Бюджет производственных и накладных затрат
Наименование | янв. | февр. | март | апр. | май | июнь | июль | авг. | сент. | окт. | нояб. | дек. | Всего |
Продукт 1 | |||||||||||||
Объем производства, шт. | |||||||||||||
Нома переменных затрат, руб./шт. | |||||||||||||
Сумма переменных затрат, руб. | |||||||||||||
Доля постоянных затрат | |||||||||||||
Планируемые пост. затраты, руб. | |||||||||||||
Итого накладных затрат | |||||||||||||
Сумма НДС | |||||||||||||
Продукт 2 | |||||||||||||
Объем производства, шт. | |||||||||||||
Нома переменных затрат, руб./шт. | |||||||||||||
Сумма переменных затрат, руб. | |||||||||||||
Доля постоянных затрат | |||||||||||||
Планируемые пост. затраты, руб. | |||||||||||||
Итого накладных затрат | |||||||||||||
Сумма НДС | |||||||||||||
Продукт 3 | |||||||||||||
Объем производства, шт. | |||||||||||||
Нома переменных затрат, руб./шт. | |||||||||||||
Сумма переменных затрат, руб. | |||||||||||||
Доля постоянных затрат | |||||||||||||
Планируемые пост. затраты, руб. | |||||||||||||
Итого накладных затрат | |||||||||||||
Сумма НДС | |||||||||||||
Итого накладных затрат | |||||||||||||
Амортизация | |||||||||||||
Оплата накладных затрат | |||||||||||||
Итого накладных затрат | |||||||||||||
НДС | |||||||||||||
Оплата затрат с учетом НДС |
При планировании оплаты накладных затрат из общей суммы затрат вычитается амортизация, поскольку она является неденежной статьей затрат. Сумма НДС к возмещению по накладным затратам планируется отдельно от суммы затрат, поскольку при расчете себестоимости НДС учитываться не должен, а при планировании оплат его необходимо учитывать.
Шаг 8. Составление бюджета себестоимости реализованной продукции.
Данный бюджет является расчетным и необходим для определения планируемой производственной себестоимости произведенной и реализованной продукции, а также остатков на конец периода. Бюджет себестоимости формируется на основании бюджетов производства, потребления материалов, оплаты труда, потребления энергоресурсов и производственных накладных затрат. Механизм расчета себестоимости реализованной продукции и запасов следующий:
1) рассчитывается себестоимость произведенной за месяц продукции;
2) определяется себестоимость единицы произведенной продукции;
3) рассчитывается себестоимость реализованной продукции по следующей формуле:
где, СС - себестоимость
4) рассчитывается себестоимость остатков на конец месяца как произведение запасов в натуральном выражении на себестоимость единицы произведенной продукции.
Бюджет себестоимости для рассматриваемого примера приведен в таблице 2.3.25.
Шаг 9. Составление бюджета затрат на реализацию и управление.
Бюджет управленческих и сбытовых расходов — это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции. Структура бюджета изображена на рис. 2.3.2.
Административные затраты можно планировать по каждому отделу отдельно, чтобы контролировать затраты на каждом месте возникновения, или в целом по компании. Планировать затраты по компании в целом целесообразно, если сумма административных затрат имеет незначительную долю в общих затратах компании и, соответственно, нет смысла усложнять бюджетный процесс, а также если возможности определения затрат каждого отдела ограничены учетной системой. Бюджет коммерческих затрат целесообразно составлять одновременно с бюджетом продаж, хотя в блок-схеме на рис. 2.3.1 он находится ближе к финансовым бюджетам. Во-первых, бюджет коммерческих расходов непосредственно связан с бюджетом продаж; во-вторых, коммерческие расходы планируются теми же подразделениями. Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать следующее:
• расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж;
• не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта;
• большинство затрат на сбыт планируется в процентном отношении к объему реализации — величина этого отношения зависит от стадии жизненного цикла товара;
• коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям в зависимости от сегментации рынка;
• значительную часть затрат на сбыт составляют затраты на продвижение товара — это определяет приоритеты в управлении коммерческими расходами;
• в бюджет коммерческих расходов включают расходы по хранению, страховке и складированию продукции.
Таблица 2.3.35