ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВА

План:

1. Понятие, объекты и субъекты экологического правоотношения.

2. Содержание экологического правоотношения. Экологические права, обязанности и законные интересы физических и юридических лиц, государства.

3. Основания возникновения и прекращения экологических правоот­ношений.

1. Понятие, объекты и субъекты экологического пра­воотношения

Традиционно под экологическими правоотношениями понимаются об­щественные экологические отношения, урегулированные нормами права. Например, О.И. Крассов отмечает, что общественные отношения, урегули­рованные нормами экологического права, которые возникают, существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, преду­смотренным законодательством об охране окружающей среды, о природ-

г - 106

ных ресурсах, представляют собой экологические правоотношения .

Общественные экологические правоотношения- это урегулирован­ные нормами права общественные взаимосвязи между субъектами, возни­кающие по поводу реализации экологических прав и законных интересов либо экологических обязанностей.

Существует спорная точка зрения относительно объекта экологического правоотношения. Большинство авторов считает, что в качестве такового выступает окружающая природная среда либо ее элементы. Так, по мнению Г.И. Осипова, под объектами экологических правоотношений понимаются окружающая природная среда и находящиеся в ней в естественной взаимо­связи ее отдельные компоненты, по поводу которых возникает и осуществ­ляется деятельность субъектов этих правоотношений107. О.И. Крассов счи­тает, что объекты экологических правоотношений делятся на два вида. К


первому виду относятся земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их гене­тический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и около­земное космическое пространство. Ко второй группе правоотношений от­носятся территории, поскольку в содержание это понятия законодательство включает практически все объекты природы108.

По нашему мнению, объектом экологического правоотношенияявля­ется юридически упорядоченное взаимодействие субъектов данного отно­шения, складывающееся в процессе реализации экологического права, за­конного экологического интереса либо экологической обязанности.

Окружающая природная среда либо ее элементы выступают предметом экологического правоотношения.

Под субъектами экологического правоотношенияпонимают носите­лей прав и обязанностей в данном правоотношении.

Субъектами экологических правоотношенийявляются физические, юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, государство.

2. Содержание экологического правоотношения. Эколо­гические права, обязанности и законные интересы физических и юридических лиц, государства

Следующий элемент - содержание экологического правоотношения.

Содержание экологического правоотношениясоставляют права и обязанности его субъектов, закрепленные в правовых нормах.

Субъективное экологическое право- это принадлежащая субъекту для удовлетворения его экологических интересов мера возможного поведе­ния, закрепленная в нормах права и обеспеченная юридическими обязанно­стями других лиц.

Субъективная экологическая обязанность- это предписанная правом необходимость определенного поведения в области охраны и использова­ния окружающей природной среды, обеспеченная соответствующими санк­циями.

В Экологическом кодексе Республики Казахстан выделены права и обя­занности физических лиц и общественных объединений, права органов ме­стного самоуправления (Глава 2 «Права и обязанности физических лиц, об­щественных объединений и органов местного самоуправления»), права го-


 


106 Крассов О.И. Экологическое право. - М: Норма, 2008. С.75.

107 Экологическое право России /Под ред. В. Д. Ермакова и А. Я. Сухарева.
М.:ИМПЭ, 1997. С.41.


Крассов О.И. Экологическое право. - М.: Норма, 2008. С.81



сударственных органов (Глава 3 «Компетенция государственных органов в области охраны окружающей среды и природопользования»).

Наиболее расписаны экологические права и обязанности физических лиц.Так, согласно ст. 13 «Права и обязанности физических лиц в области охраны окружающей среды» физические лица имеют право:

1) на благоприятную для их жизни и здоровья окружающую среду;

2) осуществлять меры по охране и оздоровлению окружающей среды;

3) создавать общественные объединения и фонды охраны окружающей

среды;

4) участвовать в процессе принятия государственными органами реше­
ний по вопросам, касающимся окружающей среды, в порядке, установлен­
ном законодательством Республики Казахстан;

5) принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и де­монстрациях, референдумах в области охраны окружающей среды в соот­ветствии с законодательством Республики Казахстан;

6) обращаться в государственные органы с письмами, жалобами, заявле­ниями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды и требо­вать их рассмотрения;

7) получать от государственных органов и организаций своевременную, полную и достоверную экологическую информацию;

 

8) принимать участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды на этапе их подготовки и представлять свои замечания разработчикам;

9) участвовать в процессе подготовки планов и программ, связанных с

окружающей средой;

10) вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и принимать в ней участие;

11) требовать отмены в административном или судебном порядке реше­ний о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически опасных объектов, а также об ограничении и прекращении хозяйственной и иной деятельности физи­ческих и юридических лиц, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека;

12) предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их здоро­
вью и имуществу вследствие нарушения экологического законодательства

Республики Казахстан.

