Эволюция античной философии

1. Общая характеристика античной философии

Античная философия в буквальном переводе означает древняя философия, но не всякая древняя, а философия Древней Греции и Древнего Рима. Она появляется примерно в то же время, когда жили Конфуций, Лао-цзы и Будда, то есть в 7-6 веках до н.э. Её отличие от восточной философии состояло в том, что,

во-первых, античные мыслители начали объяснять мир без ссылок Афина

на богов, так как античные боги слишком похожи на людей, ими движут эмоции,

а не разум. Мир, которым правит непредсказуемая воля богов, объяснить невозможно.

Во-вторых, главным средством познания мира становится разум, логика. Философы разрабатывают разумную, логическую аргументацию своих идей и теорий.

В-третьих, античная философия представляет собой совокупность самых разнообразных школ и учений, так как античное общество – это демократичное общество, в котором существовала достаточно значительная свобода мышления.

Специфические черты античной философии во многом предопределили специфику развития западноевропейской цивилизации.

2. Эволюция античной философии

Античная философия прошла 3 стадии в своём развитии:

1. период становления;

2. период расцвета (классический период);

3. период заката (эллинистический период).

На первом этапе философы стремились понять сущность мира в целом, и прежде всего - его происхождение: из чего всё появилось? Что было вначале? В качестве первоосновы мира называются вода, воздух, огонь, земля, числа. Были и другие варианты ответа на этот вопрос.

На втором этапе наряду с размышлениями о происхождении и устройстве мира философы всё больше внимания уделяют проблемам человеческой жизни, общества. Начало этому повороту положил философ Сократ.

Сократ не интересовался вопросами устройства мира, так как считал, что это знание доступно только богам. Он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ считал, что людям лучше заняться вопросами собственной жизни. «Познай самого себя» - философская установка Сократа. Он начал с выяснения, как нужно жить, чтобы быть счастливым. По его мнению, счастливым может быть только нравственный человек, живущий в гармонии с людьми и собственной совестью. Почему же люди часто поступают безнравственно и тем самым сами себя лишают возможности быть счастливыми? Сократ пришел к выводу, что причина аморального поведения людей заключается в незнании ими сущности нравственных качеств. Если же людям чётко объяснить, что такое мудрость, мужество, благородство, справедливость и т.п. добродетели, то человек уже не сможет поступать иначе, как ориентируясь на эти высокие образцы поведения, ибо, выбирая между лучшим и худшим, кто же выберет худшее? – рассуждал Сократ. Обсуждая публично вопросы морали, Сократ критиковал власть, за что по надуманному предлогу был отдан под суд, который вынес ему смертный приговор. Смелость и независимость мышления, мужество и верность своим убеждениям сделали Сократа символом философии.

Наиболее талантливым учеником Сократа был Платон. Всё, что мы знаем о Сократе, нам известно в пересказе Платона, так как Сократ не оставил после себя ни строчки. Поэтому трудно сказать, что в действительности говорил Сократ, а что ему приписал Платон. Платон не только пытался ответить на вопрос, как устроен мир, но и как его можно поправить, усовершенствовать. Платон написал сочинение «Государство», в котором описал устройство совершенного, справедливого общества.

Величайшим мыслителем античности был ученик Платона Аристотель, обладавший энциклопедическими знаниями. Он оставил сочинения почти по всем известным в то время отраслям знаний. Несколько лет он был учителем Александра Македонского.

На этапе заката античной философии, который совпал с закатом античной цивилизации, мыслители мало интересовались вопросами устройства мира, усовершенствования общества. Их внимание сосредоточилось на вопросе, как лучше приспособиться к жизни, как нужно жить, чтобы быть счастливыми.

Весьма оригинальной философской школой были киники («киник» по-гречески означает «пёс», «собака»). По их мнению, люди сами портят себе жизнь, так как постоянно стремятся к накоплению материальных благ. Тем самым они лишают себя душевного спокойствия, потому что все время терзаются страхом потерять то, что имеют, или страдают от уже случившихся потерь. Если же ничего не имеешь, то ничего и не боишься потерять, живёшь спокойно и счастливо. Эту идею киники претворили в свой образ жизни. Так, например, наиболее яркий представитель кинизма Диогенжил в бочке, не имея денег, имущества, семьи и т.п.

Киники считали, что богатство мешает вести нравственный образ жизни, бедность – способствует. Сами же они стремились прожить жизнь нравственно. Презрение к материальным ценностям киники распространяли и на людей, живущих ради их накопления, пренебрегающих нравственностью, причём, выражали своё отношение открыто, шокирующим, оскорбительным образом. Они намеренно нарушали этикет, чтобы показать людям, как искусственные, надуманные правила приличия мешают им жить нравственно (например, будучи свободными гражданами, носили одежду рабов, показывая тем самым, что люди должны судить окружающих не по тому, что на них надето, а по их человеческим качествам, и т.п.). От киников произошли слова «циник», «цинизм», которые стали означать вызывающе-пренебрежительное отношение к ценностям и нормам, принятым в обществе.

Ещё одной интересной философской школой этого периода былистоики(их название происходит от здания, в котором они собирались – Стоя).Стоики были согласны с Сократом и киниками, что для счастья нужны не материальные, а духовные ценности – прежде всего, такие качества характера как мудрость, мужество, умеренность и т.п. Однако стоики в отличие от киников не отказывались от обладания имуществом, а считали, что к нему нужно относиться спокойно, нужно научиться довольствоваться тем, что есть и не терзаться невыполнимыми желаниями.

Стоики были фаталистами. Фатализм(от латинского «фатум» - рок, судьба) – это вера в предопределённость человеческой жизни. Стоики считали, что жизнь человека предопределена богом, и изменить предначертанную судьбу невозможно. Однако, какие бы трудности и испытания ни выпадали на долю человека, жить нужно нравственно и благородно, не опускать руки, не жаловаться на неприятности и проблемы, так как они закаляют характер, позволяют человеку проявить свои лучшие качества: «Великие люди радуются невзгодам, как храбрые воины – битве». Если исчезает возможность жить нравственно, если обстоятельства подталкивают к совершению аморального поступка, то человек должен предпочесть самоубийство, но уйти из жизни с незапятнанной репутацией. Для стоиков честь дороже жизни. Самоубийство по другим причинам считалось проявлением трусости и осуждалось. Стоицизм – это философия героических личностей. Наиболее известные представители – философ Сенека(5 г.до н.э.- 65),римский император Марк Аврелий(121-180).

Тема 4.Средневековая философия