ЛЕКЦИЯ 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
ББК 67.407я73 |
Рецензенты: Завкафедрой природоресурсового и экологического права Казахского Национального Университета имени аль-Фараби кандидат юридических наук, доцент Л.К. Еркин-баева; начальник кафедры уголовного права и криминологии Карагандинского юридического института МВД РК имени Баримбека Бейсенова доктор юридических наук, профессор, И.Ш. Борчашвили
Бекишева С. Д. Экологическое право Республики Казахстан: Учебное пособие. — Караганда: Арко, 2009. — 472 с.
Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Экологическое право» для высших учебных заведений МВД РК, на основе анализа законодательства Республики Казахстан об окружающей природной среде и практике его применения.
Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, работников природоохранительных органов.
Рекомендовано к публикации решением Ученого Совета Карагандинского юридического института МВД РК имени Баримбека Бейсенова.
1203020900 00 (05)-04
!i :
ISBN 9965-703-41-8 © Бекишева С.Д., 2009
l^
План:
1. Понятие, предмет и метод экологического права.
2. Принципы и система экологического права.
3. Экологическое законодательство Республики Казахстан.
4. Значение изучения экологического права для работников органов внутренних дел.
1. Понятие, предмет, метод и система экологического права
Слово «экология» происходит от греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - слово, учение. Термин «экология» был введен в обращение немецким зоологом Эрнстом Геккелем в 1866 г. для обозначения учения о взаимосвязях организмов со средой их обитания.
В настоящее время под экологией понимают науку, исследующую закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека'.
Существует много областей экологии - глобальная экология, инженерная, экология человека и т. д. Для правоведов интерес представляет социальная экология, которая изучает проблемы взаимоотношений природы и общества2.
Чем же вызвано усилившееся в последнее время внимание к проблемам охраны окружающей природной среды?
Причинами этому, по нашему мнению, является - нарастающий экологический кризис, который охватил Семипалатинскую область и прилегающие к полигону территории, Приаралье, бассейны Балхаша и Каспийского моря.
По словам Президента РК Н. А. Назарбаева, «одно из самых крупных бедствий принес казахскому народу Семипалатинский ядерный полигон. Только в нашей республике от радиации пострадало свыше полумиллиона
Радкевич В.Л. Экология. - Минск: Вышейшая школа, 1998. С.7. Там же. С.14.
человек»3. «Общее количество испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне составило 456 ядерных и термоядерных взрывов. 116 из них были открытыми, т.е. проводились на поверхности земли или в воздушном пространстве.
По данным казахстанских ученых, суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных на Семипалатинском полигоне в атмосфере и на поверхности земли, в 2,5 тысячи раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной в 1945 году на Хиросиму... как скрупулезно подсчитали специалисты, количество радиоактивного вещества, накопленного в окружающей среде при ядерных взрывах в Семипалатинске, превышает количество выброшенного вещества из Чернобыльского атомного реактора. Как говорят некоторые ученые, в этом отношении Семипалатинск равен, как минимум, двум Чернобылям»4.
Другая катастрофа Казахстана - Аральское море, которое исчезает с лица планеты. Это бедствие подвергло неисчислимым страданиям народы огромного Центрально-Азиатского региона. И не только их: учеными сделан обоснованный вывод о глобальном разрушительном влиянии Аральского катаклизма на обширные территории планеты5.
Приаралье и территории, составляющие Семипалатинский ядерный полигон, объявлены зонами экологического бедствия. Однако кроме уже названных в Казахстане имеются регионы, на которых расположены полигон Капустин Яр (Западно-Казахстанская область), Азгирский полигон (Аты-рауская область), испытания биологического оружия проводились на острове Возрождения на Арале. Существуют и другие полигоны и испытательный площадки, на которых производились ядерные взрывы: Тайсойган, Ур-да, Жангала и т.д.
К примеру, газообразные продукты подземных ядерных взрывов на Аз-гирском полигоне по своей суммарной радиоактивности (около 10 млн. кюри) сопоставимы с Чернобыльской катастрофой. Превышение предельно безопасных показателей таллия в Азгире составляет от 120 до 8000 раз.
На поверхности земли на полигоне уровень радиации достигал 3500 микрорентген в час, что в 150 раз превышало естественный, безопасный для здоровья человека радиационный фон6.
Назарбаев И. А. Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана. — Алматы, 1998. С. 8-9.
4 Назарбаев Н. А. Эпицентр мира. - Астана: «Елорда», 2001. С. 54, 68.
Назарбаев Н. А. Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана. — Алматы, 1998. С. 8-9.
6 Назарбаев Н. А. Эпицентр мира. - Астана: «Елорда», 2001. С. 57.
В настоящее время на территории Республики Казахстан функционируют четыре военно-испытательных полигона и комплекс «Байконур». Реальную экологическую угрозу представляют упавшие и падающие на землю фрагменты ракет, разливы высокотоксичного топлива и другие факторы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и проживающее в непосредственной близости население7.
По-прежнему высоким остается уровень загрязнения земель, вод, воздуха. К наиболее загрязненным отнесены 10 городов, 8 из которых - с высоким уровнем загрязнения воздуха. В «черный» список самых загрязненных городов входят: Алматы, Актюбинск, Кустанай, Темиртау, Усть-Каменогорск; самых загрязненных водных объектов - рек Иртыш, Илек, Сырдарья, озеро Балхаш; самых загрязняющих предприятий - АО «Арселор Миттал Темиртау», АО «Казахмыс» (Карагандинская область).
Серьезную реальную угрозу экологической безопасности Казахстана представляет радиоактивное загрязнение, источники которого подразделяются на четыре основные группы:
- отходы неработающих предприятий уранодобывающей и перерабатывающей промышленности (отвалы урановых рудников, самоизливающиеся скважины, хвостохранилища, демонтированное оборудование технологических линий);
- территории, загрязненные в результате испытаний ядерного оружия;
- отходы нефтедобывающей промышленности и нефтяного оборудования;
- отходы, образовавшиеся в результате работы ядерных реакторов, и радиоизотопная продукция (отработанные источники ионизирующего излучения).
В Казахстане имеются шесть крупных ураноносных геологических провинций, множество мелких месторождений и рудопроявлений урана, которые обусловливают повышенный уровень естественной радиоактивности, отходы, накопленные на уранодобывающих предприятиях и в местах проведения ядерных взрывов.
