Принципы и система экологического права
В настоящее время сформирована система принципов экологического права. Ряд из них указан в нормативных правовых актах достаточно определенно, некоторые вытекают из содержания этих источников права. Дело в том, что «принципы права по-разному закрепляются в нормах. Некоторые -непосредственно в виде соответствующим образом сформулированных руководящих задач, другие - косвенно и выявляются только путем анализа конкретных институтов той или иной отрасли права, но все они в равной мере определяются существующими в обществе экономическими и политическими закономерностями и призваны проводить в жизнь волю законодателя, отличаясь лишь в смысле форм и способов реализации этой воли в жизнь»80.
(^В-ст.5 Экологического кодекса РК закреплены основные принципы экологического законодательства Республики Казахстан. Ими являются: 1) обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан; 2) обеспечение экологической безопасности; 3) экосистемный подход при регулировании экологических отношений; 4) государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов; 5) обязательность превентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в любых иных формах; 6) неотвратимость ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Казахстан; 7) обязательность возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде; 8) платность и разрешительный порядок воздействия на окружающую среду; 9) применение наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий при ис-
пользовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду; 10) взаимодействие, координация и гласность деятельности государственных органов по охране окружающей среды; 11) стимулирование природополь-зователей к предотвращению, снижению и ликвидации загрязнения окружающей среды, сокращению отходов; 12) доступность экологической информации; 13) обеспечение национальных интересов при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду; 14) гармонизация экологического законодательства Республики Казахстан с принципами и нормами международного права; 15) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения при принятии решений о ее осуществлении.
Следует заметить, что не все указанные принципы являются принципами экологического права и, тем более, экологического законодательства.
Некоторые принципы не являются специфическими для экологического права, например обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан; некоторые вообще принципами не являются, так как представляют собой наименование направлений или задач экологической деятельности (государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов; применение наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду). Также в перечне указаны общие принципы государственного управления (взаимодействие, координация и гласность деятельности государственных органов),
Основной проблемой на сегодняшний день является то, что в нормативных актах - источниках экологического права - при перечислении принципов законодательства смешивают принципы права, принципы законодательства, принципы управления, принципы природопользования и т.д. На наш взгляд, указанные принципы необходимо разграничивать.
«Принципы права - это ведущие начала его формирования, развития и функционирования... Они характеризуют содержание права в концентрированном виде» .
«Под принципами экологического права понимаются выраженные в нормах права, регулирующих экологические отношения, нормативно-руководящие идеи, положения, которые определяют содержание этой отрасли права, придают целостность, единство совокупности правовых норм,
Гвтьман Л. П. Процессуальные нормы и отношения в экологическом праве. — Харьков, 1994. С. 4.
80 Мухитдинов Н. Б. Основы горного права. — Алма-Ата, 1983. С. 183.
ЯвичЛ.С. Общая теория права. -Л.: ЛГУ, 1976. С.151.
объединенных по предмету и методам правового регулирования в экологическом праве»82.
Поэтому считаем, что в качестве основных принципов экологического праваследует указать:
1) Принцип обеспечения экологической безопасности.В соответствии с п.57 ст.1 Экологического кодекса РК экологическая безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. Предназначение экологического права заключается в реализации данного принципа. Вместе с тем экологическая безопасность по законодательству Республики Казахстан трактуется в узком смысле, поэтому данный принцип следовало бы обозначить более широко - принцип обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды.
2) Принцип учета особенностей окружающей природной среды и ее компонентов.В Экологическом кодексе РК этот принцип указан как эко-системный подход при регулировании экологических отношений. Нормы экологического права разрабатываются и применяются сучетом своеобразия природных объектов и ресурсов. Ограничения, нормативы и правила ведения хозяйственной и иной деятельности, определяющие экологически допустимые пределы использования природных ресурсов, учитывают специфику природных ресурсов, например, возможности к воспроизводству (растительный и животный мир), невозобновляемость (полезные ископаемые) и т.д.
3) Принцип учета взаимосвязи всех компонентов окружающей природной среды и их предназначения.Данный принцип имеет значение не только для практической деятельности, но и для формирования и развития экологического права. Компоненты окружающей природной среды находятся во взаимодействии друг с другом, поэтому оставление без внимания этой взаимосвязи может привести к негативным последствиям. Например, вырубка лесных насаждений вблизи водных объектов может привести впоследствии к обмелению последних. Поэтому в нормах экологического права должен учитываться и такой момент. Например, в Правилах отпуска древесины на корню на участках государственного лесного фонда от 22 декабря 2003 года реализован этот принцип: для лесных насаждений, входящих в государственный лесной фонд, но расположенных на полосах отвода железных, автомобильных дорог, каналов, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений, предназначенных для защиты данных объек-
82 Культелеев СТ. Указ. раб. С.60. 34
тов от неблагоприятных природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия, настоящие Правила применяются сучетом назначения этих насаждений для выполнения ими защитных функций и установленного порядка их использования.
4) Принцип предотвращения ухудшения качества окружающей природной среды и посягательств на экологические права и законные интересы физических, юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и государства.Экономически выгоднее предотвратить экологический вред нежели устранить его последствия.
5) Принцип обязательности экологической экспертизы нормативных актов.В условиях лоббирования интересов частных лиц и коммерческих структур при формировании экологического законодательства данный принцип должен лежать в основе нормообразования стем, чтобы не появлялись нормы, противоречащие самой сущности экологического права. Например, лоббирование заинтересованными лицами ввоза промышленных, в том числе радиоактивных отходов осуществляется давно, однако общественности до последних пор удавалось сдерживать процесс официального принятия законопроекта о ввозе радиоактивных отходов на территорию Республики Казахстан. И, тем не менее, нельзя сказать, что такая угроза отпала.
6) Принцип обеспечения оптимального природопользования.Нормы экологического права должны обеспечивать целевой характер, научную обоснованность, рациональность природопользования.
