Эзотерическое строение человека
Что же является высшей природой человека? На схеме видно, что человек по своей природе троичен. Он состоит из трех составляющих: духа, души и тела. Многие путают дух и душу, или для них это одно и тоже. На самом деле существует значительное различие. Душа рождается в результате взаимодействия духа и материи.
Местоположение души – на третьем подплане ментального плана. Дух (монада и духовная триада) занимает более высокие планы: монадический, атмический, буддхический и первый подплан ментального плана. Духовная триада троична (духовная воля, буддхи – интуиция, ум) и является проявленной составляющей троичной монады (воля, любовь, активное познание). Это соответствует, в христианской терминологии: Отцу, Сыну (Христу) и Святому Духу (матери – материи). Вместе они составляют Единое, которое едино в трех.
На самом деле очень трудно донести до сознания обычного человека понятие того, что мы называем духом, поэтому понимание природы Единой Жизни остается относительным. Истинное понимание аспекта Жизни или духа доступно лишь человеку, имеющему посвященное сознание. Тем не менее, попытаемся подойти к этому вопросу с плана ума и закона соответствия. «Слово «дух» употребляется в отношении того неопределенного, неуловимого сущностного импульса, или Жизни, которая является первопричиной всего проявления. Это дыхание Жизни и тот ритмический приток жизненной энергии, который проявляется, в свою очередь, как притягивающая сила, как сознание или душа, и является совокупностью атомной субстанции. Это соответствие в великом Существовании, или Макрокосме, тому, что в малом существовании, или микрокосме, является жизненным вдохновляющим фактором, который мы называем человеческой жизнью. О последней свидетельствует телесное дыхание, которое удаляется, или исходит, по истечении жизни. Источник Единой жизни, тот план, или состояние, из которого эта Жизнь эманирует, – это великая Скрытая Тайна для членов Иерархии Адептов. Природа духа, его качество и тип космической энергии, скорость его вибрации и его базовые космические дифференциации изучаются посвященными высокой степени и составляют предмет их исследований. В этих исследованиях они пользуются полностью развитой интуицией плюс той ментальной способностью к интерпретации, которая была ими наработана в продолжение цикла воплощений. Они пользуются пробужденным и раскрытым внутренним светом своих душ, чтобы интерпретировать и постигать ту Жизнь, что (будучи отделенной от мира форм) протекает на высших уровнях сознания и проникает в нашу Солнечную систему из определенного внешнего центра бытия. Этот жизненный принцип, или базовая сущность Бытия, этот таинственный неуловимый фактор соответствует в человеке тому, что мы называем духом, или Жизнью, в Макрокосме. Аналогично тому, как жизнь в человеке держит в связности, оживляет, оживотворяет и активизирует форму, таким образом, делая его живой сущностью, так и Жизнь Бога – как это называет христианин – воплощает тот же замысел Вселенной и создает связный, живой жизненный ансамбль, который мы называем Солнечной системой.
Жизненный принцип в человеке проявляется в трех видах:
1. Как направленная воля, целеустремленность, базовое побуждение. Это динамическая энергия, которая заставляет существо действовать, вводит его в существование, устанавливает срок его жизни, ведет его через годы, долгие и недолгие, и удаляется по окончанию жизненного цикла. Это дух в человеке, проявляющийся как воля жить, быть, действовать, добиваться цели, развиваться. В своем низшем аспекте он работает через ментальное тело, или ментальную природу, а плотном, физическом теле воспринимается мозгом.
2. Как связующая сила. Это то выдающееся сущностное качество, которое делает любого человека отличающимся от другого, которое определяет сложный набор настроений, желаний, качеств, комплексов, психологических зажимов, чувств и черт, составляющих особую психику каждого человека. Это результат взаимодействия между Духом или аспектом энергии, или Материей, или телесной природой. Это характерный субъективный человек, его окраска, или индивидуальная нота; именно эта сила определяет скорость вибрационной активности тела, производит особый тип формы, ответственна за состояние и природу органов, желез и за внешний вид. Это душа, которая – в своем низшем аспекте – работает через эмоциональную, или астральную, природу, а в плотном физическом теле - через сердце.
3. Как активность атомов и клеток, из которых состоит физическое тело. Это сумма тех малых жизней, из которых составлены человеческие органы, образующие всего человека. Каждая из них обладает своей собственной жизнью и индивидуальным сознанием. Этот аспект жизненного принципа работает через эфирное, или жизненное, тело, а в плотном механизме осязаемой формы – через селезенку.