На 30% территории Казахстана существует потенциальная возможность повышенного выделения природного радиоактивного газа - радона, который представляет реальную угрозу для здоровья человека. Опасным является использование для питьевых и хозяйственных нужд воды, зараженной радионуклидами.
Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы: одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 nxnaN 1241 /Справочная правовая система ЮРИСТ.
На предприятиях Казахстана находится более 50 тысяч отработанных источников ионизирующих излучений, и при радиационном обследовании было обнаружено и ликвидировано более 700 неконтролируемых источников, из которых 16 - смертельно опасные для человека.
На территории Казахстана накоплено более 20 млрд. тонн отходов производства и потребления, в том числе 6,7 млрд. тонн токсичных, при этом наблюдается тенденция их увеличения, что объясняется применением устаревших технологий, некачественным сырьем и топливом, нежеланием предприятий вкладывать средства на утилизацию отходов производства.
Промышленные отходы, включая токсичные, до настоящего времени складируются и хранятся в различных накопителях, зачастую без соблюдения соответствующих экологических норм и требований. В результате этого почва, подземные и поверхностные воды многих регионов подвержены интенсивному загрязнению. Постоянно возрастающие объемы складируемых отходов формируют новые техногенные ландшафты. С ростом высоты отвалов и терриконов они становятся все более интенсивными источниками пылеобразования.
Основная масса твердых бытовых отходов без разделения на компоненты вывозится и складируется на открытых свалках, 97% которых не соответствуют требованиям природоохранного и санитарного законодательства Республики Казахстан. Их размещение и обустройство осуществлены без проектов и оценки воздействия на окружающую среду. Только около 5% твердых бытовых отходов в республике подвергается утилизации или сжиганию8.
Весьма актуальной на сегодняшний день является проблема так называемых «исторических загрязнений». К историческим источникам загрязнения относятся бесхозные в настоящее время объекты: нефтегазовые и гидрогеологические скважины, шахты, рудники (в том числе с радиоактивными отходами), хвостохранилища и накопители сточных вод, которые являются реальной угрозой экологической безопасности страны.
Неудивительно, что в такой обстановке возникают глубокие негативные сдвиги в физическом состоянии человеческого организма. По заключению комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 95% всех паталогий прямо или косвенно связано с неблагоприятной окружающей природной средой9. Так, 90 % всех случаев заболеваний раком обусловлено негативным воздействием факторов окружающей среды. Из них
80 % случаев связано с воздействием химических канцерогенов и около 10 % - радиационных10.
Фактом, подтверждающими взаимосвязь неблагоприятных экологических факторов и ухудшения состояния здоровья населения, является ситуация в Семипалатинском регионе. По словам Президента РК Н.А. Назарбаева, «Начиная с первых наземных взрывов в 1949 году, наблюдается устойчивая тенденция роста числа заболеваний среди жителей Семипалатинской и Павлодарской областей, Алтайского края и других территорий, подвергшихся многократному воздействию радиационного облучения. Это касается таких заболеваний, как рак легких и молочной железы, лимфогемобластоз и целого ряда других злокачественных патологий. В целом, количество раковых заболеваний вообще возросло в три раза с момента начала испытаний. Даже по состояние на 2000-й год, общий уровень заболеваемости в районах, прилегающих к полигону, остается на 38% выше, чем этот показатель в среднем по Казахстану.
Именно в этих районах, близких к Семипалатинскому полигону, особенно много возникает случаев рождения детей с различными аномалиями в развитии, с физическими и умственными недостатками.
Вообще состояние, связанное с репродукцией человека в этих районах, просто катастрофическое.
Особенно это проявляется в многочисленных случаях спонтанного абор
та, недоношенности, выкидышей, недоразвития плода, тяжелых родов. Как
говорят специалисты, они связаны именно с генетическими мутациями,
I возникшими из-за воздействия кратковременной и остаточной радиации.
Количество рожденных детей с умственной отсталостью в районе полигона превышает общереспубликанский уровень в 3,5 раза! Особенно это касается тяжелых форм, например, олигофрении»". Даже с момента закрытия полигона «под действием остаточной радиоактивности количество врожденных патологий возросло в пять раз, т.е. на 500%!»12
Не избежало печальной участи и население Приаралья. В зоне экологического бедствия Приаралья (178 населенных пунктов с населением 186,3 тыс. человек) наблюдается высокий уровень желудочно-кишечных заболе-
Там же. 9 Олдак П.Г. Колокол тревоги. — М, 1990. С. 5.
Кузенной А. Жертвы и герои зон «белой смерти» // Вестник Казахстана. 1994. 20 мая.
11 Назарбаев Н. А. Эпицентр мира. - Астана: «Елорда», 2001. С. 66-67.
12 Там же. С.68.
ваний и анемии, особенно среди женщин и детей, детской смертности и врожденной патологии13.
Как видим, перед нынешним поколением стоит серьезная экологическая проблема, которая может быть решена различными способами. Юристов же интересует правовой способ решения названной проблемы. От других он отличается специфическими средствами, к которым относятся специальные правовые нормы - экологические, закрепленные в них экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, меры юридической ответственности за экологические правонарушения и т. д. Указанные нормы в своей совокупности образуют экологическое право.
Интересна история развития экологического права, его преподавания в вузах страны.
На 1 этапе (1917-1960 годы), когда главным во взаимодействии общества и природы было лишь использование природных ресурсов, в юридических вузах изучалось «Земельное право», в котором охватывались отношения по использованию земель и других природных ресурсов (недр, вод, лесов).
На 2 этапе (60-70 годы), когда, наконец-таки, стали признавать важным делом охрану природы, в юридических вузах появилась новая дисциплина «Земельное право и правовая охрана природы».
3 этап (начало 70-х годов и до 1984 года) характеризовался разделением «Земельного права и правовой охраны природы» на две самостоятельные дисциплины - «Земельное право» и «Правовая охрана природы». Затем «Земельное право», охватывающее множество тем, связанных с использованием не только земель, но и других природных объектов, было трансформировано в «Природоохранительное право».
4 этап начался в 1984 году, когда в московских юридических вузах была введена новая дисциплина «Природноресурсовое право и правовая охрана окружающей среды».
