Мотивация для усвоения темы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра внутренних болезней № 3,

Поликлинической терапии и общеврачебной практики

С курсами дерматовенерологии и медицинской реабилитации

 

 

Утверждено на заседании кафедры Протокол № 8 от 29 августа 2013 Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор Саливончик Д.П.  

 

 

ТЕМА VIII:

Функциональные нагрузочные

Электрокардиографические пробы

 

Учебно-методическая разработка для студентов

5 курса

медико-диагностический факультет по дисциплине

«Функциональная диагностика»

 

Автор: д.м.н., профессор Д.П. Саливончик

 

Гомель, 2013г.

Учебные и воспитательные цели.

Основные учебные цели в преподавании внутренних болезней в течение 5 года обучения – научиться профессиональным врачебным навыкам обследования больных, тактике диагноза и дифференциального диагноза (в рамках синдрома), индивидуализированной терапии, профилактики, ведению основной медицинской документации, обучиться способам оказания неотложной медицинской помощи, реабилитации и диспансеризации больных с основными заболеваниями внутренних органов, а также принципам врачебно-трудовой экспертизы, ознакомить с принципами работы общей практики. Главным методом обучения в терапевтической клинике является самостоятельная работа студента у постели больного под руководством преподавателя, работа в диагностических кабинетах (функциональная диагностика, рентгенологический и эндоскопический кабинеты, клиническая и биохимическая лаборатория), палатах интенсивного наблюдения, участие в обходе больных с заведующим кафедрой, профессорами и доцентами. При этом предусматривается приобретение студентами практических навыков в оценке ряда дополнительных методов исследования больных, в частности, данных ЭКГ, ФКГ, ультразвукового, рентгенологического обследования и пр. Обучение на кафедре внутренних болезней предусматривает обязательные дежурства.

 

Цель данного практического занятия:

1) Изучить методы функциональной диагностики – велоэргометрия, тредмил-тест, эргоспирометрия.

2) Научить методике нагрузочного тестирования больных с ишемической болезнью сердца, постинфарктных пациентов.

3) Научить студентов оценивать полученные результаты инструментального исследования.

 

Мотивация для усвоения темы

В кардиологической практике применяется множество функциональных проб. Под ними понимают такие методы исследования, при которых на сердечнососудистую систему воздействуют с помощью различных внешних факторов, изменяющих в той или иной степени гомеостаз кардиореспираторной системы в условиях покоя. В результате этого провоцируются патофизиологические состояния и как следствие начинает проявляться скрытая или труднодоступная для обнаружения в условиях покоя патология. В тех случаях, когда эта патология как нозологическая форма известна до исследования, с помощью функциональных проб удается определить степень ее выраженности или, наоборот, компенсаторные возможности сердечнососудистой системы. Значительно реже применяются функциональные пробы, направленные на улучшение состояния сердечнососудистой системы, тем самым диагноз подтверждается как бы методом «от противного»; это так называемые разрешающие пробы. Практическая значимость и распространенность функциональных проб весьма различны – от широкого применения почти во всех лечебных учреждениях (например, пробы с динамической нагрузкой) до таких, которые используются лишь в первоклассных клиниках или специализированных лабораториях. Изучение методических аспектов и интерпретации функциональных проб, применяемых в кардиологии, весьма важно для дальнейшего становления врача-специалиста.

Задачи практического занятия:

Студенты должны знать:

1) Методические аспекты и интерпретациию функциональных нагрузочных проб, применяемых в кардиологии (ЭКГ, велоэргометрию, тредмил-тест, эргоспирометрию).

 

Студенты должны уметь:

1) Составлять план нагрузочного тестирования пациентов с патологией сердечно-сосудистой системы.

3) Интерпретировать результаты ЭКГ, ВЭМ, тредмил-тестирования и эргоспирометрии у пациентов с патологией сердечно-сосудистой системы

4) Проводить неотложную медикаментозную терапию пациентам с осложнениями при нагрузочном тестировании.

 

Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Анатомия: строение сердца и его клапанного аппарата, особенности кровоснабжения и иннервации сердца; проводящая система сердца — морфофункциональная характеристика.

2. Физиология: особенности коронарного кровотока. Особенности работы сердца в различные фазы сердечного цикла.

3. Пропедевтика внутренних болезней: семиотика патологии сердечно-сосудистой системы. ЭКГ- признаки основных синдромов.

4. Клиническая фармакология: средства, применяемых для проведения медикаментозных проб, а также проведение неотложной помощи в кардиологии.

Основные учебные вопросы:

1. Показания, противопоказания, подготовка пациента и методика проведения нагрузочных тестов (велоэргометрии, тредмил-теста), интерпретация результатов.

2. Показания, противопоказания, подготовка пациента и методика проведения эргоспирометрии, интерпретация результатов.

 

 

Студенты должны уметь:

1) Назначать и оценивать инструментальные данные: ЭКГ, нагрузочные пробы, эргоспирометрии.

3) Назначать медикаментозную терапию больному с осложнениями во время нагрузочного тестирования

 

Практические навыки:

1. Техника и методики регистрации ЭКГ: регистрация ЭКГ в 12 отведениях (3 стандартных двухполюсных (по Эйнтховену); 3 усиленных однополюсных от конечностей (по Гольдбергеру); 6 грудных однополюсных (по Вильсону).

2. Методика регистрации ЭКГ по Небу, Слопаку, дополнительные грудные отведения (V7-9), правые грудные отведения.

3. Интерпретация данных проб с физической нагрузкой и эргоспирометрии.

 

Ход практического занятия: