Принципы и система экологического права

В настоящее время сформирована система принципов экологического права. Ряд из них указан в нормативных правовых актах достаточно опреде­ленно, некоторые вытекают из содержания этих источников права. Дело в том, что «принципы права по-разному закрепляются в нормах. Некоторые -непосредственно в виде соответствующим образом сформулированных руко­водящих задач, другие - косвенно и выявляются только путем анализа кон­кретных институтов той или иной отрасли права, но все они в равной мере определяются существующими в обществе экономическими и политическими закономерностями и призваны проводить в жизнь волю законодателя, отлича­ясь лишь в смысле форм и способов реализации этой воли в жизнь»80.

(^В-ст.5 Экологического кодекса РК закреплены основные принципы эко­логического законодательства Республики Казахстан. Ими являются: 1) обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан; 2) обеспечение экологической безопасности; 3) экосистемный подход при регулировании экологических отношений; 4) государственное регулирование в области ох­раны окружающей среды и государственное управление в области исполь­зования природных ресурсов; 5) обязательность превентивных мер по пре­дотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в лю­бых иных формах; 6) неотвратимость ответственности за нарушение эколо­гического законодательства Республики Казахстан; 7) обязательность воз­мещения ущерба, нанесенного окружающей среде; 8) платность и разреши­тельный порядок воздействия на окружающую среду; 9) применение наи­лучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий при ис-


пользовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду; 10) взаимодействие, координация и гласность деятельности государственных органов по охране окружающей среды; 11) стимулирование природополь-зователей к предотвращению, снижению и ликвидации загрязнения окру­жающей среды, сокращению отходов; 12) доступность экологической ин­формации; 13) обеспечение национальных интересов при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду; 14) гармониза­ция экологического законодательства Республики Казахстан с принципами и нормами международного права; 15) презумпция экологической опасно­сти планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения при при­нятии решений о ее осуществлении.

Следует заметить, что не все указанные принципы являются принципами экологического права и, тем более, экологического законодательства.

Некоторые принципы не являются специфическими для экологического права, например обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан; некоторые вообще принципами не являются, так как представляют собой наименование направлений или задач экологической деятельности (госу­дарственное регулирование в области охраны окружающей среды и госу­дарственное управление в области использования природных ресурсов; применение наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих техно­логий при использовании природных ресурсов и воздействии на окружаю­щую среду). Также в перечне указаны общие принципы государственного управления (взаимодействие, координация и гласность деятельности госу­дарственных органов),

Основной проблемой на сегодняшний день является то, что в норматив­ных актах - источниках экологического права - при перечислении принци­пов законодательства смешивают принципы права, принципы законода­тельства, принципы управления, принципы природопользования и т.д. На наш взгляд, указанные принципы необходимо разграничивать.

«Принципы права - это ведущие начала его формирования, развития и функционирования... Они характеризуют содержание права в концентриро­ванном виде» .

«Под принципами экологического права понимаются выраженные в нормах права, регулирующих экологические отношения, нормативно-руководящие идеи, положения, которые определяют содержание этой от­расли права, придают целостность, единство совокупности правовых норм,


 


Гвтьман Л. П. Процессуальные нормы и отношения в экологическом пра­ве. — Харьков, 1994. С. 4.

80 Мухитдинов Н. Б. Основы горного права. — Алма-Ата, 1983. С. 183.


ЯвичЛ.С. Общая теория права. -Л.: ЛГУ, 1976. С.151.


объединенных по предмету и методам правового регулирования в экологи­ческом праве»82.

Поэтому считаем, что в качестве основных принципов экологического праваследует указать:

1) Принцип обеспечения экологической безопасности.В соответст­вии с п.57 ст.1 Экологического кодекса РК экологическая безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. Предназначение экологи­ческого права заключается в реализации данного принципа. Вместе с тем экологическая безопасность по законодательству Республики Казахстан трактуется в узком смысле, поэтому данный принцип следовало бы обозна­чить более широко - принцип обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды.

2) Принцип учета особенностей окружающей природной среды и ее компонентов.В Экологическом кодексе РК этот принцип указан как эко-системный подход при регулировании экологических отношений. Нормы экологического права разрабатываются и применяются сучетом своеобра­зия природных объектов и ресурсов. Ограничения, нормативы и правила ведения хозяйственной и иной деятельности, определяющие экологически допустимые пределы использования природных ресурсов, учитывают спе­цифику природных ресурсов, например, возможности к воспроизводству (растительный и животный мир), невозобновляемость (полезные ископае­мые) и т.д.

3) Принцип учета взаимосвязи всех компонентов окружающей при­родной среды и их предназначения.Данный принцип имеет значение не только для практической деятельности, но и для формирования и развития экологического права. Компоненты окружающей природной среды нахо­дятся во взаимодействии друг с другом, поэтому оставление без внимания этой взаимосвязи может привести к негативным последствиям. Например, вырубка лесных насаждений вблизи водных объектов может привести впо­следствии к обмелению последних. Поэтому в нормах экологического права должен учитываться и такой момент. Например, в Правилах отпуска древе­сины на корню на участках государственного лесного фонда от 22 декабря 2003 года реализован этот принцип: для лесных насаждений, входящих в государственный лесной фонд, но расположенных на полосах отвода же­лезных, автомобильных дорог, каналов, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений, предназначенных для защиты данных объек-

82 Культелеев СТ. Указ. раб. С.60. 34


тов от неблагоприятных природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия, настоящие Правила применяются сучетом назначения этих насаждений для выполнения ими защитных функций и установленного порядка их использования.

4) Принцип предотвращения ухудшения качества окружающей природной среды и посягательств на экологические права и законные интересы физических, юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и государства.Экономически выгоднее предотвратить экологи­ческий вред нежели устранить его последствия.

5) Принцип обязательности экологической экспертизы норматив­ных актов.В условиях лоббирования интересов частных лиц и коммерче­ских структур при формировании экологического законодательства данный принцип должен лежать в основе нормообразования стем, чтобы не появ­лялись нормы, противоречащие самой сущности экологического права. На­пример, лоббирование заинтересованными лицами ввоза промышленных, в том числе радиоактивных отходов осуществляется давно, однако общест­венности до последних пор удавалось сдерживать процесс официального принятия законопроекта о ввозе радиоактивных отходов на территорию Республики Казахстан. И, тем не менее, нельзя сказать, что такая угроза от­пала.

6) Принцип обеспечения оптимального природопользования.Нормы экологического права должны обеспечивать целевой характер, научную обоснованность, рациональность природопользования.