Очень хорошо определяет человека в «Трактате о Космической Огне» А. Бейли: «Человек – есть продукт союза между духом и материей. Он место встречи материи, или активно познающей субстанции и духа, или базовой воли. Он дитя, рожденное от брака, или единения. Он вступает в объективность, чтобы выразить то, что есть в каждой из обеих противоположностей, плюс результат слияния в себе... Так рождается Сын. Активное познание и воля объединяются, а итогом становится Любовь-Мудрость, будучи усовершенствованной, в ходе эволюции...». Таким образом, человеческое существо троично, проявляясь как дух, душа и тело, или соответственно – монада, эго, личность.
Три аспекта духа и соответственно три аспекта души представляют собой три качества энергии, одна из которых связана с энергией Воли (Первый Луч), другая связана с энергией Любви (Второй Луч), а третья – это энергия, связанная с аспектом Познания (Третий Луч).
Прошлая Солнечная Система, первая по счету, нарабатывала энергию Активного Познания (теперь эту энергию нарабатывает Планетарный логос – Земли). Наша Солнечная система, в которой мы живем, – вторая по счету, и нарабатывает качество Любви; следующая Солнечная Система будет нарабатывать принцип Воли.
Поскольку человек – это меньшая составляющая Солнечной Системы, и, следовательно, Планетарного Логоса, (человек вместе с дэва* сущностями является клеткой тела Планетарного Логоса), то это означает, что человек также соответственно нарабатывает качество Любви. Христос приходил на Землю именно с той миссией, чтобы показать людям, что есть Любовь. Речь идет о Духовной Любви, выражение которой, является выдающимся качеством души. Это качество очень важное, потому что именно через него достигается гармония, и выстраиваются правильные человеческие отношения, являющиеся основой для сохранения мира и истинного братства на Земле. Именно поэтому душу в человеческом существе часто называют «Христовым принципом». А о человеке, в котором пробудилась душа, говорят как о человеке, в котором родился Христос; душа – это сила самой эволюции, и именно ее имел в виду Св. Павел, когда провозгласил: «Христос в вас, упование славы».
*Дэва (или ангел, в христианской терминологии). На санскрите «лучезарное божество». Дэва - это небесное существо: хорошее, плохое или нейтральное. Дэвы разделяются на множество групп и именуются не только ангелами и архангелами, но и малыми и большими строителями.
Дух в человеке имманентен по своей природе, но он един с другими духами, других человеческих существ, а также с духом Планеты и Солнечной Системы, так как, по сути, не имеет формы, нелокален и вездесущ. Следовательно, человек, Планетарная система и Солнечная система представляют собой единый организм. Когда существует разлад в едином организме, например, в организме человека, возникает затор энергий и, как следствие, болезнь. В то же самое время, когда возникает разлад между людьми, возникает болезнь на Земле, выражающаяся в конфликтах и войнах между людьми. Лечение одно - только через выражение Духовной Любви можно достичь взаимопонимания и согласованности в действиях и мышлении. Разлад возникает, как результат эгоистического восприятия мира и стремления удовлетворения низших желаний.
Душа – средний принцип, соединяющий дух и материю и дающий возможность человеку осознать и приблизиться к пониманию единства, т.е. Бога. «Душа, макроскопическая и микроскопическая, мировая и человеческая, эта та сущность, которая проявляется, когда духовный аспект и материальный аспект соединяются друг с другом:
а) поэтому душа – это не дух и не материя, а связь между ними;
б) душа – это посредник между этой двойственностью; это средний принцип, связующее звено между Богом и Его формой.
Душа проявляется по-разному в разных царствах природы. Однако функция ее, остается той же самой имеем ли мы дело с атомом субстанции, либо с формой, одного из трех царств природы, сохраняющей свою целостность, обладающей своими характерными чертами, ведущей собственную инстинктивную жизнь и продвигающейся как одно целое к чему-то более высокому и лучшему.
1. Душа – это то, что придает отличительные свойства и обеспечивает различные проявления формы;
2. Душа воздействует на материю, вынуждая ее принимать конкретные очертания; отвечать за определенные вибрации и создавать те специфические феноменальные формы, которые мы классифицируем в мире физического плана как минеральные, растительные, животные и человеческие, а для посвященного некоторые другие формы.
3. Качество, вибрации, окраски и свойства всех царств природы – суть качества души, как и скрытые способности, ищущие выражения и демонстрирующие свои потенции внутри любой формы; в сумме своей при завершении эволюционного периода они откроют природу Божественной Жизни и той Сверхдуши, которая раскрывает характер Бога;
4. Таким образом, душа - это выдающийся аспект любой формы, который чувствует, регистрирует впечатления, притягивает и отталкивает, откликается или отказывается от отклика и удерживает все формы в постоянной вибрационной активности;
5. Это воспринимающая сущность, это то, что в растительном мире, например, вызывает отклик на солнечные лучи и раскрытие бутона; в животном царстве - это то, что делает возможной любовь животного к своему хозяину, дает возможность охотиться за добычей и жить инстинктивной жизнью; в человеке - это то, что дает ему осведомленность о своем окружении и своей группе, позволяет ему жить своей жизнью в трех мирах своей нормальной эволюции в качестве наблюдателя и постигающего актера.
Душа троична по своей природе и имеет соответствующие аспекты, как и дух: воля-атма, любовь-буддхи, и манас-ум (материя). Осознать реальность существования души и жить ее принципами - это значит сознательно встать на Путь Ученичества, который в дальнейшем приведет человека к процессу интеграции с внутренней Реальностью. Душа есть у всех, но выражена достаточно - у немногих. Поэтому следует самим устремлять свой взор к ней. Только через сознательное устремление, медитацию и служение можно проложить путь к собственной душе. Лишь, тогда она проливает Свет в умы людей, и они становятся просветленными. Такие люди осознают мир и единство иначе, нежели обычные средние люди.
Поскольку у души есть два качества – Любовь и Свет, а также инстинкт – служить людям, то ее единственным желанием является – служить и выражать Свет. Все низшие желания берутся под контроль. Это осуществляется, благодаря выравниванию трех низших тел: физического, астрального и ментального, а также дальнейшей интеграции их - в единую личность, которая в процессе эволюции, становится инструментом для работы души.
Тела человека, по-другому, называют проводниками, поскольку они проводят энергии: с астрального и ментального планов; с плана души; энергию планетарной ауры, а также энергию солнечной системы.
Часто можно услышать выражения: физический проводник (плотный и эфирный), астральный проводник, ментальный проводник.
Согласно восточной терминологии, человеческий Дух – Ян – представляет собой активное, атакующее начало, позитивное по природе, которое было выброшено вниз, в грубый, физический, плотный мир, в результате чего там возникла, так называемая, локализованная физическая материя, негативная по своим свойствам; пассивная и воспринимающая, что соответствует началу – Инь. В результате соединения духа и материи, негативного и позитивного начала, рождается среднее, связующее, уравновешивающее начало – Дэн, или Душа, что также соответствует Сыну, Христу. Это начало Дэн, способно, с одной стороны, управлять материей - с другой стороны обеспечивать создание новых форм проявления духа, как результата осмысленной деятельности материи.
Эзотерическое учение об иерархии тел человека определяет семь тел:
- физическое тело
- эфирное тело
- астральное тело
- ментальное тело (низший разум, Манас)
- каузальное тело
- буддхическое тело (абстрактный разум)
- атманическое, или нирваническое тело (тело духовного разума).
Физическое тело – самая грубая часть существа, обладающая способностью непосредственно влиять на окружающий материальный и более тонкие миры. Оно является храмом живого духа и орудием творчества.
Эфирное тело является двойником тела физического и при жизни не отделяется от него. Посредством него проявляется энергетическое начало (прана) в физическом мире.
Астральное тело является оригиналом, по которому строится физическое тело и может отделяться от него, крепясь тонкой нитью, действовать и получать впечатления без посредства физического тела и его органов.
Ментальное тело является проводником и преобразователем мыслей. Человек не создает свои мысли, а просто преобразует в мысль свое участие в явлениях жизни. Сильные желания создают мысли формы, которые стремятся удовлетворить эти желания.
Каузальное тело причин непосредственно восходит к Абсолюту и определяет все другие начала. Тело причин представляет собой опыт воплощения души. Свойства и способности человека записываются в нем и сохраняются как зародыши, которые необходимо развить. Это тело сохраняется из жизни в жизнь, оставляя воспоминания.
Будхическое тело, как и атманическое, находится в зачаточном состоянии и развивается при расширении сознания, войдя своей жизнью в Законы и Принципы Бытия.
Атманическое (нирваническое) тело связано с системой центров удовольствия в лимбической системе головного мозга. Проявление жизни в нем характеризуется свободой. Развивается при очищении и гармонизации низших тел.
Два последних тела составляют Монаду. Монада – это энергетическое поле (тело), которое перевоплощается в разные существа и проходит все круги. Монада (от греч. monas, «единица») – простейший элемент, неделимая частица бытия; в оккультизме – основа человеческой сущности, объединяющая каузальное тело и тело духовного разума. Известна со времен античности; в Средние века монадой называли «корневую» субстанцию не только человека, но и всех сложных вещей. Монада беспола, что обеспечивает реинкарнацию как в мужском, так и в женском облике. По Лейбницу, это своего рода «атом», духовная единица бытия, обладающая способностью перцепции (восприятия) и апперцепции (активного действия). Нет двух одинаковых монад. Монады бывают так же разного порядка: есть низшие (монады камней, растений), есть высшие (животных, человека), и наивысшая (Бога).