7) Принцип зонирования,который заключается в установлении специальных зон с особым правовым режимом использования и охраны. «Зонирование означает: а) наделение участков территории (акватории) особым правовым статусом; б) установление особого или дифференцированных правовых режимов, определяемых, как правило, в специальных нормативных правовых актах, иногда - в законодательных актах; в) введение дополнительных ограничений и запретов, за нарушение которых предусматривается (или может быть предусмотрена) повышенная ответственность, что влечет ряд правовых (а иногда социально-правовых) последствий (компенсация вреда, иные меры социальной помощи); г) сопровождение наделением дополнительными или исключительными полномочиями (правами и обязанностями) субъектов экологического управления (например, предоставление населению полной и достоверной информации о принятии дополнительных мер физической защиты объекта и т. п.). Зонирование происходит в соответствии с особой процедурой, т. е. порядок выделения и (или) объявления зон регулируется специальными процессуальными предписаниями. Зонирование характеризуется также пространственным и времен-
ными признаками. Первый из них означает, что границы той или иной зоны должны быть четко установлены и обозначены как в документах, так и на местности, описаны особенности и определена общая площадь зоны. Второй признак может проявляться двояко: а) когда зона устанавливается на какой-либо срок (в годах, до наступления определенного условия, на неопределенный срок (зоны в национальных парках) либо б) когда установлены сроки пересмотра зон»83.
Примерами зонирования в нашей республике является установление двух зон экологического бедствия - Приаралья и региона Семипалатинского ядерного полигона, множества особо охраняемых природных территорий - заповедников, заказников, национальных природных парков. Также существует закрепленная в экологических нормах возможность образования зон чрезвычайной экологической ситуации.
8) Принцип запрещения любых видов деятельности, создающих прямую угрозу национальной и международной экологической безопасности,например, ввоза радиоактивных отходов на территорию Республики Казахстан.
9) Принцип неотвратимости ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Казахстан.Нормы экологического права должны обеспечивать обязательное привлечение к ответственности физических и юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств за деятельность, действия или бездействие, результаты которых создают или могут создавать угрозу экологической безопасности общества и государства.
10) Принцип обязательности полного возмещения экологического вреда.Экологическое право обеспечивает качество окружающей природной среды, в том числе и путем восстановления ее нарушенного состояния. Для этого необходимы восстановительные мероприятия, которые могут быть произведены самим причинителем вреда либо он возмещает все расходы на их проведение. Также должен компенсироваться ущерб, причиненный здоровью человека, убытки физических и юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, понесенные в результате причиненного вреда их имуществу.
11) Принцип обязательности учета мнения граждан и общественных организаций в подготовке, принятии и реализации решений, затрагивающих их экологические права и законные интересы.Мнение
общественности должно учитываться при разработке и принятии новых экологических норм, в их реализации на практике.
Здесь указаны общие принципы экологического права. Возможен и дифференцированный подход, т.е. принципы экологического права можно сгруппировать по институтам экологического права, например, принципы экологического управления. Также можно сформулировать принципы экологического законодательства, экологической политики. Не исключен и такой вариант, как выделение принципов экологической деятельности, которые, в свою очередь, следует подразделить на принципы охраны окружающей природной среды, принципы природопользования, принципы охраны экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, государства.
Рассмотрим систему экологического права. Система экологического права как отрасли правапредставляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в сфере регулирования экологических отношений.
Вопрос о системе экологического права на первый взгляд кажется достаточно избитым и не актуальным. Однако при более внимательном рассмотрении выясняется, что по такому, казалось бы, несложному вопросу в теории экологического права наблюдается широчайший разброс мнений, путаница, отнесение институтов Общей части экологического права к Особенной или Специальной и наоборот. Не лучше и ситуация в законодательстве.
Экологический кодекс РК от 9 января 2007 года84 не избежал данной проблемы. Он подразделяется на две части - Общую и Особенную.
В Общей части наряду с традиционными институтами государственного управления в области охраны окружающей среды, экологических прав и обязанностей физических и юридических лиц, экологической экспертизы, экологического контроля, мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, государственный учет участков загрязнения окружающей среды, новыми институтами экологического аудита, технического регулирования в области охраны окружающей среды, экологической информации содержатся институты, которые можно отнести к Особенной части кодекса (Раздел 6 Экологического кодекса «Зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия») и к Специальной части (Глава 27 «Международное сотрудничество Республики Казахстан в области охраны окружающей
83 Дубовик О.Л. Экологическое право. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С.40-41.
Экологический кодекс Республики Казахстан от 07.01.2007г. //Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2007. - № 1.
среды и природопользования»), которая, к сожалению в Экологическом кодексе РК не предусмотрена.
В Особенную часть почему-то вошел такой традиционный институт Общей части экологического права, как «Ответственность за экологические правонарушения и разрешение экологических споров». Кроме того, по нашему мнению, новые институты «Экологические требования при определении права собственности на отходы производства и потребления», «Экологические требования при обращении с отходами производства и потребления» также должны войти в содержание Общей части Экологического кодекса, так здесь установлены нормы, касающиеся общих вопросов -права собственности на отходы производства и потребления, понятия бесхозяйных отходов, перехода права собственности на отходы, понятия отходов производства и потребления и их видов, классификации опасных отходов, общих экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, паспорта опасных отходов.
Большее беспокойство вызывает путаница в теории экологического права. Если законы разрабатывают не всегда юристы, то почему же у теоретиков нет единого мнения по данному поводу, четкого и логического построения системы экологического права?
Рассмотрим мнения отечественных экологов-юристов о системе экологического права как учебной дисциплины.
Д.Л. Байдельдинов считает, что Общая часть экологического права состоит из таких институтов, как понятие экологического права, источники экологического права, право собственности и иные вещные права на природу и ее ресурсы, государственно-правовой механизм управления в области экологии, юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Особенная часть экологического права состоит из институтов, которые профессор Д.Л. Байдельдинов называет самостоятельными отраслями права:
1) Земельное право.
2) Водное право.
3) Горное право.
4) Лесное право.
5) Фаунисти'ческое право.
6) Атмосферовоздушное право.
7) Особо охраняемые природные территории.
8) Зоны экологического бедствия.
9) Экологические требования к хозяйственной деятельности.
Также он выделяет Особенную часть, где рассматриваются вопросы международной охраны природы85.
Вместе с тем, в Типовой программе, которая прилагается к учебному пособию, Д.Л. Байдельдинов отдельно выделяет тему «Меры по обеспечению экологической безопасности РК», в которой помимо понятия этих мер рассматриваются экологическая экспертиза, экологическая информация, экологические требования к хозяйственной и иной деятельности. На наш взгляд, нет необходимости выделять такую тему в Общей части, потому что все институты Особенной части экологического права по сути представляют собой такие меры. Институт экологической экспертизы, экологической информации относятся к комплексному институту «Механизм охраны окружающей среды и природопользования».
В Особенной же части данный автор оставил такую тему как международно-правовая охрана окружающей среды, хотя сам же утверждает, что это институт Специальной части.
СТ. Культелеев выделяет следующие институты Общей части учебного курса «Экологическое право РК»:
- Взаимодействие общества и природы - стержневая проблема охраны окружающей среды;
- Экологические проблемы в мире и в Республике Казахстан;
- Понятие правовой охраны природы, охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
- История развития экологического права Республики Казахстан;
- Понятие, предмет, метод, принципы экологического права;
- Источники экологического права;
- Право собственности на природные ресурсы;
- Право природопользования;
- Государственное регулирование и управление экологопользованием и охраной окружающей природной среды;
- Организационно-правовые формы экологического контроля;
- Оценка воздействия на окружающую природную среду и экологическая экспертиза;
- Экологический мониторинг и природноресурсовые кадастры;
- Ответственность за нарушение экологического законодательства.
В Особенной части СТ. Культелеев выделяет следующие институты: эколого-правовой режим использования и охраны, земель, вод недр, лесов; эколого-правовой зашиты атмосферного воздуха; эколого-правовой режим охраны воспроизводства и использования животного мира; эколого-
Байдельдинов Д.Л., Бекишева С.Д. Указ. раб. С.40.
правовой режим особо охраняемых природных территорий. Кроме того, вопросы: правовое регулирование атомной энергии и радиационного воздействия на окружающую среду; международно-правовая охрана окружающей природной среды86.
По нашему мнению, в Общей части экологического права следовало бы выделить институт экономического механизма охраны окружающей природной среды и природопользования. Также незаслуженно забыт институт экологического правоотношения, где можно рассмотреть его объекты и субъектов, экологические права и обязанности субъектов экологического права.
Опаять же СТ. Культелеев указывает в Особенной части принадлежность Специальной части - институт международно-правовой охраны окружающей природной среды.
Недостаточно указания в Особенной части только одного института правового регулирования атомной энергии и радиационного воздействия на окружающую среду, как будто экологические требования к хозяйственной деятельности ограничиваются только одним этим аспектом. По нашему мнению, недостатком построения Особенной части и у Д.Л. Байдельдинова, и у СТ. Культелеева является отсутствие дифференциации экологических требований по видам хозяйственной деятельности - в населенных пунктах, на транспорте, в сельском хозяйстве, в промышленности и т.д.
В экологическом праве России также нет ясности по данному вопросу.
Более того, встречаются такие ляпсусы, которые могут допустить ученые-неюристы. Так В.Г. Игнатовым, А.В. Кокиным и В.Н. Кокиным в Общей части экологического права выделены такие части как «Природоохранное право как составная часть экологического права» и «Природоресурсное право как составная часть экологического права». Конечно же, это вызывает недоумение, ведь природоохранное право и природоресурсное право сами по себе представляют огромные массивы норм, которые по большей части расположены в Особенной части экологического права.
В Особенной части эти авторы рассматривают правовые режимы недропользования, землепользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром, как будто вопросы охраны этих природных ресурсов отсутствуют вообще, хотя традиционно они рассматриваются в Особенной части. И только правовой режим охраны атмосферного воздуха затрагивает вопросы охраны.
В Специальной части у данных авторов полная неразбериха. Сюда относят «Международное экологическое право», «Публичное и частное право
86 Культелеев СТ. Указ. раб. С.61. 40
как регуляторы участия государства в природопользовании», «Правовое регулирование природопользования и охраны среды на континентальном шельфе», «Правовой режим особо охраняемых природных территорий», «Правовое регулирование природопользования и охраны среды в Арктике»87.
Тема «Публичное и частное право как регуляторы участия государства в природопользовании» должна рассматриваться в Общей части и относится к институту «Механизм охраны окружающей среды и природопользования», так как касается вопроса об управленческих методах, используемых государством в области природопользования.
«Правовой режим особо охраняемых природных территорий» - это традиционный институт Особенной части экологического права.
Положительным является выделение самостоятельной темы «Правовое регулирование природопользования и охраны среды на континентальном шельфе», так как в большинстве учебников по экологическому праву эта тема никак не затрагивается, хотя и в КоАП РК, и в УК РК совершение экологических правонарушений на континентальном шельфе, относится к разделам «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов» и «Экологические преступления соответственно. Однако эта тема должна рассматриваться в Особенной части экологического права.
Только две темы «Международное экологическое право» и «Правовое регулирование природопользования и охраны среды в Арктике» соответствуют Специальной части экологического права.
В работе Е.И. Майоровой и В.А. Попова наблюдается интересный подход к системе экологического права. Так они утверждают, что первая, общая часть, включает институты, регулирующие общественные отношения по поводу права собственности на природные ресурсы, права природопользования, оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологической экспертизы, правовых основ государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды и пр., т.е. такие, которые можно отнести ко всем подотраслям экологического права.
Вторая, особенная часть, представляет собой собственно природоресурсное право и содержит давно возникшие подотрасли права, такие как лесное, горное, земельное, фаунистическое и др., регулирующие рациональное использование природных ресурсов.