7) Принцип зонирования,который заключается в установлении специ­альных зон с особым правовым режимом использования и охраны. «Зони­рование означает: а) наделение участков территории (акватории) особым правовым статусом; б) установление особого или дифференцированных правовых режимов, определяемых, как правило, в специальных норматив­ных правовых актах, иногда - в законодательных актах; в) введение допол­нительных ограничений и запретов, за нарушение которых предусматрива­ется (или может быть предусмотрена) повышенная ответственность, что влечет ряд правовых (а иногда социально-правовых) последствий (компен­сация вреда, иные меры социальной помощи); г) сопровождение наделе­нием дополнительными или исключительными полномочиями (правами и обязанностями) субъектов экологического управления (например, предос­тавление населению полной и достоверной информации о принятии допол­нительных мер физической защиты объекта и т. п.). Зонирование происхо­дит в соответствии с особой процедурой, т. е. порядок выделения и (или) объявления зон регулируется специальными процессуальными предписа­ниями. Зонирование характеризуется также пространственным и времен-


ными признаками. Первый из них означает, что границы той или иной зоны должны быть четко установлены и обозначены как в документах, так и на местности, описаны особенности и определена общая площадь зоны. Вто­рой признак может проявляться двояко: а) когда зона устанавливается на какой-либо срок (в годах, до наступления определенного условия, на неоп­ределенный срок (зоны в национальных парках) либо б) когда установлены сроки пересмотра зон»83.

Примерами зонирования в нашей республике является установление двух зон экологического бедствия - Приаралья и региона Семипалатинско­го ядерного полигона, множества особо охраняемых природных территорий - заповедников, заказников, национальных природных парков. Также суще­ствует закрепленная в экологических нормах возможность образования зон чрезвычайной экологической ситуации.

8) Принцип запрещения любых видов деятельности, создающих прямую угрозу национальной и международной экологической безо­пасности,например, ввоза радиоактивных отходов на территорию Респуб­лики Казахстан.

9) Принцип неотвратимости ответственности за нарушение эколо­гического законодательства Республики Казахстан.Нормы экологиче­ского права должны обеспечивать обязательное привлечение к ответствен­ности физических и юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств за деятельность, действия или бездействие, результаты которых создают или могут создавать угрозу экологической безопасности общества и госу­дарства.

 

10) Принцип обязательности полного возмещения экологического вреда.Экологическое право обеспечивает качество окружающей природ­ной среды, в том числе и путем восстановления ее нарушенного состояния. Для этого необходимы восстановительные мероприятия, которые могут быть произведены самим причинителем вреда либо он возмещает все рас­ходы на их проведение. Также должен компенсироваться ущерб, причинен­ный здоровью человека, убытки физических и юридических лиц, крестьян­ских (фермерских) хозяйств, понесенные в результате причиненного вреда их имуществу.

11) Принцип обязательности учета мнения граждан и обществен­ных организаций в подготовке, принятии и реализации решений, за­трагивающих их экологические права и законные интересы.Мнение


общественности должно учитываться при разработке и принятии новых экологических норм, в их реализации на практике.

Здесь указаны общие принципы экологического права. Возможен и дифференцированный подход, т.е. принципы экологического права можно сгруппировать по институтам экологического права, например, принципы экологического управления. Также можно сформулировать принципы эко­логического законодательства, экологической политики. Не исключен и та­кой вариант, как выделение принципов экологической деятельности, кото­рые, в свою очередь, следует подразделить на принципы охраны окружаю­щей природной среды, принципы природопользования, принципы охраны экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, государства.

Рассмотрим систему экологического права. Система экологического права как отрасли правапредставляет собой совокупность взаимосвязан­ных правовых институтов, расположенных в определенной последователь­ности в зависимости от выполняемой ими роли в сфере регулирования эко­логических отношений.

Вопрос о системе экологического права на первый взгляд кажется дос­таточно избитым и не актуальным. Однако при более внимательном рас­смотрении выясняется, что по такому, казалось бы, несложному вопросу в теории экологического права наблюдается широчайший разброс мнений, путаница, отнесение институтов Общей части экологического права к Осо­бенной или Специальной и наоборот. Не лучше и ситуация в законодатель­стве.

Экологический кодекс РК от 9 января 2007 года84 не избежал данной проблемы. Он подразделяется на две части - Общую и Особенную.

В Общей части наряду с традиционными институтами государственного управления в области охраны окружающей среды, экологических прав и обязанностей физических и юридических лиц, экологической экспертизы, экологического контроля, мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, государственный учет участков загрязнения окружающей среды, новыми институтами экологического аудита, технического регулирования в области охраны окружающей среды, экологической информации содержат­ся институты, которые можно отнести к Особенной части кодекса (Раздел 6 Экологического кодекса «Зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия») и к Специальной части (Глава 27 «Международ­ное сотрудничество Республики Казахстан в области охраны окружающей


 


83 Дубовик О.Л. Экологическое право. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С.40-41.


Экологический кодекс Республики Казахстан от 07.01.2007г. //Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2007. - № 1.


среды и природопользования»), которая, к сожалению в Экологическом ко­дексе РК не предусмотрена.

В Особенную часть почему-то вошел такой традиционный институт Общей части экологического права, как «Ответственность за экологические правонарушения и разрешение экологических споров». Кроме того, по на­шему мнению, новые институты «Экологические требования при определе­нии права собственности на отходы производства и потребления», «Экологические требования при обращении с отходами производства и по­требления» также должны войти в содержание Общей части Экологическо­го кодекса, так здесь установлены нормы, касающиеся общих вопросов -права собственности на отходы производства и потребления, понятия бес­хозяйных отходов, перехода права собственности на отходы, понятия отхо­дов производства и потребления и их видов, классификации опасных отхо­дов, общих экологических требований при обращении с отходами произ­водства и потребления, паспорта опасных отходов.

Большее беспокойство вызывает путаница в теории экологического пра­ва. Если законы разрабатывают не всегда юристы, то почему же у теорети­ков нет единого мнения по данному поводу, четкого и логического по­строения системы экологического права?

Рассмотрим мнения отечественных экологов-юристов о системе эколо­гического права как учебной дисциплины.

Д.Л. Байдельдинов считает, что Общая часть экологического права со­стоит из таких институтов, как понятие экологического права, источники экологического права, право собственности и иные вещные права на приро­ду и ее ресурсы, государственно-правовой механизм управления в области экологии, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права состоит из институтов, которые профессор Д.Л. Байдельдинов называет самостоятельными отраслями пра­ва:

1) Земельное право.

2) Водное право.

