Консультирование родителей подростков
Первичная цель консультирования родителей заключается в том, чтобы вместе помочь ребенку канализировать его чувства в форме конструктивных действий. Часто родители успокаиваются, узнав о том, что «бунтарское» поведение является необходимой составной частью процесса взросления. Как мы упоминали в главе 2, эта фаза развития может протекать менее болезненно для родителей и подростков в том случае, если осознание в процессе достигается раньше, чем развивается серьезное непонимание. Родителям следует понимать, что подросток пытается адаптироваться своим собственным индивидуальным способом. Соответственно, было бы неразумно заставлять молодежь действовать по поведенческим образцам взрослых, более того, им следует разрешить взрослеть своим собственным индивидуальным способом. Родителям, для того чтобы понимать своего ребенка, необходимо иметь общую картину развития изнутри, а не навязанное извне развитие.
Барух[21] говорит о том, что родителям необходимо дать подростку три вещи: понимание, практическую сексуальную информацию и помощь в становлении в качестве независимой личности. Понимание затруднено без принятия, как было определено в главе 6. Подростку должно быть разрешено безбоязненно выра-жатьсвои чувства, ародителям необходимо пытаться принятьего право на возражение. Эта точка зрения может быть очень опасной для родителя, который считает, что родитель не может понимать детских чувств, если ребенок не понимает своих собственных переживаний. Этот недостаток осознания со стороны родителей является одной из причин, по которой необходимо включение родителя в процесс терапии вместе с подростком. В то время как родитель учится проговаривать свои настоящие чувства со своим ребенком, он учится лучше понимать себя и ребенка.
Родители могут быть уверены втом, что подросток нуждается в их помощи, для того чтобы научиться выражать свои чувства и контролировать действия. Барух [21, р. 69] предлагает пять способов канализации этих негативных чувств в социально приемлемых действиях: 1) вербализация обиды; 2) записывание негативных чувств; 3) рисование картинок неприятных людей; 4) живопись, моделирование и игра на сцене; 5) занятие играми, как например, теннис, гольф, шашки, шахматы, для того чтобы отработать в них семейные «баталии» или отношения со сверстниками.
Для того чтобы понять подростка, родители должны реально понимать, что детские представления и прошлые чувства заставляют его действовать тем способом, которым он это делает. Причиной неприятных действий являются негативные чувства, источники которых могут лежать в раннем детстве. Эти чувства — не только результат реальных событий, но они также связаны с фантазиями ребенка по поводу того, что могло бы произойти. Эти фантазии также играют роль в воображаемой подростком по отношению к нему позиции родителя [21]. Если ребенок в ранний период своей жизни ощущал недостаток любви, доверия или чувства принадлежности, он будет стремиться найти это в подростковый период или у него возникнут сложности в общении со сверстниками. Терапия с подростком должна освобождать основные детские переживания, которые являются причиной нездоровых действий в подростковый период.
Необходимо рассказать родителям о том, как они могут помочь своему ребенку избегать опасного поведения. Это может быть осуществлено двумя способами. Во-первых, родитель может прогнозировать определенные интересы и обеспечить возможности для необходимой активности, структурируя окружающую среду. Занятия спортом, туризм, рыбалка и охота являются тому примерами. Во-вторых, можно научить родителей принимать негативные переживания подростка и вербализи-ровать их в споре с родителями. Подростку будет проще принять свои негативные переживания в том случае, если их сможет принять и родитель, это избавит подростка от чувства вины.
Часто родители выражают недовольство: «Как насчет меня? Я тоже имею чувства». Их необходимо убедить в том, что им также иногда необходимо выражать чувства. Они могут выразить гнев, а впоследствии, если они будут чувствовать сожаление по этому поводу, искренне раскаяться. Обычно для родителя является открытием, что подросток понимает и принимает ситуацию, когда узнает, что у родителя тоже могут быть свои проблемы. Де-идеа-лизация родителей проходит долгий путь к построению раппорта между родителем и ребенком и уважению тинэиджером чувств родителей.