Однако дальнейшее обострение экологических проблем в общенациональном и глобальном масштабах создало условия для более точного наименования - «Экологическое право», и с 1988 года с таким наименованием данная дисциплина вошла в учебные планы юридических вузов. Открылся новый 5 этап.
Что же понимается под экологическим правом, является ли оно самостоятельной отраслью права?
Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы: одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 годаК 1241 /Справочная правовая система ЮРИСТ. 8
Вопрос о признании экологического права отраслью права тесно связан с вопросами о подходящем наименовании данной отрасли права и отнесении ее либо к основным, либо к комплексным отраслям права.
Большинство ученых-экологов оправдывает существование экологического права как отрасли права, объединяющей в себе природоохранительное и природноресурсовое право.
Б. В. Ерофеев считает, что уже сложились условия для возникновения самостоятельной отрасли «экологическое право» в системе современного права. К этим условиям он относит:
1) наличие государственного интереса в создании такой отрасли;
2) четкое выражение специфики регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования;
3) потребность в особом методе правового регулирования;
4) наличие либо потребность в особых источниках права'4.
По мнению этого ученого, экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим образом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, живущих в нашем общем и единственном доме - на Земле15.
С точки зрения В. Д. Ермакова и А. Я. Сухарева, «признаками любой отрасли права, дающими основание выделить ее из системы права в отдельную отрасль права, служат наличие государственной и общественной потребности в ней, специфического предмета, метода (способа), принципов правового регулирования родственных общественных отношений, обособленного законодательства и особых источников права. Все эти признаки присущи экологическому праву, и поэтому его относят к самостоятельной или отдельной отрасли права. Как отрасль права экологическое право представляет собой систему правовых норм, регулирующих специфические -экологические - общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы»16.
По мнению О.Л. Дубовик, в качестве отрасли оно признается, поскольку, являясь крупным звеном структуры права в целом, охватывает основные специфические виды отношений и поведения, требующие обособленного, юридически своеобразного регулирования. Самостоятельность эколо-
14 Ерофеев Б.В. Экологическое право. — М.: ИД «Форум» - ИНФРА-М, 2006. С. 38.
Ерофеев Б.В. Экологическое право России. — М.: Юристь, 1996. С. 86.
16 Экологическое право России /Под ред. В. Д. Ермакова и А. Я Сухарева. -М.:ИМПЭ, 1997. С. 35.
гического права обусловлена наличием собственного предмета регулирования - экологически значимого поведения людей - и специфических задач, к которым относятся: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление средообразующих элементов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены другими отраслями права17.
Итак, для выделения отрасли права, в самостоятельную необходимо наличие следующих условий:
1) наличие государственного и общественного интереса в создании такой отрасли;
2) собственный предмет регулирования, который составляют уникальные общественные отношения;
3) наличие либо потребность в особых источниках права;
4) своеобразные принципы правового регулирования общественных отношений;
5) специфические задачи, которые не могут быть решены другими отраслями права.
По нашему мнению, в настоящее время методы правового регулирования не играют определяющей роли в обособлении совокупности норм в самостоятельную отрасль права, как это было раньше.
М. М. Бринчук под экологическим правом (правом окружающей среды) понимает совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих конкретные общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц18.
О.Л. Дубовик считает, что экологическое право - самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой19.
Разделяют точку зрения об экологическом праве как отрасли права и представители казахстанской эколого-правовой школы: Д. Л. Байдельдинов,
Дубовик О.Л. Экологическое право. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. СЮ.
Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). — М.: Юристъ, 1998. С. 76.
" Дубовик О.П. Указ. раб. С. 10. 10
С. Б. Байсалов, А. С. Еренов, СТ. Культелеев, Н. Б. Мухитдинов, А. С. Стамкулов. В частности, А. С. Стамкулов считает экологическое право важнейшей отраслью права, представляющей собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы20.
По мнению Д. Л. Байдельдинова, наличие огромного нормативного материала по правовой экологии, выделение среди функций государства самостоятельной экологической функции и ряд других моментов не замедлили вызвать новые точки зрения ученых по поводу появления в системе современного права самостоятельной отрасли - «экологическое право»21. Под ней следует понимать «интегрированную, комплексную отрасль современного права, включающую в себя совокупность правовых норм, регулирующих экологические отношения, возникающие между государством и его субъектами по поводу взаимодействия с природой и отдельными природными ресурсами»22.
Однако следует отметить, что существует и противоположная точка зрения. В соответствии с концепцией, выдвинутой В. В. Петровым, в системе права нет места для экологического права, а экологическую нагрузку должны нести все отрасли права, так или иначе связанные с регулированием взаимодействия общества и природы. Здесь же выделяются отрасли, регулирующие отношения в сфере «общество - природа» - природноресурсовое и природоохранительное право, которые именуются экологическими отраслями23.
Спустя некоторое время В. В. Петров отказался от этой точки зрения и определял экологическое право как систему норм, регулирующих ресурсо-вые и охранительные отношения в процессе хозяйственного использования окружающей природной среды24.
В настоящее время этот автор вернулся на исходные позиции и признает экологическое право не как совокупность природоохранительного и при-родноресурсового права, а как тождественную природоохранительному праву отрасль, хотя при этом дает весьма многозначительную формулировку, позволяющую широко толковать понятие экологического права - как
20 Стамкулов А. С. Экологическое право Республики Казахстан на пороге
XXI века // Право и государство. — 1997. —№4. — С. 32.
21 Байдельдинов Д. Л. Экологическое законодательство Республики Казах
стан. — Алматы: Жет1 жаргы, 1995. С. 9.
22 Байдельдинов Д.Л., Бекишева С.Д. Экологическое право Республики Ка
захстан. - Алматы: Интерлигал, 2004. С.39.
23 Петров В. В. Экология и право. — М., 1981. С. 47-52.
24 Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Ев
ропы. — М., 1990. С. 36.
«совокупность норм и правоотношений, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы»25. Правда, в качестве предмета этой отрасли В. В. Петров указывает отраслевые экологические отношения (зем-леохранительные, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоох-ранительные отношения, по охране животного мира, атмосферного воздуха) - и комплексные экологические, относящиеся к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных санитарных и иных зон26.