3) Горное право.

4) Лесное право.

5) Фаунисти'ческое право.

6) Атмосферовоздушное право.

7) Особо охраняемые природные территории.

8) Зоны экологического бедствия.

9) Экологические требования к хозяйственной деятельности.


Также он выделяет Особенную часть, где рассматриваются вопросы ме­ждународной охраны природы85.

Вместе с тем, в Типовой программе, которая прилагается к учебному по­собию, Д.Л. Байдельдинов отдельно выделяет тему «Меры по обеспечению экологической безопасности РК», в которой помимо понятия этих мер рас­сматриваются экологическая экспертиза, экологическая информация, эко­логические требования к хозяйственной и иной деятельности. На наш взгляд, нет необходимости выделять такую тему в Общей части, потому что все институты Особенной части экологического права по сути представля­ют собой такие меры. Институт экологической экспертизы, экологической информации относятся к комплексному институту «Механизм охраны ок­ружающей среды и природопользования».

В Особенной же части данный автор оставил такую тему как междуна­родно-правовая охрана окружающей среды, хотя сам же утверждает, что это институт Специальной части.

СТ. Культелеев выделяет следующие институты Общей части учебного курса «Экологическое право РК»:

- Взаимодействие общества и природы - стержневая проблема охраны окружающей среды;

- Экологические проблемы в мире и в Республике Казахстан;

- Понятие правовой охраны природы, охраны окружающей среды, ра­ционального использования и воспроизводства природных ресурсов;

- История развития экологического права Республики Казахстан;

- Понятие, предмет, метод, принципы экологического права;

- Источники экологического права;

- Право собственности на природные ресурсы;

- Право природопользования;

- Государственное регулирование и управление экологопользованием и охраной окружающей природной среды;

- Организационно-правовые формы экологического контроля;

- Оценка воздействия на окружающую природную среду и экологиче­ская экспертиза;

- Экологический мониторинг и природноресурсовые кадастры;

- Ответственность за нарушение экологического законодательства.

В Особенной части СТ. Культелеев выделяет следующие институты: эколого-правовой режим использования и охраны, земель, вод недр, лесов; эколого-правовой зашиты атмосферного воздуха; эколого-правовой режим охраны воспроизводства и использования животного мира; эколого-


Байдельдинов Д.Л., Бекишева С.Д. Указ. раб. С.40.




правовой режим особо охраняемых природных территорий. Кроме того, во­просы: правовое регулирование атомной энергии и радиационного воздей­ствия на окружающую среду; международно-правовая охрана окружающей природной среды86.

По нашему мнению, в Общей части экологического права следовало бы выделить институт экономического механизма охраны окружающей при­родной среды и природопользования. Также незаслуженно забыт институт экологического правоотношения, где можно рассмотреть его объекты и субъектов, экологические права и обязанности субъектов экологического права.

Опаять же СТ. Культелеев указывает в Особенной части принадлеж­ность Специальной части - институт международно-правовой охраны ок­ружающей природной среды.

Недостаточно указания в Особенной части только одного института пра­вового регулирования атомной энергии и радиационного воздействия на окружающую среду, как будто экологические требования к хозяйственной деятельности ограничиваются только одним этим аспектом. По нашему мнению, недостатком построения Особенной части и у Д.Л. Байдельдинова, и у СТ. Культелеева является отсутствие дифференциации экологических требований по видам хозяйственной деятельности - в населенных пунктах, на транспорте, в сельском хозяйстве, в промышленности и т.д.

В экологическом праве России также нет ясности по данному вопросу.

Более того, встречаются такие ляпсусы, которые могут допустить уче­ные-неюристы. Так В.Г. Игнатовым, А.В. Кокиным и В.Н. Кокиным в Об­щей части экологического права выделены такие части как «Природоохран­ное право как составная часть экологического права» и «Природоресурсное право как составная часть экологического права». Конечно же, это вызыва­ет недоумение, ведь природоохранное право и природоресурсное право са­ми по себе представляют огромные массивы норм, которые по большей части расположены в Особенной части экологического права.

В Особенной части эти авторы рассматривают правовые режимы недро­пользования, землепользования, водопользования, лесопользования, поль­зования животным миром, как будто вопросы охраны этих природных ре­сурсов отсутствуют вообще, хотя традиционно они рассматриваются в Осо­бенной части. И только правовой режим охраны атмосферного воздуха за­трагивает вопросы охраны.

В Специальной части у данных авторов полная неразбериха. Сюда отно­сят «Международное экологическое право», «Публичное и частное право

86 Культелеев СТ. Указ. раб. С.61. 40


как регуляторы участия государства в природопользовании», «Правовое ре­гулирование природопользования и охраны среды на континентальном шельфе», «Правовой режим особо охраняемых природных территорий», «Правовое регулирование природопользования и охраны среды в Аркти­ке»87.

Тема «Публичное и частное право как регуляторы участия государства в природопользовании» должна рассматриваться в Общей части и относится к институту «Механизм охраны окружающей среды и природопользова­ния», так как касается вопроса об управленческих методах, используемых государством в области природопользования.

«Правовой режим особо охраняемых природных территорий» - это тра­диционный институт Особенной части экологического права.

Положительным является выделение самостоятельной темы «Правовое регулирование природопользования и охраны среды на континентальном шельфе», так как в большинстве учебников по экологическому праву эта тема никак не затрагивается, хотя и в КоАП РК, и в УК РК совершение эко­логических правонарушений на континентальном шельфе, относится к раз­делам «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов» и «Экологические преступле­ния соответственно. Однако эта тема должна рассматриваться в Особенной части экологического права.

Только две темы «Международное экологическое право» и «Правовое регулирование природопользования и охраны среды в Арктике» соответст­вуют Специальной части экологического права.

В работе Е.И. Майоровой и В.А. Попова наблюдается интересный под­ход к системе экологического права. Так они утверждают, что первая, об­щая часть, включает институты, регулирующие общественные отношения по поводу права собственности на природные ресурсы, права природополь­зования, оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологиче­ской экспертизы, правовых основ государственного регулирования приро­допользования и охраны окружающей среды и пр., т.е. такие, которые мож­но отнести ко всем подотраслям экологического права.

Вторая, особенная часть, представляет собой собственно природоре­сурсное право и содержит давно возникшие подотрасли права, такие как лесное, горное, земельное, фаунистическое и др., регулирующие рацио­нальное использование природных ресурсов.

М: ИКЦ 41

Игнатов В.Г., Кокин А.В., Кокип В.Н. Экологическое право «МарТ», 2005. С.90.


Третья, специальная часть, основывается на нормах других отраслей российского права, непосредственно регулирующих общественные отноше­ния, связанные с охраной окружающей среды. Это нормы административ­ного, уголовного, конституционного, гражданского, финансового, междуна­родного права88.

По-своему, конечно же, любое новое видение системы экологического права интересно, но такой подход отбрасывает нас в прошлое, когда само­стоятельные отрасли - природоресурсное право и природоохранительное право - рассматривались отдельно друг от друга вне процессов интеграции. Кроме того, специальная часть практически во всех учебных дисциплинах содержит вопросы международного или зарубежного права.

Г.А. Мисник, Н.Н. Мисник, Е.В. Нарежная в своем учебнике систему экологического права представили в виде норм экологического права, ин­ститутов, подотраслей и подсистем экологического права89. На наш взгляд, это структура экологического права, а не система, так как под последней обычно совокупность его институтов, расположенных в определенной по­следовательности.

У Ю.В. Трунцевского Общая и Специальная части за небольшим исклю­
чением соответствуют предъявляемым требованиям, однако есть недочеты
в построении Особенной части. Так, здесь выделены: эколого-правовой ре­
жим особо охраняемых природных объектов; экологическая безопасность
РФ; правовая охрана окружающей среды в процессе осуществления раз­
личных видов деятельности; правовая охрана природной среды в городах и
иных населенных пунктах; правовой режим чрезвычайных экологи-

ческих ситуаций и др.90 Хорошо, если за «др.» скрываются правовые режи­мы земель, недр, вод, лесов, атмосферного воздуха, животного мира. Ин­ститут экологической безопасности, взятый в целом также вряд ли будет входить в Особенную часть экологического права. Само понятие экологи­ческой безопасности, экологические права и обязанности физических и юридических лиц должны рассматриваться в Общей части, а меры по ее обеспечению содержатся в Особенной части во всех ее институтах.

Коллектив авторов под руководством Ю.Е. Винокурова упустил в Об­щей части экологического права институты права собственности на при­родные ресурсы и права природопользования. К Специальной части они от-


носят вопросы международно-правового сотрудничества, активным участ­ником которого является Российская Федерация, и основ правового регули­рования экологических отношений в зарубежных странах (сравнительное правоведение)91, хотя вопросы международно-правового сотрудничества всего лишь небольшая часть международного экологического права.

У Н.Н. Веденина довольно неплохо расписана Общая часть экологиче­ского права92, в Специальной части не хватает темы «Экологическое право зарубежных стран», а вот Особенная часть страдает от отсутствия диффе­ренцированных по видам экологических требований к хозяйственной и иной деятельности. Институт «Правовое регулирование обращения с опас­ными радиоактивными веществами и твердыми отходами», размещенный Н.Н. Ведениным в Особенной части, вероятно, носит спорный характер. По нашему мнению, складываются предпосылки для размещения общих норм о вредных веществах и отходах в Общей части экологического права.

В системе экологического права, представленной авторами Р.С. Мако-вик93, а также Н.В. Кузнецовой94, отсутствует специальная часть.

Рассмотрим точки зрения на систему экологического права известных корифеев экологического права.

По мнению Б.В. Ерофеева Общую часть экологического права состав­ляют следующие правовые институты: 1) право собственности на природ­ные ресурсы; 2) право экологопользования; 3) государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды; 4) организационно-правовое обеспечение рационального экологопользования и сохранности экологической системы России; 5) соотношение экономики и экологии: правовой аспект; 6) эколого-правовая ответственность; 7) понятие, виды экологического вреда и способы его устранения.

Особенная часть экологического права как отрасли права в представле­нии Б.В. Ерофеева, состоит из двух разделов:

Раздел I. Эколого-правовой режим природных объектов, составляющих экологическую систему России:

1. Эколого-правовой режим собственности на землю, землевладения,
землепользования и аренды.

2. Эколого-правовой режим недропользования.


 


Майорова Е.И., Попов В.А. Экологическое право. Практикум: учебное по­собие. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. С.12.

89 Мисник Г.А., Мисник Н.Н., Нарежная Е.В. Экологическое право. - Рос­
тов-на-Дону: Феникс, 2006. С.28-29.

90 Трунцевский Ю.В. Экологическое право России. - М.: «Издательство
ПРИОР», 1999.С.11.


91 Экологическое право: курс лекций и практикум /Под ред. Ю.Е. Винокуро­
ва.
- М.: Экзамен, 2005. С.19.

92 Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. - М: Юриспру­
денция, 1999. С.7-8.

93 Маковик Р.С. Экологическое право. Определения, схемы, комментарии. -
М.: Манускрипт, 1996. С.5.

94 Кузнецова Н.В. Экологическое право. - М.: Юриспруденция, 2000. С.9.


3. Эколого-правовой режим водопользования.

4. Эколого-правовой режим лесопользования.

5. Эколого-правовой режим пользования животным миром.

Раздел II. Эколого-правовая защита отдельных компонентов экологиче­ской системы России:

1. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха.

2. Заповедная эколого-правовая защита природных объектов и комплексов95.

По нашему мнению, недостатками данной системы является следующее:

Во-первых, отсутствует Специальная часть, хотя в построении экологи­ческого права как учебной дисциплины Б.В. Ерофеев выделяет Специаль­ную часть - международное экологическое право. Связано это, видимо, с тем, что система экологического права как отрасли права рассматривается как система внутреннего законодательства, в которое не входят источники международного экологического права. Однако есть предпосылки для пере­смотра данной точки зрения. Если обратить внимание на последние эколо­гические законы, то в некоторых из них встречаются и нормы, регулирую­щие международные отношения. Так, в Экологическом кодексе Республики Казахстан имеется Глава 27 «Международное сотрудничество Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и природопользования», в которой закреплены приоритеты и уровни, принципы международного со­трудничества, экономическая основа международного сотрудничества, ме­ждународная ответственность за экологические правонарушения, механизм межгосударственного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования, международные договоры

Во-вторых, в Особенной части отсутствуют такие правовые институты, как правовой режим экологически неблагополучных территорий, правовая охрана окружающей среды на транспорте, в промышленности, сельском хо­зяйстве, в населенных пунктах и т.д.

В-третьих, не совсем удачными являются такие термины, как «эколого-пользование» (использование экологии? Но экология - это раздел биологи­ческой науки); «экологическая система России» (экосистема - единый при­родный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обита­ния (атмосфера, почва, водоем и т. п.), в котором живые и косные компо­ненты связаны между собой обменом вещества и энергии96. Это термин, от­носящийся к естественным наукам нежели к правовым), «соотношение эко-

Ерофеев Б.В. Экологическое право. - М.ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006. С.57-58.

96 Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1979. С.1550. 44


номики и экологии: правовой аспект» (для названия правового института
больше подошло бы «экономический механизм охраны окружающей при­
родной среды и природопользования»), «эколого-правовой режим» (почему
не просто «правовой»?), «эколого-правовой режим собственности на зем­
лю, землевладения, землепользования и аренды» (в таком названии не учтен
правоохранительный аспект, почему не «правовой режим использования и
охраны земель»?), «эколого-правовая защита атмосферного воздуха», «За­
поведная эколого-правовая защита природных объектов
и комплексов» (обычно термин «защита» используется по отношению к
правам, а для природных объектов используется термин «правовая охра­
на»).

В учебнике, разработанном под руководством В.Д. Ермакова и А.Я. Су­харева, вопросы системы экологического права не рассматриваются, но со­держание учебника говорит само за себя. Деление на Общую, Особенную и Специальную часть отсутствует. После темы «История возникновения и развития экологического права в России» (Общая часть) идут темы «Меж­дународное экологическое право» и «Правовая охрана окружающей среды в зарубежных странах» (Специальная часть), затем «Государственное управ­ление в сфере экологии» (Общая часть). После темы «Механизм обеспече­ния исполнения экологических требований законодательства» (Общая часть) идет тема «Особо охраняемые природные территории и объекты» (Особенная часть), а потом опять тема Общей части - «Ответственность по экологическому праву»97.

В своем учебнике В.В. Петров отошел от традиционного деления эколо­гического права на Общую, Особенную и Специальную части, объясняя это следующим: «До разграничения экологического права от природноресурсо-вых отраслей права система экологического права носила комплексно-отраслевой характер, т.е. экологическое право включало в себя общую и особенную части. В общей части рассматривались общие, единые для охра­ны и использования природы вопросы: источники экологического права, объекты, право собственности, право природопользования, ответствен­ность. В особенной части рассматривались вопросы правового режима ох­раны и использования земель, недр, вод, лесов, животного мира, атмосфер­ного воздуха и комплексные вопросы правовой охраны в промышленности, сельском хозяйстве, городах и т.д. Модернизация отношений между эколо­гическими и природноресурсовыми отраслями права, выход из системы экологического права земельного и органически связанных с ним других природноресурсовых отраслей права привели к необходимости пересмотра

Экологическое право России /Под ред. В. Д. Ермакова и А. Я. Сухарева. — М.:ИМПЭ, 1997. С.468-474.


системы экологического права и построения ее применительно к нуждам и потребностям охраны среды в условиях рыночной экономики.

В нынешнем виде система экологического права включает в себя пять экологических частей. Первая — предмет, источники, объекты экологиче­ского права. Здесь рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объек­ты, право собственности и природопользования. Вторая — механизм эколо­гического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды, экономический механизм природной сре­ды, экологическая экспертиза и экологический контроль. Третья рассматри­вает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. Предме­том внимания здесь становятся следующие вопросы: механизм охраны при­родной среды в хозяйственной деятельности, охрана природной среды в промышленности, энергетике и других отраслях народного хозяйства, в го­родах, пригородных и рекреационных зонах, особо охраняемых территори­ях. Четвертая — экологическая ответственность. Речь идет об основаниях и видах этой ответственности, нормах, закрепляющих концепцию экологиче­ской ответственности, о формах возмещения вреда и методах предуп­реждения нарушений. Пятая — механизм международно-правовой охраны окружающей природной среды, включающий принципы, договоры и кон­венции, международные объекты охраны, международные организации, международные конференции98.

Данная трактовка заслуживает внимания в контексте рассмотрения при­родоохранительного права отдельно от природноресурсового, что опять не учитывает интеграционные процессы развития экологического права.

Достаточно разработанной и учитывающей большинство новых право­вых институтов является система экологического права, предложенная М.М. Бринчуком. В качестве недостатков здесь можно отметить только то, что в Особенной части не указаны разделы, связанные с правовой охраной окружающей человека среды, дифференцированной по видам деятельности. Также в программе курса и содержании учебника не выделена отдельно Специальная часть", хотя сам автор, представляя систему экологического права, выделяет эту часть100.

Наиболее обстоятельно к изучению проблемы определения системы экологического права подошла О.Л. Дубовик. На основе глубокого анализа

98 Петров В.В. Экологическое право России. - М.: Бек, 1995. С.78-79.

99 Бриччук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). - М:
Юристь, 1998. С.668-676.

100 БринчукМ.М. Указ. раб. С.68.
46


теоретических и практических источников она выделила 7 моделей по­строения системы экологического права101. При этом она определяет и ос­новные тенденции развития системы экологического права.

Одна из моделей рассмотрена сквозь призму учебной дисциплины.

По мнению О.Л. Дубовик, Общая часть содержит: 1) науковедческие во­просы о предмете, системе, методах экологического права, его соотноше­нии с иными отраслями, понятии, структуре и месте экологического зако­нодательства в правовой системе, иерархии источников права, его система­тизации и кодификации; 2) вопросы о понятии, принципах экологического управления, функциях, статусе и компетенции, правах обязанностях кон­тролирующих органов и лиц; 3) характеристику основных инструментов охраны окружающей среды, отражающих административно-правовой или экономико-правовой механизмы экологического права, к которым относят­ся: экологическая экспертиза, экосертификация, регистрационная и разре­шительная системы (лицензирование), декларации и заявления о деятельно­сти и состоянии, а также экологические платежи (налоги и сборы), аудит, страхование и пр.; 4) проблемы юридической ответственности за экологи­ческие правонарушения. Иногда в Общей части отдельно, а не в рамках экологического управления, выделяются проблемы экологической инфор­мации и информационного обеспечения охраны окружающей среды с по­мощью таких правовых инструментов, как мониторинг, кадастры и пр.; во­просы экологического зонирования или чрезвычайных экологических си­туаций.

Особенная часть выглядит еще более сложной из-за разнообразия объек­тов (предметов) правового регулирования. В настоящее время в нее входят: а) традиционный блок - правовая охрана земель, воздуха, вод, лесов, недр, животного и растительного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов; б) законодательство о правовой охране окружающей среды в сельском хозяйстве и промышленности, в том числе - по отраслям промыш­ленности, на транспорте, на урбанизированных территориях, т.е. в городах и иных населенных пунктах; в) законодательство о борьбе с загрязнением окружающей среды (по его видам - биологическое, радиационное, химиче­ское и т.п.), о правовом регулировании обращения с отходами, с опасными веществами, о правовом регулировании генно-инженерной деятельности, об атомном праве и другие.

