III. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА. РОЛЬ КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Неизбежность олигополизации в условиях крупного производства. Олигополизация и производительность (мировой и российский исторический опыт). Связь последствий олигополизации с разновидностью олигополии. Экономия на масштабах производства на уровне фирмы, особая роль безусловно-постоянных (квазипостоянных) издержек. Теория инвестиций А. Чендлера. Инвестиции в три основные сферы: производство, сбытовую сеть, дееспособный менеджмент. Крупные предприятия как ядро экономики России. Сильные и слабые стороны крупных российских предприятий.

IV. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТЕОРИИ И В ПРАКТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ

Сложности применения маржинальной теории ценообразования на практике. Господствующие практические способы ценообразования и их теоретические основы. Основные цели и стратегии практического ценообразования. Ценообразование в условиях дефицита информации о функции спроса.

ТЕМА 11. МОНОПОЛИЯ

I. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ-МОНОПОЛИИ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

Основные черты монополии. Барьеры отрасли:

1. Преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии).

2. Легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права).

3. Нечестная конкуренция.

Рыночное равновесие в условиях монополии. Прямые последствия монополизации: резкое занижение производства, завышение цен, монопольные сверхприбыли, х-неэффективность.Монополия ex ante и ex post. Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.ч. патентная монополия). Менеджер и краткосрочная монополия.

Предпосылки ценовой дискриминации и ее разновидности. Границы цены при дискриминации. Незаконная дискриминация. Легальная дискриминация и ее использование фирмой. Сегментация рынка. Ценовая дискриминация в России. Долгосрочная кривая издержек на монополизированном рынке.