Гражданское право (особенная часть)

Часть 2

Автор: Жайлин Г.А.

Тема: "Договоры перевозки".

Договорные обязательства перевозки и их правовое регулирование. Общие положения о договоре перевозки. Договорные обязательства, связанные с организацией и осуществлением и иным обеспечением перевозок составляют целую отдельную область договорного права Республики Казахстан, а также других государств.

Транспорт – это одна из сфер, которая характеризуется повышенной степенью техногенности, технической оснащенности, стратегическим значением для обеспечения жизнедеятельности общества и государства. Поэтому, отношения перевозки традиционно рассматриваются в контексте транспортного права, характеризующегося наличием в ее составе большого количества норм технического характера.

При этом также как и отношениях страхования, расчетно-кредитных отношениях в область регулирования гражданского права отнесен такой пласт отношений в области деятельности транспорта, который имеет обязательственную (товарно-денежную) природу. Следует отметить, что ранее они признавались имеющими двойственную природу- наряду с гражданско-правовой, в некоторых аспектах -публично-правовую, если выражаться современной терминологией.

Они могли возникать из административного акта (имеются акты планирования перевозок) и из договоров. Вследствие этого речь шла о транспортных обязательствах. В данное время план имеет значение лишь для внутренней хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих перевозку /1/ и потому вернее будет вести речь о договорах, касающихся перевозок- транспортных договоров. Сказанное не означает, что можно сбрасывать со счетов те особенности, которые касаются функционирования транспорта как особой отрасли экономики, как источника повышенной опасности, технически сложной и слаженно функционирующей системы. Поэтому договорные обязательства перевозки рассматриваются через призму тех норм, которые определяют само понятие транспорта, устанавливают стандарты, организационные предпосылки (например, касающиеся государственного регулирования транспорта) его деятельности.

В настоящее время государственное управление транспортом нацелено на решение следующих задач:

- защиту интересов Республики Казахстан в области транспорта;

- осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области транспорта;

- разработку проектов законодательных и иных актов, стандартов, норм, определяющих правовой и нормативный статус всех видов транспорта, независимо от форм собственности;

- разработку концепций и государственных (национальных) программ развития всех видов транспорта, формирование и проведение инвестиционной, научно-технической и социальной политики, в также обучение и подготовка кадров;

- контроль за соблюдением прав потребителей транспортных услуг;

- разработку прогнозов и своевременное качественное обеспечение потребностей государственных нужд республики и населения в перевозках;

- координацию работы и осуществление функции государственного регулирования деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан.

Соответственно исходя из этого, государство будет создавать организационные предпосылки для заключения договоров перевозки, создавать транспортную инфраструктуру, осуществлять другие меры. Строительство вокзалов, портов, пристаней, аэропортов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и иных объектов по транспортному обслуживанию населения осуществляется за счет республиканского и местного бюджетов, наряду с финансированием его частными предпринимателями. Такая деятельность будет иметь немаловажное вспомогательное значение осуществления перевозок.

Непосредственно цели функционирования транспорта, которыми являются обеспечение бесперебойного перемещения грузов, людей, в разные регионы страны, внутри населенных пунктов, за пределы государства достигаются с помощью договора перевозки, который в свою очередь имеет ряд разновидностей и тесно связанными с ним договорами, обеспечивающими процесс перевозок. Договор в этой связи является одним из правовых инструментов, обеспечивающих возникновение и реализацию отношений перевозки, соответствующую дисциплину их участников и т.д.

Действующим законодательством выделяются следующие разновидности транспортных договоров: а) договор перевозки груза; б) договор перевозки пассажира (и багажа); в) договор фрахтования чартера; г) договоры об организации перевозок; д) договоры между транспортными организациями; е) договор на перевозку транспортом общего пользования; ж) договор транспортной экспедиции. Кроме того, если учесть, что некоторые из перечисленных договоров будут варьироваться в зависимости от того, каким транспортом осуществляется перевозка, то структура транспортных договоров выглядит достаточно громоздкой.

Перевозка грузов, пассажира и багажа осуществляется на основании договора перевозки. В силу договора перевозки, перевозчик обязуется доставить груз (багаж) или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза или иное указанное в договоре лицо, пассажир обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги. 0Договор перевозки является центральным среди перечисленных обязательств. Его содержание, а также содержание иных основных транспортных договоров будет рассмотрено позже. Как уже отмечалось особенности этих обязательств связаны с той сферой где они возникают. Поэтому законодательство специально выделяет понятие транспорта и конечно существует множество специальных требований, которым должен соответствовать тот или иной транспорт.

Виды транспорта. Существуют несколько видов транспорта, выделение которых необходимо по причинам объективного характера, их особенности, сфера применения обусловливают особенности эксплуатации и существенно влияют на содержание договоров заключаемых на перевозку тем или иным из них.

Транспорт Республики Казахстан- это зарегистрированный на ее территории железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электрический транспорт. К одному из его видов отнесен магистральный трубопроводный транспорт. Перечисленные виды транспорта образуют систему транспорта Республики Казахстан.

Источники правового регулирования. Общие условия перевозки и иных транспортных договоров определяются непосредственно Гражданским кодексом Республики Казахстан, в нем им посвящены главы 34 и 35 (ст. ст. 688- 714). Однако большое значение имеют и иные законодательные и нормативные акты. Это связано с тем, что в процессе осуществления перевозок должны соблюдаться большое количество специальных требований технологического характера по безопасности и др., которые являются обязательными для всех участников транспортных отношений. Однако, в данное время четко зафиксировано требование невмешательства государства в хозяйственную деятельность транспортных предприятий, а значит и в их договорную практику. Пределы государственного регулирования деятельности транспорта указаны в специальном транспортном законодательстве.

Важное значение имеет также обеспечение в целом единых параметров перевозки для потребителей услуг перевозчиков. Для унификации правового регулирования в этой области принят Закон.

Специфика обязательств при использовании трубопроводов заключается в том, обязательства поставки (энергоснабжения) и собственно транспортировки зачастую неразрывно связаны между собой и поэтому говорить о транспортных обязательствах в чистом виде здесь конечно нельзя.