Наконец, третья - специальная часть учебной дисциплины - это между­народное право окружающей среды... В эту часть программы многих юри-

Дубовик О.Л., Кремер Л. Любе-Вольфф. Экологическое право. - М.: Экс-мо, 2005. С.21-24.


дических вузов России включены также зарубежное экологическое законо­дательство и проблематика государственной экологической политики в дру­гих странах или регионов102.

Это наиболее приемлемая система современного экологического права. Вместе с тем, по нашему мнению, законодательство о борьбе с загрязнени­ем окружающей среды (по его видам - биологическое, радиационное, хими­ческое и т.п.), о правовом регулировании обращения с отходами, с опасны­ми веществами, не совсем вписывается в Особенную часть, так как носит общий характер и имеет отношение ко всем природным объектам. Так все виды загрязнения характерны практически для всех природных объектов, а отходы и опасные вещества образуются во всех сферах хозяйственной дея­тельности человека.

О.Л. Дубовик прогнозирует развитие Особенной части экологического права: «Сегодня возникает необходимость включения в Особенную часть новых, чрезвычайно актуальных тем, связанных с усилением угроз окру­жающей среде, возникновением новых опасных явлений и видов поведения, обострением ранее не столь важных вопросов, например о незаконной тор­говле окружающей средой и торговле ею в рамках закона, о коррупционных экологических лицензировании и сертификации, об экологических кон­фликтах и последствиях для окружающей среды вооруженных и межнацио­нальных конфликтов, об экологическом терроризме, о связях между охра­ной природы и здоровьем человека, о защите его биологической сущно­сти»103.

На наш взгляд, не все эти предположения верны, так как вопросы неза­конной торговли окружающей средой, коррупционных экологических ли­цензирования и сертификации, экологического терроризма скорее относят­ся к эколого-правовой ответственности и должны быть включены в Общую часть экологического права, а вопросы об экологических конфликтах и по­следствиях для окружающей среды вооруженных и межнациональных кон­фликтов - в Специальную часть экологического права.

Обобщая вышеуказанное, необходимо отметить, что система экологиче­ского права рассматривается в трех аспектах: как отрасль права, как учеб­ная дисциплина, как наука. Экологическое право как отрасль права состоит из последовательно расположенных правовых институтов. Более широкое содержание у экологического права как учебной дисциплины: здесь помимо нормы права рассматриваются теоретические вопросы экологического пра-

102 Дубовик О.Л., Кремер Л. Любе-Вольфф. Указ. раб. С.22-23.

103 Дубовик О.Л. Экологическое право. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2007. С.59.


ва, история его формирования. Самое широкое содержание у экологическо­го права как науки, так как здесь исследуются не только нормы экологиче­ского права, теория экологического права, но и важнейшие проблемы и пу­ти их разрешения. Рассмотрим систему экологического права как учебной дисциплины.

В нашем представлении примерная системаэкологического правакак учебной дисциплины должна выглядеть следующим образом:

Общая часть:

1. История развития экологического права.

2. Экологическое право как отрасль права.

3. Экологическое правоотношение.

4. Экологические права, обязанности и законные интересы физических и юридических лиц, государства.

5. Право собственности на природные ресурсы.

6. Право природопользования.

7. Механизм охраны окружающей природной среды и природопользо­вания (государственно-правовой, общественный, экономический, идеологи­ческий).

8. Правовые основы охраны окружающей природной среды.

9. Экологическая ответственность.

В Особенной частирассматриваются следующие вопросы:

1. Правовой режим использования и охраны земель.

2. Правовой режим использования и охраны недр. 1 3. Правовой режим использования и охраны вод.

 

4. Правовой режим использования и охраны лесов и иной растительно­сти.

5. Правовой режим использования и охраны животного мира.

6. Правовая охрана атмосферного воздуха.

7. Правовой режим особо охраняемых природных территорий.

8. Правовой режим курортных, лечебно-оздоровительных, зеленых и рекреационных зон.

9. Правовой режим экологически неблагополучных территорий.

10. Правовая охрана окружающей среды в промышленности и энергети­ке.

11. Правовая охрана окружающей среды на транспорте.

12. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве.

13. Правовая охрана окружающей среды в населенных пунктах.
Специальная часть:

1. Международное экологическое право.

2. Зарубежное экологическое право.


 


-a^"-*^*^


 


Один из разделов Общей части экологического права - «Правовые осно­вы охраны окружающей природной среды» может показаться спорным, так как раньше он в качестве элемента Общей части не предлагался и, в общем-то, представлен всеми темами Особенной части. Однако мы считаем необ­ходимым его выделить, так как здесь будут рассмотрены общие положения, касающиеся общих экологических требований к хозяйственной деятельно­сти, понятия и видов отходов, основных видов загрязнения, засорения и ис­тощения окружающей природной среды. Аналогичный раздел существует в земельном праве.

Такое построение имеет значение не только для преподавания экологи­ческого права. Оно позволит установить последовательность правовых ин­ститутов, составляющих Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года, который нуждается в четкой и логически построенной структуре.

Система экологического права как отрасли права, а также как науки мо­жет отличаться по содержанию от системы экологического права как учеб­ной дисциплины. В первом случает содержание будет уже, так как его со­ставляют нормы экологического права и здесь отсутствуют вопросы теории и истории экологического права. Во втором случае содержание более объ­емное, так как здесь рассматриваются не только вопросы теории и истории, а также нормы экологического права, но и проблемы экологического права и практики его применения, и пути их разрешения.

3. Экологическое законодательство Республики Ка­захстан

Существенным условием для выделения экологического права в само­стоятельную отрасль права является не только наличие специфического предмета правового регулирования, но и наличие развитой системы источ­ников экологического права.

Что же представляют собой источники экологического права и как они соотносятся с экологическим законодательством?

Под источником права понимают внешнюю форму выражения права. Источниками права являются нормативный акт, правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, научно-правовая доктрина. Разумеется, что не все из перечисленного относится к источникам экологического права Республики Казахстан. В нашем государстве в качестве источников права признаются нормативный акт, правовой обычай, договор.


Можно дать следующее понятие источника экологического права -

это внешняя форма выражения норм, регулирующих общественные эколо­гические отношения.

Под экологическим законодательством понимают совокупность нор­мативных правовых актов, принятых в установленном .-порядке и регули­рующих общественные экологические отношения.

Как видим, понятия «экологическое законодательство» и «источники экологического права» соотносятся как часть и целое.