М: ИКЦ 41 |
Игнатов В.Г., Кокин А.В., Кокип В.Н. Экологическое право «МарТ», 2005. С.90.
Третья, специальная часть, основывается на нормах других отраслей российского права, непосредственно регулирующих общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Это нормы административного, уголовного, конституционного, гражданского, финансового, международного права88.
По-своему, конечно же, любое новое видение системы экологического права интересно, но такой подход отбрасывает нас в прошлое, когда самостоятельные отрасли - природоресурсное право и природоохранительное право - рассматривались отдельно друг от друга вне процессов интеграции. Кроме того, специальная часть практически во всех учебных дисциплинах содержит вопросы международного или зарубежного права.
Г.А. Мисник, Н.Н. Мисник, Е.В. Нарежная в своем учебнике систему экологического права представили в виде норм экологического права, институтов, подотраслей и подсистем экологического права89. На наш взгляд, это структура экологического права, а не система, так как под последней обычно совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности.
У Ю.В. Трунцевского Общая и Специальная части за небольшим исклю
чением соответствуют предъявляемым требованиям, однако есть недочеты
в построении Особенной части. Так, здесь выделены: эколого-правовой ре
жим особо охраняемых природных объектов; экологическая безопасность
РФ; правовая охрана окружающей среды в процессе осуществления раз
личных видов деятельности; правовая охрана природной среды в городах и
иных населенных пунктах; правовой режим чрезвычайных экологи-
ческих ситуаций и др.90 Хорошо, если за «др.» скрываются правовые режимы земель, недр, вод, лесов, атмосферного воздуха, животного мира. Институт экологической безопасности, взятый в целом также вряд ли будет входить в Особенную часть экологического права. Само понятие экологической безопасности, экологические права и обязанности физических и юридических лиц должны рассматриваться в Общей части, а меры по ее обеспечению содержатся в Особенной части во всех ее институтах.
Коллектив авторов под руководством Ю.Е. Винокурова упустил в Общей части экологического права институты права собственности на природные ресурсы и права природопользования. К Специальной части они от-
носят вопросы международно-правового сотрудничества, активным участником которого является Российская Федерация, и основ правового регулирования экологических отношений в зарубежных странах (сравнительное правоведение)91, хотя вопросы международно-правового сотрудничества всего лишь небольшая часть международного экологического права.
У Н.Н. Веденина довольно неплохо расписана Общая часть экологического права92, в Специальной части не хватает темы «Экологическое право зарубежных стран», а вот Особенная часть страдает от отсутствия дифференцированных по видам экологических требований к хозяйственной и иной деятельности. Институт «Правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами», размещенный Н.Н. Ведениным в Особенной части, вероятно, носит спорный характер. По нашему мнению, складываются предпосылки для размещения общих норм о вредных веществах и отходах в Общей части экологического права.
В системе экологического права, представленной авторами Р.С. Мако-вик93, а также Н.В. Кузнецовой94, отсутствует специальная часть.
Рассмотрим точки зрения на систему экологического права известных корифеев экологического права.
По мнению Б.В. Ерофеева Общую часть экологического права составляют следующие правовые институты: 1) право собственности на природные ресурсы; 2) право экологопользования; 3) государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды; 4) организационно-правовое обеспечение рационального экологопользования и сохранности экологической системы России; 5) соотношение экономики и экологии: правовой аспект; 6) эколого-правовая ответственность; 7) понятие, виды экологического вреда и способы его устранения.
Особенная часть экологического права как отрасли права в представлении Б.В. Ерофеева, состоит из двух разделов:
Раздел I. Эколого-правовой режим природных объектов, составляющих экологическую систему России:
1. Эколого-правовой режим собственности на землю, землевладения,
землепользования и аренды.
2. Эколого-правовой режим недропользования.
Майорова Е.И., Попов В.А. Экологическое право. Практикум: учебное пособие. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. С.12.
89 Мисник Г.А., Мисник Н.Н., Нарежная Е.В. Экологическое право. - Рос
тов-на-Дону: Феникс, 2006. С.28-29.
90 Трунцевский Ю.В. Экологическое право России. - М.: «Издательство
ПРИОР», 1999.С.11.
91 Экологическое право: курс лекций и практикум /Под ред. Ю.Е. Винокуро
ва. - М.: Экзамен, 2005. С.19.
92 Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. - М: Юриспру
денция, 1999. С.7-8.
93 Маковик Р.С. Экологическое право. Определения, схемы, комментарии. -
М.: Манускрипт, 1996. С.5.
94 Кузнецова Н.В. Экологическое право. - М.: Юриспруденция, 2000. С.9.
3. Эколого-правовой режим водопользования.
4. Эколого-правовой режим лесопользования.
5. Эколого-правовой режим пользования животным миром.
Раздел II. Эколого-правовая защита отдельных компонентов экологической системы России:
1. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха.
2. Заповедная эколого-правовая защита природных объектов и комплексов95.
По нашему мнению, недостатками данной системы является следующее:
Во-первых, отсутствует Специальная часть, хотя в построении экологического права как учебной дисциплины Б.В. Ерофеев выделяет Специальную часть - международное экологическое право. Связано это, видимо, с тем, что система экологического права как отрасли права рассматривается как система внутреннего законодательства, в которое не входят источники международного экологического права. Однако есть предпосылки для пересмотра данной точки зрения. Если обратить внимание на последние экологические законы, то в некоторых из них встречаются и нормы, регулирующие международные отношения. Так, в Экологическом кодексе Республики Казахстан имеется Глава 27 «Международное сотрудничество Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и природопользования», в которой закреплены приоритеты и уровни, принципы международного сотрудничества, экономическая основа международного сотрудничества, международная ответственность за экологические правонарушения, механизм межгосударственного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования, международные договоры
Во-вторых, в Особенной части отсутствуют такие правовые институты, как правовой режим экологически неблагополучных территорий, правовая охрана окружающей среды на транспорте, в промышленности, сельском хозяйстве, в населенных пунктах и т.д.