Н. И. Матузов и А. В. Малько также не находят места в системе права экологическому праву, как совокупности природноресурсового и природоохранительного права, Они выделяют лишь земельное право и его подотраслями считают лесное, водное и горное право, а в качестве комплексной отрасли называют природоохранительное (экологическое) право27.
С. А. Комаров также присоединяется к этой точке зрения, однако, разделяет природоохранительное право и право природопользования. Последнее включает самостоятельные отрасли: земельное право, водное право, лесное право, горное право, которые он называет относительно самостоятельными системами норм28.
Проанализировав различные точки зрения на то, существует ли экологическое право в системе современного права как самостоятельная отрасль, автор присоединяется к ученым-экологам, признающим экологическое право в качестве отрасли права, объединяющей в себе природоохранительное право и природноресурсовое право.
Рассмотрим предмет экологического права.
Вопрос о предмете экологического права неоднократно исследовался учеными-экологами в течение многих лет. Тем не менее, актуальность этого вопроса сохраняется и сегодня. Так, по мнению О.Л. Дубовик, «от того, как понимается экологическое право и его предмет в данной стране, зависит определение государственной экологической политики, ее приоритетов, форм взаимодействия с другими видами политик: транспортной, промышленной и т.п. Понимание предмета экологического права сказывается на выборе правовых средств и методов решения конкретных задач, а иногда и лиц, принимающих решение, например, о ввозе опасных радиоактивных отходов в страну. Более того, именно эти... проблемы, в конечном счете, оп-
ределяют пределы государственного вмешательства в использование человеком окружающей среды или, наоборот, пределы вмешательства общественности в государственную экологическую политику... Наконец, от того, как определен предмет экологического права, зависит: кто будет нести ответственность за последствия очередной катастрофы - медики, биологи,
~ 29
атомщики, экологи или политики - и какова мера этой ответственности .
С момента признания большинством ученых экологического права интегрированной отраслью права, включающей в себя природноресурсовое и природоохранительное право (1987-1988 гг.), в предмете экологического права усматривали только две группы отношений - природноресурсовые (отношения по рациональному использованию природных ресурсов) и природоохранительные (отношения по охране окружающей природной среды).
Так, по мнению Н.В. Кузнецовой, предмет экологического права образует специфическая группа отношений, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения). Поскольку это взаимодействие проявляется в двух основных формах, можно сказать, что предметом экологического права являются общественные отношения по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды30.
Ю.В. Трунцевский также усматривает в предмете экологического права две группы отношений: по изучению, сохранению и воспроизводству окружающей среды, включая предупреждение и устранение последствий хозяйственной деятельности человека; по рациональному использованию природных ресурсов, удовлетворению потребностей и соблюдению экологических прав природопользователей31.
Эту точку зрения поддерживают и ученые Казахстана.
Так, Д.Л. Байдельдиыов отмечает, что к экологическим отношениям можно отнести те общественные отношения, в которых объектом выступают природа и природные ресурсы, отвечающие определенным критериям32.
Е.В. Новикова указывает, что в научной и учебной литературе по экологическому праву в качестве предмета этой комплексной отрасли права (или общности правовых норм) традиционно выделяются две группы общест-
Петров В. В. Экологическое право России. — М.: Бек, 1995. С. 62. 26 Там же. С. 56.
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. — М, 1996. С. 362-367.
28 Комаров С. Л. Общая теория государства и права. — М., 1998. С. 277. 12
Дубовик О.Л., Кремер Л. Любе-Вольфф. Экологическое право. - М.: Экс-мо, 2005. С.17-18.
30 Кузнецова Н.В. Экологическое право. - М: Юриспруденция, 2000. С.5.
31 Трунцевский Ю.В. Экологическое право России. - М.: «Издательство
ПРИОР», 1999. С.7.
32 Байдельдинов Д.Л., Бекишева С.Д. Указ. раб. С.27.
венных отношений - по использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды как две неразрывно взаимосвязанные части33.
Вместе с тем, мы полагаем, что понятие предмета экологического права следует уточнить. В некоторых формулировках современных ученых предмет экологического права определяется недостаточно четко, что вызывает неоднозначность в толковании и рождает критические замечания.
Даже излюбленная большинством авторов формулировка (В.В. Петров, О.Л. Дубовик, Н.В. Кузнецова и др.) «отношения в области (процессе) взаимодействия общества и природы» может вызвать неверное толкование. Так, Н.А. Духно отмечает, что «нельзя считать правомерными, правильными утверждения, иногда встречающиеся в литературе, что экологическое право регулирует отношения между человеком и природой. Например, известный советский правовед-эколог В.В. Петров писал, что взаимосвязь человека и природы является общественным отношением, действующим в рамках конкретной социально-экономической формации34. Между природой и обществом существует взаимосвязь. Это - бесспорно. Но она не общественная, а естественно-историческая, поскольку человек - дитя природы, а она - его мать. Общественные отношения - суть отношения только между людьми и внутри общества между разумными существами, потому и регулируемые правом. Кто не может читать и понимать нормы права, тот не может быть субъектом общественных, регулируемых правом, отношений35.
Б. В. Ерофеев называет в качестве предмета экологического права «складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений»36. С этим определением согласен и казахстанский ученый СТ. Культелеев37.
33 Новикова Е.В. Теоретические проблемы развития экологического законо
дательства в Республике Казахстан. - М.: Юристь, 1999. С.20.
34 Природноресурсовое право и правовая охрана окружающей среды /Под
ред. проф. В.В.Петрова. - М.: Юридическая литература, 1986.
35 Духно Н.А. Теоретические основы обеспечения экологического правопо
рядка: Дисс. докт. юрид. наук. - М., 2000. С.26.
36 Ерофеев Б. В. Экологическое право России. - М: ИНФРА-М, 1996. С. 96.
37 Культелеев СТ. Экологическое право Республики Казахстан. - Алматы:
ТОО ИК HAS, 2003. С.53.
Если исходить из этого понятия, то может показаться, что указанные отношения составляют узкую сферу, часть всех экологических отношений, т. к. речь идет об отношениях между гражданами и организациями при обязательном участии государства. В таком случае возникает вопрос, какой же отраслью права должны регулироваться отношения между двумя граждана-ми-природопользователями?
Позже Б.В. Ерофеев указывает в качестве предмета экологического права «экологические общественные отношения, связанные с функционированием всех природных объектов, их экосистем и других материальных объектов природы, влияющих на качество жизни, условия жизнедеятельности, здоровье человека или взаимодействие этих факторов при одновременной их охране в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений» 3S.