Согласно теософской антропологии из субстанций, относящихся к Миру Плотному, состоят два низших тела человека:
- первое из них – физическое тело, видимое обычному человеку;
- второе тело – эфирное, являющееся точной копией физического тела и представляющееся черно-лиловым или серо-голубым ясновидящему.
Вибрации, воспринимаемые рецепторами нервной системы плотного тела, поступают в соответствующие нервные центры, способные сигнализировать об их поступлении эфирному двойнику. Ответные вибрации последнего порождают, с одной стороны, электромагнитные потоки в нервной системе, а с другой – потоки, связанные с астральным телом, осуществляющим в свою очередь связь с сознанием, трансформирующим «ощущение» в «восприятие».
Третье тело – астральное, оно окружает и пронизывает плотное тело. Точками «сцепления» этих тел является нервная система человека, а промежуточной, связующей субстанцией – эфирное тело. В земной жизни человека астральное тело выполняет две функции, а именно – управляет всеми автоматическими действиями плотного тела (пищеварением, кровообращением, внутриклеточным обменом и т.д.) и осуществляет тот вид деятельности человека, который мы называем чувствами, желаниями, страстями.
Нервная система является преобразователем высоких вибраций астрального тела в команды, доступные восприятию физического тела. Астральное тело обширнее физического и выделяется на 20–30 см по всем направлениям.
Периодический выход в Астральный Мир, осуществляемый во время сна, необходим для Астрального Тела, так как дает ему возможность накапливать энергию.
За Миром Тонким следует Мир Ментальный, высшие подпланы которого называются Миром Огненным.
Человек наделен ментальным телом, сложенным из субстанций Ментального Мира и включающим в себя центры сознания – чакры. Ментальное тело человека имеет яйцевидную форму и проникает в астральное, эфирное и плотное тела. Функциями ментала являются проявление воли и мышление. Центры высшей нервной системы играют в этих видах деятельности человека роль преобразователей высокочастотных вибраций ментала в сигналы, доступные восприятию плотного тела.
Процесс мышления человека осуществляется особыми центрами его ментального тела, которые объединены понятием Манас. Деятельность этих центров – мышление – есть создание тех или иных вибраций в субстанциях ментального мира.
Свойства субстанций Ментального Мира отличаются от свойств веществ Астрального Мира. Любая вибрация (т.е. мысль), возникающая в Ментальном Теле, никогда не затухает сама по себе, она может быть лишь «погашена» вибрациями противоположного содержания. Мысль может быть передана на любые расстояния с практически мгновенной скоростью или может быть локализована в пространстве.
Ментальный Мир является истинной родиной человека (точнее, истинная родина человека – высшие подпланы Ментального Мира, т.е. Мир Огненный, «открытый» к Мирам Высшим).
Ментальная сфера, ближайшая к астральной, отделяется от нее разностью материи, из которой она состоит. Жизнь в ментальной сфере более деятельна, чем в астральной, и формы ее более пластичны. Дух-материя этой сферы гораздо сильнее оживотворена и более утончена, чем даже наивысшая материя астральной сферы.
Человек «живет» в трех низших мирах, действуя в Мире Плотном, чувствуя в Мире Астральном и проявляя ум в Мире Ментальном.
Следующим за Миром Ментальным является Мир Интуиции, или Мир Блаженства. Центры, которыми человек воспринимает этот Мир и с помощью которых он «действует» в нем, объединяются под названием Интуитивное Тело, или Буддхи.
Изредка некоторые люди переживают состояние, называемое нами озарением. Это кратковременное проникновение в Мир Интуиции, которое доступно обычному человеку.
Интеллект не в состоянии понять более высокой, чем он сам, формы движения – интуиции. Достаточно развитую интуицию часто называют духовным разумом и чувствознанием (термины «сверхразум» и «сверхсознание» в оккультизме используются для обозначения уровней сознания, значительно превосходящих интуицию).
Пятая сфера – нирваническая – соответствует высшему аспекту Бога внутри нас, и этот аспект называется в теософии «Атман», или высшее «Я». Это сфера чистого бытия и божественных сил в их наиболее полном проявлении в нашей пятеричной вселенной. Сознание атмическое, или нирваническое – сознание, которым владеют лишь немногие опередившие все человечество и уже закончившие цикл человеческой эволюции (Великие Учителя). Нирваническое сознание представляет собой антитезу уничтожения – это бытие, повышенное до такой высокой степени жизненности и интенсивности, которая невообразима для тех, кто знает лишь одну жизнь чувств и земного разума.
Выше Мира Нирваны находится Мир Монадический и еще выше – Мир Божественный. Об этих двух последних мирах говорится как о недоступных нашему пониманию на данном этапе человеческой эволюции, поэтому о них почти ничего не известно.
Теперь рассмотрим первые четыре тела более подробно.