Систему экологического законодательства можно рассматривать в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Основным фактором, поло­женным в данное разделение, является нормативный правовой акт.

Горизонтальное построение предполагает деление нормативных право­вых актов по содержанию на общие, относящиеся ко всем подотраслям эко­логического права (Конституция РК, Экологический кодекс РК и т.д.), и специальные, которые регулируют отношения одной подотрасли (Земель­ный кодекс РК, Водный кодекс РК, Лесной кодекс РК, Закон РК «О недрах и недропользовании» и т.д.).

Можно осуществить и более дифференцированное построение - в зави­симости оттого, какие отношения регулируются нормативными правовыми актами. Так, можно выделить нормативные правовые акты:

- в области охраны экологических прав и законных интересов физиче­ских, юридических лиц и государства (Закон РК «О радиационной безопас­ности населения» от 23 апреля 1998 г., Закон РК «О чрезвычайных ситуаци­ях природного и техногенного характера» от 5 июля 1996 года; Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бед­ствия в Приаралье» от 30 июня 1992 года, Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском испы­тательном ядерном полигоне» от 18 декабря 1992 года);

- в области охраны окружающей природной среды (природоохранитель­ные) (Экологический кодекс РК от 9 января 2007 года, Закон РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 года);

- в области рационального использования природных ресурсов (природ-норесурсовые) (Земельный кодекс РК от 20 июня 2003 г., Закон РК «О не­драх и недропользовании» от 27 января 1996 г., Водный кодекс РК от 9 ию­ля 2003 г., Лесной кодекс РК от 8 июля 2003 г., Закон РК «Об охране, вос­производстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 г.);

- в области регулирования собственности на природные ресурсы (Зе­мельный кодекс РК, Закон РК «О недрах и недропользовании», Водный ко­декс РК, Лесной кодекс РК, Закон РК «Об охране, воспроизводстве и ис­пользовании животного мира»);


- в области экологического управления (Положение о Министерстве ох­раны окружающей среды Республики Казахстан от 8 декабря 2007 года, По­ложение об Агентстве Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами от 14 января 2005 года и т.д.);

- в области реализации экологической ответственности (постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении размеров возмеще­ния вреда, причиненного нарушением законодательства об охране, воспро­изводстве и использовании животного мира» от 4 сентября 2001 г., Поста­новление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении базовых ставок для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казахстан» от 31 мая 2007 года и т.д.).

Необходимо отметить, что большинство из перечисленных нормативных правовых актов представлены не в совсем «чистом» виде, так как в них имеются и природоохранительные, и природноресурсовые нормы.

Структура экологического законодательства РК по вертикали строится в соответствии с признаком юридической силы нормативных правовых актов. Юридическая сила является основанием для деления нормативных право­вых актов на законы и подзаконные нормативные акты.

Конституция Республики Казахстан является главным источником эко­логического права. Так, в соответствии со ст. 6 Конституции РК «земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы на­ходятся в государственной собственности. Земля может находиться в част­ной собственности на основании, условиях и в пределах, установленных за­коном». В ст. 31 говорится: «1. Государство ставит целью охрану окру­жающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. 2. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здо­ровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом». В ст. 38 Конституции РК указана обязанность граждан РК сохранять природу и бе­режно относиться к природным богатствам.

Важную роль в регулировании экологических отношений играют зако­ны, принимаемые Парламентом Республики Казахстан, и Указы Президента РК, имеющие силу закона. Их можно подразделить на три группы: законо­дательство в области охраны экологических прав и законных интересов фи­зических, юридических лиц и государства; законодательство об охране ок­ружающей природной среды и природноресурсовое законодательство.

К законам первой группы относятся Закон РК «О радиационной безо­пасности населения» от 23 апреля 1998 г., Закон РК «О чрезвычайных си­туациях природного и техногенного характера» от 5 июля 1996 года; Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологиче­ского бедствия в Приаралье» от 30 июня 1992 года, Закон РК «О социаль-


ной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатин­ском испытательном ядерном полигоне» от 18 декабря 1992 года.

Среди законов второй группы одним из важнейших является Экологиче­ский кодекс РК от 9 января 2007 года, который регулирует отношения в об­ласти охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использо­вания и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйст­венной и иной деятельности, связанной с использованием природных ре­сурсов и воздействием на окружающую среду, в пределах территории Рес­публики Казахстан.

Большая часть норм Экологического кодекса РК относится к охране ок­ружающей природной среды, поэтому мы и включили Экологический ко­декс РК во вторую группу. В кодексе закрепляется перечень объектов при­роды, подлежащих правовой охране, указываются основные экологические требования к хозяйственной и иной деятельности. Он включает положения, касающиеся контроля в области охраны окружающей природной среды, экологического воспитания и образования, положения, закрепляющие сис­тему органов государственной власти и управления в области охраны окру­жающей природной среды и т. д.

Во вторую группу законов также входят:

— Закон РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 ию­ля 2006 года;

— Закон РК «О радиационной безопасности населения» от 23 апреля 1998 г.;

 

— Закон РК «Об использовании атомной энергии» от 14 апреля 1997 г. Третью группу нормативных актов составляют:

— Земельный кодекс РК от 20 июня 2003 г.;

— Закон РК «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г.;

— Водный кодекс РК от 9 июля 2003 г.;

— Лесной кодекс РК от 8 июля 2003 г.;

— Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного
мира» от 9 июля 2004 г.;

Указанные законы закрепляют основные положения режима использо­вания и охраны природных объектов, права и обязанности природопользо-вателей, компетенцию органов управления, ответственность за нарушения законодательства.

К подзаконным нормативным актам относятся:

— нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;

— нормативные акты Президента РК;

— нормативные постановления Правительства РК;


— нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и
иных руководителей центральных государственных органов, нормативные
правовые постановления центральных государственных органов и норма­
тивные постановления Центральной избирательной комиссии Республики

Казахстан;

— нормативные правовые решения маслихатов, нормативные право­вые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов;

— нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного суда Республики Казахстан.

Нормотворческая компетенция Президента РК предусмотрена Консти­туцией РК, в силу которой было приняты, например, Постановление Прези­дента РК «О создании Национального историко-культурного и природного заповедника «Ордабасы» в Южно-Казахстанской области» от 26 мая 1993 г., Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, одобренная Указом Президента Республики Казахстан от 3 де­кабря 2003 года.

