Паспортные данные машин.
2.1. Генератор.Тип : 4ПО100S.
РН = 1,1кВт; UН = 220В; IН = 6,5А; nН = 1500об/мин; RГ = 6,2Ом;
2.2. Двигатель.Тип : 4ПО100S1.
РН = 0,55кВт; UН = 220В; IН = 3,5А; nН = 1000об/мин; IВДН = 0,58А; RД = 11,0Ом;
Зависимость коэффициента сФД от тока возбуждения IВД: Таблица 1
сФД | Вб | 1,02 | 1,3 | 1,45 | 1,55 | 1,65 | 1,7 | 1,73 | 1,75 | 1,79 |
IВД | А | 0,2 | 0,3 | 0,35 | 0,4 | 0,45 | 0,5 | 0,55 | 0,58 | 0,65 |
2.3. Нагрузочная машина. Тип: CFM 71S.
МН = 5,0Нм; UН = 380В; fН = 100Гц; IН = 2,2А; nН = 2000об/мин.
2.4. Асинхронный двигатель (АД).Тип : АИР 80А4 В1.
РН = 1,1кВт; UН = 380В; IН = 3,2А; nН = 1335об/мин.
2.5. Приводной преобразователь: MOVIDRIVE MDX61В 0040 – 5A3.
UС = 3x380В, fН = 50Гц; PН = 6,6кВт; IН = 9,5А; км = 2,27Нм/А.
2.6. Механические потери МХХ = f (ω) агрегатов: Таблица 2
Скорость, рад/с | |||||||||
Момент МХХ, Нм | ЛУ1 | 0,55 | 0,63 | 0,7 | 0,75 | 0,78 | 0,85 | 0,9 | 0,93 |
ЛУ3 | 0,49 | 0,52 | 0,54 | 0,56 | 0,58 | 0,6 | 0,62 | 0,64 |
3. Расчет характеристик.
В данной работе исследуется электропривод постоянного тока при регулировании скорости изменением напряжения якоря и магнитного потока.
Система электропривода, в которой для регулирования напряжения якоря двигателя используется генератор постоянного тока, ЭДС которого ЕГ регулируется в широких пределах, называется системой генератор – двигатель (Г – Д). Генератор предназначен для преобразования механической энергии в электрическую. Роль источника механической энергии выполняет асинхронный двигатель, ротор которого вращается с постоянной скоростью.
Общим для всех машин постоянного тока является выражение: Е = wcФ. При постоянной скорости вращения якоря генератора wГ регулирование его ЭДС производится изменением магнитного потока ФГ, создаваемого током обмотки возбуждения генератора IВГ. Связь между ними определяется кривой намагничивания ФГ = f (IВГ). Зависимость ЭДС генератора ЕГ от тока возбуждения IВГ называется характеристикой холостого хода генератора
ЕГ = f (IВГ). Алогичная по форме кривой намагничивания (рис.1), она не рассчитывается, а снимается экспериментально.
Рис.1. Характеристика Рис.2. Механические характеристики холостого хода. двигателя в системе Г – Д.
3.1. Расчет естественной характеристики (линия 1 на рис.2) выполняется так же, как в п.3.1 работы №1. Если работа №1 уже была выполнена ранее, то можно воспользоваться ее результатами, т.к. двигатель используется тот же.
3.2. Расчёт искусственных механических характеристик двигателя для заданных значений ЭДС генератора ЕГ.
Уравнение механической характеристики применительно к системе Г–Д:
, (1)
где RГ Д = RД + RГ – полное сопротивление цепи якорей генератора и двигателя.
Скорости идеального холостого хода для заданных значений ЭДС генератора ЕГ и номинальном потоке двигателя рассчитываются по формуле:
, (2)
а статическое падение скорости DwСГДН при МН = сФДН IН по формуле:
. (3)
Статическое падение скорости DwСГД и наклон характеристик (линии 2,3,4 на рис.2) больше, чем на естественной (линия 1), так как RГД > RД.
Все механические характеристики стоятся в I и II квадрантах по двум точкам: 1) w = w0ГД ; М = 0; 2) wСГДН = w0ГД - DwСГДН; М = МН.
Механические характеристики системы Г-Д (2, 3, 4) располагаются на графике параллельно друг другу, так как DwСГД для них одинаковы.
3.3. Расчёт регулировочных характеристик двигателя PД = f (w) и MД= f (w) выполняют для двух зон регулирования скорости (рис.3).
Рис.3. Регулировочные характеристики.
В первой зоне регулирование скорости двигателя осуществляют изменением ЭДС генератора (ФГ = var) до номинального напряжения двигателя (UДН = 220В) при номинальном потоке (ФД = ФДН = const), а во второй зоне – изменением магнитного потока двигателя (ФД = var) при неизменном напряжении якоря, т.е. ЭДС генератора (ФГ = const).
Так как полное использование двигателя по нагреву достигается при номинальном токе, то регулирование скорости двигателя следует проводить при неизменном токе якоря, равном номинальному: IЯ = IЯН =3,5А.
В первой зоне зависимость РД = f (w) строится по двум точкам. Одна из них – начало координат (w = 0, Р = 0). Во второй точке –границе первой зоны – скорость равна номинальной wН, а мощность рассчитывается по формуле:
РД = (UДН – IН RД)×IН . (4)
Так как в первой зоне токи якоря и возбуждения поддерживаются постоянными (IЯ =IЯН ; IВД =IВДН), то момент двигателя тоже постоянен и равен: .
Во второй зоне ФГ = const; ФД = var. Регулирование скорости двигателя осуществляют ослаблением магнитного потока двигателя, уменьшая ток возбуждения двигателя. Так как ЕГ и IЯ постоянны, то регулирование скорости при ослаблении магнитного потока двигателя происходит при постоянстве мощности, рассчитанной по (4).
Так как мощность в этой зоне постоянна (Р = Мw = const), то момент уменьшается пропорционально величине магнитного потока двигателя и обратно пропорционально скорости. Для расчёта зависимости M = f (w ) нужно задаваться значениями тока возбуждения двигателя: 0,55; 0,5; 0,45; 0,4; 0,35 А. Для них из таблицы 1 в п.2.2 определить значения и рассчитать момент приIЯ = IН : .
Скорость для полученных значений M´ определять по формуле:
. (5)