Традиционное, переходное и современное общества

Среди ученых, плодотворно и разносторонне занимавшихся темати­кой политического развития в ее теоретическом и эмпирическом истолко­вании — по преимуществу в духе теории модернизации, — следует выде­лить Александра Гершенкрона (1904—1978), Габриэля Алмонда, Джейм­са Коулмана, Шмуэля Эйзенштадта, Сэмюэла Хантингтона, Дэвида Аптера, Дэниела Лернера. Пожалуй, можно сказать, что в своих идейных истоках их варианты концепции политического развития восходят к социо­логии XIX в., представленной Огюстом Контом, Гербертом Спенсером, позднее Эмилем Дюркгеймом.

СПЕНСЕР(Spencer), Герберт(1820, Дерби — 1903, Брайтон) — британский философ, один из основопо­ложников современной социологии, развивший идею научного естествознания об эволюции и создавший вли­ятельную концепцию социальной эволюции. Он родил­ся в семье школьного учителя, сильно повлиявшей на мировоззрение: его нонконформистские взгляды еще больше усилились в течение жизни, что привело мыс­лителя к полному разрыву с христианством. Спенсер не получил систематического образования; его обшир­ные познания в гуманитарной области и оригиналь­ность концепций — результат сочетания самообучения, мощного интеллекта и целеустремленности. В 1848—1853 гг. Спенсер работал одним из редакторов жур­нала «Экономист», что позволило установить отношения с видными философа­ми, писателями, социальными деятелями. Последующие 50 лет жизни он полно­стью посвятил исследованиям в области философии, антропологии, социологии. Автормногочисленных рафот, среди которых; «Философия и религия. При­рода и реальность религии» (1885); «Должная сфера деятельности правитель­ства» (1843); «Социальная статика» (1851); «Образование: интеллектуальное,

нравственное, физическое» (1861); «Изучение социологии» (1872); «Описатель­ная социология» (19 частей, 1873-1934); «Личность против государства» (1884); «Факты и комментарии» (1902).

Вклад в развитие политической мысли.Еще как журналист Спенсер ут­верждал, что задача правительств заключается в «поддержке естественных прав граждан», а если правительства не выполняют эту функцию, то они наносят серьезный ущерб обществу. Впоследствии такие взгляды позволили ему сфор­мулировать одну из основных идей, относящихся к социальным наукам в це­лом: «Общество есть продукт составляющих его единиц». Подобное направле­ние мысли задало индивидуалистический подход к пониманию общества и его эволюции: общество представляется Спенсеру особым бытием (англ, entity), слагающимся из отдельных единиц (англ, descrete). Постоянное сохранение в течение значительного времени сходства в группировках этих единиц в преде­лах занимаемой территории указывает на «конкретность составляемого ими агрегата», т.е. общества, структуры и организации которого специализируются на выполнении определенных задач (функций). Спенсер также поддержал в социальных науках метод аналогии между биологическим и социальным орга­низмами, что позволило утвердиться в социологии таким понятиям, как струк­тура и функция. С последним в социальные науки прочно вошел функциональ­ный подход к изучению частей социума. Важна и идея об усложнении социаль­ного организма в процессе развития, о появлении новых его элементов и их последующей интеграции.

Значение трудов Спенсера для политической мысли определяется прежде всего созданием целостной (по замыслу) концепции эволюции общества. Ис­ходя из материального характера реальности, представляющей собой единство материи, энергии и движения, философ трактовал эволюцию как единый прин­цип всей реальности (дословно — «вселенной», мира), который состоит в пе­реходе от простого к сложному, от гомогенности (однородности) к гетероген­ности (разнообразию^ средствами структурной и функциональной дифферен­циации. Социальная эволюция — процесс противоречивый, но в основном плавный и в значительной мере автоматический, не допускающий сознатель­ного ускорения и вмешательства извне. Теория органической эволюции была выдвинута Спенсером до появления учения Дарвина и Р. Уолласа о естествен­ном отборе. Позже Спенсер признал теорию Дарвина, однако только как част­ный случай теории эволюции, утверждая, что открытый им закон развития от гомогенности к гетерогенности носит универсальный характер.

Вместе с тем опять-таки своим прогрессизмом и представлением о ли­нейной векторности политического развития подавляющее большинство со­временных моделей противоречит популярным в конце XIX — начале XX в. социологическим и историософским концепциям, развивавшим пессимис­тические мотивы «кризиса западной цивилизации» и замкнутой циклично­сти («порочного круга») исторического развития, Освальда Шпенглера (1880-1936), Вильфредо Парето, Питирима Александровича Сорокина


336

Политология

 

 

Арнольд Джозеф ТОЙНБИ

(1889, Лондон - 1975, Йорк) британский историк, работавший в парадигме сравни­тельного исследования культур.

