Становление проблематики политического изменения и развития в ретроспективе
Сама тема изменений далеко не нова для политической науки. Еще в античности философы выделили ее и по-своему исследовали. Проблемы устойчивости государств и политических изменений были в центре внимания уже Платона и Аристотеля. Появившаяся в их работах типология трех «правильных» форм правления (аристократия, монархия и полиархия) и трех «неправильных» (тимократия, деспотия и демократия) описывала определенную политическую динамику перехода от одной из них к другой. Однако эти мыслители сделали разные выводы. Платон — пессимист, он видел в современном ему политическом мире по преимуществу вырождение, понимаемое как череда перемен, движение от аристократии к тимок-ратии, затем к олигархии, от нее — к демократии и, наконец, к тирании.
Обратите внимание
Тимократия (или тимархия — гр. time — честь, богатство), по Платону, система правления, основанная на честолюбии, соперничестве и «яростном духе» и представляющая собой промежуточную форму вырождения аристократического правления (предшествует олигархии), при котором у власти находятся немногие правители-воины. Благо и цель их деятельности — личная воинская доблесть и слава. Тимократия, таким образом, является военным государством, постоянно участвующим в вооруженных конфликтах. Аристотель относил тимократию к худшим типам правления.
Политология
Глава 8. Политическое изменение
327
Вышеназванная типология форм правления и их восходящего или нисходящего развития — одна из наиболее действенных концептуальных схем в истории политической мысли. В тех или иных вариациях она присутствует в трудах таких выдающихся мыслителей, как Цицерон, Никколо Макиавелли, Жан Боден,Джон Локк, Шарль Луи Монтескье и др. Но только эпоха Просвещения внесла принципиально новые компоненты в эти традиционные представления о политических изменениях — прогресс* и одноли-нейность* развития.
Через эти опорные категории выражала себя становившаяся все более совершенной экономическая, социальная, политическая и духовная реальность Европы. Просвещение отметило рождение новоевропейской цивилизации, признаки которой -дух непрекращающегося интеллектуального поиска и социального новаторства, поступательное утверждение идеологии свободного товарообмена, индивидуальной ответственности и самоценности личности. Индустриальная цивилизация Нового времени создала человека экономического (лат. homo economicus), т.е. суверенного индивида, основания деятельности которого уже были почти освобождены от традиционных социально-институциональных ограничений. Появление новых мотиваций ощущалось и в политическом развитии.
Свои действия человек стал согласовывать с собственными интересами, и подобный исторический перелом знаменовал превращение политики в относительно самостоятельное пространство общественных отношений, управляемое внутренними закономерностями и логикой развития. Пожалуй, с этого временного рубежа политика становится сферой постоянных изменений, вполне точно отражающих динамику быстро индустриализирующейся экономики. Таким образом, изменения уже начали пониматься как осознанные и направленные, ибо было очевидно, что они постепенно
Появление человека экономического
(homo economicus).
Вверху: Влиятельный торговец и
банкир Якоб Фуггер (XV-XV1 вв.)
из г. Аугсбурга со своим
бухгалтером. Акварель.
Внизу: Меняла с женой. Картина
Квентина Массейса, 1514.
приводили политические институты во все большее соответствие с последовательно развивающейся социально-экономической структурой, с внутренней природой человека как рационально мыслящего и действующего существа, от рождения наделенного неотъемлемыми правами и обязанностями. Это «прогрессивное», восходящее движение вело, как тогда казалось, к идеалу народного правления. Подобное понимание содержания политического развития отстаивал, например, Жан Кондорсе.
Наши надежды на улучшение состояния человеческого рода в будущем могут быть сведены к трем важным положениям: уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными классами того же народа, наконец, действительное совершенствование человека.
Ж. Кондорсе, «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума»
КОНДОРСЕ(Condorcet), Жан Антуан Никола де
( 1 743 , Рибмонт — 1 794, Бур-ля-Рэн) — маркиз, французский философ-просветитель, выдвинувший представление о прогрессе как о бесконечном совершенствовании человечества; математик, социолог; политический деятель. За работы в области геометрии, интегральных вычислений и астрономии Кондорсе выбран в 1 769 г. членом Французской академии наук, а с 1785 г. — ее постоянным секретарем; являлся членом многих европейских академий наук, в т.ч. Петербургской. Кондорсе печатался в «Энциклопедии»
Д. Дидро, был знаком со многими философами-просветителями. Кондорсе приветствовал революцию 1789 г.; был избран в 1791 г. в Законодательное собрание, став его секретарем; внес существенный вклад в разработку реформы системы образования. Одним из первых мыслитель поддержал идею создания республики во Франции, отстранение короля от власти и созыв Национального конвента; участвовал в разработке конституции, выдвинув собственный проект. Во время суда над королем Людовиком XVI Кондорсе выступил против смертного приговора и резко критиковал политику якобинцев, что явилось причиной его заочного (он скрывался) осуждения на смерть режимом Робеспьера.
Авторразнообразных по тематике работ, среди которых: классический труд по теории вероятности «Эссе по применению вероятностного анализа к решениям большинства» (1785; переизд. 1805 под назв. «Элементы расчета вероятностей и его применение в азартных играх, лотерее и человеческих решениях»); более 50 биографий выдающихся французов, в т.ч. Вольтера (1789); самый знаменитый труд — «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1795).
328
Вклад в развитие политической мысли.Кондорсе разрабатывал гипотезу об историческом прогрессе человечества, направленном к его абсолютному совершенству. Первоначально человек находился в состоянии варварства, практически ничем не отличаясь от животных. Эволюция человечества стала возможной благодаря прогрессу разума, который складывается как единство добродетели, счастья, просвещения. Иначе говоря, прогресс в истории обеспечивается не имеющим пределов распространением человеческих способностей, являясь, таким образом, безграничным совершенствованием. Человеческий род прошел 9 стадий («великих эпох») развития разума. По мнению Кондорсе, его современники вступали в 10-ю стадию (со времени Французской революции). Он считал, что эта эпоха будет характеризоваться полной реализацией трех тенденций, начало которым было положено в предыдущие исторические периоды: преодоление неравенства между нациями; уничтожение социального неравенства; наконец, интеллектуальное, моральное и физическое совершенствование самого человека. Грядущее равенство Кондорсе понимал как равенство прав и свобод; более того, свобода и равенство взаимно гарантируют друг друга. Исходя из оптимистического видения человека и неограниченного потенциала его развития, Кондорсе пришел к таким выводам: люди не должны делиться на правителей и управляемых, а важнейший фактор прогресса — всеобщее образование.
Многие теоретические положения концепции Кондорсе, его оптимизм были восприняты социальными философами XIX в., например О. Контом, который в целом разделял подход этого мыслителя к проблеме прогресса.
Линейно-прогрессистская схема политического развития (в частности, предложенная Кондорсе) в XIX в. специфическим образом воспроизводится в марксизме с его представлением о линейности истории и концепцией смены общественно-экономических формаций. Для Карла Маркса и Фридриха Энгельса политические изменения (динамические процессы в надстройке) отражали качественные социально-экономические сдвиги в базисе. Наряду с очевидными достижениями в понимании проблем развития, такая жесткая его трактовка значительно упрощала исторический процесс, мешала его объемному восприятию.
лапа
Итак, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая необходимо связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в
Глава 8. Политическое изменение
329
прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором.
Ф. Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана»