Гуманизм и утопические теории Ренессанса
1. Философия природы эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения – это 15 - 16 вв. в истории Западной Европы. Различные сферы общественной жизни начинают выходить из-под диктата церкви, следуют открытия в науке и технике, расцветает искусство, ориентирующееся на эстетические идеалы античности.
Происходят серьёзные изменения во взглядах на устройство мира. В Средневековье мир считался конечным. В центре неподвижно стоит Земля, а вокруг неё на концентрических хрустальных оболочках-сферах расположены Солнце, Луна, планеты и звёзды. На самой крайней оболочке восседает сам Бог в окружении ангелов.
В эпоху Возрождения геоцентрическая система мира (Гея – древнегреческая богиня земли) благодаря польскому астроному Николаю Копернику(1473-1543) сменяется гелиоцентрической (Гелиос – древнегреческий бог Солнца). Коперник считал, что Солнце находится в центре мира, а Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.
Итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600) в отличие от Коперника не считал Солнце центром мира. По мнению Бруно, миров, подобных нашему, в вечной и бесконечной Вселенной бесчисленное множество, и они населены живыми и разумными существами. Дж. Бруно был обвинен церковью в ереси и по приговору инквизиции сожжён на костре.
2. Гуманизм и утопические теории Ренессанса
Главным объектом исследования философии эпохи Возрождения становится человек. Появляетсягуманизм ( от лат. «гомо» – человек) – идейное течение, признающее человека и его жизнь высшей ценностью.
Характерные черты гуманизма эпохи Возрождения:
1. Тело перестаёт считаться худшей частью человека, «оковами души». В искусстве возрождаются эстетические идеалы античности, появляются изображения прекрасного обнажённого человеческого тела.
2. Телесные потребности, чувственные удовольствия признаются естественными. Радикально преображается бытовая жизнь: появляются столовые приборы (отдельная тарелка, вилка), меблируется жильё, начинаются быстрые перемены моды, на смену рыцарским турнирам приходят танцы, театральные постановки светского характера и др.
3. Земная жизнь со всеми ее благами начинает цениться не меньше небесной. Цель жизни – познание, духовное развитие, творчество, служение обществу.