В учебнике известного ученого В.В. Петрова также имеются неясности в определении предмета экологического права. Так, в одном случае он указывает, что предметом экологического права являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы. Они подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные. Отраслевые экологические отношения - это землеохранительные, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранные отношения, по охране животного мира, атмосферного воздуха. Вторая группа - комплексные экологические) отношения - относится к охране природных территорий, комплексов, при-родно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон39. То есть здесь указана только одна группа отношений -природоохранительные. В другом случае В.В. Петров указывает и вторую группу экологических отношений - природноресурсовые40.
Такое же двоякое понимание только с уклоном в сторону природопользования характерно для авторов учебника «Экологическое право» Мисник Г.А., Мисник Н.Н. и Нарежной Е.В.
Они утверждают, что предмет экологического права составляют общественные отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природу как важнейшую составляющую окружающей среды в пределах территории РФ, а также на
Ерофеев Б.В.Экологическое право. - М: ИД «Форум»: ИНФрД-М 2006 С.42.
3' Петров В.В. Экологическое право России. - М.: Бек, 1995. С.55-56. 40 Там же. С.59.
континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ41. Следовательно, здесь предмет экологического права составляют природно-ресурсовые отношения.
Однако далее они пишут: «По своему содержанию экологические отношения делятся на две группы:
1) отношения природопользования, содержание которых составляют имущественные права и обязанности субъектов экологического права;
2) природоохранительные отношения, содержание которых составляют права и обязанности субъектов экологического права в сфере государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды и обеспечения экологического правопорядка»42.
Как видим, и здесь понимание предмета экологического права является противоречивым. Кроме того, непонятно, почему в содержании природоохранительных отношений акцентируется внимание на правах и обязанностях субъектов экологического права именно в сфере государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, ведь в механизме охраны окружающей природной среды элементами являются и органы местного самоуправления, и общественность. А сфера обеспечения экологического правопорядка предполагает не только обязанности по охране окружающей природной среды, но и по рациональному природопользованию.
Несколько неточным является и понимание предмета экологического права В. Д. Ермаковым, А. Я. Сухаревым и др. В качестве предмета эти ученые называют те волевые общественные отношения, которые имеют своим объектом охрану и использование окружающей природной среды и ее отдельных объектов в процессе взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического законодательства43. Здесь авторы, по нашему мнению, допустили ошибку, присовокупив к определению последнюю фразу - «и урегулированные нормами экологического законодательства». Сразу возникает вопрос: зачем уже урегулированным нормами экологического законодательства отношениям быть предметом эколого-правового регулирования? Урегулированные нормами отношения выступают в качестве правоотношений, и, следует заметить, урегулированные не просто нормами законодательства, а нормами права, ведь последнее гораздо шире, чем
41 Мисник Г.А., Мисник Н.Н., Нарежная Е.В. Экологическое право. - Рос
тов-на-Дону: Феникс, 2006. С.19.
42 Там же. С.20.
43 Экологическое право России /Под ред. В. Д. Ермакова и А. Я. Сухарева. -
М.:ИМПЭ, 1997. С. 39.
первое, т. к. помимо нормативных актов в это понятие входят и международные источники, и договоры, и даже обычаи.
Ю.В. Трунцевский почему-то включает в предмет экологического права отношения по изучению окружающей среды44. Такую же ошибку допускает
и Р.С. Маковик45.
По нашему мнению, хотя экологическим правом регулируются отношения по мониторингу окружающей среды, учету природных ресурсов, отношения по изучению окружающей среды не следует выделять в предмете экологического права как самостоятельную группу отношений. Изучение окружающей среды характерно как для природноресурсовых отношений, так и для природоохранительных отношений, и в первом, и во втором случае, это основной фактор их реализации. Без экологической информации невозможно осуществление этих отношений.
Интересна точка зрения на предмет экологического права, высказанная М. М. Бринчуком. Он подчеркивает, что вне отношений по природопользованию и охране окружающей среды остаются лишь отношения по охране и защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Регулирование этих отношений выделяется в отдельную группу общественных отношений, образующих предмет экологического права46.
По его мнению, предмет данной отрасли образуют отношения:
- собственности на природные объекты и ресурсы;
- по природопользованию;
- по охране окружающей среды от разных форм деградации;
- по защите экологических прав и законных интересов физических и
юридических лиц47.
На наш взгляд, последний элемент обязательно надо выделять в определении экологического права, учитывая то значение, которое придается экологическим правам и интересам личности в настоящее время в Республике Казахстан, о чем свидетельствует принятие и претворение в жизнь Концепции экологической безопасности Республики Казахстан. «Главным объектом этой концепции должна стать экологическая безопасность человека,
44 Трунцевский Ю.В. Экологическое право России. - М: «Издательство
ПРИОР», 1999. С.7.
45 Маковик Р.С. Экологическое право, Определения, схемы, комментарии. -
М: Манускрипт, 1996. С.4.
46 Бринчук М.М. О понятийном аппарате экологического права//Государство
и право. -1998. - №9. -С 27.
47 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). - М.:
Юристъ, 1998. С.63.
Оку зальГ^№ 2] (Читальный зал
т. е. состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и, прежде всего, прав на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую природную среду»48.
Остается спорным выделение в предмете экологического права отношений собственности на природные объекты и ресурсы.
Первоначально автором поддерживалась позиция, согласно которой этом факт бы несколько преждевременным. «Хотя в настоящее время в связи с признанием частной собственности на землю увеличилось количество норм, регулирующих отношения собственности, однако последние не являются специфичными только для экологического права, а составляют ПреД-мет гражданского права» .
Такое же мнение было высказано и СТ. Культелеевым50.
В настоящее время данная позиция нами пересмотрена. Отношения собственности на природные объекты и ресурсы все же следует включить в предмет экологического права.
Во-первых, в связи с уникальностью самих природных объектов, которые мы не может приравнивать к обычному имуществу, так как они не сделаны руками человека, не имеют стоимости.
