ОБЩИЕ ЧЕРТЫ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Предпосылки несовершенной конкуренции: значительная доля рынка у отдельных производителей, наличие барьеров проникновения в отрасль, неоднородность продуктов. Барьеры входа и выхода (в отрасли). Сравнительное преимущество. Критерий несовершенной конкуренции (понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции). Наличие предела роста валового дохода, ускоренное сокращение предельного дохода с ростом выпуска продукции. Последствия несовершенной конкуренции:

1. Недопроизводство.

2. Завышение цен.

3. Экономические прибыли.

II. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПРАВИЛА РАВЕНСТВА ПРЕДЕЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК И ПРЕДЕЛЬНЫХ ДОХОДОВ

Максимизация прибыли и правило равенства предельных издержек и предельных доходов на разных типах рынков. Принципы применения правила MR = MC.

1. Принцип адекватного подбора переменных.

2. Принцип полноты учета предельных издержек.

3. Принцип полноты учета предельного дохода.

4. Принцип равных предельных издержек.

5. Принцип равных предельных доходов.

Приложения правила MR = MC (Теория размещения. Выбор оптимального уровня рекламной активности. Мультибизнесные, многозаводские и мультирыночные фирмы. «Проблема супермаркета»).

III. ИНКРЕМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Трудности и границы практического применения маржинального анализа. Инкрементальные издержки и доходы, их сущность и структура. Модификация правила максимизации прибыли в рамках инкрементального анализа. Сферы применения инкрементального анализа.

Тема 9. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

I. СТРУКТУРА РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА

Условия монополистической конкуренции:

1. Множество производителей.

2. Низкая рыночная доля.

3. Разнородность продукции.

4. Низкие барьеры (дифференциация продукта).

5. Несовершенная информация.

Дифференциация продукта как основной фактор ограничения конкуренции в условиях монополистической конкуренции. Сегментация рынка и получение квазимонополистической позиции мелким производителем. Возможность повышения цен. Факторы дифференциации продукта (качество, сервис, реклама). Действительная и кажущаяся дифференциация продукта. Ценовая и неценовая конкуренция. Преобладание неценовой конкуренции в современных условиях.

Дифференциация продукта как способ рыночной адаптации российской промышленности. Острая ценовая конкуренция в России как следствие слабой дифференциации продукта. Усиление международной конкурентоспособности российских товаров за счет дифференциации.