Республики Казахстан «О транспорте» от 21 сентября 1994 года. В нем наряду с нормами, регулирующими отношения публичного характера, связанного с деятельностью транспорта в Республике Казахстан, имеются и такие нормы (общего характера), которые непосредственно регулируют гражданско-правовые отношения. Смешение публичных и частных норм характерный признак и других транспортно-правовых актов. Это однако не означает, что в данном случае необходимо говорить о договоре имеющем какие то административно-правовые « вкрапления», но и не учитывать их абсолютно тоже нельзя. Сфера функционирования некоторых видов транспорта отнесена к естественным монополиям, поэтому к их деятельности примени и Закон Республики Казахстан « О естественных монополиях» от 9 июля 1998 года.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта определяются и специальным законодательством. В Республике Казахстан принят и действует Временный Устав железных дорог Республики Казахстан, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 января 1996 года N 70. Он определяет прав, обязанности и ответственность железных дорог, юридических и физических лиц, а также экспедиторских и иных предприятий, действующих от их имени, а также предприятий других видов транспорта, участвующих в перевозках в прямом смешанном сообщении *. Приняты и действуют Временные правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Республики Казахстан (кроме международных рейсов), утвержденные приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 10 апреля 1995 года N 78. Кроме того, осуществление перевозок воздушным транспортом регламентируется Правилами осуществления нерегулярных авиаперевозок на международных и внутренних воздушных линиях Республики Казахстан, утвержденными совместным приказом Министерства транспорта, коммуникаций и туризма Республики Казахстан от 8 октября 1999 года N 705 А-1, Министра иностранных дел Республики Казахстан от 12 октября 1999 года N 36, Министра обороны Республики Казахстан от 14 октября 1999 года N 170 Перевозки грузов и багажа водным транспортом регламентируются Временными правилами перевозок пассажиров и багажа речным транспортом Республики Казахстан, утвержденными приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 25 апреля 1995 года N 89. К деятельности юридических лиц и граждан, занимающихся грузовыми перевозками для населения применимы правила бытового обслуживания населения в Республике Казахстан, утвержденные Постановлением Государственного комитета Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике от 20 сентября 1996 г. N 9/7. Кроме того имеет значение также Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР (УВВТ), утвержденный Советом Министров СССР 15 октября.

Применим также Устав автомобильного транспорта Казахской ССР (УАТ), утвержденный постановлением Совета Министров КазССР от 18 июня 1970 г.

Последние два из перечисленных актов законодательства действуют на территории РК с учетом правил, предусмотренных п.2 ст.3 ГК. Через территорию Республики Казахстан железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским и внутренним водным транспортом по дорогам, трассам и водным путям, открытым для межгосударственных сообщений могут осуществляться транзитные перевозки грузов и пассажиров. Они осуществляются в соответствии с законодательством республики, а также международными соглашениями и договорами Республики Казахстан.

Характеристика договора перевозки.Наиболее типичные черты договора перевозки, проявляются в договоре перевозки грузов.

По своей юридической природе он является реальным договором, перевозчик обязуется доставить в пункт назначения вверенный груз. Таким образом заключение договора перевозки требует совершения сторонами определенных действий, которые можно оценить в качестве предпосылок договора перевозки. В некоторых случаях грузоотправитель заинтересованный в перевозке подает заявку (заказ). Перевозчик обязан предоставить транспортные средства, имеющие сертификат (соответственно они должны быть исправными). Грузоотправитель должен подать груз к перевозке.

В соответствии с Временным уставом железных дорог Республики Казахстан (далее ВУЖД), железные дороги и грузоотправители (грузополучатели) могут заключать краткосрочные и долгосрочные договоры (контракты) на перевозки грузов (статья.17 ВУЖД). Юридическая природа долгосрочных договоров перевозки является достаточно спорной. В общем, речь идет о договоре об организации перевозок, который регламентирован статьей 692 ГК РК. Он применяется тогда, когда имеют место, длительные систематические перевозки.

Договор об организации перевозок является консенсуальным, поскольку, перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять грузы к перевозке в обусловленном объеме. Как нам представляется речь идет все таки об особенной разновидности предварительного договора. Законодатель же применил формулировку имеющую двойственное содержание. Долгосрочный договор по своей сути будет не чем иным, как соглашением заключать в будущем основные договора перевозки на условиях, предусмотренных предварительным договором (ст. 390 ГК РК). Несмотря на то, что это предварительный договор, учитывая важность интересов перевозчиков и грузоотправителей, степень его обязательности для сторон должна быть выше. Все проблемные вопросы, связанные с этим высказыванием в рамках учебного пособия естественно охватить нельзя, стоит лишь отметить, что договор об организации перевозок в современных условиях выступает как альтернатива административному акту планирования.

Вместе с тем он имеет важное значение для определения прав и обязанностей сторон в непосредственно заключаемом договоре перевозки. В договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки, качество перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предьявления грузов для перевозки.

Договор перевозки взаимный и возмездный договор, эти его характеристики будут видны при дальнейшем рассмотрении его элементов и среди них отдельно содержания договора перевозки грузов. Законодательство предъявляет строгие требования в форме договора перевозки (грузов). Он оформляется составлением транспортной накладной, коносамента, товаро-траспортной накладной или иного документа, на груз, предусмотренного законодательными актами о транспорте. Эта форма договора не относится к подтверждаемой выдачей какого либо подтверждающего знака и вследствие этого признаваемой устной (п. 3,ст. 151 ГК РК). В товарно-транспортной накладной (накладной коносаменте) содержится информация об основных условиях договора. Ее форма (других перевозочных документов) разрабатывается Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Таким образом можно говорить о том, что договора перевозки заключаются в особой формулярной письменной форме. Специфика договоров перевозки в том, что многие права и обязанности их участников регламентированы непосредственно нормативными актами.

Договор перевозки в целом носит публичный характер. Согласно статьи 11 Закона РК О транспорте перевозчик не в праве отказывать физическим и юридическим лицам в перевозке за исключением случаев, предусмотренных транспортными кодексами (уставами) Республики Казахстан.

Стороны договора перевозки. Одной стороной договора перевозки грузов является перевозчик юридическое лицо или физическое лицо. Юридическое лицо перевозчик это зачастую транспортное (специализированное) предприятие, хотя в их качестве могут выступать и другие организации. Транспортные предприятия занимаются хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке грузов, пассажиров, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств. Для нормального осуществления перевозок немаловажное значение будут иметь все перечисленные виды деятельности. Перевозчик определяется как лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это соответствующее разрешение ли лицензию выданную в установленном порядке. В соответствии со статьей 9 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, О лицензировании от 17 апреля 1995 года перевозка пассажиров и грузов железнодорожным, морским, речным, воздушным и автомобильным транспортом подлежит лицензированию.

Клиент (грузоотправитель, грузополучатель), то есть потребитель услуг транспорта- это физическое или юридическое лицо. Клиентом может быть и государство. Грузоотправителем может быть как владелец груза, так и лицо, которому оно доверено к отправке. Личность грузоотправителя и грузополучателя в некоторых случаях могут совпадать. В большинстве случаев грузополучателями выступают кредиторы по гражданско-правовым договорам поставки, субъекты получающие имущество в соответствии с административным актом распределения имущества. По договору перевозки пассажиров клиентом выступает всегда физическое лицо, которое приобрело билет на тот или иной вид транспорта или заключило устный договор перевозки.

