Бюджет производственных и накладных затрат

Наименование янв. февр. март апр. май июнь июль авг. сент. окт. нояб. дек. Всего
Продукт 1
Объем производства, шт.                          
Нома переменных затрат, руб./шт.                          
Сумма переменных затрат, руб.                          
Доля постоянных затрат                          
Планируемые пост. затраты, руб.                          
Итого накладных затрат                          
Сумма НДС                          
Продукт 2
Объем производства, шт.                          
Нома переменных затрат, руб./шт.                          
Сумма переменных затрат, руб.                          
Доля постоянных затрат                          
Планируемые пост. затраты, руб.                          
Итого накладных затрат                          
Сумма НДС                          
Продукт 3
Объем производства, шт.                          
Нома переменных затрат, руб./шт.                          
Сумма переменных затрат, руб.                          
Доля постоянных затрат                          
Планируемые пост. затраты, руб.                          
Итого накладных затрат                          
Сумма НДС                          
Итого накладных затрат                          
Амортизация                          
Оплата накладных затрат                          
Итого накладных затрат                          
НДС                          
Оплата затрат с учетом НДС                          

 

При планировании оплаты накладных затрат из общей суммы затрат вычитается амортизация, поскольку она является неденежной статьей затрат. Сумма НДС к возмещению по накладным затратам планируется отдельно от суммы затрат, поскольку при расчете себестоимости НДС учитываться не должен, а при планировании оплат его необходимо учитывать.

Шаг 8. Составление бюджета себестоимости реализованной продукции.

Данный бюджет является расчетным и необходим для определения планируемой производственной себестоимости произведенной и реализованной продукции, а также остатков на конец периода. Бюджет себестоимости формируется на основании бюджетов производства, потребления материалов, оплаты труда, потребления энергоресурсов и производственных накладных затрат. Механизм расчета себестоимости реализованной продукции и запасов следующий:

1) рассчитывается себестоимость произведенной за месяц продукции;

2) определяется себестоимость единицы произведенной продукции;


3) рассчитывается себестоимость реализованной продукции по следующей формуле:

где, СС - себестоимость

4) рассчитывается себестоимость остатков на конец месяца как произведение запасов в натуральном выражении на себестоимость единицы произведенной продукции.

Бюджет себестоимости для рассматриваемого примера приведен в таблице 2.3.25.

Шаг 9. Составление бюджета затрат на реализацию и управление.

Бюджет управленческих и сбытовых расходов — это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции. Структура бюджета изображена на рис. 2.3.2.

 

Административные затраты можно планировать по каждому отделу отдельно, чтобы контролировать затраты на каждом месте возникновения, или в целом по компании. Планировать затраты по компании в целом целесообразно, если сумма административных затрат имеет незначительную долю в общих затратах компании и, соответственно, нет смысла усложнять бюджетный процесс, а также если возможности определения затрат каждого отдела ограничены учетной системой. Бюджет коммерческих затрат целесообразно составлять одновременно с бюджетом продаж, хотя в блок-схеме на рис. 2.3.1 он находится ближе к финансовым бюджетам. Во-первых, бюджет коммерческих расходов непосредственно связан с бюджетом продаж; во-вторых, коммерческие расходы планируются теми же подразделениями. Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать следующее:

• расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж;

• не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта;

• большинство затрат на сбыт планируется в процентном отношении к объему реализации — величина этого отношения зависит от стадии жизненного цикла товара;

• коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям в зависимости от сегментации рынка;

• значительную часть затрат на сбыт составляют затраты на продвижение товара — это определяет приоритеты в управлении коммерческими расходами;

• в бюджет коммерческих расходов включают расходы по хранению, страховке и складированию продукции.


Таблица 2.3.35