Представление типов структур
Самой распространенной структурой является функциональная структура(тип «А»):
Особенности функциональной структуры: централизация, малочисленность персонала, небогатый ассортимент продукции, концентрация в одном месте.
Преимущества: полновластие управляющего, малые непроизводительные расходы, ориентация на конечную цель, сильные связи с соседями, отсутствие потребности в штате управленцев, простота управления , практическое отсутствие внутренних конфликтов.
Недостатки: отсутствие преемственности в руководстве, наличие устойчивых стереотипов в деятельности (консервативность поведения), трудности в смене продукции, менеджеры выполняют рутинные работы, чувствительность к кризисным явлениям.
Тип А
Линейно-штабная структура.Этот тип представляет собою развитую функциональную структуру (тип «Б»).
Тип Б
Особенности: обычно такая структура присуща филиалам крупных фирм; есть потребность в специалистах-управленцах.
Преимущества: те же, что и у функциональной модели.
Недостатки: наличие конфликтов между линейной и штабной структурами, затруднение в управлении (особенно в аспекте координации).
Разветвленный тип(тип «В»):
Тип В
Особенности: основы структуры – центры по прибыли, децентрализации управления. Центры по прибыли организуются по продукции, рынкам, географическим регионам, целевым проектам, технологии производства и т. д. Такая структура часто создается в результате разрастания фирмы, когда линейное управление оказывается несостоятельным. Нередко этот тип возникает в результате слияния отдельных предприятий.
Преимущества: распределение ответственности по сфере прибыли, удобство оценки деятельности филиала, простота мотивации персонала, гибкость в деловой активности, управляющий освобожден от рутинной работы, решения принимаются по конкретным проблемам, возникающие межличностные конфликты решаются на месте.
Недостатки: наличие конфликтов между подразделениями, краткосрочные планы часто превалируют, усложненная структура, трудности в координации подразделений, трения на базе ценообразования.
Целевой тип(Тип «Г»):
Тип Г
Особенности: Целевое управление, свобода деятельности управляющих программами, изменение во внешней обстановке вызывает цепную реакцию в перестройке структур.
Преимущество: удобство управления и оценки деятельности, малые затраты на управление, возможные конфликты разрешаются на месте, инициативность руководителей программ, планирование и обслуживание облегченные.
Недостатки: конфликты между линейными подразделениями и подразделениями проектов, затруднения в бухгалтерском учете, перегрузка менеджеров.
Матричный тип(Тип «Д»):
Тип Д
Особенности: Двойное подчинение промышленных предприятий (каждое предприятие имеет начальника в ассортиментной группе и начальника в региональной группе). Такую структуру могут иметь и крупные, и средние компании.
Преимущество: учет региональных особенностей, оптимальное использование резервов, легкость управления.
Недостатки: разделение ответственности ( что порождает конфликты), трудности финансового контроля , конфликтность между ассортиментными и региональными группами, большая нагрузка на менеджеров (особенно в верхних эшелонах).
3. Идеальная модель производственной организации У.Оучи – модель «Z»:
построена на семи факторах:
1) Долгосрочный наем работников.
2) Принятие решения по принципу консенсуса.
3) Индивидуальная ответственность
4) Медленное должностное продвижение.
5) Мягкий неформализованный контроль с помощью строгих формализованных средств.
6) Разумно специализированный путь повышения квалификации.
7) Повышенное внимание к работнику и его семье.
Рекомендуемая литература
1. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика.
2. Ладанов И.Д. Практический менеджмент М.: 1995 г.- 492с.
3. Лэнд Питер Э. Менеджмент – искусство управлять: секреты и опыт практического менеджмента (пер. с англ.) – М., 1995.
4. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) М.: Наука, 1986.
5. Стерлин А.Р., Тулин И.В. Стратегия планирования в промышленных корпорациях США. М.: Наука, 1990.
6. Чернявский А.Д. Организация управления. Учеб. пособ.-К: Мауг, 1998.
7. Калюжный И. Л.Стратегический менеджмент: Учебное пособие; Рекомендовано МО Украины - Севастополь АТ и СО, 2002 - 110 с.
8. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., и др. – М.: ИНФРА-М. 1997. – 432 с.
9. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.: «ИНФРА- М», 1997. – 344с.
Дополнительные материалы, схемы, упражнения и примеры к практическим занятиям по курсу «Менеджмент»
П а м я т к а д л я м е н е д ж е р а
1. Лидерство - существенная сторона менеджерской деятельности.
2. Лидерство – это способность человека управлять людьми с учетом их наклонностей и желаний. Лидерские навыки развиваются и совершенствуются.
3. Перед менеджером всегда стоит дилемма: «Что важнее – дело или люди?»
4. Предпочтение надо отдавать людям. Будет внимание к людям, будет и успех дела.
5. Стиль руководства должен соответствовать сложившейся в рабочей группе ситуации. Все стили в известной степени хороши, плохих стилей в природе нет.
6. Разница между посредственным и хорошим менеджером состоит в том, что первый старается командовать, а второй руководить, т. е. Вести за собою людей. Второму приходится труднее: в условиях рыночных отношений побеждают трудяги.
Признаки самореализовавшейся и уверенной в себе личности
Самореализовавшийся человек вполне уверен в своих силах. Он:
1) хорошо различает реальность и мечты, ожидание и веру;
2) принимает себя таким, каков он есть;
3) не красуется собой, не проявляет страсти к внешним эффектам;
4) живет заботами о важной для всех цели;
5) живет и действует, беря на себя значительную ответственность;
6) легко переносит удары судьбы;
7) в состоянии переоценить свои основные жизненные ценности;
8) испытывает тягу к людям;
9) открыт для того, чтобы научиться полезным вещам у других;
10) придерживается твердых этических принципов;
11) понимает юмор, но не одобряет злых шуток;
12) обладает творческими способностями и изобретательностью;
13) в критических ситуациях проявляет терпение;
14) предан своей семье;
15) воспринимает и уважает другие точки зрения.
Задание
1. Внимательно вчитайтесь в список качеств.
2. Оцените в какой степени этими качествами обладаете Вы сами.
3. Можно ли руководителя с такими качествами назвать «харизматическим лидером»?
Упражнение. Тема для дискуссии:
«Принципы выживаемости в условиях рынка»
1. Обеспечивайте свои преимущества:
а) найдите лучшую нишу для своего бизнеса;
б) добейтесь популярности;
в) воспитайте у себя благоприятные качества личности;
г) во всем поступайте как профессионал.
2. Сообразуйте масштабы бизнеса с размером капитала:
а) нельзя затовариваться (покупать надо столько товаров, сколько можно реализовать);
б) надо делать то, что можно сделать, а не то, что хочется;
в) следует иметь резервные фонды;
г) способность беречь деньги – это главное в бизнесе;
д) долги – причина всех банкротств.
3. Приобретайте современную технику и технологии:
а) израсходованные на технику и технологии деньги принесут гораздо больший доход;
б) новое оборудование удесятеряет возможности работников;
в) тот, кто откладывает приобретение новой техники на «потом», обрекает свой бизнес на неизбежное отставание.
4. Подбирайте достойных работников:
а) научитесь оценивать и подбирать персонал. Для этих целей используйте также консультантов;
б) отдавайте предпочтение живо мыслящим людям с достойными личными качествами, даже если у них нет достаточного опыта.
5. Зарабатывайте себе и своей фирме положительную репутацию:
а) будьте доброжелательны к окружающим;
б) заслужите уважение к себе со стороны потребителей (клиентов), банкиров и вкладчиков;
в) избегайте раздражительности в общении и удерживайте от раздражительности своих работников;
г) широко используйте рекламу. Расходы не должны служить препятствием, когда речь идет о создании рекламной кампании.
6. Совершенствуйте маркетинг:
а) бизнес нужно начинать обдумывать с проблем обеспечения сбыта;
б) бизнес как тачка, ее нужно толкать вперед. Большинство людей делает то, к чему их подталкивают другие;
в) чтобы быть процветающим, бизнес должен быть загружен не менее, чем на 90%;
г) бизнес – это борьба за сбыт. Мало стать производящемыслящим, главное – нужно быть торговомыслящим.
7. Управляйте своим временем:
а) время – деньги человеческой жизни. Одна из главных целей бизнеса – увеличение денежной стоимости своего времени;
б) рационально используйте длинные и особенно короткие отрезки своего времени. Именно из них складываются дни, месяцы, годы;
в) будьте пунктуальны сами и научите пунктуальности своих подчиненных.
8. Используйте эффективные методы ведения бизнеса:
а) всегда применяйте такие методы, которые обеспечивают эффективность во всем. Не пренебрегайте выводами научных исследований;
б) знакомьтесь с опытом преуспевающих бизнесменов и менеджеров;
в) не будьте благодушны. Как только вы начнете считать свои методы ведения бизнеса уникальными, начнется откат в делах;
г) если обнаруживается неожиданная неудача или успех, найдите причину. Всегда спрашивайте себя: Почему?
д) помните, что прибыль – превыше всего, а этика и мораль превыше прибыли.
9. Не останавливайтесь на достигнутом, всегда двигайтесь вперед:
а) остановка движения вперед – смерть бизнеса;
б) во всех аспектах бизнеса есть лидеры, дорогостоящие и отстающие. Каждый месяц (квартал, год) оценивайте свое место в этом движении;
в) воспитание у своих подчиненных постоянную устремленность к инновациям, поощряйте инициативу и предприимчивость;
г) выбирайте самый эффективный стиль лидерства.
10. Постоянно работайте над собой:
а) не давайте рутине захлестнуть ваше время. Учитесь сами и учите ваших работников;
б) овладейте общими и специальными знаниями. Научитесь свободно обращаться с цифрами;
в) помните, что неучам скоро все труднее будет находить свою нишу в бизнесе;
г) знайте, что овладение основами философии бизнеса, менеджмента, социальной психологии и этики бизнеса – веление времени.
|
|
III. Методические указания