Предмет договора перевозки. Предметом договора перевозки является услуга предоставляемая перевозчиком. Сам договор перевозки является по сути договором об оказании услуг и поэтому в его регламентации в некоторой мере надо учитывать и общие нормы о возмездном оказании услуг. Услуга (услуги) оказываемые на транспорте не имеют какую либо овеществленную форму и их потребление происходит сразу при их оказании. Транспортная услуга заключается в пространственном перемещении грузов (пассажира) и в этом качестве носит товарный характер. В целом, наличие отдельного предмета обязательства и в данном случае есть основа юридической конструкции договора перевозки.

Провозная плата. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, которая устанавливается соглашением сторон. Свободная договорная цена применяется при автомобильных перевозках, воздушных перевозках, перевозках водным транспортом. Перевозчики при этом руководствуются собственными расценками, тарифами.

Централизованно установленные тарифы применяются при перевозках грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования, а также железнодорожным транспортом. В соответствии с п. 13 ВУЖД тарифы на перевозку грузов, пассажиров и багажа на всех видах сообщения железных дорог, за исключением грузового местного и пассажирского пригородного являются регулируемыми.

Регулируемые тарифы и сборы устанавливаются Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защит конкуренции и малого бизнеса по предложению Министерства транспорта и коммуникаций. Тарифы и порядок перевозки грузов, пассажиров и багажа, грузобагажа и почты по новостроящимся линиям устанавливаются железной дорогой по договору с предприятием, осуществляющим строительство и финансирование данной линии. При перевозках пассажиров в пригородном сообщении тарифы устанавливаются органами исполнительной власти областей и городов Астаны и Алматы. Если при этом затраты железной дороги не возмещаются, разница между установленным и расчетным (определяемыми исходя из необходимых затрат) тарифами, возмещается ей за счет соответствующего местного бюджета.

Централизованно устанавливаются не только непосредственные

расценки на железнодорожную перевозку, но и на некоторые другие дополнительные услуги, оказание которых регламентируется статьей. 16 ВУЖД, данные услуги оказывают непосредственное влияние на права и обязанности пассажиров и грузоотправителей, грузополучателей. Тарифы и сборы за те или иные операции, не перечисленные в ст. 16 ВУЖД, за услуги, оказываемые пассажирам в поездах (за исключением предоставления постельного белья) и на вокзалах, за дополнительные работы и услуги, выполняемые по заявкам пассажиров и грузовладельцев, являются свободными и устанавливаются железными дорогами.

Закон Республики Казахстан « О транспорте» определяет общие основы взаимоотношений перевозчика и клиента. При перевозке грузов, пассажиров и багажа и при осуществлении траспортно-экспедиционных услуг перевозчик обязан предоставлять транспортные средства, имеющие сертификат. Такое требование, безусловно является одной из важных предпосылок надлежащего исполнения обязательств по перевозке. Предусматривается возмещение ущерба, нанесенного клиенту и третьим лицам, в том числе и потерей времени, в денежном эквиваленте. Особое место при этом отводится возмещению вреда вызванного смертью пассажира или повреждением здоровья пассажира. При осуществлении пассажирских перевозок требуется обеспечивать безопасность пассажира, создавать для него необходимые удобства и условия обслуживания, а в случае сдачи пассажиром багажа, своевременную перевозку и сохранность его багажа. В процессе перевозок должна обеспечиваться безопасность движения. Клиент не должен быть ограничен в свободе выбора транспорта на рынке транспортных услуг. Перевозчик обязан получать документы, подтверждающие соответствие отправляемого груза его сертификату, соблюдать требования государственных и местных представительных и исполнительных органов на осуществление социально важных и оборонных перевозок (если при этом цены на такие перевозки не покрывают транспортные расходы, то должна быть осуществлена соответствующая компенсационная дотация). За исключением регулируемых перевозок, перевозчик вправе свободно назначать цены на перевозки в соответствии с правилами ценообразования.

Правовое положение клиента по всем видам перевозок характеризуется предоставлением ему возможностей (прав), требовать выполнения договора, заключенного между ним и перевозчиком, оспаривать соответствие уровня качества перевозки ее сертификату, требовать возмещения нанесенного ущерба, в том числе потерь времени в денежном эквиваленте. Клиент обязан и сам соблюдать условия договора, заключенного с перевозчиком. Он также должен выдавать перевозчику документ, подтверждающий соответствие груза его сертификату, выполнять правила перевозок, представлять грузы и багаж в подготовленном для транспортировки виде.

Права и обязанности сторон.Рассмотрим права и обязанности сторон (на примере договора перевозки грузов). При исполнении договора перевозки грузов, перевозчик обязан подать транспортное средство в состоянии пригодном для перевозки соответствующего груза. Таким образом, перевозчик сам определяет тип транспортного средства, которое необходимо в том или ином случае. Оно подается очищенным от остатков груза и мусора, со снятыми реквизитами, а в необходимых случаях промытым продезинфицированным. Грузоотправитель подает груз к отправке (перевозке) с соблюдением ряда требований. Часть из них носит общий характер и применима для всех случаев перевозок. Общие требования распространяются на количество и наименование груза, определение его веса, тары и упаковки. Также они касаются маркировки и объявления ценности. Специальные требования связаны с особым характером груза, принимаемого к перевозке или вида транспорта, на котором предъявляются те или иные требования. Так в соответствии со статьей 36 ВУЖД грузоотправители и грузополучатели, отправляющие и получающие взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные, ядовитые и другие опасные грузы, равно как и железные дороги, обязаны гарантировать безопасность их перевозки, иметь средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий в случае их возникновения при перевозке этих грузов.

Ввиду того, что железнодорожные перевозки в Казахстане являются наиболее распространенными, рассмотрим права и обязанности сторон, возникающие при подаче и принятии грузов к перевозке, преимущественно применительно к ней.

Перевозчик заранее уведомляет грузоотправителя о подаче транспортного средства. Так о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя работник станции уведомляет грузозоправителя не позднее чем за два часа до подачи вагонов.

Подготовка цистерн и бункерных полувагонов для нефтебитума, под налив нефтегрузов производится железной дорогой или грузоотправителем по договору за счет дороги, а специализированных (кроме цистерн общесетевого парка) арендованных, собственных цистерн грузоотправителем.

Определение пригодности подвижного состава и подготовка в коммерческом отношении для перевозки данного груза производится:

- вагонов - грузоотправителем, если погрузка производится его средствами, или железной дорогой, если погрузка производится средствами железной дороги;

- контейнеров, цистерн и бункерных полувагонов грузоотправителем. Железная дорога при передаче на подъездной путь груженых вагонов определяет их техническую пригодность под погрузку определенного рода груза в порядке сдвоенных операций.

