Работа «по сырому»

Третий способ получения плавного изменения тона – «по сырому» - применяют в том случае, если надо утемнить какую-то относительно небольшую часть чертежа (проемы, обратные тени, для изображения воды, облаков, темных участков поверхности земли и т.д.).

Для этого поверхность чертежа предварительно увлажняют. Кисть с относительно темным раствором отжимают о край сосуда и проводят ею в тех местах, где хотят получить потемнение, слегка растушевывая границы темного участка на соседние.

Способы «слоевой», «размывной» и «по сырому» лучше применять для получения плавного перехода от темного к светлому на относительно небольшом участке чертежа.

Если же надо осуществить такой переход на большей площади (отмыть фон), то отмывку выполняют тремя-четырьмя концентрациями растворов туши.

При использовании этого способа отмывки необходимо помнить, что работа должна проходить только по увлажненной поверхности. Участок бумаги, на котором должен быть осуществлен плавный переход от светлого к темному, на глаз делят на несколько горизонтальных полос соответственно числу концентраций раствора и покрывают поверхность бумаги, начиная с участка, который должен быть самым светлым; каждую следующую полосу покрывают более темным раствором, сливая границы полос. Чтобы получилось плавное изменение тона, эту операцию повторяют несколько раз, сдвигая с каждым новым слоем туши границы участков.

Иногда применяют еще один способ тушевой техники мелкого мазка полусухой кистью. Кисть опускается в раствор туши, значительно светлее того, который требуется получить на бумаге при окончании работы. Излишний раствор из кисти отжимают о край сосуда так, чтобы кончик кисти оставлял на бумаге не капельки, а полусухие мазочки. Такой кистью наносят на бумагу точки или мелкие штрихи в 1-2 мм длиной. Мазочки кладут рядом, но так, чтобы они не сливались один с другим. А заполняют ими ту часть поверхности, которая должна быть утемнена. Следующий слой штрихов наносят по высохшему первому, стараясь заполнить ими оставшиеся светлые промежутки в предыдущем слое. Чем больше требуется темнота тона, тем большее количество штриховых слоев надо наложить на бумагу. Таким способом при некотором навыке можно получить очень ровный тон на относительно большой поверхности и плавные переходы от темного к светлому.

Чаще всего этой техникой пользуются как вспомогательной при исправлении недостатков в отмывке, выполненной слоевым или размывным способом (пятна, резкие границы). И особенно тогда, когда качество бумаги не позволяет вести дальше отмывку лессировкой.

 

Упражнение №3- отмывка ортогональной проекции криволинейного архитектурного облома, например каблучка, валика. В этом случае может быть применен слоевой способ тушевки (рис.15).

 

 

 

Рис. 15 Пример отмывки каблучка. Слоевая техника отмывк

 

 

Для слоевой отмывки делят профиль каблучка на равные участки. Горизонтальные линии, проведенные из полученных делений,

 

 

 

Рис.16 Пример отмывки каблучка. Размывная техника отмывки.

 

 

определяют участки профиля одинаковой освещенности (изофоты).

Прежде, чем приступить к отмывке строят тени.

Отмывку начинают с того, что светлым раствором туши покрывают всю деталь или фон, чтобы отделить ее от бумаги, после этого несколькими слоями туши покрывают все тени, а затем – только падающие.

С нанесением каждого слоя туши границы собственной тени на криволенейной поверхности размывают водой.

В соответствии с правилами зависимости освещенности от формы определяют светлые и темные участки поверхности. В данном случае самыми светлыми будут ребра, обращенные к свету, а самыми – падающие тени (тень от полочки, особенно в верхней ее части, от каблучка и падающая тень на его криволинейной поверхности). Собственная тень на каблучке (особенно рефлекс в ней) светлее всех падающих и так далее.

Моделировку формы лучше всего вести от светлых тонов к темным. Одним-двумя слоями туши покрывают всю деталь, пропуская яркие полоски света на ребрах; затем тушью покрывают каблучек вместе с тенями и вертикальной плоскостью под ним, пропустив более светлую верхнюю полочку, следующим слоем туши покрывают деталь вместе с тенями, пропуская полочку и участок наибольшего света на каблучке. Постепенно с каждым слоем уменьшают количество покрытых участков, стремясь к тому. Чтобы наибольшее количество слоев туши легло в самых темных местах. Там, где тональные изменения должны получиться плавными (на криволинейной поверхности каблучка, в падающей тени от полочки и т. д.), кромки каждого слоя размывают водой.

При выполнении этой работы, кроме знаний закономерности светотени и техники отмывки, необходимо проявить художественное чутье и такт.

Если в результате проделанной работы объем читается правильно, тени прозрачны, тушь легла ровно, без пятен, то это упражнение можно считать выполненным успешно.

После успешно выполненных предварительных упражнений можно переходитьк более сложным задачам – отмывке архитектурной детали, фрагмента, а затем фасада или разреза сооружения.

 

 

Рис.17 Пример отмывки обломов. Учебная работа.

Раздел III Задание на курсовую работу«Отмывка детали (фасада) архитектурного сооружения»

 

Курсовая работа по отмывке выполняется учащимися 2–го курса, в четвертом семестре по дисциплине «Строительное черчение и архитектурная графика».

Объектами отмывки являются фасады известных памятников архитектуры, детали фасадов, интерьеры.