В-третьих, не совсем удачными являются такие термины, как «эколого-пользование» (использование экологии? Но экология - это раздел биологической науки); «экологическая система России» (экосистема - единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т. п.), в котором живые и косные компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии96. Это термин, относящийся к естественным наукам нежели к правовым), «соотношение эко-
Ерофеев Б.В. Экологическое право. - М.ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006. С.57-58.
96 Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1979. С.1550. 44
номики и экологии: правовой аспект» (для названия правового института
больше подошло бы «экономический механизм охраны окружающей при
родной среды и природопользования»), «эколого-правовой режим» (почему
не просто «правовой»?), «эколого-правовой режим собственности на зем
лю, землевладения, землепользования и аренды» (в таком названии не учтен
правоохранительный аспект, почему не «правовой режим использования и
охраны земель»?), «эколого-правовая защита атмосферного воздуха», «За
поведная эколого-правовая защита природных объектов
и комплексов» (обычно термин «защита» используется по отношению к
правам, а для природных объектов используется термин «правовая охра
на»).
В учебнике, разработанном под руководством В.Д. Ермакова и А.Я. Сухарева, вопросы системы экологического права не рассматриваются, но содержание учебника говорит само за себя. Деление на Общую, Особенную и Специальную часть отсутствует. После темы «История возникновения и развития экологического права в России» (Общая часть) идут темы «Международное экологическое право» и «Правовая охрана окружающей среды в зарубежных странах» (Специальная часть), затем «Государственное управление в сфере экологии» (Общая часть). После темы «Механизм обеспечения исполнения экологических требований законодательства» (Общая часть) идет тема «Особо охраняемые природные территории и объекты» (Особенная часть), а потом опять тема Общей части - «Ответственность по экологическому праву»97.
В своем учебнике В.В. Петров отошел от традиционного деления экологического права на Общую, Особенную и Специальную части, объясняя это следующим: «До разграничения экологического права от природноресурсо-вых отраслей права система экологического права носила комплексно-отраслевой характер, т.е. экологическое право включало в себя общую и особенную части. В общей части рассматривались общие, единые для охраны и использования природы вопросы: источники экологического права, объекты, право собственности, право природопользования, ответственность. В особенной части рассматривались вопросы правового режима охраны и использования земель, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха и комплексные вопросы правовой охраны в промышленности, сельском хозяйстве, городах и т.д. Модернизация отношений между экологическими и природноресурсовыми отраслями права, выход из системы экологического права земельного и органически связанных с ним других природноресурсовых отраслей права привели к необходимости пересмотра
Экологическое право России /Под ред. В. Д. Ермакова и А. Я. Сухарева. — М.:ИМПЭ, 1997. С.468-474.
системы экологического права и построения ее применительно к нуждам и потребностям охраны среды в условиях рыночной экономики.
В нынешнем виде система экологического права включает в себя пять экологических частей. Первая — предмет, источники, объекты экологического права. Здесь рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования. Вторая — механизм экологического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды, экономический механизм природной среды, экологическая экспертиза и экологический контроль. Третья рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. Предметом внимания здесь становятся следующие вопросы: механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана природной среды в промышленности, энергетике и других отраслях народного хозяйства, в городах, пригородных и рекреационных зонах, особо охраняемых территориях. Четвертая — экологическая ответственность. Речь идет об основаниях и видах этой ответственности, нормах, закрепляющих концепцию экологической ответственности, о формах возмещения вреда и методах предупреждения нарушений. Пятая — механизм международно-правовой охраны окружающей природной среды, включающий принципы, договоры и конвенции, международные объекты охраны, международные организации, международные конференции98.
Данная трактовка заслуживает внимания в контексте рассмотрения природоохранительного права отдельно от природноресурсового, что опять не учитывает интеграционные процессы развития экологического права.
Достаточно разработанной и учитывающей большинство новых правовых институтов является система экологического права, предложенная М.М. Бринчуком. В качестве недостатков здесь можно отметить только то, что в Особенной части не указаны разделы, связанные с правовой охраной окружающей человека среды, дифференцированной по видам деятельности. Также в программе курса и содержании учебника не выделена отдельно Специальная часть", хотя сам автор, представляя систему экологического права, выделяет эту часть100.
Наиболее обстоятельно к изучению проблемы определения системы экологического права подошла О.Л. Дубовик. На основе глубокого анализа
98 Петров В.В. Экологическое право России. - М.: Бек, 1995. С.78-79.
99 Бриччук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). - М:
Юристь, 1998. С.668-676.
100 БринчукМ.М. Указ. раб. С.68.
46
теоретических и практических источников она выделила 7 моделей построения системы экологического права101. При этом она определяет и основные тенденции развития системы экологического права.
Одна из моделей рассмотрена сквозь призму учебной дисциплины.
По мнению О.Л. Дубовик, Общая часть содержит: 1) науковедческие вопросы о предмете, системе, методах экологического права, его соотношении с иными отраслями, понятии, структуре и месте экологического законодательства в правовой системе, иерархии источников права, его систематизации и кодификации; 2) вопросы о понятии, принципах экологического управления, функциях, статусе и компетенции, правах обязанностях контролирующих органов и лиц; 3) характеристику основных инструментов охраны окружающей среды, отражающих административно-правовой или экономико-правовой механизмы экологического права, к которым относятся: экологическая экспертиза, экосертификация, регистрационная и разрешительная системы (лицензирование), декларации и заявления о деятельности и состоянии, а также экологические платежи (налоги и сборы), аудит, страхование и пр.; 4) проблемы юридической ответственности за экологические правонарушения. Иногда в Общей части отдельно, а не в рамках экологического управления, выделяются проблемы экологической информации и информационного обеспечения охраны окружающей среды с помощью таких правовых инструментов, как мониторинг, кадастры и пр.; вопросы экологического зонирования или чрезвычайных экологических ситуаций.
