Удачный имидж политика

Построение удачного имиджа политического лидера главным образом зависит от следующих условий: от знания и понимания настроений, требований. Установок своих будущих или настоящих последователей и умения показать. Что политик – именно тот. Кто полностью отвечает потребностям публики. Одна из самых действенных стратегий для завоевания доверия публики – показать политику, что он похож на них, что у него одинаковые с ними заботы и проблемы, что он – «один из них». Чрезмерная оригинальность в сфере политики при формулировании программ, построении имиджа политического лидера и т.п. недопустима, она лишь оттолкнёт большую часть людей от политика.

Чтобы победить, кандидату требуется знание одной из основных заповедей маркетинга: »Конкурентоспособный товар должен быть таким же, как все, но чуть-чуть лучше». Построение имиджа популярного лидера требует не только учитывать требования момента и действовать по ситуации, политик всегда должен демонстрировать некоторые черты и качества характера, которые в сознании публики однозначно связаны с «лидерскими качествами». Не всегда важно обладать этими качествами на самом деле, но всегда важно выглядеть деятельным, решительным, справедливым и заботливым к тем, кто признаёт его лидерство, беспощадным к врагам, преодолевающим все препятствия, выходящим победителем из любой ситуации и всегда ощущать себя правым и т.д. Большинство этих качеств успешно конструируются с помощью слов.

Если политик, только начинает свою карьеру, ему легко построить такой имидж, какой он сочтёт нужным. Если же это уже известный политик, то радикально изменить его имидж – дело довольно сложное. Однако, если такая необходимость всё же возникла, главная задача – сформировать новые ассоциации между уже известными и закрепившимися в сознании публики чертами имиджа и новыми задачами. Цель – не переубедить аудиторию, что он обладает совсем другими качествами, не теми до сих пор приписывали, а доказать. Что именно эти его качества больше всего соответствуют требованиям момента.

Политику полезно владеть ораторским искусством, позволяющим без затруднения общаться с людьми. Иметь при этом поставленный голос, управлять мимикой и жестами. Ему нужны энергия и работоспособность, поэтому внимание СМИ и большинства людей к состоянию здоровья политического лидера – не простое любопытство: лидер должен уметь шутить, импровизировать, быть обаятельным и иметь какие-то особые качества, увлечения или даже маленькие слабости, делающие его близким и понятным миллионам сограждан. Билл Клинтон, например, вошёл в свою победоносную избирательную компанию с саксофоном в руках, молодёжным стилем одежды и поведения; Лионель Жоспен привлёк симпатии профессорской интеллигентностью, афористичностью высказываний.

Несостоятельно мнение о том, что имидж политика можно сформировать и разрекламировать за короткий отрезок официальной избирательной компании: имидж обычно складывается годами. Вот почему имиджмейкеры должны работать с политиками постоянно, систематически анализируя их слова и поступки, организуя для них тренинги.

Немаловажен для политика и сексуальный аспект. Впервые об этом заговорили в ходе компании Джона Кеннеди. «Половой инстинкт – важный компонент политики,- писал тогда один из менеджеров Кеннеди.- Если ваш кандидат – красивый мужчина, то все женщины повалят голосовать за него, таща за собой упирающихся мужей».

Создатели имиджей одним из этапов своей работы называют также подбор адекватного типажа ( например, «хитрый лис»,» отец солдатам», и т.п.) Облегченный образ, заключённый в рамках типа, легче воспринимается, понятнее, гармоничнее.

В политической литературе существует несколько типологий имиджей. Одну из них предлагает Р.Шварценберг. Его галерея образов политиков повторяет набор классических театральных амплуа.

«Спаситель Отечества». Театральный аналог – герой, « бог из машины ». Этот персонаж вступает на сцену политического театра в самые сложные и ответственные моменты; он овеян славой и легендами.

«Отец нации». Театральный аналог-благородный отец. Речь идёт об авторитетном лидере, царе-батюшке, который строг, но справедлив с подданными.

«Обаятельный лидер». Театральный аналог – первый любовник. Он улыбчив и раскован, пытается не столько убедить в правоте своих идей, сколько просто понравится.