Погрузка грузов в вагоны и автомобили, а также выгрузка из них производятся: а) железной дорогой в местах общего пользования. За погрузку и выгрузку грузов железная дорога взимает с грузоотправителя, грузополучателя сбор по свободным тарифам; б) грузоотправителем и грузополучателем на местах не общего пользования, а также на местах общего пользования опасных и скоропортящихся грузов, сырых животных продуктов, тяжеловесных (свыше 0,5 тонны в одном месте) и негабаритных грузов, грузов перевозимых, наливом, насыпью и навалом, специализированном подвижном составе и тех грузов, которые должны следовать в сопровождении проводников грузоотправителей и грузополучателей. Таким образом, риски, связанные с правильной погрузкой перечисленных видов грузов, возлагаются непосредственно на грузоотправителей и грузополучателей.

Необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов приспособления и материалы должны быть предоставлены грузоотправителями. Отдельные перевозочные приспособления (хлебные и овощные щиты) и средства пакетирования (поддоны, стропы, стяжки) могут предоставляться железной дорогой на договорных условиях, со взысканием соответствующих сборов.

Установка этих приспособлений и материалов при погрузке и снятие их при выгрузке производится грузоотправителем, грузополучателем или железной дорогой в зависимости от того, чьими средствами производятся погрузка и выгрузка. Об установленных приспособлениях грузоотправитель указывает в накладной, что впоследствии (при возникновении споров) позволит оценить степень надлежащего выполнения своих обязанностей по погрузке стороной грузоотправителем. Ответственность за техническое состояние приспособлений (за исключением тех, которые предоставлены железной дорогой) несут грузоотправители. Погрузка осуществляемая механизированным и немеханизированным способами должна быть завершена в установленные сроки.

При превышении этих сроков, сторона чьей обязанностью является погрузка несет ответственность за просрочку. Как уже отмечалось выше перевозка грузов осуществляется также в контейнерах. Для перевозки грузов применяются контейнеры, отвечающие требованиям стандартов и принадлежащие железным дорогам, в том числе иностранным предприятиям, организациям, морским и речным пароходствам, портам. Перечень грузов, перевозка которых в контейнерах запрещается, устанавливается Правилами перевозок грузов.

Контейнеры делятся на универсальные и специальные. В универсальных контейнерах можно перевозить различные грузы. Однако в них запрещается перевозить зловонные грузы и грузы, сильно загрязняющие стены и пол контейнера, а также стружку и лом черных и цветных металлов. Вес отдельных грузовых мест, предъявляемых к перевозке не должен превышать 120 кг. Это ограничение не распространяется на домашние вещи. Специальные контейнеры предназначаются для перевозки определенных видов индустриальных и продовольственных грузов, требующих особых условий при транспортировке (например черепица, стекло, опасные грузы и др.). Стороны договора перевозки грузов (в первую очередь грузоотправитель, поскольку загрузка контейнеров проводится его силами),должны учитывать предназначение контейнеров.

При предъявлении к перевозке грузов должна быть определена в железнодорожной накладной их масса, определяемая по трафарету, стандарту или путем взвешивания. Допускается определение массы расчетным путем, условно, по обмеру грузов, погрузка которых до полной вместимости подвижного состава не может повлечь его перегруз сверх допустимой грузоподъемности.

Железная дорога определяет массу груза в тех случаях, когда погрузка осуществляется в местах общего пользования. Во всех случаях, когда погрузка осуществляется грузоотправителем, определение массы груза производится им. Независимо от того кем осуществлялась погрузка, определение массы груза по трафарету, стандарту, расчетным путем по обмеру или условно производится грузоотправителем.

После окончания загрузки вагоны и контейнеры должны быть опломбированы пломбами железной дороги, если груз был погружен железной дорогой. Если груз был погружен грузоотправителем, портом, пристанью то вагон (контейнер) пломбируется пломбами грузоотправителя, порта или пристани. Перевозка некоторых грузов, в частности перевозимых навалом, насыпью допускается без пломбирования.

Независимо оттого, что пломбирование осуществляется грузоотправителем, снабжение грузоотправителей (грузополучателей) пломбами, пломбировочными тисками, запорными устройствами, устройствами для их снятия, плашками, проволокой для пломбирования вагонов и контейнеров производится железной дорогой за плату.

При предъявлении к перевозке груза грузоотправитель должен представить станции отправления на каждую отправку груза накладную или комплект перевозочных документов. Кроме накладной при приеме груза к перевозке станцией отправления составляется дорожная ведомость, которая вместе с накладной сопровождает груз до станции назначения. Бланк дорожной ведомости расположен на трех листах, все они имеют одинаковый номер, соответствующий номеру накладной. Первый лист включает в себя дорожную ведомость. Второй лист состоит из корешка дорожной накладной, а третий представляет собой квитанцию в приеме груза к перевозке. В подтверждение приема груза к перевозке железная дорога обязана проставить в накладной календарный штемпель и выдать квитанцию грузоотправителю.

Грузоотправитель или лицо, действующее от его имени несут ответственность за правильность сведений, внесенных в накладную, а также за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в накладной. Железная дорога имеет право проверять правильность этих сведений, а также производить проверку массы груза, указываемой грузоотправителем путем выборочного взвешивания.

Законодательством установлен исключительный перечень оснований, при которых перевозчик, если соблюдены все требования предъявляемые к грузу, вправе отказаться от приема грузов к перевозке. Перевозка при этом становится невозможной по объективным для сторон договора причинам. Погрузка грузов для отправки его в определенных направлениях, может быть временно запрещена в исключительных случаях по указанию Министра транспорта и коммуникаций на основании предложения начальника железной дороги. Об этом извещается Правительство Республики Казахстан. Когда имеют место явления стихийного характера, происходят крушения аварии, умышленное блокирование транспортных коммуникаций, а также если объявляется карантин погрузка грузов может быть временно ограничена или прекращена распоряжением начальника железной дороги. Об этом уведомляется Министр транспорта и коммуникаций, он устанавливает срок на который ограничивается или прекращается погрузка и движение поездов на определенных участках железных дорог. Указанный срок доводится до сведения всех начальников железных дорог. Наличие такого рода обстоятельств служит основанием для освобождения перевозчика от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке. Восполнение недогрузов, которые образовались в связи с запрещением или ограничением погрузки осуществляется в следующие периоды.

Порядок расчетов за перевозки грузов. Грузоотправитель либо грузополучатель обязаны в соответствии с договором произвести оплату услуг перевозчика. Причитающиеся платежи вносятся плательщиками наличными деньгами, путем безналичных расчетов на основе чеков, посредством платежных поручений. Для определенных грузополучателей и грузоотправителей может быть предусмотрен иной порядок расчетов. Порядок расчетов при этом может быть установлен Министерством транспорта или коммуникаций, которое в свою очередь руководствуется законодательством регулирующим кредитные и расчетные отношения. Как правило, провозные платежи вносятся плательщиками до момента отправления груза со станции. Взыскание недоборов провозных платежей в пользу перевозчика осуществляется по прибытии груза в пункт назначения. Также могут быть возвращены излишне выплаченные суммы. В соответствии со статьей 49 ВУЖД при несвоевременной оплате за перевозки грузов, при наличии в этом вины плательщиков, с них взыскивается пеня в размере 0,1 процента от суммы платежа за каждый день просрочки. Перевозчику предоставляется право применения оперативной санкции, путем задержки отправки груза до внесения платежей.