Особенная часть выглядит еще более сложной из-за разнообразия объектов (предметов) правового регулирования. В настоящее время в нее входят: а) традиционный блок - правовая охрана земель, воздуха, вод, лесов, недр, животного и растительного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов; б) законодательство о правовой охране окружающей среды в сельском хозяйстве и промышленности, в том числе - по отраслям промышленности, на транспорте, на урбанизированных территориях, т.е. в городах и иных населенных пунктах; в) законодательство о борьбе с загрязнением окружающей среды (по его видам - биологическое, радиационное, химическое и т.п.), о правовом регулировании обращения с отходами, с опасными веществами, о правовом регулировании генно-инженерной деятельности, об атомном праве и другие.
Наконец, третья - специальная часть учебной дисциплины - это международное право окружающей среды... В эту часть программы многих юри-
Дубовик О.Л., Кремер Л. Любе-Вольфф. Экологическое право. - М.: Экс-мо, 2005. С.21-24.
дических вузов России включены также зарубежное экологическое законодательство и проблематика государственной экологической политики в других странах или регионов102.
Это наиболее приемлемая система современного экологического права. Вместе с тем, по нашему мнению, законодательство о борьбе с загрязнением окружающей среды (по его видам - биологическое, радиационное, химическое и т.п.), о правовом регулировании обращения с отходами, с опасными веществами, не совсем вписывается в Особенную часть, так как носит общий характер и имеет отношение ко всем природным объектам. Так все виды загрязнения характерны практически для всех природных объектов, а отходы и опасные вещества образуются во всех сферах хозяйственной деятельности человека.
О.Л. Дубовик прогнозирует развитие Особенной части экологического права: «Сегодня возникает необходимость включения в Особенную часть новых, чрезвычайно актуальных тем, связанных с усилением угроз окружающей среде, возникновением новых опасных явлений и видов поведения, обострением ранее не столь важных вопросов, например о незаконной торговле окружающей средой и торговле ею в рамках закона, о коррупционных экологических лицензировании и сертификации, об экологических конфликтах и последствиях для окружающей среды вооруженных и межнациональных конфликтов, об экологическом терроризме, о связях между охраной природы и здоровьем человека, о защите его биологической сущности»103.
На наш взгляд, не все эти предположения верны, так как вопросы незаконной торговли окружающей средой, коррупционных экологических лицензирования и сертификации, экологического терроризма скорее относятся к эколого-правовой ответственности и должны быть включены в Общую часть экологического права, а вопросы об экологических конфликтах и последствиях для окружающей среды вооруженных и межнациональных конфликтов - в Специальную часть экологического права.
Обобщая вышеуказанное, необходимо отметить, что система экологического права рассматривается в трех аспектах: как отрасль права, как учебная дисциплина, как наука. Экологическое право как отрасль права состоит из последовательно расположенных правовых институтов. Более широкое содержание у экологического права как учебной дисциплины: здесь помимо нормы права рассматриваются теоретические вопросы экологического пра-
102 Дубовик О.Л., Кремер Л. Любе-Вольфф. Указ. раб. С.22-23.
103 Дубовик О.Л. Экологическое право. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2007. С.59.
ва, история его формирования. Самое широкое содержание у экологического права как науки, так как здесь исследуются не только нормы экологического права, теория экологического права, но и важнейшие проблемы и пути их разрешения. Рассмотрим систему экологического права как учебной дисциплины.
В нашем представлении примерная системаэкологического правакак учебной дисциплины должна выглядеть следующим образом:
Общая часть:
1. История развития экологического права.
2. Экологическое право как отрасль права.
3. Экологическое правоотношение.
4. Экологические права, обязанности и законные интересы физических и юридических лиц, государства.
5. Право собственности на природные ресурсы.
6. Право природопользования.
7. Механизм охраны окружающей природной среды и природопользования (государственно-правовой, общественный, экономический, идеологический).
8. Правовые основы охраны окружающей природной среды.
9. Экологическая ответственность.
В Особенной частирассматриваются следующие вопросы:
1. Правовой режим использования и охраны земель.
2. Правовой режим использования и охраны недр. 1 3. Правовой режим использования и охраны вод.
4. Правовой режим использования и охраны лесов и иной растительности.
5. Правовой режим использования и охраны животного мира.
6. Правовая охрана атмосферного воздуха.
7. Правовой режим особо охраняемых природных территорий.
8. Правовой режим курортных, лечебно-оздоровительных, зеленых и рекреационных зон.
9. Правовой режим экологически неблагополучных территорий.
10. Правовая охрана окружающей среды в промышленности и энергетике.
11. Правовая охрана окружающей среды на транспорте.
12. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве.
13. Правовая охрана окружающей среды в населенных пунктах.
Специальная часть:
1. Международное экологическое право.
2. Зарубежное экологическое право.
-a^"-*^*^
Один из разделов Общей части экологического права - «Правовые основы охраны окружающей природной среды» может показаться спорным, так как раньше он в качестве элемента Общей части не предлагался и, в общем-то, представлен всеми темами Особенной части. Однако мы считаем необходимым его выделить, так как здесь будут рассмотрены общие положения, касающиеся общих экологических требований к хозяйственной деятельности, понятия и видов отходов, основных видов загрязнения, засорения и истощения окружающей природной среды. Аналогичный раздел существует в земельном праве.
Такое построение имеет значение не только для преподавания экологического права. Оно позволит установить последовательность правовых институтов, составляющих Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года, который нуждается в четкой и логически построенной структуре.
Система экологического права как отрасли права, а также как науки может отличаться по содержанию от системы экологического права как учебной дисциплины. В первом случает содержание будет уже, так как его составляют нормы экологического права и здесь отсутствуют вопросы теории и истории экологического права. Во втором случае содержание более объемное, так как здесь рассматриваются не только вопросы теории и истории, а также нормы экологического права, но и проблемы экологического права и практики его применения, и пути их разрешения.
