Философия космизма

Научные открытия конца XIX – начала XX вв., связанные с разрушением представлений о вечности и неизменности видимой нами, физической материи, пробудили философскую мысль к поискам духовного, бессмертного начала в человеке. Ряд русских философов-космистов (не только религиозного направления) ставили цель найти вечную основу самосознания и разума как мощной антиэнтропийной силы человека и природы. Научно-философские искания В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, Е.И. Рерих и Н.К.Рериха оказались созвучны в их углублении в структуру материи.

Являясь создателем учения о биосфере (греч. bios – жизнь), В.И.Вернадский глубоко понимал, что «едва ли возможно целиком жизнь свести на физико-химическое» начало. Идея принципиальной незавершенности научной теории живого содержится в его неоконченных работах 20-х гг.

В поисках источника «живой материи» Вернадский отделяет в организме «те материальные его части, которые, взятые отдельно, явно не имеют признаков живого или жизненности». Ученый формулирует несколько общих признаков оживленной материи. Обратим внимание на некоторые из них: размеры живой материи всегда микроскопически мелкие, приближающиеся к величине молекул и даже атомов. Однако эти «крупинки» являются «могучим источником энергии» для всех процессов, вызывающим огромные изменения в захваченном ими мертвом веществе. При всех этих изменениях «свойства крупинки неизменны». Данная материя, резюмирует ученый, «находится вследствие жизни в особом состоянии», «сближающем ее с некоторыми проявлениями энергии в представлении физиков и натуралистов, энтелехии у философов». Понятие материи получает здесь расширенную трактовку не только как вещества, но и энергетической – говоря современным языком, полевой – формы.

Вернадский затруднялся связать явление человеческого сознания с какой-либо конкретной формой материи (энергии), однако он явным образом обнаруживает необходимость существования его особого источника (центра), выступающего организующим началом для косного вещества. Он писал: «Это как будто особая сила, способная менять – в некоторых процессах – проявление и действие энергии, но не одна из ее форм? Никак не могу подойти к более точному выражению своей мысли». Позже, Вернадский правомерно предполагал, что отличие живой от косной материи «кроется… в состояниях пространства-времени».

То, к чему Вернадский подходил гипотетически, руководствуясь научной интуицией и знанием, разрабатывалось такими космистами, как К.Э.Циолковский и Е.И. и Н.К.Рерихи, на более глубоком уровне в свете идеи многомерности космоса, утверждающей реальность тонко-материальных (тонко-энергетических) измерений бытия.

К.Э.Циолковский исследует структуру материи до последнего неделимого «атома-духа» энергетической природы, правда, уже не рассматривая его как носителя сознания. Е.И. и Н.К.Рерихи убеждены в бессмертии именно духовных аспектов человеческого сознания на основе высшего абсолютного начала духо-материи, проникающей многомерный космос. Человеческая природа носит здесь сложный, многоуровневый, все более утончающийся энергетический состав тел – носителей сознания.

Понятие «тонко-энергетическое» предстает как объемная полифункциональная метафора, которая имеет много смыслов и естественнонаучную основу. Метафизически она обозначает глубинную онтологическую структуру планеты и космоса, пространственно-временной континуум более высоких, чем четыре земных (3 пространственных + 1 временное) измерений. Понятие «тонкий мир» было введено Е.И.Рерих и ее соавторами в Учении Живой Этики. При помощи определительного «тонкий» уточняется смысл физического космоса как «плотного», плотноматериального. Гносеологическим уточнением «тонкого плана» бытия выступают понятия «невидимый мир», «неведомое». Они означают нечувственный способ познания в понятийно-логических и религиозно-экстатических формах. В антропологическом смысле «тонкое» отражает духовно-психическую организацию человека, его внутренний психокосм и, следовательно, опыт его восхождения через духовное преображение к соответствующим высшим сферам бытия (Рерихи). В естественнонаучном смысле говорят о тонкой структуре вещества, свидетельствующей о его сложном, субэлементарном составе; «тонкое» – термин квантовой теории, наиболее фундаментальной физической модели материи.

В философии космизма понятие «тонкое» означает энергетическое (разуплотненное, полевое) состояние бытия. Энергия здесь – тонкая субстанция, субстанциальная основа как надземных миров, так и ментально-психической деятельности человека (Циолковский, Рерихи), феномена жизни (Вернадский). Представление о тонко-энергетической субстанции мира позволило Рерихам и Циолковскому конституировать философские принципы монизма и иерархизма структурных уровней материи. Дух и материя представляют собой соответственно утонченные и уплотненные состояния единой духо-материи (Рерихи) и сочетаний атомов-духов (Циолковский). Монизм и иерархизм в объяснении сущности феномена жизни составляют специфику как онтологии, так и антропологии космистов. В отличие от позиции Вернадского, Рерихи и Циолковский не проводят непреодолимой границы между живым и мертвым веществом. Они выступают сторонниками абиогенеза, или самозарождения (у Рерихов – под информационно-энергетическим влиянием высшей реальности).

В конце ХХ в. в свете теоретического и методологического осмысления новых подходов и фактов (парапсихологические феномены, исследования информационно-квантовых процессов, лежащих в основе психической деятельности, экспериментальные данные о существовании измененных состояний сознания и т.п.) разрабатывается теория сознания как универсального свойства вселенной, «некой онтологической смысловой реальности.., активного участника формирования физической реальности». Разработка космистами понятия «тонко-энергетического» оказывается совместимой с гипотетико-теоретическими образами современной науки.

Концепция энергетизма, характеризующаяся углублением в структуру материи, имеет древние корни. В западной философии ее истоки восходят к единой, вечно преобразующейся субстанции огня Гераклита, к огненным «семенам» вещей стоиков (образ зерен присутствует и в Живой Этике), метафизической природе эйдосов Платона, понятию энергии герметистов, христианизированному варианту семян как мыслей Бога у Св.Августина и далее к традиции пантеизма (Н.Кузанский, Я.Беме, Дж.Бруно, Н.Коперник, Б.Спиноза, Ф.Шеллинг и др.). В русской философии идею о «произведении вещества от невещественной силы», энергии отстаивали многие мыслители от В.Ф.Одоевского и А.С.Хомякова до софиологов В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова.

Интересно отметить, что В.С.Соловьев предвосхитил в своих «Чтениях о Богочеловечестве» будущую направленность исканий космистов. Он, следуя традиции материализма, признавал возможность представления «субъекта духовных сил – человеческую душу – как такую реальную единицу, как особый, высшего рода атом или монаду, обладающую, как и все атомы, вечностью». В «Лекциях по истории философии» он уточнял: «Последней логической формой научного материалистического воззрения во все времена является атомизм». В философии русского космизма мы видим блестящую попытку преодоления узкого материализма науки ХIХ-ХХ вв. на основе логически развиваемых положений этой же науки. Понятия «энергия», «тонкое», обосновываемые космистами, прежде всего, и явились мостом между наукой и религиозной философией, религией.

Общим положением при анализе антропоструктуры для космистов является закономерный акцент на ее процессуальности, которая конституируется глубинной энергетической природой человека. Так, Вернадский был убежден, что человек не есть «венец творения». В письме к И.В.Гревсу (1933 г.) он высказался вполне определенно: «Структура мозга будет изменена по существу, и этот организм выйдет за пределы планеты». Прогрессирующий разум, считает он, сможет обнаружить искусственные способы эволюционного преображения человека. Так, в 20-х гг. он выступил с обоснованием идеи автотрофного человечества.

О подобной глубинной трансформации человека размышляли многие космисты. Отметим, что, развивая концепцию энергетического мироздания, Рерихи и Циолковский предвидели новый «огненный» и «лучистый» тип человечества. «Дух и материя утончаются в едином порыве к достижению высшего огненного сознания», - утверждается Рерихами.

