Основные положения современных концепций политического развития

В середине XX столетия с распространением сравнительных поли­тических исследований начался новый этап в разработке теории разви­тия. С одной стороны, он был обусловлен своеобразным восстановлением в политологии того времени представлений о прогрессизме и однолиней-ности развития: в условиях послевоенного мирного строительства любые, даже самые сложные проблемы казались решаемыми, а с другой — необ­ходимостью пересмотра наиболее уязвимых в методологическом плане пред­положений, сделанных учеными в иную историческую эпоху, внешне по­хожую (например, оптимизмом и верой во всесилие человеческого разума) на первые послевоенные десятилетия.

Философы осмысливают развитие как естественное, закономерное каче­ственное изменение материальных и идеальных объектов, которому внутрен­не присущи необратимость и направленность. Политологический подход к феномену развития означает выявление и объяснение всеобщих характерис­тик многообразия связей, отношений и процессов политической реальности, ибо в результате развития возникает новое состояние общественной сферы.

Общая теория политического развития слагается из обилия концеп­ций, рассматривающих его с различных сторон и предлагающих свои схе­мы научного обоснования и разрешения проблемы. Ниже в виде тезисов перечислены только самые значимые из них.

1. Политическое развитие предпосылка экономического прогресса. Когда впервые в качестве научных были сформулированы проблемы эконо­мического развития и потребности преобразования стагнирующей экономи­ки в динамичную, способную обеспечить самоподдерживающийся рост, эко­номисты указали на то, что политические и социальные условия могут сыг­рать решающую роль в приостановке или ускорении роста душевого дохода. Концепции такого рода трактуют политическое развитие как такое состояние политии, которое может облегчить достижение экономического роста.

2. Политическое развитие типичная для индустриальных обществ политика. Эта весьма распространенная концепция, также тесно связанная


330

Политология

 

с экономическим анализом, содержит в себе абстрактное представление о некоей типичной для высокоразвитых стран политике. Предполагается, что индустриальное общество создает универсальную модель политической жизни, к которой способно устремиться каждое общество вне зависимости от состояния своей промышленности. С данной точки зрения, индустри­альные общества (не имеет значения — демократические или нет) устанав­ливают известные стандарты политического поведения и функционирова­ния институтов, которые и составляют суть политического развития с целя­ми, подходящими для любых других систем.

Специфическими качествами политического развития, таким образом, становятся определенные модели предположительно рационального и от­ветственного поведения правительства: отказ от опрометчивых действий, угрожающих законным интересам значительных слоев общества; акцент на социальных программах; представление о высокой ценности организо­ванных административных и судебных процедур; признание того, что по­литика — справедливый инструмент разрешения проблем, а не самоцель; известные ограничения верховенства политики; согласие с некоторыми фор­мами массового участия.

3. Политическое развитие как модернизация. В моделях такого плана доказывается, что передовые индустриальные страны являются «образца­ми для подражания», потому что задают темпы развития по большинству направлений социальной и экономической жизни. Вполне понятно стрем­ление распространить это допущение и на политическую сферу. Вместе с тем проблема политического развития, особенно когда ее осмысливают в качестве политической модернизации, содержит в себе трудность различе­ния «западного» и «современного».

4. Политическое развитие как действия нации-государства. Данные концепции исходят из мнения о том, что подобное развитие сводится к орга­низации политической жизни и исполнению политических функций в соот­ветствии со стандартами, ожидаемыми от современного нации-государства. Эта трактовка основана на предположении, что исторически существовало множество типов политических систем, и любые сообщества создавали соб­ственный тип политики, однако с появлением нации-государства возник и особый набор требований к политике. Следовательно, политические инсти­туты и практики государства, намеренного быть современным, должны при­способиться к данным требованиям. Политика исторической империи, коло­нии, племенного или этнического сообщества должна уступить место поли­тике, необходимой для создания эффективного нации-государства, которое способно успешно функционировать в системе других наций-государств.

Политическое развитие, с этой точки зрения, интерпретируется как процесс, посредством которого сообщества, являющиеся нациями-госу-

Глава 8. Политическое изменение

331

дарствами только по форме и благодаря международному окружению, становятся таковыми в реальности. Политика данных стран предпола­гает развитие способности поддерживать современные правила обще­ственного порядка, мобилизовывать ресурсы для определенного спектра коллективных действий, приобретать и эффективно исполнять междуна­родные обязательства. Тест для подлинного политического развития в та­ком случае — создание набора общественных институтов, составляющих необходимую инфраструктуру нации-государства, и контролируемое вы­ражение национализма в политической жизни. То есть политическое раз­витие понимается как национализм, вписанный в рамки государственных институтов. Важно отметить, что авторы подобных концепций почти все­гда подчеркивают: национализм — необходимое, но далеко не достаточ­ное условие для обеспечения политического развития. Оно, в принципе, должно преобразовывать рассеянные, неорганизованные националисти­ческие настроения в дух гражданства, содействовать созданию государ­ственных институтов, способных на основе националистических и граж­данских устремлений сформировать политический курс и различные про­граммы. В этом смысле политическое развитие есть нациеобразование (англ, nation-building).

5. Политическое развитие как совершенствование административ­ной и правовой систем. Если разделить процесс нациеобразования на ин­ституциональное строительство (англ, institution-building) и развитие граж­данства, мы получим две весьма распространенные теоретические схемы. Концепция политического развития как образования организаций (англ, organisation-building) имеет большую историю и лежит в основе многих просвещенных колониальных практик.