3. Экологическое законодательство Республики Казахстан
Существенным условием для выделения экологического права в самостоятельную отрасль права является не только наличие специфического предмета правового регулирования, но и наличие развитой системы источников экологического права.
Что же представляют собой источники экологического права и как они соотносятся с экологическим законодательством?
Под источником права понимают внешнюю форму выражения права. Источниками права являются нормативный акт, правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, научно-правовая доктрина. Разумеется, что не все из перечисленного относится к источникам экологического права Республики Казахстан. В нашем государстве в качестве источников права признаются нормативный акт, правовой обычай, договор.
Можно дать следующее понятие источника экологического права -
это внешняя форма выражения норм, регулирующих общественные экологические отношения.
Под экологическим законодательством понимают совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном .-порядке и регулирующих общественные экологические отношения.
Как видим, понятия «экологическое законодательство» и «источники экологического права» соотносятся как часть и целое.
Систему экологического законодательства можно рассматривать в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Основным фактором, положенным в данное разделение, является нормативный правовой акт.
Горизонтальное построение предполагает деление нормативных правовых актов по содержанию на общие, относящиеся ко всем подотраслям экологического права (Конституция РК, Экологический кодекс РК и т.д.), и специальные, которые регулируют отношения одной подотрасли (Земельный кодекс РК, Водный кодекс РК, Лесной кодекс РК, Закон РК «О недрах и недропользовании» и т.д.).
Можно осуществить и более дифференцированное построение - в зависимости оттого, какие отношения регулируются нормативными правовыми актами. Так, можно выделить нормативные правовые акты:
- в области охраны экологических прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства (Закон РК «О радиационной безопасности населения» от 23 апреля 1998 г., Закон РК «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» от 5 июля 1996 года; Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» от 30 июня 1992 года, Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» от 18 декабря 1992 года);
- в области охраны окружающей природной среды (природоохранительные) (Экологический кодекс РК от 9 января 2007 года, Закон РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 года);
- в области рационального использования природных ресурсов (природ-норесурсовые) (Земельный кодекс РК от 20 июня 2003 г., Закон РК «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г., Водный кодекс РК от 9 июля 2003 г., Лесной кодекс РК от 8 июля 2003 г., Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 г.);
- в области регулирования собственности на природные ресурсы (Земельный кодекс РК, Закон РК «О недрах и недропользовании», Водный кодекс РК, Лесной кодекс РК, Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»);
- в области экологического управления (Положение о Министерстве охраны окружающей среды Республики Казахстан от 8 декабря 2007 года, Положение об Агентстве Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами от 14 января 2005 года и т.д.);
- в области реализации экологической ответственности (постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении размеров возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 4 сентября 2001 г., Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении базовых ставок для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казахстан» от 31 мая 2007 года и т.д.).
Необходимо отметить, что большинство из перечисленных нормативных правовых актов представлены не в совсем «чистом» виде, так как в них имеются и природоохранительные, и природноресурсовые нормы.
Структура экологического законодательства РК по вертикали строится в соответствии с признаком юридической силы нормативных правовых актов. Юридическая сила является основанием для деления нормативных правовых актов на законы и подзаконные нормативные акты.
Конституция Республики Казахстан является главным источником экологического права. Так, в соответствии со ст. 6 Конституции РК «земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться в частной собственности на основании, условиях и в пределах, установленных законом». В ст. 31 говорится: «1. Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. 2. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом». В ст. 38 Конституции РК указана обязанность граждан РК сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
Важную роль в регулировании экологических отношений играют законы, принимаемые Парламентом Республики Казахстан, и Указы Президента РК, имеющие силу закона. Их можно подразделить на три группы: законодательство в области охраны экологических прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства; законодательство об охране окружающей природной среды и природноресурсовое законодательство.
К законам первой группы относятся Закон РК «О радиационной безопасности населения» от 23 апреля 1998 г., Закон РК «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» от 5 июля 1996 года; Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» от 30 июня 1992 года, Закон РК «О социаль-
ной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» от 18 декабря 1992 года.
Среди законов второй группы одним из важнейших является Экологический кодекс РК от 9 января 2007 года, который регулирует отношения в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, в пределах территории Республики Казахстан.
Большая часть норм Экологического кодекса РК относится к охране окружающей природной среды, поэтому мы и включили Экологический кодекс РК во вторую группу. В кодексе закрепляется перечень объектов природы, подлежащих правовой охране, указываются основные экологические требования к хозяйственной и иной деятельности. Он включает положения, касающиеся контроля в области охраны окружающей природной среды, экологического воспитания и образования, положения, закрепляющие систему органов государственной власти и управления в области охраны окружающей природной среды и т. д.
Во вторую группу законов также входят:
— Закон РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 года;
— Закон РК «О радиационной безопасности населения» от 23 апреля 1998 г.;
— Закон РК «Об использовании атомной энергии» от 14 апреля 1997 г. Третью группу нормативных актов составляют:
— Земельный кодекс РК от 20 июня 2003 г.;
— Закон РК «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г.;
— Водный кодекс РК от 9 июля 2003 г.;
— Лесной кодекс РК от 8 июля 2003 г.;
— Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного
мира» от 9 июля 2004 г.;
Указанные законы закрепляют основные положения режима использования и охраны природных объектов, права и обязанности природопользо-вателей, компетенцию органов управления, ответственность за нарушения законодательства.
К подзаконным нормативным актам относятся:
— нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;
— нормативные акты Президента РК;
— нормативные постановления Правительства РК;
— нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и
иных руководителей центральных государственных органов, нормативные
правовые постановления центральных государственных органов и норма
тивные постановления Центральной избирательной комиссии Республики
Казахстан;
— нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов;
— нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного суда Республики Казахстан.
Нормотворческая компетенция Президента РК предусмотрена Конституцией РК, в силу которой было приняты, например, Постановление Президента РК «О создании Национального историко-культурного и природного заповедника «Ордабасы» в Южно-Казахстанской области» от 26 мая 1993 г., Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, одобренная Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года.