Срок внесения платежей при расчетах до отправки груза определяется датой приема груза к перевозке, при расчетах в пункте назначения датой выдачи груза получателю, указанной в перевозочном документе. Сроки расчетов по недоборам и переборам провозных платежей определяются с момента предъявления счета той или иной стороной.

Законодательством (ст. 699 ГК РК), предусмотрено право грузоотправителя (иного лица) по распоряжению грузом. Грузоотправитель или владелец товарораспорядительного документа на груз, могут потребовать от перевозчика прекращения перевозки или возвращения груза либо сделать другое распоряжение в отношении груза. Перевозчик в данном случае вправе требовать оплаты за уже произведенную перевозку, а также возмещения иных расходов в связи со сделанным распоряжением. После того как груз прибыл в место назначения грузоотправитель теряет указанные права по распоряжению грузом.

При железнодорожных перевозках предусматривается возможность переадресовки грузов. Под переадресовкой понимается изменение грузополучателя или станции назначения груза, принятого к перевозке. Железная дорога производит переадресовку по заявлению грузоотправителя или грузополучателя, организация по заявлению которой произведено, изменение является ответственной перед первоначальным адресатом за последствия этого изменения и обязана урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным и фактическим грузополучателями.

Следующей обязанностью перевозчика является доставка вверенного ему груза в установленные сроки. Сроки доставки груза по договору железнодорожной перевозки грузов не устанавливаются как в других договорах произвольно, а определяются централизованно, поскольку, выполнение обязанности перевозчика по доставке груза зависит не только от желаний сторон, а тех условий, в которых осуществляется перевозка (пропускной способности дороги, установленной скорости движения поездов, количества и времени остановок в пути и т.д.). Груз считается доставленным в срок, если он выгружен на станции назначения средствами железной дороги или если вагон, контейнер с грузом подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. По другим видам перевозки грузов срок может не устанавливаться законодательно, в таких случаях, стороны вправе предусмотреть его в договоре. Если же сроки доставки грузов не определены законодательно и не определены в договоре, доставка должна быть произведена в разумный срок (ст. 698 ГК РК).

Если подача вагонов, контейнеров под выгрузку задерживается вследствие занятости фронта выгрузки или по другим причинам, зависящим от грузополучателя или транспортно- экспедиционного предприятия, действующего от его имени и в отношении этого оформлен акт общей формы, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки. О прибытии груза железная дорога обязана уведомить грузополучателя в срок не позднее 12 часов следующих за днем прибытия груза. Также грузополучатель уведомляется о времени подачи вагонов контейнеров под выгрузку средствами грузополучателя не позднее чем за два часа до подачи до их подачи. В некоторых случаях уведомление грузополучателя производится железной дорогой по договору. В том случае, когда железная дорога не уведомила грузополучателя о прибытии груза, грузополучатель не будет нести ответственности за простой вагонов и контейнеров и и освобождается от уплаты сбора за хранение грузов до того как будет послано уведомление о прибытие груза.

Перевозчик обязан выдать груз грузополучателю указанному в накладной, последний в свою очередь обязан внести все причитающиеся по данной перевозке платежи. При получении груза грузополучатель расписывается об этом в дорожной ведомости. Допускается выдача груза уполномоченному грузополучателем лицу.

Если в адрес получателя прибывает груз, поставка которого не предусмотрена договором, контрактом, а также груз, наименование которого не соответствует железнодорожной накладной, грузополучатель обязан принять его на ответственное хранение. Когда груз получается в местах общего пользования, грузополучатель обязан принять и вывезти со станции груз, прибывший в его адрес. Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза только в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изменяется настолько, что возможность использования груза полностью или частично утрачивается. Прибывшие грузы бесплатно хранятся на станции назначения в течении 24 часов. Особенность данного срока заключается в том, что начало его течения приурочено к 24 часам того дня, когда груз или контейнер выгружены средствами железной дороги или дня, когда когда груз подан под выгрузку средствами грузополучателя. Если груз хранится сверх указанного срока, то тогда железной дорогой взыскивается сбор по свободным тарифам.

Когда перевозчик в результате действия обстоятельств непреодолимой силы не имеет возможности доставить груз или выдать его грузополучателю указанному в накладной в течении предельных сроков хранения грузов, железная дорога поступает с грузом в соответствии с указанием грузоотправителя. Грузоотправитель обязан дать такое указание в суточный срок со дня вручения ему уведомления. Груз выдается железной дорогой обычно без проверки его состояния. На станции назначения проверка состояния, массы и количества мест производится, если для этого имеются основания, предусмотренные в законодательстве. Речь идет о случаях предполагаемой недостачи, порчи, гибели груза. Например, груз прибыл в неисправном вагоне, контейнере или в вагоне контейнере с поврежденными пломбами или пломбами попутных станций, груз прибыл на открытом подвижном составе или в крытых вагонах без пломб с признаками недостачи, порчи или повреждения.

Основания предполагать, порчу груза будут иметься в том случае, если скоропортящийся груз прибыл с нарушением срока доставки или температурного режима в рефрижераторных вагонах.

Как определенная мера, для профилактики возможных в будущем претензий со стороны грузополучателя, проверка количества груза применяется тогда, когда груз выгружен железной дорогой в местах общего пользования. В таком случае, проверка будет напоминать прием-передачу груза, с момента которой, грузополучатель должен принять зависящие от него меры для того, чтобы груз был вывезен, под угрозой утраты или повреждения груза в месте его выгрузки, по независящим от перевозчика основаниям.

Масса груза считается соответствующей указанной в провозных документах, если в том случае, когда масса груза при взвешивании меньше, расхождение не превышает нормы естественной убыли и предельного (допустимого) расхождения в определении веса нетто. Когда обнаруживается излишек массы, в расчет берется процент допустимого расхождения в определении веса нетто.

Проверка массы груза при его выдаче, осуществляется способом, аналогичным способу ее определения при погрузке данного груза. То есть, возможно условное определение массы. Однако, если у железной дороги на станции назначения и у грузополучателя отсутствуют весы, то грузы перевозимые навалом и насыпью, выдаются без проверки массы.

В случаях, когда проверка груза не является обязанностью железной дороги, она может участвовать в определении массы, количества мест, состояния груза на договорной основе. При этом будет взиматься сбор по свободным тарифам.

Следующим шагом, при обнаружении недостачи, порчи или повреждения груза в момент его выдачи или в пути следования (что установлено коммерческим актом), является определение размера фактической недостачи, порчи или повреждения груза. Если имеется необходимость производства экспертизы, железная дорога по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает эксперта или соответствующего специалиста.