Несмотря на то, что в рассматриваемой статье дается достаточно под­робный перечень экологических прав физических лиц, в нем не нашли от­ражения некоторые права, которые прямо или косвенно закреплены в дру­гих нормативных актах - Законах РК «О санитарно-эпидемиологическом


благополучии населения» от 4 декабря 2002 года109, «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан» от 19 мая 1997 года"0, «О радиационной безопасности населения» от 23 апреля 1998 года1" и др. Например, такие как право на рациональное природопользование; право ставить вопросы о привлечении к ответственности виновных организаций, должностных лиц и граждан; право на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благо­получие и радиационную безопасность и др.

По нашему мнению, в перечень экологических прав следует включить возможность для физических лиц предъявлять в суд иски не только о воз­мещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу, но и причиненно­го самой окружающей природной среде вследствие нарушения экологиче­ского законодательства. Также в перечень экологических прав следует включить право физических лиц на предъявление к государству иска о воз­мещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нару­шения экологического законодательства, в случаях, когда непосредствен­ный причинитель вреда не установлен. Именно государство, провозгласив в ст.31 Конституции РК цель - охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, взяло на себя ответственность за состояние за­щищенности своих граждан, следовательно, оно должно отвечать за некаче­ственное выполнение государственными органами функций по раскрытию экологических правонарушений и обнаружению непосредственных причи-нителей экологического вреда.

В ст. 13 Экологического кодекса РК установлены экологические обя­занности.

Физические лица обязаны:

1) сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным ре­сурсам;

2) содействовать реализации мер, направленных на рациональное ис­пользование природных ресурсов, охрану окружающей среды и обеспече­ние экологической безопасности;

3) предотвращать угрозы экологической безопасности, которые могут возникать по их вине;

,1га Закон РК «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 4 декабря 2002 года /Справочная правовая система ЮРИСТ.

"° Закон РК «Об охране здоровья граждан РК» от 19 мая 1997 года. //Казахстанская правда. - 1997. - 17 июня.

111 Закон РК «О радиационной безопасности населения» от 23 апреля 1998 го­да. //Казахстанская правда. - 1998. - 25 апреля.


4) осуществлять свою деятельность в соответствии с экологическим за­конодательством Республики Казахстан.

В Экологическом кодексе РК в ст. 14 установлены права и обязанности общественных объединенийв области охраны окружающей среды:

Общественные объединения при осуществлении своей деятельности в области охраны окружающей среды имеют право:

1) разрабатывать и пропагандировать экологические программы, защи­щать права и интересы граждан, привлекать их на добровольных началах к активной деятельности в области охраны окружающей среды;

2) выполнять работы по охране окружающей среды и ее оздоровлению, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, участвовать в охране объектов окружающей среды, имеющих особую эко­логическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность, в деятельности особо охраняемых природных территорий;

3) участвовать в процессе принятия государственными органами реше­ний по вопросам, касающимся окружающей среды в порядке, установлен­ном законодательством Республики Казахстан;

4) выполнять работы по экологическому образованию и просвещению, проводить научные исследования в области охраны окружающей среды;

5) инициировать и организовывать общественную экологическую экс­пертизу и проведение общественных слушаний;

6) осуществлять общественный экологический контроль;

7) получать от государственных органов и организаций своевременную, полную и достоверную экологическую информацию;

 

8) сотрудничать и взаимодействовать в области охраны окружающей среды с государственными органами и международными организациями, заключать с ними соглашения, выполнять для них по договорам определен­ные работы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;

9) принимать участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды наэтапе их подготовки и представлять свои замечания разработчикам;

 

10) участвовать в процессе подготовки планов и программ, связанных с окружающей средой;

11) ставить вопросы о привлечении к ответственности физических и (или) юридических лиц, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, при­чиненного здоровью и (или) имуществу граждан вследствие нарушения экологического законодательства Республики Казахстан;

12) требовать отмены в административном или судебном порядке реше­ний о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически опасных объектов, а также


вынесения решения об ограничении, приостановлении и прекращении хо­зяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц, оказы­вающей отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье чело­века;

13) создавать фонды охраны окружающей среды.

Общественные объединения при осуществлении своей деятельности в области охраны окружающей среды обязаны:

1)содействовать реализации мер, направленных на рациональное ис­пользование природных ресурсов, охрану окружающей среды и обеспече­ние экологической безопасности;

2) осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством РК.

