Культурно-информационная матрица личности.

 

Те обстоятельства и предпосылки для формирования сценарных сюжетов и сюжетных линий, которые складывались в процессе рождения, воспитания и становления личности данного человека образуют некую матрицу, которую можно назвать культурно-информационной матрицей личности (КИМЛ). В свою очередь КИМЛ вписана в культурно-информационную матрицу семьи, рода, этноса, человечества, то есть в те обстоятельства и предпосылки, по которым развиваются общечеловеческие сюжеты данной эпохи. Корнями вся эта конструкция уходит «вглубь времен и пространств»... Личный сюжет каждого человека это одна из проекций общечеловеческого сюжета, и опирается личный сюжет, прежде всего, на базис той культуры, в которой данный человек живет.

КИМЛ можно описывать разными языками и с различных точек зрения. В любом психотерапевтическом направлении и в любой традиционной системе самопознания существуют термины для обозначения механизмов, обуславливающих восприятиеи поведение человека. Для человека, начавшего сознательное развитие, важно научиться эти механизмы в своей жизни осознавать и с ними разотождествляться.

Нам удобны три модели, которые дают описание КИМЛ с разных сторон. Первая – это модель механизмов защиты (проекции, интроекции, ретрофлексии и слияния), подробно описанные в гештальттерапии[14]. Вторая – модель сценарного аппарата, разработанная в русле транзактного анализа (сценарные процессы, приказания и решения, контрприказы, драйверы, система рэкета, игнорирование)[15]. Третья – это модель личности, как совокупности отношений. При этом внутренний мир рассматривается, как состоящий «из людей и отношений к ним», - то есть, спроецированный, с определенными искажениями, внешний мир (или наоборот – смотря с какой стороны смотреть и где искать причину, а где следствие). Жесткие связи в этих отношениях представляют собой каркас КИМЛ, если ее рассматривать в плоскости людей и отношений.

Итак, КИМЛ обуславливает сюжеты и сюжетные линии, а те, в свою очередь, подкрепляют КИМЛ и со временем делают ее влияние все более и более жестким.

 

Для понимания того, что необходимо для режиссуры жизненных сюжетов, воспользуемся еще несколькими понятиями Драманализа, контексты применения которых затем расширим от театра к реальной жизни.

1) Фабула – сухая канва событий (Родился, пошел в школу, закончил ВУЗ, женился, поступил на работу... В более конкретных ситуациях: познакомился с девушкой, пригласил в ресторан, проводил, зашел в гости, в разгар ночи вернулся из командировки ее муж и т.п... В еще более конкретном масштабе: встал со стула, подошел к окну, произнес такую-то фразу, вышел из комнаты, оделся, споткнулся на пороге...

2) Сюжет – трактовка данных событий в зависимости от замысла, это связи, противоречия, симпатии, антипатии и исходящее из этого взаимодействие человека с другими людьми, ситуацией, обстоятельствами. (В применении к театральной постановке под замыслом здесь подразумевается замысел драматурга. При расширении контекста именно этот момент будет ключевым. Для режиссуры жизненных сюжетов нам необходимо будет осознать Замысел Творца. Задача предельно сложная и подойдем мы к ней с другой стороны – с осознания Сверхзадачи человека в данном сюжете и его жизненной Сверх-сверхзадачи, т.е. главной задачи всего жизненного Пути. Сверхзадача каждого сюжета как раз и есть приближение к Замыслу...)

3) Сверхзадача– главная всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения задачи, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли.

4) Сверх-сверхзадача – РАДИ ЧЕГО ставится данный спектакль. Что должно измениться в зрителе, а в пределе – в культурной жизни города, страны, мира...

 

Итак, в жизни сюжет это определенным образом переживаемая цепочка событий (истолкованная определенным образом фабула). Ранее мы разделили сюжеты на сценарные сюжеты и сюжеты Миссии. Сценарные сюжеты определяются культурно-информационной матрицей личности. Сюжеты Миссии определяются Предназначением. Предназначение аналогично сверх-сверхзадаче по Станиславскому. Это то, (словами почти невыразимое, или выражаемое очень простыми словами), ради чего человек родился в этом мире. Проекция Предназначения на данный сюжет мы так и назовем сверхзадачей. Это то, ради чего может быть прожит данный сюжет. Если человек осознает сверхзадачу данного сюжета и сможет ее воплотить в конкретных событиях, переживаниях, действиях, осознаниях, он, тем самым приблизит свою жизнь к Замыслу Творца.

В некоторых случаях сюжет Миссии будет существенно отличаться от сценарного сюжета даже по конкретному содержанию событий, а не только по изменению отношения к событиям; в других случаях события будут теми же, но изменится, например, глубина их переживания и само отношение к ним.

