство над всей территорией страны), которое относится к категориям государственного права.

Как видим, если провести соотношение объектов права собственности на природные ресурсы и объектов правовой охраны, то выяснится, что к объектам правовой охраны мы отнесем все природные объекты, а к объек­там права собственности только те, которые по своим качествам могут быть предметом обращения в собственность. К ним мы отнесем земли, недра, во­ды, растительный и животный мир.

Основными признаками, характеризующими природные ресурсы как объекты права собственности, являются:

1. Овеществленность. По этому признаку не являются объектами права собственности атмосферный воздух, климатические ресурсы, солнечная энергия, так как по своим объективным качествам они не могут быть пред­метом присвоения и обращения в собственность.

2. Неотделимость от окружающей природной среды. В случае если произошло отделение природного ресурса (например, срубили дерево в ле­су), состояние собственности на природные ресурсы (в данном случае на растительный мир) прекращается, а возникает право собственности на то­варно-материальные ценности (на древесину).

Неотделимость природных ресурсов приводит к тому, что право собст­венности на один природный ресурс порождает право собственности на другой. Вследствие этого и получилось, что в ст.42 «Пределы права на зе-


мельный участок» Земельного кодекса РК появилось неверное положение: «Право на земельный участок, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан, распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный почвенный слой, замкнутые водоемы, насаж­дения», из чего следует, что замкнутые водоемы и лесные насаждения в пределах земельных участков стали объектами права частной собственно­сти, хотя по республиканскому законодательству в частной собственности могут находиться только земельные участки.

3. Отсутствие стоимости. Отсутствие стоимости как совокупности за­трат общественно необходимого человеческого труда - результат естест­венного, эволюционного происхождения природных объектов. Правда, этот фактор не снимает денежной оценки земли, платности всего природополь­зования.

Субъектами права собственности на природные ресурсыявляются государство, физические и юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

В ст.20 Земельного кодекса РК субъектами права собственности являют­ся:

- субъект права государственной собственности на землю на территории республики - Республика Казахстан;

- субъект права частной собственности на земельные участки на основа­ниях, условиях и в пределах, установленных законом, - граждане и негосу­дарственные юридические лица. При этом под гражданами понимаются граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено Земельным кодексом РК.

Граждане и негосударственные юридические лица могут быть собствен­никами земельных участков, а также (в соответствии сп. 1 ст. 42 Земельно­го кодекса РК от 20 июня 2003 г.) находящихся в границах этих участков замкнутых водоемов, насаждений. Однако, по нашему мнению, здесь на­блюдается противоречие ст. 42 Земельного кодекса РК содержанию ст. 6 Конституции РК, где сказано, что «земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться в частной собственности на осно­вании, условиях и в пределах, установленных законом».

Недостатком Земельного кодекса РК является отсутствие в перечне субъектов права собственности на земли крестьянских (фермерских) хо­зяйств.

Содержание права собственности на природные ресурсысоставляет три правомочия: право владения, право пользования, право распоряжения.


Право владения- юридическая обеспеченная возможность осуществ­лять фактическое обладание природным ресурсом.

Данное правомочие является достаточно сложным и нельзя утверждать, что право владения всегда принадлежит собственнику. Может ли фактиче­ски обладать, непосредственно взаимодействовать с природными ресурсами государство, ведь оно является абстрактным понятием? Скорее всего, право владения будет принадлежать природопользователю, который действитель­но фактически обладает природным ресурсом.

Право владения подразделяют на титульное владение и фактическое. Титульное владение выражает закрепленность природных ресурсов за кон­кретным субъектом, которая отражается в нормативных правовых актах или актах правоприменения. Так, закрепленность природных ресурсов за госу­дарством отражена в ст.6 Конституции РК, закрепленность земельных уча­стков за частным собственником - в Государственном акте на право част­ной собственности на земельные участки.

Право пользования- юридически обеспеченная возможность извлече­ния из природного ресурса полезных естественных свойств в процессе их потребления, либо получения выгоды от использования природного ресурса в виде дохода, приращения, плодов, приплода и в иных формах. Так, арен­додатель земельного участка получает арендную плату от арендатора.

Право распоряжения- юридически обеспеченная возможность опре­делять юридическую судьбу природного ресурса. Юридическая судьба оп­ределяется путем совершения в отношении природного ресурса юридиче­ских актов, например, сделок купли-продажи, мены, дарения. Государство может также изменить целевое назначение природного ресурса, установить особый правовой режим использования и охраны.

Особенность права распоряжения природными ресурсами заключается в ограниченности возможности распоряжения ими. Не допускается физиче­ское уничтожение природных ресурсов, причинение им вреда. Ограничение пределов самостоятельности правомочий собственников связано со значе­нием природных ресурсов как основы жизнедеятельности людей. Напри­мер, даже государство не имеет права причинять вред природным ресурсам, хотя и является собственником.

Право собственности на природные ресурсы возникает путем:

1) предоставления права собственности;

2) передачи права собственности;

3) перехода права собственности в порядке универсального правопреем­ства (наследование, реорганизация юридического лица).

Предоставление, передача и переход права собственности должны осу­ществляться с учетом целевого назначения природного ресурса.


Право собственности на природные ресурсы возникает на основе:

1) актов государственных органов;

2) гражданско-правовых сделок;

3) иных оснований, предусмотренных законодательством Республики
Казахстан. Например, в ст.7 Гражданского кодекса РК указано такое осно­
вание как судебное решение, установившее гражданские права и обязанно­
сти. Так, в спорах о праве собственности на природный ресурс, решением
суда устанавливается собственник природного ресурса.

Приобретательная давность также может выступать как основание воз­никновения права собственности на такой природный ресурс как земельный участок согласно ст.240 Гражданского кодекса РК. Добросовестное, откры­тое и непрерывное владение в течение пятнадцати лет земельным участком лицом, не являющимся собственником этого участка, является основанием возникновения земельных правоотношений собственности.

Право собственности на природные ресурсы прекращается при:

1) отчуждении природного ресурса собственником другим лицам;

2) отказе собственника от права собственности;

3) утрате права собственности на природные ресурсы в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Это ка­сается нерационального использования природного ресурса, использования его с нарушением экологического законодательства.

Изъятие, включая выкуп, природного ресурса (это касается земельных участков) у собственника не допускается, кроме случаев:

1) обращения взыскания на природный ресурс по обязательствам собст­венника;

2) изъятия, включая выкуп, у частного собственника природного ресурса для государственных надобностей;

3) принудительного изъятия у собственника природного ресурса, не ис­пользуемого по назначению или используемого с нарушением законода­тельства Республики Казахстан;

4) изъятия у собственника природного ресурса, подвергшегося радиоак­тивному загрязнению;

5) конфискации.