Государственной устройство СССР в период перестройки

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консер­вативно настроенные лидеры, и руководящий орган пополнялся но­выми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Происходило обновление всех руководящих партий­ных структур. Для эффективности преобразований было признано необходимым полное восстановление роли Советов, как «органов социалистической власти», роли, которую присвоили себе партий­ные органы. При этом руководящая роль партии должна сохранять­ся. Для легитимизации этой роли предпринимались разные полити­ческие и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.

В июне 1988 года XIX Всесоюзная партийная конференция провозгласила курс на создание правового государства; выдвинула идею конституционной реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 года.

Главная роль в формировании правового государства отводилась государственно-политической реформе. Суть реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам.

Для оживления власти Советов по образцу Консти­туции 1918 года была восстановлена двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет.

В конце 1988 года Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы.Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 года. Однако неравное представительство граждан страны в высшем органе сохранялось. Хотя часть народных депутатов избиралась прямым голосованием, значительное число «народных избранников» проходило в высший законодательный и представительный орган страны по спискам партийных, проф­союзных и других общественных организаций. Данные ограничения свидетельствовали о непоследовательности преобразований, опасении тогдашнего руководства КПСС потерять монополию на власть в стране.

Съезд народных депутатов СССР обладал всеми функциями, отнесенными к ведению общесоюзных органов управления.

К исключительным полномочиям съезда относилось:

– проведение конституционных, политических и социально-экономических реформ;

– выборы высших общесоюзных органов власти.

Из числа депутатов съезда избирался Верховный Совет СССР (544 человека; из них 20% ежегодно обновлялось) – фактически постоянно действующий парламент.

Верховный Совет по-прежнему состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия Верховного Совета:

– законотворчество;

– функции исполнительной власти:

· организация деятельности и координация работы исполнительных органов;

· контроль за исполнением законов и выполнением бюджета;

· избрание Президиума ВС, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора;

· утверждение состава Совета Министров СССР.

 

Президиум Верховного Совета СССР утратил значительную часть своих полномочий (в большей части законодательных) и превратился в исполнительный орган ВС СССР.

С 1989 года стал избираться Съезд Советов (2250 народных депутатов на 5 лет).

Новационным институтом советской государственной системы стал избранный в декабре 1989 года Комитет конституционного надзора.

Его задачи:

– выявление фактов несоответствия Конституции СССР законов, иных актов Верховного Совета СССР и его палат, а также конституций и законов союзных республик, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и советов министров союзных республик и других государственных органов.

 

Реформирование высших органов государственной власти периода перестройки было завершено созданием весной 1990 года института президента. Учреждался пост Президента СССР, который наделялся широкими полномочиями: являлся главой государства, руководил внешней политикой, обороной, исполнительным аппаратом, назначением министров. Президент избирался Съездом Советов на 5 лет, а затем сам назначал премьер-министра.

В марте 1990 года первым и единственным Президентом СССР на III Съезде народных депутатов был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев.

Выборы народных депутатов (1989 и 1990) привели к созданию парламентского органа нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), но легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно парламентом).

Вновь созданная система управления просуществовала всего несколько месяцев.

XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу. Осудила административно-ко­мандный метод руководства, подчеркнув необходимость создания правовой базы для проведения экономических реформ и защиты прав граждан.

В 1988 – 1990 годах в развитие этих положений принимается ряд законов и указов: о праве граждан на судебное обжалование непра­вомерных решений администрации; о государственной безопаснос­ти; о прессе и средствах массовой информации; об общественных организациях; о въезде и выезде из СССР и др.

Сформировалась концепция «социалистического правового государства», в которой подчеркивались приоритет прав и принцип разделения властей (за­конодательной, исполнительной, судебной). Эти преобразования предполагалось осуществлять в рамках общего реформационного процесса.

Весной 1988 года формируется Демократический союз. В январе 1990 года внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа. В ноябре 1990 года образовалась Республиканская партия, с марта 1990 года стала формироваться Демократическая партия, почти одновременно с ней – Конституционно-демократическая и Либерально-демократическая партии.

Проблемы, которые намеревались решить реформаторы после 1988 года (политический плюрализм, создание рыночной экономики) к 1990 году не были решены. В июле 1990 года российское правительство пыталось провести некоторые радикальные меры в сфере экономики (освобождение цен, приватизация государственной собственности), но не смогло этого выполнить.

В январе 1991 года проводится денежная реформа, направленная на борьбу с «теневой» экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе.