Государственное устройство.

На рубеже V-VI вв. стабилизируется политическое и экономическое положение Китая. Стихают междоусобицы, нет новых разрушительных набегов кочевников. Растет население, налаживается хозяйство, пополняется гос. казна.

Возрождается имперский порядок, и это проявляется не только в политическом объединении страны, но и в изменении самого характера верховной власти, придании ей большей централизации. Ян Цзянь (589-604), захватив престол с помощью армии, со временем стал все больше опираться на чиновно-бюрократический аппарат, утвердил гражданские формы правления. Его сын и преемник – Ян Гуан (604-617) – правил скорее деспотическими методами. Чрезмерная роскошь и расточительность двора, размах строительства (дворцово-паркового, городского, военного, транспортного, ирригационного), агрессивная внешняя политика – все это истощило ресурсы государства. К тому же обострились социальные противоречия, что привело к вспышке народных восстаний и мятежей. В результате династия Суй (589-617) была низвергнута, империя стала вновь распадаться на части. Но все же стремление к единству и консолидация оказались сильнее.

Бывший наместник суйского двора Ли Юань провозгласил себя в 618 г. основателем династии Тан. Он и его сын смогли стабилизировать положение и к 628 г. полностью подавить восстания и мятежи. Именно при этой династии (618-907) стал складываться тот тип имперского управления, который существовал до XX в.

Власть стоявшего во главе государства монарха (Сына Неба и императора) была наследственной и юридически неограниченной. Его особа была священной, сакральной – он считался повелителем всех людей и посредником между верховным божеством (Небом) и земным миром. На практике власть его сдерживалась политическими традициями, которые предписывали не выходить за рамки нормативных образцов поведения.

Управление осуществлялось через разветвленный чиновно-бюрократический аппарат центральных и местных органов. Высшие правительственные учреждения – Императорский секретариат и Императорская канцелярия. Чиновники этих органов допускались к обсуждению императорских указов. Высшим правительственным учреждением было также Управление ведомств (Шаншушэн). Оно возглавляло 6 ведомств (бу) центральных органов исполнительной власти: ведомства Чинов, Налогов, Ритуалов, Военное, Судебное и общественных работ. Принципы их организации и деятельности были закреплены в законах династии Тан, составленных в ½ VIII в. Существовала также палата цензоров (Юйшитай), которая должна была проверять работу чиновников во всех центральных и местных учреждениях, кроме Императорского секретариата и канцелярии.

На местах управление осуществлялось в соответствии с системой административного деления империи. Страна была разделена на 10 провинций, 358 округов и ок. 1500 уездов.

Изменились принципы отбора чиновников на службу. Отныне местные чиновники уже не могли сами подбирать себе подчиненных. Назначение всех служащих осуществлялось ведомством Чинов. Все большее значение стало придаваться экзаменационным испытаниям, причем для тех, кто претендовал как на гражданскую, так и на военную должность. Кандидаты писали сочинения на заданные темы, где раскрывали свое владение классическим историко-философским наследием и знание канонизированных сочинений. Получение ученой степени давало лишь возможность быть назначенным на служебный пост. В целом система экзаменов нарушала монополию узкого круга аристократических семейств на гос. службу.

Гос. устройство империи закреплялось детально разработанным законодательством. Письменные законы подразделялись на люй – уголовные кодексы, лин – административные статуты, гэ – сборники дополнительных указов и ши – нормативные правила поведения. Законодательство империи Тан показывало стремление государственной власти регламентировать все стороны личной и общественной жизни населения для обеспечения стабильности и порядка.

В империях Суй и Тан была создана довольно совершенная для своего времени военная система – фу бин – система военных округов. Не нарушая обычного административного деления, в стране учреждались военные округа. Они могли быть трех разрядов – высшие (поставляли до 1200 солдат), средние – 1000, низшие – 800 солдат. Количество военных округов составляло от 600 до 800, т.е. в постоянной готовности была армия 400-800 тыс. человек. Преимущество такой системы было в том, что:

- она не требовала от государства больших расходов на содержание армии, т.к. в мирное время рекруты занимались земледелием, а во время походов должны были обеспечивать себя своими средствами;

- не позволяла усилиться высшей военной верхушке, которая в мирное время не имела в своем распоряжении войск;

- система делала армию удобным средством подавления беспорядков на местах

- эта организация хорошо вписалась в надельную систему землепользования.

Объединение страны, систематизация управления, расширение и укрепление надельного землепользования обеспечили укрепление экономического положения, что позволило в VI – н. VII вв. активизировать внешнюю политику.