Родителям необходимо убедиться в том, что ограничения поведения подростка все еще необходимы. Подросток может принять необходимость следующих определенных привычек и правил. Барух предлагает три причины для ограничений, которые могут быть понятны подростку: «Это важно для здоровья и безопасности. Это важно для защиты имущества. Это общественно приемлемо, а также важно для соблюдения закона и порядка» [21,р. 11].
Динамика взаимодействиямежду родителями и подростком
Сточки зрения терапии, задача заключается втом, чтобы обеспечить подростку то количество свободы, с которым он в состоянии справиться. Даже если терапевт и осуществляет подобные попытки, возникаютопределенныетрудности. Приведенные ниже механизмы, описанные преимущественно Уикесом [318, р. 90], наводят на мысль о невротических способах, посредством которых родители контролируют или используют подростка.
1. Использование любви как подавляющей и удерживающей силы для удовлетворения личностной потребности того родителя, который «разочарован в других человеческих отношениях и выливает все вырвавшиеся эмоции на ребенка, а также питает себя любовью ребенка».
2. Взваливание на ребенка груза благодарности и чувствадол-га как поведения, за которое он может получить поощрение.
3. Обращение с подростком как с эмоциональной игрушкой. Это не позволяет ребенку достигнуть полной зрелости.
4. Пролонгирование периода своей собственной молодости за ее реальные пределы. «Дочери всегдалишь маленькие девочки; сын начинает брать на себя роль юного любовника» [318, р. 90].
5. Сверхстрогость и авторитарность родителя, которые не позволяют ребенку выйти из роли подчиненного.
6. Излишняя слабость и готовность уступить со стороны отца, атакже неспособность принять отцовскую ответственность. «Это может только внушать неуважение со стороны сына; для подростка проблема достижения свободы становится слишком легкой для решения, а его пренебрежительная позиция переносится на все трудности жизни. Слабый и уступчивый сын, имеющий по-*;; добную идентификацию, может быть ориентирован на неудачу»,; как это происходило с его отцом. Он склонен представлять само-' идентификацию с отцом как оправдание собственной неготовности для встречи с жизнью» [318, р. 99].
7. Если мать выступает как строгий родитель, она олицетворяет собою не только любовь, но и авторитет. Для сына такая ситуация затрудняет процесс отделения от матери и обретения собственной независимости. Теперь он может бояться власти женщи -ны, а также может сдаться и потерять свою мужскую позицию. Более того, он способен полностью порвать связь и постоянно недооценивать женщину, пытаясь, таким образом, не допустить власти с ее стороны.
8. Подозрительное и неразумное поведение со стороны матери по отношению к отцу может создать подобное неосознанное отношение к мужчинам со стороны дочери.
9. Сохранение у отца несоответствующей позиции может привести к появлению у дочери подобных несоответствующих ожиданий по отношению к мужчинам вообще. Например, если он слишком привязан к ней, существует опасность, что дочь окажется неспособной разрушить близкую связь с отцом для того, чтобы выйти замуж. Она пройдет через жизнь, надеясь найти образ своего отца в предполагаемом муже. Если он слишком доминирует, то дочь может отвергнуть его излишне настойчивыетребования и отвергнуть его самого. «Она часто подозрительна по отношению к мужчинам и к тем требованиям, которые они к ней предъявляют. Она чувствует сексуальные мотивы там, где их нет, или если они и существуют, то она отказывается видеть их нормальное проявление во взрослой жизни» [318, р. 106].
И напротив, безразличное и пренебрежительное в роли отца может являться причиной чувства унижения и мотивировать дочь отправиться на поиски суррогата отца, который даст ей отцовскую привязанность, чего ей так не хватает. Другие девочки могут чувствовать ненависть и возмущение по отношению к отцу. Испытывая недостаток самодисциплины, являющейся частью развития, девушка раздираема внутренним конфликтом между бунтарской агрессивностью и желанием смирения.
В этом и заключается работа терапевта — до конца прояснять динамику паттернов (таких, как перечисленные выше) и помещать их в перспективу детской и родительской жизни таким образом, чтобы оба могли более четко видеть то, как они действуют. Все навыки консультирования, описанные в предыдущих разделах книги, необходимы для того, чтобы хорошо выполнять подобную работу.