В Экологическом кодексе установлены права органов местного само­управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

К полномочиям органов местного самоуправленияв области охраны окружающей среды и природопользования относятся:

1) организация работ по благоустройству и озеленению населенных пунктов;

2) организация работ по обеспечению санитарной очистки населенных пунктов;

3) содержание мест хранения и захоронения отходов производства и по­требления;

4) внесение предложений в местные исполнительные органы, уполномо­ченный государственный орган по охране и использованию историко-культурного наследия об объявлении природных и других объектов, имею­щих экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную цен­ность, памятниками истории или культуры.

В Экологическом кодексе РК не закреплены права юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств. Думается, что они имеют те же эколо­гические права и обязанности, что и физические лица за исключением тех, которые касаются только физических лиц, например, право на благоприят­ную для их жизни и здоровья окружающую среду; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их здоровью вследствие нарушения эко­логического законодательства Республики Казахстан.

Экологические права и обязанности государства также обычно не выде­ляются в нормативных правовых актах внутреннего законодательства. В Экологическом кодексе РК закреплена лишь компетенция государственных органов в данной области (которая будет рассмотрена в следующих разде­лах пособия). В целом же Республика Казахстан выполняет обязательства по международным договорам и соглашениям в области охраны окружаю-


щей природной среды, несет права и обязанности как субъект отношений собственности на природные объекты, обеспечивает экологическую безо­пасность своего населения, организует учет и анализ реальных и прогнози­рование потенциальных угроз экологической безопасности на своей тер­ритории, а также на территориях и зонах, находящихся под его юрисдик­цией, обеспечивает административную и судебную защиту прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду и экологическую безо­пасность и т.д.

3. Основания возникновения и прекращения экологиче­ских правоотношений

Основаниями возникновения экологических правоотношений яв­ляются юридические факты: юридические действия (волевое поведение субъекта) и юридические события (обстоятельства, не зависящие от воли людей).

Юридические действия в данной сфере делятся на пять групп: админи­стративные акты, гражданско-правовые сделки, нормативные правовые ак­ты, правомерные поступки, неправомерные поступки.

К административным актам относятся 1) лицензии и (или) разрешения на использование и изъятие природных ресурсов и осуществление отдель­ных видов деятельности в области охраны окружающей среды; 2) решения Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов о предоставлении природных ресурсов в природопользование в порядке, ус­тановленном законами Республики Казахстан; 3) решения суда.

Во вторую группу входят договоры (контракты) на природопользование, заключаемые в порядке, установленном законодательными актами РК, иные сделки - договоры купли-продажи, мены, дарения, и т.д.

Третья группа - нормативные правовые акты. Они также являются осно­ванием возникновения экологических правоотношений. Так, в соответствии с п.8 ст. 174 Экологического кодекса РК на основании положительных за­ключений государственной экологической экспертизы уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, а также заключений уполно­моченных государственных органов в области здравоохранения, науки и научно-технической деятельности и образования территория объявляется:

1) зоной чрезвычайной экологической ситуации - постановлением Пра­вительства Республики Казахстан;

2) зоной экологического бедствия - законом Республики Казахстан.

С момента введения в действие данного нормативного правового акта на территории, объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации ли-


бо зоной экологического бедствия, возникают экологические правоотноше­ния в области охраны и восстановления окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности.

Объявление территории особо охраняемой природной территорией так­же является основанием возникновения экологических правоотношений. Например, Постановления Правительства РК «Об организации Алакольско-го государственного природного заповедника на территории Алматинской и Восточно-Казахстанской областей» от 21 апреля 1998 г., «О создании госу­дарственного учреждения «Каратауский государственный природный запо­ведник» Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельско­го хозяйства Республики Казахстан» от 1 марта 2004 года стали основания­ми для возникновения правоотношений по консервативной охране природы.

Четвертая группа - правомерные поступки. Они также могут быть осно­ванием возникновения экологического правоотношения. Например, добро­совестное, открытое и непрерывное владение в течение пятнадцати лет зе­мельным участком лицом, не являющимся собственником этого участка, является основанием возникновения земельных правоотношений собствен­ности. Согласно ст.240 Гражданского кодекса РК данное лицо приобретает право собственности на этот участок.

Неправомерные поступки составляют пятую группу. Например, вследст­вие причинения вреда окружающей природной среде либо экологическим правам и законным интересам физических, юридических лиц, КФХ, госу­дарству возникают правоотношения экологической ответственности.

К юридическим событиям можно отнести смерть и рождение человека, стихийные бедствия, аварии, истечение каких-либо заранее установленных сроков.

Некоторые ученые подразделяют юридические события как основания­ми возникновения экологических правоотношений на 1) абсолютные со­бытия, т.е. полностью независимые от воли человека, например, землетря­сения, наводнения, цунами и иные стихийные бедствия; 2) относительные события, возникающие по воле человека, в то время как развиваются и проистекают, минуя его волю. К последним относятся чрезмерные пресы­щения атмосферного воздуха вредными веществами, обезлесение, эрозия, опустынивание земель вследствие использования несоответствующих эко­логическим требованиям систем земледелия, сельскохозяйственной техно­логии, техники, приемов и способов обработки сельскохозяйственных зе­мель и т.д.112

Экологическое право России /Под ред. В. Д. Ермакова и А. Я. Сухарева. — М.:ИМПЭ, 1997. С.45.


Также в экологическом праве некоторые юридические события класси­фицируют на 1) чрезвычайные ситуации природного характера- чрез­вычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями (землетрясениями, селями, лавинами, наводнениями и другими), природными пожарами, эпи­демиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями; 2) чрезвычайные ситуации техногенно­го характера- чрезвычайные ситуации, вызванные промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с вы­бросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и соору­жений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуни­кационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях.

Основаниями прекращения экологическихправоотношений также являются юридические факты: юридические действия и юридические со­бытия.

Юридические действияв данной сфере делятся на четыре группы: ад­министративные акты, гражданско-правовые сделки, нормативные право­вые акты, неправомерные поступки.

К административным актам относятся 1) отзыв лицензии и (или) разре­шения на использование и изъятие природных ресурсов и осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды; 2) решения Правительства Республики Казахстан или местных исполнитель­ных органов об изъятии предоставленных природных ресурсов в природо­пользование; 3) решения суда.

Во вторую группу входят сделки, а именно - действия граждан и юриди­ческих лиц, направленные на прекращение гражданских прав и обязанно­стей, например, расторжение договора о природопользовании, доброволь­ный отказ от права природопользования, ликвидация юридического лица-природопользователя.

Третья группа - нормативные правовые акты. Они также могут быть ос­нованием прекращения экологических правоотношений. Так, в связи с при­нятием Указа Президента Республики Казахстан «О закрытии Семипала­тинского испытательного ядерного полигона» от 29 августа 1991 г. были прекращены правоотношения по использованию земель данного полигона. Основанием для прекращения правоотношений недропользования на шах­тах акционерного общества открытого типа «Карагандакомир» и шахты то­варищества с ограниченной ответственностью «Абай Комир LTD» стало Постановление Правительства Республики Казахстан «О дальнейшем за­крытии нерентабельных шахт Карагандинского угольного бассейна» от 29 сентября 1999 года. Оно было принято в целях обеспечения безопасности,


предупреждения катастроф и аварий с непредсказуемыми последствиями, связанных с возможными взрывами газа метана и подземными пожарами на шахтах. Разумеется, что данные правоотношения прекратились не автома­тически, но именно нормативный правовой акт стал основанием для их пре­кращения.

Четвертая группа - неправомерные поступки. В экологическом законо­дательстве Республики Казахстан в некоторых нормативных актах доста­точно четко закреплены неправомерные поступки, действия в качестве ос­нований прекращения экологических правоотношений. Так, основанием прекращения права пользования животным миром является систематиче­ское нарушение требований законодательства Республики Казахстан в об­ласти охраны, воспроизводства и использования животного мира, а также условий договора на ведение охотничьего или рыбного хозяйства; основа­нием прекращения права лесопользования является систематические (двух и более раз) нарушения лесопользователем установленных правил лесо­пользования или условий, предусмотренных договором долгосрочного ле­сопользования, лесорубочным билетом, лесным билетом; систематические (двух и более раз) нарушения установленных сроков внесения платы за ле­сопользование или невнесения платы за лесопользование в течение трех ме­сяцев после установленного срока.

К юридическим событиямкак основаниям прекращения экологических правоотношений можно отнести смерть физического лица-природопользователя, стихийные бедствия, аварии, истечение каких-либо заранее установленных сроков. В Водном кодексе РК в ст.75 указано такое основание прекращения права специального водопользования как естест­венное или искусственное исчезновение водных объектов.

Экологические правоотношения можно классифицировать на следую­щие виды:

- по охране экологических прав и законных интересов физических, юри­дических лиц и государства;

- по охране окружающей природной среды (природоохранительные пра­воотношения);

- по рациональному использованию природных ресурсов (природноре-сурсовые правоотношения);

- правоотношения собственности на природные ресурсы;

- правоотношения по экологическому управлению;

- правоотношения по реализации экологической ответственности.


ЛЕКЦИЯ 3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОД­НЫЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ­СТАН

План:

1. Понятие и содержание права собственности на природные ресурсы Республики Казахстан.

2. Виды права собственности на природные ресурсы в Республике Ка­захстан.

3. Охрана права собственности на природные ресурсы органами внут­ренних дел.