Обработка экспериментальных данных
Общие положения.
Для сравнения расчетных и экспериментальных механических характеристик необходимо располагать значениями w в рад/с и момента двигателя МД. Для скорости пересчет экспериментальных значений nв об/мин выполняется по формуле: w = πn/30. При расчетах МД необходимо учитывать не только величины, но и знаки моментов, что зависит от режимов работы машин и направления вращения. Первый и третий квадранты соответствуют двигательному режиму работы двигателя, второй и четвертый – тормозному, а положительные значения переменных – первому квадранту.
Как известно, в установившемся режиме:
МД + МНМ + МХХ = 0.
При расчетах нужно обязательно учитывать знаки моментов, зависящие от режимов работы машин и направления их вращения, т.е. МД = ± МНМ ± МХХ .
ВНИМАНИЕ: Необходимо учитывать, что клавишная панель, на которой индицируется ток нагрузочной машины I0 , показывает только его величину, но не показывает знак.
С учетом вышеизложенного, рассмотрим, как при обработке экспериментальных данных следует определять момент испытуемых машин в различных режимах работы.
Двигатели постоянного тока (Работы №1; 2 и 3)
1) Холостой ход: нагрузочная машина отключена, I0 = 0, МНМ = 0. Направления скорости, момента и тока якоря двигателя положительные,
что соответствует двигательному режиму. В этом случае механические потери преодолевает двигатель (IЯ > 0), поэтому:
МД = МХХ.
2) Машины включены встречно (IЯ > 0 – двигательный режим). При увеличении нагрузки растут токи IЯ и I0 , скорость снижается, и вплоть до остановки двигатель преодолевает момент нагрузки МНМ и момент холостого хода МХХ:
МД = МНМ + МХХ.
Если при дальнейшем увеличении нагрузки скорость изменит свое направление, то это означает переход двигателя в тормозной режим (противовключения). Так как момент потерь холостого хода всегда препятствует движению, то при изменении направления движения он меняет знак, т.е. при n < 0 и IЯ > 0:
МД = МНМ – МХХ.
3) Машины включены согласно. Нагрузочная машина работает в двигательном режиме, преодолевая потери и разгружая двигатель. Таким образом, момент НМ меняет свое направление (МНМ < 0), а МХХ нет, т.к. направление вращения сохранилось. В результате:
МД = – МНМ + МХХ .
При увеличении I0 сначала наступает режим идеального холостого хода
(IЯ = МД= 0, МНМ = МХХ), после которого ток якоря меняет направление (IЯ<0) и двигатель переходит в режим рекуперативного торможения (МД < 0).
Этот режим возможен только в тех случаях, когда схема включения двигателя позволяет протекать току в обоих направлениях.