Главной силой развития человека выступает во всех вышеназванных концепциях его ментально-психическая природа (разум и нравственность), постепенно становящаяся автономной от физического тела, преобразующая его. Таким образом, в концепциях космистов предстает альтернативный техногенному путь эволюционного развития человечества – путь мыслетворчества – духовного, высоконравственного.

Несомненна большая плодотворность понятия «энергия», ведущего современную материалистическую науку, не охватывающую понятие «духовного», к расширению границ материи и бытия. Поиск субстанциальной основы мыслей и чувств человека не умаляет их, напротив, выражает убежденность в их реальной, действенной силе, как образующих особую – тонкую – психосферу землян (в определенном смысле – ноосферу), так и влияющих на физическое здоровье и практическую деятельность человека. Энергетическое мировоззрение раскрывает обновленную перцепцию человека, подводит его к «антропологической границе», где невидимая реальность станет (в будущем) видимой. Оно еще более открывает бытие для познания и нравственно-философского осмысления человеком, ибо являет собой шаг к сближению с внутренней сущностью явлений мира. Характерная для космистов элиминация «чуда», «первородного греха» означает признание действия еще непознанных законов. При этом в отличие от предшествующих философских учений космисты не просто утверждают, но ищут и указывают пути научного обоснования выдвигаемых концептов.

Для философии космизма характерны телеологизм, прогрессизм, энергетизм, направленность на естественнонаучное обоснование. Представление о человеке как открытой, многоуровневой системе делает их созвучными современным разработкам энергийной антропологии в философии и методологии синергетики.

Понятие «космос» как философская категория фиксирует представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности.

Уже в древних космогонических мифах различных народов мира содержатся представления о космосе и хаосе. Для античных греков слово «космос» обозначало порядок, организованность, гармонию, а также совершенство и красоту. В противоположность ему термин «хаос» характеризовал беспорядок, нерасчлененность, бесформенность, неопределенность.

Предполагается, что первым, кто применил понятие «космос» для описания Вселенной, был Пифагор, подчеркивавший ее упорядоченность, согласованность ее частей и совершенство в образе музыкальной гармонии небесных сфер. Данное понятие использовалось многими древнегреческими философами: Гераклитом, Анаксагором, Эмпедоклом, Платоном, Аристотелем и др.

Мы можем выделить следующие основные философские характеристики Космоса:

  • оформленность и дифференцированность как определенность сущего, наделенного формой (эйдосом), сформированность его составных частей;
  • единство, целостность Космоса посредством иерархической упорядоченности его элементов (в ряде концепций русских философов-космистов – это и многомерная иерархия миров);
  • наличие имманентного эволюционного потенциала, импульса жизни;
  • беспредельность во времени и пространстве, бесконечность разнообразия форм жизни;
  • закономерность или подчиненность внутренней мере как организационному и динамическому принципу, отсюда:
  • эстетическое совершенство Космоса, мыслимого в качестве прекрасного, гармоничного;
  • познаваемость и предсказуемость мироздания (до определенной степени) на основании постижения закономерностей его развития.

Идея гармоничной организации мира как Космоса настолько прочно утвердилась в европейском менталитете, что обрела статус самоочевидности. На этой идее как аргументе построено телеологическое доказательство бытия Бога. К нему обращались со времен Сократа и Платона; И.Кант назвал его старейшим, самым ясным и наиболее соответствующим здравому смыслу аргументом.

Если человек, размышляли философы далее, как часть Космоса является разумным творческим существом, то Космос как целое тем более должен обладать разумом, так как невозможно представить, чтобы часть была совершеннее целого. Этим творческим, разумным началом мира и является Бог. Так, на основе телеологического аргумента мыслители приходили к выводу о некоторых сущностных характеристиках Высшего начала мира, а именно, к представлению о Его творческой сути.

