Резюме подходов, основанных на теории научения

Основанные на теории научения подходы к психотерапии и консультированию в целом выглядят весьма многообещающи­ми, хотя в настоящее время характеризуются лишь ограничен­ностью в применении. Так, участники Симпозиума в Кентукки по теории научения, теории личности и клиническим исследо­ваниям [1] пришли к выводу, что современная теория научения, основанная настрого контролируемых и в высшей степени ис­кусственных экспериментальных ситуациях, в настоящее вре­мя применяется для решения практических проблем очень огра­ниченно. Они сошлись также на том, что клинические и лично­стные теории, основанные на клинических наблюдениях, не имеют формы, пригодной для экспериментальной проверки. Уча­стники Симпозиума в Кентукки предположили, что сблизить эти два направления вполне доступно, если стремиться к обоб-щениютеории научения и уделять больше внимания поиску спо­собов, с помощью которых можно было бы экспериментальны­ми методами осуществлять измерение результатов психотерапии. Участники Симпозиума единодушно признали, что теория все еще находится в примитивном состоянии, а потому велика по­требность в ясных формулировках спорных вопросов и вдобросовестном скептицизме и критическом настрое по отношению к.| существующим теориям.

Критики подходов к психотерапии, основанных на теории научения, полагают, что объективизм и отрицание всяких проявле­ний подсознательного обусловливают стерильность, механистич­ность и атомизм таких подходов, а также, что личность слишком сложнадля исследования ее существующими методами, разрабо­танными для изучения структур низшего порядка. Из последнего критического тезисалогически следует, что теории, основанные на простых моделях, малоприменимы в исследовании сложных про­цессов человеческой психики. Сторонники теории научения хотят понять сущность поведения через его малые, контролируемые в эксперименте, элементы и категорически возражают против преж­девременных попыток объяснять процессы высшего порядка, пока не разработаны методы изучения малых процессов. Сторонники теории личности в целом скептично относятся к подходу, основан­ному натеории научения, потому что при этом заостряется внима­ние на процессе научения, а не на клиенте, с которым и происходит этот процесс.

Таким образом, мы делаем вывод, что основанные на теории научения подходы в психотерапии и консультировании выгля­дят весьма многообещающими. В настоящее время они могут предложить терапевтическому психологу полезную терминоло­гию, а также ряд гипотез и моделей, позволяющих увидеть не­кий смысл в загадочных феноменах, которые он наблюдает во время консультаций.