Во-вторых, основные нормы о собственности на природные ресурсы содержатся именно в экологическом праве. В гражданском - указаны лишь общие основы, а специфика отражена в Земельном, Водном, Лесном кодексах РК. Например, для собственников природных ресурсов существуют ограничения в праве распоряжения. Для физических, юридических лиц и даже для государства установлен запрет на уничтожение природных ресурсов.
В настоящее время дискутируется вопрос о дальнейшем расширении предмета экологического права за счет включения в него экологической безопасности, экологического правопорядка.
Так, Ю.Е. Винокуров и другие указывают, что предметом экологического права будут являться регулируемые нормами экологического права общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности51.
Стамкулов А. С. Экологическое право Республики Казахстан на пороге XXI века //Право и государство. - 1997. - № 4. - С.34.
49 Бекишева С.Д. Экологическое право Республики Казахстан. - Караганда:
Арко, 2001.С.9.
50 Кулыпелеев СТ. Указ. раб. С.47.
1 Экологическое право: курс лекций и практикум /Под ред. Ю.Е. Винокурова. -М.: Экзамен, 2005. С. 17. 18
По нашему мнению, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности не следует выделять в качестве самостоятельной группы отношений, так как это будет означать узкое понимание экологической безопасности: только в сфере защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. Другими словами, эта та же группа отношений, выделенная нами - по охране экологических прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства, только с другим наименованием. Видимо, именно это авторы и хотели отразить в своем определении предмета экологического права.
Однако Ю.Е. Винокуров и другие авторы выделяют не просто отношения в сфере экологической безопасности, что означало бы отношения по охране экологических прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства. Они указывают «отношения в сфере обеспечения экологической безопасности», а это более широкое понятие. Следует различать понятия «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности». Первое понятие означает состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. Второе понятие означает деятельность и оно более широкое, так как обеспечение защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, предполагает не только охрану экологических прав общества и государства, но и охрану самой окружающей природной среды.
О.Л. Дубовик также предлагает использовать широкий подход к пониманию предмета экологического права, так как «узкий подход, охватывающий лишь сферу охраны окружающей среды, вряд ли отвечает современной социально-экологической ситуации; он не отражает всех направлений взаимодействия общества с нею. Широкий подход позволяет использовать больший набор правовых средств и методов влияния на поведение людей, регулируя больше областей жизнедеятельности человека, адаптируется к масштабности глобальных задач, стоящих перед человечеством52. Расширение предмета экологического права, по ее мнению, должно произойти за счет включения в него экологической безопасности, экологического правопорядка.
Дубовик О.Л. Экологическое право. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 12!
В целом, поддерживая это утверждение, мы сомневаемся лишь в необходимости включения в предмет экологического права экологического правопорядка, так как он, по нашему мнению, является конечной целью и результатом реализации норм права, поэтому не может рассматриваться в одном ряду с регулируемыми общественными отношениями.
По нашему мнению, в предмете экологического права следует выделить отдельно отношения по экологическому управлению и отношения по реализации экологической ответственности.
Причинами для включения их в предмет экологического права являются следующие факторы:
1) уже давно нормы об экологическом управлении и экологической от
ветственности стали включать в содержание источников экологического
права. Так, в Экологическом кодексе РК от 9 января 2007 года имеется Гла
ва 3 «Компетенция государственных органов в области охраны окружаю
щей среды и природопользования», Раздел 9 «Ответственность за экологи
ческие правонарушения и разрешение экологических споров» . Аналогич
ные главы и разделы, касающиеся отдельных природных объектов, есть в
Земельном, Водном, Лесном кодексах РК, Законе РК «Об охране, воспроиз
водстве и использовании животного мира». Непосредственными источни
ками экологического права являются принятые Постановление Правитель
ства Республики Казахстан «Об утверждении размеров возмещения вреда,
причиненного нарушением законодательства об охране, воспроизводстве и
использовании животного мира» от 4 сентября 2001 года и Постановление
Правительства Республики Казахстан «Об утверждении базовых ставок для
исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законода
тельства Республики Казахстан» от 31 мая 2007 года.
Следовательно, отношения по экологическому управлению и отношения по реализации экологической ответственности стали предметом правового регулирования экологического права.
2) Несмотря на то, что данные отношения регулируются не только нор
мами экологического права, они все же имеют некоторые специфические
черты. Например, такая функция как планирование подразделяется не толь
ко на территориальное и отраслевое, но и поресурсное (разработка специ
альных планов и программ по оздоровлению природных комплексов и от
дельных природных ресурсов), а в государственном управлении в области
использования и охраны вод реализуется бассейновый принцип организа
ции управления. Что касается экологической ответственности, то также есть
Экологический кодекс РК от 9 января 2007 года //Казахстанская правда. -2007. 23 января. 20
особенности в ее реализации. Например, сумма ущерба исчисляется по специальным методикам либо по заранее установленным таксам в отношении растительного и животного мира, допускается возмещение ущерба в натуральной форме (посадить деревья взамен срубленных, предоставить аналогичный земельный участок и т.д.).
Интересная точка зрения на предмет экологического права представлена в научных исследованиях известного ученого-эколога В.Н. Яковлева. Свою концепцию образования новой комплексной отрасли экологического права он обосновал еще в 1988 году и опубликована в монографии «Экологическое право». По его мнению, предмет комплексной экологической отрасли права представляет собой сложную совокупность общественных отношений, возникающих в процессе использования и охраны природных ресурсов во всех четырех фазах экономического общественного воспроизводства, а также в процессе духовного производства и в непроизводственной сфере. Сюда относятся также отношения по восстановлению (улучшению) возобновимых природных ресурсов и охране окружающей среды. Нормы, регулирующие экологические и природоресурсные отношения, не представляют собой однородную правовую общность, которая составила бы самостоятельную отрасль права в традиционном смысле. Привлекаются нормы различных отраслей права, социально-экологически и экономически взаимосвязанных между собой, не только земельное, горное, водное, лесное, фау-нистическое и воздушное право, а также аграрное, гражданское, административное и другие отрасли права, интегрированные нормы которых образуют комплексную отрасль экологического права. По сфере применения рассматриваемые нормы относятся к экологическим и природоресурсным общественным отношениям. Значительное место здесь занимают юридико-технические (агробиосанэкологические) нормы, которые во много определяют содержание эколого-трудовых правоотношений.
