Теплота

Всвязи с терапевтическим пониманием и принятием часто упоминаются такие определения взаимоотношений как «теп­лые, задушевные». Эти слова, очевидно, подразумевают такие качества личности консультанта как чуткость, дружелюбие, так­тичность и отзывчивость. «Хорошо относиться к людям» — вы­ражение, часто употребляемое для описания такой душевной теплоты. Можно полагать, что ее проявления служат основой для раппорта. Впрочем, задушевная беседа, предшествующая процессу и время от времени разнообразящая его, мало что дает для прогресса консультаций. Роджерс [250] называет ее «опил­ками», имея в виду, что она помогает поддерживать дружескую атмосферу, но не приносит ощутимых терапевтических резуль­татов.

Внимание по отношению к клиенту основано на уважении к нему как личности, и это одно из проявлений теплоты и заду­шевности. Такие установки консультанта вызывают у клиента ощущение, что он заслуживает уважения (ощущение, которое многие клиенты обычно не испытывают). Внимание со сторо­ны консультанта клиент может почувствовать даже в обычной вежливости, например предложении садиться и заботе об удоб­стве для клиента. Внимание находит свое выражение в горячем интересе, проявляемом к клиенту, так чтобы он чувствовал, что для консультанта он — важная, значимая личность, а не просто очередная «морская свинка» для исследований или для прак­тики.

Еще одним внешним проявлением теплоты во взаимоотноше­ниях является улыбка. Такое поведение консультанта служит про­веркой подлинности его внутренних установок. Клиент видит, когда консультант просто старается «проявить любезность», а когда испытывает подлинную радость от знакомства с клиен­том как интересной личностью и получает удовольствие от обще­ния с ним.