Б) Южная Индия.

Самыми значительными явлениями общественной и политической жизни Южной Индии в первые века нашей эры было создание крупных государственных объединений, возникновение и становление раннефеодальных отношений. В целом на Юге протекали те же процессы, что и на Севере, но если в Северной Индии наблюдались сложные изменения этнического состава (вторжения греков, парфян, саков, гуннов-эфталитов), то на Юге развитие общества шло без особого влияние внешних факторов. Поэтому некоторые процессы социального развития проходили здесь интенсивнее и "чище", но вместе с тем многие традиционные институты сохранялись более стойко.

Длительное время, даже в XX веке, изучению Южной Индии уделялось очень мало внимания. В индологии укрепилось представление о Южной Индии как области далекой периферии, безнадежно отставшей в развитии от Северной. Древняя культура Южной Индии характеризовалась как провинциальная и даже вторичная по сравнению с "арийской" цивилизацией Северной Индии. Этот взгляд основывался не на результатах научных изысканий, а вытекал из тенденциозных, часто националистических установок. В настоящее время от подобной точки зрения отказались в связи с интенсивным изучением истории Южной Индии. В результате выяснилось, что развитие феодализма здесь шло быстрее, чем на Севере, процессы общественного развития проходили интенсивнее.

В III-V вв. Южная Индия уже не воспринималась государствами Севера, как область легкой наживы. Даже Гупты были вынуждены считаться с мощью государства Вакатаков и использовать его поддержку. Именно на Юге, в Декане, возникла махаяна и появились первые махаянские школы и сочинения. [Махаяна - "большая колесница" – наряду с хинаяной одно из двух направлений буддизма. Махаяна подчеркнула черты терпимости в этическом учении буддизма.]

До III в. на Юге господствовала династия Сатаваханов, а затем сильную империю удалось создать правителям династии Вакатаков. Опорным пунктом хронологии Вакатаков служит брак дочери Гуптского царя Чандрагупты II (376 (380)-414) с шестым правителем Вакатаков – Рудрасеной II. Исходя из этого, начало династии относят к 250 г. н.э. В III-сер.IV вв. государство значительно расширило свои границы, и империя включала в себя всю западную часть Декана между Нармадой и Кришной. К концу IV в. власть Вакатаков распространилась и на ряд государств Южной Индии, однако они терпят поражение от Гуптов. Но уже к 400 г. отношения между державами были урегулированы (брак). Брак был взаимовыгоден: Гупты готовились к войне с Западными Кшатрапами и хотели обеспечить себе безопасность южных границ, Вакатаки же сохранили большинство своих владений, т.к. Западные Кшатрапы угрожали и им. Правление Рудрасены II было непродолжительным, и после его смерти власть фактически перешла в руки его жены, представительницы династии Гуптов, которая долгое время состояла регентшей при своих сыновьях. В этот период гуптское влияние заметно усилилось. В середине V в. произошло возвышение боковой ветви вакатакских правителей, причем обе ветви Вакатаков соперничали друг с другом. Расцвет империи Вакатаков связывают с правлением Харишены (475-500), который завоевал почти всю Западную Индию. В дальнейшем приблизительно в 565 г. Декан и другие области империи Вакатаков перешли к Чалукьям.

Паллавы были второй могущественной державой Южной Индии, создавшей свое государство на развалинах Сатаваханской империи. Границы империи первых паллавских правителей устанавливаются очень приблизительно. На севере они проходили по р.Кришне, на западе государство простиралось до Аравийского моря. Династия Паллавов просуществовала до н. IX в. и играла заметную роль в истории Южной Индии в средние века.

Икшкваки. Эта династия сразу же после падения Сатаваханов утвердилась в Андхре. Укрепляли свое влияние в Индии путем заключения брачных союзов. Значительного распространения у Икшкваков достиг буддизм и брахманизм. Столкновение Икшкваков с Паллавами закончилось поражением первых (к.IIIв.).

В ряде районов Южной Индии правили и другие династии – Кадамбы, Ганги, но политическая история их государств известна лишь фрагментарно. В областях крайнего Юга Индии существовали три крупных государства: Чера, Пандья и Чола.

Государственное управление. Господствовавшей формой правления в государствах Декана и некоторых других областях Южной Индии была монархия, причем власть передавалась от отца к сыну. Наибольшей централизацией, более строгим контролем центра над различными сферами жизни отличалась империя Вакатаков. В изучаемый период в Декане, несмотря на усиление централизованной системы управления, продолжали сохранять значение древние политические институты. Однако влияние Севера росло и более всего ощущалось при дворах крупных правителей, которые стремились царствовать по образцу северо-индийских государей. Они окружали себя советниками "пяти разрядов", держали при себе певцов и сказителей, большим почетом пользовались при дворе и брахманы, иногда получавшие в дар земельные наделы. Под руководством брахманов цари совершали ведийские жертвоприношения. Но одновременно они прибегали и к древним автохтонным ритуалам, например, к архаическим жертвоприношениям на полях битв. Все это свидетельствует о том, что процесс слияния северной и южной культур хотя и шел быстро, но был еще далек от завершения. Древние местные традиции оказывались весьма стойкими, и архаические социальные институты еще долго бытовали на юге.