Правительственные акты различаются по форме и содержанию. Одни из них подробно определяют правовой режим природных объектов, их отдельных категорий, частей, элементов. Например, постановления Правительства РК «Об утверждении Перечней редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений» от 31 октября 2006 г.; «О мерах по охране осетровых видов рыб и других ценных биологических ресурсов Урало-Каспийского бассейна» от 8 апреля 1993 г.
Другие конкретизируют, уточняют порядок и условия предоставления тех или иных природных ресурсов в пользование или изъятие их из пользования. Например, Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил предоставления права недропользования в Республике Казахстан» от 21 января 2000 г., Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил охоты на территории Республики Казахстан» от 31 декабря 2004 года.
Третьи касаются организации и осуществления государственного управления в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Сюда можно отнести Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил ведения государственного лесного кадастра и государственного мониторинга лесов» от 17 февраля 2004 г., Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил ведения государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира в Республике Казахстан» от 5 января 2005 года.
Ряд правительственных актов закрепляет правовое положение, компетенцию природоохранительных органов: Положение о Министерстве охра-
ны окружающей среды Республики Казахстан от 8 декабря 2007 года, Положение об Агентстве Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами от 14 января 2005 года и т.д.
В некоторых случаях правительственные акты принимаются для конкретизации порядка и условий ответственности за экологические правонарушения. Так было принято постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении размеров возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 4 сентября 2001 г., Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении базовых ставок для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казахстан» от 31 мая 2007 года.
Нормативные акты министерств и ведомств принимаются в форме инструкций, приказов, правил, положений. Так, приказом Председателя Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 17 января 2005 года № 12 были приняты Правила перевода угодий, не покрытых лесом, в угодья, покрытые лесом, в государственном лесном фонде.
В системе МВД РК также издаются приказы, инструкции, положения, касающиеся охраны природы. Например, Приказ МВД РК «Об оказании помощи УВД Атырауской и Западно-Казахстанской областей по обеспечению сохранности рыбных запасов и борьбы с браконьерством» от 6 апреля 1994 г., Инструкция об организации работы органов внутренних дел по участию в борьбе с экологическими правонарушениями и карантинных мероприятиях, утвержденная Приказом МВД РК № 201 от 10 мая 2007 года.
К локальным нормативным актам можно отнести решения местных представительных и исполнительных органов.
О.Л. Дубовик предлагаются и другие классификации нормативных правовых актов.
Она считает, что систему можно строить по нескольким критериям: а) по юридической силе образующих ее актов; по территориальному действию актов; в) по предмету регулирования - общие экологические, специальные экологические и акты, содержащие экологические нормы, но относящиеся к другим отраслям законодательства; г) по объекту регулирования - устанавливающие правила охраны и использования средообразующих элементов (вод, воздуха, животного мира и т.п.), либо осуществления отдельных видов деятельности (например, генной инженерии, ксенотрансплантологии, ме-
лиорации), либо функционирования отдельных групп объектов или отрас-, лей народного хозяйства, а также обеспечивающие нормы (УК, КоАП)104.
На национальное экологическое законодательство существенное влияние оказывают международно-правовые акты - договоры, соглашения и конвенции в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Например, Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., документы Венской встречи представителей государств-участников Совещания в Хельсинки 1989 г.
Это - особый источник права. Здесь установлен примат международного права над национальным. Так, в соответствии со ст. 2 Экологического кодекса РК если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Кодексе, то применяются правила международного договора.
Экологическое законодательство Республики Казахстан имеет свои особенности.
Первой особенностью является множественность нормативных правовых актов. Дело в том, что экологические нормы содержатся не в одном кодифицированном нормативном акте, а во множестве кодексов, законов и
подзаконных актов.
Вторая особенность состоит в отсутствии единого головного, кодифицированного нормативного правового акта. На эту роль претендует Экологический кодекс РК, однако он регулирует в основном одну сторону взаимодействия общества и природы - охрану окружающей природной среды.
Третья особенность - наличие экологизированных норм в других отраслях законодательства. Например, в Уголовном кодексе РК имеется отдельная глава «Экологические преступления», в Кодексе РК об административных правонарушениях - глава «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов». Налицо процесс экологизации - внедрения экологизированных норм в другие отрасли права. Экологизации подлежит, прежде всего, административное, гражданское, предпринимательское, аграрное, трудовое право.
4. Значение изучения экологического права для работников органов внутренних дел
Одним из важнейших направлений экологической политики наше государство считает экологическое воспитание и образование. Об этом свиде-
104 Дубовик О.Л. Указ. раб. С.87. 56
тельствует выделение и закрепление в Экологическом кодексе РК от 9 января 2007 года отдельной главы 25 «Экологическое образование и просвещение, повышение квалификации специалистов».
Актуальность экологического образования и просвещения вызвана, во-первых, необходимостью сохранения окружающей природной среды в условиях современной экологической ситуации, во-вторых, необходимостью формирования гармонично развитой личности.
В этой связи довольно ответственные задачи встают перед вузами, которые должны готовить специалистов, способных предвидеть и учесть широкий круг социально-экономических, политических, нравственных и экологических последствий тех или иных конкретных производственных и управленческих решений. Жизнь настойчиво требует экологизации профессионального мышления на различных уровнях.
Имеет ли все вышесказанное какое-либо отношение к работникам органов внутренних дел? Разумеется, потому что именно на органы внутренних дел возложено выполнение ряда экологических функций. Так, Законом РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 г. на органы внутренних дел возложена обязанность - участвовать в проведении карантинных, санитарных и экологических мероприятий, в том числе при чрезвычайных экологических ситуациях.
Задачами органов внутренних дел РК в области охраны окружающей природной среды являются: выявление, пресечение и раскрытие экологических правонарушений и преступлений, охрана природных объектов, обеспечение экологической безопасности, участие в проведении совместно с иными государственными органами карантинных, санитарных и природоохранных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях, содействие природоохранным органам в борьбе с браконьерством.