ОБЩИЕ ЧЕРТЫ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Предпосылки несовершенной конкуренции: значительная доля рынка у отдельных производителей, наличие барьеров проникновения в отрасль, неоднородность продуктов. Барьеры входа и выхода (в отрасли). Сравнительное преимущество. Критерий несовершенной конкуренции (понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции). Наличие предела роста валового дохода, ускоренное сокращение предельного дохода с ростом выпуска продукции. Последствия несовершенной конкуренции:
1. Недопроизводство.
2. Завышение цен.
3. Экономические прибыли.
II. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПРАВИЛА РАВЕНСТВА ПРЕДЕЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК И ПРЕДЕЛЬНЫХ ДОХОДОВ
Максимизация прибыли и правило равенства предельных издержек и предельных доходов на разных типах рынков. Принципы применения правила MR = MC.
1. Принцип адекватного подбора переменных.
2. Принцип полноты учета предельных издержек.
3. Принцип полноты учета предельного дохода.
4. Принцип равных предельных издержек.
5. Принцип равных предельных доходов.
Приложения правила MR = MC (Теория размещения. Выбор оптимального уровня рекламной активности. Мультибизнесные, многозаводские и мультирыночные фирмы. «Проблема супермаркета»).
III. ИНКРЕМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Трудности и границы практического применения маржинального анализа. Инкрементальные издержки и доходы, их сущность и структура. Модификация правила максимизации прибыли в рамках инкрементального анализа. Сферы применения инкрементального анализа.
Тема 9. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
I. СТРУКТУРА РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА
Условия монополистической конкуренции:
1. Множество производителей.
2. Низкая рыночная доля.
3. Разнородность продукции.
4. Низкие барьеры (дифференциация продукта).
5. Несовершенная информация.
Дифференциация продукта как основной фактор ограничения конкуренции в условиях монополистической конкуренции. Сегментация рынка и получение квазимонополистической позиции мелким производителем. Возможность повышения цен. Факторы дифференциации продукта (качество, сервис, реклама). Действительная и кажущаяся дифференциация продукта. Ценовая и неценовая конкуренция. Преобладание неценовой конкуренции в современных условиях.
Дифференциация продукта как способ рыночной адаптации российской промышленности. Острая ценовая конкуренция в России как следствие слабой дифференциации продукта. Усиление международной конкурентоспособности российских товаров за счет дифференциации.