(1889-1966), Арнольда Тойнби и др. Их подходы от­ражали накопление западноевропейской цивилизаци­ей элементов «старения» и «усталости». На смену данным концепциям в 1950-1960-е гг. вместе с разра­ботками по теории модернизации вновь пришел свое­образный «исторический оптимизм» относительно быстрого осовременивания обществ третьего мира, а также получившие новую аргументацию общие пред­ставления о линейности и телеологичности (направ­ленности к определенной предзаданной цели) исто­рического развития. Нетрудно заметить: идеалом об­щественного устройства для так называемых переходных обществ мыслилась западная экономика рыночного типа и отлаженная система политического представительства, т.е. западная модель.

Примечательно, что за несколько десятилетий попыток исследования проблематики политичес­кого развития с использованием положений теории модернизации раз­личные авторы так и не пришли к какой-либо одной точке зрения. Это закономерно, поскольку ученые анализировали наиболее интересные и понятные им фрагменты сложной и противоречивой реальности. Так, для одних, наследующих идеи Макса Вебера, модернизация представля­лась прежде всего в виде рационализации политической сферы общества в целом. Для других она означала главным образом углубление диффе­ренциации социальных и политических структур (мысль Толкотта Пар-сонса). Однако в любом случае в основе разных трактовок политического развития как модернизации лежала некая сходная модель: история, обще­ственно-политический процесс понимались как предопределенное объек­тивными социально-экономическими факторами движение от так назы­ваемого традиционногообщества к обществу переходному,а затем к со­временному(модерному).

Собственно говоря, переход от общества традиционного к современ­ному по времени растянулся в северо-западной части Европы с начала XIV по конец XVIII в. Такой точки зрения, в частности, придерживался Нор-берт Элиас (1897-1990). В тот период набирала силы западная индустри­ально-капиталистическая цивилизация, были заложены основы современ­ных институтов и стилей поведения, а человек как базовая единица соци­ального действия поступательно осознавал себя не подданным, а свободным гражданином, что превращало его, по образному выражению этого автора, в добротный «строительный материал» для синхронно формировавшегося гражданского общества. В сущности, взгляд Элиаса на проблему межста-

Глава 8. Политическое изменение

337

Йохан ХЁЙЗИНГА (1872, Гронинген -1945, близ Арнема) - нидерландский философ, историк культуры, автор работы «Homo ludens» («Человек играющий»-' 1938), обосновавший феномен игры как универсального свойства всякой культуры.

диального перехода вполне историчен. Пять веков, о которых он размышлял, вместили в себя окончание «осени средневековья» (термин нидерландского ис­торика и философа Йохана Хёйзинги), Возрождение, Реформацию и Просвещение. Тогда же в наиболее развитых странах Европы был завершен первый этап промышленной революции, и дальнейшее утверж­дение индустриально-капиталистического порядка стало исторически необратимым.

Характеристиками традиционного обществас подачи Спенсера, Дюркгейма и Фердинанда Тенниса принято считать его основанность на механизмах про­стого воспроизводства, слабую заинтересованность в обмене результатами экономической активности с дру­гими хозяйственными единицами по типу горизон­тальных связей, преимущественную ориентирован­ность на замкнутую жизнедеятельность и на самообес­печение. Особенностям экономического базиса вполне соответствовали досовременное общественное стро­ение (значительный количественный перевес сельского населения над горо­жанами и, соответственно, труда доиндустриального над индустриальным; слабовыраженная дифференциация и статичность социальной структуры) и политическая организация (явное преобладание автократических приемов вла­ствования над согласованием пока еще смутно ощущаемых частных и груп­повых интересов; политика в целом, еще не выделенная в самостоятельную и специализированную сферу жизнедеятельности человека и т.п.).

ТЕННИС (Toennies), Фердинанд (1855, Олденс-ворт, Шлезвиг — 1936, Киль) — немецкий социолог и философ; один из основоположников социологии в Германии, в частности «формальной» школы социо­логии. В 1881-1933 гг. преподавал в университете Киля. Сооснователь (вместе с Вебером и др.) и пер­вый председатель Немецкого социологического об­щества (1909), а также Сооснователь и председатель Гоббсовского общества и еще нескольких научных и философских обществ; был широко известен в Вели­кобритании как англоязычный редактор работ Гоббса. За критику нацизма был отстранен от преподавательской и общественной деятельности в 1933 г.

Автор ряда работ, включая: «Община и общество» (1887); «Жизнь и учение Томаса Гоббса» (1896); «Обычай» (1909); «Критика общественного мнения» (1922); «Введение в социологию» (1931).