Ряд современных ученых вполне справедливо сомневаются в случайности тонкой согласованности фундаментальных параметров, которые образуют основу существования видимой нами Вселенной и человеческого разума. Они являются сторонниками идеи Конструктора Вселенной, под которым понимается Космический Разум.

Представляется, что подобные гипотезы современной космологии во многом продолжают развитие идеи Космоса как доказательства его творческого Первоначала и сущности. Космос предстает храмом Высшей мысли и жизненной силы, их воплощением, творческой реализацией.

Тайна Высшего открыта для интерпретаций. Христианство полагает Бога в качестве трансцендентной, сверхприродной могущественной Личности. И.Кант показал, что обосновать эту идею на основе существующих рациональных доказательств невозможно. Так, телеологическое доказательство позволяет говорить в лучшем случае об устроителе Космоса, о демиурге, зодчем мира, оформляющем материю, а не о всемогущем Творце, созидающем мир из ничего.

Ряд русских философов-космистов (не ортодоксально христианского направления) в ходе своих размышлений также приходят к идее существования Высшего Начала, конституирующего космос. Однако место христианского Бога здесь занимает безличное духовное начало – «Высший Принцип», Абсолют (Учение Живой Этики Е.И. и Н.К.Рерихов и индийских философов-соавторов) и «Причина Космоса» (К.Э.Циолковский). О «единстве Природы», которое «требует единого Начала» писал и В.И.Вернадский, придавая ему форму «Порядка Природы». В этом находит выражение сознательная направленность мыслителей к деантропоморфизации Высшей реальности, к сохранению глубокого понимания ее тайны и невыразимости.

Рерихи и Циолковский обосновывают идею вечности космической одухотворенной материи в ее циклически-пульсирующем ритме. Они убеждены в многомерности Вселенной и многоуровневой иерархии творческих Демиургов, созидающих жизнь. Исследователи акцентируют внимание на «нооцентричности» космической философии Циолковского. Такое определение применимо и к Живой Этике.

Представление о ноокосмической иерархии (космической иерархии разумных существ) рассматривалось вышеуказанными космистами как:

  • разумная ведущая сила эволюции Космоса, регулирующая развитие низших форм жизни;
  • олицетворение идеи нравственности, доказывающее реальность и действенную силу добра, красоты, любви и полноты знания как основ духовности человека;
  • образ совершенного человека, вместившего набор высших одухотворенных качеств и способностей;
  • олицетворение будущего состояния человечества, реализовавшего свое предназначение, цель и смысл существования на определенном эволюционном этапе.

Без идеально-этических образцов, содержащих смысложизненные параметры, невозможна ни философская, ни религиозная доктрина. Тем более, космисты относились к этике именно как к вершине философского знания. Идея высших разумных существ выступает конструктивным и, возможно, единственным путем соединения человека и безличного абсолютного Начала. Отрицание высшей по отношению к человеку реальности означает для них отрицание перспектив человека. Процесс эволюционного преображения открывает простор для человеческой свободы, его беспредельного творчества во имя Блага, Истины, Красоты. Идеал – это и руководство к действию, и цель этого действия, и во многом средство осуществления главной задачи человека – дать своей жизни смысл.

Идея высших разумных существ – это сконцентрированное в личности универсальное совершенство мира. Отметим, что совершенство – это катафатическая категория: оно – всегда совершенство чего-то, конкретно выраженного, абсолютное воплощение определенных качеств. В философии космистов мы обнаруживаем вполне зримый, наглядный образ высших существ. Им атрибутируются те высшие качества и характеристики, которые относительно постижимы и предугадываемы человеком на данном этапе его развития. Такой прогностический опыт выводит человека из земного измерения бытия в высшие, позволяя пережить сверхчеловеческое (божественное) бытие как свое собственное, глубже познать и раскрыть свои внутренние потенции и силы. С философской точки зрения, обращение к образу высшего существа, по терминологии Рерихов, – Великого Учителя – это и обращение к лучшему в себе как своему Другому и духовному «я».

