Принципы организации городской и поселковой среды блокированной застройкой

Тип блокированной застройки оптимально подходит для организации въездной части посёлка, ведущей в парадную его часть. В отличие от коттеджно-усадебной застройки, блокированные дома формируют полноценные уличные фасады. И, в отличие от секционных домов, обеспечивают гармоничный переход от прилегающих к посёлку природных ландшафтов к крупномасштабной застройке центральной части посёлка.

Когда малоэтажные дома служат частью комплексной застройки, включающей здания разной этажности, приобретает повышенное значение вид на малоэтажные жилые дома с верхних этажей более высоких домов. Плоские крыши малоэтажных жилых домов с вентиляционными трубами, каналами и конденсаторами, разбросанными по ним, представляют собой не очень приятное зрелище. Вид на дома сверху может быть улучшен устройством «зелёной» кровли, частично или полностью наклонных крыш. Последние дают больше возможностей для создания различных объемов и силуэтов, не говоря уже о формировании «жилого характера».

Организация улично-дорожной сети при проектировании блокированной застройки – неотъемлемая часть процесса архитектурного проектирования. Студенту предоставляются широчайшие возможности формирования прилегающих общественных территорий, благодаря различной организации хранения личного транспорта: совмещённые или пристроенные к блокированным домам гаражи, отдельно стоящие гаражи на индивидуальных участках или же выделенная, совмещённая с хозяйственной площадкой территория с сблокированными гаражами-боксами. Так же, в условиях городской застройки, используются цокольные пространства и полузаглублённые пространства под общими территориями для организации парковочных и складских площадей при квартирах.

Путем устройства тупиковых и петельных подъездов к расположенным с отступом от улицы домам можно значительно улучшить форму участков и в то же время придать облику застройки разнообразие. Дома можно размещать в сторону улицы то короткими, то протяженными фасадами. Петельные и тупиковые приемы застройки позволяют на 15-20% сократить длину улиц и инженерных коммуникаций и одновременно значительно улучшить архитектурно-художественные качества застройки.

Как уже стало понятно, с организацией улично-дорожной сети и подъездов к местам хранения автомобилей жителей тесно связаны общественные пространства – их наличие или отсутствие. Рассмотрим перечень возможных общих пространств для зон блокированной застройки:

- Общий хозяйственный двор. На нём можно организовать места или строения для хранения велосипедов, мотоциклов, топлива, мусорных контейнеров.

- Общие площадки для игр детей и спорта

- Стоянки для индивидуальных машин, вынесенные за пределы частных участков, организация парковки с учётом гостевых машиномест

- Сквозная пешеходная зона

- Открытый или закрытый общий сад-зелёная площадка

При сопоставлении однорядной застройки вдоль улицы с другими типами застройки, становится очевидно, что, будучи различными по экономичности, они обладают и различными художественными качествами. Тупиковая, петельная и ковровая системы застройки по своему облику разнообразнее и богаче, чем однорядная. Следовательно, применяя эти приемы из соображений целесообразности, архитектор может одновременно повысить художественные качества застройки при соблюдении типизации жилых домов.

 

III.

ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