В соответствии с рассматриваемой концепцией В.Н. Яковлевым обозначены следующие правовые институты: право государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности на природные ресурсы как основа природопользования и охраны окружающей среды во всех фазах общественного воспроизводства (1); государственное и муниципальное управление в области природопользования и охраны окружающей среды (2); природопользование и охрана окружающей среды в фазе производства (3); природопользование и охрана окружающей среды в фазе распределения (4); природопользование и охрана окружающей среды в фазе обращения (5); природопользование и охрана окружающей среды в фазе потребления (6); природопользование и охрана окружающей среды в непроизводственной сфере (особоохраняемые территории, рекреация, туризм, охрана генофонда
и т.п.) (7); природопользование и охрана окружающей среды в духовном производстве (8); природопользование и охрана окружающей среды в населенных пунктах (9); природопользование и охрана окружающей среды в рамках международной торговли и углеводородного рынка (10)54.
Еще одной современной проблемой теории экологического права является вопрос осоотношении предмета экологического права и эколого-
процессуальных отношении, которые выделяются рядом авторов .
Бесспорно, что эколого-процессуальные отношения существуют. Но мы считаем, что они находятся вне предмета экологического права, так как последнее представляет собой право материальное. По мнению М.А. Аленова, эколого-правовые материальные отношения формируются в сфере взаимоотношений между обществом и природой, а эколого-процессуальные отношения представляют собой самостоятельный сегмент отношений, урегулированных отраслевыми положениями материального права56.
Проблема состоит в том, что на сегодняшний день экологическое процессуальное право не выделено в самостоятельную отрасль права и регулирование эколого-процессуальных отношений осуществляется в рамках норм, составляющих экологическое право.
Итак, по нашему мнению, в качестве предмета правового регулирования современного экологического правамогут выступать отношения:
- по охране экологических прав и законных интересов физических, юридических лиц, КФХ и государства;
- по охране окружающей природной среды (природоохранительные отношения);
- по рациональному использованию природных ресурсов (природноре-сурсовые отношения);
- отношения собственности на природные ресурсы;
- отношения по экологическому управлению;
- отношения по реализации экологической ответственности.
54 Яковлев В.Н. Воскрешение невостребованной концепции межотраслевой
интеграции правовых норм в комплексной отрасли экологического права в совре
менных условиях //Аграрное и земельное право. - 2009.
55 Гетьман А.П. Процессуальные нормы и отношения в экологическом пра
ве. Харьков: Основа, 1990; Аленов М.А. Экологический процесс: нормативное регу
лирование и проблемы правоприменения: Монография. - Астана.: ТОО «Профи-
Макс ДК», 2007.
56 Аленов М.А. Экологический процесс: нормативное регулимрование и про
блемы правоприменения: Монография. - Астана.: ТОО «ПрофиМакс ДК», 2007.
С.64.
Обобщенно их можно обозначить как общественные экологические отношения.
Общественные экологические отношения- общественные взаимосвязи между субъектами, возникающие по поводу реализации экологических прав и законных интересов либо экологических обязанностей.
Уникальность этих отношений проявляется в объекте и предмете экологических отношений.
Объектом экологического отношенияявляется взаимодействие субъектов данного отношения, складывающееся в процессе реализации экологического права, законного экологического интереса либо экологической обязанности.
Предметом экологического отношениявыступает окружающая природная среда либо ее элементы.
В качестве интегрированного предмета экологических отношений выступает окружающая природная среда,которая включает в себя «природу как систему естественных экологических систем, и окружающую человека среду как ту часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека»57.
В п.24 ст.1 Экологического кодекса РК дается определение окружающей среды: окружающая среда - совокупность природных и искусственных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой Земли, поверхностные и подземные воды, земли, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии. По нашему мнению оно требует корректировки: окружающая природная среда - совокупность природных (включая атмосферный воздух, озоновый слой Земли, поверхностные и подземные воды, земли, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии) и природно-антропогенных объектов. Под природно-антропогенным объектомследует понимать часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека.
В качестве дифференцированных предметов экологических отношений выступают элементы окружающей природной среды - природные объекты, природные ресурсы и природные комплексы.
В соответствии с п.47 ст.1 Экологического кодекса РК природные объекты - естественные объекты, имеющие границы, объем и режим существования. Однако таких характеристик недостаточно для определения природного объекта.
По мнению В.В. Петрова, природный объект - составная часть окружающей природной среды, охраняемая действующим законодательством,
Петров В. В. Экологическое право России. — М.: Бек, 1995. С. 541.
обладающая признаками естественного происхождения, состояния в экологической цепи природных систем, способная выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания человека58.
Нами предлагается следующее определение:
Природный объект- это составная часть окружающей природной среды, способная выполнять присущие только ей экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции.
К природным объектам мы относим земли, недра, воды, леса, растительный мир вне лесов, животный мир, атмосферный воздух.
В п.48 ст.1 Экологического кодекса РК дается понятие природных ресурсов: это природные объекты, имеющие потребительскую ценность: земля, недра, воды, растительный и животный мир. Данное понятие не является правильным, так как здесь происходит отождествление природных ресурсов и природных объектов и непонятно, в чем же разница.
Полагаем, что природный ресурс- это составная часть природного объекта, окружающей природной среды, используемая для удовлетворения материальных, культурных и других потребностей человека и общества либо предназначенная для такого использования.
Природные ресурсы классифицируют на исчерпаемые (лесные, земельные, водные ресурсы) и неисчерпаемые (солнечные, климатические, энергетические); возобновляемые (лесные ресурсы, ресурсы животного мира) и невозобновляемые (ресурсы недр).
Природный комплекс- это совокупность взаимосвязанных природных объектов, специально обособленная с целью установления особого режима использования и охраны (заповедники, заказники, национальные природные парки и т. д.).
Не все отношения, связанные сприродными явлениями, являются экологическими, а только те, в которых предмет отношения обладает следующими тремя признаками:
1) естественным источником происхождения,т. е. данный предмет произошел естественным путем, а не создан искусственно. Вследствие этого предмет экологического отношения не имеет стоимости, что и отличает его от товарно-материальных ценностей;
2) взаимосвязью с окружающей природной средой,т. е. данный предмет функционирует в составе естественных экосистем. Не являются экологическими, например, отношения по содержанию диких животных и птиц, изъятых из естественной среды обитания, отношения по использова-
58 Там же. С. 105. 24
нию на производстве и в быту воды, газа и других полезных ископаемых. Эти отношения регулируются нормами иных отраслей права;
3) социально-экологической ценностью,которая заключается в том, что данный предмет способен обеспечивать качество окружающей природной среды, выполнять функции жизнеобеспечения и тем самым представляет ценность для общества. Экологическим правом не охраняются природные явления, стихийные силы, которые противостоят интересам общества и задачам обеспечения качества окружающей природной среды (например, эрозия почв, сели, наводнения, опустынивание и т. д.).
