Представление типов структур

 

Самой распространенной структурой является функциональная структура(тип «А»):

Особенности функциональной структуры: централизация, малочисленность персонала, небогатый ассортимент продукции, концентрация в одном месте.

Преимущества: полновластие управляющего, малые непроизводительные расходы, ориентация на конечную цель, сильные связи с соседями, отсутствие потребности в штате управленцев, простота управления , практическое отсутствие внутренних конфликтов.

Недостатки: отсутствие преемственности в руководстве, наличие устойчивых стереотипов в деятельности (консервативность поведения), трудности в смене продукции, менеджеры выполняют рутинные работы, чувствительность к кризисным явлениям.

 

 
 

 


Тип А

 

Линейно-штабная структура.Этот тип представляет собою развитую функциональную структуру (тип «Б»).

 

 

 

Тип Б

 

Особенности: обычно такая структура присуща филиалам крупных фирм; есть потребность в специалистах-управленцах.

Преимущества: те же, что и у функциональной модели.

Недостатки: наличие конфликтов между линейной и штабной структурами, затруднение в управлении (особенно в аспекте координации).

Разветвленный тип(тип «В»):

 

 

 

Тип В

Особенности: основы структуры – центры по прибыли, децентрализации управления. Центры по прибыли организуются по продукции, рынкам, географическим регионам, целевым проектам, технологии производства и т. д. Такая структура часто создается в результате разрастания фирмы, когда линейное управление оказывается несостоятельным. Нередко этот тип возникает в результате слияния отдельных предприятий.

Преимущества: распределение ответственности по сфере прибыли, удобство оценки деятельности филиала, простота мотивации персонала, гибкость в деловой активности, управляющий освобожден от рутинной работы, решения принимаются по конкретным проблемам, возникающие межличностные конфликты решаются на месте.

Недостатки: наличие конфликтов между подразделениями, краткосрочные планы часто превалируют, усложненная структура, трудности в координации подразделений, трения на базе ценообразования.

Целевой тип(Тип «Г»):

Тип Г

Особенности: Целевое управление, свобода деятельности управляющих программами, изменение во внешней обстановке вызывает цепную реакцию в перестройке структур.

Преимущество: удобство управления и оценки деятельности, малые затраты на управление, возможные конфликты разрешаются на месте, инициативность руководителей программ, планирование и обслуживание облегченные.

Недостатки: конфликты между линейными подразделениями и подразделениями проектов, затруднения в бухгалтерском учете, перегрузка менеджеров.

Матричный тип(Тип «Д»):

 
 

 

 


Тип Д

 

Особенности: Двойное подчинение промышленных предприятий (каждое предприятие имеет начальника в ассортиментной группе и начальника в региональной группе). Такую структуру могут иметь и крупные, и средние компании.

Преимущество: учет региональных особенностей, оптимальное использование резервов, легкость управления.

Недостатки: разделение ответственности ( что порождает конфликты), трудности финансового контроля , конфликтность между ассортиментными и региональными группами, большая нагрузка на менеджеров (особенно в верхних эшелонах).

 

 

3. Идеальная модель производственной организации У.Оучи – модель «Z»:

построена на семи факторах:

 

1) Долгосрочный наем работников.

2) Принятие решения по принципу консенсуса.

3) Индивидуальная ответственность

4) Медленное должностное продвижение.

5) Мягкий неформализованный контроль с помощью строгих формализованных средств.

6) Разумно специализированный путь повышения квалификации.

7) Повышенное внимание к работнику и его семье.

Рекомендуемая литература

1. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика.

 

2. Ладанов И.Д. Практический менеджмент М.: 1995 г.- 492с.

 

3. Лэнд Питер Э. Менеджмент – искусство управлять: секреты и опыт практического менеджмента (пер. с англ.) – М., 1995.

 

4. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) М.: Наука, 1986.

 

5. Стерлин А.Р., Тулин И.В. Стратегия планирования в промышленных корпорациях США. М.: Наука, 1990.

 

6. Чернявский А.Д. Организация управления. Учеб. пособ.-К: Мауг, 1998.

 

7. Калюжный И. Л.Стратегический менеджмент: Учебное пособие; Рекомендовано МО Украины - Севастополь АТ и СО, 2002 - 110 с.

 

8. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., и др. – М.: ИНФРА-М. 1997. – 432 с.

 

9. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.: «ИНФРА- М», 1997. – 344с.

 

Дополнительные материалы, схемы, упражнения и примеры к практическим занятиям по курсу «Менеджмент»

 

 

П а м я т к а д л я м е н е д ж е р а

 

1. Лидерство - существенная сторона менеджерской деятельности.

 

2. Лидерство – это способность человека управлять людьми с учетом их наклонностей и желаний. Лидерские навыки развиваются и совершенствуются.

 

 

3. Перед менеджером всегда стоит дилемма: «Что важнее – дело или люди?»

 

4. Предпочтение надо отдавать людям. Будет внимание к людям, будет и успех дела.

 

 

5. Стиль руководства должен соответствовать сложившейся в рабочей группе ситуации. Все стили в известной степени хороши, плохих стилей в природе нет.

 

6. Разница между посредственным и хорошим менеджером состоит в том, что первый старается командовать, а второй руководить, т. е. Вести за собою людей. Второму приходится труднее: в условиях рыночных отношений побеждают трудяги.

 

 

Признаки самореализовавшейся и уверенной в себе личности

 

Самореализовавшийся человек вполне уверен в своих силах. Он:

 

1) хорошо различает реальность и мечты, ожидание и веру;

 

2) принимает себя таким, каков он есть;

 

3) не красуется собой, не проявляет страсти к внешним эффектам;

 

4) живет заботами о важной для всех цели;

 

5) живет и действует, беря на себя значительную ответственность;

 

6) легко переносит удары судьбы;

 

7) в состоянии переоценить свои основные жизненные ценности;

 

8) испытывает тягу к людям;

 

9) открыт для того, чтобы научиться полезным вещам у других;

 

10) придерживается твердых этических принципов;

 

11) понимает юмор, но не одобряет злых шуток;

 

12) обладает творческими способностями и изобретательностью;

 

13) в критических ситуациях проявляет терпение;

 

14) предан своей семье;

 

15) воспринимает и уважает другие точки зрения.

 

 

Задание

 

1. Внимательно вчитайтесь в список качеств.

2. Оцените в какой степени этими качествами обладаете Вы сами.

3. Можно ли руководителя с такими качествами назвать «харизматическим лидером»?

 

 

Упражнение. Тема для дискуссии:

«Принципы выживаемости в условиях рынка»

 

1. Обеспечивайте свои преимущества:

а) найдите лучшую нишу для своего бизнеса;

б) добейтесь популярности;

в) воспитайте у себя благоприятные качества личности;

г) во всем поступайте как профессионал.

 

2. Сообразуйте масштабы бизнеса с размером капитала:

а) нельзя затовариваться (покупать надо столько товаров, сколько можно реализовать);

б) надо делать то, что можно сделать, а не то, что хочется;

в) следует иметь резервные фонды;

г) способность беречь деньги – это главное в бизнесе;

д) долги – причина всех банкротств.

 

3. Приобретайте современную технику и технологии:

а) израсходованные на технику и технологии деньги принесут гораздо больший доход;

б) новое оборудование удесятеряет возможности работников;

в) тот, кто откладывает приобретение новой техники на «потом», обрекает свой бизнес на неизбежное отставание.

 

4. Подбирайте достойных работников:

а) научитесь оценивать и подбирать персонал. Для этих целей используйте также консультантов;

б) отдавайте предпочтение живо мыслящим людям с достойными личными качествами, даже если у них нет достаточного опыта.

 

5. Зарабатывайте себе и своей фирме положительную репутацию:

а) будьте доброжелательны к окружающим;

б) заслужите уважение к себе со стороны потребителей (клиентов), банкиров и вкладчиков;

в) избегайте раздражительности в общении и удерживайте от раздражительности своих работников;

г) широко используйте рекламу. Расходы не должны служить препятствием, когда речь идет о создании рекламной кампании.

 

6. Совершенствуйте маркетинг:

а) бизнес нужно начинать обдумывать с проблем обеспечения сбыта;

б) бизнес как тачка, ее нужно толкать вперед. Большинство людей делает то, к чему их подталкивают другие;

в) чтобы быть процветающим, бизнес должен быть загружен не менее, чем на 90%;

г) бизнес – это борьба за сбыт. Мало стать производящемыслящим, главное – нужно быть торговомыслящим.

7. Управляйте своим временем:

а) время – деньги человеческой жизни. Одна из главных целей бизнеса – увеличение денежной стоимости своего времени;

б) рационально используйте длинные и особенно короткие отрезки своего времени. Именно из них складываются дни, месяцы, годы;

в) будьте пунктуальны сами и научите пунктуальности своих подчиненных.

 

8. Используйте эффективные методы ведения бизнеса:

а) всегда применяйте такие методы, которые обеспечивают эффективность во всем. Не пренебрегайте выводами научных исследований;

б) знакомьтесь с опытом преуспевающих бизнесменов и менеджеров;

в) не будьте благодушны. Как только вы начнете считать свои методы ведения бизнеса уникальными, начнется откат в делах;

г) если обнаруживается неожиданная неудача или успех, найдите причину. Всегда спрашивайте себя: Почему?

д) помните, что прибыль – превыше всего, а этика и мораль превыше прибыли.

 

9. Не останавливайтесь на достигнутом, всегда двигайтесь вперед:

а) остановка движения вперед – смерть бизнеса;

б) во всех аспектах бизнеса есть лидеры, дорогостоящие и отстающие. Каждый месяц (квартал, год) оценивайте свое место в этом движении;

в) воспитание у своих подчиненных постоянную устремленность к инновациям, поощряйте инициативу и предприимчивость;

г) выбирайте самый эффективный стиль лидерства.

 

10. Постоянно работайте над собой:

а) не давайте рутине захлестнуть ваше время. Учитесь сами и учите ваших работников;

б) овладейте общими и специальными знаниями. Научитесь свободно обращаться с цифрами;

в) помните, что неучам скоро все труднее будет находить свою нишу в бизнесе;

г) знайте, что овладение основами философии бизнеса, менеджмента, социальной психологии и этики бизнеса – веление времени.

 

 
 
Пример: Делегирование полномочий. Схема: Реорганизованное руководство евреев при исходе из Египта, Моисей и его норма управляемости.  

 

       
 
 
   
Перед реорганизацией норма управляемости составляла тысячи. Потом она стала равна трем. У Соломона норма также равна трем. Начальник сотен, как видно из схемы, имеет норму управляемости, равную двум, а начальник полусотен – норму, равную пяти.  

 

 



III. Методические указания