Идеал в Живой Этике восходит к духовным образам восточной философии – Будды, Бодхисаттвы, Тары, Архата, Йога, Аватара.

В Живой Этике несовершенство форм жизни предстает как закономерное условие эволюционного продвижения. Множественность миров – от тонко-энергетических до плотно-материальных – и бесконечность потока эволюции предполагают разнообразие живых сознательных существ, проходящих через свои локальные циклы инволюции и эволюции. Градация степени их развития, по мысли авторов Учения, очень масштабна. Существуют планеты как с зарождающейся, так и с неизмеримо более высокой разумной жизнью, чем земная.

Из представлений Рерихов следует важный вывод о природе высших существ. Они стали совершенными, продвигаясь по закономерному пути эволюции космической жизни. «Нет бога или богов, – утверждает Е.И.Рерих, – которые не были бы когда-то людьми». Если «человечества» на других планетах смогли пройти путь преображения, то, следовательно, считают космисты, перед каждым земным человеком эта возможность также открыта. «Утвердитесь в понимании вседостижимости», – призывают философы.

В философии космистов обосновывается концепция единого иерархического устройства жизни высших существ различных планетных систем. Основанием его является степень развития сознания и одухотворенного разума. Необходимость объединения высших существ обусловливается, согласно Циолковскому, не только любовью и милосердием, но и рациональной «выгодой». Так, звезды и планеты не являют постоянного состояния: они взрываются, угасают, подвержены разным катастрофам. Следовательно, необходимы, по мысли ученого, своевременное оповещение, перемена местожительства, что невозможно без содействия существ иных систем. Здесь в логике рассуждений проявляется следствие концепции разумного эгоизма, разделяемой Циолковским и распространяемой им на весь космос.

Более сложной предстает концепция иерархического единства Вселенной в Живой Этике. Согласно ей, высшие существа объединяются и взаимодействуют на законах любви, сотрудничества и жертвы (даяния) как естественных принципах высшей природы космоса. Иерархический принцип подразумевает подчинение низшего высшему, которому предназначено творить и вести низшие формы жизни в потоке космической эволюции. Так, по утверждению философов Учения, современный разумный человек (Homo Sapiens) не достиг бы данной ступени развития без творческого участия и руководства высших существ. Таким образом, человек в концепции Учения уже имманентно включен в иерархическую структуру космоса, связь с которой должна быть им осознана и осуществлена на сознательном уровне. В философии же Циолковского человек не связан узами космического антропогенеза с иерархией высших существ и только при благоприятном своем развитии имеет шанс войти в это сообщество.

На основе анализа мы можем сделать вывод о глубоко гуманистическом и нравственном содержании образа высшего разумного существа как будущего совершенного состояния человека. Направленность процесса преображения человечества предстает здесь в устремлении от слепого подчинения объективным законам бытия к состоянию сотрудника и сотворца космической жизни, от ограниченного земными условиями существования к овладению новыми измерениями бытия, в пределе ведущими к беспредельному и вечному состоянию. Философы убеждены, что само существование Космоса направлено на последовательное развитие разумной жизни. В современной науке этот принцип обозначается как антропный. В космистской философии данное положение выступает в статусе закона эволюции Вселенной. Так, проблема существования разума решается здесь в русле концепции глобального эволюционизма.

В космистской философии одной из важнейших предстает проблема взаимодействия человека с ноокосмической иерархией. Основанием ноокосмического взаимодействия служит, по мысли К.Э.Циолковского, субстанциональность существ, наполняющих космическое пространство. «Но материя, – отмечает ученый, – не может не влиять на материю. Следовательно, влияние духов на нас и друг на друга весьма возможно». Однако в этом вопросе позиция философа была противоречивой. Он мог вопрошать: «Но где они? Они не приходят к нам на помощь… Разум… неба молчит».

Конкретных форм космического сотрудничества философ не показывает, относя его установление в более отдаленное будущее человечества, которое покорит пространство Солнечной системы. Почему же, размышляет далее Циолковский, вмешательство высших сил не происходит явно и непосредственно? Он выделяет несколько причин. Это, прежде всего, невежество, фанатизм и грубость самих землян, их неподготовленность к такого рода контактам. Философ опирается на нравственно-эволюционную аналогию с животными: нам не удастся убедить их в неразумности их жизни, так как у них нет органа, отвечающего за понимание – разума. Сверхсущества имеют, согласно этой логике, орган, которого пока нет у человека. Их степень развития по отношению к человечеству философ сравнивал с уровнем людей по отношению к ядовитым змеям, которые не просто более низкого развития, но смертельно опасны.

В концепции Рерихов воздействие иерархии высших существ предстает объективным метафизическим фактором исторического развития человечества, силой, ведущей его по пути космической эволюции и реализующей действие ее законов. Оно являет собой информационно-энергетический аспект многоуровневого единства космоса. «Но что же может существовать без понятия ведущего? – рассуждают философы. – Вселенная насыщена, и существует, и держится лишь этим великим принципом. На чем же основана эволюция? Потому каждый отрицающий Иерархию тем самым отрицает эволюцию».

Высшее влияние, по мысли философов, не ограничивает свободу воли человечества. Эти взаимоотношения характеризует Закон Жертвы – добровольного даяния, основанного на любви и сострадании. Его осуществление проявляется, например, в следующих процессах:

1. Под определенным энергетическим воздействием высших существ был дан импульс к развитию разума в проточеловеческом существе.

2. Представители иерархии разумных сил, воплощаясь на Земле в качестве ряда учителей, философов, подвижников, святых, героев и ученых осуществляют передачу людям знаний (от общественного устройства до космических законов) в доступной для человеческого сознания форме (мифологической, религиозной, философской, научной), ускоряя тем самым его эволюцию. Таковы учения Кришны, Зороастра, Моисея, Будды, Платона, Патанджали, Вьясы, Христа, Мухаммеда, Сергия Радонежского и др. На этом основании утверждается существование единого, цельного знания, Тайной Доктрины, являющегося источником духовной культуры человечества.

Общение с дальними мирами и установление постоянной связи с высшим разумом формулируется в Учении как ближайшая задача человечества. Наиболее плодотворной и поистине космической формой осуществления такой связи выступает творчество. По мысли философов, творческое начало в человеческой природе предопределяет его жизненное предназначение. Человек предстает в космизме не «рабом» (Божьим) и не «царем» (природы). «Человек… предназначен Космосом быть создателем и сотворцом». «Человек является… самым мощным претворителем космических сил». «Творимы, и творчество – удел!»

Концепция творчества в Учении Живой Этики – отнюдь не только эстетическая, но и космо-онтологическая, антропологическая, энергетическая, этическая. Такого рода учение может быть определено как синергийное (греч. synergeia – сотрудничество, содействие, соучастие) и теургическое (греч. Theos – Бог, ergon – работа; Боготворчество). Оно являет новый виток древней магической и мистической традиции, продолжает романтическую теорию творчества (нач. ХIХ в.) и созвучит философским исканиям русских мыслителей ХIХ-ХХ вв. религиозной (концепция всеединства и Богочеловечества В.С.Соловьева, философия духа и творчества Н.А.Бердяева) и художественно-символической (А.Белый, Вяч.Иванов и др.) направленности.

В Живой Этике творчество выступает «основой эволюционности». Само космическое бытие есть величайший акт творчества Высшего Разума. И сияние звезды, и рост дерева, и полет бабочки, и игра ребенка вдохновляемы Высшей мыслью, духовным («огненным») началом. Это есть космическое творчество, иначе говоря, миросозидающее, являющее «великую трансформацию тьмы (хаоса – авт.) во Свет», поддерживающее целостность Вселенной, гармонизирующее мир, связывающее воедино его противоположности.

К пониманию первой – физической – линии космической эволюции человечество подошло в ХIХ-ХХ вв., во многом благодаря трудам В.И.Вернадского (учение о биосфере и ноосфере), А.Л.Чижевского (гелио- и космобиология) и др. Сейчас научно установлено, что вещество, из которого состоит физическое тело человека, образовалось в результате мощнейших термоядерных реакций в ходе эволюции звезд. Оно насчитывает миллионы лет существования… Теперь уже никто не сомневается в мощном влиянии на земную жизнь излучений Солнца и иных небесных тел.

Но, согласно Живой Этике, также как космос не есть только физическая, видимая нами Вселенная, так и человек не есть лишь его физическое тело. Именно внутренний психокосм человека имеет непосредственное приобщение к надземным планам бытия. И чем более высокие «струны» микрокосма участвуют в процессе творчества, тем более утонченные энергии космического пространства магнитно взаимодействуют и «звучат» в нем.

По мысли философов Учения, человеческое творчество, должно вливаться, как капля в океан, в космическое творчество. Первое от второго неразрывно, ибо иначе нежизнеспособно. Тогда как можно определить человеческое творчество? «Творчество, – утверждают философы, – нужно понять как соединение различных энергий, явленных Огнем пространства (космической энергией высших онтологических измерений – авт.) и духом человека». Здесь выявляется новая – духовно-творческая – линия эволюции человека.

Такое творчество является не формальной комбинацией физических средств (красок, звуков, предметов), пусть и с элементом новизны (как это часто встречается в современном искусстве), но сущностно содержит духовный мыслеобраз (подобный «эйдосу» Платона) и пронизано высшими космическим энергиями. Подлинное человеческое творчество не может не быть космическим. Следовательно, творчество в единстве с Высшим и есть те священные врата, через которые человек только и может равноправно и сознательно вступить в ноокосмическую иерархию. Оно есть единственный естественный путь дальнейшей эволюции человечества.

Становление, совершенствование человеческого творчества предстает в Живой Этике эволюционным мостом между инстинктивно-животной ступенью и ноокосмическим творчеством. Оно имеет несколько смысловых форм:

1. Творчество самосозидания. Духовные подвижники определяли его как «духовное художество», «наука всех наук», «духовно-художественный подвиг». Раскрытие и реализация творческого потенциала человека делает непреложным процесс его самосовершенствования, энергетического преображения. Человек творит себя, утверждая и усиливая в себе определенные духовные качества, чувства, устремления.

2. Творчество, направленное к миру: например, творчество отношений между людьми, рукотворчество, мыслетворчество.

3. Творчество установления Высшего общения, взаимодействия с ноокосмической иерархией.

На ступени духотворчества уже затруднительно разделение на внутренние и внешние формы творчества, на субъективное и объективное, так как здесь происходит уникальный синтез, единение с Мирозданием в его «огненной» основе.

Творчество человеческое не может не быть сознательным. Ясная и четкая мысль человека дает форму, а значит и жизнь, в земном и тонком мирах безличной космической энергии, а также воплощает в них высшие «эйдосы» надземных Мыслителей. Само человеческое мышление философы называют «процессом Тонкого Мира», и оно может быть «огненным». «Каждое вдохновение, - подчеркивают философы, - содержит некоторую частицу Иеровдохновения (т.е. взаимодействия с иерархией высших разумных существ)». Осуществляемое в сознании человека объединение миров, утверждает Живая Этика, есть высшее творчество.