Перевозчик (железная дорога) имеет право принимать определенные меры в том случае, когда грузополучатель несвоевременно выгружает или вывозит груз. По решению начальника отделения железной дороги может быть увеличена плата за хранение выгруженных грузов. Альтернативно, может быть увеличена плата до двукратного размера за пользование вагонами или взыскан штраф за простой вагонов, контейнеров, задержанных свыше 24 часов сверх установленных сроков на железнодорожных подъездных путях или на путях станции в ожидании подачи их на подъездной путь по причинам, зависящим от грузополучателя, грузоотправителя.

Грузополучатель обязан сдать железной дороге освободившиеся вагоны (контейнеры). Между сторонами распределяются обязанности, связанные с приемом- сдачей вагонов. Должна производиться очистка внутренней и внешней поверхности вагонов, приведение в исправное техническое состояние несъемных инвентарных средств крепления (в том числе турникетов). Это возлагается на организацию, осуществляющую выгрузку груза. В тех случаях, когда очистка вагонов и снятие реквизитов является обязанностью грузополучателя, железная дорога имеет право не принять неочищенные надлежащим образом вагоны.

Договор перевозки пассажиров и багажа и другие разновидности договоров перевозки. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.

Договор перевозки пассажира - взаимный, возмездный и в отличие от договора перевозки грузов консенсуальный.

Форма договора перевозки пассажиров и багажа письменная, он оформляется соответственно проездным билетом и багажной квитанцией. В перечисленных документах указываются существенные условия договора.

Договоры перевозки пассажиров в основном разовые, заключаются в целях однократного проезда тем или иным транспортом. Когда речь идет о перевозках пассажиров городским и пригородным транспортом, то применяются и договоры перевозки заключаемые на определенный (обычно месячный) срок, в течении которого организация перевозчик обязуется перевозить пассажира. Такие договоры могут носить и личный характер, например когда перевозчик осуществляет перевозки определенной категории лиц на льготных условиях. Разовый пассажирский билет может быть выдан как индивидуально, так и на перевозку группы лиц, заключенный таким образом договор перевозки не носит личного характера, однако, после начала перевозок он действителен только по отношению к лицу, группе лиц начавшему (им) путь следования по би-

лету. Передача, перепродажа в пути следования проездных билетов запрещается (п. 5 Временных правил перевозок пассажиров и багажа речным транспортом Республики Казахстан). При воздушной же перевозке договор приобретает личный характер, перепродажа и передача билета другому лицу запрещается. В случае установления факта перепродажи или передачи билет аннулируется и стоимость его не возвращается. Заключение договора (выдача билетов) производится на основании документа, удостоверяющего личность пассажира (п.8 Временных правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Республики Казахстан).

Каждый пассажир обязан иметь проездной билет, перевозчик обязан обеспечить его продажу до указанного пассажиром пункта назначения (при условии, что с тем или иным пунктом имеется сообщение). Если пассажир утратил или испортил проездные документы, то они не возобновляются, уплаченные за них деньги также не подлежат возврату.

Для железнодорожных перевозок пассажиров, имеет значение вид используемого поезда. В частности, в зависимости от скорости различают скоростные, скорые и пассажирские поезда (соответственно и перевозки). Исходя от расстояния следования поезда делятся на дальние, местные и пригородные. Поезда, где предусматривается повышенное качество обслуживания делятся на фирменные. Также имеют значение тип вагона, место где размещается пассажир. При перевозках водным транспортом имеет значение класс предоставляемых кают (либо может быть предусмотрена перевозка на палубных местах). Воздушные перевозки пассажиров предусматривают градацию в зависимости от класса салона (уровня обслуживания), где будет размещен пассажир. Права и обязанности сторон в общем виде определяются в гражданском кодексе, более подробно они указаны в Законе РК «О транспорте», по перевозкам пассажиров отдельными видами транспорта они конкретизируются в нормативных актах регулирующих тот или иной вид перевозок пассажиров, однако в основных чертах их нормы совпадают с нормами указанного закона.

Публичный характер договора перевозки особо конкретизируется для договора перевозки пассажира. Ему предоставляется право право приобрести билет на любой вид транспорта и по любому маршруту, открытому для пассажирских перевозок. По заключенному договору пассажир имеет право занять место в транспортном средстве в соответствии с билетом. Это касается как категории места, так и конкретного места в транспортном средстве.

Для обеспечения потребностей пассажиров имеют значение не только сами непосредственные условия перевозки, но и наличие необходимой инфраструктуры, соответствующего вспомогательного сервиса.

Наиболее полно требования, касающиеся этого, закреплены в ВУЖД, причем они имеют значение не только для железнодорожных перевозок пассажиров, но и перевозок пассажиров другими видами транспорта. Станции, открытые для выполнения операций, связанных с перевозками пассажиров и багажа, должны соответствовать требованиям, обеспечивающим выполнение этих операций. Вокзалы должны иметь билетные кассы. В зависимости от размеров перевозок на вокзалах оборудуются помещения для приема и выдачи багажа, камера хранения ручной клади, залы ожидания, справочные бюро, комнаты отдыха транзитных пассажиров, матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров (почта, телеграф, радиоузлы, парикмахерские, пункты медицинской помощи и т.п.).

Для удобства пассажиров и повышения безопасности их поездки, высадки и перехода на станциях сооружаются платформы с навесами, павильонами, переходные тоннели или мосты. Привокзальные площади должны быть благоустроены и отвечать требованиям удобного и безопасного передвижения пешеходов и городского транспорта.

Пассажир может использовать билет для собственного проезда, а также использовать его для бесплатного провоза с собой (без предоставления отдельного места) одного ребенка- до 7 лет, при международных перевозках- до 5 лет. Речь идет о том что в таких случаях не требуется заключение отдельного договора перевозки. Такая возможность предоставляется пассажиру при перевозках всеми видами транспорта, кроме перевозок осуществляемых такси.

Пассажиру предоставляется право на льготных условиях заключить договор в отношении детей в возрасте от 7 до 15 лет при внутренних перевозках и от 5 до 12 лет при международных перевозках, с оплатой стоимости билета в размере 50 %. При этом не имеет значения совместно со взрослым пассажиром едет несовершеннолетний или отдельно.

Когда перевозка осуществляется несколькими перевозчиками различных государств и одновременно участвует и перевозчик Республики Казахстан, данная льгота (право) будет предоставляться лишь в части пути, где перевозка осуществляется перевозчиком Республики Казахстан.

Пассажир вправе при перевозках всеми видами транспорта при остановке в пути продлить действие билета на срок не более 10 суток на всех видах транспорта, кроме городского и пригородного транспорта. Срок действия билета при остановке в пути может быть продлен перевозчиком. В частности по договору железнодорожной перевозки пассажир при остановке в пути вследствие болезни имеет право при предъявлении справки лечебного учреждения продлить билет на все время болезни. При не предоставлении пассажиру места в поезде действие билета продляется до отправления следующего поезда, в котором пассажиру будет предоставлено место.