Экологическое право как отрасль права характеризуется методом правового регулирования.
Метод правового регулирования экологических отношенийпредставляет сочетание публично-правового и частно-правового методов правового регулирования.
Суть публично-правового метода регулирования (метода власти и подчинения) заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Сходство метода экологического права с публично-правовым методом проявляется в том, что одна из сторон в правовом отношении находится в подчинении у другой. В ряде случаев стороны, участвующие в экологических правоотношениях, не равны: одна из сторон выступает как носитель власти, так как управомочена давать определенные предписания другой стороне, а последняя подчинена этой власти и обязана выполнять даваемые ей предписания. Такой характер носят взаимоотношения между органами Министерства охраны окружающей среды РК и природопользователями.
Сходство с публично-правовым методом проявляется и в том, что возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений происходит в ряде случаев в силу административного акта или решения соответствующих органов государственной власти и управления о предоставлении природных ресурсов в пользование или об их изъятии. Например, лесорубочный билет является основанием для возникновения и реализации лесных правоотношений.
Однако экологические правоотношения возникают не только в силу административных актов, но и из договоров, что является характерным для частного права. Например, по договору аренды земли, заключенному с аки-матом, граждане осуществляют право землепользования.
Методу экологического права присущи и другие черты, свойственные частно-правовому методу. Так, экологическое право обеспечивает всем субъектам экологических правоотношений определенную обособленность и
самостоятельность в использовании природного ресурса, а также определенную автономию. Ни одно лицо не может получить и использовать природные ресурсы помимо своей воли.
И, наконец, главное сходство с частно-правовым методом заключается в том, что для субъектов в ряде случаев характерны отношения юридического равенства. Так, правоотношения между арендодателем земли и арендатором основаны на равноправии и взаимной неподчиненности.
Зная предмет и метод правового регулирования отрасли «экологическое право», можно сформулировать следующее определение.
Экологическое право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные экологические отношения, возникающие по поводу реализации экологических прав и законных интересов либо экологических обязанностей.
Является актуальным вопрос о наименовании данной отрасли права. Название «Экологическое право» уже давно оспаривается. Взамен предлагается концепция «Права окружающей среды». Однако даже в это наименование ученые-экологи вкладывают разный смысл.
Одни авторы предлагают название «Право окружающей среды», синонимами которого являются экологическое право и природоохранительное право. Сторонники этой концепции (Колбасов О. С. и др.) утверждают, что охрана окружающей природной среды как комплексная общечеловеческая проблема решается средствами всех отраслей права, что существует тенденция к объединенному правовому регулированию всей совокупности отношений по использованию и охране окружающей среды и в будущем будет сформирована «весьма фундаментальная отрасль права - право окружающей среды или экологическое, энвайроментальное право, которое будет опосредовать широкий круг отношений по использованию и охране природы»59.
По мнению Н. И. Краснова, «само использование природных объектов включает в себя природоохранительный элемент и нет нужды разделять природопользование и охрану природы. Это разделение основано на устаревшем понятии рационального природопользования как лишь экономическом, потребительском отношении к природе, не имеющем экологического содержания. А ведь природопользование не только служит удовлетворению потребностей человека, но и воздействует на количественное и качественное состояние природы. Здесь коренится сама проблема охраны природы, потому что от способов, приемов, технологий природопользования зависит возможность наступления вредных для природы явлений. Природопользование, следовательно, не только экономически, но и экологически значимое поведение людей.
Колбасов О. С. Экология: политика-право. - М, 1976. С. 144-167.
Необходимо отказаться от одностороннего (только экономика) понимания рационального природопользования. Невозможно в современных условиях признать рациональным природопользование, нарушающее экологические требования отношения к природе. Вот почему нужно не внедрять экологию в право природопользования, а просто совершенствовать его, создавая правила природопользования, мотивированные не только экономически, но и экологически. Для этого не нужна отдельная отрасль природоохранительного права»60.
Также Н. И. Краснов считает, что «ошибочны попытки создать экологическое право, экологическую ответственность, экологический контроль и т. д. Наименование права экологическим (если оно претендует на охват земельного и других отраслей права) неточно отражает предмет его регулирования. Правильным будет следующее наименование - «Право окружающей природной среды», которое охватывает действительно все взаимоотношения общества с природой»61.
Разница между двумя приведенными точками зрения в том, что О. С. Колбасов называет «правом окружающей среды» совокупность природоохранительных норм, а Н. И. Краснов - совокупность природноресурсовых норм, причем оба предполагают слияние и взаимопроникновение этих норм, их превращение в единое целое- право окружающей (природной) среды.
Считает верной концепцию права окружающей среды, а не концепцию экологического права и А. С. Тимошенко. Он пишет, что за основу наименования отрасли берется предметная сфера, соответствующая категории правоотношений. Если же за основу названия отрасли взять название естественнонаучной дисциплины, исследующей объекты соответствующих правоотношений (в нашем случае - «экология»), то это противоречит сложившейся юридической практике, т. к. в этом случае мы бы имели «почвоведческое», «гидрологическое» право и т. д.62.
Позицию А. С. Тимошенко разделяет Ю. С. Шемшученко, который приводит дополнительные аргументы в пользу названия отрасли «право окружающей среды». «Последующий переход на концепцию охраны окружающей среды в сфере правотворчества и науки будет способствовать сближению норм и институтов советской правовой системы с прогрессивными нормами и институтами других государств, более тесному взаимопониманию соответствующей отрасли советского права с международным правом
60 Краснов Н. И. Право окружающей природной среды в СССР
//Правоведение. — 1990. — № 4.— С. 28-29.
61 Там же. С. 31-32.
62 Тимошенко А. С. О понятии и содержании права окружающей среды.
//Вестник МГУ. Серия «Право». 1983. № 5. С.48.