Итак, за бесчисленным многообразием форм Вселенной сокрыт сокровенный источник ее жизни. Лишь подлинное творчество и чувствознание выдающихся мыслителей и подвижников духа за красотой и целесообразностью Мироздания убедительно находят живое творчество Сердца Космоса – это и АУМ, и София Премудрость Божия, и Святой Дух, и «огненная» психическая энергия, и Иерархия Космического Разума… Именно синергия творчества объединяет миры Вселенной – как ее источник, развитие и венец. И если древние майя на вопрос: кто мы? – отвечали голосом прошлого: мы – земля; то Новая эпоха приносит ответ будущего: мы – частица космической синергии, воплощение духотворчества и призваны к беспредельному созиданию жизни.

Е.П. Блаватская В своей книге « Тайная доктрина» писала, что весь Космос руководим, контролируем почти бесконечными сериями Иерархий сознательных Существ, из которых каждая имеет предназначенную миссию.

Впервые о высших Учителях, об Иерархии и Шамболе стали говорить представители теософского общества.

Основные идеи теософского общества:

1.Человек, будучи божественного происхождения, может познать Бога, жизнь которого заключена в нем, т.е. стать богоподобным существом.
2. Существование в мироздании Иерархии разумных существ, к числу которых принадлежит и человечество.
3.Постепенное развитие сознания человечества путем перевоплощения.
4.Развитие сознания под действием Закона кармы.
5. Рост сознания человека происходит в среде, состоящей из трех миров – физического, астрального и ментального.
6.Существование Божественных Учителей, сверхлюдей.

Вот как говорит об этом А. Безант: «Высшие существа, принадлежащие к нашей расе, но уже закончившие свою человеческую эволюцию, составляют то высшее братство, которое содействует и направляет развитие человечества. Эти великие представители человечества, его Учителя, добровольно воплощаются в человеческие тела, чтоб связать человеческое существование с сверхчеловеческим».

Закон Иерархии – это вселенский Закон, который управляет развитием Вселенной. Все во Вселенной развивается благодаря помощи, опеке более развитых существ. Закон Иерархии утверждает, что Вселенная не развивается хаотично. Существа, обладающие высочайшим космическим сознанием, помогают в развитии эволюции вселенской жизни. За развитие каждой космической структуры отвечает определенная Иерархия. Высшие существа берут на себя ответственность за развитие более низших. Этот закон должен соблюдаться в семье, в обществе, в государстве. Там где нет такого руководства, где нет строгой иерархии и подчинения, там возникает деградация, разрушение.

Согласно Алисе А. Бейли, автору «Эзотерической психологии» «Эзотерической астрологии», при эзотерическом объяснении Мироздания мы имеем дело с:

1.Семью Лучами и двенадцатью знаками Зодиака.
2. Семью Лучами и двенадцатью Творческими Иерархиями.
3. Семью Лучами и планетами, управляющими в гороскопе двенадцатью домами внешнего проявления.

Эзотерическое учение открывает три положения, управляющие притоком жизненной энергии на планету и к индивидуальному человеку. Они были зложены в «Трактате о Семи Лучах» Алисы А. Бейли.

Положение 1: Каждая лучевая жизнь является выражением солнечной жизни, и поэтому каждая планета:

1. Связана с любой другой планетарной жизнью;

2. Оживотворяется энергией, изливающейся в нее из семи солнечных систем, одной из которых является наша;

3. Приводится в движение тремя потоками силы:

а) силами, приходящими из иных солнечных систем;
б) нашей собственной Солнечной системы;
в) нашей планетарной жизни.

Положение 2: Каждая лучевая жизнь является приемником и хранителем энергий, приходящих от:

1. Семи солнечных систем;
2. Двенадцати созвездий.

Положение 3: Феноменальное проявление определяется качеством лучевой жизни, проявляющейся в пространстве и во времени.

Среди семи солнечных систем были названы Солнце, альфа Центавра А, альфа Центавра В, Процион А, эпсилон Эридана, тау Кита , -21°1377.

Далее рассмотрим, что такое Семь Лучей и что представляет собой двенадцать Творческих Иерархий.