По всем видам перевозок пассажир имеет право сдать билет до начала перевозки и получить обратно уплаченную за перевозку сумму в любом учреждении перевозчика, предоставляющего транспортные услуги. Размеры возвращаемых перевозчиками сумм и порядок их возврата будет определяться транспортными уставами (правилами перевозок). Размер возвращаемых сумм по железнодорожным перевозкам указывается в п.»и» статьи 105 ВУЖД. Если неиспользованные железнодорожные билеты возвращаются в кассу железнодорожной станции не позднее 24 часов до отправления поезда, то может быть получена полная стоимость проезда, при возврате менее чем за 24 часа, но не позднее чем за 6 часов до отправления поезда получить стоимость билета и 50 % стоимости плацкарты. Если билет возвращается менее чем за 6 часов до отправления поезда, то возвращается лишь стоимость билета, стоимость плацкарты при этом возврату не подлежит.

Если приобретенные по заявкам предприятиями, учреждениями, организациями проездные документы возвращаются в кассу не менее чем за 7 суток до отправления поезда, но не позднее чем за 3 суток до отправления поезда, удерживается 50 % стоимости плацкарты, если же они возвращаются позднее 3 суток до отправления поезда стоимость плацкарты удерживается полностью.

Установление отдельных сроков и удержаний при возврате коллективных проездных документов связано с тем, что перевозчик в этих случаях будет терпеть более значительные убытки, вызванные отказом от коллективной заявки, поскольку реализовать снова билеты на те же места, возможно не удастся. Тем не менее отказ от поездки во всех случаях рассматривается как право лица, приобретшего билет и о применении каких либо санкций ответственности не может быть и речи.

При опоздании на поезд (кроме пригородного) в течении трех часов, а вследствие болезни или несчастного случая- в течении 3 суток с момента отправления поезда, на который был приобретен проездной документ, пассажир имеет право возобновить действие этого проездного документа на другой поезд, доплатив стоимость плацкарты. Кроме того пассажир имеет право получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. При прекращении поездки в пути следования (при железнодорожных перевозках) пассажир имеет право получить обратно стоимость проезда за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты.

Во время следования в пути пассажиру предоставляется право при наличии свободных мест занятие места в вагоне более высокой категории. Пассажир имеет право перевозить с собой ручную кладь (багаж). На воздушном транспорте, городских и пригородных автобусных перевозках устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 20 кг. На железнодорожном, морском, внутреннем водном транспорте, а также в междугородных автобусах устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 35 кг. Перевозчики вправе по своему решении увеличивать вес бесплатно перевозимого на всех видах транспорта багажа. При железнодорожных перевозках пассажир имеет право сдавать по проездному документу багаж для бесплатной провозки весом 36 кг., не считая мелких вещей, оплачивая провоз багажа по установленным тарифам он может провезти багаж общим не более 100 кг.

Когда от продолжения перевозки отказывается перевозчик, он обязан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру расторжением договора.

Если при железнодорожной перевозке пассажиру не предоставляется место согласно купленному билету, железная дорога обязана предоставить пассажиру при его согласии место в другом вагоне хотя бы и более высокой категории, но без взимания доплаты. Когда пассажиру будет предоставлено место, оплачиваемое ниже стоимости купленного им проездного документа, ему должна быть возвращена и разница в стоимости проезда.

Обязательство по перевозке багажа заключается в том, что перевозчик обязуется провезти багаж в указанном пассажиром направлении, обеспечивая при этом сохранность багажа с момента принятия его к перевозке и до выдачи покупателю. При перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом багаж обычно принимается для размещения его в багажном отделении автобусов.

Аналогично багаж перевозится водным, воздушным транспортом. Однако не исключается перевозка не сопровождаемого багажа, который будет перевозиться не на том же транспорте, что и пассажир. При железнодорожных перевозках обязана принять багаж к перевозке багаж и отправить в том же или ближайшем поезде соответствующего назначения, в котором имеется багажный вагон. Если будет иметься заявление пассажира, то багаж может быть отправлен по другому маршруту, не указанному в проездном документе. В удостоверение приема багажа к перевозке на всех видах транспорта будет выдаваться багажная квитанция. Пассажир может при сдаче багажа объявить его ценность с уплатой сбора согласно тарифу.

К перевозке багажом от пассажира могут приниматься такие вещи и предметы, которые по своим размерам, упаковке и свойствам могут быть без затруднений погружены и размещены в багажном вагоне и не могут причинить вреда багажу других пассажиров.

Срок доставки багажа логически определяется временем следования транспортного средства с которым отправлен багаж до пункта назначения. Если багаж следует по маршруту с перегрузкой в пути, то срок доставки багажа определяется временем следования в пути, с учетом затрат на перегрузку. По железнодорожным перевозкам на каждую перегрузку добавляются сутки. Пассажир имеет право считать багаж утраченным и потребовать его стоимости, если багаж не прибудет в пункт назначения по истечении 7 суток после окончания срока доставки багажа. ВУЖД предусматривается, что при железнодорожных перевозках багаж не востребованный в течении 60 дней, подлежит передаче местным торгующим организациям для реализации. Забытые и найденные вещи пассажиров также подлежат реализации.

По договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа или грузов.

Отличие договора чартера от договора перевозки грузов, пассажиров или багажа вообще заключается в том, что он является безусловно консенсуальным. В свою очередь это связано с различием объема перевозок, поскольку договор чартера, как правило, предусматривает занятие клиентом всей или большей части вместимости транспортного средства, вследствие чего перевозчик без риска значительных убытков при не заполнении вместимости транспортного средства может планировать перевозку.

Отметим сферу применения чартера в современных условиях. Поскольку в Республике Казахстан преимущественно преобладают сухопутные или воздушные перевозки, то следует отметить, что применение чартера имеет наибольшее применение при воздушных перевозках. У нас принят и действует нормативный акт, о котором упоминалось ранее при рассмотрении договора аренды транспортных средств с экипажем- «Правила осуществления нерегулярных авиаперевозок на международных и внутренних воздушных линиях Республики Казахстан», он принят в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 20 декабря 1995 года «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан».

Из за того, что транспортное законодательство ряда зарубежных стран с корпорациями, иными предпринимателями и др. которых вступают в отношения субъекты гражданского права Республики Казахстан признается обладающим экстерриториальным действием, а также вследствие применения коллизионных норм международного частного права, у нас применимы и акты зарубежного законодательства и конечно же международные транспортные соглашения. Чартер часто применяется при международных перевозках и может регулироваться указанными актами.