Правительственные акты различаются по форме и содержанию. Одни из них подробно определяют правовой режим природных объек­тов, их отдельных категорий, частей, элементов. Например, постановления Правительства РК «Об утверждении Перечней редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений» от 31 октября 2006 г.; «О мерах по охране осетровых видов рыб и других ценных биологических ресурсов Урало-Каспийского бассейна» от 8 апреля 1993 г.

Другие конкретизируют, уточняют порядок и условия предоставления тех или иных природных ресурсов в пользование или изъятие их из пользо­вания. Например, Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил предоставления права недропользования в Республике Казахстан» от 21 января 2000 г., Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил охоты на территории Республики Ка­захстан» от 31 декабря 2004 года.

Третьи касаются организации и осуществления государственного управ­ления в области охраны окружающей природной среды и природопользова­ния. Сюда можно отнести Постановление Правительства Республики Казах­стан «Об утверждении Правил ведения государственного лесного кадастра и государственного мониторинга лесов» от 17 февраля 2004 г., Постановле­ние Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил ведения государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира в Респуб­лике Казахстан» от 5 января 2005 года.

Ряд правительственных актов закрепляет правовое положение, компе­тенцию природоохранительных органов: Положение о Министерстве охра-


ны окружающей среды Республики Казахстан от 8 декабря 2007 года, По­ложение об Агентстве Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами от 14 января 2005 года и т.д.

В некоторых случаях правительственные акты принимаются для конкре­тизации порядка и условий ответственности за экологические правонару­шения. Так было принято постановление Правительства Республики Казах­стан «Об утверждении размеров возмещения вреда, причиненного наруше­нием законодательства об охране, воспроизводстве и использовании живот­ного мира» от 4 сентября 2001 г., Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении базовых ставок для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казах­стан» от 31 мая 2007 года.

Нормативные акты министерств и ведомств принимаются в форме инст­рукций, приказов, правил, положений. Так, приказом Председателя Комите­та лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Рес­публики Казахстан от 17 января 2005 года № 12 были приняты Правила пе­ревода угодий, не покрытых лесом, в угодья, покрытые лесом, в государст­венном лесном фонде.

В системе МВД РК также издаются приказы, инструкции, положения, касающиеся охраны природы. Например, Приказ МВД РК «Об оказании помощи УВД Атырауской и Западно-Казахстанской областей по обеспече­нию сохранности рыбных запасов и борьбы с браконьерством» от 6 апреля 1994 г., Инструкция об организации работы органов внутренних дел по уча­стию в борьбе с экологическими правонарушениями и карантинных меро­приятиях, утвержденная Приказом МВД РК № 201 от 10 мая 2007 года.

К локальным нормативным актам можно отнести решения местных представительных и исполнительных органов.

О.Л. Дубовик предлагаются и другие классификации нормативных пра­вовых актов.

Она считает, что систему можно строить по нескольким критериям: а) по юридической силе образующих ее актов; по территориальному действию актов; в) по предмету регулирования - общие экологические, специальные экологические и акты, содержащие экологические нормы, но относящиеся к другим отраслям законодательства; г) по объекту регулирования - устанав­ливающие правила охраны и использования средообразующих элементов (вод, воздуха, животного мира и т.п.), либо осуществления отдельных видов деятельности (например, генной инженерии, ксенотрансплантологии, ме-


лиорации), либо функционирования отдельных групп объектов или отрас-, лей народного хозяйства, а также обеспечивающие нормы (УК, КоАП)104.

На национальное экологическое законодательство существенное влия­ние оказывают международно-правовые акты - договоры, соглашения и конвенции в области охраны окружающей природной среды и природо­пользования. Например, Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., Заключительный акт Совещания по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе 1975 г., документы Венской встречи пред­ставителей государств-участников Совещания в Хельсинки 1989 г.

Это - особый источник права. Здесь установлен примат международного права над национальным. Так, в соответствии со ст. 2 Экологического ко­декса РК если международным договором, ратифицированным Республи­кой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Кодексе, то применяются правила международного договора.

Экологическое законодательство Республики Казахстан имеет свои осо­бенности.

Первой особенностью является множественность нормативных право­вых актов. Дело в том, что экологические нормы содержатся не в одном ко­дифицированном нормативном акте, а во множестве кодексов, законов и

подзаконных актов.

Вторая особенность состоит в отсутствии единого головного, кодифи­цированного нормативного правового акта. На эту роль претендует Эколо­гический кодекс РК, однако он регулирует в основном одну сторону взаи­модействия общества и природы - охрану окружающей природной среды.

Третья особенность - наличие экологизированных норм в других от­раслях законодательства. Например, в Уголовном кодексе РК имеется от­дельная глава «Экологические преступления», в Кодексе РК об администра­тивных правонарушениях - глава «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов». Налицо процесс экологизации - внедрения экологизированных норм в дру­гие отрасли права. Экологизации подлежит, прежде всего, административ­ное, гражданское, предпринимательское, аграрное, трудовое право.

4. Значение изучения экологического права для ра­ботников органов внутренних дел

Одним из важнейших направлений экологической политики наше госу­дарство считает экологическое воспитание и образование. Об этом свиде-

104 Дубовик О.Л. Указ. раб. С.87. 56


тельствует выделение и закрепление в Экологическом кодексе РК от 9 ян­варя 2007 года отдельной главы 25 «Экологическое образование и просве­щение, повышение квалификации специалистов».

Актуальность экологического образования и просвещения вызвана, во-первых, необходимостью сохранения окружающей природной среды в ус­ловиях современной экологической ситуации, во-вторых, необходимостью формирования гармонично развитой личности.

В этой связи довольно ответственные задачи встают перед вузами, кото­рые должны готовить специалистов, способных предвидеть и учесть широ­кий круг социально-экономических, политических, нравственных и эколо­гических последствий тех или иных конкретных производственных и управ­ленческих решений. Жизнь настойчиво требует экологизации профессио­нального мышления на различных уровнях.

Имеет ли все вышесказанное какое-либо отношение к работникам орга­нов внутренних дел? Разумеется, потому что именно на органы внутренних дел возложено выполнение ряда экологических функций. Так, Законом РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 г. на органы внутренних дел возложена обязанность - участвовать в проведе­нии карантинных, санитарных и экологических мероприятий, в том числе при чрезвычайных экологических ситуациях.

Задачами органов внутренних дел РК в области охраны окружающей природной среды являются: выявление, пресечение и раскрытие экологиче­ских правонарушений и преступлений, охрана природных объектов, обеспе­чение экологической безопасности, участие в проведении совместно с ины­ми государственными органами карантинных, санитарных и природоохран­ных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях, содействие природоохранным органам в борьбе с браконьерством.