Политология

Вклад в развитие политической мысли.В историю науки Теннис вошел как теоретик, противопоставивший принципы традиционного (община) и со­временного обществ, разрабатывавший проблемы методологии социального познания и обосновавший «формальный» подход в социологии, а также как социолог-эмпирик, осуществивший несколько общегерманских социологичес­ких исследований. Теннис также считается пионером урбанистических и ком-мунитаристских исследований. К сто идеям, популярным в начале XX в.. в кон­це этого столетия вновь возник особый интерес.

Традиционные общества живут собственной замкнутой жизнью, однако все же не остаются неизменными. Определились две ведущие модели их трансформации, названные спонтанно-органической (она действует при на­личии довольно сильного потенциала саморазвития) и принудительно-ин­версивной (лат. inversio — переворачивание; это наименование отражает факт давления на общество его правителей либо воздействие извне). Первая ха­рактерна для развитых обществ Запада, вторая — для современных развива­ющихся стран. Между вышеназванными полярно противоположными иде­альными типами модернизации располагается довольно большая группа стран «поздней индустриализации» (Германия, Италия, Япония. Россия и др.), чье политическое развитие соьмещает основные признаки обеих моделей.

Преобразование традиционного общества бывает вызвано различны­ми факторами и причинами — от военных поражений и захватов (в т.ч. для колонизации), иных контактов (торгово-экономических, информационных и др.) с более развитыми государствами до миграционных потоков, при­вносящих элементы «вестернизации», появления «модернизаторских» эли­тарных групп, которые состоят из людей, как правило, получивших образо­вание в индустриальных странах. В любом случае из-за неизбежного внут­реннего расслоения традиционное общество поднимается на уровень переходного.Модернизация политической сферы переходного общества прежде всего связана с процессом социализации, направленным на форми­рование нарастающей массовой поддержки для складывающегося нации-государства, а также на создание институтов, содействующих расширению участия граждан. Речь идет не только о нынешних странах третьего мира. Показательно, что в течение длительного времени (XIV-XVIII вв.) в пере­ходном состоянии пребывали и многие западные общества, которые обре­ли статус современного относительно недавно, после завершения первой промышленной революции, т.е. к началу — середине XIX в.

По общему мнению, традиционное и современное общества принци­пиально отличаются по своим базовым социальным парадигмам. «Типо­вые переменные» для сравнительного анализа традиционного и современ­ного обществ в начале 1950-х гг. предложил Парсонс.

Глава 8. Политическое изменение

339

Интерпретация

Авторитетный польский ученый Петр Штомпка в книге «.Социо­логия социальных изменений» (1993) свел «типовые переменные» Пареонса в наглядную таблицу, позволяющую выделить качествен­ные свойства традиционною и современного обществ.

  Традиционное общество Современное общество
Уровень отчетливости социальной структуры Диффузность, те. неотчет­ливый, незакрепленный, само собою разумеющийся характер ролей, групп, социальных отношений Спецификация, т.е. сформиро­вавшаяся специализация ролей и отношений, четкое раз­деление труда, обеспечиваю­щие взаимодействие в группах
Основание статуса Предписание (т.е. отнесение к ролям, статусам, группам, отношени­ям), основанное на наследова­нии по рождению или родству Достижение (соотнесенное со статусами, ролями, группами, отношениями), основанное на личных усилиях и заслугах
Критерий рекрутирова­ния Партикуляризм (т.е. выбор и отношение к партнерам по социальным контактам, равно как и доступ к ролям и группам), основанный на уникальных личных чертах потенциальных кандидатов, которые не относятся непосредственно к выполня­емой работе или к характеру групп и взаимоотношений Универсализм (выбор и отношение к партнерам по социальным взаимосвязям, а также доступ к ролям и группам), базирующийся на общих, категориальных чертах, непосредственно обусловленный задачами и характером групп или отношений
Критерий оценки Коллективизм, т.е. оценка и восприятие людей связаны с их членством в группах, коллективах, сообществах, племенах. Наиболее важно то, к каким группам принадлежат люди, а не то, кто они есть сами по себе Индивидуализм, т.е. оценка и восприятие людей, сосредо­точивающиеся на их индиви­дуальных действиях. Наибо­лее важно то, что именно они делают
Роль эмоций Эмоциональность — вторжение эмоций в соци­альную жизнь Нейтральность как по­давление эмоциональных проявлений, деловая, рацио­нальная атмосфера социальной жизни

340

Политология

Колонизация как фактор модерниза­ции. Губернатор го.гтандской колонии Петер Мчнневит покупает у индейцев за 60 гульденов о. Манхэттен место расположе­ния будущего Нью-Йорка (1626).

Модернизация и, как следствие, об­разование основ современного общества

опираются на нижеуказанные объектив­ные предпосылки.

1. Приведение к единообразию кодов внутринационального общения, консолида­ция территориального, этнического и язы­кового пространства, создающие благо­приятные условия для становления нации-государства и политической системы современного типа.

