Изменения в общественном строе в период сословно-представительной монархии

Как форма феодального государства сословно-представительная монархия соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она складывается в результате борьбы монархов (Великих князей и Царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть монарха в этот период была еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшими удельными князьями и крупными боярами), противодействующей централизаторской политике Московских государей. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан, представителей которых приглашали для «совета» на Земские сословные Соборы.

 

В период сословно-представительной монархии произошло значительное расширение территории России. Последовал разгром Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Нижнее и Среднее Поволжье, а также Сибирь вошли в состав России. На западных рубежах активная политика Ивана Грозного не дала желаемых результатов: Ливонская война закончилась поражением. Россия не сумела пробиться к морю. В Смутное время Русское государство сильно пострадало от Польши и Швеции. Однако середина XYII века знаменовалась значительным расширением территории России и на Западе: к ней была присоединена Украина.

 

В структуре общества изменения происходили постепенно. Их главной особенностью являлось формирование сословий (сословия - большие социальные группы, обладающие, на основании обычая или закона, наследственными правами и обязанностями): княжеско-боярского, дворян (служилое сословие), духовенства, крестьян, купцов и ремесленников (мещан).

В XVI в. происходит дальнейшее юридическое оформление со­словий (обязанностей и привилегий).

 

1. Наиболее крупным феодалом в стране, как и в предыдущий период, был монарх.

Правящий класс достаточно четко делится на феодальную аристократию (бояр) и служилое со­словие (дворян). Экономической базой первой группы являлось вот­чинное землевладение, второй — поместное землевладение. Вотчи­на была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и при условии службы. Как правило, вотчины по своим размерам превосходили поместные дачи. Помещики, получавшие землю на срок и в ограниченном количестве, стремились более интенсивно эксплуатировать ее и проживающих на ней крестьян. Крестьянские отходы происходили чаще из поместий в вотчины, между вотчинни­ками и помещиками шла борьба за рабочие руки.

В середине XVI в. происходит первая попытка юридически урав­нять вотчину с поместьем: устанавливается единый порядок государ­ственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий (независимо от их вида – вотчины или поместья) их хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и воору­женных людей. Принцип служебности распространялся на оба фео­дальных сословия (боярство и дворянство). Одновременно расширя­ются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен по­местья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследова­ние поместий, с XVII в. поместья царским указом могут преобразо­вываться в вотчины.

Консолидация феодального сословия сопровождалась закрепле­нием его привилегий: монопольного права владеть землей, освобож­дения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности.

 

Большую роль в усилении экономической мощи монарха сыграла опричнина. Ее результатом явилось то, что Царь получил наиболее удобные земли, которые он использовал в качестве поместного земельного фонда, что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство, заинтересованное в централизации и усилении власти Царя. Бывшие удельные князья последовательно выступали против централизации. Опричнина и была направлена против них. В дальнейшем намечается и получает развитие тенденция к усилению консолидации класса феодалов. Хотя в целом сохраняется их неоднородность, остаются крупные феодалы-вотчинники, растет численность дворянства – мелких и средних феодалов, но под давлением последних происходит сближение двух форм феодальной собственности – вотчины и поместья. Соборное Уложение 1649 года уже разрешало обменивать поместье на вотчину, что по сути дела означает их уравнивание в правовом отношении, а значит, сближение вотчинников и помещиков.

 

2. Церковь и монастыри также являлись крупнейшими землевладельцами (до 1/3 всех частновладельческих земель). Духовенство, как правило, поддерживало стремление великих князей к поли­тическому объединению Руси, укреплению государственного аппарата. Только сильная власть могла защитить интересы духовенства. Но в то же время широкие привилегии, иммунитеты церковных феодалов мешали централизации государства.

В начале XVI в. делались попытки ограничить дальней­ший рост монастырско-церковного землевладения. Но эти попытки целей не достигли. Церковные феодалы сохранили свои огромные территории, ряд личных привилегий. В частности, они не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь, честь, имущество закон защищал повышенными мерами наказания.

 

3. В конце XYI – первой половине XYII века происходят существенные изменения в правовом положении городского населения. Эти изменения связаны с появлением в посадах «белых слобод» – поселений, в которых жили люди, принадлежавшие феодалам-вотчинникам, имевшим в городе свои дворы. Жители «белых слобод» не платили городского тягла (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.), хотя и занимались ремеслом и торговлей. В «белые слободы» переселялись многие жители посада. Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из «черных слобод» квалифици­рованную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных «беломестцам» городских имуществ.

В результате размер тягла (подати), которое платили посадские люди, увеличился. Это вызывало их возмущение, доходившее до крупных выступлений, восстаний (например, восстание в Москве 1648 года), в ходе которых выдвигались требования ликвидации «белых слобод». Правительство не могло с этим не считаться. Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, вклю­чив в государственное «тягло» «белые слободы» и возвратив в посад ушедших тяглецов. Вместе с тем за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад запрещался.

Городское население в XVII в. получает устойчивое наименова­ние «посадские люди». Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), сукон­ная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи). Представители гостей, гос­тиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

 

4. Крестьяне разделялись на три основные группы: чернотяглые (черносошные), то есть государственные, дворцовые (князя и его семьи) и частновладельческие.

Чернотяглые крестьяне платили подати (тягло) и несли другие натуральные повинности великому князю (царю). Частновладельческие крестьяне жили на земле отдель­ных феодалов, за что должны были платить оброк (натуральный или денежный), либо обрабатывать землю феодала (барщина). Аналогичным было положение дворцовых крестьян.

С середины XV в. усилился процесс закрепощения крестьян. Сначала ограничивалось право перехода отдельных групп крестьян от одного господина к другому, затем был определен общий порядок перехода – только в «Юрьев день». Сохранялся институт холопства (челяди), но появилась и новая группа несвободных - кабальные люди, попавшие в зависимость как неоплатные должники. Различий в положении свободных крестьян, холопов и кабальных людей становилось всё меньше.

 

В XVII веке в общественном строе Московского государства продолжали сохраняться основные тенденции развития. Все сословия полностью сформировались. Всё больше ограничивались привилегии старой боярской знати и духовенства, расширялись права поместных землевладельцев-дворян. Процесс полного закрепощения крестьян завершился принятием «Соборного уложения» 1649 г., которое «прикрепило» к своим сословиям и основную массу городского населения. В то же время торговцы и промышленники всё более сознавали и формулировали свои сословные интересы, иногда добивались их реализации (ликвидация «белых» слобод, принятие ограничений в торговле для иностранцев и т.п.).

 

Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше. Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судеб­ника 1497 г., установившая правило «Юрьева дня» (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»). Это поло­жение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповед­ные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50 – 90-х гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крес­тьян. С конца XVI в. (1597 г.) начали издаваться указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5 лет). В 1607 году срок сыска беглых крестьян был увеличен до 15 лет. Заключительным актом процесса закрепощения стало Со­борное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавли­вавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрыва­телей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основных категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользо­вались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зави­симости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).

Внеэкономическая зависимость в наиболее чистом виде проявля­лась в институте холопства. Последний значительно видоизменился со времен Русской Правды: ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить «детей боярских»), учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.