К отношениям морской перевозки, в том числе чартерным перевозкам применяются нормы Кодекса торгового мореплавания (КТМ), который в свое время был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 года.

Еще одной отличительной чертой чартерных перевозок является их нерегулярный (вне расписания) характер. Вследствие этого чартерные перевозки заведомо не осуществимы с использованием тех транспортных средств, которые предназначаются для планомерных перевозок, а также с использованием путей, воздушных трасс, которые предназначены для регулярных перевозок, в то время, когда они должны осуществляться.

Осуществление как международных, так и внутренних чартерных перевозок требует соблюдения требований к использовании водных путей и воздушного пространства. Чартерные авиаперевозки требуют получения разрешения компетентных органов зарубежных государств, а при внутренних чартерных перевозках разрешения органов, осуществляющих контроль за использованием воздушного пространства РК.

Чартерные перевозки будут отличаться более выраженным индивидуальным содержанием перевозочных договоров. Однако при их заключении также необходимо соблюдать обязательные требования законодательства, регулирующего отношения в области транспорта.

В ГК РК (статье 695) отдельно выделяется перевозка транспортом общего пользования. Данный договор относится к потребительским договорам, где с одной стороной в отношения перевозки вступают пассажиры, которые одновременно могут перевозить свой багаж. Договор перевозки транспортом общего пользования может охватывать и перевозки грузов.

Со стороны перевозчика в данные отношения вступают коммерческие организации (предприниматели), которые вступают в договорные отношения на основании законодательства и выданной ей лицензии (патента) на соответствующие перевозки. Поскольку перевозка транспортом общего пользования преимущественно относится к сфере коммунального хозяйства, они, в частности перевозки пассажиров городским транспортом преимущественно регулируются актами местных представительных органов. Перевозки транспортом общего пользования осуществляются с оплатой их пассажирами (грузоотправителями) по утвержденным территориальными антимонопольными органами тарифам.

В указанной статье гражданского кодекса непосредственно подчеркивается, что договор перевозки транспортом общего пользования является публичным. Ранее мы отмечали, что в принципе публичность в соответствии с Законом Республики Казахстан « О транспорте» присуща по общему правилу и остальным договорам перевозки, в нем указывается что исключения из обязанности перевозчика заключать договор с любым обратившимся за перевозкой могут предусматриваться транспортным законодательством. В свою очередь, рассматривая содержание специального транспортного мы не обнаружим конкретизации обязательности или необязательности заключения перевозчиком того или иного договора перевозки. Мы можем сделать вывод, что определяющими факторами будут являться существо обязательства перевозки в том или ином случае, а также фактические условия при которых осуществляется перевозка. Однако безусловно, что потребительский характер перевозки диктует его публичность и обусловливает применение норм о договоре перевозки транспортом общего пользования.

Еще одной разновидностью транспортных договоров являются договоры между транспортными организациями. Они рассчитаны на обеспечение координации действий различных транспортных организаций, позволяют соблюсти права грузоотправителей при смешанных перевозках. К таким договорам относятся узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие. Порядок их заключения определяется законодательными актами о транспорте.

Ответственность по договорам перевозки. Общие основания ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов, равно как и по другим договорам перевозок, основываются на действии статьи 701 ГК РК. Также как и за нарушение других договорных обязательств при неисполнении или неисполнении обязательств по перевозке стороны несут ответственность, которая предусматривается гражданским кодексом, законодательными актами о транспорте, иными законодательными актами, а также непосредственно договором перевозки грузов.

По общему правилу по договорам перевозки также являются недействительными соглашения, направленные на ограничение или устранение установленной законодательными актами ответственности. Возможность соглашений об этом также должна предусматриваться законодательными актами о транспорте.

Ответственность может наступать за невыполнение плана перевозок (имеется в виду план, основанный на договоре об организации перевозок). Такая ответственность нормативными актами, регулирующими перевозки предусматривается только для железнодорожных перевозок. По остальным перевозкам ответственность может предусматриваться в самих договорах перевозок или договоров об организации перевозок. Статьей 122 ВУЖД за невыполнение плана перевозок обеими сторонами договора предусматривается имущественная ответственность в виде штрафа. Нарушение плана перевозок со стороны перевозчика будет выражаться в неподаче, несвоевременной подаче транспортных средств. Грузоотправитель несет ответственность за невыполнение плана перевозок в случаях:

- не использования поданных под погрузку вагонов и контейнерров;

- отказа от предусмотренных планом вагонов и контейнеров;

- не использования вагонов и контейнеров, простаивающих на станции в ожидании подачи под погрузку и выгрузку по вине грузоотправителя. Ответственность грузоотправителя наступает в этих случаях независимо от того, что план перевозок в целом выполнен. Грузопоотправитель и перевозчик несут ответствен- ность и за невыполнение обязательств по сверхплановой и внеплановой перевозке, если заявки грузоотправителя в отношении них были приняты железной дорогой.

Стороны освобождаются от ответственности за невыполнение плана железнодорожных перевозок, если исполнению обязательств препятствовали явления стихийного характера (наводнение, землетрясение, оползни, смерчи и т.п.). Основанием освобождения их от ответственности служит также наложение моратория на исполнение обязательств по перевозке.

Грузоотправитель не несет ответственности если он не использовал вагоны (контейнеры), поданные грузоотправителю сверх плановой нормы в порядке сгущения погрузки без предварительного согласия грузоотправителя. Также если грузоотправитель восполнит в течении календарной декады недогруз, допущенный им в отдельные дни той же декады. В аналогичных ситуациях, когда речь идет о перевозках нефти или нефтепродуктов, ответственность грузоотправителя исключается, если он восполнит недогруз в той половине месяца, в которой был допущен недогруз, при том, что их отгрузка производится с наливных станций нефтепродуктов или пунктов перевалки.

Железная дорога освобождается от ответственности за нарушение плана перевозок помимо наличия вышеуказанных оснований в следующих случаях:

- при задержке грузоотправителем вагонов, контейнеров под выгрузкой и очисткой. Но при этом железная дорога освобождается от ответственности только за неподачу данному грузоотправителю того количества вагонов, контейнеров, которое было задержано им по этим причинам и физически не могло быть подано под погрузку;

- если железная дорога в течении календарной декады восполнит неподачу вагонов, контейнеров, допущенную в отдельные дни той же декады. По перевозкам нефти и нефтепродуктов срок восполнения подачи подвижного состава составляет соответственно полмесяца (при тех же обстоятельствах, которые исключают ответственность грузоотправителя).

Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза с того момента, с которого он принял их к перевозке, до момента выдачи груза получателю, уполномоченному им лицу.

Предусмотрена виновная ответственность перевозчика. Однако как и по другим договорам в гражданском праве (обязательствам) существует презумпция его вины в качестве должника неисполнившего, ненадлежащим образом исполнившего обязательство. Вследствие этого он отвечает за утрату груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли не по его вине.