2. Осуществление индустриализации, ведущей к качественным сдвигам в соци­альной структуре, которые, в свою очередь, служат побудительной причиной осовре­менивания политической сферы.

3. Формирование общенационального воспроизводственного комплекса, функци­онирующего в режиме самоподдерживаю­щегося роста, подкрепленного объединен­ной транспортной и информационной инфраструктурами.

4. Урбанизация (т.е. превращение общества из преимущественно сель­ского в городское), которая содействует возникновению городской культу­ры как образа жизни и стиля поведения, определяющих направленность развития общества.

5. Повышение социальной и территориальной мобильности населения в силу утверждения индустриальных форм хозяйственной деятельности и, как следствие, размывание жестких общественных и институциональных связей традиционного типа.

6. Превращение под влиянием вышеобозначенных структурных сдви­гов политики в одну из сфер самореализации личности, а индивида — в автономного, самостоятельно мыслящего и действующего субъекта поли­тического процесса, отныне свободного от ограничений замкнутых групп (общин).

7. Утверждение новых политических институтов, начинающих фун­кционировать в режиме представительства всего многообразия наличеству­ющих в обществе интересов.

Важно подчеркнуть, что одной из наиболее важных составляющих те­ории модернизации явилось признание зависимости политического разви­тия от социально-экономического роста.

Глава 8. Политическое изменение

341

Обратите внимание

О

Есть несколько критериев различения современных и традиционных

обществ. Один из них — статистический. В книге Авторитаризм и демократия в развивающихся странах» (1996) показано: доля про­мышленного сектора в хозяйстве современных обществ достигает 70% и более (против 5-8% в традиционном); налоги формируют от V4 до V, ВНП (против 5%); в инвестиции направляется от '/6 до '/, ВНП (против 1-2%). Перепад в доходах высших и низших групп для мо­дернизированных обществ не превышает 5-6:1 (для Швеции, на­пример, 4:1), тогда как в традиционных обществах он составляет 15-20:1. Разительны и другие контрасты: в продолжительности жизни — 70-75 лет против 25-30 лет; в охвате населения средним (80-100%) и высшим (более 30%) образованием, квалифицирован­ным медицинским обслуживанием и тем более в реальности досту­па к значимым источникам информации. Эти показатели современ­ных обществ просто несопоставимы с условиями жизни в обществах традиционных. Впечатляют различия и в таких критериях осовреме­нивания, как доля городского населения, уровень избирательной ак­тивности, расходы государства на сферу социальных услуг и т.д.

Помимо дихотомии (гр. dichotomia: dicha — на две части; tome — се­чение) традиционное — современное разработаны и более подробные клас­сификации обществ. Отдельные последовательные стадии политического развития Брюсом Рассеттом (род. 1935) представлены так: 1) традицион­ные примитивные общества; 2) традиционные цивилизации; 3) переход­ные общества; 4) общества индустриальных революций; 5) общества вы­сокого уровня массового потребления.

Интерпретация

Еще более детализированной в плане выделения и анализа основ­ных циклов социально-исторического процесса выглядит концепция Игоря Михайловича Дьяконова (1915-1999), представленная в кни­ге «Пути истории. От древнейшего человека до наших дней» (1994). По его мнению, данный процесс протекает не через 5, как у Маркса, а через 8 фаз: первобытную, первобытнообщинную, раннюю древ­ность, имперскую древность, средневековье, абсолютистскую пос-лесредневековую, капиталистическую и посткапиталистическую.

Вместе с тем, в т.ч. и со стороны самих инициаторов разработки тео­рии модернизации, появилась критика отдельных ее наиболее уязвимых положений: во-первых, «культуроцентризма» (вестернизаторская установ­ка), задающего западные социально-политические и иные ориентиры в


342

Политология

Глава 8. Политическое изменение

343

качестве критерия оценки направленности и ритма политических измене­нии в незападных обществах; во-вторых, представления о линейности раз­вития. Правомерность этих важных составляющих теории модернизации была поставлена под сомнение опытом модернизации некоторых обществ, выявившим невозможность объяснить в рамках данной теории самобыт­ный характер политических изменений во многих незападных регионах мира, а также реальность Нелинейного пути развития, в т.ч. цикличность, возвраты, регресс.

Сама жизнь предъявила спрос на новую, междисциплинарную, теорию, которая интерпретировала бы многовариантность процесса политических изменений. Объективно возникла научная необходимость в разработке обоб­щенной парадигмы развития. Не так давно появились исследования, осно­ванные на эмпирических Показателях, где оно рассматривается как увели­чение адаптивных возможностей политической системы, ее умение сохра­нять пластичность в условиях быстро меняющейся реальности. Такой подход предполагает описание самих процессов, а не их результатов, что расширяет возможности познания феномена политического развития.