 

Основная задача режиссуры жизненного Пути, частью которой является Магический Театр, заключается в том, чтобы через осознание КИМЛ, с одной стороны и осознание сверх-сверхзадачи и сверхзадачи, с другой стороны, перейти от преобладания сценарных сюжетов к сюжетам Миссии. Технически это осуществляется с использованием спектра приемов драматизации и релаксации в ходе перепросмотра[16]КИМЛ, который очень часто происходит на Магических Театрах. Начиная этот процесс с помощью Ведущего и группы, человек постепенно учится удерживать внутренний компас на сверхзадачу. Как только ориентация на сверхзадачу становится устойчивой, человек способен самостоятельно выстраивать сюжеты своей жизни.

 

Сам подход к режиссуре жизненных сюжетов, как методологии, приложимой к консультированию, принципиально отличается от решения частной проблемы, без видения ее взаимосвязи со всей совокупностью жизненных обстоятельств и сверх-сверхзадачи.

В некоторых случаях простое облегчение, снимая одни проблемы (без видения сверхзадачи данного сюжета) может привести к усилению более глубоких защитных механизмов. Это увеличивает энтропию (если выражаться языком синергетики). Путь развития и индивидуации, напротив – процесс негэнтропийный. Увеличивается сложность жизни (это вовсе не тождественно увеличению страданий, - личные страдания как раз постепенно прекращаются).

 

* * * * * * *

 

Каждый конкретный исторический период, каждый этап развития человечества накладывает свое влияние на восприятие сверх-сверхзадач людей, в этот период живущих. Хотя для каждого человека сверх-сверхзадача уникальна, существует некая общая тенденция, отражающая особенности общечеловеческой задачи на данном этапе.

Исходя из этой предпосылки мы отметим две ошибочные, на наш взгляд, позиции в отношении сверхнормативного развития, которые часто встречаются у духовных искателей. Первая связана с подменой развития накоплением особого вида способностей, умений, и личной силы. Вторая связана с зацикливанием на «состояниях», «переживаниях» и «откровениях».

Например, человек говорит, что он хочет пережить себя единым с Целым. И для этого он занимается некими специальными упражнениями, медитирует, пытаясь пережить «суть вещей» и свое истинное «я». Иногда эти усилия действительно венчаются сильными трансперсональными переживаниями, качественными состояниями... На этом, как правило, останавливаются. На наш взгляд зацикленность на состояниях сродни онанизму. Это лично приятно, но не ведет ни к какому результату. Никак не отражается на том самом Целом, частью которого человек себя пережил или подумал, что это-то и есть переживание Целого. Сейчас, в данный исторический период, медитациями и упражнениями уже не обойтись. Лишь работая для Целого, а конкретно – для людей, для совершенно конкретных людей, используя все свои способности, возможности, опыт, - это и приведет, в том числе, к переживанию себя единым с Целым...

 

Повторим достаточно важный для дальнейшего понимания тезис: Культурно-информационная матрица личности вписана в культурно-информационную матрицу семьи, рода, этноса, человечества, то есть в те обстоятельства и предпосылки, по которым развиваются общечеловеческие сюжеты данной эпохи. Таким образом, личный сюжет каждого человека это одна из проекций общечеловеческого сюжета, и опирается личный сюжет, прежде всего, на базис той культуры, в которой данный человек живет.

Вариации общечеловеческих сюжетов запечатлены в произведениях культуры. Более древние из них составляют основу мифов и сказок. Но, идет время и с каждым новым поколением общечеловеческие сюжеты усложняются и обогащаются. В кристаллизованном виде они представлены в тех произведениях культуры, которые признаны классическими (они потому и признаны классическими, что в них угадывается некая общечеловеческая проблематика). Понятно, что, с одной стороны, такой культуральный пласт в сознании является как бы дополнительной (и все возрастающей с течением времени) преградой на пути движения осознания к своим глубинам (архетипам и чистому «я») – как бы мы не хотели сделать вид, что его нет (чем, кстати грешат многие эзотерики, пытающиеся сразу, минуя этот пласт, добраться до «сути вещей» и используя для этого те же способы, что и, например, древние йоги или адепты иных древних Традиций, - забывая о том, что у древнего йога культуральный пласт сознания был неизмеримо «тоньше» и ему не требовалось специальных усилий для прохода через этот пласт), он будет тянуться хвостом. С другой стороны, именно наличие этого пласта дает возможность каждому человеку пройти все более уникальную и неповторимую траекторию развития, так как вариаций и развилок все больше и больше с течением времени. И каждый человек, проходящий действительно уникальным путем (читай - Путем индивидуации), тем самым вносит свой вклад в общечеловеческую копилку, создавая еще больший спектр возможностей для последующих поколений. Иными словами, жить становится все сложней, но интересней. Так что, являясь дополнительной нагрузкой, культуральный пласт сознания увеличивает негэнтропию, что собственно и дает необходимые условия для развития.

 

Путь начинается с того момента, когда человек, который, оставшись без защиты коллективно-религиозного сознания, столкнулся в обнаженном виде с предельным человеческим противоречием (противоречием между механичностью и автоматизмом «сценарной» жизни и томлением духа по реализации)[17] и вместо вытеснения этого противоречия и прежнего защитно-невротического поведения, сделал усилия для работы души. Это Путь от коллективно-религиозного сознания, через индивидуализацию к сознанию Объемному, к соединению с Целым, оставаясь самим собой.