Выбор тестов
Во многих клинических ситуациях применяются стандартные наборы тестов: Векслеровскийтест, Станфордский Бинета, Рор-шаха, MMPIи тест незавершенных фраз. И все же для многих клиентовтесты нужно подбирать так, чтобы они соответствовали их возрасту и индивидуальным проблемам. В проблемах профориентации подбор тестов особенно важен для повышения точности рекомендаций. Консультант составляет набор полезных тестов из стандартного списка, во многом подобнотому, как врач подбирает лекарство. При таком методе ответственность целиком ложится на консультанта. Разумеется, будучи экспертом в вопросах оценивания, консультант должен иметь приоритет при выборе тестов. В условиях частной практики, например, терапевты зачастую предлагают каждому новому клиенту рутинную процедуру тестирования с помощью MMPIили теста Роршаха, чтобы определить предрасположенность клиента к терапевтической помощи. И все же нередко можно повысить меру ответственности клиента, если консультант позволит ему участвовать в подборе тестов.
Консультант должен предлагать тесты, когда клиент почувствует потребность в дополнительных данных о себе для принятия важных решений. Клиент может, например, заинтересоваться, достаточноли у него академических способностей, чтобы успешно учиться в колледже. Или он захочет пройти тестирование интересов, чтобы лучше понять, какая учебная специализация способна принести ему максимум удовлетворения. Этот принцип своевременности подбора тестов особенно важен в психотерапевтическом консультировании. Если консультант предлагает лич-ностныетесты всамом началетерапии,токлиентможет переоценить их значение в качестве средства для поиска решения его личных проблем. Если же консультант предложит тесты слишком поздно, вполне вероятно, что клиент склонен будет счесть, будто бы его случай сильно озадачил консультанта, или же, что его случай гораздо серьезней, чем казалось сначала. Консультант должен почувствовать наиболее подходящий момент в начале процесса, когда можно предложить тесты и когда можно объяснить клиенту, что это самая рутинная процедура.
Когда клиент выражает желание получить больше сведений, консультант может перейти к теме тестирования и предложить конкретные тесты, которые способны дать искомые ответы. В этот момент имеет смысл пояснить клиенту, что иногда тесты могут дать полезную информацию о проблеме, а иногда — нет. Следует, однако, подчеркнуть, что у клиента должно быть искреннее желание пройти тесты, предложенные ему для получения дополнительной информации. Существуют некоторые данные из исследований Бордина и Бикслера [41], Зимана [268], а также Шострома и Браммера [278], свидетельствующие, что участие клиента в подборе тестов способствует развитию у клиента ' самостоятельности и самоактуализации в большей степени, нежели в том случае, когда тесты подбирает исключительно консультант.
Участие клиента в подборе тестов предусматривает некоторую готовность последнего в том смысле, как она описана в главе 5. Прежде чем консультант позволит клиенту участвовать в подборе тестов, он должен проинформировать клиента о достоин-* ствах и недостатках тестов, а также о том, какие их разновидности могут быть выбраны. Итак, описываемый ниже процесс предполагает, что у клиента есть некоторая осведомленность в вопросах тестов, а также способность понять язык, на котором консультант разъясняет основополагающие принципы тестирования. В общем случае подбор тестов происходит следующим образом:
1) клиент и консультант по результатам обсуждения приходят к заключению, какого рода информация нужна, чтобы помочь клиенту в решении его проблем;
2) консультант описывает различные категории существующих тестов;
3) консультант рекомендует конкретные тесты, способные I дать желаемую информацию, и не рекомендует тестирование в » таких областях, где уже имеется достаточно данных, или где тесты будут не особенно полезны;
4) консультант позволяет клиенту отреагировать на сделанный выбор, с тем чтобы можно было проработать любые сомнения или негативные чувства клиента в отношении предстоящего тестирования;
5) делаются все необходимые приготовления для проведения тестов.
Степень участия клиента будет зависеть в основном от его | зрелости и осведомленности. Мы участвовали в исследовании [277], в котором было установлено, что лучшие первокурсники колледжа вполне способны адекватно решить задачу по подбору для самих себя наборов тестов при техническом содействии консультанта. Нам представляется, что это помогает добиться большей причастности клиента к процессу и в некоторой степени изменить привычку рассматривать назначение тестов как предписание. Стремление видеть в консультанте эксперта может привести клиента к чрезмерной уверенности в том, что тесты дадут ему ответы, в которых он нуждается, и снимут с него ответственность за сделанный им выбор.
Консультанты, настроенные против того, чтобы разделять ответственность с клиентом при подборе тестов, приводят такую аналогию, что врач, как технический специалист, не спра-| шивает мнения своего пациента о том, какие лабораторные анализы и обследования нужны для установления диагноза. Однако различие между врачом и психологом-консультантом в данной ситуации состоит в том, что на враче лежит основная доля медицинской ответственности за выздоровление пациента, в то время как консультант не принимает на себя подобную ответственность за выбор, сделанный клиентом. Психолог-консультант, хотя и несет некоторую профессиональную ответственность за то, что делает клиент, находясь во взаимоотношениях с ним, даже не пытается ставить категорический диагноз на основе своих ненадежных тестов. Он не пытается делать итоговые прогнозы или предсказания о тенденциях поведения клиента, поскольку осознает ненадежность своих инструментов. Консультант, таким образом, принимает на себя ответственность только за то, чтобы предоставить как можно более надежную информацию в сочетании с интерпретациями и разъяснениями для клиента, соответствующими известной степени надежности и валидности инструментов. По нашему мнению, консультант должен оставить ответственность за принятые решения клиенту. Более того, при подготовке к принятию этих решений консультант должен добиваться участия клиента во всех фазах процесса, в том числе в выборе каких бы то ни было тестов.
Здесь, однако, следует подчеркнуть, что к тем тестам, которые клинический психолог проводит в клинических или больничных условиях в целях установления диагноза, выдвигаются иные требования, чем в консультировании. Информация обычно собирается для психотерапевта, который оценивает данные психометрии наряду со многими другими релевантными материалами и принимает на себя ответственность за использование этих данных.