«Свойский мужик». Театральный аналог – простак. Ничем не примечательный человек, волею судьбы оказавшейся среди обитателей политического Олимпа.

Героические лидеры приходят и уходят вместе с эпохой, их породившей. На Западе политиками такого толка были герои второй мировой войны Д.Эйзенхауэр и Ш. де Голль. С 1960х гг. в западной политике стали доминировать «обаятельные лидеры» - Кеннеди, Клинтон, Жоспен. Время от времени их теснят «свойские мужики» - Картер, Мейджор. Постепенно сходят со сцены и «отцы нации» - Миттеран, Рейган, Тэтчер.

Российская политическая история и современность являют нам образцы практически всех перечисленных имиджей. Однако то, что хорошо для Запада, негодно для России. Ситуация, в которой почти половина населения чувствует себя обездоленными сиротами, чужими на этом «празднике жизни», порождает потребность в заботливом «отце», который обо всех позаботиться, никого не обойдя лаской и щедротами. Активнее всех патериалистический имидж разрабатывался Б.Ельциным, начинавшим прямым и бесхитростным правдолюбцем.

Трудно приживается на российской почве тип « обаятельного политика». Попытавшийся стать таковым М. Горбачёв вряд ли имеет серьёзные шансы для возвращения в политику.

Начиная формировать имидж кандидата, менеджер должен, первым делом, оценить его имя и фамилию, зачастую это единственное, что будет знать избиратель о кандидате. К сожалению, бывают фамилии почти «непроходимые» - Дыркин, Селёдкин, Дулькин, Намного предпочтительнее шансы тех, кто носит фамилии, ассоциирующиеся с представлениями о славном прошлом России – Пушкиных, Суворовых, Менделеевых. Если фамилия кандидата чересчур проста, хорошо обыграть ее - «на Ивановых Россия держится». Внешний вид кандидата имеет большое значение – он должен быть опрятен: желательно, чтобы были в порядке волосы, зубы, кожа лица. Однако идти ради имиджа на радикальные меры не стоит, например, красить волосы пожилому человеку, исправлять форму ушных раковин и т.п. Важной составляющей являются произношение, дикция, культура речи – вот над этим работать можно и нужно: косноязычие политика – та традиция, с которой нужно быстрее расставаться. Сложнее обстоит дело с тембром голоса, резкие и пронзительные голоса ещё никого не украшали. Впрочем, неприятный голос Тэтчер её карьере не помешал.

Однако не всякому политику можно запросто посоветовать изменить причёску, отказаться от вредных привычек, обновить гардероб. Если политик чересчур прислушивается к мнению имиджмейкера, это может свидетельствовать о его неуверенности в себе. Зазор между реальной личностью и политическим имиджем должен быть минимальным. Долго играть чужую роль нельзя. А быть раскованным и обаятельным можно, только чувствуя себя в своей тарелке. Работая с кандидатом, надо следовать примеру английских садоводов-декораторов: создавая парк, они не уничтожают всю дикорастущую зелень. А лишь поправляют её, оставляя в неприкосновенности волшебное естество природы.

Термин «избирательные технологии» обозначает действия, направленные на достижения результата на выборах или различных голосованиях. Однако избирательные технологии не исчерпываются невинными агитационными мероприятиями во время проведения предвыборной кампании. Манипуляция общественным мнением и «чёрный PR» считается бичом демократии. Но здесь соблюдается какая-то видимость собственного выбора, к тому, же чаще всего большая часть подобных действий не противоречит законодательству.

Использование компромата может дать и обратную реакцию электората, вызвать желание защитить, если «наших бьют». Если взглянуть чуть глубже: то, что происходит в российской политике,- опыт ещё и для нас. Возможно, многое происходило бы совершенно иначе, если бы мы всего, лишь лучше понимали происходящее.

 

Task 4:

 

Put ten comprehension questions on the text and ask them peers.

 

Task 5:

 

Give an English translation of the text « Другое мнение». Agree and disagree with what the author says. Prove your point.