Западный человек в поисках способа ежедневных отношений с экзо­тическими и странными для него культурами естественным образом обра­тился к закону как средству для достижений порядка и предсказуемости. Так было установлено, что политическое развитие зиждется на четком пра­вовом процессе. Однако со временем выяснилось, что нормальное функци­онирование правовой системы зависит от упорядоченности администра­тивной системы. Закон и порядок, следовательно, требуют наличия бюрок­ратических структур и развития государственного управления (англ, public administration), и в течение колониального периода понятие развития было тесно связано с введением рационализированных институтов управления.

Как показывает недавняя история, политическое развитие означает гораз­до большее, чем организация правительственных управленческих структур. Когда такое развитие заметно опережает другие направления социальной и политической эволюции, в системе могут возникать несоразмерности, стано­вящиеся со временем препятствиями на пути создания нации-государства. Не-


332

Политология

Глава 8. Политическое изменение

333

 

Аренд ЛЕЙПХАРТ -американский полито­лог, внесший значитель­ный вклад в разработку теорий демократии и консоционализма.

сомненно, укрепление государственного управления—• центральная задача любой программы нациеобразова-ния. Важно здесь то, что политическое развитие долж­но распространяться также на негосударственные (англ. nonathoritative) институты общества.

6. Политическое развитие в виде массовой мо­билизации и участия. Концепции этого рода связа­ны главным образом с поведением и ролями граж­дан, а также требующимися для осовременивания новыми стандартами их политического участия и лояльности по отношению к государству.

Показательно, что во многих исследованиях политическое развитие в его общей прогрессистс-кой и однолинейной трактовке отождествляется с категорией модернизации (нередко данные понятия используются даже как синонимы).

 

 

Интерпретация

Аренд Лейпхарт в книге «Демократия в многосоставных обще­ствах» (1977) весьма критически оценил основные тезисы разра­ботанной к тому времени обобщенной теории политического раз­вития. Он счел ее довольно аморфной и неопределенной по той причине, что в нее в качестве центральных обязательно входят та­кие два параметра, как демократизация и создание нации, с необхо­димым дополнением — разделением функций институтов и фор­мированием эффективных специализированных структур. Лейпхарт не вполне согласен с выводами из данных положений. Во-первых, демократизация и другие характеристики развития обычно пони­маются как следствие объединения нации. «Признание важности национальной интеграции как фактора политического развития по­рой приводит, однако, к тому, что между двумя концепциями ста­вится знак равенства: политическое развитие и есть создание на­ции». Подобная трактовка сужает рамки самого явления развития. Во-вторых, из данного не всегда обоснованного предположения следуют конкретные рекомендации: национальное объединение должно стать приоритетной целью и главной задачей для руково­дителей развивающихся стран. Но ситуации в них могут сильно от­личаться. В-третьих, обычно считается, что процесс национально­го строительства подразумевает искоренение первичной субнацио­нальной идентификации и замену ее преданностью нации. Для многосоставных обществ, описанных Лейпхартом, осуществление этого жесткого требования вряд ли будет плодотворным.

Альберт ХИРШМАН (род. 1915, Берлин) -американский полито­лог и экономист, специализирующийся на проблемах экономичес­кого развития.

Один из современных подходов к истолкованию категории политического развития представлен Джей­мсам Коулманоми Люсьеном Паем, определивши­ми его как сочетание процессов структурной диффе­ренциации, возрастающей потребности в равенстве и расширения интегративной, адаптивной, ответствен­ной функций политической системы. Вместе это со­ставляет синдром развития, с которым сталкиваются практически все общества. Образование названного синдрома обусловлено кризисами, присущими поли­тическому развитию в целом, равно как и любому сложному общественному процессу.

В теории политического развития Альберта Хиршмана в качестве критического фактора рассмат­ривается соотношение между (1) институциональны­ми возможностями системы и (2) потребностями граждан, которые они выражают (3) своим политическим участием. Для стабильного развития по мере роста потребностей пропорционально долж­ны увеличиваться возможности системы по их удовлетворению. В про­тивном случае в обществе усиливаются негативные политические настро­ения. И наоборот, если возможности системы превышают темпы роста потребностей, то вероятно укрепление авторитарных (диктаторских) по­рядков, проведение политического курса с помощью силовых методов. Наконец, участие при отсутствии соответствующих институциональных возможностей служит причиной политической неустойчивости, в конеч­ном счете — даже анархии. Общий теоретический вывод Хиршмана: для стабильного развития системе нужно сначала создать новые потребности и постепенно преодолевать отчуждение граждан от политики, а затем со­ответственно этим потребностям институционализировать опять-таки новые формы участия, для того чтобы его подъем не привел к подрыву политического порядка.

Интерпретация

Процесс политического развития может проходить через: 1) кризис идентичности (необходимо, чтобы в ходе интеграции граждане осоз­навали себя как единое политическое сообщество, что маловероятно при существовании различных этнонационалистических, классовых и др. установок, а также политико-психологических фрустраций); 2) кризис легитимности (конфликт между социальными группами по поводу согласия относительно легитимности верховной власти и от­ветственности правительства); 3) кризис участия (следствие прито-


334

 

Политология

Глава 8. Политическое изменение

335

ка новых акторов в политическую жизнь, углубления дифференциа­ции групп интересов и партий); 4) кризис управления (трудности в создании инфраструктуры формальных институтов, соединяющих уп­равителей с управляемыми с целью обеспечения правительственно­го курса и общественного консенсуса); 5) кризис распределения (не­способность системы удовлетворить возрастающие потребности раз­ных групп населения). Эта общая схема кризисов политического развития описана в книге, подготовленной учеными из Совета по со­циальным исследованиям США (среди них — Коулман, Пай, Май-рон Вайнер, Джозеф Лапаломбара и др.), «Кризисы и последователь­ности в политическом развитии» (1971).